Средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза (на примере студентов бакалавриата Института педагогики, психологии и социологии СФУ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические предпосылки проблемы адаптации первокурсников к
социокультурной среде вуза 6
1.1 Адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза как предмет
психолого - педагогического анализа 6
1.2. Особенности адаптации первокурсников к социокультурной среде
вуза 16
1.3 Изучение уровня адаптированности первокурсников к социокультурной
среде вуза 27
2. Опытно-экспериментальный анализ результативности средств адаптации
первокурсников к социокультурной среде вуза 35
2.1 Использование упражнений, направленных на развитие саморегуляции
психоэмоционального состояния у студентов 35
2.2 Применение коммуникативных игр с целью развития адаптивности
студентов к новой среде 43
2.3 Организация творческой мастерской с целью преобразования студентами
собственного образа «Я» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В
1. Теоретические предпосылки проблемы адаптации первокурсников к
социокультурной среде вуза 6
1.1 Адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза как предмет
психолого - педагогического анализа 6
1.2. Особенности адаптации первокурсников к социокультурной среде
вуза 16
1.3 Изучение уровня адаптированности первокурсников к социокультурной
среде вуза 27
2. Опытно-экспериментальный анализ результативности средств адаптации
первокурсников к социокультурной среде вуза 35
2.1 Использование упражнений, направленных на развитие саморегуляции
психоэмоционального состояния у студентов 35
2.2 Применение коммуникативных игр с целью развития адаптивности
студентов к новой среде 43
2.3 Организация творческой мастерской с целью преобразования студентами
собственного образа «Я» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» декларирует необходимость модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития, направленную на адаптацию обучающихся к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, воспитание успешных и ответственных граждан, активизацию их участия в общественном, государственном строительстве; способствует обеспечению занятости, созданию условий для социально значимой деятельности обучающихся, развитию их интеллектуального и творческого потенциала и международной мобильности.
Решение поставленной задачи должно обеспечить «эффективное включение выпускников учреждений образования в жизнь общества; социально-экономическую и культурную самореализацию, позитивную политическую идентификацию молодых людей, их эффективную интеграцию в профессиональную деятельность; снижение социальной напряженности в обществе, в частности, в молодежной среде» [24]. Это, на наш взгляд, актуализирует для системы образования проблему формирования у обучающихся способности к адаптации к непрерывно изменяющимся условиям современного общества.
Проблема адаптации обучающихся рассматривалась такими исследователями, как Е.В. Осипчукова, Л.В. Лидак, Г.П. Шолохова, И.В. Чикова. Адаптация обучающихся подразумевает не только приспособление к программе и условиям обучения, но и социокультурной среде образовательного учреждения. Особенности социокультурной среды раскрыты в работах Ю.В. Жигульской, Е.А. Бурдуковской, ДА. Клековкина.
Однако обзор теоретических источников не даёт однозначного ответа о наиболее оптимальных средствах адаптации студентов первого года обучения к социокультурной среде вуза. Поэтому проблемой нашего
исследования является поиск средств адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Цель исследования: выявление и разработка средств адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза, апробация их на студентах бакалавриата Института педагогики, психологии и социологии СФУ.
Объект исследования: процесс адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Предмет исследования: средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Гипотеза: адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза будет проходить более результативно, если внеучебная работа со студентами будет включать следующие средства:
— использование упражнений, направленных на развитие саморегуляции психоэмоционального состояния у студентов;
— применение коммуникативных игр с целью развития адаптивности студентов к новой среде;
— организация творческой мастерской с целью преобразования студентами собственного образа «Я».
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
• Исследовать теоретические предпосылки адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Выявить особенности адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза (в том числе Сибирского федерального университета).
• Изучить уровень адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Проанализировать существующие средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Разработать средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Апробировать разработанные средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме адаптации студенток к социокультурной среде вуза; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование, опрос; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского Федерального Университета.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.
Решение поставленной задачи должно обеспечить «эффективное включение выпускников учреждений образования в жизнь общества; социально-экономическую и культурную самореализацию, позитивную политическую идентификацию молодых людей, их эффективную интеграцию в профессиональную деятельность; снижение социальной напряженности в обществе, в частности, в молодежной среде» [24]. Это, на наш взгляд, актуализирует для системы образования проблему формирования у обучающихся способности к адаптации к непрерывно изменяющимся условиям современного общества.
Проблема адаптации обучающихся рассматривалась такими исследователями, как Е.В. Осипчукова, Л.В. Лидак, Г.П. Шолохова, И.В. Чикова. Адаптация обучающихся подразумевает не только приспособление к программе и условиям обучения, но и социокультурной среде образовательного учреждения. Особенности социокультурной среды раскрыты в работах Ю.В. Жигульской, Е.А. Бурдуковской, ДА. Клековкина.
Однако обзор теоретических источников не даёт однозначного ответа о наиболее оптимальных средствах адаптации студентов первого года обучения к социокультурной среде вуза. Поэтому проблемой нашего
исследования является поиск средств адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Цель исследования: выявление и разработка средств адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза, апробация их на студентах бакалавриата Института педагогики, психологии и социологии СФУ.
Объект исследования: процесс адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Предмет исследования: средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Гипотеза: адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза будет проходить более результативно, если внеучебная работа со студентами будет включать следующие средства:
— использование упражнений, направленных на развитие саморегуляции психоэмоционального состояния у студентов;
— применение коммуникативных игр с целью развития адаптивности студентов к новой среде;
— организация творческой мастерской с целью преобразования студентами собственного образа «Я».
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
• Исследовать теоретические предпосылки адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Выявить особенности адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза (в том числе Сибирского федерального университета).
• Изучить уровень адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Проанализировать существующие средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Разработать средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Апробировать разработанные средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме адаптации студенток к социокультурной среде вуза; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование, опрос; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского Федерального Университета.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по выявлению и разработке средств адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза, апробации их на студентах бакалавриата Института педагогики, психологии и социологии СФУ, позволило нам сделать следующие выводы.
Адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза - это приспособление студента как социального существа к нормам, условиям, принципам, этикету в определенном вузе. Также адаптация к социокультурной среде определяется как интегрированный показатель, отражающий такие функции, как адекватное восприятие окружающей действительности, адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, организации досуга и отдыха (Е. А. Савина).
Анализируя опыт исследований по проблеме адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза, нами было выявлено четыре структурных компонента адаптации: активационный, когнитивный, эмоциональный и волевой.
Анализ внеучебной деятельности Сибирского Федерального Университета показал, что в вузе созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности. Структура социокультурной среды СФУ включает в себя общественные организации, спортивные и творческие клубы, научные студенческие общества и пр., что способствует развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Для определения уровня адаптированности к социокультурной среде вуза студентов бакалавриата ИППС СФУ использовалась разработанная нами анкета. Проведенный анализ уровня адаптированности первокурсников позволил нам сделать выводы, что многие из них, оказавшись в вузе, имеют низкий уровень адаптированности, то есть испытывают трудности, как в психоэмоциональном состоянии, так и при коммуникации с новым кругом общения.
Для того, чтобы адаптация студентов к социокультурной среде вуза проходила успешно и результативно, мы разработали следующие средства: использование упражнений, направленных на развитие саморегуляции психоэмоционального состояния у студентов; применение коммуникативных игр с целью развития адаптивности студентов к новой среде; организация творческой мастерской с целью преобразования студентами собственного образа «Я».
В ходе апробации данных средств наблюдалась положительная динамика уровня адаптированности к социокультурной среде вуза студентов бакалавриата ИППС СФУ, что свидетельствует об их результативности.
Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза, проходит более результативно, если применять разработанные и апробированные нами средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза - это приспособление студента как социального существа к нормам, условиям, принципам, этикету в определенном вузе. Также адаптация к социокультурной среде определяется как интегрированный показатель, отражающий такие функции, как адекватное восприятие окружающей действительности, адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, организации досуга и отдыха (Е. А. Савина).
Анализируя опыт исследований по проблеме адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза, нами было выявлено четыре структурных компонента адаптации: активационный, когнитивный, эмоциональный и волевой.
Анализ внеучебной деятельности Сибирского Федерального Университета показал, что в вузе созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности. Структура социокультурной среды СФУ включает в себя общественные организации, спортивные и творческие клубы, научные студенческие общества и пр., что способствует развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Для определения уровня адаптированности к социокультурной среде вуза студентов бакалавриата ИППС СФУ использовалась разработанная нами анкета. Проведенный анализ уровня адаптированности первокурсников позволил нам сделать выводы, что многие из них, оказавшись в вузе, имеют низкий уровень адаптированности, то есть испытывают трудности, как в психоэмоциональном состоянии, так и при коммуникации с новым кругом общения.
Для того, чтобы адаптация студентов к социокультурной среде вуза проходила успешно и результативно, мы разработали следующие средства: использование упражнений, направленных на развитие саморегуляции психоэмоционального состояния у студентов; применение коммуникативных игр с целью развития адаптивности студентов к новой среде; организация творческой мастерской с целью преобразования студентами собственного образа «Я».
В ходе апробации данных средств наблюдалась положительная динамика уровня адаптированности к социокультурной среде вуза студентов бакалавриата ИППС СФУ, что свидетельствует об их результативности.
Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза, проходит более результативно, если применять разработанные и апробированные нами средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.



