Введение 4
Глава 1 Теоретические основы методики обогащения словарного запаса младших школьников 7
1.1 Особенности словарного запаса младших школьников 7
1.2 Изучение словообразования в начальной школе: анализ учебников
и программ по русскому языку для начальной школы 16
Глава 2 Основные приемы работы со словообразовательными моделями с целью обогащения словарного запаса младших школьников 23
2.1 Словообразовательные модели как средство обогащения
словарного запаса младших школьников 23
2.2 Методические рекомендации по работе со словообразовательными
моделями в начальной школе 33
Заключение 42
Список использованных источников 45
Приложение
Вопросом об изучении словообразования в начальной школе уже давно занимались такие крупнейшие методисты как Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский.
В частности, Ф.И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках русского языка с целью более полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский.
Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Недооценка обучения словообразованию приводит к тому, что орфографический навык, не подкреплённый знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо.
Работа над словообразованием является одним из важнейших источников обогащения словарного запаса детей и одним из наиболее понятных способов овладения смысловым значением слов.
При проведении работы по развитию лексики у младших школьников необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у учащихся с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
- уточнение значения слов;
- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентах;
- организация семантических полей, лексической системы;
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова из пассивного в активный словарь.
Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
На современном этапе проблема обогащения обостряется в связи с тем, что школьники мало обращаются к художественным произведениям - основному источнику пополнения словарного запаса, предпочитая интернет, где ребенок общается со своими ровесниками, и СМИ. Словарь школьника обогащается с опорой на устную речь, которая не может быть полноценным источником пополнения словарного запаса. В этих условиях урок русского языка играет особую роль. В то же время анализ учебных пособий по русскому языку, показал, что возможности систематической работы по обогащению словарного запаса учащихся реализуются не полностью.
Таким образом, имеется противоречие между необходимостью пополнять словарный запас младших школьников на уроках русского языка и недостаточной методической оснащенностью работы по обогащению словарного запаса при изучении способов словообразования.
Цель: теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность комплекса упражнений, направленного на обогащение словарного запаса младших школьников при изучении способов словообразований.
Объект: процесс обогащения словаря младших школьников при изучении русского языка.
Предмет: обогащение словарного запаса младших школьников при изучении способов словообразований.
Гипотеза: мы предполагаем, что изучение способов словообразования будет способствовать обогащению словарного запаса младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
- изучить лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
- охарактеризовать особенности словарного запаса младших школьников;
- проанализировать учебники и программы по русскому языку для начальной школы по работе над словообразованием;
- изучить словообразовательные модели как средство обогащения словарного запаса младших школьников;
- предложить методические рекомендации по работе со словообразовательными моделями в начальной школе.
Методы исследования: анализ лингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение; сравнение.
Методологическую основу исследования составили научно-теоретические работы по лингвистике, психолингвистике, утверждающие коммуникативную и когнитивную функции языка; программы, методические рекомендации и пособия по обучению русскому языку в начальной школе. Лингвистика текста представлена трудами В.В. Бабайцевой и др. Методические концепции процесса обучения русскому языку в начальной школе представлены трудами Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная методика может быть использована в практике обогащения словарного запаса младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы 52 страницы.
Методической наукой накоплено немало данных о словарном запасе младших школьников. Эти данные получены на основе изучения устных высказываний, письменных работ (сочинений и изложений) (например исследования М.Т. Баранова и др.), а также на основе ответов школьников о лексическом значении слова, на основе заданий типа ассоциативного эксперимента, заданий на составление словосочетаний и предложений (М.Т. Баранова и др.).
Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, так как ребенок усваивает новые значения не только из своего практического опыта и непосредственного общения со взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах опыта.
Педагог, проводя работу по обогащению словарного запаса учащихся должен опираться на принципы проведения лексической группы; при отборе группы слов, над которой необходимо работать, ориентироваться на коммуникативные потребности школьника.
На современном этапе курс «Словообразование» построен по принципу противопоставления двух взаимосвязанных разделов: морфемика (состав слова) и словообразование (деривация).
Основные понятия и умения разбора слова по составу формируются у школьников в период обучения русскому языку в начальной школе.
Проанализировав учебники русского языка, авторов Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой, С.В. Иванова пришли к выводу, что авторы учебников по-разному подходят к морфемному членению слов: первый подход - выделение морфем в слове, начиная с корня, с подбора однокоренных слов, а затем аффиксов. Этот подход распространен в начальных классах. Второй подход - при морфемном членении восстанавливается словообразовательная цепь (принцип матрешки): выделяется основа путем отделения окончания; далее указываются суффиксы, корень, приставки.
Выполняя упражнения, предлагаемые авторами, школьники учатся соотносить общее и частное в языке (словообразовательную модель и строение, значение, грамматические признаки конкретного слова), предвидеть возможные орфографические затруднения, вызванные структурными особенностями слов одной словообразовательной модели. При этом активизируется зрительная память ученика, лучше запоминается графический облик многих морфем, что помогает в овладении орфографическими нормами. Кроме того, у учащихся развивается абстрактное мышление, поскольку анализ производится на уровне словообразовательных обобщений. Данное обстоятельство способствует речевому развитию ребёнка, осознанию структурности, системности лексики родного языка, совершенствованию природного языкового чутья.
Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Недооценка обучения словообразованию приводит к тому, что орфографический навык, не подкреплённый знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо.
Рассмотрев приемы в работе со словообразовательными моделями, можно сказать, что владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов, а для учителя - это эффективное средство объяснения значения производных слов, встречающихся в тексте на уроках чтения.
Поскольку при изучении курса русского языка специальные занятия по словообразованию не предусматриваются, мы разработали систему упражнений, которая может быть реализована через последовательное и системное включение в планирование курса 3-го и 4-го классов по любым ныне используемым в начальной школе учебникам русского языка.
Данные упражнения приучают школьников соотносить общее и частное в языке, ориентироваться в словообразовательной структуре слов, лучше осознавать особенности происхождения слов, законы словообразования в русском языке. Словообразовательные упражнения имеют большое значение в развитии лингвистических способностей и в общем развитии младших школьников, способствуют возникновению интереса к языку, потребности в приобретении новых языковых знаний, стремления ясно и точно выражать свои мысли в слове.
Данные упражнения будут способствовать обогащению словарного запаса младших школьников.
1. Активизация словаря младших школьников // Начальная школа. - 2013. - №4. - С. 12-14.
2. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Эксмо, 2012. - 448 с.
3. Бабайцева, В.В. Русский язык: Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. - М.: Педагогика, 2014. - 159 с.
4. Баранов, М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - М.: Наука, 2015. - 352 с.
5. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 448 с.
6. Бондаренко, А.В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. - СПб.: Питер, 2011. - 145 с.
7. Борисенко, И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения // Начальная школа. - 2012. - №11/12. - С. 32¬34.
8. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка // Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М.: Наука, 2012. - 256 с.
9. Вахнина, Т.П. Современный русский язык / Т.П. Вахнина, О.В. Иванова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. - 155 с.
10. Виноградов, В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. - М.: Наука, 2015. - 159 с.
11. Виноградова, В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. - М.: Либроком, 2011. - 186 с.
12. Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку. - М.:
Педагогический поиск, 2014. - 112 с.
13. Вороничев, О.Е. Где кончается основа знаменательного? [о связи словообразования с грамматикой] // Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 40-42.
14. Выготский, Л.С. Основы педологии. - СПб.: Питер, 2015. - 165 с.
15. Дёмичева, В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 65-69.
16. Дзюбенко, О.Г. О выделении корня слова при правописании безударных гласных // Русский язык в школе. - 2013. - №1. - С. 22-25.
17. Жуйков, С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. - М.: Баласс, 2014. - 123 с.
18. Земская, Е.А. Современный русский язык: Словообразование. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с.
19. Иванов, С.В. Русский язык. 2 класс / А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. - М.: Просвещение, 2006. - 181 с.
20. Иванов, С.В. Русский язык. 3 класс / А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
21. Иванов, С.В. Русский язык. 4 класс / А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. - М.: Просвещение, 2006. - 254 с.
22. Канакина, В.П. Особенности лексики младших школьников // Начальная школа. - 2012. - №6. - С. 25-27.
23. Лопатина, А.Н. Русский язык. - М.: Просвещение, 2014. - 345 с.
24. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
25. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в младших классах / М.Р. Львов, В.П. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2010. - 172 с.
26. Львова С.И. Словообразовательная модель как объект анализа на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2013. № 3. - С. 10-11.
27. Матвеева, А.П. О преемственности в изучении лексики // Русский язык в школе. - 2013. - №5. - С. 21-26.
28. Махмудов, Ш.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Этимология / Ш.А. Махмудов, Г.П. Цыганенко // Русский язык в школе. - 2011. - № 2. - С. 13-15.
29. Мережко, Е.Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи // Предложение и слово. - 2012. - №1. - С. 117-121.
30. Мережко, Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. - 2011. - №6. - С. 8-10.
31. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2015. - 452 с.
32. Методика развития речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 2011. - 175 с.
33. Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа. - 2012. - №6. - С. 12-14.
34. Перцева, Н.К. Вопросы словообразования в начальной школе // Начальная школа. - 2013. - №10. - С. 18-21.
35. Полякова, А.В. Русский язык. 1-3. - М.: Баласс, 2006.
36. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 1 кл.: учеб. - М.: Дрофа, 2010. - 95 с.
37. Рыбникова, М.А. Изучение родного языка в школе. - Петрозаводск, 2012. - 234 с.
38. Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. - М.: Академия, 2015. - 324 с.
39. Ушинский, К.Д.. Избранные педагогические сочинения. М.: Вита-Пресс, 2011. - 172 с.
40. Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М.: ООО «Издательский дом ОНИКС XXI век», 2011. - 176 с.
41. Шанский, Н.М. В мире слов. М.: Просвещение, 2010. - 208 с.