ВЛИЯНИЕ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХ, ГЕНДЕРНЫХ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-КОНТИНУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1. Конституционально-биологические основы развития личности 11
1.2. Изучение конституционально-типологической аномальной личностной
изменчивости в отечественной и зарубежной психологии
1.2.1. Определение границ психической и психологической нормы и патологии
1.2.2. Конституционально-континуальная концепция личностной изменчивости
1.3. Конституционально-типологическая характеристика основных психотипов в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности (ПАЛ).26 ГЛАВА 2. Психолого-философский аспект изучения нравственности 34
2.1. Анализ философских концепций нравственности 34
2.2. Изучение проблемы нравственности в зарубежной психологии 46
2.3. Изучение проблемы нравственности в отечественной психологии 60
2.3.1. Основные подходы к исследованию нравственности 60
2.3.2. Развитие нравственной сферы личности 72
2.4. Роль экспериментальной психосемантики в изучении представлений о
нравственном человеке 76
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование представлений о
нравственном человеке у студентов с различными психотипологическими, гендерными и конституционально-континуальными особенностями личности 78
3.1. Организация и методы исследования 78
3.2. Исследование влияния психотипологических особенностей личности
испытуемых на представления о нравственном человеке 88
3.2.1. Факторный анализ результатов выборки шизоидного психотипа личности
3.2.2. Факторный анализ результатов выборки циклоидного психотипа личности
3.2.3. Факторный анализ результатов выборки эпилептоидного психотипа личности 95
3.2.4. Факторный анализ результатов выборки истероидного психотипа личности
3.2.5. Обсуждение результатов 103
3.3. Анализ результатов исследования гендерных различий в представлениях о
нравственном человеке 111
3.3.1. Факторный анализ результатов мужской выборки испытуемых 111
3.3.2. Факторный анализ результатов женской выборки испытуемых...114
3.3.3. Обсуждение результатов 117
3.4. Исследование влияния на представления о нравственном человеке конституционально-континуальных особенностей личности испытуемых, принадлежащих к основным четырем психотипам 119
3.4.1. Факторный анализ результатов выборки испытуемых шизоидного психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности (ПАЛ) 122
3.4.2. Факторный анализ результатов выборки испытуемых циклоидного психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности личности (ПАЛ) 132
3.4.4. Факторный анализ результатов выборки испытуемых истероидного психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности (ПАЛ) 137
3.4.5. Обсуждение результатов 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
ЛИТЕРАТУРА 158
ПРИЛОЖЕНИЯ 173
1.1. Конституционально-биологические основы развития личности 11
1.2. Изучение конституционально-типологической аномальной личностной
изменчивости в отечественной и зарубежной психологии
1.2.1. Определение границ психической и психологической нормы и патологии
1.2.2. Конституционально-континуальная концепция личностной изменчивости
1.3. Конституционально-типологическая характеристика основных психотипов в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности (ПАЛ).26 ГЛАВА 2. Психолого-философский аспект изучения нравственности 34
2.1. Анализ философских концепций нравственности 34
2.2. Изучение проблемы нравственности в зарубежной психологии 46
2.3. Изучение проблемы нравственности в отечественной психологии 60
2.3.1. Основные подходы к исследованию нравственности 60
2.3.2. Развитие нравственной сферы личности 72
2.4. Роль экспериментальной психосемантики в изучении представлений о
нравственном человеке 76
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование представлений о
нравственном человеке у студентов с различными психотипологическими, гендерными и конституционально-континуальными особенностями личности 78
3.1. Организация и методы исследования 78
3.2. Исследование влияния психотипологических особенностей личности
испытуемых на представления о нравственном человеке 88
3.2.1. Факторный анализ результатов выборки шизоидного психотипа личности
3.2.2. Факторный анализ результатов выборки циклоидного психотипа личности
3.2.3. Факторный анализ результатов выборки эпилептоидного психотипа личности 95
3.2.4. Факторный анализ результатов выборки истероидного психотипа личности
3.2.5. Обсуждение результатов 103
3.3. Анализ результатов исследования гендерных различий в представлениях о
нравственном человеке 111
3.3.1. Факторный анализ результатов мужской выборки испытуемых 111
3.3.2. Факторный анализ результатов женской выборки испытуемых...114
3.3.3. Обсуждение результатов 117
3.4. Исследование влияния на представления о нравственном человеке конституционально-континуальных особенностей личности испытуемых, принадлежащих к основным четырем психотипам 119
3.4.1. Факторный анализ результатов выборки испытуемых шизоидного психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности (ПАЛ) 122
3.4.2. Факторный анализ результатов выборки испытуемых циклоидного психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности личности (ПАЛ) 132
3.4.4. Факторный анализ результатов выборки испытуемых истероидного психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности (ПАЛ) 137
3.4.5. Обсуждение результатов 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
ЛИТЕРАТУРА 158
ПРИЛОЖЕНИЯ 173
Актуальность исследования. Проблема изучения нравственности как системы социальных требований, регулирующих поведение человека, а также как интегративного личностного образования, включающего в себя когнитивную, эмоционально-чувственную, волевую сферы, является одной из сложнейших и актуальных в большинстве современных психологических, педагогических и философских исследований (Апресян Р.Г, 1993; Корниенко Н.А., 1997; Антилогова Л.Н., 1999; Дикевич Л.Л., 1999; Светлова Н.В., 2003 и др.).
Одним из показателей зрелой, активной и самостоятельной личности является ее устойчивая нравственная позиция, отражающаяся в индивидуальном нравственном самосознании (Столин В.В., 1983; Братусь Б.С., 1985; Якобсон С.Г., Морева Г.И., 1989; Чудновский В.Э., 1990; Кон И.С., 1999). Через формирование нравственной позиции человека, через становление системы личностных смыслов строится индивидуальное бытие и мировоззрение личности.
По мнению многих отечественных психологов (Выготский Л.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1985 и др.), системный анализ человеческого сознания требует изучения значения как единицы сознания. Система значений может быть организована в некие повествовательные структуры, вызывающие в сознании субъекта целостный контекст ассоциативных связей. Метод исследования данной проблемы «не может быть иным, чем метод семантического анализа смысловой стороны речи, метод изучения словесного значения» (Выготский Л.С., 1982).
Ответные психологические и поведенческие реакции человека на социальные требования выполнения нравственных норм зависят и от конституционально-психотипологической предиспозиции, которая обусловливает целостный ответ личности как интегральной индивидуальности (Мерлин В.С., 1986; Белоус В.В., 1999; Боев И.В.; 2000, Волоскова Н.Н., 2002).
В связи с этим, следует считать актуальным исследование представлений о нравственном человеке, исходящее из концептуального подхода к конституционально обусловленной личностной изменчивости (Боев И.В., 1999; Ахвердова О.А., 2000), который подразумевает континуальную непрерывность распределения личностно-характерологических особенностей юношей и девушек в диапазоне от крайнего варианта психологической нормы - акцентуации - к пограничной аномальной личности (ПАЛ), занимающей промежуточное положение между психологической нормой и патологической психической конституцией (психопатиями). Правомерно предположить, что у лиц с признаками аномальной личностной изменчивости, под влиянием неблагоприятных факторов социальной среды легче и быстрее могут возникать деструктивные проявления нравственного сознания, отражающиеся на представлениях о нравственном человеке.
Исходя из этого, исследование представлений о нравственности, требует изучения не только социокультурных факторов, как источников формирования смысловой сферы личности, но и конституционально-типологических основ личности, гендерных особенностей, оказывающих влияние на обыденное сознание человека. Возникает проблема исследования: каким образом психотипологические, гендерные особенности личности обусловливают формирование представлений о нравственном человеке.
Предмет исследования - представления о нравственности как интегративном личностном образовании, зависящем от психотипологических, гендерных особенностей респондентов.
Теоретическая гипотеза исследования основана на допущении представлений о нравственности в обыденном сознании, детерминированных социальными и/ или природными факторами.
Эмпирическая гипотеза исследования - при нахождении в одинаковых социальных условиях на представления о нравственном человеке оказывают влияние психотипологические и гендерные особенности испытуемых.
Задачи исследования:
1) Провести анализ теоретических основ по проблеме нравственности в отечественной и зарубежной психологии;
2) Сравнить категориальные структуры воспринимаемых личностных качеств как системообразующие факторы, отражающие особенности представлений о нравственном человеке, представить феноменологию стереотипа «нравственный человек»;
3) Разработать экспериментально-психологическую, дифференциально-семантическую модель, позволяющую проанализировать представления о нравственном человеке в обыденном сознании с учетом пола и структуры личностного психотипа;
4) Проследить особенности идентификации испытуемых с предложенными ролевыми позициями с целью определения области личностно значимой и психологически близкой для испытуемых.
социальным в психическом развитии, единстве сознания и деятельности (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Асмолов А.Г.); концепция системного подхода в психологии (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.); континуально-генетическая концепция (Брушлинский А.В.); генетическая теория типов (Конрад К., Кречмер Э., Шелдон У., Лазурский А.Ф.); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (Личко А.Е., Леонгард К., Ушаков Г.К.); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Белоус В.В., Братусь Б.С., Дружинин В.Н., Мерлин В.С., Слободчиков В.И.); концепция пограничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конституционально¬континуального пространства (Боев И.В., Ахвердова О.А.); идеи психосемантического подхода к изучению обыденного сознания (Артемьева Е.Ю., Лурия А.Р., Петренко В.Ф., Шмелев А.Г.).
Методы исследования: психологические - патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко (1983), клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (Менделевич В.Д., Яхин К.К., 1978), методика определения уровня невротизации и психопатизации (Бажин Е.Ф., 1976; Ласко И.Б., 1980); личностный опросник Дж. Айзенка (1963); шкала тревожности (Teulor J., 1953), методика частного ролевого семантического дифференциала; математические - методы количественной и качественной обработки эмпирических данных - факторный анализ.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые: выделены и проанализированы представления о «нравственном человеке», отношение к образу «нравственный человек» в зависимости от психотипологических различий; для испытуемых каждого из четырех психотипов личности выделены базисные конструкты обыденного сознания, через которые происходит восприятие и оценка образа «нравственного человека»; доказано, что на представления о «нравственном человеке» в обыденном сознании молодежи влияет, прежде всего, конституционально-детерминированная
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что психологические понятия, являющиеся основополагающими для нашей работы, рассмотрены и проанализированы в многоплановом аспекте с точки зрения психологических, педагогических и философских подходов в различные исторические периоды. Теоретически обоснованы условия формирования представлений о нравственном человеке у студентов различного пола и психотипологической структуры личности. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, представляют собой определенное пополнение теоретико-методических сведений в изучении влияния индивидуально-типологических характеристик студентов на представления о нравственном человеке.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при вероятностном прогнозировании поведения в ситуациях нравственного выбора у представителей различных личностных психотипов. Точность прогнозирования повышается при определении места расположения испытуемого в конституционально¬континуальных диапазонах: психологической нормы-акцентуации или пограничной аномальной личности (ПАЛ). Знания о вероятностных конструкциях представлений о нравственном человеке в обыденном сознании конкретного субъекта необходимы для использования в социальной, клинической, юридической и политической психологии.
Организация, база и этапы исследования. В сплошном экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 841 студент (596 девушек, 245 юношей) различных вузов г. Ставрополя (СГУ, СГПИ, СФ ЮРГИ, СКСИ, СФ МГОПУ) в возрасте 17-18 лет, из которых были сформированы выборки испытуемых в зависимости от структуры личностного психотипа и гендерных отличий (всего 360 человек). Исследование проводилось с 2002 по 2005 гг. в несколько этапов. Первый этап (2002 - 2003 гг.) - подготовительный - осуществлялось определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез, изучалось состояние проблемы в теории и практике психологической науки, философии, социологии, медицины. Второй этап (2003 - 2004 гг.) - исследовательский - была проведена диагностика психотипологических особенностей испытуемых с изучением представлений о «нравственном человеке». Третий этап (2004 - 2005 гг.) - обобщающий - осуществлялся анализ и обобщение полученных экспериментальных результатов, углубление теоретических аспектов исследования и оформление этих результатов в виде диссертации.
Положения, выносимые на защиту.
1. Психотипологические особенности личности оказывают основополагающее воздействие на формирование представлений о «нравственном человеке» в обыденном сознании респондентов.
2. Гендерный фактор влияет на оценку и отношение к психологическим представлениям о «нравственном человеке» в обыденном сознании испытуемых.
3. Субъективная картина категоризации образов другого «Я», в том числе и «нравственного человека», на уровне обыденного сознания существенно
Апробация результатов исследования. Основные результаты по теме диссертации были изложены и обсуждены на Междисциплинарной конференции «Виктимологические проблемы борьбы с преступностью» (Ставрополь, 2002), на 48-й научно-методической конференции СГУ «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2003), в методическом пособии «Нравственное развитие как условие становления созидательной активности личности» (Ставрополь, 2003), на четвертых региональных образовательных знаменских чтениях «Традиционные ценности в воспитании и образовании» (Санкт-Петербург, 2003), 49-й научно-методической
конференции СГУ «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2004), Всероссийской научной интернет-конференции «Пути становления субъекта в информационном обществе» (Ставрополь, 2004), научно-практической конференции «Наука - Югу России» (Ставрополь, 2005), Всероссийской научной интернет-конференции «Значение прикладной психологии в новейшей истории России» (Ставрополь, 2005), в сборнике статей «Современные гуманитарные исследования» (Москва, 2005).
Публикации: по теме диссертации опубликовано 9 печатных работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, содержащий 221 источник, из которых 218 отечественных и 3 зарубежных, приложения на 39 страницах. Текст рукописи содержит в тексте 1 таблицу, 23 рисунка.
Одним из показателей зрелой, активной и самостоятельной личности является ее устойчивая нравственная позиция, отражающаяся в индивидуальном нравственном самосознании (Столин В.В., 1983; Братусь Б.С., 1985; Якобсон С.Г., Морева Г.И., 1989; Чудновский В.Э., 1990; Кон И.С., 1999). Через формирование нравственной позиции человека, через становление системы личностных смыслов строится индивидуальное бытие и мировоззрение личности.
По мнению многих отечественных психологов (Выготский Л.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1985 и др.), системный анализ человеческого сознания требует изучения значения как единицы сознания. Система значений может быть организована в некие повествовательные структуры, вызывающие в сознании субъекта целостный контекст ассоциативных связей. Метод исследования данной проблемы «не может быть иным, чем метод семантического анализа смысловой стороны речи, метод изучения словесного значения» (Выготский Л.С., 1982).
Ответные психологические и поведенческие реакции человека на социальные требования выполнения нравственных норм зависят и от конституционально-психотипологической предиспозиции, которая обусловливает целостный ответ личности как интегральной индивидуальности (Мерлин В.С., 1986; Белоус В.В., 1999; Боев И.В.; 2000, Волоскова Н.Н., 2002).
В связи с этим, следует считать актуальным исследование представлений о нравственном человеке, исходящее из концептуального подхода к конституционально обусловленной личностной изменчивости (Боев И.В., 1999; Ахвердова О.А., 2000), который подразумевает континуальную непрерывность распределения личностно-характерологических особенностей юношей и девушек в диапазоне от крайнего варианта психологической нормы - акцентуации - к пограничной аномальной личности (ПАЛ), занимающей промежуточное положение между психологической нормой и патологической психической конституцией (психопатиями). Правомерно предположить, что у лиц с признаками аномальной личностной изменчивости, под влиянием неблагоприятных факторов социальной среды легче и быстрее могут возникать деструктивные проявления нравственного сознания, отражающиеся на представлениях о нравственном человеке.
Исходя из этого, исследование представлений о нравственности, требует изучения не только социокультурных факторов, как источников формирования смысловой сферы личности, но и конституционально-типологических основ личности, гендерных особенностей, оказывающих влияние на обыденное сознание человека. Возникает проблема исследования: каким образом психотипологические, гендерные особенности личности обусловливают формирование представлений о нравственном человеке.
Предмет исследования - представления о нравственности как интегративном личностном образовании, зависящем от психотипологических, гендерных особенностей респондентов.
Теоретическая гипотеза исследования основана на допущении представлений о нравственности в обыденном сознании, детерминированных социальными и/ или природными факторами.
Эмпирическая гипотеза исследования - при нахождении в одинаковых социальных условиях на представления о нравственном человеке оказывают влияние психотипологические и гендерные особенности испытуемых.
Задачи исследования:
1) Провести анализ теоретических основ по проблеме нравственности в отечественной и зарубежной психологии;
2) Сравнить категориальные структуры воспринимаемых личностных качеств как системообразующие факторы, отражающие особенности представлений о нравственном человеке, представить феноменологию стереотипа «нравственный человек»;
3) Разработать экспериментально-психологическую, дифференциально-семантическую модель, позволяющую проанализировать представления о нравственном человеке в обыденном сознании с учетом пола и структуры личностного психотипа;
4) Проследить особенности идентификации испытуемых с предложенными ролевыми позициями с целью определения области личностно значимой и психологически близкой для испытуемых.
социальным в психическом развитии, единстве сознания и деятельности (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Асмолов А.Г.); концепция системного подхода в психологии (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.); континуально-генетическая концепция (Брушлинский А.В.); генетическая теория типов (Конрад К., Кречмер Э., Шелдон У., Лазурский А.Ф.); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (Личко А.Е., Леонгард К., Ушаков Г.К.); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Белоус В.В., Братусь Б.С., Дружинин В.Н., Мерлин В.С., Слободчиков В.И.); концепция пограничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конституционально¬континуального пространства (Боев И.В., Ахвердова О.А.); идеи психосемантического подхода к изучению обыденного сознания (Артемьева Е.Ю., Лурия А.Р., Петренко В.Ф., Шмелев А.Г.).
Методы исследования: психологические - патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко (1983), клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (Менделевич В.Д., Яхин К.К., 1978), методика определения уровня невротизации и психопатизации (Бажин Е.Ф., 1976; Ласко И.Б., 1980); личностный опросник Дж. Айзенка (1963); шкала тревожности (Teulor J., 1953), методика частного ролевого семантического дифференциала; математические - методы количественной и качественной обработки эмпирических данных - факторный анализ.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые: выделены и проанализированы представления о «нравственном человеке», отношение к образу «нравственный человек» в зависимости от психотипологических различий; для испытуемых каждого из четырех психотипов личности выделены базисные конструкты обыденного сознания, через которые происходит восприятие и оценка образа «нравственного человека»; доказано, что на представления о «нравственном человеке» в обыденном сознании молодежи влияет, прежде всего, конституционально-детерминированная
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что психологические понятия, являющиеся основополагающими для нашей работы, рассмотрены и проанализированы в многоплановом аспекте с точки зрения психологических, педагогических и философских подходов в различные исторические периоды. Теоретически обоснованы условия формирования представлений о нравственном человеке у студентов различного пола и психотипологической структуры личности. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, представляют собой определенное пополнение теоретико-методических сведений в изучении влияния индивидуально-типологических характеристик студентов на представления о нравственном человеке.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при вероятностном прогнозировании поведения в ситуациях нравственного выбора у представителей различных личностных психотипов. Точность прогнозирования повышается при определении места расположения испытуемого в конституционально¬континуальных диапазонах: психологической нормы-акцентуации или пограничной аномальной личности (ПАЛ). Знания о вероятностных конструкциях представлений о нравственном человеке в обыденном сознании конкретного субъекта необходимы для использования в социальной, клинической, юридической и политической психологии.
Организация, база и этапы исследования. В сплошном экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 841 студент (596 девушек, 245 юношей) различных вузов г. Ставрополя (СГУ, СГПИ, СФ ЮРГИ, СКСИ, СФ МГОПУ) в возрасте 17-18 лет, из которых были сформированы выборки испытуемых в зависимости от структуры личностного психотипа и гендерных отличий (всего 360 человек). Исследование проводилось с 2002 по 2005 гг. в несколько этапов. Первый этап (2002 - 2003 гг.) - подготовительный - осуществлялось определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез, изучалось состояние проблемы в теории и практике психологической науки, философии, социологии, медицины. Второй этап (2003 - 2004 гг.) - исследовательский - была проведена диагностика психотипологических особенностей испытуемых с изучением представлений о «нравственном человеке». Третий этап (2004 - 2005 гг.) - обобщающий - осуществлялся анализ и обобщение полученных экспериментальных результатов, углубление теоретических аспектов исследования и оформление этих результатов в виде диссертации.
Положения, выносимые на защиту.
1. Психотипологические особенности личности оказывают основополагающее воздействие на формирование представлений о «нравственном человеке» в обыденном сознании респондентов.
2. Гендерный фактор влияет на оценку и отношение к психологическим представлениям о «нравственном человеке» в обыденном сознании испытуемых.
3. Субъективная картина категоризации образов другого «Я», в том числе и «нравственного человека», на уровне обыденного сознания существенно
Апробация результатов исследования. Основные результаты по теме диссертации были изложены и обсуждены на Междисциплинарной конференции «Виктимологические проблемы борьбы с преступностью» (Ставрополь, 2002), на 48-й научно-методической конференции СГУ «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2003), в методическом пособии «Нравственное развитие как условие становления созидательной активности личности» (Ставрополь, 2003), на четвертых региональных образовательных знаменских чтениях «Традиционные ценности в воспитании и образовании» (Санкт-Петербург, 2003), 49-й научно-методической
конференции СГУ «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2004), Всероссийской научной интернет-конференции «Пути становления субъекта в информационном обществе» (Ставрополь, 2004), научно-практической конференции «Наука - Югу России» (Ставрополь, 2005), Всероссийской научной интернет-конференции «Значение прикладной психологии в новейшей истории России» (Ставрополь, 2005), в сборнике статей «Современные гуманитарные исследования» (Москва, 2005).
Публикации: по теме диссертации опубликовано 9 печатных работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, содержащий 221 источник, из которых 218 отечественных и 3 зарубежных, приложения на 39 страницах. Текст рукописи содержит в тексте 1 таблицу, 23 рисунка.
Под нравственностью (моралью) понимается определенная форма общественного сознания, система принципов, правил, норм поведения людей по отношению друг к другу, к семье, трудовому коллективу, нации и обществу в целом (Титаренко А.И., 1974; Архангельский Л.М., 1977; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., 2000; Дробницкий О.Г., 2002). Теоретиками зарубежной психологии в основных направлениях (психоаналитическое,бихевиористическое и когнитивное) исследуются генезис, механизмы, факторы и средства формирования нравственного сознания личности, а также моральное поведение и моральные чувства.
В отечественной психологии нравственность рассматривалась с позиции личностного и деятельностного подходов, где основной акцент ставился на ее социальной и культурно-исторической детерминации (Рубинштейн С.Л., 1998; Выготский Л.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1983; Ананьев Б.Г., 1980; Эльконин Д.Б., 2001; Божович Л.И., 1968 и др.). Также нравственность рассматривалась в рамках целостного, системного подхода как интегративное качество личности, имеющее сложную многоуровневую структуру (Антилогова Л.Н., 1999; Соловцова Е.Е., 1999).
В результате можно сделать вывод о том, что механизмы формирования психологического восприятия нравственности обусловлены тем, что нравственность значит для самого человека, его собственного «Я», какой смысл он вкладывает в данное понятие и как использует его во взаимодействии с окружающими людьми. Оценить представления о «нравственном человеке» возможно с помощью системного анализа человеческого сознания, которое состоит из житейских представлений об окружающем мире, других людях и себе («обыденное сознание») и требует изучения значения как единицы сознания (Выготский Л.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1985, Ананьев Б.Г.,1980;
Целью нашего исследования было построение семантических пространств, отражающих представление испытуемых о нравственном человеке, выделение базисных категорий этого пространства для анализа отношения субъектов к нравственному человеку. В сплошном экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 841 студент (596 девушек, 245 юношей) различных вузов г. Ставрополя (СГУ, СГПИ, ЮРГИ, СКСИ, МГОПУ) в возрасте 17-18 лет, из которых были сформированы выборки испытуемых в зависимости от психотипологических, гендерных и конституционально¬континуальных особенностей личности (Всего 360 человек). Исследование проводилось с 2002 по 2005 гг. в несколько этапов. Первый этап (2002 - 2003 гг.) - подготовительный - осуществлялось определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез, изучалось состояние проблемы в теории и практике психологической науки, философии, психиатрии. Второй этап (2003 - 2004 гг.) - исследовательский - была проведена диагностика психотипологических, конституционально-континуальных особенностей испытуемых, изучение представлений о «нравственном человеке». Третий этап (2004 - 2005 гг.) - обобщающий - осуществлялся анализ и обобщение полученных экспериментальных результатов, углубление теоретических аспектов исследования и оформление этих результатов в виде диссертации.
соответствующих психотипов личности (шизоидного, циклоидного, эпилептоидного, истероидного) по 60 человек каждая; изучение гендерных различий в представлениях о нравственном человеке - две группы испытуемых (60 девушек, 60 юношей); для изучения влияния конституционально¬континуальных особенностей личности испытуемых на представления о нравственном человеке - восемь групп испытуемых по 30 человек: четыре группы испытуемых шизоидного, циклоидного, эпилептоидного, истероидного психотипа диапазона нормы-акцентуации характера; четыре группы испытуемых шизоидного, циклоидного, эпилептоидного, истероидного психотипа диапазона пограничной аномальной личности (ПАЛ).
Представления студентов об образе «нравственного человека» изучались нами с помощью семантического дифференциала. При построении семантического дифференциала в качестве шкал-дискрипторов нами были использованы качественные прилагательные. Данный подход использования качественных прилагательных применялся ранее в работах В.Ф. Петренко (1997), А.Г. Шмелева (1983), Е.В. Улыбиной (1998) и др. Для выявления представлений о нравственности в обыденном сознании студентов мы использовали противопоставление обобщенных образов «нравственного человека» и безнравственного человека», а также образов «высоконравственного мужчины», «высоконравственной женщины» и «безнравственного мужчины», «безнравственной женщины». Образы «Я сам» и «Я через 15 лет» предъявлялись с целью получения данных об идентификации испытуемых с образом «нравственный человек» в настоящем и в будущем времени. Для сравнения своего «Я» с образами окружающих, составляющими социальное пространство испытуемых, были предложены образы: «типичный представитель нашего общества», «человек, который вызывает уважение», «идеал, с точки зрения общества», «человек, который на меня не похож», «человек, который мне не нравится», «человек, которого жаль».
В отечественной психологии нравственность рассматривалась с позиции личностного и деятельностного подходов, где основной акцент ставился на ее социальной и культурно-исторической детерминации (Рубинштейн С.Л., 1998; Выготский Л.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1983; Ананьев Б.Г., 1980; Эльконин Д.Б., 2001; Божович Л.И., 1968 и др.). Также нравственность рассматривалась в рамках целостного, системного подхода как интегративное качество личности, имеющее сложную многоуровневую структуру (Антилогова Л.Н., 1999; Соловцова Е.Е., 1999).
В результате можно сделать вывод о том, что механизмы формирования психологического восприятия нравственности обусловлены тем, что нравственность значит для самого человека, его собственного «Я», какой смысл он вкладывает в данное понятие и как использует его во взаимодействии с окружающими людьми. Оценить представления о «нравственном человеке» возможно с помощью системного анализа человеческого сознания, которое состоит из житейских представлений об окружающем мире, других людях и себе («обыденное сознание») и требует изучения значения как единицы сознания (Выготский Л.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1985, Ананьев Б.Г.,1980;
Целью нашего исследования было построение семантических пространств, отражающих представление испытуемых о нравственном человеке, выделение базисных категорий этого пространства для анализа отношения субъектов к нравственному человеку. В сплошном экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 841 студент (596 девушек, 245 юношей) различных вузов г. Ставрополя (СГУ, СГПИ, ЮРГИ, СКСИ, МГОПУ) в возрасте 17-18 лет, из которых были сформированы выборки испытуемых в зависимости от психотипологических, гендерных и конституционально¬континуальных особенностей личности (Всего 360 человек). Исследование проводилось с 2002 по 2005 гг. в несколько этапов. Первый этап (2002 - 2003 гг.) - подготовительный - осуществлялось определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез, изучалось состояние проблемы в теории и практике психологической науки, философии, психиатрии. Второй этап (2003 - 2004 гг.) - исследовательский - была проведена диагностика психотипологических, конституционально-континуальных особенностей испытуемых, изучение представлений о «нравственном человеке». Третий этап (2004 - 2005 гг.) - обобщающий - осуществлялся анализ и обобщение полученных экспериментальных результатов, углубление теоретических аспектов исследования и оформление этих результатов в виде диссертации.
соответствующих психотипов личности (шизоидного, циклоидного, эпилептоидного, истероидного) по 60 человек каждая; изучение гендерных различий в представлениях о нравственном человеке - две группы испытуемых (60 девушек, 60 юношей); для изучения влияния конституционально¬континуальных особенностей личности испытуемых на представления о нравственном человеке - восемь групп испытуемых по 30 человек: четыре группы испытуемых шизоидного, циклоидного, эпилептоидного, истероидного психотипа диапазона нормы-акцентуации характера; четыре группы испытуемых шизоидного, циклоидного, эпилептоидного, истероидного психотипа диапазона пограничной аномальной личности (ПАЛ).
Представления студентов об образе «нравственного человека» изучались нами с помощью семантического дифференциала. При построении семантического дифференциала в качестве шкал-дискрипторов нами были использованы качественные прилагательные. Данный подход использования качественных прилагательных применялся ранее в работах В.Ф. Петренко (1997), А.Г. Шмелева (1983), Е.В. Улыбиной (1998) и др. Для выявления представлений о нравственности в обыденном сознании студентов мы использовали противопоставление обобщенных образов «нравственного человека» и безнравственного человека», а также образов «высоконравственного мужчины», «высоконравственной женщины» и «безнравственного мужчины», «безнравственной женщины». Образы «Я сам» и «Я через 15 лет» предъявлялись с целью получения данных об идентификации испытуемых с образом «нравственный человек» в настоящем и в будущем времени. Для сравнения своего «Я» с образами окружающих, составляющими социальное пространство испытуемых, были предложены образы: «типичный представитель нашего общества», «человек, который вызывает уважение», «идеал, с точки зрения общества», «человек, который на меня не похож», «человек, который мне не нравится», «человек, которого жаль».
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХ, ГЕНДЕРНЫХ И
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-КОНТИНУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
НРАВСТВЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2005 - Влияние психотипологических, гендерных и конституциональных-континуальных особенностей личности студентов на представления о нравственности человека
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ У МОЛОДЕЖИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Влияние особенностей систем образования на формирование личностной структуры у молодежи
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



