ДИДАКТИЧЕСКОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 12
1.1. Структурирование процесса обучения в вузе как педагогическая проблема 12
1.2. О параметрах эффективности процесса обучения 25
1.3. Специфика структурирования процесса обучения в педагогическом вузе 33
1.4. Системный подход к исследованию структур процесса обучения.. 49
1.5. Характеристики структур педагогических систем с позиции
концепции структурно-количественного анализа 53
1.6. Характеристики структур учебного процесса в педагогическом
вузе в контексте личностного подхода 59
выводы по первой главе 65
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 68
2.1. вариант структурирования процесса обучения студентов математике 68
2.2. Дидактические оценки использования резюме как методологического
компонента структуры процесса обучения математике в вузе 92
2.3. влияние работы в парах «по ролям» как профессионально значимого развивающего компонента структуры процесса обучения на его эффективность 98
2.4. Взаимосвязь структурных характеристик умственной деятельности обучаемых с показателями эффективности решения математических задач и оценками качеств личности 101
2.5. Оценки эффективности разных вариантов самоподготовки студентов.. 105
Выводы по второй главе 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 119
ПРИЛОЖЕНИЯ 139
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 12
1.1. Структурирование процесса обучения в вузе как педагогическая проблема 12
1.2. О параметрах эффективности процесса обучения 25
1.3. Специфика структурирования процесса обучения в педагогическом вузе 33
1.4. Системный подход к исследованию структур процесса обучения.. 49
1.5. Характеристики структур педагогических систем с позиции
концепции структурно-количественного анализа 53
1.6. Характеристики структур учебного процесса в педагогическом
вузе в контексте личностного подхода 59
выводы по первой главе 65
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 68
2.1. вариант структурирования процесса обучения студентов математике 68
2.2. Дидактические оценки использования резюме как методологического
компонента структуры процесса обучения математике в вузе 92
2.3. влияние работы в парах «по ролям» как профессионально значимого развивающего компонента структуры процесса обучения на его эффективность 98
2.4. Взаимосвязь структурных характеристик умственной деятельности обучаемых с показателями эффективности решения математических задач и оценками качеств личности 101
2.5. Оценки эффективности разных вариантов самоподготовки студентов.. 105
Выводы по второй главе 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 119
ПРИЛОЖЕНИЯ 139
Взаимодействие ученика, учителя и предмета изучения осуществляется под воздействием огромного числа различных факторов. В результате происходят качественные изменения процесса обучения, как положительно, так и отрицательно влияющие на достижение поставленной дидактической цели. Поэтому важно соответствующими изменениями управлять, специально структурируя (иерархически упорядочивая) компоненты процесса обучения. Такое структурирование необходимо осуществлять в рамках личностного подхода, в соответствии с которым предполагается отношение к личности ученика как к неповторимой индивидуальности, создание благоприятных условий для ее развития, самоопределения и самореализации через образование. Этот подход отражает суть современной педагогической концепции, реализация идей которой требует пересмотра целей и ценностей образования, содержания и методов обучения, т.е. формирования личностно ориентированных систем обучения и воспитания. их разработкой и анализом занимались многие ученые: к.роджерс, и.с.Якиманская, В.В.сериков, н.А.Алексеев и др.
Воплотить их идеи в реальной педагогической практике невозможно без специального структурирования процесса обучения, позволяющего упорядочить его дидактические структуры таким образом, чтобы создать условия для развития и самореализации личности ученика. Такое упорядочение предусматривается в рамках развивающих систем обучения (Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, л.В.Занкова и др.). однако их специфика сужает границы применения соответствующих подходов к структурированию учебного процесса. В вузе, в частности в педагогическом, как правило, оно осуществляется на основе традиционного подхода, который недостаточно ориентирован на развитие личности студентов, овладение профессиональными качествами, востребованными современной школой. В этой связи становится актуальной проблема разработки специальных подходов к структурированию вузовского обучения, обеспечивающих его личностную направленность. Особенно значима эта проблема для педагогического вуза, поскольку ее решение весьма существенно может сказаться на профессиональной подготовке будущего учителя, владении им современными педагогическими технологиями и способности выступать в роли субъекта профессиональной деятельности.
Данная проблема определила тему нашего исследования.
Объектом исследования является процесс обучения в педагогическом вузе.
Предметом исследования выступают дидактические компоненты вузовского процесса обучения, способы их структурирования.
Цель исследования - выявление эффективных способов дидактического структурирования учебного процесса в педвузе, обеспечивающих его личностную направленность, и разработка путей их реализации.
Гипотеза исследования:
Дидактическое структурирование процесса обучения студентов педагогического вуза эффективно, если
- специально фиксировать и иерархически упорядочивать элементы учебного процесса (целевые, стимулирующе-мотивационные, операционно-деятельностные, контрольно-регулировочные, рефлексивные) в соответствии с целями профессиональной подготовки студентов, обеспечивая при этом установление взаимосвязей между указанными компонентами. ведущую роль при этом должен играть операционно-деятельностный компонент обучения, предусматривающий создание учебных ситуаций с целью развития у студентов общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, рефлексивных, коммуникативных) как основы для формирования соответствующих профессиональных качеств и умений;
- способы такого структурирования ориентировать на: а) выявление наиболее важных для личностного развития и профессиональной подготовки студентов приемов и методов работы; б) поиск и фиксирование последовательности их реализации с учетом методологической роли в процессе обучения. Это будет способствовать образованию интегративных связей между его элементами, определяющих основные функции педагогической системы.
Задачи исследования:
1. опираясь на результаты имеющихся психолого¬педагогических исследований, определить теоретико¬ методологические предпосылки структурирования обучения в педвузе;
2. раскрыть механизмы структурирования учебного процесса в педагогическом вузе, обеспечивающие его личностную и профессиональную направленность;
3. провести экспериментальное исследование эффективности такого структурирования для разных вариантов обучения студентов;
4. проанализировать пути практического применения результатов проведенного исследования в совершенствовании процесса обучения в педагогическом вузе с целью развития профессионально значимых качеств личности и умений студентов.
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические - исследование проблемы на основе методологии системного подхода, в частности одного из его вариантов - концепции структурно-количественного анализа; математического моделирования; идеализации и др.;
- эмпирические - изучение и обобщение массового педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий, естественный и лабораторный).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философия субъектно-гуманистического подхода к образованию (М.М.Бахтин,
Н.А.Бердяев, Ю.М.Лотман и др.), основные положения теории познания и теории развития личности (Б.Г.Ананьев, А.в.Брушлинский, Л.С.выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, в.С.Мерлин, К.К.Платонов и др.), психодиагностики (Г.Д.Айзенк, в.М.Блейхер, А.А.Бодалев, Л.Ф.Бурлачук, в.Н.Дружинин, П.Клайн, Ф.Франселла, Д.Баннистер, Р.Кеттел, Д.Гилфорд и др.), теоретические основы дидактики (Б.С.Гершунский, М.А.Данилов, в.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, Н.Д.Никандров М.Н.Скаткин,А.в.Хуторской и др.) и личностно ориентированной педагогики (Н.А.Алексеев, Д.А.Белухин, Е.в.Бондаревская, в.в.Сериков,И.С.Якиманская и др.), методы анализа педагогических систем, разработанные в.И.Загвязинским, Т.А.Ильиной, Г.Д.Кирилловой, Ф.Ф.Королевым, Н.в.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткиным, И.Д.Пехлецким, М.М.Поташником, Г.Н.Сухобской, Г.И.Щукиной и др.; идеи творческого развития и саморазвития личности (в.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, Н.Ю.Посталюк и др.), ее профессионального становления (С.А.Днепров, Н.в.Кузьмина, Ю.И.Тарский, в.Д.ширшов и др.), методы использования математического аппарата в педагогическом исследовании (Б.П.Битинас, М.И.Грабарь, Н.Ф.Джужа, Л.Б.Ительсон, И.П.Лебедева, Д.Лоули, в.И.Михеев, И.Д.Пехлецкий, С.в.Русаков, Г.в.Суходольский и др.).
Результаты исследования были подвергнуты комплексной обработке математико-статистическими методами (статистическая проверка гипотез с помощью критерия Стьюдента, корреляционный и регрессионный анализ).
Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов исследования обеспечивались применением современной научной методологии, опорой на фундаментальные психолого-педагогические исследования, использованием принципов системного анализа педагогических явлений, их критической оценкой и сопоставлением с результатами, полученными другими исследователями; экспериментальной проверкой всех основных теоретических выводов и апробацией соответствующих материалов в педвузе; применением методов математической статистики с целью определения статистической надежности и достоверности полученных количественных показателей.
Экспериментальной базой исследования явились: Пермский государственный педагогический университет, Пермский областной институт повышения квалификации работников образования (617 студентов и слушателей приняли участие в экспериментах).
Организация и этапы исследования.
на первом этапе (1991-1997гг.) проводился анализ научной литературы (по философии, логике, психологии, педагогике и др.) по исследуемой проблеме, изучался опыт структурирования вузовского процесса обучения, вы¬являлась его специфика для педагогического вуза.
на втором этапе (1998-2001 гг.) разрабатывалась концепция исследования, проводились педагогические эксперименты лабораторного и формирующего типов в условиях учебного процесса педвуза.
На третьем этапе (2002 - 2003гг.) осуществлялись осмысление результатов исследования и разработка путей их практического применения с целью совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя.
Научная новизна работы заключается в разработке эффективных способов дидактического структурирования обучения в педвузе, предполагающего целенаправленное развитие общеучебных умений студентов как основы формирования профессионально значимых умений. обосновано, что в качестве системообразующего фактора процесса вузовского обучения могут быть использованы его методологические компоненты, представленные в виде различных вариантов резюмирования и позволяющие будущему учителю успешно выступать в качестве субъекта познавательной и профессиональной деятельности. раскрыты пути практического осуществления такого структурирования для разных ситуаций учебного процесса; определены эффективные способы работы с учебным материалом, полезные в будущей профессиональной деятельности; приемы организации работы студентов в парах «по ролям» как профессионально значимого развивающего элемента процесса обучения; предложены новые формы оказания студентам педагогической поддержки в процессе изучения математики, учитывающие специфику предмета и цели педагогической подготовки будущего учителя.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыта суть понятия «дидактическое структурирование процесса обучения», заключающаяся в использовании специальных его компонентов (личностно и профессионально направленных) или фиксировании их последовательности с целью формирования устойчивых интегративных связей и отношений, обеспечивающих целостность процесса обучения;
- введено понятие «комплексное структурирование» процесса обучения, предполагающее установление интегративных взаимосвязей между раз-личными компонентами дидактической структуры (целевыми, стимулирующе-мотивационными, операционно-деятельностными, контрольно¬регулировочными, рефлексивными);
- с помощью регрессионного анализа иерархически упорядочены, с учетом меры их влияния на успешность учебной деятельности студентов, факторы (стимулирующе-мотивационные, организационно¬методологические, интеллектуальные), определяющие личностную направленность вузовского процесса обучения.
Практическая значимость исследования заключается в эффективности предложенных приемов обучения в педвузе (резюмирование, «ролевое обучение», приемы самоподготовки студентов и др.), способствующих обеспечению его личностной и профессиональной направленности и возможности их использования в массовой и педагогической практике. Овладение со¬временными методами структурирования учебного процесса предоставляет преподавателю дополнительные резервы повышении качества обучения и развития личности обучаемых.
Материалы данного исследования могут быть полезны при разработке специальных курсов и семинаров по повышению профессионального мастерства учителя, а также в учебном процессе педвуза при изучении дидактики высшей школы, на занятиях по методике преподавания профилирующего предмета и в практической деятельности преподавателей высшей и средней школы.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования.
основные положения, материалы и результаты исследования обсуждались на различных конференциях и семинарах: Всероссийская научно¬практическая конференция «Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущего учителя» (Барнаул, 1990); Всероссийский межвузовский семинар «Психолого-педагогические основы преподавания математических дисциплин в пединституте. обучение и развитие» (Ульяновск, 1991); Всероссийский семинар «Проблемы двухступенчатой подготовки учителя математики в педвузах» (Липецк, 1993); республиканские научно-практические конференции: «Вопросы непрерывного и двухуровневого педагогического образования» (Красноярск, 1993); «Подготовка учителя математики в педвузах в условиях профильной и уровневой дифференциации обучения в школах» (Елабуга, 1994); «Актуальные проблемы методики преподавания математики в школе и педвузе» (Москва, 1994); «содержание и методы обучения математике в школе и вузе на рубеже столетий: исторический и методологический аспекты» (Брянск, 1999); Международная научная конференция «55-е Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2002); XXI Всероссийский семинар преподавателей математики университетов и педвузов «Модернизация школьного математического образования и проблемы подготовки учителя математики» (Санкт-Петербург, 2002); Всероссийская научно- практическая конференция, посвященная 150-летию со дня рождения А.П.киселева «Актуальные проблемы обучения математике» (орел, 2002); VIII научная сессия Академии Акмеологических наук «Предмет акмеологии и акмеологическая теория повышения качества образования» (Санкт-Петербург, 2003) и др.
На защиту выносятся:
1. Трактовка понятия «дидактическое структурирование процесса обучения» с позиции системного подхода; способы структурирования основных компонентов учебного процесса (стимулирующе- мотивационного, операционно-деятельностного, контрольно¬регулировочного и рефлексивного), которые направлены на развитие общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, рефлексивных, коммуникативных) как основы формирования профессионально значимых качеств и умений студентов. Такие способы предполагают выявление наиболее важных для личностного развития и профессиональной подготовки студентов приемов и методов работы; фиксирование последовательности их реализации с учетом методологической роли в процессе обучения, с тем чтобы обогатить его функциональные возможности как педагогической системы; обеспечение комплексного характера структурирования, в результате которого образуются интегративные взаимосвязи между указанными компонентами дидактической структуры.
2. Методика структурирования элементов типичных учебных ситуаций (изучение нового материала, закрепление знаний при решении за¬дач, контроль знаний) и результаты ее апробации, выраженные в количественных оценках влияния компонентов структуры процесса обучения (различных приемов резюмирования, организации самоподготовки студентов и др.) на его эффективность.
3. Рекомендации по рациональному структурированию процесса обучения в педвузе с позиции современной личностно ориентированной дидактической концепции, предполагающей создание условий, в которых студент выступает одновременно как субъект познавательной деятельности и будущей профессиональной деятельности.
Воплотить их идеи в реальной педагогической практике невозможно без специального структурирования процесса обучения, позволяющего упорядочить его дидактические структуры таким образом, чтобы создать условия для развития и самореализации личности ученика. Такое упорядочение предусматривается в рамках развивающих систем обучения (Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, л.В.Занкова и др.). однако их специфика сужает границы применения соответствующих подходов к структурированию учебного процесса. В вузе, в частности в педагогическом, как правило, оно осуществляется на основе традиционного подхода, который недостаточно ориентирован на развитие личности студентов, овладение профессиональными качествами, востребованными современной школой. В этой связи становится актуальной проблема разработки специальных подходов к структурированию вузовского обучения, обеспечивающих его личностную направленность. Особенно значима эта проблема для педагогического вуза, поскольку ее решение весьма существенно может сказаться на профессиональной подготовке будущего учителя, владении им современными педагогическими технологиями и способности выступать в роли субъекта профессиональной деятельности.
Данная проблема определила тему нашего исследования.
Объектом исследования является процесс обучения в педагогическом вузе.
Предметом исследования выступают дидактические компоненты вузовского процесса обучения, способы их структурирования.
Цель исследования - выявление эффективных способов дидактического структурирования учебного процесса в педвузе, обеспечивающих его личностную направленность, и разработка путей их реализации.
Гипотеза исследования:
Дидактическое структурирование процесса обучения студентов педагогического вуза эффективно, если
- специально фиксировать и иерархически упорядочивать элементы учебного процесса (целевые, стимулирующе-мотивационные, операционно-деятельностные, контрольно-регулировочные, рефлексивные) в соответствии с целями профессиональной подготовки студентов, обеспечивая при этом установление взаимосвязей между указанными компонентами. ведущую роль при этом должен играть операционно-деятельностный компонент обучения, предусматривающий создание учебных ситуаций с целью развития у студентов общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, рефлексивных, коммуникативных) как основы для формирования соответствующих профессиональных качеств и умений;
- способы такого структурирования ориентировать на: а) выявление наиболее важных для личностного развития и профессиональной подготовки студентов приемов и методов работы; б) поиск и фиксирование последовательности их реализации с учетом методологической роли в процессе обучения. Это будет способствовать образованию интегративных связей между его элементами, определяющих основные функции педагогической системы.
Задачи исследования:
1. опираясь на результаты имеющихся психолого¬педагогических исследований, определить теоретико¬ методологические предпосылки структурирования обучения в педвузе;
2. раскрыть механизмы структурирования учебного процесса в педагогическом вузе, обеспечивающие его личностную и профессиональную направленность;
3. провести экспериментальное исследование эффективности такого структурирования для разных вариантов обучения студентов;
4. проанализировать пути практического применения результатов проведенного исследования в совершенствовании процесса обучения в педагогическом вузе с целью развития профессионально значимых качеств личности и умений студентов.
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические - исследование проблемы на основе методологии системного подхода, в частности одного из его вариантов - концепции структурно-количественного анализа; математического моделирования; идеализации и др.;
- эмпирические - изучение и обобщение массового педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий, естественный и лабораторный).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философия субъектно-гуманистического подхода к образованию (М.М.Бахтин,
Н.А.Бердяев, Ю.М.Лотман и др.), основные положения теории познания и теории развития личности (Б.Г.Ананьев, А.в.Брушлинский, Л.С.выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, в.С.Мерлин, К.К.Платонов и др.), психодиагностики (Г.Д.Айзенк, в.М.Блейхер, А.А.Бодалев, Л.Ф.Бурлачук, в.Н.Дружинин, П.Клайн, Ф.Франселла, Д.Баннистер, Р.Кеттел, Д.Гилфорд и др.), теоретические основы дидактики (Б.С.Гершунский, М.А.Данилов, в.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, Н.Д.Никандров М.Н.Скаткин,А.в.Хуторской и др.) и личностно ориентированной педагогики (Н.А.Алексеев, Д.А.Белухин, Е.в.Бондаревская, в.в.Сериков,И.С.Якиманская и др.), методы анализа педагогических систем, разработанные в.И.Загвязинским, Т.А.Ильиной, Г.Д.Кирилловой, Ф.Ф.Королевым, Н.в.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткиным, И.Д.Пехлецким, М.М.Поташником, Г.Н.Сухобской, Г.И.Щукиной и др.; идеи творческого развития и саморазвития личности (в.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, Н.Ю.Посталюк и др.), ее профессионального становления (С.А.Днепров, Н.в.Кузьмина, Ю.И.Тарский, в.Д.ширшов и др.), методы использования математического аппарата в педагогическом исследовании (Б.П.Битинас, М.И.Грабарь, Н.Ф.Джужа, Л.Б.Ительсон, И.П.Лебедева, Д.Лоули, в.И.Михеев, И.Д.Пехлецкий, С.в.Русаков, Г.в.Суходольский и др.).
Результаты исследования были подвергнуты комплексной обработке математико-статистическими методами (статистическая проверка гипотез с помощью критерия Стьюдента, корреляционный и регрессионный анализ).
Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов исследования обеспечивались применением современной научной методологии, опорой на фундаментальные психолого-педагогические исследования, использованием принципов системного анализа педагогических явлений, их критической оценкой и сопоставлением с результатами, полученными другими исследователями; экспериментальной проверкой всех основных теоретических выводов и апробацией соответствующих материалов в педвузе; применением методов математической статистики с целью определения статистической надежности и достоверности полученных количественных показателей.
Экспериментальной базой исследования явились: Пермский государственный педагогический университет, Пермский областной институт повышения квалификации работников образования (617 студентов и слушателей приняли участие в экспериментах).
Организация и этапы исследования.
на первом этапе (1991-1997гг.) проводился анализ научной литературы (по философии, логике, психологии, педагогике и др.) по исследуемой проблеме, изучался опыт структурирования вузовского процесса обучения, вы¬являлась его специфика для педагогического вуза.
на втором этапе (1998-2001 гг.) разрабатывалась концепция исследования, проводились педагогические эксперименты лабораторного и формирующего типов в условиях учебного процесса педвуза.
На третьем этапе (2002 - 2003гг.) осуществлялись осмысление результатов исследования и разработка путей их практического применения с целью совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя.
Научная новизна работы заключается в разработке эффективных способов дидактического структурирования обучения в педвузе, предполагающего целенаправленное развитие общеучебных умений студентов как основы формирования профессионально значимых умений. обосновано, что в качестве системообразующего фактора процесса вузовского обучения могут быть использованы его методологические компоненты, представленные в виде различных вариантов резюмирования и позволяющие будущему учителю успешно выступать в качестве субъекта познавательной и профессиональной деятельности. раскрыты пути практического осуществления такого структурирования для разных ситуаций учебного процесса; определены эффективные способы работы с учебным материалом, полезные в будущей профессиональной деятельности; приемы организации работы студентов в парах «по ролям» как профессионально значимого развивающего элемента процесса обучения; предложены новые формы оказания студентам педагогической поддержки в процессе изучения математики, учитывающие специфику предмета и цели педагогической подготовки будущего учителя.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыта суть понятия «дидактическое структурирование процесса обучения», заключающаяся в использовании специальных его компонентов (личностно и профессионально направленных) или фиксировании их последовательности с целью формирования устойчивых интегративных связей и отношений, обеспечивающих целостность процесса обучения;
- введено понятие «комплексное структурирование» процесса обучения, предполагающее установление интегративных взаимосвязей между раз-личными компонентами дидактической структуры (целевыми, стимулирующе-мотивационными, операционно-деятельностными, контрольно¬регулировочными, рефлексивными);
- с помощью регрессионного анализа иерархически упорядочены, с учетом меры их влияния на успешность учебной деятельности студентов, факторы (стимулирующе-мотивационные, организационно¬методологические, интеллектуальные), определяющие личностную направленность вузовского процесса обучения.
Практическая значимость исследования заключается в эффективности предложенных приемов обучения в педвузе (резюмирование, «ролевое обучение», приемы самоподготовки студентов и др.), способствующих обеспечению его личностной и профессиональной направленности и возможности их использования в массовой и педагогической практике. Овладение со¬временными методами структурирования учебного процесса предоставляет преподавателю дополнительные резервы повышении качества обучения и развития личности обучаемых.
Материалы данного исследования могут быть полезны при разработке специальных курсов и семинаров по повышению профессионального мастерства учителя, а также в учебном процессе педвуза при изучении дидактики высшей школы, на занятиях по методике преподавания профилирующего предмета и в практической деятельности преподавателей высшей и средней школы.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования.
основные положения, материалы и результаты исследования обсуждались на различных конференциях и семинарах: Всероссийская научно¬практическая конференция «Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущего учителя» (Барнаул, 1990); Всероссийский межвузовский семинар «Психолого-педагогические основы преподавания математических дисциплин в пединституте. обучение и развитие» (Ульяновск, 1991); Всероссийский семинар «Проблемы двухступенчатой подготовки учителя математики в педвузах» (Липецк, 1993); республиканские научно-практические конференции: «Вопросы непрерывного и двухуровневого педагогического образования» (Красноярск, 1993); «Подготовка учителя математики в педвузах в условиях профильной и уровневой дифференциации обучения в школах» (Елабуга, 1994); «Актуальные проблемы методики преподавания математики в школе и педвузе» (Москва, 1994); «содержание и методы обучения математике в школе и вузе на рубеже столетий: исторический и методологический аспекты» (Брянск, 1999); Международная научная конференция «55-е Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2002); XXI Всероссийский семинар преподавателей математики университетов и педвузов «Модернизация школьного математического образования и проблемы подготовки учителя математики» (Санкт-Петербург, 2002); Всероссийская научно- практическая конференция, посвященная 150-летию со дня рождения А.П.киселева «Актуальные проблемы обучения математике» (орел, 2002); VIII научная сессия Академии Акмеологических наук «Предмет акмеологии и акмеологическая теория повышения качества образования» (Санкт-Петербург, 2003) и др.
На защиту выносятся:
1. Трактовка понятия «дидактическое структурирование процесса обучения» с позиции системного подхода; способы структурирования основных компонентов учебного процесса (стимулирующе- мотивационного, операционно-деятельностного, контрольно¬регулировочного и рефлексивного), которые направлены на развитие общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, рефлексивных, коммуникативных) как основы формирования профессионально значимых качеств и умений студентов. Такие способы предполагают выявление наиболее важных для личностного развития и профессиональной подготовки студентов приемов и методов работы; фиксирование последовательности их реализации с учетом методологической роли в процессе обучения, с тем чтобы обогатить его функциональные возможности как педагогической системы; обеспечение комплексного характера структурирования, в результате которого образуются интегративные взаимосвязи между указанными компонентами дидактической структуры.
2. Методика структурирования элементов типичных учебных ситуаций (изучение нового материала, закрепление знаний при решении за¬дач, контроль знаний) и результаты ее апробации, выраженные в количественных оценках влияния компонентов структуры процесса обучения (различных приемов резюмирования, организации самоподготовки студентов и др.) на его эффективность.
3. Рекомендации по рациональному структурированию процесса обучения в педвузе с позиции современной личностно ориентированной дидактической концепции, предполагающей создание условий, в которых студент выступает одновременно как субъект познавательной деятельности и будущей профессиональной деятельности.
1. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема структурирования процесса обучения находилась в центре внимания многих исследователей в области дидактики. Однако ее решение было связано либо с изучением роли отдельных структур процесса обучения (логических структур учебного материала, соотношения различных составляющих организационных форм обучения и т.д.), либо со спецификой дидактических структур в рамках конкретной педагогической технологии. Проблема поиска эффективных способов структурирования процесса обучения в педагогическом вузе специально не исследовалась. Однако уровень развития современной педагогической науки и практики, испытывающей потребности в систематизации и углублении научного анализа различных подходов к организации обучения и механизмов повышения квалификации будущего учителя, свидетельствует об актуальности этой проблемы. В настоящее время педагогическая наука имеет все необходимые предпосылки для ее решения в свете современной дидактической концепции, предполагающей развитие и самореализацию личности в образовательном процессе.
2. Решение этой проблемы представляется перспективным в рамках системного подхода, в соответствии с ведущими принципами которого основные компоненты процесса обучения (целевые, стимулирующе- мотивационные, операционно-деятельностные, контрольно¬регулировочные, рефлексивные) могут быть иерархически упорядочены с учетом поставленных дидактических целей. Рассмотрение их в единстве с личностно ориентированными элементами учебного процесса позволит обеспечить соответствующую направленность обучению и предложить способы его структурирования, адекватные специфике педвуза. Такие способы предполагают: 1) выявление наиболее важных для личностного развития и профессиональной подготовки студентов приемов и методов работы; 2) их органичное использование в процессе обучения с тем, чтобы возникающие взаимосвязи между его элементами способствовали достижению поставленных образовательных и развивающих целей; 3) поиск и фиксирование последовательности реализации различных компонентов процесса обучения, позволяющие обогатить функциональные возможности педагогической системы. Наибольший эффект дает комплексное структурирование, в результате которого образуются интегративные взаимосвязи между различными компонентами дидактической структуры (целевыми, стимулирующее-мотивационными, операционно¬деятельностными, контрольно-регулировочными, рефлексивными). Для вузовского обучения такие взаимосвязи устанавливаются в результате использования специальных приемов резюмирования, организации самоподготовки и ролевого обучения.
3. В условиях формирующего эксперимента получены количественные оценки эффективности разработанной автором методики дидактического структурирования процесса обучения студентов математике. Эти оценки свидетельствуют о его существенном положительном влиянии на овладение студентами математикой и удовлетворенность процессом ее изучения. При этом в качестве системообразующего фактора процесса обучения целесообразно использовать его методологические компоненты, реализуемые за счет применения различных форм резюмирования и позволяющие будущему учителю успешно выступать в качестве субъекта познавательной деятельности. В результате использования «резюме» в сочетании с личностно ориентированными элементами учебного процесса (педагогическая поддержка, опора на субъектный опыт студентов, создание профессионально направленной мотивации) можно добиться повышения качества математических знаний студентов и уровня их профессионально значимых качеств и умений. Основой такого структурирования явилось развитие у студентов общеучебных умений, преломляемых в сферу профессиональной деятельности с тем, чтобы обеспечить формирование профессионально значимых умений (организационных, прогностических, проективных, рефлексивных, коммуникативных).
4. В ходе лабораторных экспериментов выявлены рациональные пути организации самоподготовки студентов, заключающиеся в применении специальных приемов доказательства утверждений, осмысления и запоминания учебного материала, отличающегося сложностью логических конструкций. Определены эффективные способы работы с учебным материалом, полезные в будущей профессиональной деятельности; приемы организации работы студентов в парах «по ролям» как профессионально значимого развивающего компонента процесса обучения. Как показали результаты экспериментов, целесообразная профессионально и личностно ориентированная вариация элементов процесса обучения повышает одновременно уровень специально предметной и педагогической подготовки будущего учителя.
5. На основе предложенных автором подходов к структурированию процесса обучения в педвузе и результатов экспериментов разработаны рекомендации, адресованные преподавателю и раскрывающие рациональные пути такого структурирования.
Таким образом, повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя обеспечивается систематическим использованием в комплексе различных приемов резюмирования в процессе учебных занятий, целесообразной организацией самоподготовки студентов и их работой «по ролям». При этом основой структурирования учебного процесса должно стать развитие общеучебных (особенно организационно-методологических) умений, преломляемых в плоскость будущей профессиональной деятельности, и целенаправленное фиксирование и упорядочивание личностно ориентированных элементов с учетом специфики этой деятельности и возраста обучаемых.
2. Решение этой проблемы представляется перспективным в рамках системного подхода, в соответствии с ведущими принципами которого основные компоненты процесса обучения (целевые, стимулирующе- мотивационные, операционно-деятельностные, контрольно¬регулировочные, рефлексивные) могут быть иерархически упорядочены с учетом поставленных дидактических целей. Рассмотрение их в единстве с личностно ориентированными элементами учебного процесса позволит обеспечить соответствующую направленность обучению и предложить способы его структурирования, адекватные специфике педвуза. Такие способы предполагают: 1) выявление наиболее важных для личностного развития и профессиональной подготовки студентов приемов и методов работы; 2) их органичное использование в процессе обучения с тем, чтобы возникающие взаимосвязи между его элементами способствовали достижению поставленных образовательных и развивающих целей; 3) поиск и фиксирование последовательности реализации различных компонентов процесса обучения, позволяющие обогатить функциональные возможности педагогической системы. Наибольший эффект дает комплексное структурирование, в результате которого образуются интегративные взаимосвязи между различными компонентами дидактической структуры (целевыми, стимулирующее-мотивационными, операционно¬деятельностными, контрольно-регулировочными, рефлексивными). Для вузовского обучения такие взаимосвязи устанавливаются в результате использования специальных приемов резюмирования, организации самоподготовки и ролевого обучения.
3. В условиях формирующего эксперимента получены количественные оценки эффективности разработанной автором методики дидактического структурирования процесса обучения студентов математике. Эти оценки свидетельствуют о его существенном положительном влиянии на овладение студентами математикой и удовлетворенность процессом ее изучения. При этом в качестве системообразующего фактора процесса обучения целесообразно использовать его методологические компоненты, реализуемые за счет применения различных форм резюмирования и позволяющие будущему учителю успешно выступать в качестве субъекта познавательной деятельности. В результате использования «резюме» в сочетании с личностно ориентированными элементами учебного процесса (педагогическая поддержка, опора на субъектный опыт студентов, создание профессионально направленной мотивации) можно добиться повышения качества математических знаний студентов и уровня их профессионально значимых качеств и умений. Основой такого структурирования явилось развитие у студентов общеучебных умений, преломляемых в сферу профессиональной деятельности с тем, чтобы обеспечить формирование профессионально значимых умений (организационных, прогностических, проективных, рефлексивных, коммуникативных).
4. В ходе лабораторных экспериментов выявлены рациональные пути организации самоподготовки студентов, заключающиеся в применении специальных приемов доказательства утверждений, осмысления и запоминания учебного материала, отличающегося сложностью логических конструкций. Определены эффективные способы работы с учебным материалом, полезные в будущей профессиональной деятельности; приемы организации работы студентов в парах «по ролям» как профессионально значимого развивающего компонента процесса обучения. Как показали результаты экспериментов, целесообразная профессионально и личностно ориентированная вариация элементов процесса обучения повышает одновременно уровень специально предметной и педагогической подготовки будущего учителя.
5. На основе предложенных автором подходов к структурированию процесса обучения в педвузе и результатов экспериментов разработаны рекомендации, адресованные преподавателю и раскрывающие рациональные пути такого структурирования.
Таким образом, повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя обеспечивается систематическим использованием в комплексе различных приемов резюмирования в процессе учебных занятий, целесообразной организацией самоподготовки студентов и их работой «по ролям». При этом основой структурирования учебного процесса должно стать развитие общеучебных (особенно организационно-методологических) умений, преломляемых в плоскость будущей профессиональной деятельности, и целенаправленное фиксирование и упорядочивание личностно ориентированных элементов с учетом специфики этой деятельности и возраста обучаемых.
Подобные работы
- Дидактическое структурирование процесса обучения студентов в педагогическом вузе
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (на примере дисциплины «Структуры и алгоритмы обработки данных»)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (на примере дисциплины «Структуры и алгоритмы обработки данных»)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ УСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ МЕТОДА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2025 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКСТЕРНАТА В ВУЗЕ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Методическое обеспечение дисциплины «Педагогическое применение мультимедиа», реализуемой дистанционными образовательными технологиями
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



