Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза (на примере студентов бакалавриата Института педагогики, психологии и социологии СФУ)

Работа №28330

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
534
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические предпосылки проблемы адаптации первокурсников к
социокультурной среде вуза 6
1.1 Адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза как предмет
психолого - педагогического анализа 6
1.2. Особенности адаптации первокурсников к социокультурной среде
вуза 16
1.3 Изучение уровня адаптированности первокурсников к социокультурной
среде вуза 27
2. Опытно-экспериментальный анализ результативности средств адаптации
первокурсников к социокультурной среде вуза 35
2.1 Использование упражнений, направленных на развитие саморегуляции
психоэмоционального состояния у студентов 35
2.2 Применение коммуникативных игр с целью развития адаптивности
студентов к новой среде 43
2.3 Организация творческой мастерской с целью преобразования студентами
собственного образа «Я» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» декларирует необходимость модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития, направленную на адаптацию обучающихся к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, воспитание успешных и ответственных граждан, активизацию их участия в общественном, государственном строительстве; способствует обеспечению занятости, созданию условий для социально значимой деятельности обучающихся, развитию их интеллектуального и творческого потенциала и международной мобильности.
Решение поставленной задачи должно обеспечить «эффективное включение выпускников учреждений образования в жизнь общества; социально-экономическую и культурную самореализацию, позитивную политическую идентификацию молодых людей, их эффективную интеграцию в профессиональную деятельность; снижение социальной напряженности в обществе, в частности, в молодежной среде» [24]. Это, на наш взгляд, актуализирует для системы образования проблему формирования у обучающихся способности к адаптации к непрерывно изменяющимся условиям современного общества.
Проблема адаптации обучающихся рассматривалась такими исследователями, как Е.В. Осипчукова, Л.В. Лидак, Г.П. Шолохова, И.В. Чикова. Адаптация обучающихся подразумевает не только приспособление к программе и условиям обучения, но и социокультурной среде образовательного учреждения. Особенности социокультурной среды раскрыты в работах Ю.В. Жигульской, Е.А. Бурдуковской, ДА. Клековкина.
Однако обзор теоретических источников не даёт однозначного ответа о наиболее оптимальных средствах адаптации студентов первого года обучения к социокультурной среде вуза. Поэтому проблемой нашего
исследования является поиск средств адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Цель исследования: выявление и разработка средств адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза, апробация их на студентах бакалавриата Института педагогики, психологии и социологии СФУ.
Объект исследования: процесс адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Предмет исследования: средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Гипотеза: адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза будет проходить более результативно, если внеучебная работа со студентами будет включать следующие средства:
— использование упражнений, направленных на развитие саморегуляции психоэмоционального состояния у студентов;
— применение коммуникативных игр с целью развития адаптивности студентов к новой среде;
— организация творческой мастерской с целью преобразования студентами собственного образа «Я».
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
• Исследовать теоретические предпосылки адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Выявить особенности адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза (в том числе Сибирского федерального университета).
• Изучить уровень адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Проанализировать существующие средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Разработать средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Апробировать разработанные средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме адаптации студенток к социокультурной среде вуза; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование, опрос; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского Федерального Университета.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по выявлению и разработке средств адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза, апробации их на студентах бакалавриата Института педагогики, психологии и социологии СФУ, позволило нам сделать следующие выводы.
Адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза - это приспособление студента как социального существа к нормам, условиям, принципам, этикету в определенном вузе. Также адаптация к социокультурной среде определяется как интегрированный показатель, отражающий такие функции, как адекватное восприятие окружающей действительности, адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, организации досуга и отдыха (Е. А. Савина).
Анализируя опыт исследований по проблеме адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза, нами было выявлено четыре структурных компонента адаптации: активационный, когнитивный, эмоциональный и волевой.
Анализ внеучебной деятельности Сибирского Федерального Университета показал, что в вузе созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности. Структура социокультурной среды СФУ включает в себя общественные организации, спортивные и творческие клубы, научные студенческие общества и пр., что способствует развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Для определения уровня адаптированности к социокультурной среде вуза студентов бакалавриата ИППС СФУ использовалась разработанная нами анкета. Проведенный анализ уровня адаптированности первокурсников позволил нам сделать выводы, что многие из них, оказавшись в вузе, имеют низкий уровень адаптированности, то есть испытывают трудности, как в психоэмоциональном состоянии, так и при коммуникации с новым кругом общения.
Для того, чтобы адаптация студентов к социокультурной среде вуза проходила успешно и результативно, мы разработали следующие средства: использование упражнений, направленных на развитие саморегуляции психоэмоционального состояния у студентов; применение коммуникативных игр с целью развития адаптивности студентов к новой среде; организация творческой мастерской с целью преобразования студентами собственного образа «Я».
В ходе апробации данных средств наблюдалась положительная динамика уровня адаптированности к социокультурной среде вуза студентов бакалавриата ИППС СФУ, что свидетельствует об их результативности.
Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза, проходит более результативно, если применять разработанные и апробированные нами средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.



1. Агаджанян, Н. А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян. - Москва : Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
2. Адаптация [Электронный ресурс] - Википедия. Свободная
энциклопедия - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org.
3. Акутина, С. П. Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании/ С. П. Акутина // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 700-703.
4. Актуальные проблемы возрастной психологии [Электронный ресурс] :
Возрастная психология - 2009. - Режим доступа:
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/166-yozrastnaxa2psixologiya/1513?start=6
5. Александровский, Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: пограничные нервно-психические расстройства : учебное пособие /Ю.А. Александровский. - Москва : Наука, 1976. - 269 с.
6. Баевский, Р. М. Биокибернетика и прогностика, некоторые проблемы оценки адаптационно-приспособительной деятельности организма/ Р. М. Баевский // Кибернетические аспекты адаптации системы «человек среда». М., 1975.- С. 28.
7. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека : учебное пособие / Ф. Б. Березин. - Л., 1988. - 270 с.
8. Бестужев -Лада, И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И. В. Бестужев-Лада. - Москва : Политиздат, 2004. - 207 с.
9. Бондаренко, В.А. Социальная адаптация личности: понятие и сущность [Электронный ресурс] / В. А. Бондаренко // 2011. - Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=97 6
10. Бурдуковская, Е. А. Социокультурная среда вуза как объект педагогического моделирования / Е. А. Бурдуковская // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. - С. 3-7.
11. Дикая, Л. Г. Проблемность в профессиональной деятельности: Теория и методы психологического анализа : учебное пособие / Л. Г. Дикая. - Москва, 1999. - 358 с.
12. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы : учебное пособие / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. - Минск. : 2006.
13. Жегульская, Ю. В. Адаптация студентов к социокультурной среде творческого вуза средствами социально-культурной деятельности / Ю. В. Жегульская // Вестник культуры и искусств. - 2013. - С. 153-156.
14.Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Т. Мещеряков // Москва : 2002. изд. 3.
15. Казначеев, В.П. Медико-биологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера. / В. П. Казначее, В. П. Лозовой.// Некоторые медико-биологические вопросы адаптации человека.- 2004. - C.3-13.
16. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. - Новосибирск : - Наука, 2005. - 325 с.
17. Карпов, А.В., Психология профессиональной адаптации : монография институт «Открытое Общество», Российское Психологическое общество./ А. В. Карпов, В. Е. Орел, В.Я.Тернопол. - Ярославль, 2003. - 161с.
18. Клековкин, Д. А. Роль социокультурной среды университета в воспитательном процессе студентов[Электронный ресурс] / Д. А. Клековкин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 27-31. Режим доступа :http://e-koncept.ru/2016/56460.htm
19. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности : учебник/ Г. В. Лазутина. - Москва : Издательство МГУ, 2000.
20. Лидак, Л. В. Детерминанты успешной адаптации первокурсников к современной образовательной ситуации вуза [Электронный ресурс] / Л. В. Лидак, Л. А. Антипова // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. Журнал. - 2010. - №4 Режим доступа:http: //www.ppip.idnk.ru/index.php/-4-2010/68--q-q.html
21. Маклаков,А.Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2007. - 582 с.
22. Мельникова, Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности : учебное пособие / Н. Н. Мельникова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 57 с.
23. Милославова, И. А. Адаптация как социально-психологическое явление / И. А. Милославова // Социальная психология и философия. - Л. : Наука, 1973. - № 2. - С. 13.
24. Министерство образования и науки РФ. [Электронный ресурс] : Воспитание и социализация детей. Режим доступа:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D 1 %81/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B5%D 1 %80%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B2%D0%BE/%D0%B2%D0%BE%D 1 %81 %D0%BF%D0%B8%D 1 %82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
25. «Образ я» и «я-концепция». [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/3152861/page:23/
26. «Общайтесь - это полезно!» [Электронный ресурс] / А.А. Колганова //
Коммуникативные тренинги для студентов. Режим доступа :
https: //infourok.ru/sbornik-kommunikativnih-treningov-dlya- studentov-obschaytes-eto-polezno-1730892.html
27.Осипчукова, Е. В. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза : дне. ... канд.пед. наук : 13.00.08 / Осипчукова Елена Владимировна. - Екатеринбург,2009.- 239 с.
28. Основная образовательная программа [Электронный ресурс] :
Информатика и вычислительная техника. - 2011. - Режим доступа: http: //textarchive.ru/c-1148073-pall .html
29. Павлов Г. К. и Фрейд [Электронный ресурс] / Г. К. Уэллс. // Изд-во
иностранной литературы. - 1959. - 606 с. Режим доступа :
http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222381
30. Панченко, Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности : учебное пособие/ Л. Л. Панченко. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. - 35 c.
31. Патрахина ,Т. Н. К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект / Т. Н. Патрахина, Ю. И. Ткаченко // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 464-466.
32. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
33. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге Уэллс [Электронный ресурс] // Предмет клинической психологии. Универсальность положений психологии здоровья. С. 81-93. Режим доступа:http://lektsii.org/9-44997.html
34. Петровский, А.В.История и теория психологии : учебное пособие / А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский // Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.
35. Развитие творческого потенциала личности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.simen.ru
36. Реан, А. А.Психология личности : учебное пособие / А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2016. - 510 с.
37. Савина, Е. А. Проблемы адаптации молодых преподавателей к социокультурной среде вуза / Е. А. Савина // ВЕСТНИК МГСУ. - 2011. - № 6.- С. 541-545.
38. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учебное пособие/ Е. М. Семенова. — Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 224 с.
39. Совет обучающихся [Электронный ресурс] : Сибирский Федеральный Университет. - Режим доступа:http: //structure. sfu-kras .ru/node/1184
40. Технологии развития творческого потенциала личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: psyera.ru/tehnologii
41. Токарева, Г. Ф. Структура социально-профессиональной адаптации студентов в вузе / Г. Ф. Токарева // Объединенный журнал. - 2005. - № 27. - С. 25-30.
42. Холодова, О. Н. Адаптация кандидатов в крупных много профильных
организациях [Электронный ресурс] / О. Н. Холодова// Национальный союз кадровиков. 2004. -
43. Шапкин, С. А. Деятельность в особых условиях: Компонентный анализструктуры и стратегий адаптации / С. А. Шапкин, А. Г.Дикая// Психологический журнал. - 1996. - № 1 - С. 19-35.
44. Шолохова, Г.П. Адаптация первокурсников к условиям обучения в ВУЗе и её психолого-педагогические особенности/ Г. П. Шолохова, И.В. Чикова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №3 - С.103-107.
45. «400 игр для развития коммуникативных навыков.» [Электронный
ресурс]/ Файловый архив студентов. Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/5317988/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ