ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К УЧАСТИЮ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
|
Введение 3
Глава 1. Исторические и социальные основы криминалистического учения о привлечении населения к участию в борьбе с преступностью . 10
1.1. Исторический очерк привлечения населения к участию в охране
правопорядка и борьбе с преступностью в России 10
1.2. Социальные основы участия населения в борьбе с преступностью 21
1.3. Привлечение населения к участию в борьбе с преступностью как частная
криминалистическая теория 29
Глава 2. Правовые основы и формы участия населения в борьбе с
преступностью 54
2.1. Уголовно-процессуальные вопросы привлечения населения к участию
в борьбе с преступностью 54
2.2. Условия эффективности привлечения населения к участию в борьбе с
преступностью 63
2.3. Формы участия населения в борьбе с преступностью 84
Глава 3. Этические проблемы и методы привлечения населения к участию
в борьбе с преступностью 122
3.1. Этические проблемы участия населения в борьбе с преступностью 122
3.2. Методы привлечения населения
Заключение
Список литературы
Глава 1. Исторические и социальные основы криминалистического учения о привлечении населения к участию в борьбе с преступностью . 10
1.1. Исторический очерк привлечения населения к участию в охране
правопорядка и борьбе с преступностью в России 10
1.2. Социальные основы участия населения в борьбе с преступностью 21
1.3. Привлечение населения к участию в борьбе с преступностью как частная
криминалистическая теория 29
Глава 2. Правовые основы и формы участия населения в борьбе с
преступностью 54
2.1. Уголовно-процессуальные вопросы привлечения населения к участию
в борьбе с преступностью 54
2.2. Условия эффективности привлечения населения к участию в борьбе с
преступностью 63
2.3. Формы участия населения в борьбе с преступностью 84
Глава 3. Этические проблемы и методы привлечения населения к участию
в борьбе с преступностью 122
3.1. Этические проблемы участия населения в борьбе с преступностью 122
3.2. Методы привлечения населения
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. В практике прошлых лет привлечение населения (общественности) к участию в охране общественного порядка и борьбе с преступностью занимало одно из важных направлений правоохранительной деятельности.
Социально-правовые условия существования общества после 90-х годов предопределили развитие как криминалистической науки, так и правоохранительной практики. Изменились подходы к пониманию многих научных проблем. Не является исключением в этом плане и институт привлечения населения к участию в борьбе с преступностью. В последнее десятилетие двадцатого века были утрачены позиции в вопросах системного привлечения населения к участию в обеспечении правопорядка. Обозначившаяся в то время тенденция к снижению интереса к данной проблеме обусловлена, прежде всего, утратой традиционных идеологических ориентиров в обществе. В реальной действительности игнорирование роли граждан и общественных объединений в поддержании правопорядка привело к деформации общественно-правового сознания, снижению гражданской активности населения, более ориентированного ранее на готовность оказать содействие в борьбе с преступностью и иными негативными проявлениями в обществе. Это заметно ослабило эффективность деятельности правоохранительных органов, снизило предупредительный потенциал.
В настоящее время в сфере обеспечения безопасности общества возникли новые приоритеты. В частности, коррупция в органах власти и управления, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и терроризм приобрели масштабы, создающие угрозу безопасности России. Для обеспечения защиты общества и государства от возникших угроз необходима система неотложных и решительных мер, направленных на мобилизацию усилий не только государственных органов, но и гражданского общества.
Президент России В.В. Путин отметил: «В этой сложнейшей для страны ситуации, сложнейший период нашего развития мы обязаны наладить контакт с гражданами, тесно взаимодействовать с ними. Надо внимательно и оперативно реагировать на каждое их обращение, на каждую обеспокоенность. Надо помогать людям адекватному поведению в экстремальных ситуациях. Следовало бы также поддерживать инициативу граждан по организации добровольных структур в сфере охраны общественного порядка. Они способны не только реально помочь в сборе информации и выявлении сигналов от населения в связи с возможной подготовкой преступлений, но и могут стать реальным фактором борьбы с преступностью и терроризмом. И, конечно, сейчас
4 нужна помощь общественных организаций в разъяснительной работе о том, как вести себя при угрозе терактов и как содействовать их предотвращению».
Государство - основной субъект борьбы с преступностью, но оно достигает успеха в такой борьбе только при условии поддержки гражданским обществом, гражданами государства. Это закреплено в ряде резолюций ООН. В частности, в материалах специальной сессии IV конгресса ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями формулируется вывод о том, что в разных странах мира различны пределы использования института участия общественности в борьбе с преступностью, эти различия имеют объективную политическую и социально-экономическую основу, но суть закрепленной в резолюции позиции сводится к тому, что без помощи всего населения, всего общества успех в борьбе с преступностью невозможен.
К сожалению, в развивающемся законодательстве России институт привлечения населения к участию в борьбе с преступностью не находит должного отражения. Правовая база в этой сфере нуждается в развитии и совершенствовании.
Роль населения в современных условиях борьбы с преступностью приобретает особую значимость, что подтверждают результаты анкетирования, по результатам которого 94% респондентов из числа сотрудников различных служб правоохранительных органов и 99% из числа представителей различных слоев населения ответили, что участие населения является необходимым условием эффективной борьбы с преступностью; соответственно 80 % и 82 % полагают, что в российском законодательстве не в должной мере регламентированы отношения, связанные с участием населения в охране правопорядка и борьбе с преступностью.
Очевидно, что общие призывы к объединению усилий общества в борьбе с преступностью недостаточны. В этой области необходимы научные исследования, отличающиеся новыми подходами, отвечающими современным требованиям в решении задач борьбы с преступностью. При этом исследования в данной области научных знаний должны строиться с учетом накопленного в прошлом позитивного опыта.
Таким образом, актуальность темы исследования обуславливается как ее недостаточной научной разработанностью и правовой регламентацией, так и большой практической значимостью в обеспечении эффективной борьбы с преступностью.
Объектом исследования являются научные, правовые, организационные и криминалистические аспекты деятельности правоохранительных органов по привлечению населения к участию в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.
Предметом исследования являются организационные и криминалистические закономерности в сфере отношений, связанных с привлечением населения к участию в борьбе с преступностью.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является изучение сущности привлечения населения к участию в борьбе с преступностью, обобщение отечественного и зарубежного опыта, разработка и внедрение в деятельность правоохранительных органов новых форм и методов привлечения, совершенствование его научных, правовых, организационных и криминалистических основ.
Поставленная цель достигается решением ряда задач, к важнейшим из которых относятся:
- исследование исторических и социальных основ привлечения населения к участию в охране правопорядка и борьбе с преступностью;
- определение понятия, сущности привлечения населения к участию в выявлении, расследовании и предупреждении преступлений и его места системе криминалистики;
- разработка предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и криминалистических рекомендаций в области привлечения органами расследования представителей населения к участию в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений;
- выявление резервов повышения эффективности борьбы с преступностью и определение условий привлечения населения к этой деятельности;
- исследование наиболее значимых форм участия населения в борьбе с преступностью;
- исследование этических проблем привлечения представителей населения участию в борьбе с преступностью;
- определение понятия и содержания методов привлечения населения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обоснование положения о том, что принцип историзма является основополагающим в исследовании проблемы привлечения населения к участию в обеспечении правопорядка. Исторический подход позволяет выявить первоосновы и проникнуть в сущность изучаемого явления, осознать и правильно оценить закономерности привлечения населения к участию в выявлении, расследовании и предупреждении преступлений. Во все исторические эпохи участие населения являлось необходимой и неотъемлемой частью государственных мер в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Преемственность культуры, традиций, уклад жизни являют собой ту основу, на которую должна опираться научная мысль в исследовании и развитии института участия населения в борьбе с преступностью.
2. Обоснование положения о том, что идея о гражданском обществе составляет базовую социальную основу участия населения в борьбе с преступностью. Борьба с преступностью в развивающемся правовом государстве и гражданском обществе рассматривается как одна из форм субъективной деятельности людей и государства по учреждению правопорядка.
3. Анализ методологических основ криминалистики показывает, что привлечение населения к участию в борьбе с преступностью относится к частной криминалистической теории, которая в системе криминалистики является составной частью раздела «Организация расследования преступлений». Как частная криминалистическая теория, привлечение населения конструктивно подразделяется на общую и особенную части.
4. Обоснование необходимости совершенствования уголовно-процессуального законодательства России в плане создания эффективных правовых механизмов вовлечения представителей населения к участию в выявлении, расследовании и предупреждении преступлений путем внесения предложения по изменению и дополнению УПК нормами, создающими оптимальные условия для привлечения представителей населения к участию в розыске либо установлении лиц, совершивших преступление; в обнаружении сведений, имеющих значение для расследования уголовного дела; в установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также предоставление права представителям органов расследования безвозмездно использовать в расследовании уголовного дела возможности средств массовой информации независимо от форм собственности.
5. Исследование условий и факторов эффективности привлечения населения к участию в борьбе с преступностью. Структура условий эффективности привлечения включает общие и частные условия. Общие условия привлечения населения связаны с системой существующих организационных, социальных, психологических и других факторов. Частные условия связаны с особенностями расследуемого уголовного дела, следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия, используемого метода привлечения. Обоснование положения о том, что факторы, влияющие на активность граждан, являются определяющими в привлечении населения к участию в борьбе с преступностью.
6. Исследование наиболее типичных форм участия населения в борьбе с преступностью, характеристика их особенностей. Формы участия населения в борьбе с преступностью классифицированы по различным основаниям: 1) по направлениям борьбы с преступностью; 2) по составу участников; 3) с точки зрения систематичности участия; 4) по количеству участников; 5) по уровню взаимодействия представителей населения с правоохранительными органами; 6) по степени активности участия; 7) по
7 характеру правового регулирования; 8) по мотивации участия; 9) по характеру инициативы.
7. Исследование этических проблем участия населения в борьбе с преступностью, определение этических критериев положительной или отрицательной ценности поступка или поведения представителя населения в интересах обеспечения правопорядка: нравственно допустимым считается поступок, совершение которого повлекло за собой меньшие материальные, физические, нравственные или иные издержки, нежели его не совершение.
8. Исследование методов привлечения населения к участию в борьбе с преступностью, характеристика их особенностей. Дана их классификация по различным основаниям: по общности - общие и частные методы; по содержанию воздействия на адресата - информационно-правовые, психолого-логические и методы материального стимулирования правовой активности; по контингенту привлекаемых лиц и характеру ожидаемой помощи - методы систематического привлечения определенных конкретных лиц, методы привлечения к эпизодическому участию определенного круга лиц и определенного лица и методы привлечения к эпизодическому участию неопределенного круга.
Методологическая основа и методика исследования. Методологическую базу диссертационного исследования составляют материалистическая диалектика как всеобщий метод познания, а также основанные на нем общенаучные и специальные познавательные методы: наблюдение, анализ, синтез, логико-правовой метод, сопоставительный анализ статистической и иной информации.
Нормативной базой исследования являются положения Конституции Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, иные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Постановления Пленумов Верховного Суда РФ, нормативные документы министерств и ведомств, входящих в отечественную правоохранительную систему, а также зарубежные и международные нормативные правовые акты.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили: 1) результаты анкетирования более 100 представителей различных служб правоохранительных органов (следователей, оперативных работников, сотрудников милиции общественной безопасности, прокурорских работников), а также 200 представителей различных слоев населения (представителей общественных объединений, студентов, преподавателей учебных заведений, журналистов, рабочих, предпринимателей и др.) в Ульяновской области и Чувашской Республике; 2) результаты интервьюирования ведущих специалистов различных служб в правоохранительных органах; 3) материалов, публикуемых в печатных СМИ; 4) более 200 материалов правового характера по исследуемой проблеме, статистических данных: обзоров, справок, отчетов МВД и других правоохранительных органов России.
При написании диссертации использовался пятнадцатилетний опыт работы автора в различных службах МВД России.
Теоретическую основу работы составили труды многих ученых в области криминалистики, уголовного процесса, теории оперативно-розыскной деятельности и других наук: В.П. Бахина, Р.С. Белкина, В.М. Быкова, А.Н. Васильева, И.М. Гальперина, Г.Н. Горшенкова, В.Д. Зеленского, В.К. Звирбуля, Г.Г. Зуйкова, И.Г. Индулен, И.И. Карпеца, И.Ф. Крылова, Н.И. Кулагина, В.П. Лаврова, Г.М. Миньковского, С.П. Митричева, Ю.В. Наумкина, В.А. Образцова, И.Ф. Пантелеева, Ф.А. Полозкова, А.Р. Ратинова, Н.А. Селиванова, В.В. Степанова, В.Г. Танасевича, А.Г. Филиппова, А.А. Эйсмана и др., а также ученых, исследования которых, посвящены проблемам привлечения населения к участию в борьбе с преступностью и использования СМИ правоохранительными органами: В.П. Бахина, С.П. Митричева, Г.Н. Горшенкова, А.Ю. Головина, Е.С. Дубоносова, А.М. Ишина, Н.И. Кулагина, Ю.В. Наумкина, Ю.А. Потапова, В.Н. Ростова, Ф.К. Рябыкина, В.Т. Томина, А.Н. Тюменцева.
Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, вносят определенный вклад в развитие криминалистической науки, в частности, в разделы, посвященные организации расследования преступлений и методике расследования отдельных видов преступлений. Результаты исследования позволяют выявить резервы повышения эффективности в борьбе с преступностью.
Изложенные в диссертации положения и рекомендации могут быть учтены в ходе проводимой административной реформы, в частности, реформы правоохранительных органов, а также использованы: в деятельности органов расследования по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений; в преподавании курса криминалистики и спецкурсов в средних и высших юридических учебных заведениях России; в процессе повышения квалификации практических работников (семинаров, конференций и др.) и служебной подготовки сотрудников МВД и других правоохранительных органов.
Научная новизна работы определяется тем, что проблема исследуется в новых социально-правовых условиях функционирования российского общества. Наиболее существенные научные результаты, полученные автором, состоят в обосновании положений и выводов об исторической закономерности и социальной обусловленности участия населения в обеспечении правопорядка.
Впервые на диссертационном уровне в криминалистике участие населения в борьбе с преступностью исследуется с позиций формирования гражданского общества.
Исследованы новые формы участия населения в борьбе с преступностью, методы привлечения и предложены пути повышения их эффективности.
Достоверность и обоснованность полученных в результате исследования выводов определяется репрезентативностью эмпирических данных, полученных диссертантом в процессе анкетирования и интервьюирования представителей правоохранительных органов, а также представителей различных слоев населения; эмпирической информацией из других источников: научных публикаций, исследований материалов, публикуемых в печатных СМИ. Результаты указанных данных не противоречат тем параметрам, которые были предметом исследования ученых, занимавшихся данной проблемой.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в пяти научных статьях, а также внедрены в практику работы служб МВД Чувашской Республики, учебный процесс Учебного центра УВД Ульяновской области и СЮИ МВД России.
В целях практического внедрения и апробации предлагаемых рекомендаций автор неоднократно принимал участие в научно-практических конференциях. (Саратов 2001, 2003; Уфа 2003; 2004 и др.), в семинарах и совещаниях правоохранительных органов. Подготовлен и представлен в Законодательное собрание Ульяновской области законопроект «Об участии жителей Ульяновской области в обеспечении правопорядка».
Структура и объем работы Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, которые объединяют 8 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Социально-правовые условия существования общества после 90-х годов предопределили развитие как криминалистической науки, так и правоохранительной практики. Изменились подходы к пониманию многих научных проблем. Не является исключением в этом плане и институт привлечения населения к участию в борьбе с преступностью. В последнее десятилетие двадцатого века были утрачены позиции в вопросах системного привлечения населения к участию в обеспечении правопорядка. Обозначившаяся в то время тенденция к снижению интереса к данной проблеме обусловлена, прежде всего, утратой традиционных идеологических ориентиров в обществе. В реальной действительности игнорирование роли граждан и общественных объединений в поддержании правопорядка привело к деформации общественно-правового сознания, снижению гражданской активности населения, более ориентированного ранее на готовность оказать содействие в борьбе с преступностью и иными негативными проявлениями в обществе. Это заметно ослабило эффективность деятельности правоохранительных органов, снизило предупредительный потенциал.
В настоящее время в сфере обеспечения безопасности общества возникли новые приоритеты. В частности, коррупция в органах власти и управления, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и терроризм приобрели масштабы, создающие угрозу безопасности России. Для обеспечения защиты общества и государства от возникших угроз необходима система неотложных и решительных мер, направленных на мобилизацию усилий не только государственных органов, но и гражданского общества.
Президент России В.В. Путин отметил: «В этой сложнейшей для страны ситуации, сложнейший период нашего развития мы обязаны наладить контакт с гражданами, тесно взаимодействовать с ними. Надо внимательно и оперативно реагировать на каждое их обращение, на каждую обеспокоенность. Надо помогать людям адекватному поведению в экстремальных ситуациях. Следовало бы также поддерживать инициативу граждан по организации добровольных структур в сфере охраны общественного порядка. Они способны не только реально помочь в сборе информации и выявлении сигналов от населения в связи с возможной подготовкой преступлений, но и могут стать реальным фактором борьбы с преступностью и терроризмом. И, конечно, сейчас
4 нужна помощь общественных организаций в разъяснительной работе о том, как вести себя при угрозе терактов и как содействовать их предотвращению».
Государство - основной субъект борьбы с преступностью, но оно достигает успеха в такой борьбе только при условии поддержки гражданским обществом, гражданами государства. Это закреплено в ряде резолюций ООН. В частности, в материалах специальной сессии IV конгресса ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями формулируется вывод о том, что в разных странах мира различны пределы использования института участия общественности в борьбе с преступностью, эти различия имеют объективную политическую и социально-экономическую основу, но суть закрепленной в резолюции позиции сводится к тому, что без помощи всего населения, всего общества успех в борьбе с преступностью невозможен.
К сожалению, в развивающемся законодательстве России институт привлечения населения к участию в борьбе с преступностью не находит должного отражения. Правовая база в этой сфере нуждается в развитии и совершенствовании.
Роль населения в современных условиях борьбы с преступностью приобретает особую значимость, что подтверждают результаты анкетирования, по результатам которого 94% респондентов из числа сотрудников различных служб правоохранительных органов и 99% из числа представителей различных слоев населения ответили, что участие населения является необходимым условием эффективной борьбы с преступностью; соответственно 80 % и 82 % полагают, что в российском законодательстве не в должной мере регламентированы отношения, связанные с участием населения в охране правопорядка и борьбе с преступностью.
Очевидно, что общие призывы к объединению усилий общества в борьбе с преступностью недостаточны. В этой области необходимы научные исследования, отличающиеся новыми подходами, отвечающими современным требованиям в решении задач борьбы с преступностью. При этом исследования в данной области научных знаний должны строиться с учетом накопленного в прошлом позитивного опыта.
Таким образом, актуальность темы исследования обуславливается как ее недостаточной научной разработанностью и правовой регламентацией, так и большой практической значимостью в обеспечении эффективной борьбы с преступностью.
Объектом исследования являются научные, правовые, организационные и криминалистические аспекты деятельности правоохранительных органов по привлечению населения к участию в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.
Предметом исследования являются организационные и криминалистические закономерности в сфере отношений, связанных с привлечением населения к участию в борьбе с преступностью.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является изучение сущности привлечения населения к участию в борьбе с преступностью, обобщение отечественного и зарубежного опыта, разработка и внедрение в деятельность правоохранительных органов новых форм и методов привлечения, совершенствование его научных, правовых, организационных и криминалистических основ.
Поставленная цель достигается решением ряда задач, к важнейшим из которых относятся:
- исследование исторических и социальных основ привлечения населения к участию в охране правопорядка и борьбе с преступностью;
- определение понятия, сущности привлечения населения к участию в выявлении, расследовании и предупреждении преступлений и его места системе криминалистики;
- разработка предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и криминалистических рекомендаций в области привлечения органами расследования представителей населения к участию в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений;
- выявление резервов повышения эффективности борьбы с преступностью и определение условий привлечения населения к этой деятельности;
- исследование наиболее значимых форм участия населения в борьбе с преступностью;
- исследование этических проблем привлечения представителей населения участию в борьбе с преступностью;
- определение понятия и содержания методов привлечения населения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обоснование положения о том, что принцип историзма является основополагающим в исследовании проблемы привлечения населения к участию в обеспечении правопорядка. Исторический подход позволяет выявить первоосновы и проникнуть в сущность изучаемого явления, осознать и правильно оценить закономерности привлечения населения к участию в выявлении, расследовании и предупреждении преступлений. Во все исторические эпохи участие населения являлось необходимой и неотъемлемой частью государственных мер в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Преемственность культуры, традиций, уклад жизни являют собой ту основу, на которую должна опираться научная мысль в исследовании и развитии института участия населения в борьбе с преступностью.
2. Обоснование положения о том, что идея о гражданском обществе составляет базовую социальную основу участия населения в борьбе с преступностью. Борьба с преступностью в развивающемся правовом государстве и гражданском обществе рассматривается как одна из форм субъективной деятельности людей и государства по учреждению правопорядка.
3. Анализ методологических основ криминалистики показывает, что привлечение населения к участию в борьбе с преступностью относится к частной криминалистической теории, которая в системе криминалистики является составной частью раздела «Организация расследования преступлений». Как частная криминалистическая теория, привлечение населения конструктивно подразделяется на общую и особенную части.
4. Обоснование необходимости совершенствования уголовно-процессуального законодательства России в плане создания эффективных правовых механизмов вовлечения представителей населения к участию в выявлении, расследовании и предупреждении преступлений путем внесения предложения по изменению и дополнению УПК нормами, создающими оптимальные условия для привлечения представителей населения к участию в розыске либо установлении лиц, совершивших преступление; в обнаружении сведений, имеющих значение для расследования уголовного дела; в установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также предоставление права представителям органов расследования безвозмездно использовать в расследовании уголовного дела возможности средств массовой информации независимо от форм собственности.
5. Исследование условий и факторов эффективности привлечения населения к участию в борьбе с преступностью. Структура условий эффективности привлечения включает общие и частные условия. Общие условия привлечения населения связаны с системой существующих организационных, социальных, психологических и других факторов. Частные условия связаны с особенностями расследуемого уголовного дела, следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия, используемого метода привлечения. Обоснование положения о том, что факторы, влияющие на активность граждан, являются определяющими в привлечении населения к участию в борьбе с преступностью.
6. Исследование наиболее типичных форм участия населения в борьбе с преступностью, характеристика их особенностей. Формы участия населения в борьбе с преступностью классифицированы по различным основаниям: 1) по направлениям борьбы с преступностью; 2) по составу участников; 3) с точки зрения систематичности участия; 4) по количеству участников; 5) по уровню взаимодействия представителей населения с правоохранительными органами; 6) по степени активности участия; 7) по
7 характеру правового регулирования; 8) по мотивации участия; 9) по характеру инициативы.
7. Исследование этических проблем участия населения в борьбе с преступностью, определение этических критериев положительной или отрицательной ценности поступка или поведения представителя населения в интересах обеспечения правопорядка: нравственно допустимым считается поступок, совершение которого повлекло за собой меньшие материальные, физические, нравственные или иные издержки, нежели его не совершение.
8. Исследование методов привлечения населения к участию в борьбе с преступностью, характеристика их особенностей. Дана их классификация по различным основаниям: по общности - общие и частные методы; по содержанию воздействия на адресата - информационно-правовые, психолого-логические и методы материального стимулирования правовой активности; по контингенту привлекаемых лиц и характеру ожидаемой помощи - методы систематического привлечения определенных конкретных лиц, методы привлечения к эпизодическому участию определенного круга лиц и определенного лица и методы привлечения к эпизодическому участию неопределенного круга.
Методологическая основа и методика исследования. Методологическую базу диссертационного исследования составляют материалистическая диалектика как всеобщий метод познания, а также основанные на нем общенаучные и специальные познавательные методы: наблюдение, анализ, синтез, логико-правовой метод, сопоставительный анализ статистической и иной информации.
Нормативной базой исследования являются положения Конституции Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, иные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Постановления Пленумов Верховного Суда РФ, нормативные документы министерств и ведомств, входящих в отечественную правоохранительную систему, а также зарубежные и международные нормативные правовые акты.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили: 1) результаты анкетирования более 100 представителей различных служб правоохранительных органов (следователей, оперативных работников, сотрудников милиции общественной безопасности, прокурорских работников), а также 200 представителей различных слоев населения (представителей общественных объединений, студентов, преподавателей учебных заведений, журналистов, рабочих, предпринимателей и др.) в Ульяновской области и Чувашской Республике; 2) результаты интервьюирования ведущих специалистов различных служб в правоохранительных органах; 3) материалов, публикуемых в печатных СМИ; 4) более 200 материалов правового характера по исследуемой проблеме, статистических данных: обзоров, справок, отчетов МВД и других правоохранительных органов России.
При написании диссертации использовался пятнадцатилетний опыт работы автора в различных службах МВД России.
Теоретическую основу работы составили труды многих ученых в области криминалистики, уголовного процесса, теории оперативно-розыскной деятельности и других наук: В.П. Бахина, Р.С. Белкина, В.М. Быкова, А.Н. Васильева, И.М. Гальперина, Г.Н. Горшенкова, В.Д. Зеленского, В.К. Звирбуля, Г.Г. Зуйкова, И.Г. Индулен, И.И. Карпеца, И.Ф. Крылова, Н.И. Кулагина, В.П. Лаврова, Г.М. Миньковского, С.П. Митричева, Ю.В. Наумкина, В.А. Образцова, И.Ф. Пантелеева, Ф.А. Полозкова, А.Р. Ратинова, Н.А. Селиванова, В.В. Степанова, В.Г. Танасевича, А.Г. Филиппова, А.А. Эйсмана и др., а также ученых, исследования которых, посвящены проблемам привлечения населения к участию в борьбе с преступностью и использования СМИ правоохранительными органами: В.П. Бахина, С.П. Митричева, Г.Н. Горшенкова, А.Ю. Головина, Е.С. Дубоносова, А.М. Ишина, Н.И. Кулагина, Ю.В. Наумкина, Ю.А. Потапова, В.Н. Ростова, Ф.К. Рябыкина, В.Т. Томина, А.Н. Тюменцева.
Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, вносят определенный вклад в развитие криминалистической науки, в частности, в разделы, посвященные организации расследования преступлений и методике расследования отдельных видов преступлений. Результаты исследования позволяют выявить резервы повышения эффективности в борьбе с преступностью.
Изложенные в диссертации положения и рекомендации могут быть учтены в ходе проводимой административной реформы, в частности, реформы правоохранительных органов, а также использованы: в деятельности органов расследования по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений; в преподавании курса криминалистики и спецкурсов в средних и высших юридических учебных заведениях России; в процессе повышения квалификации практических работников (семинаров, конференций и др.) и служебной подготовки сотрудников МВД и других правоохранительных органов.
Научная новизна работы определяется тем, что проблема исследуется в новых социально-правовых условиях функционирования российского общества. Наиболее существенные научные результаты, полученные автором, состоят в обосновании положений и выводов об исторической закономерности и социальной обусловленности участия населения в обеспечении правопорядка.
Впервые на диссертационном уровне в криминалистике участие населения в борьбе с преступностью исследуется с позиций формирования гражданского общества.
Исследованы новые формы участия населения в борьбе с преступностью, методы привлечения и предложены пути повышения их эффективности.
Достоверность и обоснованность полученных в результате исследования выводов определяется репрезентативностью эмпирических данных, полученных диссертантом в процессе анкетирования и интервьюирования представителей правоохранительных органов, а также представителей различных слоев населения; эмпирической информацией из других источников: научных публикаций, исследований материалов, публикуемых в печатных СМИ. Результаты указанных данных не противоречат тем параметрам, которые были предметом исследования ученых, занимавшихся данной проблемой.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в пяти научных статьях, а также внедрены в практику работы служб МВД Чувашской Республики, учебный процесс Учебного центра УВД Ульяновской области и СЮИ МВД России.
В целях практического внедрения и апробации предлагаемых рекомендаций автор неоднократно принимал участие в научно-практических конференциях. (Саратов 2001, 2003; Уфа 2003; 2004 и др.), в семинарах и совещаниях правоохранительных органов. Подготовлен и представлен в Законодательное собрание Ульяновской области законопроект «Об участии жителей Ульяновской области в обеспечении правопорядка».
Структура и объем работы Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, которые объединяют 8 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
1. Исторический подход к исследованию проблемы привлечения населения к участию в обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью позволяет выявить первоосновы и проникнуть в сущность изучаемого явления, осознать и правильно оценить существующие закономерности для выбора целей и направления исследований. Во все исторические эпохи участие населения являлось необходимой и неотъемлемой частью государственных мер в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Самоуправление населения (крестьянское, казачье, земское и городское) имеет исторические корни. Преемственность культуры, традиций составляет духовно-исторический уклад жизни, являет собой ту основу, на которую должна опираться научная мысль в развитии института участия населения в борьбе с преступностью.
2. В теоретическом аспекте проблема привлечения населения к участию в борьбе с преступностью как криминалистическое учение имеет свою основополагающую базовую социальную основу. Такой основой является идея о гражданском обществе и правовом государстве как всеобщая универсальная теория о цивилизованном развитии общества. Борьбу с преступностью в правовом государстве и гражданском обществе можно рассматривать как одну из форм субъективной деятельности людей и государства по учреждению правопорядка. Активная включенность граждан в дела сообщества на современном этапе является неотъемлемым условием становления правового государства и гражданского общества в России.
3. Привлечение населения к участию в борьбе с преступностью:
- является частной криминалистической теорией, основанной на идее необходимости мобилизации усилий всего общества в борьбе с преступностью;
- это учение является составной частью раздела криминалистики «Организация расследования преступления»;
это уголовно-процессуальная, административная, организационная и управленческая деятельность правоохранительных органов и их должностных лиц, а также иных субъектов, оказывающих им содействие в использовании форм участия и методов привлечения населения к участию в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.
4. Уголовно-процессуальное законодательство имеет ряд существенных недостатков, связанных с отсутствием регламентации участия граждан и представителей общественных объединений в уголовном судопроизводстве, а также мер предупреждения преступлений. Реализация принципа участия граждан и представителей общественных объединений в уголовном судопроизводстве, является одним из основополагающих условий формирования правовой активности населения.
5. Участие населения в борьбе с преступностью является как условием повышения эффективности в борьбе с преступностью, так и условием обеспечения прав и интересов граждан посредством осуществления гражданского контроля за деятельностью правоохранительных органов.
6. Формы участия населения в борьбе с преступностью и методы привлечения многообразны. Их классификация вносит ясность в сущность и назначение каждого из них, позволяет сделать правильный выбор в использовании возможностей населения, выявить дополнительные резервы в борьбе с преступностью и повысить эффективность правоохранительной деятельности.
7. Очевидно, что исследование проблемы привлечения населения не исчерпывается данной работой. Дальнейшей задачей является исследование частных вопросов участия населения в расследовании отдельных категорий преступлений, участия в отдельных следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях, участие в розыскной и предупредительной деятельности.
2. В теоретическом аспекте проблема привлечения населения к участию в борьбе с преступностью как криминалистическое учение имеет свою основополагающую базовую социальную основу. Такой основой является идея о гражданском обществе и правовом государстве как всеобщая универсальная теория о цивилизованном развитии общества. Борьбу с преступностью в правовом государстве и гражданском обществе можно рассматривать как одну из форм субъективной деятельности людей и государства по учреждению правопорядка. Активная включенность граждан в дела сообщества на современном этапе является неотъемлемым условием становления правового государства и гражданского общества в России.
3. Привлечение населения к участию в борьбе с преступностью:
- является частной криминалистической теорией, основанной на идее необходимости мобилизации усилий всего общества в борьбе с преступностью;
- это учение является составной частью раздела криминалистики «Организация расследования преступления»;
это уголовно-процессуальная, административная, организационная и управленческая деятельность правоохранительных органов и их должностных лиц, а также иных субъектов, оказывающих им содействие в использовании форм участия и методов привлечения населения к участию в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.
4. Уголовно-процессуальное законодательство имеет ряд существенных недостатков, связанных с отсутствием регламентации участия граждан и представителей общественных объединений в уголовном судопроизводстве, а также мер предупреждения преступлений. Реализация принципа участия граждан и представителей общественных объединений в уголовном судопроизводстве, является одним из основополагающих условий формирования правовой активности населения.
5. Участие населения в борьбе с преступностью является как условием повышения эффективности в борьбе с преступностью, так и условием обеспечения прав и интересов граждан посредством осуществления гражданского контроля за деятельностью правоохранительных органов.
6. Формы участия населения в борьбе с преступностью и методы привлечения многообразны. Их классификация вносит ясность в сущность и назначение каждого из них, позволяет сделать правильный выбор в использовании возможностей населения, выявить дополнительные резервы в борьбе с преступностью и повысить эффективность правоохранительной деятельности.
7. Очевидно, что исследование проблемы привлечения населения не исчерпывается данной работой. Дальнейшей задачей является исследование частных вопросов участия населения в расследовании отдельных категорий преступлений, участия в отдельных следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях, участие в розыскной и предупредительной деятельности.
Подобные работы
- ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К УЧАСТИЮ В БОРЬБЕ С
ПРЕСТУПНОСТЬЮ (12.00.09)
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Привлечение населения к участию в борьбе с
преступностью
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К УЧАСТИЮ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К УЧАСТИЮ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Получение оперативно-процессуальной информации о преступлениях и порядок назначения оперативно-розыскных мероприятий, а также использование их результатов по делам оперативного учета и в следственно-судебной практике
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Организационно-правовые меры профилактики преступности несовершеннолетних
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО,
ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - РАССЛЕДОВАНИЕ УБИЙСТВ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППОЙ (12.00.09)
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - Виктимологическая профилактика корыстно-насильственной преступности в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



