Формирование морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования морально-ценностных
ориентаций у бакалавров «Гуманитарных направлений подготовки» 6
1.1 Морально-ценностные ориентации личности как предмет психологопедагогического анализа 6
1.2 Особенности формирования морально- ценностных ориентаций у бакалавров
гуманитарных направлений подготовки 17
1.3 Изучение состояния сформированное™ морально-ценностных ориентаций у
бакалавров гуманитарных направлений подготовки 27
2 Разработка и реализация способов формирования морально-ценностных ориентаций
у бакалавров гуманитарных направлений подготовки 37
2.1 Организация ценностных дискуссий, направленных на присвоение моральных
ценностей 37
2.2 Использование техники сторителлинга с целью преобразования студентами образа
«Я» в соответствии с выбранными ценностями 50
2.3 Применение рефлексивно-творческих заданий с целью формирования жизненной
перспективы личности 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования морально-ценностных
ориентаций у бакалавров «Гуманитарных направлений подготовки» 6
1.1 Морально-ценностные ориентации личности как предмет психологопедагогического анализа 6
1.2 Особенности формирования морально- ценностных ориентаций у бакалавров
гуманитарных направлений подготовки 17
1.3 Изучение состояния сформированное™ морально-ценностных ориентаций у
бакалавров гуманитарных направлений подготовки 27
2 Разработка и реализация способов формирования морально-ценностных ориентаций
у бакалавров гуманитарных направлений подготовки 37
2.1 Организация ценностных дискуссий, направленных на присвоение моральных
ценностей 37
2.2 Использование техники сторителлинга с целью преобразования студентами образа
«Я» в соответствии с выбранными ценностями 50
2.3 Применение рефлексивно-творческих заданий с целью формирования жизненной
перспективы личности 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В настоящее время в сознании социума происходят радикальные изменения, обусловленные сменой общественно-государственной системы, нестабильностью и противоречиями в развитии человеческой цивилизации. Это требует переоценки значимости фундаментальных ценностей современного общества.
Меняются ценности молодых людей, их отношение к различным социальным процессам, происходящим в обществе. Исчезает взаимное доверие между людьми, падает авторитет родителей, учителей, правительств, принижается личное достоинство человека, забываются традиции, и теряется отношение к жизни как ценности.
Проблема морально-ценностных ориентаций заботила учёных во все времена, они пытались разобрать теоретические аспекты формирования морально-ценностных ориентации и их влияния на жизнь каждого человека и всей общественной системы в целом. Нравственность и мораль выступали предметом изучения таких известных ученых и общественных деятелей, как Г.Ю. Иконникова, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, П. Я. Гальперина,Б. В. Зейгарник, Е. П. Ильина, М. И. Лисиной, А. Н. Леонтьева, В. В. Столина,К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Фромма. Исследованием проблемы формирования ценностных ориентаций личности занимались А. В. Кирьякова,О.Г. Дробницкий, И.Т. Фролова, А.А. Ручка, В.А. Ядов.
Таким образом, изучение теоретических предпосылок и анализ современного этапа развития системы образования позволяет выявить ряд противоречий между:
- возрастающей потребностью государства и общества в специалистах, демонстрирующих высокий уровень нравственной культуры личности, и недостаточным вниманием к организации воспитательного процесса в высшей школе;
- наличием объективного потенциала высшей школы для формирования морально-ценностных ориентаций студентов и его недостаточной востребованностью при организации целостного образовательного процесса в гуманитарных направлениях подготовки;
- стремлением студентов к формированию системы морально-ценностных ориентаций и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения, способствующего реализации названного стремления в ходе профессиональной подготовки.
Таким образом, актуальность проблемы и социальная значимость противоречий обусловили выбор темы исследования: «Формирование
морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки».
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров гуманитарных направлений подготовки.
Предмет исследования: способы формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки.
Цель исследования: разработка и реализация способов формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки, проверка их результативности опытно-экспериментальным путём.
Гипотеза исследования: формирование морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки будет результативным, если разработать и реализовать следующие способы:
- организация ценностных дискуссий, направленных на присвоение моральных ценностей;
- использование техники сторителлинга с целью преобразования студентами образа «Я» в соответствии с выбранными ценностями;
- применение рефлексивно-творческих заданий с целью формирования жизненной перспективы личности.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы формирования морально-ценностных ориентаций личности.
2. Выявить особенности формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки.
3. Изучить состояние сформированное™ морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки.
4. Разработать способы формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки.
5. Реализовать разработанные способы формирования моральноценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки и проверить их результативность опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ психолого педагогической литературы, обобщение профессионально-педагогического опыта организации процесса формирования морально-ценностных ориентаций обучающихся; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Объем и структура: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков
Меняются ценности молодых людей, их отношение к различным социальным процессам, происходящим в обществе. Исчезает взаимное доверие между людьми, падает авторитет родителей, учителей, правительств, принижается личное достоинство человека, забываются традиции, и теряется отношение к жизни как ценности.
Проблема морально-ценностных ориентаций заботила учёных во все времена, они пытались разобрать теоретические аспекты формирования морально-ценностных ориентации и их влияния на жизнь каждого человека и всей общественной системы в целом. Нравственность и мораль выступали предметом изучения таких известных ученых и общественных деятелей, как Г.Ю. Иконникова, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, П. Я. Гальперина,Б. В. Зейгарник, Е. П. Ильина, М. И. Лисиной, А. Н. Леонтьева, В. В. Столина,К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Фромма. Исследованием проблемы формирования ценностных ориентаций личности занимались А. В. Кирьякова,О.Г. Дробницкий, И.Т. Фролова, А.А. Ручка, В.А. Ядов.
Таким образом, изучение теоретических предпосылок и анализ современного этапа развития системы образования позволяет выявить ряд противоречий между:
- возрастающей потребностью государства и общества в специалистах, демонстрирующих высокий уровень нравственной культуры личности, и недостаточным вниманием к организации воспитательного процесса в высшей школе;
- наличием объективного потенциала высшей школы для формирования морально-ценностных ориентаций студентов и его недостаточной востребованностью при организации целостного образовательного процесса в гуманитарных направлениях подготовки;
- стремлением студентов к формированию системы морально-ценностных ориентаций и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения, способствующего реализации названного стремления в ходе профессиональной подготовки.
Таким образом, актуальность проблемы и социальная значимость противоречий обусловили выбор темы исследования: «Формирование
морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки».
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров гуманитарных направлений подготовки.
Предмет исследования: способы формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки.
Цель исследования: разработка и реализация способов формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки, проверка их результативности опытно-экспериментальным путём.
Гипотеза исследования: формирование морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки будет результативным, если разработать и реализовать следующие способы:
- организация ценностных дискуссий, направленных на присвоение моральных ценностей;
- использование техники сторителлинга с целью преобразования студентами образа «Я» в соответствии с выбранными ценностями;
- применение рефлексивно-творческих заданий с целью формирования жизненной перспективы личности.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы формирования морально-ценностных ориентаций личности.
2. Выявить особенности формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки.
3. Изучить состояние сформированное™ морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки.
4. Разработать способы формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки.
5. Реализовать разработанные способы формирования моральноценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки и проверить их результативность опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ психолого педагогической литературы, обобщение профессионально-педагогического опыта организации процесса формирования морально-ценностных ориентаций обучающихся; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Объем и структура: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки позволило нам сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решение проблемы формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарного направления подготовки исходит их общетеоретических представлений о феномене морально-ценностных ориентаций.
В качестве рабочего понятия нами было выбрано понятие Г.Ю.Иконниковой, под морально-ценностными ориентациями понимается сложный выбор личностью определенной системы смысложизненных, мировоззренческих общечеловеческих ценностей и этических норм».
Структура процесса формирования ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направления подготовки, по мнению А.В. Кирьяковой, предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз: присвоения, преобразования, проектирования.
Нами было исследовано состояние сформированное™ моральноценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направления подготовки с помощью методики «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина).
Разработаны следующие способы формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки: организация ценностных дискуссий, направленных на присвоение моральных ценностей; использование техники сторителлинга с целью преобразования студентами образа «Я» в соответствии с выбранными ценностями; применение рефлексивно-творческих заданий с целью формирования жизненной перспективы личности.
В процессе исследования были получены данные, подтверждающие результативность разработанных и реализованных в опытноэкспериментальной работе способов формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решение проблемы формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарного направления подготовки исходит их общетеоретических представлений о феномене морально-ценностных ориентаций.
В качестве рабочего понятия нами было выбрано понятие Г.Ю.Иконниковой, под морально-ценностными ориентациями понимается сложный выбор личностью определенной системы смысложизненных, мировоззренческих общечеловеческих ценностей и этических норм».
Структура процесса формирования ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направления подготовки, по мнению А.В. Кирьяковой, предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз: присвоения, преобразования, проектирования.
Нами было исследовано состояние сформированное™ моральноценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направления подготовки с помощью методики «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина).
Разработаны следующие способы формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки: организация ценностных дискуссий, направленных на присвоение моральных ценностей; использование техники сторителлинга с целью преобразования студентами образа «Я» в соответствии с выбранными ценностями; применение рефлексивно-творческих заданий с целью формирования жизненной перспективы личности.
В процессе исследования были получены данные, подтверждающие результативность разработанных и реализованных в опытноэкспериментальной работе способов формирования морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки.
Подобные работы
- Формирование общекультурных компетенций у бакалавров направления подготовки «Экономика»
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
СПОРТЕ»
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА И КЛИЕНТА
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование этнокультурных ценностей студентов профессиональной образовательной организации средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (Проектирование образовательных программ, Российский Новый Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Развитие правосознания у будущих юристов в ВУЗе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2015 - КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
РУССКОЙ И ТУВИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ О БРАКЕ И СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



