Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Работа №28518

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

муниципальное право

Объем работы288
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
576
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Понятие политического участия граждан
в осуществлении государственной власти 17
1.1. Взгляды на формы политического участия граждан в осуществлении
государственной власти 17
1.2. Эволюция форм политического участия граждан в осуществлении
государственной власти 35
1.3. Формы политического участия граждан в осуществлении государственной власти 56
Глава 2. Становление и тенденции развития современного конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти 95
2.1. Становление современного конституционного законодательства о
формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти 95
2.2. Реализация конституционного законодательства о формах
политического участия граждан в осуществлении государственной власти на территории Южного федерального округа 139
2.3. Тенденции развития и совершенствования российского
конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти 154
Заключение 170
Библиографический список использованных источников 176
Приложение 194

Актуальность темы исследования. Круг вопросов, возникающих в связи и по поводу участия граждан в осуществлении государственной власти, всегда являлся объектом пристального внимания представителей как отечественной, так и зарубежной юридической науки. На современном этапе интерес к этим проблемам не только не угас, но и усилился. Вызвано это переоценкой политико-правовых ценностей, трансформацией правовой и политической систем, происходящих в последние годы в большинстве стран мира. Россия не стала в этом смысле исключением. Исторические особенности развития российского государства обусловили острое и длительное протекание обозначенных процессов. В ходе политического реформирования, осуществляющегося с начала 90-х годов прошлого века, были произведены коренные преобразования во всех основополагающих сферах жизни общества - правовой, экономической, политической, социальной и других. Однако непоследовательность в проведении реформ, отсутствие тщательно проработанной стратегии стали причиной того, что переходный период затянулся в России на долгие годы. Ситуация осложняется и такими негативными факторами, являющимися следствием вышеизложенных обстоятельств, как правовое отчуждение, политическая апатия граждан, низкий уровень правовой культуры. Преодоление указанных отрицательных явлений возможно только при условии эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, граждан и власти, отношения между которыми должны строиться на основе взаимной ответственности. На этом акцентировал внимание в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации, подчеркивая, что «только народ через институты демократического государства и гражданского общества вправе и в состоянии гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны», а также говоря о необходимости критического подхода к оценке состояния демократии в России, политической системы как инструмента реального народовластия . Одним из важнейших критериев такой оценки выступает политическое участие граждан в осуществлении государственной власти, его формы и их законодательная регламентация в современных условиях. В силу изложенного, в настоящее время необходимо создание условий для расширения сферы политического участия граждан в осуществлении государственной власти, совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих его реализацию.
В свете изложенного, становится очевидной необходимость полного и всестороннего исследования теоретических и конституционно-правовых основ политического участия граждан в осуществлении государственной власти, его форм, и особенностей конституционно-правового регулирования в России на современном этапе. Тем более что понятие «политическое участие граждан» современной юридической наукой разработано недостаточно глубоко и основательно, хотя политическое участие граждан в осуществлении государственной власти как политико-правовое явление имело место на самых ранних этапах развития государства. В этой связи, следует отметить, что изучение исторического опыта становления и развития форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти, а также воззрений мыслителей прошлого и современности является важнейшим фактором для формирования концептуальных положений о политическом участии граждан в осуществлении государственной власти и формах его осуществления, рассматриваемых с точки зрения юридической науки. Теоретическое осмысление - первоначальный этап, который необходимо пройти перед тем, как приступить к решению другой задачи - обеспечения эффективного конституционно-правового регулирования законодательного регулирования в каждом конкретном государстве имеют свою специфику. В этой связи в диссертационном исследовании представляется целесообразным изучение предпосылок становления в России современного конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти, сложившейся в настоящее время практики его реализации и тенденций развития. Поскольку Россия - федеративное государство, особую актуальность имеет анализ практики реализации конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти в субъектах РФ (на примере субъектов РФ, находящихся на территории Южного федерального округа). Это позволит выявить коллизии и пробелы законодательного регулирования, разработать практические рекомендации по совершенствованию законодательства в этой сфере и, в конечном счете, сформировать нормативную базу, обеспечивающую оптимальные условия для политического участия граждан в осуществлении государственной власти в России.
Указанными факторами обусловлена целесообразность и необходимость проводимого исследования. В целом же, представляется, что положения и выводы, сформулированные в диссертации, станут посильным вкладом в становление в России правового государства и развитого гражданского общества.
Степень научной разработанности темы.
Теоретические основы политического участия граждан в осуществлении государственной власти отечественной юридической наукой разрабатывались, в основном, в советский период. Фундаментальные исследования рассматриваемых проблем в последние годы не проводились. Что касается развития российского законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти, то специальных исследований, охватывающих рассматриваемый в рамках диссертации временной период, не проводилось, так же, как не анализировалась практика применения его в субъектах РФ, находящихся на территории Южного федерального округа.
В общецивилизационном контексте на формирование современных взглядов на политическое участие граждан в осуществлении государственной власти, практику и формы его правореализации оказали заметное влияние труды выдающихся мыслителей прошлого - Аристотеля, Демокрита, Плутарха, Фукидида, Макиавелли Н., Гоббса Т., Локка Дж., Руссо Ж.-Ж., Канта И., Гегеля Г.Ф., Токвиля А. де, Алексеева Н.Н., Ильина И.А., Ленина В.И., Маркса К., Чичерина Б.Н., Победоносцева К.П., Трубецкого Е.Н., а также видных современных авторов - Богодаровой Н.А., Веденеева Ю.А., Громыко А.Л., Гуревич А.Я., Данилова С.Ю., Денежкина А., Золотухиной Н.М., Игнатенко А.В., Исаева И.А., Ковлера А.И., Корнева В.Н., Кошеленко Г.А., Кудинова О.А., Мальцева Г.В., Мамута Л.С., Маринович Л.П., Нерсесянца В.С., Полухина Р.О., Розина В.М., Смирнова В.В., Тихонравова Ю.В., Хабермаса Ю., Ясперса К.
Из иностранных авторов особо отметить хотелось бы Зидентопа Л., Токвиля А. де, Острома В., Шайо А.
Что касается теоретической разработки юридического определения понятия политического участия граждан в осуществлении государственной власти, его форм и подходов к их классификации, то в отечественной юридической науке интерес к этому кругу вопросов был достаточно высок в советский период. Свой вклад в теоретико-правовую разработку отдельных вопросов политического участия граждан в осуществлении государственной власти внесли Варламова Н.В., Григорян Л.А., Гулиев В.Е., Кабышев В.Т., Ковлер А.И., Манов Г.Н., Матузов Н.И., Рожко И.Н., Рудинский Ф.М., Смирнов В.В., Топорнин Б.Н., Цвик М.В. Особое значение имела работа Ковлера А.И. и Смирнова В.В. «Демократия и участие в политике: критические очерки истории и теории»2, в которой наряду с рассмотрением особенностей осуществления политического участия в различные исторические периоды авторы дают определение понятия политического участия с позиций теории права и государства, а также закладывают основы для дальнейшей
Ковлер А.И. и Смирнов В.В. Демократия и участие в политике: критические очерки истории и теории. - М.: Издательство «Наука», 1986. - 192 с.
На современном этапе актуальные вопросы политического участия граждан в осуществлении государственной власти затрагивают в своих трудах Баглай М.В., Бобылев А.И., Дмитриев Ю.А., Елчев В.А., Зарицкий А.В., Затонский В.А., Зеленко Б.И., Иванников И.А., Кальной И.И., Керимов А.Д., Керимов Д.А., Князева С.Д., Колесников А.В., Колюшин Е.И., Комарова В.В., Краснов М.А., Левакин И.В., Лысова Е.В., Любашиц В.Я., Мальцев В.А., Мартышин О.В., Марченко М.Н., Нудненко Л.А., Орлова О.В., Пылин В.В., Тепляшин И.В., Торшенко А.А., Чиркин В.Е.
Генезис российского законодательства о формах политического участия граждан в процессе становления российской государственности не подвергался специальному исследованию. Вместе с тем, изучение работ авторитетных авторов, историков и теоретиков права и государства, позволяет составить в достаточной степени четкое представление о тенденциях и закономерностях развития российского законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти.
Исходя из того, что современное российское законодательство о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти создавалось под влиянием правовых традиций, заложенных как в дореволюционный, так и в советский период, закономерным явилось обращение к трудам таких известных ученых, как Алексеев Ю.Г., Беляев И.Д., Владимирский- Буданов М.Ф., Григорьев В., Еремян В.В., Ерошкин Н.П., Иванченко А.В., Катц Л., Кизеветтер А.А., Кудинов О.А., Малиновский И., Маньков А.Г., Нерсесянц В.С., Роговин Л.М., Сергеевич В., Смыкалин А.С., Титов Ю.П., Чистякова О.И., Шапсугов Д.Ю. Что касается советского периода, то здесь теоретическую основу составили научные труды Гневко В.А., Городецкого Е.Н., Данилова И.С., Евдокимова В.Б., Златопольского Д.Л., Иванченко А.В., Коржихиной Т.П., Котока В.Ф., Лучина В.О., Мазурова А.В., Перевалова В.Д., Румянцева О.Г., Селезнева
Для выявления и характеристики специфических особенностей российского конституционного законодательства о формах политического участия граждан на современном этапе немаловажное значение имели работы таких представителей юридической науки, как Алехичева Л., Боброва Н.А., Борисов И.Б., Васильев В.И., Веденеев Ю.А., Вешняков А.А., Воробьев Н.И., Гошуляк В.В., Затонский В.А., Исаев И.А., Ищенко С.А., Краснов М.А., Лапаева В.В., Лукашева Е.А., Лучин В.О., Малько А.В., Мириджанян Д.М., Нудненко Л.А., Руденко В.Н., Соколова И., Торшин А., Хабриева Т.Я., Чертков А.Н., Чиркин В.Е., Шарандин Ю.А., Шаров А.В. и др.
Проведенные указанными авторами исследования стали основой для дальнейшего теоретико-правового осмысления различных аспектов политического участия граждан в осуществлении государственной власти, определения стратегии развития конституционного законодательства в этой сфере. Вместе с тем, отсутствие работ, полно и всесторонне исследующих теоретические основы политического участия граждан в осуществлении государственной власти, а также практику его конституционно-правового регулирования с учетом опыта субъектов РФ, находящихся на территории Южного федерального округа свидетельствует об актуальности темы проводимого диссертационного исследования.
Объектом исследования настоящей работы является конституционно-правовое регулирование политического участия граждан в осуществлении государственной власти в Российской Федерации.
- выявление теорий, концепций, заложивших основы правового понимания форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти;
- изучение особенностей политического участия граждан в осуществлении государственной власти на различных этапах развития государственности; и формулирование выводов о факторах, оказавших влияние на эволюцию форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти;
- теоретико-правовой анализ понятия и форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти;
- выявление предпосылок, основных этапов и особенностей становления современного конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти;
- определение тенденций развития и совершенствования конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти.
Задачи исследования, вытекающие из поставленной цели, могут быть сформулированы следующим образом:
1. Исследовать взгляды на формы политического участия граждан в осуществлении государственной власти.
2. Проследить эволюцию форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти в процессе становления государства.
3. Сформулировать понятие политического участия граждан в осуществлении государственной власти, определить перечень его форм и предложить критерии их классификации.
4. Проанализировать динамику развития конституционного законодательства России о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти.
5. Изучить и обобщить практику реализации конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти на территории субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа.
Методологической основой диссертации являются широко используемые современной наукой методы познания общественных явлений и процессов. Из числа методов, являющихся универсальными, в основном использовался метод материалистической диалектики, что обусловило обращение также и к историческому методу. В ходе проводимого исследования применялись также общенаучные методы: анализ, синтез, системный подход, функциональный подход. Особое значение для формулирования обоснованных выводов, достижения поставленных в диссертационном исследовании целей имело использование таких частноправовых методов, как формально-юридический и сравнительно-правовой, в рамках которого применялись синхронно-сравнительный подход и диахронно- сравнительный подход.
Теоретической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных авторов, исследовавших проблемы политического участия граждан в осуществлении государственной власти с позиций теории государства и права, истории государства и права, философии права. В ходе работы над диссертацией автором была предпринята попытка изучения и осмысления научных работ как мыслителей прошлых лет, так и ученых современности.
Нормативно-правовую базу диссертационного исследования составили законодательные акты различного уровня, начиная с тех, которые современная юридическая наука относит к памятникам отечественного права, и заканчивая недавно принятыми на федеральном и региональном уровне.
граждан, подходов к его определению предлагается понимать политическое участие граждан в осуществлении государственной власти как протекающий в разнообразных правовых формах процесс, опосредующий взаимосвязь гражданского общества и государства, в ходе которого граждане, реализуя принадлежащие им политические права, принимают участие в управлении делами государства, выражая свои интересы, становясь причастными к властным отношениям, вызывая обязательное, законодательно определенное реагирование со стороны государства.
Элементами новизны обладает и предложенная в диссертации классификация форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти.
Обосновывается авторский взгляд на предпосылки и особенности становления современного конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. По мнению автора, современное конституционное законодательство формировалось с учетом практики законодательного регулирования политического участия граждан в осуществлении государственной власти как в период до 1917 года, так и в советский период.
Учитывая, что по своему государственному устройству Россия является федеративным государством, исследуются особенности реализации
конституционного законодательства в субъектах Российской Федерации (на примере Южного федерального округа). Дается оценки состояния современного конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти, формулируются предложения по его совершенствованию. Предлагается авторский проект Закона Ставропольского края «Об общественной палате Ставропольского края».
- наибольшее внимание теоретической разработке проблем политического участия граждан в осуществлении государственной власти было уделено в период, когда, государственный режим благоприятствовал политическому участию граждан в осуществлении государственной власти;
- несмотря на критическое отношение некоторых мыслителей к политическому участию граждан в осуществлении государственной власти, оно рассматривается практически всеми авторами как данность.
2. Автором предложено собственное видение основных этапов эволюции форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти, а также обосновано положение о том, что независимо от государственного режима, политическое участие граждан в осуществлении государственной власти имело место (пусть даже формально) в тех или иных формах.
3. На основе изучения подходов к определению понятия политического участия граждан в осуществлении государственной власти автор формулирует собственное, а также указывает на сопричастность понятия «политическое участие» и таких понятий, как «политика», «политическое влияние», «политическая власть», «государственная власть». Считая политическое участие одним из важнейших аспектов современной демократии, сферой жизнедеятельности гражданского общества, диссертант предлагает рассматривать реализацию политического участия граждан в контексте осуществления политических прав, которые в основном являются коллективными. В силу этого, по мнению диссертанта, субъектом политического участия выступают граждане как члены гражданского общества и все правовые формы их самоорганизации. Исходя из того, что политическое участие граждан в осуществлении государственной власти является разновидностью политического участия как такового, диссертант отмечает, что оно, обладая присущими последнему сущностными характеристиками, имеет специфику, которая позволяет его дифференцировать. Такой особенностью является воздействие, оказываемое на органы государственной власти в процессе
4. Исследовав имеющиеся подходы к классификации форм политического участия граждан, диссертант предлагает собственную классификацию форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти, которая может быть осуществлена следующим образом:
- по способу осуществления формы политического участия граждан в осуществлении государственной власти можно подразделить на непосредственные формы (участие в выборах, референдумах) и представительные формы (осуществление политического участия через выборных представителей, из которых формируется законодательный (представительный) орган).
- по уровню осуществления формы политического участия граждан в осуществлении государственной власти можно классифицировать на осуществляемые на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации.
- по интенсивности и последовательности можно выделить регулярные (участие в выборах) и иррегулярные (участие в референдуме) формы политического участия граждан в осуществлении государственной власти.
- по отношению к действующему законодательству формы политического участия граждан в осуществлении государственной власти можно подразделить на прямо предусмотренные Конституцией (участие в выборах, референдумах) и выводимые из ее положений, но регламентированные иными нормативно¬правовыми актами (например, участие в отзыве депутата).
- по соотношению между собой формы политического участия граждан в осуществлении государственной власти можно классифицировать на самостоятельные (участие в выборах, участие в референдуме), либо производные от других форм (например, участвовать в отзыве депутата становится возможным только после того, как он приобретет этот статус в результате осуществления гражданами политического участия в форме участия в выборах).
5. На основе исследования предпосылок становления современного конституционного законодательства Российской Федерации о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти, диссертант обосновывает мнение о том, что оно формировалось под влиянием традиций правового регулирования политического участия граждан в осуществлении государственной власти, заложенных в дореволюционный период, а также с учетом опыта конституционно-правового регулирования в советский период, и, наконец, под влиянием стандартов, устанавливаемых международными нормативно-правовыми актами.
6. Анализ и обобщение практики реализации конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти на территории Южного федерального округа, позволили диссертанту установить причинно-следственную связь между несовершенством конституционно-правового регулирования данных правоотношений и многочисленными злоупотреблениями в этой сфере.
7. По мнению диссертанта, положительные результаты могут быть достигнуты при наличии единой стратегии развития конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Так, принятие Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» логически предполагает принятие аналогичных законов в субъектах Федерации. В этой связи диссертант представляет собственный проект Закона Ставропольского края «Об Общественной палате Ставропольского края».
8. В целях более эффективного конституционно-правового регулирования политического участия граждан в осуществлении государственной власти российскому законодателю предлагается строить свою деятельность на основе принципов прогнозирования, долгосрочного планирования и ориентированности разработки и подготовки нормативных правовых актов на научной основе с учетом жизненных интересов и потребностей населения. В частности немаловажное значение имеют теоретические разработки, которые касаются упорядочения правовых актов, приведения их с помощью системного сцепления в единое непротиворечивое целое. Повышению качества конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти во многом способствует и обязательный порядок проведения научного анализа и независимой комплексной научной экспертизы всех проектов законодательных актов, вносимых на рассмотрение законодательного органа; использование в законодательном процессе системы мониторинга, глубокого анализа всех качественных и количественных показателей его результативности, а также создание широкой системы информирования всех участников законодательного процесса об эффективности действия принятых по их инициативе законов.
9. Комплекс мер, направленных на совершенствование конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти, с положительным результатом может быть реализован конкретно в федеральных округах (например, Южном федеральном округе). Диссертант предлагает разработать общую для всех субъектов РФ, находящихся в пределах ЮФО, Программу развития законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти. В рамках этой про¬граммы предусмотреть комплекс мер, направленных на: 1) развитие законодательства субъектов РФ, находящихся в пределах ЮФО, путем выявления круга вопросов, по которым необходимое правовое регулирование отсутствует и последующей подготовки соответствующих проектов законов о тех или иных формах политического участия граждан; 2) совершенствование уже имеющихся законодательных норм, регулирующих осуществление политического участия граждан в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством, устранения юридических неточностей, пробелов и других ошибок законодательной
техники.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. В целом, направленность проведенного исследования на выявление и поиск путей разрешения актуальных вопросов, связанных с теоретико-правовой разработкой и правовым регулированием в российском законодательстве форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти должна стимулировать интерес к обозначенным проблемам со стороны представителей отечественной юридической науки. Проведение дальнейших исследований в этой сфере будет способствовать совершенствованию механизма политического участия граждан в осуществлении государственной власти. Последнее обстоятельство является важнейшим условием повышения правовой культуры граждан, преодоления отчуждения между обществом и государством, и, в конечном счете, формирования в России правового государства и развитого гражданского общества.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в научной деятельности, а также в качестве дополнительного материала в процессе преподавания теории государства и права, истории государства и права, конституционного (государственного) права, истории политических и правовых учений. Сделанные в исследовании выводы и обобщения относительно практики законодательного регулирования форм политического участия на различных этапах развития российского государства позволят федеральному и региональному законодателю более четко определять стратегию дальнейшего развития законодательства, предпринять необходимые меры для его совершенствования.
Апробация результатов исследования осуществлена посредством выступления автора с докладами и сообщениями на научно-практических семинарах и конференциях, круглых столах и заседаниях кафедры.
Структура диссертационной работы определена, исходя из поставленных целей и задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых источников и литературы, а также приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования, положения которого были изложены выше, можно сделать ряд выводов.
Прежде всего, о том, что политическое участие граждан в осуществлении государственной власти является самостоятельным научным понятием, употребляемым представителями различных наук - политологии, философии, юриспруденции. Хотя, как показывает проведенное исследование, современной юридической наукой теоретические основы политического участия граждан в осуществлении государственной власти разработаны недостаточно. Кроме того, подходы с позиций различных наук (например, политологии и юриспруденции) к определению понятия политического участия граждан в осуществлении государственной власти, выявлению его признаков, функций, задач, условий и форм осуществления существенно разнятся. Не отличаются однообразием и взгляды представителей юридической науки на круг вопросов, связанных с пониманием политического участия граждан в осуществлении государственной власти. На основе сравнительного анализа подходов к определению понятия политического участия граждан в осуществлении государственной власти, представляется
Уже из этого определения становится понятным, почему на современном этапе интерес к проблемам политического участия граждан в осуществлении государственной власти значительно возрос. Являясь сферой жизнедеятельности гражданского общества, эффективное политическое участие граждан в осуществлении государственной власти способно решить стоящий особо остро на повестке дня вопрос - качественно изменить отношения между личностью и государством, преодолеть отчуждение между личностью и безликой и надличной государственной машиной . В современных российских условиях проблема нахождения способов для обеспечения конструктивного взаимодействия между государством и формирующимся гражданским обществом весьма актуальна. Первоначально сама государственная власть не была заинтересована в активном политическом участии граждан. Различными способами, в том числе с помощью манипулятивных технологий, а также принимаемых в собственных (а не общественных) интересах законодательных актов представители государственной власти формировали у граждан ощущение бесполезности любых попыток политического участия в осуществлении государственной власти. И результат не заставил себя ждать - на сегодняшний день, как справедливо отмечает Тепляшин И.В., «граждане с недоверием относятся к социальной сфере, проявляют крайне низкую способность к общественной самоорганизации. Личность в полной мере не готова активно участвовать в политической деятельности, которая превратилась в занятие для
общественной элиты» . Отмеченное негативное явление характерно не только для российского общества. Оно составляет дилемму современной демократии в целом, поскольку «мы требуем от общественной жизни больше, чем готовы в нее привнести; мы хотим участвовать во власти и в то же время желаем, чтобы нас оставили в покое» . Теперь уже проблема неучастия граждан, их политической апатии стала волновать не только представителей науки, но и государственную власть, перед которой остро встал вопрос самолегитимации. В итоге вопреки всем известным концепциям построения гражданского общества и правового государства властью стали предприниматься попытки привлечения граждан к осуществлению политического участия, стимулирования проявления гражданами политической активности. Такие ориентиры российским органам государственной власти были заданы Президентом РФ В. Путиным, который в своем выступлении на Гражданском Форуме подчеркнул, что «без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего благополучного общества: здесь нужен диалог на равных» . Решение поставленной задачи - длительный процесс, требующий тщательно проработанной стратегии. Этой цели должны служить теоретическая разработка вопросов политического участия граждан в осуществлении государственной власти с позиций юридической науки и выявление достоинств и недостатков конституционно¬правового регулирования политического участия граждан в осуществлении государственной власти на современном этапе развития российского государства.
Что качается теоретических вопросов политического участия граждан в осуществлении государственной власти, то наиболее актуальным из них было уделено достаточно внимания в ходе исследования. Многие выводы и заключения стали логическим следствием изучения бесценного опыта прошлого - эволюции форм политического участия граждан в процессе становления и развития государства, а также воззрений известнейших древних мыслителей и современных ученых. Основополагающими, на наш взгляд, являются выводы о том, что политическое участие граждан в осуществлении государственной власти как явление имеет давнюю историю, его формы видоизменялись, совершенствовались в процессе исторического развития. Иногда политическое участие граждан в осуществлении государственной власти было минимальным, в другие периоды - достаточно массовым. Политический режим может влиять на степень политического участия граждан в осуществлении государственной власти, сужая либо расширяя возможности для его реализации. Однако даже при самом неблагоприятном для политического участия граждан режиме оно сохраняется. Наиболее же широкие возможности для массового политического участия граждан в осуществлении государственной власти предоставляет демократический политический режим. Изучение взглядов представителей политико-правовой мысли позволяет заключить, что независимо от своего положительного или отрицательного отношения к осуществлению политического участия широкими слоями населения большинство авторов все-таки приходят к выводу если не о необходимости, то о неизбежности его в той или иной степени, в той или иной форме. Изучение мирового опыта осуществления и понимания политического участия граждан в осуществлении государственной власти необходимо для выработки более четкого и целостного представления о нем, выявления общих закономерностей развития. Вместе с тем, необходимо учитывать, что конкретные исторические особенности развития отдельного государства обусловливают как тенденции развития законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти, так и его научную доктрину. В России огромное значение в формировании концепции политического участия граждан в осуществлении государственной власти сыграл советский период. Безусловно, на современном этапе взгляды на осуществление политического участия граждан формируются исходя из идей гражданского общества и правового государства, однако иногда сказываются сложившиеся в советский период стереотипы, от которых освободиться оказалось не так просто. Между тем, следует отметить, что опрометчиво было бы отмести теоретические разработки советских ученых-юристов, касающиеся вопросов понимания и осуществления политического участия граждан в осуществлении государственной власти, классификации его форм. Во многом они не утратили своей объективности. Переосмысленные с позиций сегодняшнего дня, они могут успешно использоваться в дальнейших исследованиях проблем политического участия граждан в осуществлении государственной власти, поскольку в трудах современных отечественных представителей юридической науки она разработана мало.
Однако теоретическая разработанность еще не обеспечивает эффективного осуществления политического участия граждан в осуществлении государственной власти. Многое зависит и от законодательных гарантий. Недостаточно декларативно провозгласить право на осуществление политического участия граждан в осуществлении государственной власти в той или иной форме, нужен также законодательный механизм его реализации. Ярким примером является советский период, когда конституционными нормами предоставлялись широкие возможности для осуществления политического участия граждан в осуществлении государственной власти, однако ввиду отсутствия необходимо механизма реализации они во многом оставались декларативными. В настоящее время признано, что среди неотъемлемых прав человека существует группа прав, которые можно объединить под общим названием «права на участие». В частности, и, прежде всего, это политические права, позволяющие человеку принимать участие в формировании тех законов и той власти, которым он в дальнейшем должен подчиняться . Именно с реализацией политических прав связано осуществление конкретных форм политического участия граждан. Спектр закрепляемых в Конституции политических прав позволяет сделать вывод о перечне форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти. Дальнейшее, более детальное регулирование осуществления политического участия в конкретных формах происходит посредством принятия соответствующих законодательных актов. Немаловажным фактором при этом является выстраивание правовой политики в указанной нормотворческой сфере, своего рода правотворческой политики. В юридической науке ряд авторов высказывается о необходимости перехода к методологии формирования системы законодательства, т.е. научно обоснованном принятии нормативных актов, увязанных в единую систему . Развитие законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти также должно происходить в контексте единой правовой политики, с соблюдением требования системности. Как показало проведенное диссертационное исследование, российское законодательство о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти вплоть до последнего времени в основном развивалось бессистемно, что и определило результат. На современном этапе законодательная власть должна как можно более полно использовать теоретические разработки ученых-юристов для выработки стратегии законотворчества. Наряду с вышеуказанными мерами это позволит обеспечить должное законодательное регулирование правоотношений в сфере политического участия граждан в осуществлении государственной власти и других сферах.
Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о том, как велика роль государства и его органов в обеспечении гражданам реальной
возможности для осуществления политического участия в различных формах. Действительно, принципиальное значение имеет создание соответствующих правовых, политических, социальных и экономических условий. Однако граждане, со своей стороны, также не должны оставаться безучастными. Как отмечает В. Остром «.каждый индивид, прежде всего сам ответственен за решение своих собственных проблем, добровольно объединяясь с другими индивидами.»327. Поэтому для налаживания эффективного механизма осуществления политического участия граждан, развития и совершенствования его форм недостаточно усилий одного государства, необходимо активное содействие как каждого отдельно взятого гражданина, так и общества в целом. Только в этом случае Россия может рассчитывать на благополучное завершение затянувшихся реформ и претендовать на статус истинно демократического правового государства с развитым гражданским обществом.



1. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 10 декабря 1948 г.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
Нормативно-правовые акты СССР:
3. Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР от 22 ноября 1991 года // Ведомости РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
4. Конституция СССР 1977 года. //Свод законов СССР. Т.3. 1990.
5. Конституция РСФСР 1937 года // СУ РСФСР. 1937. №2. Ст.11.
6. Конституция СССР 1936 года (утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936). // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283, 06.12.1936.
7. Конституция РСФСР 1925 года (утв. Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 «Об утверждении текста Конституции (Основного закона) РСФСР») // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.
8. Конституция СССР 1924 г. // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. №2. Ст. 24.
9. Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» от 27 декабря 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. №1. Ст. 10.
10.Закон РСФСР «О выборах народных депутатов РСФСР» //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. №44. Ст. 1305.
11.Закон СССР «О выборах народных депутатов СССР» //Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 49. Ст. 729.
12.Закон СССР «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» // Ведомости СССР. 1959. №44. Ст. 222.
13. Инструкция о выборах в Советы (утв. Президиумом ЦИК СССР 18 октября 1930 г.) // Собрание законов и распоряжений от 18 октября 1930 года. № 50. Ст. 524.
14. Положение о добровольных обществах и их союзах (утв. ВЦИК и СНК РСФСР 10 июля 1932 г.). // СУ РСФСР. 1932. № 74. Ст. 331.
15. Постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1990 г.
№1856-1 «О проведении референдума по вопросу о Союзе Советских Социалистических республик» //Ведомости Съезда народных
депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 52. Ст. 1161.
16. Постановление Президиума ЦИК СССР от 06.04.1925 «О применении инструкции о перевыборах в Советы» //СЗ СССР. 1925. № 42. Ст. 313.
17. Постановление Президиума ЦИК СССР «Об инструкции о перевыборах в советы» от 16.01.1925 г. // СЗ СССР. 1925. №6. Ст.55.
18. Постановление Президиума ЦИК СССР «О перевыборах в советы» от 16.01.1925 г. // СЗ СССР. 1925. №6. Ст.54.
19. Постановление ЦИК СССР от 02.10.1925 «О порядке выборов в Советы и на съезды Советов» // СЗ СССР. 1925. № 68. Ст. 506.
20. Постановление ЦИК и СНК СССР от 9 мая 1924 года «О порядке утверждения уставов и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и распространяющих свою деятельность на территорию всего Союза ССР, и о надзоре за ними». // СУ РСФСР. 1924. № 63. Ст. 626.
21. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 03 августа 1922 г. «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и порядке надзора за ними» // СУ РСФСР. 1922. № 49. ст.622.
22. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» // Ведомости СССР. 1988. № 31. Ст. 504.
23. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12.04.1968 (ред. 04.03.1980) // Ведомости ВС СССР. 1980, №11. Ст. 192.
Нормативно-правовые акты РФ:
24. Конституция Российской Федерации. //Российская газета, № 237, 25.12.1993.
25. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 04.07.2003) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 06.01.1997, №1, Ст.1.
26. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921. 2002. № 39. Ст. 3641.
27. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. //СЗ РФ. 05.07.2004. №27. Ст. 2710.
28. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» //Российская газета, 26.07.2005.
29. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//Российская газета, №108, 24.05.2005.
30. Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» //Российская газета, 7 апреля 2005 г.
31. Федеральный закон «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях». // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.
32. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». // СЗ РФ, 2003, № 2, ст. 171.
33. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, № 131. 08.07.2003.
34. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
35. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». //СЗ РФ, 2002, № 24, Ст. 2253; № 39. Ст. 3642; 2003. № 52. Ч. I. Ст. 5132; Российская газета. 2003. 25 июня; 9 июля; Российская газета 15.12.2004. стр. 1, 3, 10.
36. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ, 2002, № 51, ст. 4982; Российская газета. 2003. 25 июня.
37. Федеральный закон «О политических партиях». // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029.
38. Федеральный закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2000. № 31. Ст. 3205; 2001. № 7. Ст. 608; 2002. №19. Ст. 1792; № 30. Ст. 3024; № 50. Ст. 4930; Российская газета. 2003. 8 июля.
39. Федеральный закон «О некоммерческих организациях». // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 25-26, 145.
40. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497; 1998. № 26. Ст. 3005.
41. Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». //Собрание законодательства Российской Федерации
1995. №21. - Ст. 1930.
42. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». //СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
43 . Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 (в редакции от 16.12.2004) //СЗ РФ, 09.05.1994, №2, ст. 74; 12.07.1999, №28, ст. 3466.
44. Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» //Ведомости РФ. 1993. №19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. №51. Ст. 4970.
45. Постановление Конституционного суда РФ от 2 апреля 2002 г. по делу
о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления»// СЗ РФ. 2002. №14. Ст. 1374.
46. Постановление Конституционного суда РФ от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //СЗ РФ. 2000. №25. Ст. 2728.
47 . Постановление Конституционного суда РФ от 24 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 г. «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» // СЗ РФ. 1997. №2. Ст. 348.
48 . Указ Президента РФ № 1392 «О признании утратившими силу актов Президента Российской Федерации по вопросам организации и проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований». // СЗ РФ 08.11.2004. №45. ст. 4414.
49. Указ Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». // СЗ РФ.
2000. №20. - ст. 2112.
50. Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» от 25 мая 1992 года // Ведомости РСФСР. 1992. № 22. Ст. 1216.
51. Модельный закон «О порядке отзыва депутата (члена)
законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации» //Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1998. № 7 (61).
52. Модельный закон «О порядке отзыва депутата представительного
органа местного самоуправления» //Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1999. №1 (67).
Законы субъектов Российской Федерации:
53.Областной закон Ростовской области от 29.05.1996 № 19-зс (ред. 20.01.2005) «Устав Ростовской области» //Наше время, № 221-222. 19.10.2001.
54.Областной закон Ростовской области от 09.07.2003 № 11-зс (ред. от
29.12.2004) «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области». // Наше время, № 145-148. 11.07.2003.
55.Областной закон Ростовской области от 23.12.2002 № 291-зс (ред.
29.12.2004) «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области». // Наше время, №255-258, 24.12.2002.
56.Закон Республики Дагестан от 25.07.2003 № 22 (ред. от 29.12.2004) «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан». // Дагестанская правда, №160-162, 30.07.2003.
57.Закон Краснодарского края от 09.06.2003 № 595-кз (ред. от 21.12.2004) «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края, №7, 15.07.2003.
58.Областной закон Ростовской области от 17.12.2003 №56-зс (ред. от 21.03.2005) «О выборах глав муниципальных образований в
Ростовской области» // Наше время, № 274-276, 23.12.2003.
59.Областной закон Ростовской области от 24.09.2003 №21-зс (ред. 14.03.2005) «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Ростовской области» // Наше время, № 203-205, 25.09.2003.
60.Областной закон Ростовской области от 29.03.2005 №300-зс «О выборах в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в Ростовской области» // Наше время, № 81. 06.04.2005.
61.Законом Ставропольского края от 16.02.2004 N 9-кз «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме» // Ставропольская правда, N 35-36 (23168-23169), 19.02.2004.
62.Закон Ставропольского края от 20.06.2006 №29-кз «О поправках к Уставу (Основному закону) Ставропольского края»// Ставропольская правда, №134-135, 24.06.2005.
63.Закон Республики Дагестан от 09.02.2001 №7 «О референдуме в Республике Дагестан» //Дагестанская правда, №37-38, 17.02.2001.
64.Закон Краснодарского края от 23.07.2003 № 606-кз (ред.21.12.2004) «О референдумах в Краснодарском крае» //Кубанские новости, №132-133, 09.08.2003.
65.Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 №168-зс «Об областном референдуме» //Наше время, 263-265, 02.11.2004.
66.Областной закон Ростовской области от 25.06.2004 №124-зс (ред. от
29.12.2004) «О местном референдуме в Ростовской области» //Наше время, №158-160, 06.07.2004.
67.Закон Волгоградской области от 16.11.1998 №22-ОД (ред. от 10.03.2005) «О местном референдуме в Волгоградской области» //Волгоградская правда, №50, 23.03.1999.
68.Закон Волгоградской области от 25.12.1995 №38-ОД (ред. 12.03.2005) «О референдумах на территории Волгоградской области». Часть II «Об областном референдуме» //Волгоградская правда, № 7, 13.01.1996.
Литература:
69. Агамов А.А., Горшков В.А. История древней и средневековой философии. Книга третья. Ставрополь, Издательство Ставропольского университета, 1994. - 356 с.
70. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М., «Аграф», 1998. - 640 с.
71. Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III. Традиция и реформа. Монография. СПб, 2001. - 446 с.
72. Алехичева Л. Слово в защиту регионального законотворчества. В чем причина противоречий между федеральными и местными правовыми актами. // Независимая газета. 2 марта 2000. - с. 4.
73. Античная демократия в свидетельствах современников. /Изд. подгот. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М.: Ладомир, 1996. -383 с.
74. Антология мировой политической мысли в пяти томах. Т. 1.
Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М., 1997. - 832 с.
75. Антология мировой политической мысли в пяти томах. Т. 2.
Зарубежная политическая мысль ХХ в. М., 1997. - 830 с.
76. Аристотель. Политика. Афинская полития. - М., Мысль, 1997. - 459 с.
77. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., «Текст», 1993. - 303 с.
78. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России. //Журнал российского права, № 11 - 2003. с. 10¬19.
79. Баймуратов М.А. Публичная самоуправленческая (муниципальная) власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимозависимости. //Право и политика. №3, 2004. - с.82-87.
80. Белуза А. Будильник прозвенел. Федеральный закон об Общественной палате подтолкнул процесс объединения некоммерческих организаций Ставрополья. //Ставропольская правда, 19 апреля 2005 г.
81. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., Издательство «Лань», 1999. -640 с.
82. Бобылев А.И. Государство и право в политической системе общества. //Право и политика. №10. 2002. - с.4-16.
83. Борисов И.Б. Соотношение норм международного и
внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса. //Журнал российского права. №4. 2002. - с. 104-108.
84. Булаков О.Н. Нормативно-правовое регулирование реализации гражданами конституционного права на обращения. //Адвокат. №2,
2002. - с. 8-14.
85. Варламова Н.В. Политическое участие в правовом государстве. /Правовое социалистическое государство: понятие, опыт, перспективы. Сборник научных трудов. - М., 1990. - 160 с.
86. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый. //Журнал российского права. №1. 2004. - с. 5-14.
87. Веденеев Ю.А. , Зайцев И.В. Политические институты, избирательное
право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-XX вв. (историографическое введение). /Политические институты,
избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX¬XX вв. /Отв. ред. А.А. Вешняков. - М., Издательство «Весь мир», 2003. - 896 с.
88. Веденеев Ю.А. Политическая реформа и избирательный процесс в России. /Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы./Отв. ред. В.И. Лысенко. М., 1995. - с. 72-91.
89. Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их
реализация в законодательстве Российской Федерации.(Монографическое исследование). М.: Весь Мир, 1997. - 184 с.
90. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Издание 7-е. Пг-Киев, Изд. Н.Я. Оглоблина, 1915, - 699 с.
91. Воробьев Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне. //Журнал российского права. №1, 2004. - с. 15-20.
92. Габоев А.Б. Защита прав и свобод человека - важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики. //Государство и право. №1, 2005. - с. 28-33.
93. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., Мысль, 1990. -524 с.
94. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. - 478 с.
95. Городецкий Е.Н. Рождение советского государства. 1917-1918 гг. М., «Наука», 1987. - 350 с.
96. Государственный строй Российской империи накануне крушения: сборник законодательных актов. /Составитель О.И. Чистяков, Г.А. Кутьина. М., Изд. МГУ, 1995. -208 с.
97. Гошуляк В.В. Юридическая природа депутатского мандата.//Представительная власть, № 2, 2004. - с. 14-16.
98. Гражданское общество: истоки и современность / Научный редактор проф. И.И. Кальной. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000. - 256 с.
99. Григорьев В. Избирательное право и организация выборов. (В связи с положением о выборах в Государственную Думу и с приложением текста узаконений 6 августа 1905 г.). СПб, «Центральная» Типо-Лит. М.Я. Минкова. 1905. - 112 с.
100. Григорян Л.А. Народовластие в СССР. М., «Юридическая литература», 1972. - 296 с.
101. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России). //Государство и право. № 1, 2004. - с. 24-36.
102. Громыко А.Л. Политические режимы (история и теория вопроса): - М.: 1995. - 78 с.
103. Гулиев В.Е. Рудинский Ф.М.Демократия и достоинство личности. - М.: Наука, 1983, - 168 с.
104. Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность:
аксиологическая феноменология отчуждения. //Право и политика. №5,2001. - с. 4-13.
105. Гулиев В.Е. Теоретические вопросы социалистического
самоуправления. //Советское государство и право. № 2. 1986. - с.8-12.
106. Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Социалистическая демократия и личные права. М., Юридическая литература. 1984. -192 с.
107. Гуревич А..Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., Искусство, 1990. - 396 с.
108. Данилов И.С. Развитие депутатского мандата в России. /Проблемы государственного строительства и права. Сборник статей под ред. Г.В. Мальцева. М., 2001. - с.137-150.
109. Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. - М.: 1999. - 292 с.
110. Денежкин А. «Фактичность и значимость» Ю. Хабермаса: новые исследования по теории права и демократического правового государства. /Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., 1995. - 244 с.
111. Дзидзоев Р.М. Образование и развитие конституционного строя в России. Монография. Владикавказ, Издательство СОГУ, 1996. - 312 с.
112. Дмитриев Ю.А. Будет ли в России цивилизованная партийная система? //Право и политика. №4, 2001. - с. 136-139.
113. Елчев В.А., Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Парламентаризм и народное представительство в России: история и современность. М., 2001. - 127 с.
114. Еремян. В. В. Государственный строй Древней Руси как
сочетание полисной демократии и княжеской власти. //Право и политика. №2, 2004. - с. 85-101.
115. Ерошкин Н. П. Законодательный механизм России периода буржуазных реформ 60-70 гг. XIX в. /Государственные учреждения и общественные организации СССР. История и современность. Межвузовский сборник статей. /Отв. ред. Ерошкин Н.П. М., МГИАИ,
1985. - 163 с.
116. Жуков В.Н. Школа «возрожденного» естественного права в России: между законом и благодатью. //Право и политика. №4, 2001. - с. 123-128.
117. Зарицкий А.В. Место и роль политического принуждения в современной теории правового государства. //Государство и право. № 2, 2004. - с. 98-104.
118. Затонский В.А. Государство, политика, право, выборы: актуальные вопросы теории и практики демократии участия. //Право и политика. № 5, 2003. - с. 31-41.
119. Зеленко Б.И. Политические партии и гражданское общество в РФ (Некоторые политико-правовые аспекты). // Право и политика. № 3,2003.- с. 41-58.
120. Зидентоп Л. Демократия в Европе. /пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М., 2001. -360 с.
121. Златопольский Д.Л. Верховный Совет СССР- выразитель воли советского народа. К 60-летию образования Союза ССР. М., «Юридическая литература». 1982. - 280 с.
122. Золотухина Т.А. Проблемы законотворчества субъектов
Российской Федерации. //Право и политика, № 11, 2004. - с. 28-36.
123. Зотова З.М. Идеологическая идентификация политических партий современной России. // Право и политика. № 3, 2004. - с. 57-81.
124. Зотова З.М. Новые правовые условия участия партий в избирательном процессе РФ. // Право и политика. № 9, 2002. - с. 4-13.
125. Иванников И.А. Понятие «власть». Соотношение понятий
«политическая власть» и «государственная власть» //Северо¬Кавказский юридический вестник. №1, 1999. - с.45-57.
126. Иванов В.П. Организационно-правовой механизм обеспечения государственных интересов Российской Федерации: Монография. - М.,2003.- 189 с.
127. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской
Федерации: история, теория, практика. (Монографическое исследование.) М.: Издательство «Весь Мир», 1996. - 304 с.
128. Игнатенко А.В. От военной демократии к военной диктатуре:
(историко-правовое исследование). Свердловск, Издательство Уральского университета, 1988. - 160 с.
129. Ильин И.А. Теория права и государства. /Под ред. В.А. Томсинова. М., 2003. - 400 с.
130. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. /Отв. ред. Л.С. Мамут. Российская академия наук, Институт государства и права. - М.: Наука, 1995. - 300 с.
131. Исаев И.А. Платон: игровые элементы властвования. // Государство и право. 1993. №11. - с. 64-70.
132. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. - М.: Юристъ, 1995. - 378 с.
133. Исаков Н.В. Правовая политика: теоретические подходы к исследованию. //Право и политика. №5, 2003. - с.18-24.
134. История политических и правовых учений. /Под общей редакцией В.С. Нерсесянца. М., 1996. - 736 с.
135. Ищенко С.А. Проблемы теории правового статуса общественных объединений. // Право и политика. № 4, 2004. - с. 14-16.
136. Кабышев В.Т. Народовластие развитого социализма:
Конституционные вопросы. / Под ред. И.Е. Фарбера. - Саратов, Издательство Саратовского университета, 1979. - 145 с.
137. Кабышев В.Т. Прямое народовластие в советском государстве. - Саратов, издательство Саратовского университета, 1974. - 149 с.
138. Каким быть законам XXI века? (по материалам научно-теоретической конференции, посвященной 75-летию ИЗ и СП). // Журнал российского права, 2001, № 3. - с. 20-24.
139. Катц Л. Наше избирательное право. Издание В.М. Саблина. М., 1912. - 286 с.
140. Керимов А.Д. Выражает ли парламент всеобщую волю? //Право и политика. №6, 2003. - с. 4-10.
141. Керимов А.Д. Изъяны демократии и возможные пути их преодоления. // Право и политика. № 4, 2002. - с. 37-45.
142. Керимов А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества. // Право и политика. №8. 2002. - с. 4-9.
143. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - М., Аванта+, 2000. - 560 с.
144. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., «Мысль», 1986. - 332 с.
145. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., «Мысль», 1972. -312 с.
146. Кизеветтер А.А. Из истории законодательства в России XVII-XIX века. Издание «Донская Речь». Ростов н-Д., 1904. - 42 с.
147. Князев. С.Д. Предмет современного российского избирательного права. //Государство и право. №5, 2000. -с.36.
148. Ковалев С.А. Прагматика политического идеализма. - М.: Институт прав человека, Книжный дом «Университет», 1999. - 352 с.
149. Ковалевский М.М. К истории всеобщего избирательного права. /Пифферун О. Европейские избирательные системы (парламентская, провинциальная и муниципальная). СПб, 1905. - 365 с.
150. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА. (Издат. группа НОРМА-ИНФРА • М) 2002. - 480 с.
151. Ковлер А.И. и Смирнов В.В. Демократия и участие в политике: Критические очерки истории и теории. - М.: Издательство «Наука», 1986. 192 с.
152. Ковлер А.И. Кризис демократии?: Демократия на рубеже XXI века. /Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М., ИГП РАН, 1997, - 102 с.
153. Колесников А.В. Политическое отчуждение, политика и государство. - с. 86-96. /Политические проблемы теории государства. Сборник статей. /Отв. ред. Деев Н.Н. - М., ИГП РАН, 1993. - 96с.
154. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. - М.: Издательство МГУ, 1999. - 381 с.
155. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 1998. - 302с.
156. Копыльцов В.Г. Избирательное законодательство: проблемы применения политическими партиями. // Право и политика. № 2, 2004.- с. 47-50.
157. Коржихина Т.П. К вопросу о взаимоотношениях государства и
общественных организаций СССР в условиях государства диктатуры пролетариата. /Государственные учреждения и общественные
организации СССР. История и современность. Сборник статей. М.,1985. -163 с.
158. Коркмазов А.Ю. Политика и политические отношения в истории и теориях общества. Издательство Ставропольского университета. Ставрополь, 1993. - 98 с.
159. Корнев В.Н., Полухин Р.О. Вопросы взаимоотношения государства, права и общества в консервативной правовой мысли начала XX века. // Право и политика. № 9, 2003. - с.137-142.
160. Котляревский С.А. К вопросу об основах народного представительства. /Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-XX вв. /Отв. ред. А.А. Вешняков. - М., Издательство «Весь мир», 2003. - 896 с.
161. Коток В.Ф. Съезды и совещания трудящихся - форма
непосредственной демократии в СССР. Изд. «Юридическая литература». М., 1964. - 104 с.
162. Краснов М.А. Ответственность в системе народного
представительства (методологические подходы). Изд. второе. М., 1995.- 55 с.
163. Краснов М.А., Талапина Э.В., Южаков В.Н. Коррупция и законодательство: анализ закона на коррупциогенность. //Журнал российского права , №2, 2005. - с. 77-88.
164. Кудинов О.А. Правительственные проекты Конституций Российской империи Х1Х в. //Государство и право. 2004. №4. - с. 72-79.
165. Кудинов О.А. Российские ученые Х1Х - начала ХХ вв. о народном представительстве. //Право и политика. №9, 2003. - с. 143¬
150.
166. Лапаева В.В. Закон о политических партиях: вопросы взаимоотношений партий с государством. // Журнал российского права. № 4. 2002. - с. 14-22.
167. Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию закона о партиях. //Журнал российского права. № 1. 2002. - с.16-25.
168. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода. //Государство и право. №1, 2003 - c.5- 12.
169. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.2. - М.: Политиздат. 1979. - 677 с.
170. Локк Дж. Соч. в 3 т. - М., 1988. Т. 3. - 668 с.
171. Лукашева Е.А. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти. / Права человека и политическое реформирование (юридические, этические, социально-психологические аспекты). Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1997. - 151 с.
172. Лучин В.О., Боброва Н.А. Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики. //Право и политика, , № 10, 2003. - с. 17-30.
173. Лучин В.О., Мазуров А.В. Референдум в России: конституционно-правовое регулирование и практика. //Право и политика. №9. 2003. - с. 43-58.
174. Лысова Е.В. Свобода массовой информации и выборы в России: конфликт интересов. // Право и политика. №5, 2004. - с. 119-124.
175. Любашиц В.Я. Государственная власть: понятие, особенности и виды. //Известия вузов. Серия «Правоведение». № 6, 2002. - с.224-238.
176. Магомедов С.К. Унификация нормативно-правовой
терминологии и единое правовое пространство России. //Журнал российского права, №3, 2004. - с. 23-31.
177. Малиновский И. Лекции по истории русского права. Ростов-на- Дону. «Единение», 1918, - 488 с.
178. Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система. //Журнал российского права. №4, 2002. - с. 94-103.
179. Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права. / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Научное издание. - Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 1999. 368 с.
180. Мамаев Р.Б. Состояние и перспективы законодательного обеспечения института разграничения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. //Право и политика. №9,2004. - с. 40-48.
181. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. М., «Наука», 1974. - 320 с.
182. Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., Наука, 1998. - 216 с.
183. Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Становление афинской демократии. /Античная демократия в свидетельствах современников. /Изд. подгот. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М.: Ладомир, 1996. - 383 с.
184. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2-е, т. 21 - М.: Госполитиздат, 1961. - 745 с.
185. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О демократии. - М.: Политиздат, 1988. - 512 с.
186. Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры. //Государство и право. № 10. 2003. - с.24-30.
187. Марченко М.Н. Политические теории и политическая практика в развитых капиталистических странах. - М.: Издательство МГУ, 1992. - 383 с.
188. Марченко М.Н. Формы права: проблемы понимания и значение. //Вестник Московского университета. Серия «Право». №1, 2002. - с. 3¬15.
189. Марченко М.Н., Рожко И.Н. Демократия в СССР: факты и домыслы. - М., 1988. - 282 с.
190. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1972. - 292 с.
191. Местное самоуправление - основа гражданственности и народовластия. Выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на сессии Конгресса муниципальных образований. Москва, 11 ноября 2003 года. //Журнал российского права. № 12, 2003. - с. 3-4.
192. Мириджанян Д.М. Конституционно-правовой статус
законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа. Монография. - Ставрополь, 2004. -156 с.
193. Навальный С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России. //Право и политика. № 12, 2003. - с. 22-36.
194. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А.А. Вешняков; Науч. ред. В.И. Лысенко. - М.: Типография Новости, 2003. - 896 с.
195. Нерсесянц В.С. История идей правой государственности. М., 1993. - 17 с.
196. Нерсесянц В.С. Политические учения древней Греции. - М., 1979. - 263 с.
197. Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: Издательство НОРМА,2003. - 652 с.
198. Нестеренко А.В. Демократия: проблема субъекта.
//Общественные науки и современность. № 4 - 2002. с.50-54.
199. Новик Ю.И. Право и социально-психологические проблемы в развитии и углублении социалистической демократии. С.68-73. /Право и демократия. Межведомственный сборник научных трудов. Минск,1998.-150 с.
200. Нудненко Л.А. Новеллы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. о непосредственной демократии. //Право и политика. №3. 2004. - с. 28-36.
201. Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования. // Журнал российского права. № 12, 2000. - с. 64-73.
202. Общая теория права и государства. Учебник.,/ под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 520 с.
203. Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. М, Академический правовой университет, 2005. - 118 с.
204. Орлова О.В. Социальный и политический плюрализм. с. 60-71./ Политические проблемы теории государства. Сборник статей. /Отв. ред. Деев Н.Н. - М., ИГП РАН, 1993. -96 с.
205. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., РОССПЭН, 1997. - 639 с.
206. Остром В. Демократия и самоуправление. //Государство и право. №4, 1994. - с.124-129.
207. Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное
пособие./под ред. Ю.А. Веденеева, Н.А. Богодаровой. - Калуга-
Москва: Калужский областной фонд возрождения историко¬культурных и духовных традиций «Символ», при участии ИД «Калуга», 1997. - 388 с.
208. Плутарх. Избранное. В 2 т. Т. 1. - М., ТЕРРА, 1996. - 320 с.
209. Победоносцев К.П. Статьи из «Московского сборника». Великая ложь нашего времени. / Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-XX вв. /Отв. ред. А.А. Вешняков. - М., Издательство «Весь мир», 2003. - 896 с.
210. Политико-правовые ценности: история и современность. /Под. ред. В.С. Нерсесянца. М., Эдиториал УРСС, 2000. - 254 с.
211. Политическая коррупция в России (материалы круглого стола). //Государство и право. № 3, 2003. - с. 105-116.
212. Политология. Учебник для Вузов. /Отв. ред. д.ю.н., проф., В.Д. Перевалов. М., изд. «Норма», 2002. -392 с.
213. Политология: Энциклопедический словарь. /Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. - М., Издательство Московского коммерческого университета, 1993. - 431 с.
214. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) от 26 мая 2004 г. //Российская газета, 27 мая 2004 г. № 109 (3486) - с. 3-4.
215. Права человека: Сборник международных документов. - М.: Юрид. лит, 1998. - 608 с.
216. Приложение к Постановлению Центральной избирательной комиссии РФ от 31 августа 2004 года № 115/868-4 «О практике проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и предложениях по изменению и дополнению отдельных положений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // http://www.cikrf.ru/_1/norm_akt/Zp040868/ Zp040868.htm
217. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления («круглый стол»). //Государство и право, 2004. №3. - с. 36-40.
218. Проблемы теории государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. М., «Юристъ», 2002. - 656 с.
219. Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. - 561 с.
220. Пылин В.В. Императивный или свободный мандат адекватен народовластию? //Право и политика. №8, 2001. - с. 26-32.
221. Пылин В.В. Референдум: проблемы правового регулирования и практика реализации. //Известия Вузов. Серия «Правоведение», № 6,2002. - с.68-80.
222. Развитие русского права в XV- первой половине XVIII в. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. - М., Наука, 1986. - 288 с.
223. Роговин Л.М. Законы об обществах, союзах и собраниях. СПб, изд. кн. маг. И.И. Зубкова под фирмою «Законоведение», 1912. - 104 с.
224. Розин В.М. Становление права в культуре Средних веков. //Право и политика. № 9, 2003. - с. 126-136.
225. Розин В.М. Эволюция права в культуре Нового времени. //Право и политика. № 1, 2003. - с. 4-15.
226. Россия на рубеже веков: укрепление государственности. /под ред. проф. А.Н. Соколова. Калининград, 2001. - 761с.
227. Руденко В.Н. Институты «отзыва» и «роспуска» в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования. // Журнал российского права. 2002. №4. - с. 44-53.
228. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). Монография. М., Издательство «Юрист». 1994. - 285 с.
229. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. - М.: ТЕРРА,2000.- 544 с.
230. Селезнев Г.Н., Гневко В.А. Закон. Власть. Политика. Государственный и местный уровни. СПб., 1998. - 255 с.
231. Сергеев Д.Б. Предмет российского избирательного права: научные дискуссии и их влияние на законодательную и правоприменительную деятельность.//Право и политика. №10, 2003. - с. 4-10.
232. Сергеевич В. Лекции и исследования по древней истории русского права. Третье издание. СПб., 1903. - 664 с.
233. Смыкалин А.С. Этапы конституционного строительства в дореволюционной России. //Государство и право. № 3. 2004. - с. 79-84.
234. Соболев В.С. Советы и общественные организации в условиях диктатуры пролетариата. (По материалам Верхнего Поволжья первых лет Советской власти). /Государственные учреждения и общественные организации СССР. История и современность. Сборник статей. М., 1985. -163 с.
235. Соборное уложение 1649 г. Текст. Комментарии. /Руководитель авт. коллектива Маньков А.Г. Ленинград, издательство «Наука», 1987.- 448 с.
236. Советский закон: права граждан и организаций. Справочник. /Под ред. П.А. Чеберяка. Киев, «Вища школа». 1986. - 351 с.
237. Соколова И. Законодательство субъектов Федерации о выборах и референдумах. //Законность, 2003. №4. - с. 2-7.
238. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период
общественного развития. //Журнал российского права. № 10, 2002. - с.59-70.
239. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. М., 1995.- 304с.
240. Становление и развитие раннеклассовых обществ. Город и государство. / Под ред. Г.Л. Курбатова, Э.Д. Фролова, И.Я. Фроянова. - Ленинград, Издательство Ленинградского университета, 1986. - 336 с.
241. Субочев В.В. Право и его роль в обеспечении диалектического единства личных, общественных и государственных интересов. //Право и политика, №12, 2003. - с. 4-11.
242. Тепляшин И.В. Становление российской правовой
государственности и правовая активность граждан. // Журнал российского права. №1. 2002. - с. 37-42.
243. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. - М., Вестник, 1997. - 608 с.
244. Токвиль, Алексис де. Демократия в Америке: пер. с фр. /Предисл. Г.Дж. Ласки - М.: Прогресс, 1992. - 559 с.
245. Топорнин Б.Н. Конституционные основы политической системы советского общества. М., 1978. -136 с.
246. Торшенко А.А. Трегубенков В.А. Понятие выборов в Российской Федерации. //Российский юридический журнал. №2, 2001. - с. 40-48.
247. Торшин А. Инструмент консолидации регионального законотворчества //Вестник Совета Федерации, №1, 2005. - с. 14-19.
248. Трубецкой Е.Н. Всеобщее, прямое, тайное и равное. 1906. / Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-XX вв. /Отв. ред. А. А. Вешняков. - М., Издательство «Весь мир», 2003. - 896 с.
249. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Издание Саратовского университета. 1974. - 190 с.
250. Фарберов Н.П. От ленинских декретов к конституции общенародного государства. М., 1978. - 96 с.
251. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., 1995. - 244 с.
252. Хабриева Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной власти субъектов РФ (сравнительный анализ российского и зарубежного опыта). //Журнал российского права. № 11, 2004. - с. 3-10.
253. Хованская А.В. Суды в динамической правовой системе:
потенциал самоуправления общества. //Известия вузов. «Правоведение». № 1, 2004. - с.173-190.
254. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. /Под ред. Титова Ю.П., Чистякова О.И. - М., Юрид. лит., 1990. - 480 с.
255. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 1994. - 468 с.
256. Царьков И.И. Против Левиафана (политико-правовая концепция Джона Локка) // Право и политика. №9, 2003. - с. 10-33.
257. Царьков И.И. Формула Левиафана (политико-правовая
концепция Томаса Гоббса) // Право и политика. №9, 2003. - с. 34-42.
258. Цвик М.В. Теория социалистической демократии
(государственно-правовые аспекты). Киев, 1986. -157 с.
259. Чертков А.Н. Гармонизация федерального и регионального
законодательства в сфере совместного ведения: накопленный опыт, механизмы, критерии, превенция разрушения единого правового пространства России. //Право и политика, №1, 2005. - с.48-60.
260. Чертков А.Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения. //Журнал российского права, №5, 2005 - с. 27-34.
261. Чертков А.Н. О путях реализации инициатив Президента России по вопросу изменения порядка замещения должностей высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. //Право и политика. №11, 2004. - с. 51-55.
262. Чиркин В.Е. Государствоведение. Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 400 с.
263. Чиркин В.Е. Индивид и о

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ