Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ)

Работа №28415

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы212
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
709
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы интеграции дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного циклов в контексте ноосферного мышления.
1.1. Философское осмысление интегративного обучения и проблемы перспективного развития интеграционных процессов.
1.2. Становление ноосферного мышления и его педагогическая интерпретация.
1.3. Роль межпредметных связей в процессе интеграции
учебных дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного циклов.
1.4. Интегративные дисциплины как средство междисциплинарного диалога.
Выводы по первой главе
Глава 2 Разработка и экспериментальное обоснование концепции интегрированного обучения на примере специального курса "Материаловедческая химия и экология" в средних профессиональных учебных заведениях.
2.1. Критерии и принципы отбора содержания
интегрированного курса.
2.2. Интегративно-модульная стратегия формирования
специального курса "Материаловедческая химия и экология".
2.3. Содержание лекционных занятий интегрированного
курса и некоторые методические рекомендации по их проведению.
2.4. Проверка эффективности внедрения
интегрированного курса в учебный процесс, обобщенные результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по второй главе 157
Заключение 161
Литература 164
Приложения 176



Переход к новой общечеловеческой планетарной стратегии устойчивого развития требует нового качества человека, нового сознания, нового качества образования. Необходимость качественного обновления образования побуждает к поиску новых подходов к оценке его эффективности и основным направлениям модернизации, учитывающих взаимодействие внутренних закономерностей формирования и развития образовательных систем с внешними законами функционирования и развития их системного окружения - социума, экономики, государства, цивилизации (А. Субетто). На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году дан глубокий анализ ситуации и сформирована концепция устойчивого развития. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение равновесия в отношениях между людьми обществом и природой. В Йоханнесбурге в 2002 году правительства 179 государств в области стратегии устойчивого развития наметили магистральные пути спасения человечества от природных катастроф, от экологического и социально¬экономического кризисов. При переходе России на модель устойчивого развития образование и просвещение населения приобретают приоритетное значение.
Качественная сторона дальнейшего развития системы образования предполагает фундаментализацию образования, преодоление разобщенности естественнонаучного и гуманитарного знания, а также слишком узкой специализации многих учебных дисциплин. Под термином фундаментализация понимается повышение качества образования и уровня образованности людей за счет соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и технологии реализации учебного процесса. Фундаментализация образования предполагает все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека.
В системе образования должны доминировать информационные компоненты, выпускники этой системы начинают жить в информационном обществе, где приоритетную роль играют фундаментальные знания об информационных процессах в природе и обществе, новые информационные технологии. Мы, все в большей мере, начинаем осознавать факт, что информация - это не второстепенный атрибут нашей деятельности, а стратегически важный ресурс развития общества, использование которого позволяет экономить другие виды ресурсов - энергетические, материальные, людские. Сегодня возникла объективная необходимость построения качественно иной, ноосферной системы образования и воспитания, которая включает новые знания об окружающем мире и человеке, новые психолого-педагогические и производственные технологии, новые нормы поведения людей, основанные на ноосферных общечеловеческих ценностях.
Мы считаем, что приближение к ноосфере возможно формированием у людей ноосферного мышления, обеспечивающее устойчивое развитие общества и сохранение жизни на Земле, посредством интеграции знания, информатизации и гуманизации процесса обучения. Обосновывая этот подход, мы делаем акцент на формирование у людей способностей находить и реализовывать надежные решения выживания человека и природы в условиях функционирования природно-промышленного комплекса.
Для современного образования особо актуальной является проблема поиска путей интеграции знания с целью формирования разносторонней, нравственной, активной, творческой личности, способной философию выживания превратить в конкретные дела.
активного понимания взаимосвязи фундаментальных законов и достижений химии с технологическими, биологическими, экологическими, социальными и другими проблемами устойчивого развития человечества.
Качественное усвоение знаний учебных дисциплин требует усилить подготовку учащихся с учетом важнейших тенденций развития природы и общества, достижений химии, на основе интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин, формируя тем самым зачатки ноосферного мышления.
Актуальность данного направления диктуется следующими противоречиями:
• между структурой и содержанием естественнонаучного образования и отсутствием должного социального базиса для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны;
• между объективно нарастающим объемом научных знаний и не возможностью их системного усвоения в современных условиях структурирования и преподавания дисциплин;
• между существующим предметным подходом к организации профессиональной подготовки и задачей формирования целостных представлений об окружающем мире;
• между объективно усиливающейся ролью химических знаний в современном обществе и производстве и отсутствием понимания этой роли у учащихся;
Берулава, В.И.Загвязинский, Б.М. Кедров, Ю.А. Кустов, О.М. Сичивица, И.П. Яковлев и др.). Однако вопросами интеграции дисциплин в контексте ноосферного мышления занималось ограниченное число исследователей.
В соответствии с изложенным мы определили проблему исследования: каковы дидактические основы интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления, отвечающие современным требованиям при обучении в средних профессиональных учебных заведениях.
Для решения этой проблемы имеется основательная теоретическая и экспериментальная база, созданная педагогами, психологами и методистами: философское учение о развитии, основным источником которого является разрешение противоречий и теория деятельности (В.И.Вернадский, Г.Гегель, И.Кант, М.С.Каган, В.Д.Комаров, И.Р.Пригожин, И.Фихте, Ф.Энгельс);
теория ноосферного образования (Б.А.Астафьев, Н.В.Маслова, В.М. Назаренко, Ю.А.Урманцев, И.Н.Шванева);
теория непрерывного образования и педагогической интеграции (А.С.Асмолов, В.С.Безрукова, А.П.Беляева, М.Н. Берулава, А.Л.Бусыгина,
A. А.Вербицский, И.Т.Герасимов, С.Н.Глазачев, С.Б.Ельцов, А.П.Зайцев, И.Д.Зверев, В.С.Леднев, О.М.Кузнецова, Ю.А.Кустов, М.И.Махмутов, B. М.Монахов, И.В.Непрокина, Н.Ф.Реймерс, Н.В.Савина, Ю.С.Тюнников, В.Н.Федорова, Н.К.Чапаев, Г.А.Ягодин);
теория отбора содержания образования (Ю.К.Бабанский, С.Я.Батышев, В.И.Гинеценский, В.В.Давыдов, Г.А.Ильин, Г.П.Корнев, С.В.Леднев, М.Н.Скаткин, Г.Ф.Хасанова);
В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн) подходов к организации процесса обучения, с опорой на принципы целостности, историзма, конкретности и непрерывности;
психологическая теория деятельности (А.В.Брушлинский,П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.В.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн и др.);
современные концептуальные идеи о демократизации и гуманизации образовательного процесса (О.С.Газман, И.П.Иванов, Г.И.Железовская, Л.И.Новикова);
концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (С.А.Архангельский, В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, А.Г.Бусыгин, В.В.Давыдов, В.М.Кларин, В.Н.Михелькевич, И.В.Непрокина,Н.Ф.Талызина, Ю.К.Чернова, А.Н.Ярыгин);
теория творческого развития и саморазвития личности (В.И.Андреев, Л.Г.Вяткин, М.А.Галагузова, И.А.Зимняя, Г.Н.Тараносова, Н.Ш.Чинкина, В.И.Щеголь).
Актуальность и социальная значимость проблемы, педагогическая целесообразность ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: «Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях)».
Объект исследования: система подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях.
контексте ноосферного мышления, отвечающие современным требованиям при обучении в средних профессиональных учебных заведениях.
Гипотеза исследования: Формирование профессиональных знаний и умений студентов как основы развития ноосферного мышления будет более успешным, если:
• интегрированное содержание обучения и организация его усвоения учащимися будут осуществляться на основе системного, аксиологического и личностно-деятельностного подходов;
• в основу отбора содержательной интеграции будут положены принципы информационной емкости, прогностической ценности и конструктивно-практической значимости изучаемого материала;
• структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин в СПУЗах будет спроектирована с учетом специфики данных учреждений, и будет воспроизводить характеристики целостного образовательного процесса и отдельных его составляющих;
• содержание интегрированного курса будет опираться одновременно на стандарт общего среднего образования по химии и на модель специалиста;
• программно - методическое и технологическое обеспечение будет включать авторскую программу интегрированного курса, средства диагностики уровня развития практических навыков и умений обучаемых, валидные показатели результатов внедрения интегративно-модульной технологии.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. По материалам зарубежной и отечественной печати выявить преобладающие тенденции и основные подходы к исследованию интеграционных процессов в обучении.
2. Провести анализ используемых дефиниций ноосферного мышления и предложить рабочее определение исследуемого понятия.
3. Выявить дидактические основы, определить принципы предметно-содержательной интеграции дисциплин.
4. Спроектировать структурно-функциональную модель процесса интеграции при обучении в СПУзах.
5. Теоретически обосновать и представить концепцию интеграции учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления на примере специального курса в средних профессиональных учебных заведениях и экспериментально проверить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
методы теоретического исследования - изучение и анализ философской, естественнонаучной, социальной, психологической, педагогической и методической литературы с целью осмысления изучаемой проблемы и определения необходимых дидактических условий интеграции дисциплин для формирования профессиональных знаний и умений студентов как основы развития ноосферного мышления;
эмпирические методы - беседа, анкетирование, наблюдение, изучение документации, тестирование; педагогический эксперимент, который позволил получить данные об уровне сформированности знаний и умений студентов и соответственно о приближении к ноосферному мышлению;
математические методы - статистическая обработка полученных данных.
анализировались программы по дисциплинам при подготовке специалистов в средних профессиональных учебных заведениях. Результатом этого этапа явилось предположение о необходимости интегрированного подхода для целенаправленного формирования ноосферного мышления студентов.
На втором - теоретико-проектировочном этапе (2000-2001г.г.) осмыслялись теоретико-методологические основы исследования, определялись и уточнялись объект, предмет, цель и гипотеза исследования. Была разработана и апробирована программа курса, основанного на интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин. Этот этап был связан с поиском и определением специфики построение модульных программ, разрабатывался учебно-методический комплекс для студентов СПУЗов, включенный в дальнейшем в практику работы.
Третий этап - экспериментально-обобщающий (2002-2004) был посвящен проверке выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной комплексной программы интегрированного курса, позволяющего сформировать зачатки ноосферного мышления, проведены анализ и обобщения экспериментов. Данный этап сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием статей по теме исследования, оформлялась диссертационная работа.
Анализ материалов зарубежной и отечественной печати по исследованию интеграционных процессов в обучении, проблемам формирования ноосферного мышления и экологоцентрического мировоззрения позволил сделать вывод о том, что существует реальная возможность разработки такого интегрированного курса, который на основе обновления содержания образования путем интеграции дисциплин естественнонаучного профессионального и гуманитарного циклов будет способствовать воспитанию общественно- активной творческой личности с ноосферным мышлением, способной философию выживания превратить в конкретные дела.
На основе выделенного направления может быть построена структурно-содержательная модель курса, в основу которой положен процесс стержнезации знаний, основой которых выступает химия и создание учебных модулей.
Содержательные идеи курса могут быть представлены в виде трех модулей:
Первый модуль включает фундаментальные законы и понятийную базу интегрированных дисциплин; Он позволяет критически мыслить и самостоятельно использовать информационные технологии, уметь находить необходимую для своих задач информацию.
Второй модуль включает основы ноосферного мышления, на основе химического осмысления наук о материалах, оценки токсичности, создании новых материалов и утилизации отходов. При создании программы курса выбран вариант, когда изложение материала тесно связано с логикой периодической системы. Такой подход позволяет изложить проблемы химического материаловедения на основе фундаментальных химических законов. Самостоятельное изучение учебного материала модуля предполагает использование компьютеризированных программных продуктов по интегрируемым дисциплинам.
Третий модуль - анализ и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Эта модель взаимосвязанных модулей, реализующих органическое единство естественнонаучных, экологических и социальных проблем общества, частично реализует актуальную задачу современности - формирование ноосферного интеллекта личности.
Обосновывая содержание интегрированного курса как существенной составной части профессиональной подготовки специалистов мы можем сформулировать следующие исходные предположения:
• усвоение интегрированного знания создает возможность для формирования у учащихся ноосферного мышления, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
• в процессе обучения возникают не только знания, умения и навыки, но и их психологический эквивалент - мыслительные (познавательные) структуры, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его, а результаты этого выражаются в его жизнедеятельности: мышлении, речи, памяти, поведении, профессиональной деятельности;
• интегрированный курс ориентирован на реальную жизнь, на те проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.
Анализ содержательной информации интегрированного курса позволяет прийти к выводу о возможности и целесообразности его изучения с использованием модульной технологии. Аргументами в пользу такого вывода является то, что модульная технология позволяет:
• осуществлять генерализацию знаний, выделяя инвариантную и вариативную компоненты и соединяя учебный материал фундаментального и прикладного характера (В .Г. Разумовский, А. А. Пинский, Г.П. Корнев),
• использовать теорию поэтапного формирования умственных действий (И.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина),
• учитывать теорию деятельности (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, ВБ. Краевский, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн),
• руководствоваться теорией развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин),
• использовать идеи программированного обучения (В.П. Беспалько, Н.Д.Никандров, Н.Ф. Талызина),
• опираться на методику организации и проведения самостоятельной работы со студентами, методику формирования у них обобщенных умений и навыков (А.В. Усова, Л.С. Хижнякова, Н.С. Пурышева, Г.И. Саранцев).
Модульная технология успешно применяется в школе (М.Д. Миронова, Т.Н. Шамова), в вузе (М.А. Андиенко, В.Ю. Ковальчук, И.В.Непрокина, В.Ю. Пасвянскене, М.Г. Тересявичене, Ю.А. Устынюк, П.А. Юцявичене) и в системе повышения квалификации (Э. Лабутене, С.-Э. Лапейка, И. Прокопенко, Г. Радзявичюс), но, несмотря на достаточно широкое применение теории модульного обучения, многие проблемы в использовании этой системы в целях развития творческих способностей обучаемых остаются неисследованными, требует развития и проблема использования модульного обучения как средства формирования ноосферного мышления студентов.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые исследован интегративный компонент содержания естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в СПУЗах.
Обозначено понятие ноосферного мышления и дано его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации.
Выявлены дидактические основы интеграции содержания учебных дисциплин в СПУЗах.
Теоретически разработана структурно-функциональная модель процесса интеграции при обучении в СПУзах. Системообразующим фактором интеграции являются цели обучения: формирование ноосферного мышления, которое предполагает формирование интегративно-целостного мышления, экологоцентрического мировоззрения, основ научных знаний и умений, совершенствование профессиональной подготовки. Решение указанных задач достигается разработкой интегрированного курса.
Определены дидактические принципы построения содержания интегрированного курса:
• логико-научная и профессиональная обусловленность содержания;
• информационная емкость и прогностическая ценность;
• конструктивно - практическая ценность;
• интегративно-модульный подход.
Разработана система повышения профессиональных знаний и умений студентов в контексте ноосферного мышления, состоящая из программы курса, интегративно-модульной технологии его реализации, методики диагностики технологии интегрированного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированы и содержательно аргументированы теоретические основы интеграции предметных областей естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в СПУЗах.
В ходе исследования произведен анализ педагогического подхода к понятию «ноосферное мышление», предпринята попытка, сформулировать используемую в исследовании дефиницию.
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методического комплекса, который представляет программу интегрированного курса, средства диагностики уровня развития практических навыков и умений обучаемых, результаты внедрения интегративно-модульной технологии.
Разработанные интегрированный курс «Материаловедческая химия и экология» и технология его реализации внедрены в современную практику работы системы среднего профессионального образования. Основное содержание исследования изложено в одиннадцати публикациях, в том числе в одном учебно-методическом пособии и одной монографии.
Разработанные по результатам исследования методические рекомендации курса «Материаловедческая химия и экология» могут быть использованы в практике работы школ, ССУЗов, ВУЗов города и области.
руководства выполнением творческих договоров по проблемам образования и экспериментальной работы в учебных заведениях Тольятти, обобщались и докладывались на заседаниях научно-методического совета кафедры педагогики, психологии и методики преподавания Тольяттинского государственного университета.
Достоверность и обоснованность результатов научной работы обеспечивается методологической основой исследования, согласованностью его основных результатов с современными требованиями к подготовке специалистов, реализацией системы методов исследования, адекватных его задачам, длительностью педагогического эксперимента и использованием математического аппарата обработки полученных данных.
На защиту выносятся:
1. Теоретическая концепция интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления, которая включает:
• понятие ноосферного мышления и его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации;
• совокупность дидактических принципов отбора содержания учебных дисциплин в СПУЗах.
2. Структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин при обучении в средних профессиональных учебных заведениях;
• структура и содержание интегрированного курса;
• интегративно-модульная технология изучения интегрированного содержания курса.
3. Программно-методическое обеспечение для формирования ноосферного мышления студентов (программа спецкурса, теоретический материал, лабораторный практикум, система тестовых заданий, контрольные работы, проектные задания).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование теоретических и методических основ системы профессиональной подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях имеет важное значение как для теории, так и для практики. В данной работе обоснована и экспериментально подтверждена сформулированная выше гипотеза исследования.
В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачами получены следующие выводы и результаты.
1. Обоснована необходимость введения в учебный процесс СПУЗ интегрированного содержания обучения.
Инновационное образование, охватившее педагогический процесс всех школ, способствует изменению, дополнению и модернизации традиционных предметов, на сегодняшний день интегрированное содержание обучения и методика его изложения в процессе подготовки специалистов являются весьма актуальными.
2. Приближение специалистов к ноосферному мышлению является необходимым условием обеспечения устойчивого развития страны. Нами обозначено понятие ноосферного мышления и дано его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации.
Интеграция дисциплин естественнонаучного профессионального и гуманитарного циклов, информатизация и гуманизация процесса обучения являются основой формирования ноосферного мышления студентов.
3. Разработана структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления при обучении в СПУЗах. Мы считаем, что для развития ноосферного интеллекта, творческого мышления специалистов, способных философию выживания превратить в конкретные дела необходимо, чтобы содержание обучения способствовало:
• фундаментализации знаний;
• формированию экологоцентрического мышления;
• формированию ноосферных общечеловеческих качеств личности;
• повышению профессионального уровня специалиста.
Мы убеждены, что формирование интегрированных курсов может быть подчинено следующему:
• в основу интегрированного курса должны быть положены принципы системного подхода и учтена специфика изучаемого материала;
• цель теоретического синтеза - разработка целостной теории, отражающей роль химических знаний в жизни общества, формирующей экологоцентрическое мировоззрение и реализующей прогностическую функцию;
• следует использовать систему модульного обучения курса, при которой в первом модуле формируется ядро образования на базе фундаментальных законов интегрированных дисциплин, во втором - закладываются основы ноосферного мышления на базе создания новых материалов и утилизации отходов, в третьем - способность анализировать и применять химические технологии.
4. Разработана технология проектирования содержания интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология», в основу которой положен принцип интеграции естественнонаучных,профессиональных и гуманитарных дисциплин.
Использование идеи стержневой интеграции позволило спроектировать программу, главной основой которой являются тенденции взаимопроникновения и взаимообогащения учебных дисциплин, комплексностью, системностью и уплотнением знаний.
5. Наиболее целесообразной формой реализации интегрированного содержания является модульное, основное достоинство которого - максимальное удовлетворение профессиональных и личностных потребностей обучаемых, динамичность, гибкость, принцип деятельности, осознанной перспективы. Модульное обучение способствует повышению качества знаний и умений специалистов, формированию ноосферного мышления, проявлению активности и самостоятельности в решении актуальных проблем современности.
6. Создан и апробирован программно-методический комплекс интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология» в СПУЗах.
Используя качественный и количественный анализ результатов, их статистическая обработка позволили сделать достаточно обоснованные выводы о положительном влиянии интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология» на качество знаний и умений студентов, на развитие у них ноосферного мышления, творческих способностей и самостоятельной профессиональной деятельности.



1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. - М.: Исслед. центр, 1994. - 123с.
2. Асимов М., Турсунов А. Современные тенденции интеграции общественных, естественных и технических наук// Вопросы философии. - 1981.- №3.- C. 57-69.
3. Балашова Л. И. Одновременное изучение взаимосвязанных тем на уроке.- М.: МОПИ. 1973. -144с.
4. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в протехучилищах: Метод, пособие.- М.: Высш. шк., 1991.-208с.
5. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика. Бийск. 1993. -172с.
6. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика. Бийск. 1993. - 172с.
7. Берулава М.Н. Интеграция общего и профессионального образования// Советская педагогика. - 1990.- № 9.- C.57-60.
8. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. - М.: Совершенство, 1998. - 192с.
9. Беспалько В.П., Булавин В.А. Методологические указания по объективному контролю качества знаний студентов (учащихся) и оценки эффективности урока. - М.: УМК Минторга СССР, 1987. - 46с.
10. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1. - М.: Педагогика, 1981. - 304с.
11. Богатова И.Б. Интеграция знания естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в свете ноосферного мышления в профессиональных учебных заведениях // Проблемы университетского образования: содержание и технологии / Всероссийская научно - методическая конференция / Сборник трудов. - Тольятти: ТГУ, 2004г. - C.9 - 12.
12. Богатова И.Б. Непрокина И.В. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления. Монография в соавторстве.- Тольятти: ТГУ, 2004. - 110с.
13. Богатова И.Б. Материаловедческая химия и экология. Учебно-методическое пособие для студентов. - Тольятти: ТГУ, 2004.- 69с.
14. Богатова И.Б. Непрокина И.В. Новые информационные технологии в образовательном процессе // Теория и методика непрерывного профессионального образования / Всероссийская научно - методическая конференция / Сборник трудов. Том 1. - Тольятти: ТГУ, 2002. - С.31 - 35.
15. Богатова И.Б. Совершенствование химического образования в свете ноосферного мышления и информатизации общества // Актуальные проблемы многоуровнего профессионального и профессионально¬педагогического образования / Всероссийская научно- методическая конференция / Сборник научно-методических работ. - Самара: СГППК, 2003. - С.428 - 435.
16. Богачева Н.А. Структура и содержание социально-экологических знаний в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих. Дис. канд. пед. наук. С.-П., 1995. - 298с.
17. Бочкарев А. И. Концепции современного естествознания./ Учебник под ред. Е.И.Нефедова. - Тольятти: П/п «Современник», 1998. - С.73.
18. Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. - 2-е изд., испр., доп. - Издательство «Симбирская книга», Ульяновск, 2003.- 216с.
19. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. М.: изд - во «Академия», 2003. - 225с.
20. Варенова Л.И., Куклин В.Ж., Наводное В.Г. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения.- Центр разработки информационных технологий и методик.- МарПИ, 1993. - 67 с.
21. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.- С.27.
22. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.- М.: Наука. 1989. 260с.
23. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М.: Наука, 1991.- 98с.
24. Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся ПТУ: Сб. науч. тр. /Отв. ред Махмутов. АПН СССР.- М., 1983. - 123с.
25. Волков К.Н. Современные методические разработки в педагогике. США. - М.: Знание, 1997. - 64с.
26. Вьюков В.Л. Интегративные формы учебных занятий по физике и предметам профтехцикла в СПТУ (Радиотехнический профиль): Автореф. дис. канд. пед. наук.- Челябинск, 1992. - 16с.
27. Вьюнова Н.И. Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университетов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М.,1999. - 40с.
28. Гареев В.М., Куликовс.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения// Вестник высшей школы. - 1987. - № 8. - С.30-33.
29. Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке.- М.: Педагогика. 1991. - 272с.
30. Гельман 3. Интеграция общего среднего образования на базе идей истории науки и культуры // Вестник высшей школы. -1991.- № 11.- С.15¬21.
31. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и фр./Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева.- М.: Прогресс, 1990. - 495с.
32. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт - М, 2002. - 312с.
33. Готт В.С., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки (становление и развитие). - М.: Мысль, 1984. - 269с.
34. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. - М.: Педагогика, 1997. - 135с.
35. Грехем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1991.- 480с.
36. Гузеев В. В. Интегральная технология обучения математике. Дис. канд. пед. наук. - М.: 1991. - 190с.
37. Гусев В. А., Смирнова И.М. Магистерская диссертация по методике преподавания математики: Методические рекомендации.- М.: Прометей, 1996. - 107с.
38. Даринский А. В. Программа интегрального курса «Мир в XX веке» Х - XI кл. // География в школе. -1995. -№ 2.-С. 38-43.
39. Диалектика как основа интеграции научного знания: Межвуз. сб. / Под ред. А. А. Королькова, И. А. Майзеля. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 160с.
40. Дидактика средней школы /Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. - 303с.
41. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 320с.
42. Добров Г. М. Наука о науке. - Киев: Науковая думка, 1969. - 301с.
43. Добронравов И. Синергетика: Становление нелинейного мышления. - Киев: Лыбидь, 1990. - 152с.
44. Жибуль И.Я. Экологические потребности: сущность, потребности, перспективы. - М., 1991, -С.54.
45. Журавлева Л.В. Электроматериаловедение: Учеб. для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 312с.
46. Загузов Н. И. Теоретико-методические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: Метод, рекомендации в помощь аспиранту и соискателю ученой степени / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. - 34с.
47. Занков Л. В. Избр. пед. труды. - М.: Педагогика, 1990. - 424с.
48. Зверев И. Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Советская педагогика. - 1974. - № 12. -С. 10-16.
49. Зверев И. Д., Максимова В. П. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160с.
50. Зиновьева В.А. Усвоение и контроль знаний// Высшее образование в России. - 1993. - № 3 -С. 154-158.
51. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986. - 256с.
52. Ильмушкин Г.М. Концепция единого педагогического пространства в системе «Школа- колледж-вуз» в малых и средних городах России: монография. - Самара: Изд-во Самар.ГПУ, 2001. - 144с.
53. Ильмушкин Г.М. Информатизация и поисково-исследовательская работа в едином педагогическом пространстве«Школа- колледж-вуз» в малых и средних городах России: Монография. - Самара: Изд-во Самар.ГПУ, 2001.- 280с.
54. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: современные педагогические технологии: Сб. науч. тр. / Свердл. инж.-пед. ин-т / Редкол.: В.с. Безрукова, Н. К. Чапаев. Вып. 4. - Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. - 223с.
55. Интеграция в педагогике и образовании: Сб. науч. - метод, тр. / Редкол.: Ю. А. Кустов, /отв. ред. и др./ Самара, 1994. - 241с.
56. Кедров В. М. Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего. - М.: Мысль, 1985. - 543с.
57. Колин К.К. Вызовы 21 века и проблемы образования: Лекция-доклад. М.: Иссл. Центр проблем подготовки качества специалистов, 2000.
58. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - С.50.
59. Коменский Я. А. Избр. соч.: В 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика. 1982. - 575с.
60. Королев Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания: Сб. науч. тр. Ч. 1. - М.: Педаго-гика. 1974. - С. 209-222с.
61. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. - М.: Педагогика, 1977. - 264с.
62. Краткий химический справочник: Справ. Изд. / Под ред. А.А. Потехина и А.И. Ефимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Л.: Химия, 1991. - 432с.
63. Кузнецова О. М. Дидактические условия педагогического проектирования интегративных курсов при подготовке инженеров-педагогов: Дис канд. пед. наук.- Свердловск, 1991. - 171с.
64. Курамшин И. Я. Дидактические основы общенаучной и общеспециальной химической подготовки учащихся в средней профессиональной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук.- Казань, 1994. - 43с.
65. Ладенко И.С. Интегральные системы и обучение. - Новосибирск: Изд- во НГУ, 1993. - 154с.
66. Лапейка C. Сущность и принципы модульной программы обучения (подготовки) руководителей хозяйственных организаций// Планирование и управление повышением квалификации руководящих работников и специалистов союзных республик: тезисы докладов республиканской научно-методической конференции. - Вильнюс, 1987. - С. 28-30.
67. Леднев В.С. Содержание образования: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1989. -360с.
68. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М: Прометей, 1992. - 528с.
69. Личностно-ориентированное образование: Проблемы, опыт, пути поиска: Сб. науч. тр. / Под. ред. А. Г. Гостева. - Челябинск: УралГАФК, 1997. -70с.
70. Макаренко А.с. Сочинения: В 7 т. - М.: Изд-во АПН СССР. 1951. Т. 5. - 540с.
71. Максимова В. Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - Л.,1981. - 34с.
72. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 143с.
73. Малашенкова В. Л. Модульное обучение как средство развития самообразовательной деятельности педагогов в системе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук - Омск, 1997. - 37с.
74. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 42.
75. Маслова Н.В. Ноосферное образование: Монография. - М.: Институт Холодинамики, 1999. - 308с.
76. Материаловедение для автомехаников /Под ред. А.С. Трофименко. - 2¬е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. - 480с.
77. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ. /Сост. Ю.с. Тюнников. - М.: Изд-во АПНСССР, 1986. - 46с.
78. Методические рекомендации по разработке материалов для организации, проведения и анализа массового обследования состояния знаний и умений учащихся по физике./Под ред. Л. А. Ивановой. - М.: АПН, СССР, 1988. - 162с.
79. Методологические проблемы взаимодействия общественных, ес-тественных и технических наук. - М.: Наука, 1981. - 360с.
80. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера.- М.: Мол. гвардия. 1990. - 357с.
81. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Поиск, М., №44 (546), 5 ноября 1999.
82. Непрокина И.В. Проектирование и реализация интегрированного электротехнического образования в педагогическом вузе: Дис. докт.пед.наук. - Тольятти, 2000. - 417с.
83. Никитина Н. Н. Реализация интегративной функции педагогики в исследовании проблемы становления культуры профессионально - личностного самоопределения учителя//Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: Сб. науч. ст. Всероссийского семинара по методологии педагогики. Волгоград, 20-22 мая 2003. - С.199-204.
84. Образцова Т. И., Бахарева Н. П. Интеграция управленческих и воспитательных умений в профессионально-педагогической подготовке спе-циалистов // Интеграция в педагогике и образовании: Сб. научно - метод, ра-бот./ Редкол.: Ю. А. Кустов /науч. ред./, Е. М. Садыкова, И. Н. Рязанова. - Самара, 1994. - С. 84-87.
85. Основы профессиональной педагогики / Под. ред. С.Я. Батышева и C. А. Шапоринского. - М.: Высшая шк., 1977. - 504с.
86. Панфилова В. М. Политехнические основы проектирования инте-гративного содержания специальных дисциплин: Дис. канд. пед. наук. Ка¬зань, 1993. - 201с.
87. Пахомов Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века: Сб. науч. ст. - М., 1992. - С. 18-31.
88. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479с.
89. Педагогическая интеграция: сущность, состав, реализация: Метод. разработка./Сост. В.С. Безрукова, 1987. - 50с.
90. Потапов В.М., Кочеткова Э.К. Химическая информация. Где и как искать химику нужные сведения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Химия, 1988 - 224с.
91. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос квант. К решению парадокса времени. - М.: Прогресс, 1994. - 235с.
92. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 250с.
93. Сичивица О.М. Мобильность науки. - Горький: Волго-Вятское изд-во, 1976. - 255с.
94. Суханов А.Д., Голубева О.Н. К вопросу о принципах структурирования физического знания.//Доклады XI Международной конференции «Логика, методология, философия науки». Москва - Обнинск, 1995./
95. Суханов Б.М. Интеграция естественнонаучного и технологического знания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 96с.
96. Тагунова И. А. Критический анализ форм организации и методов активного обучения в университетах США: Автореф. дис. канд.пед. наук. - Киев, 1986. - 27с.
97. Теоретические основы содержания общего среднего образования. Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983. - 370с.
98. Толкачева Л.А. Активизация обучения в системе Высшего образования США (критический анализ): Дис. канд.пед.наук. - Л., 1986. - 187с.
99. Тулькибаева Н.Н., Большакова З.М. Методологический аспект определения содержания МПС.//Теория и практика развивающего обучения / Под ред. Н.Н.Тулькибаевой, Л.В.Трубайчук. - Челябинск: 4ГПУ. 1998. -С.3.
100. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия: Учебник для вузов по направ. и спец. «Химия» - 2-е изд. Исправ. - М.: Высшая школа, 2000 - 527с.
101. Урсул А. Д. Взаимодействие естественных, общественных и тех¬нических наук // Философские науки. 1981. №2. - С. 112-125.
102. Урсул А.Д. Опережающее образование и становление информационной цивилизации.//Вестник РОИВТ. - М. 1996. - №3.
103. Философия образования для XXI века: Сб.ст. /Сост. Пахомов Н.Н., Тунталов Ю.Б. -М.: Изд-во фирмы «Логос», исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. 1992. - 208с.
104. Философия: Учебник для высших учебных заведений / Под ред.В.П. Кохановского. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1996 - 576с.
105. Философские вопросы технического знания. /Отв. ред. Н.Т. Абрамова. -М.: Наука. 1984. - 215с.
106. Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 410с.
107. Химическая энциклопедия в 5-ти томах: Под. ред. И.Д. Кнунянц. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
108. Химия: Справ. материалы: Под. ред. Ю.Д. Третьякова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1989. - 224с.
109. Ходаков Ю.В. Общая и неорганическая химия: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1965 - 711с.
110. Чапаев Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. - Свердловск: Изд-во Свердл. инж. - пед. ин-т, 1992. - 224с.
111. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. - М.: Педагогика, 1989. - 152с.
112. Чернова Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. - Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998. - 149с.
113. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.- 197с.
114. Шамова Т.И. К вопросу о методах преподавания и учения.//Советская педагогика. - 1978. - № 3.
115. Экологические основы природопользования /Под ред. Э.А. Арустамова. - М. Издательский Дом «Дашков и К», 2001 - 236с.
116. Экология для технических вузов /Под ред. В.И. Колесникова. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. - 384с.
117. Электрорадиоматериалы: Учебник для техникумов /Под ред. Н.Н. Калинина. - М.: Высш. Школа, 1981. - 293с.
118. Энгельгарт В. А. Интегратизм - путь от простого к сложному в познании явлений жизни.//Вопросы философии. - 1970. - №11 -С.103-115
119. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. - Вильнюс, 1989. - 68с.
120. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: Швисса, 1989. - 271с.
121. Яковлев И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. - Л. :ЛГУ.1987. - 128с.
122. Russell J.D. Modular Instruction // A. Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of the Modular Materials. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company. - 1974. - 164p.
123. Blum A. The development of an Integrated Science Curriculum. Information Scheme Fur. // Science Education -1981. Vol. 3. - p. 1 - 15


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ