Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Работа №28563

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы217
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
689
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Имидж Вооруженных Сил России в молодежной среде как объект социально-психологического исследования 16
1.1. Проблема корпоративного имиджа в современной психологии 16
1.2. Социально-психологические характеристики молодежи как субъекта имиджа 36
1.3. Подходы к исследованию особенностей имиджа Вооруженных Сил России 59
Глава II. Вооруженные Силы России в обыденном сознании молодежи 80
2.1. Исследование содержания образа Вооруженных Сил с помощью психосемантического эксперимента 80
2.2. Факторная структура семантического пространства восприятия и типология имиджа ВС РФ 95
2.3. Взаимосвязь имиджа ВС РФ с идентичностью молодежи и ее установками на военную службу 112
Глава III. Социально-психологическая модель коррекции имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации в молодежной среде 132
3.1. Определение характеристик эффективного имиджа ВС РФ в молодежной среде 132
3.2. Механизмы формирования и направления коррекции имиджа ВС РФ в сознании молодежи 145
3.3. Содержание социально-психологической модели коррекции имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации 161
Заключение 178
Библиографический список 184
Приложения

Одним из условий успешного осуществления реформы ВС РФ является формирование привлекательного облика армии и флота России, повышение их престижа. Как показывает многовековой опыт, отношение общества к Вооруженным Силам во многом определяет морально-психологическое состояние военнослужащих, а значит, и боеготовность войск, эффективность решения поставленных перед ними задач. Восприятие Вооруженных Сил, как элемента Российского государства, так или иначе затрагивающего интересы всех россиян, влияет на стабильность общества и настроения людей. Следовательно, имидж ВС РФ, как целенаправленно формируемый в обыденном сознании об¬раз, является важным элементом безопасности России.
Понимание войны как социально-психологического явления, предполагает изучение влияния образов своих войск и войск противника на исход военно¬го противоборства. Научные исследования свидетельствуют о значительной роли имиджа вооруженных сил в военных конфликтах. Стратегическое информационно-психологическое противоборство «второго поколения» включает в себя систему глобальных мероприятий по «управлению впечатлением» (Perception Management). Среди прочего, этот вид противоборства направлен на разрушение сложившихся у населения противника и третьих стран образов государственных органов и вооруженных сил противоборствующей стороны, на формирование недоверия к ним.
Соответственно ставится и вопрос о защите собственного населения и личного состава вооруженных сил от подобных воздействий со стороны противника. В вооруженных силах США, Великобритании, Германии, Франции и других стран создана разветвленная система связей с общественностью, главной задачей которой является создание положительного имиджа данного государственного института . Все развитые страны, комплектующие вооруженные силы на добровольной основе, проводят интенсивную рекламу военной службы, эффективность которой обеспечивается широкомасштабными научными исследованиями. Таким образом, среди мировых держав становится отчетливым понимание роли имиджа вооруженных сил в современном военном противоборстве.
Стратегии формирования имиджа сегодня все чаще направляются на молодежь. Молодежь закономерно рассматривается как резерв для пополнения личного состава Вооруженных Сил и, соответственно, как одна из целевых групп для технологий формирования имиджа армии. Более 85% военнослужащих относится к молодежи . Поэтому восприятие армии молодыми людьми является важным оборонным ресурсом нашего государства.
Конец XX века в России ознаменовался ростом негативного отношения к Вооруженным Силам, падением престижа военной службы. Недоверие к армии выражает все большее число молодых людей. По данным всероссийского опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение», 46% молодых людей считает положение в Российской армии «плохим и очень плохим» . Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, число молодых людей уклоняющихся от призыва на военную службу, остается весьма высоким. Так, по данным ГОМУ ГШ ВС РФ, осенью 2004 года на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не явились 21 тыс. граждан. Это является одной из существенных причин недостаточного укомплектования войск рядовым и сержантским составом. Кроме того, для значительной части молодых людей, сам призыв в армию является психической травмой . Следовательно, непривлекательный имидж военной организации страны во многом предопределяет трудности с комплектованием по призыву и по контракту, низкую мотивацию к службе всех категорий военнослужащих, отсутствие широкой общественной поддержки действий федеральных войск по наведению конституционного по¬рядка, незащищенность личного состава от негативного информационно¬психологического воздействия. Переход на комплектование частей и соединений военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, не снимает необходимость коррекции имиджа ВС РФ. Более того, не исключены и негативные последствия такого перехода для имиджа ВС РФ (как это было, например, на первом этапе аналогичных преобразований в США).
Государственное и военное руководство России озабочено тем, как воспринимаются Вооруженные Силы населением России и особенно молодежью. Все чаще в выступлениях руководителей, политиков и ученых звучит мысль о необходимости изменения имиджа ВС РФ . «Ведь вполне очевидно, что от их образа, формируемого общественным мнением, во многом зависит отношение наших сограждан к тому, что в настоящее время происходит в армии и на флоте», - отмечает Министр обороны России С.Б. Иванов . Наряду с усилиями по повышению боеготовности, устранению преступности в армейской среде, укреплению правового статуса военнослужащих, принимаются меры по улучшению информационного обеспечения, рекламы военной службы, созданию системы связей с общественностью. Очевидно, что деятельность по коррекции имиджа ВС РФ невозможна без изучения его современного состояния, выявления социально-психологических особенностей, детерминант и закономерностей его формирования.
Несмотря на представленность термина «имидж» в современной отечественной науке, построение психологической теории имиджа остается нерешенной задачей. В диссертационных исследованиях и научных публикациях отражаются отдельные аспекты данного явления. Е.Б. Перелыгиной, предложившей концепцию имиджа как феномена интерсубъективного взаимодействия, теоретическая модель имиджа построена применительно к персональному имиджу . Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, наиболее предметно исследовавшие корпоративный имидж, рассматривают его в рамках деятельности по связям с общественностью . Отсутствие единого подхода в понимании сущности, структуры и функций корпоративного имиджа в современной науке затрудняет определение методологических ориентиров в его изучении. В многочисленной, так называемой «практической» литературе господствуют, как правило, интуитивистские подходы к описанию этого явления, опирающиеся на западный опыт в области маркетинга, рекламы и public relations.
В отечественной военной науке и практике происходит осознание важности деятельности по коррекции имиджа ВС РФ, причем не только как инструмента поддержки основной деятельности по обеспечению безопасности страны, но и как одной из главных составляющих этой деятельности. Интенсивно исследуются различные аспекты оптимизации отношений армии и общества , военно-профессиональной ориентации и подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах. Все чаще имидж ВС РФ рассматривается как один из факто¬ров ориентации допризывной молодежи на военную службу , формирования мотивационной готовности к службе военнослужащих . Вопросы ценностей военной службы и повышения ее престижа ставит В.А. Петрикас . Вопросы совершенствования индивидуального имиджа военного руководителя рассматривают Л.В. Аминова и А.Г. Лебедев , А.В. Саватеев . Предпринимают попытки решения проблем восприятия государственных служащих в массовом сознании современного российского общества В.В. Дъякова, Е.А. Орлова, А.А. Семик . Создание имиджа Вооруженных Сил России, как одно из направлений рекламы армии, выделяет С. П. Вачаев .
Однако, несмотря на теоретическую и практическую значимость, имидж ВС РФ до сих пор не стал предметом целенаправленного изучения в психологической науке. Анализ научных трудов показывает, что имидж Вооруженных Сил как социального института изучен недостаточно, не выявлены его структура, социально-психологические особенности и детерминанты формирования. Социологические исследования не позволяют вскрыть глубинную основу от¬ношения молодежи к военной службе. Психологическая характеристика современного состояния имиджа ВС РФ подменяется публицистическими описаниями, выполненными на основе личного опыта и субъективного мнения авторов. Все это не позволяет определить эффективные пути коррекции имиджа.
Таким образом, проблему имиджа ВС РФ можно отнести к «. одной из психологических проблем военного строительства, развития Вооруженных Сил как особого государственного института ». Изучение социально¬психологических особенностей имиджа Вооруженных Сил России актуально как для развития социально-психологического знания, так и для принятия практических мер по коррекции восприятия российской молодежью Вооруженных Сил, повышению эффективности рекламы военной службы, развитию системы связей с общественностью, повышению мотивации к военной службе, защиты от информационно-психологического воздействия противника.
Объектом исследования выступает имидж Вооруженных Сил России, а предметом исследования - социально-психологические особенности имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации среди российской молодежи.
Цель исследования - установить социально-психологические особенности имиджа ВС РФ и механизмы его формирования в молодежной среде, обосновать теоретические подходы к его коррекции.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие имиджа ВС РФ как социально-психологического явления, определить его структуру, критерии оценки и роль психологических характеристик молодежи в его формировании.
2. Выявить социально-психологические особенности и механизмы формирования имиджа ВС РФ в современной молодежной среде.
3. Обосновать основные направления и социально-психологическую модель коррекции имиджа ВС РФ.
Гипотеза исследования:
1) Имидж ВС РФ в молодежной среде является результатом их целенаправленно организованного восприятия, которое обусловлено специфическими познавательными конструктами (факторами восприятия), неявно присутствующими в обыденном сознании и определяющими индивидуальные и типологические особенности имиджа. Типы имиджа проявляются в установках молодежи по отношении к военной службе.
2) Социально-психологические особенности имиджа ВС РФ порождаются факторами восприятия, которые отражают идентичность молодежи. Формирование молодыми людьми благоприятного имиджа возможно в случае одновременной выраженности общественной и военной идентичности.
3) Социально-психологические механизмы формирования имиджа ВС РФ молодыми людьми служат основой для построения модели его коррекции, которая помимо указанных механизмов включает также целевой образ и взаимодействие образов обыденного сознания.
Методологическими и научно-теоретическими основами исследования служат концепция социально-культурной детерминации психических явлений Л.С. Выготского, В.С. Агеева, Л.Г. Асмолова, концепция образа и сознания А.Н. Леонтьева, теория социальных представлений С. Московичи, конструктивистский подход (Дж. Брунер, Дж. Келли), представления о категориальной структуре сознания в психосемантике (Ч. Осгуд,В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев), теория идентичности Э. Эриксона, теории социальной идентичности и самокатегоризации Г. Тэджфела и Дж. Тернера.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Предложено понимание имиджа ВС РФ как целенаправленно формируемого образа, создаваемого в результате взаимодействия трех субъектов: коллективного субъекта восприятия - молодежной аудитории; субъекта само- презентирования - Вооруженных Сил России; и субъекта коррекции - органов, влияющих на восприятие армии в необходимом направлении.
2. Определена структура имиджа ВС РФ, включающая: диспозиционный уровень, отражающий место армии в образе мира молодого человека; знаково-содержательный уровень, включающий основные характеристики Вооруженных Сил, воспринимаемые молодыми людьми; поведенческий уровень, выражающий наличие предрасположенности к тому или иному виду поведения по отношению к ВС РФ.
3. Раскрыты социально-психологические особенности имиджа ВС РФ, среди которых ключевое место занимают зависимость имиджа от идентичности молодых людей, факторы восприятия ВС РФ, типы имиджа и его влияние на отношение к военной службе. Идентичность молодежи представлена как многомерное явление на общественном, групповом и личностном уровнях. Каждый из перечисленных уровней содержит аспект военной идентичности.
4. Обоснован критерий оценки имиджа ВС РФ, в качестве которого вы-ступает его способность обеспечивать положительное отношение молодежи к военной службе. Установлено, что наиболее благоприятными типами имиджа ВС РФ являются «Сочувствующий» и «Ситуативно-приемлемый».
5. Выявлены социально-психологические механизмы формирования имиджа Вооруженных Сил в среде российской молодежи: «Идентификация с военнослужащим», «Военно-социальная идентификация», «Сравнение с идеалом». Раскрыты основные направления его коррекции: оптимизация массовой коммуникации, изменение социально-психологических характеристик аудитории, изменение имиджевых характеристик ВС РФ. На этой основе построена модель социально-психологической коррекции имиджа ВС РФ, представляющая взаимодействие образов обыденного сознания молодежи, на которое направлено корректирующее воздействие с учетом социально-психологических механизмов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Имидж ВС РФ в молодежной среде представляет собой устойчивый эмоционально окрашенный образ, формирующийся в обыденном сознании молодежи посредством целенаправленной активизации восприятия социально и личностно значимых характеристик Вооруженных Сил, и оказывающий влияние на отношение к ним молодых людей.
2. Социально-психологические особенности имиджа ВС РФ в молодежной среде представляют собой различия в восприятии Вооруженных Сил между группами молодежи, обусловленные как дифференцированным влиянием воспринимаемых характеристик ВС РФ, так и социально-психологическими характеристиками молодежи. Данные особенности проявляются на соответствующих уровнях структуры имиджа:
- на диспозиционном уровне - зависимость имиджа от идентичности молодых людей. Формирование результативного имиджа связано, прежде всего, с одновременным развитием общественной и военной составляющих идентичности;
- на знаково-содержательном уровне - факторы восприятия и типы имиджа ВС РФ. Факторы восприятия, посредством которых молодыми людьми формируется образ ВС РФ, включают: «Оценку состояния», «Социальную значимость», «Личностную близость», «Тяжесть службы» и «Романтику-обыденность». Типы имиджа, выделенные в молодежной среде на основе общности оценок по факторам восприятия, определяются как: «Негативный», «Отстраненный», «Сочувствующий» и «Ситуативно-приемлемый»;
- на поведенческом уровне - зависимость отношения молодых людей к военной службе от типа имиджа ВС РФ. Положительное отношение к военной службе соответствует «Сочувствующему» и «Ситуативно-приемлемому» типу имиджа ВС РФ, отрицательное - «Негативному».
3. Критерием оценки имиджа ВС РФ выступает его соответствие цели, с которой он создавался. Применительно к молодежной среде таким критерием является обеспечение положительного отношения молодежи к военной службе.
4. Основными механизмами формирования имиджа ВС РФ, проявляющимися в его особенностях, выступают: «Идентификация с военнослужащим», представляющая собой восприятие армии с позиции военнослужащего; «Военно-социальная идентификация», отражающая восприятие ВС РФ в кон¬тексте внешних угроз для российского общества, исходящих от других общностей, и роли армии в сдерживании этих угроз; «Сравнение с идеалом», включающее в себя оценку соответствия реальных ВС РФ их идеалу.
5. Социально-психологическая модель коррекции имиджа ВС РФ включает взаимосвязь образов обыденного сознания молодежи, на которое направлено воздействие субъекта коррекции с учетом социально¬психологических механизмов формирования имиджа. Направлениями коррекции являются: оптимизация массовой коммуникации, изменение социально¬психологических характеристик аудитории, изменение имиджевых характеристик Вооруженных Сил России.
Практическая значимость исследования:
1. Результаты исследования могут быть использованы органами государственного и военного управления при формировании и реализации государственной молодежной политики в области патриотического воспитания молодежи, в ходе совершенствования военного строительства России.
2. Построенное семантическое пространство восприятия ВС РФ, разработанные типология и социально-психологическая модель коррекции имиджа позволяют повысить результативность деятельности по комплектованию войск, формированию психологической готовности молодых людей к военной службе и предупреждению уклонений от нее. Представленные рекомендации целесообразно использовать в интересах психологического противоборства, совершенствования рекламы военной службы, информационного обеспечения деятельности ВС РФ и системы связей с общественностью.
3. Разработанная психосемантическая модель исследования имиджа, включающая релевантный диагностический инструментарий, позволяет оценить состояние имиджа ВС РФ, выявить их имиджевые характеристики и построить целевой образ, на достижение которого следует направить усилия по коррекции имиджа.
4. Основные положения исследования могут быть использованы в ввузах при подготовке психологов, военных журналистов, специалистов профессионально-психологического отбора и культурно-досуговой работы. Данные, полученные в диссертации, целесообразно учесть в ходе преподавания дисциплин «Военная психология», «Психология военного управления», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психология журналистики».
Исследование проводилось с использованием методов ассоциативного эксперимента, теста репертуарных решеток (Дж. Келли), модифицированной методики семантического шкалирования, теста М. Куна-Маркпатленда («Кто я?»), специально созданного опросника установок по отношению к военной службе. В ходе решения задач исследования использовались данные мониторинга, проводимого Социологическим центром ВС РФ в рамках выполнения Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 - 2007 годы» и вторичный анализ результатов социологических исследований. Для обработки неформализованных данных использовался кон¬тент-анализ. При математико-статистической обработке данных с помощью пакета статистических программ SPSS 12.0 for Windows применялись дисперсионный, кластерный и факторный виды анализа.
Достоверность полученных данных обеспечивается научно¬методологической обоснованностью программы исследования, репрезентативностью выборки, соблюдением методических принципов и правил проведения исследования, реализацией многоступенчатого подхода к разработке репрезентативных методик исследования, разнообразием применяемых исследовательских процедур и их взаимодополняемостью, оценкой статистической значимости выводов, соотнесением с результатами исследований других авторов.
Исследование проводилось с 2002 по 2005 годы в 6 субъектах Российской Федерации и состояло из нескольких взаимосвязанных этапов.
Первый этап (2002-2003 гг.) включал в себя: изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы об исследованиях, посвященных проблемам корпоративного имиджа, социального познания и восприятия Вооруженных Сил; разработку концепции диссертационного исследования, его цели, задач, объекта, предмета и рабочей гипотезы; уточнение методического замысла, подборку инструментария исследования, проведение исследовательской работы.
Второй этап (2003-2004 гг.) заключался в последовательном и целенаправленном проведении эмпирических исследований, в ходе которых было обследовано более 600 человек в возрасте от 15 до 24 лет, проживающих в раз¬личных регионах Российской Федерации.
Третий этап (2004-2005 гг.) состоял из обобщения, систематизации и обработки результатов диссертационного исследования; оформления результатов опытно-экспериментальной работы, формулировки теоретических выводов и практических рекомендаций; обоснования путей совершенствования имиджа ВС РФ. На данном этапе использовались методы обобщения, систематизации и интерпретации результатов исследования, апробации полученных научных данных.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры психологии Военного университета (2003, 2004, 2005), кафедры имиджелогии Института связей с общественностью Международного университета бизнеса и управления (2005), представлялись на 1¬ом Всероссийском научном семинаре Лиги Профессиональных Имиджмейкеров (2003), Всероссийской научно-практической конференции «Связи с общественностью как интегрированное научное знание периода открытого информационного общества» (2004), Международных симпозиумах, проводимых Академией имиджелогии «Имиджелогия-2004» и «Имиджелогия-2005», круг¬лом столе «Имидж армии - имидж безопасности России» (2005). Материалы диссертационного исследования использованы в НИР «Реклама военной службы в деятельности военных учреждений культуры» (2004, шифр «Реклама и армия»), в процессе проведения занятий с курсантами по дисциплине «Социальная психология». Общий объем публикаций по теме работы - 4 п.л.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литера¬туры, включающего 223 источника, и 19 приложений. Глава I.Имидж Вооруженных Сил России в молодежной среде как объект социально¬психологического исследования. Глава II.Вооруженные Силы России в обыденном сознании молодежи. Глава III.Социально-психологическая модель коррекции имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации в молодежной среде. Общий объем диссертации 194 страницы. Работа иллюстрирована 26 рисунка¬ми и 28 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из задач военного строительства Российской Федерации является формирование результативного имиджа армии. Важнейшей целевой аудиторией имиджа ВС РФ выступает российская молодежь. Создание результативного имиджа ВС РФ в молодежной среде позволит осуществить решение ряда внутренних (психологическая защита, повышение мотивации к службе и самооценки военнослужащих) и внешних (привлечение кандидатов на военную службу, предупреждение уклонений от призыва на военную службу, поддержка деятельности армии населением) проблем ВС РФ. Изучение современного состояния имиджа ВС РФ, выявление социально-психологических особенностей, детерминант и закономерностей его формирования - является условием эффективной деятельности по коррекции имиджа ВС РФ.
Данное исследование было посвящено выявлению социально-психологических особенностей имиджа ВС РФ в молодежной среде, обусловленных как дифференцированным влиянием воспринимаемых характеристик ВС РФ, так и психологическими характеристиками молодежи. Проведенный теоретический анализ состояния проблемы имиджа в современной психологии и результаты эмпирического исследования позволили решить поставленные задачи, подтвердить основную гипотезу диссертационного исследования, и свидетельствуют об обоснованности разработанных теоретических положений, адекватности организационно-методического замысла исследования, достоверности полученных выводов и практической значимости разработанных рекомендаций.
Исследование особенностей имиджа ВС РФ в молодежной среде позволяет сделать следующие теоретические и практические выводы:
1. Образы вооруженных сил, всегда игравшие важную роль в военном противоборстве, сегодня становятся одними из главных мишеней психологической борьбы. Соответственно необходима целенаправленная деятельность по коррекции образа Российской армии. Имидж ВС РФ в молодежной среде, представляемый как устойчивый эмоционально окрашенный образ, формирующийся в обыденном сознании молодежи посредством целенаправленной активизации восприятия социально и личностно значимых характеристик Вооруженных Сил России, выполняет ряд психологических функций: мотивации принадлежности к Вооруженным Силам, психологической защиты и поддержания высокой самооценки военнослужащих, информирования, воздействия на поведение молодежи, согласования картины окружающего социального мира в сознании людей.
2. Структура имиджа ВС РФ может быть рассмотрена в двух планах. Элементами функциональной структуры имиджа ВС РФ являются: Объектный компонент, выражающий реальные характеристики объекта имиджа (ВС РФ), существующие объективно и могущие быть воспринятыми аудиторией; Субъектный компонент, представляющий особенности субъекта восприятия (российской молодежи), которые оказывают влияние на формирование имиджа; Целевой компонент, отражающий цели формирования имиджа и направленность на те параметры восприятия ВС РФ, коррекция которых изменит поведение аудитории в благоприятную (с т.з. субъекта коррекции) сторону. Динамическая структура имиджа включает следующие уровни: Диспозиционный, выражающий форму фиксации отношения субъекта к ВС РФ и социальной реальности в целом; Знаково-содержательный, отражающий основные когнитивные и эмоциональные характеристики ВС РФ, воспринимаемые молодыми людьми; Поведенческий, представляющий регулирующее воздействие имиджа.
3. Критерием результативности имиджа ВС РФ является его соответствие целям формирования. В качестве общей цели можно выделить формирование психических образований (мнения, отношения, социальные установки), направляющих поведение аудитории имиджа в благоприятную для ВС РФ сторону. Для молодежи конкретным критерием оценки имиджа служит выраженность положительной установки на военную службу.
4. Молодежь как целевая аудитория имиджа ВС РФ имеет ряд психологических характеристик, наиболее важные из которых выражаются в соответствующем этому возрасту становлении идентичности. Наибольшее значение для формирования имиджа ВС РФ оказывает развитие общественного и военного аспектов идентичности молодых людей, причем формирование эффективного имиджа ВС РФ возможно при одновременной выраженности обоих аспектов. Современный кризис социальной идентичности российской молодежи во многом предопределяет неэффективный имидж ВС РФ в молодежной среде.
5. Исследование особенностей имиджа в молодежной среде предполагает выявление устойчивых различий в восприятии Вооруженных Сил между группами молодежи, обусловленных как дифференцированным влиянием воспринимаемых характеристик ВС РФ, так и психологическими свойствами молодежи. Такие особенности проявляются на трех уровнях, соответствующих динамической структуре имиджа:
• на диспозиционном уровне - зависимость имиджа от одновременной выраженности общественной и военной идентичности молодых людей;
• на знаково-содержательном уровне - факторы восприятия ВС РФ, представляющие собой конструкты, при помощи которых молодыми людьми формируется имидж («Оценка состояния», «Социальная значимость», «Личностная близость», «Тяжесть службы» и «Романтика-обыденность») и типы имиджа ВС РФ («Негативный», «Отстраненный», «Сочувствующий», «Ситуативно-приемлемый»);
• на поведенческом уровне - зависимость отношения молодых людей к военной службе от типа имиджа ВС РФ.
6. Исследование не выявило типа имиджа ВС РФ, который можно было бы назвать «Положительным». Наиболее отрицательное отношение к воен¬ной службе связано с «Негативным» типом имиджа ВС РФ. «Отстраненный» тип влияет на формирование положительной установки к службе по призыву, а «Сочувствующий» связан с формированием положительного отношения только к военной службе по контракту. «Ситуативно-приемлемый» тип имиджа лежит в основе положительных установок на военную службу, как по призыву, так и по контракту. Молодые люди, которым свойственен «Сочувствующий» и «Ситуативно-приемлемый» типы имиджа являются наиболее вероятными кандидатами на военную службу по контракту и должны рассматриваться как целевая группа в рекламе военной службы.
7. Целевой образ, являющийся ориентиром в деятельности по коррекции имиджа ВС РФ, характеризуется высокими значениями по факторам «Оценка состояния», «Социальная значимость», «Личностная близость», невыраженной оценкой фактора «Тяжесть службы». Основными имиджевыми признаками такого образа являются: оценка состояния ВС РФ как эффективных и вызывающих гордость; социальная значимость, восприятие их как «наших»; личностная значимость ВС РФ для молодых людей; комфорт службы и взаимоотношений; наделение традиционными мужскими качествами (мужественность, смелость, сила и т.д.); организованность, дисциплинированность и ответственность, вызывающие доверие; обеспеченность; добровольность; престижность. Направленность коррекции на формирование указанных характеристик позволит сформировать результативный имидж ВС РФ.
8. Социально-психологические механизмы формирования имиджа ВС РФ представляют собой совокупность процессов, опираясь на которые, субъект восприятия конструирует образ ВС РФ. Такие механизмы проявляются в устойчивых и повторяющихся особенностях имиджа ВС РФ. Основными социально-психологическими механизмами формирования имиджа ВС РФ в молодежной среде являются: Идентификация с военнослужащим, Военно¬социальная идентификация и Сравнение с идеалом.
9. Основными направлениями по коррекции имиджа ВС РФ являются: Изменение характеристик ВС РФ, как проведение реальных преобразований в материальной, технической, организационной, правовой и других сферах в ходе военного строительства; Изменение свойств аудитории, ее социально-психологических характеристик: свойственных молодежи образов, установок и стереотипов, включая развитие военной и общественной идентичности; Оптимизация массовой коммуникации, как изменение ее психологической структуры, обеспечивающее согласование с факторами восприятия ВС РФ, потребностями молодых людей и психологическими закономерностями распространения массовой информации.
10. Социально-психологическая модель коррекции имиджа ВС РФ включает взаимодействие образов обыденного сознания молодежи, участвующих в формировании имиджа ВС РФ, на которое направлено корректирующее воздействие, с учетом выявленных социально-психологических механизмов. Содержание социально-психологической модели коррекции имиджа описано в виде модулей, образованных исходя из реализации направлений коррекции с учетом механизмов формирования имиджа. Каждый из предложенных модулей выражает отдельную задачу по коррекции имиджа ВС РФ в молодежной среде: Работа в ВС РФ с гражданской молодежью; Презентация основной деятельности ВС РФ; Реальное изменение значимых характеристик ВС РФ; Развитие военной идентичности молодежи; Развитие общественной идентичности и патриотическое воспитание; Формирование в сознании молодежи адекватного образа для сравнения; Поддержка развития военной идентичности в массовой коммуникации; Освещение деятельности ВС РФ в контексте «Мы» - «Они»; Демонстрация близости ВС РФ к идеалу.
11. Разработанные модель психосемантического исследования и методика оценки имиджевых характеристик ВС РФ в молодежной среде могут быть положены в основу мониторинга имиджа Вооруженных Сил Российской Феде¬рации, других силовых структур и органов государственной власти России.
Проведенная работа показала необходимость продолжения исследований и позволила наметить их перспективные направления, среди которых: изучение психологических особенностей воздействия рекламы военной службы, создание психологических основ маркетинга военной службы, дальнейшая разработка психодиагностических методик для оценки имиджа Вооруженных Сил и установок на военную службу, исследование условий оптимизации имиджа военных образовательных учреждений и войск (сил) выполняющих специальные задачи, построение социально-психологической модели защиты имиджа ВС РФ от психологических операций противника, выявление психологических условий повышения эффективности информационного обеспечения деятельно¬сти ВС РФ и связей с общественностью, исследование внутреннего имиджа и корпоративной культуры ВС РФ, изучение психологических аспектов совершенствования символики ВС РФ и дизайна предметно-пространственной среды военных городков и служебных помещений.



1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпретативную социологию. -М., 1999.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. -М., Воронеж, 1999.
3. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подход // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. -М., 1997. С. 7 - 78.
4. Агапова И.Ю. Социально-психологическое воздействие рекламного сообщения на целевую аудиторию: Автореф. ...канд. психол. наук. -М., 1999.
5. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М., 1990.
6. Алавидзе Т.Л., Антонюк Е.В., Вильданова А.А. Психологические аспекты освещения событий в Чечне программами центрального телевидения (по материалам информационных передач в январе 1995г.)// Вопросы психологии. 1995. № 4.
7. Алешин В. В. Социально-психологические аспекты формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся: Дис. . канд. психол. на¬ук. -М., 1991.
8. Амирова Л.В., Лебедев А.Г. Имидж офицера. -Тверь, 2000.
9. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. -СПб, 2003.
10. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1997.
11. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. -М., 2002.
12. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. -М., Воронеж, 1999.
13. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). -М., 1978.
14. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. -М., 1999.
15. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. -СПб, 2003.
16. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. -М., 1999.
17. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М., Воронеж, 1996.
18. Атабиева Ж.А. Особенности изменения социокультурных ориентаций современной российской молодежи // Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков: Материалы Международной конференции. / Под ред. И.М. Ильинского. -М., 2001.
19. Ахвелидиани М.В. Телевидение в системе военно-патриотического воспитания: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 2002.
20. Бабич Н.С., Батыков И.В. Измерение социальной дистанции // Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. -Краснодар, 2004.
21. Банников К. Л. Антропология экстремальных групп (Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии). М., 2002.
22. Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. -М., 1996.
23. Бекоева Д.Д. Социально-психологические условия формирования государственного самосознания: Автореф. дис. докт. психол. наук. -М., 2004.
24. Беловодский В.А. Уклонение от военной службы как социально-психологическое явление. -Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997.
25. Белоконь М.А. Развитие системы подготовки молодежи к военной службе в России: История и современность // Армия и общество. -1999. -№ 2.
26. Белоусова И.Э. Этнопсихологические факторы эффективности политического имиджа: Дис. .канд. психол. наук. -М., 2000.
27. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». -СПб., 2003.
28. Богданович Н. В. Субъект как категория отечественной психологии: Авто¬реф. дис. канд. психол. наук. -М., 2004.
29. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 1991.
30. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. -СПб, 2000.
31. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -1979. -№ 4.
32. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшенз: предмет и мастерство. -М. 2001.
33. Бровко С.А. Военно-гражданские отношения: содержание, типология и особенности в России: Дис. ...канд. филос. наук. -М., 1997.
34. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. -М., 1977.
35. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 2000.
36. Бюль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. -СПб, 2002.
37. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. -М., 1991.
38. Вачаев С.П. Реклама в военной газете: Учебное пособие - М., 1994.
39. Вдовин Ю.Н. Престиж военной службы (философско-политический анализ): Автореф. дис. канд. философ. наук. -М., 1992.
40. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: Энциклопедия / Глав. ред. М.М. Козлов -М., 1985.
41. Веретенникова И.В. Влияние имиджа человека на деловые отношения в организации.: Дис. .канд. психол. наук. -М., 2001.
42. Вилер К. Без эффективной коммуникации нет эффективного управления. Отличительный облик и имидж местной администрации. -Обнинск, 2002.
43. Возжеников А.В. Комплектование вооруженных сил на контрактной основе: современные проблемы и перспективы // Современное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопасности в России: Материалы международной конференции. -М., 2005.
44. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. -М., 1982. Т. 2.
45. Галлиев Р.Т. О ходе выполнения государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Военная служба в России: история, современное состояние и проблемы реформирования: Материалы российской научно-практической конференции. -Уфа, 2003.
46. Галумнов Э.А. Международный имидж России: стратегии формирования. - М., 2003.
47. Гахов А. Психологические аспекты применения авиации в современных условиях// Зарубежное военное обозрение. -2004. -№ 11. С. 34-43.
48. Горбаткин Д.А. Имидж организации: структура, механизмы функционирования, подходы к формированию: Дис. . канд. психол. наук. -М., 2003.
49. Гриняев С. Взгляды военных экспертов США на ведение информационного противоборства// Зарубежное военное обозрение. -2001. -№ 8.
50. Грушин Б. Массовое сознание. -М., 1990.
51. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 г. -М., 2004.
52. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. -СПб., 2001.
53. Гунбина С.Г. Динамика социальных представлений учащейся молодежи в условиях социально-экономического кризиса (на примере курсантов летно¬го училища). Дис. . канд. психол. наук. -Самара, 2000.
54. Давыдов Д.Г., Грабовский И.В. Отношение российской молодежи к военной службе // Военно-социологические исследования: Сборник статей. -2004. - № 3.
55. Давыдов Д.Г. Имидж в контексте психологической теории // Имиджелогия: тенденции и перспективы развития. -М., 2003.
56. Давыдов Д.Г. Имидж вооруженных сил в современном военном противоборстве // Связи с общественностью как интегрированное научное знание периода открытого информационного общества: Материалы конференции. - М, 2004.
57. Давыдов Д.Г. Имидж Вооруженных Сил Российской Федерации в молодежной среде как предмет социально-психологического исследования // Сбор¬ник научных статей адъюнктов. -М.: ВУ. -2004. -№ 12.
58. Давыдов Д.Г., Мясоедов С.П. Армии нужен свой парень // Военное образование. -2003. -5-11 июля. С. 4-5.
59. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Неустойчивая социальная идентичность становится нормой //Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. - Краснодар, 2004. С. 8-14.
60. Даунинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности: Пер. с англ. -М., 2003.
61. Дерюгин В. И. Специальные методы социально-психологического воздействия и влияния на людей. -Челябинск, 1996.
62. Дерюгин Ю.И. Снова о военной реформе. //Социс. -1993. -№12.
63. Дмитриева Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности: Дис. докт. психол. наук. -Новосибирск, 1999.
64. Доган М. Угасание национализма в Западной Европе // Социс. -1993. -№3.
65. Донцов А.И., Басканский О.Е. Схемы понимания и объяснения физической реальности // Вопросы философии. -1998. -№ 11.
66. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии: Учебное пособие. -М., 1987.
67. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология / Под ред. А. А. Леонтьева. -М., 1980.
68. Дугин А.Г. Философия политики. -М., 2004.
69. Дъякова В.В. Стереотипы восприятия государственных служащих в современном российском обществе: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1996.
70. Емельянова Е.В. Психосемиотика предметной среды как фактор формирования персонального имиджа: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2004.
71. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2001.
72. Журавлев В.В., Родионов В.А., Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние динамика, направленность. -М., 2002.
73. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. -М., 1986.
74. Завальнюк В.В. Военно-профессиональная ориентация молодежи на кадровую службу в армии (на примере курсантов военных вузов г. Москвы). - Дис. . канд. социол. наук. -М., 2002.
75. Закиров А.Н. Психосемантический анализ обыденного сознания: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1994.
76. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. -Воронеж, 1990.
77. Зенкевич Е.А. Информационно-психологическая детерминация восприятия войны в Чечне (1994-1996 и 1999-2000 гг.): Автореф. дис. канд. психол. на¬ук. -М., 2005.
78. Зиновьев А.А. «Теплые войны» // Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков: Материалы международной конференции. - М.: 2001.
79. Иванов С. Армия новой эпохи: Выступление министра обороны РФ Сергея Иванова на сборе руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации «Основные итоги подготовки Вооруженных Сил РФ в 2004 учеб-
ном году, перспективы их строительства и развития на период до 2016 года// Красная звезда. -2004, -19 ноября.
80. Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: Дис. . докт. психол. наук. - Ярославль, 2003.
81. Иванова Т. В. Социальная идентичность в различных социальных условиях// Вопросы психологии. -2004. -№ 4. -С.65-75.
82. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. -М., Воронеж, 2003.
83. Имидж госслужбы: Сборник научных трудов. -М., 1996.
84. Имидж лидера/Под. ред. Е. Абашкиной-М., 1996.
85. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. -М., 2004.
86. Караяни А.Г. Психология и война// Психология войны. -Сборник материалов конференции. -М., 2002.
87. Каширин В.П. Характеристика социально-психологических явлений в воинских коллективах полка (корабля) / Социальная и военная психология. -М., 1990.
88. Киреев О.П. Психологические условия эффективной ориентации молодежи на офицерские профессии: Дис. . канд. психол. наук. -М., 1999.
89. Клименко А.П. Существительные со значением времени в современном русском языке (Опыт психолингвистического описания одной семантической микросистемы): Автореф. дис. канд. филол. наук. -Минск, 1965.
90. Ковалева Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (социально-психологический аспект): Дис. канд. психол. наук. -М., 1997.
91. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я»// Социальная идентификация личности-2 / Под ред. В. А. Ядова. Кн. 1. -М., 1994. -С. 130-143.
92. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. - М., 2000.
93. Коммуникационный менеджмент. Учебное пособие / Под. Ред. В.М. Шепеля. -М., 2004.
94. Кон И.С. Молодежь// Большая советская энциклопедия. -3-е изд. -М., 1974. - Т. 16.
95. Кон И.С. Социологическая психология. -М.; Воронеж, 1999. С. 134.
96. Копьев А. О подготовке американской молодежи к военной службе // Зарубежное военное обозрение. -2003. -№ 7. С. 22-26.
97. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. -Ростов-на-Дону, 1999.
98. Критика буржуазных теорий молодежи. -М., 1982.
99. Крылов В.Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990.
100. Кряж И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии. -1998. -№ 1.
101. Кто изучает проблемы молодежи? Российские исследователи и научные организации: Справочник. -М., 1997.
102. Лазаревич С.В. Лексика и фразеология русского военного жаргона (семантико-словообразовательный анализ): Автореф. дис. канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2000.
103. Ласвель Г. Техника пропаганды в мировой войне -М., Л., 1929.
104. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. -СПб, 2004.
105. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. -М., 1971.
106. Леонтьев А.А. Психология общения. -М., 1999.
107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.
108. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. -М.: 1983.
109. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. -М., 2003.
110. Лобок А.М. Психология мифа: Дис. .докт. психол. наук. -М., 1998.
111. Лоскутов В.Н. Психологическая подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ: Дис. .докт. психол. наук. -М., 1995.
112. Лотман Ю.М. Семиосфера. -СПб, 2001.
113. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. -М., 1988.
114. Майерс Д. Социальная психология. -СПб, 1999.
115. Малаканова О.А. Имидж политического института как предмет социологического исследования.: Дис. . канд. социол. наук. -Самара, 1999.
116. Малыш И.И. Психологические особенности процесса социального оценивания: Дис. канд. психол. наук. -Л., 1989.
117. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Кн.5. -М., 2003.
118. Межличностное восприятие в группе/ Ред. Г.М. Андреева, А.И. Донцов. - М., 1981.
119. Меньшикова М.В. Социально-психологические факторы выбора товаров молодежной аудиторией. Дис. ... канд. психол. наук - М., 2002.
120. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. -М., 1996.
121. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. -1995. -№ 1. -№2.
122. Мотивационная готовность офицеров к военной службе. -М., 2004.
123. Мурачев А.П. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе формирования готовности к службе военнослужащих по контракту (социо-логический анализ): Дис. канд. соц. наук. -М., 1997.
124. Мухина B.C. Возрастная психология. - М. 1997.
125. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. -2003. -№6. -С.63-71.
126. Наумова Н.Ф. Сычева В.С. Общественное мнение о социальных проблемах армии России // Социс. -1993. -№ 12.
127. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. -М. 1990.
128. Нос Н.М. Фиксация социальной идентичности в гипотетическом сценарии //Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. -Краснодар, 2004. С. 95-103.
129. О мерах по предотвращению самоубийств в Вооружённых Силах Российской Федерации. Директива министра обороны Российской Федерации от 31 июля 1996 г. № Д-18. -М., 1996.
130. О поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 января 2000 г. № 6. -М., 2000.
131. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М., 1978.
132. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике: социально-психологический анализ // Социально-психологические проблемы идеологии и политики: Сборник обзоров. -М., 1991.
133. Орлова Е.А. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля: социально-психологический аспект.: Дис. канд. психол. наук. -М., 1997.
134. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. -М., 2003.
135. Останкович А.Е. Социально-психологические предпосылки и условия перехода ВС США на контрактную систему комплектования: Дис. канд. психол. наук. -М., 1994.
136. Павленко В. И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии// идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. -М, 2003. С. 156-167.
137. Пайгунова Ю.В. Этничность в структуре самосознания юноши- призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана): Дис. канд. психол. наук. -Казань, 2000.
138. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: цели, стратегии, тактики// Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы Второго международного симпозиума по имиджелогии/Под ред. Е.А. Петровой -М., 2004.
139. Парамонова В.А. Политический символ как показатель кризиса социаль¬ной идентификации // Проблемы социальной идентификации: опыт социологического анализа: Сборник статей. -Волгоград, 2002.
140. Парфенов В.Г. Связи с общественностью в управлении военной организацией: проблемы институализации. -М., 2002.
141. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М., 1971.
142. Певень Л. В. Военная служба по контракту как условие повышения престижа военной службы в обществе // Современное состояние военно¬гражданских отношений и государственное управление сектором безопасности в России: Материалы международной конференции. -М., 2005.
143. Певень Л.В. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи // Социс. -1997 -№ 5.
144. Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъективного взаимодействия: содержание и пути развития: Дис. . ..докт. психол. наук. -М., 2003.
145. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. -М., 2002.
146. Перемибеда П.А. Модернизация Российской армии в контексте военно-гражданских отношений: массовые установки и ожидания россиян // Со-временное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопасности в России: Материалы международной конференции. -М., 2005.
147. Петер С.Л. Развитие Я-образа военнослужащего по призыву: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М. 2001.
148. Петренко В.Ф. и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. -М., 2000.
149. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. -Смоленск, 1997.
150. Петренко В.Ф. Пронина Е.Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования // Психологический журнал. -1986. -№3.
151. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. -М. 1998.
152. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. -Смоленск, 1997.
153. Петрикас В. А. Социальная ценность воинской службы для современной российской молодежи: Дис. .канд. социол. наук. -М., 1998.
154. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения: Дис. .докт. психол. наук. -М., 2000.
155. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М., 1999.
156. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное // Вопросы психологии. -1996. -№ 6.
157. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., 1994.
158. Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросс-культурный аспект // Вопросы психологии. -1993. -№ 3.
159. Пилипонский А.Г. Общественное мнение и его роль в формировании готовности советской молодежи к защите завоеваний социализма: Дис... канд. философ. наук. - М.: ВПА, 1986.
160. Пискунова Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа образовательного учреждения: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1998.
161. Поддьяков А.Н. Конфронтационность в образе мира у участников образовательного процесса // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2004. -№1. с. 15-22.
162. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. -М, 2003.
163. Полосин А.В. Социально-психологические условия совершенствования организационной культуры современного российского предприятия: Дис. канд. психол. наук.- М., 2004.
164. Помогайбин В.Н. Военно-психологические исследования: методологические основы. -М., 2001.
165. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973.
166. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М., 1979.
167. Похилько В.И. Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности. // Вопросы психологии. -1984. -№ 3.
168. Почепцов Г.Г. Психологические войны. -М., К., 1999.
169. Прохоров Я.М. Формирование корпоративной культуры в системе связей с общественностью: Автореф. дис. канд. социол. наук. -М., 2002.
170. Прудников Л.А. Политические технологии как фактор формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. канд. полит. наук. -М., 2004.
171. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. -М., 2002.
172. Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации / Под ред. С.Е. Кургиняна, А.П. Ситникова. -М., 2001.
173. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб., 2000.
174. Саватеев А. В. Психологические условия совершенствования имиджа командира курсантского подразделения: Дис. . канд. психол. наук. -М. 2001.
175. Сарансков В.Е. Социальная идентификация офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации: современное состояние и пути оптимизации (социологический анализ): Дис. . канд. социол. наук. - М., 2003.
176. Семик А. А. Психологическая характеристика имиджа сотрудника органов внутренних дел.: Дис. . канд. психол. наук. -Рязань, 1999.
177. Серебрянников В.В. Военная социология: опыт и проблемы// Социс. - 1993. -№ 12.
178. Сидельников В.В. Построение политических имиджей как идентификационных ориентиров (PR выборных кампаний) // Проблемы социальной идентификации: опыт социологического анализа: Сборник статей. - Волгоград, 2002. С. 73-74.
179. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2001.
180. Синельникова С.Н. Имидж предпринимательства в общественном сознании // Семиотика и имиджелогия деловых культур: Мат-лы Междунар. науч. конф.: -Тамбов, 2003. С. 96-98.
181. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под. ред А.А. Леонтьева. - М, 1977.
182. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1998.
183. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Павловой. -СПб., 2000.
184. Смирнов С.Д. Принцип активности в построении и функционировании психического образа: Автореф. дис. докт. психол. наук. -М. 1988.
185. Смирнов С.Д. Психология образа. -М., 1985.
186. Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2004.
187. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. -М., 1998.
188. Социальная идентификация личности / Ред. В.А. Ядов. -М., 1993.
189. Социальная идентичность и изменения ценностного сознания в кризисном обществе: Методология и методика измерения социальной идентичности: Информационные материалы. -М. 1992.
190. Социология молодежи / Ред. В.Т. Лисовский. -Учебник. -СПб, 1996.
191. Сухарев Н.А. Ориентация учащейся молодежи на военную профессию в современных условиях. Дис. . канд. пед. наук. -Тольяти, 2002.
192. Сухина О.Ю. Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение: Дис. .канд. социол. наук. -М., 2003.
193. Тернер Дж. Социальное влияние. -СПб, 2003.
194. Толковый словарь русского языка /Под. ред. Д.В. Дмитриева. -М., 2003.
195. Трувцев Д.В. Психосемантическое моделирование мотивационного про-странства ментальности на основе метафорических языковых конструктов: Дис... канд. психол. наук. -Барнаул, 2002.
196. Тюрин Д. Сафонов В. Психологические операции ВС США в Афганистне// Зарубежное военное обозрение. -2002. -№ 3.
197. Ужанов А.Е. Система «Public relations» (связей с общественностью) в Вооруженных Силах: сущность, проблемы функционирования, пути формирования: Дис. ...канд. социол. наук. -М., 1998.
198. Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теоретико¬социологическое исследование. -М., 1968.
199. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. -М., 2001.
200. Улько Е.Н. Бурмистрова Я.Н. Социальные факторы актуализации этнической идентичности //Социальная идентичность и изменения ценностного сознания в кризисном обществе: Методология и методика измерения социальной идентичности: Информационные материалы. -М. 1992. С. 123-132.
201. Устав Гарнизонной и Караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. -М., 1999.
202. Утлик Э.П. Практическая психология имиджа//Вестник университета. Серия №1. Социология и управление персоналом. -М.: Государственный университет управления. -1999. -№ 1.
203. Федоркина А.П., Ромашкина Р.Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа // Имидж госслужбы. -М., 1996.
204. Федоров И.А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества. Дис. . докт. социол. наук. -Тамбов, 1998.
205. Феофанов О. США: реклама и общество. - М., 1974.
206. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. -М., 1987.
207. Халперн Д. Психология критического мышления. -СПб, 2000. С. 73.
208. Хлопьев А.Т. Военный аспект национальной безопасности россиян// Со- цис. -1993. -№ 12.
209. Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. - СПб., 1913.
210. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб., 1997.
211. Цельмина М.В. Психологические условия развития идентичности личности: Дис. канд. психол. наук. -Новосибирск, 2003.
212. Шаравов И. В. Психологическое воздействие на войска и население зарубежных стран. -М., 2000.
213. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М., 1994.
214. Шибутани Т. Социальная психология. -Ростов н/Д., 1999.
215. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. -М., 1983.
216. Шерковин Ю.А. Пропаганда: социально-психологический аспект // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975. С. 183-195.
217. Шеффер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения / Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. -М., 2003.
218. Шпрангер Э. Два вида психологии. // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Л. Гальперина, А.Н. Ждан. -М., 1980.
219. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. -М., 1996.
220. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. -М., К., 1997.
221. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. описание, объяснение, понимание социологической реальности. -М., 2003.
222. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. -М., 1981.
223. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English / Ed.: J. Crowther. - OUP, 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ