Содержание:
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования диагностики социальных организаций........................................................................................6
1.1. Понятие, виды, структура и функции диагностики социальных организаций..............................................................................................................6
1.2. Методическое обеспечение диагностики социальных организаций.........21
Глава 2. Эмпирический анализ диагностики психологических причин конфликтности личности в организации.............................................................30
2.1. Эмпирическая характеристика......................................................................30
2.2. Факторы, влияющие на конфликтность личности в организации.............35
2.3. Пути преодоления конфликтного поведения личности в организации (тренинговое упражнение)....................................................................................41
Заключение.............................................................................................................43
Список используемой литературы.......................................................................45
Актуальность темы исследования. В современных условиях глобализации экономики и усиления конкуренции любая организация может существовать и реализовывать стоящие перед ней цели только тогда, когда она изменяется адекватно изменениям и требованиям внешней среды. Это предполагает последовательное и целенаправленное проведение мероприятий, направленных на усовершенствование работы организации в целом и каждого ее сотрудника. Такие мероприятия часто связаны с изменениями в работе деловых организаций, касающимися организационной структуры, системы оплаты труда, разделения задач и ответственности, кадровой политики и т.д. Принесут ли изменения ожидаемый результат, во многом зависит от того, насколько организация будет подготовлена к ним.
Исследование текущей ситуации в организации — первый шаг на пути подготовки мероприятий, направленных на повышение эффективности ее работы, и планирования изменений в структуре организации, в системе оплаты труда, в кадровой политике.
Организационная диагностика представляет собой систематический сбор и анализ информации о состоянии организации с целью выявления проблем ее функционирования, а также определения путей и резервов для их преодоления путем применения концептуальных моделей и методов социальных и поведенческих наук. Таким образом, диагностика проводится согласно принципам научного исследования, однако используемые методы и их результаты должны быть приняты людьми, заказавшими диагностику, и подходить для их организации.
Состояние и степень разработанности проблемы. Липатов, Щербин, Пригожин и др. посвятили свои работы рассматриваемой теме. Однако выбранная тема исследования недостаточно разработана как в отечественных, так и в зарубежных трудах.
Объект исследования — анализ особенностей социально-психологической диагностики социальных организаций.
Предмет исследования — социальные организации.
Цель исследования – изучить особенности социально-психологической диагностики социальных организаций.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:
1) проанализировать понятие, виды, структура и функции диагностики социальных организаций;
2) исследовать методическое обеспечение диагностики социальных организаций.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что одним из способов распознавания и предвидения проблем в организациях является диагностика, которая представляет собой комплекс способов, методов и приемов изучения организации, позволяющий в короткие сроки и с минимумом затрат получить четкое представление об ее ресурсах, проблемах и возможностях инициировать позитивные организационные изменения и мобилизовать силы для их проведения.
Теоретико-методологической основой исследования выступили следующие положения. Социально-психологический аспект в изучении диагностики социальных организаций состоит в исследовании субъективного отражения организационных процессов и явлений сотрудниками организации
В ходе исследования были использованы следующие методы. Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые в отечественной социальной психологии феномен социально-психологической диагностики социальных организаций становится предметом специального теоретического анализа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в управленческой практике.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечены адекватностью теоретико-методологической базы цели и задачам исследования, соответствием методического инструментария замыслу работы и сформулированной в ней гипотезы, необходимым и достаточным объемом экспериментальной выборки, квалифицированным использованием методов статистической обработки данных, логически выдержанной и теоретически последовательной интерпретацией выявленных и зафиксированных в ходе эксперимента закономерностей и зависимостей.
Выбор конкретных методик сбора информации определяется характером проблем и задач, поставленных перед консультантом, организационным уровнем, на котором в настоящий момент решается та или иная диагностическая задача, временем, отпущенным на этап диагностики, и т.д. Любой метод может давать ложную информацию, если он неправильно употребляется. Выбор метода должен определяться тем, насколько он позволяет ответить на релевантные в данном случае вопросы. Проведение диагностического обследования, как правило, требует использования батареи методик, формирование которой определяется целями диагностики, контингентом обследуемых, ситуацией обследования, трудоемкостью методик и квалификацией консультанта.
Консультирование организации, как правило, не ограничивается проведением диагностического обследования. Диагностическая фаза процесса консультирования направлена на поиск, выявление, детальное изучение проблем в организации (описание) с целью разработки и реализации мероприятий по их разрешению (вмешательство). Диагноз проблемы не включает работу по ее решению, однако на практике диагностика и воздействие функционально взаимосвязаны и взаимозависимы относительно достижения полезного конечного результата.
Проведя исследование в ООО «ЮВЕНТА», можно сделать выводы, что существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике К. Томаса);
Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);
Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т.е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.