Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы

Работа №28121

Тип работы

Диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы225
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
703
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь
и их имплементация в российское законодательство
§1.1. Право на жизнь: понятие, содержание, сущность 11
§ 1.2. Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь и их значение для российской правовой системы 26
§1.3 .Конституционно-правовые основы регулирования в Российской Федерации права на жизнь 56
Глава 2. Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на неприкосновенность жизни и права на свободное распоряжение жизнью в свете правовых стандартов Совета Европы
§ 2.1. Конституционно-правовое обеспечение права человека на
неприкосновенность жизни 85
§ 2.2. Конституционно-правовые аспекты регламентации права
человека на свободное распоряжение жизнью 138
§2.3. Защита в Российской Федерации права на жизнь посредством
институтов Совета Европы 178
Заключение 202
Список использованной литературы 206


Проблема обеспечения права на жизнь сегодня находится в центре внимания мирового сообщества, It российских ученых, общественности, является злободневной задачей каждого государства. Впервые право на жизнь в нашем государстве получило закрепление с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина Верховным Советом СССР 22 ноября 1991 г.1 и затем провозглашено в статье 20 российской Конституции, принятой 12 декабря 1993г.
Конституционное закрепление права на жизнь, с одной стороны, - процесс объективный, с другой, - порождающий большое количество теоретических и практических вопросов, связанных как с понятием, сущностью этого права, так и его законодательной и практической реализацией.
Несмотря на конституционную формулировку: “Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни...», очевидно, что право на жизнь не замыкается на одной проблеме отмены смертной казни - оно намного шире, глубже и комплекснее. Подтверждением служат те актуальные вопросы, которые уже сегодня требуют своего разрешения: реализация законодательства о пытках в России, экологическая безопасность, отсутствие эффективного расследования преступлений, связанных с посягательством на жизнь человека, отсутствие надлежащей защиты жертв террористических актов, нарастающие проблемы биоэтики: вопросы законной трансплантации, медико-биологические исследований над людьми и другие.
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865
2 См.: Конституция РФ М., 1993. Данное право отсутствовало во всех конституциях советского периода развития нашего государства
Вступление России в Совет Европы привело к тому, что:
- во-первых, Россия стала открыта правовым стандартам этой международной организации, в том числе - о праве на жизнь. Правовые стандарты, содержащиеся в документах Совета Европы, ратифицированных Россией, подлежат обязательному выполнению на территории Российской Федерации. Другие документы, акты рекомендательного характера целесообразно учитывать с точки зрения заимствования прогрессивных идей и достижений.
- во-вторых, ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод привела в действие механизм международно-правовой ответственности России: российские граждане получили возможность искать защиту своих прав (в том числе и исследуемого нами права на жизнь) в Европейском суде по правам человека. Кроме того, они стали эту возможность реализовывать.
Потому все более актуальным становится, на наш взгляд, рассмотрение обеспечения в Российской Федерации права на жизнь, различных его аспектов через призму правовых стандартов Совета Европы, выявление их значения для российской правовой системы.
Степень разработанности проблемы.
При всем обилии литературы, посвященной различным аспектам права на жизнь, конкретных научных исследований по данной теме, в целом, немного. Как правило, эти работы принадлежат перу ученых-юристов и имеют главной целью профессиональный анализ правового обеспечения гарантий прав человека.
Научным исследованием правового регулирования жизни человека занимались такие русские ученые-юристы как Бородин С.В., Загородников
Н.И., Кистяковский А.Ф., Таганцев Н.С., изучавшие преступления против жизни человека, а также характеризовавшие признаки и условия, по которым определялись жизнь и границы жизни, наказуемость и ненаказуемость вмешательства в жизнь человека. В целом, русские ученые-государствоведы,изучая право человека на жизнь, связывали его с правом на достойное человеческое существование (Новгородцев П.И., Божко В.И., Покровский И.А.).
Советская правовая наука, в целом, отрицательно относилась к естественным правам человека. В то же время, многие юристы этого периода заложили фундамент для всестороннего изучения данного права. К числу видных советских ученых, обращавшихся к изучению права человека на жизнь, можно отнести Боброву Н.А., Витрука Н.В., Гулиева В.Е., Горшенева В.Н., Денисова А.И., Матузова Н.И., Мюллерсона Р.А., Малеина Н.С.,Малеину М.Н., Патюлина В.А., Рудинского Ф.М. и других. Вопросы права на жизнь затрагивались в трудах Авакьяна С.А., Баглая М.В., Бондаря Н.С., Безуглова А.А. , Гаджиева Г. А., Кабышева В.Т., Кутафина О.Е., Лучина В.О., Миронова О.О., Солдатова С.А., Тихомирова Ю.А., Топорнина Б.Н.
В последнее время стали появляться комплексные исследования права на жизнь Линик Л.Н., Кальченко Н.В., Сивца С.М., Романовского Г.Б., но и они не дают однозначных ответов на ряд вопросов и, в итоге, призывают к дальнейшему глубокому изучению этого права.
Исследование роли Совета Европы, его правовых основ, а так же правовых обязательств, добровольно взятых на себя Россией при вступлении в эту международную межправительственную организацию, проводилось и осуществляется многими российскими учеными-юристами: Глотовым С.А., Горшковой С.А., Карташкиным В.А., Квашисом В.Е., Кашкиным С. Ю., Ковлером А.И.,. Лукашук И.И, Мироновым О.О., Эбзеевым Б.С., Энтиным М.Л., а также зарубежными - Арнольдом Р., Баурингом Б., Гомьеном Д., Зваак Л., Саквой Р., Харрисом Д. и другими.
законодательства и практики его применения с правовыми нормами Совета Европы и их реализацией, а также уяснения влияния членства России в Совете Европы на реализацию конституционного права на жизнь в нашей ц стране не проводилось.
Эти правовые вопросы, а в их рамках — проблема смертной казни, терроризма, экологической безопасности, эвтаназии, самоубийства и многие другие рассмотрены в настоящем диссертационном исследовании.
Нормативную базу исследования составляют основополагающие документы ООН по данной проблеме: Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах; документы Совета Европы: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и другие; а также Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные акты РФ. Исследованы документы и материалы международных неправительственных организаций и международных конференций, парламентских слушаний по различным аспектам защиты прав человека, труды ученых-юристов, правоведов, данные периодической печати.
Объектом исследования является основное личное право человека - право на жизнь, представляющее собой абсолютную ценность мировой цивилизации.
Предметом исследования является конституционно-правовая регламентация и регуляция - вопросов, связанных с обеспечением права ь
человека (гражданина) в Российской Федерации на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе основополагающих документов Совета Европы, законодательных актов Российской Федерации, положений юридической науки и анализа практики жизнедеятельности государства выявить, осмыслить и определить основные проблемы, связанные с обеспечением права граждан нашей страны на жизнь, наметить возможные направления их эффективного решения.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
уяснение содержания и сущности конституционного права на жизнь как первоосновы личных (гражданских) прав и свобод;
- освоение мирового конституционно-правового опыта обеспечения права на жизнь и использование его образцов в Российской Федерации;
изучение стандартов Совета Европы в области права на жизнь и вопросы их имплементации в российское законодательство;
рассмотрение вопросов конституционно-правового обеспечения неприкосновенности жизни человека и правоприменительной практики в этой сфере;
- анализ правовых аспектов регламентации прав личности на распоряжение своей жизнью;
анализ защиты права на жизнь в Российской Федерации посредством институтов Совета Европы (Европейского суда по правам человека).
Методическая база исследования. Для решения поставленных задач использовались общепринятые методы познания и частно-научные методы логико-правового и системно-институционального анализа, а также функциональный, исторический, юридико-технический методы, методы сравнительного аналитического толкования правовых норм.
* Все эти методы использовались и в рамках междисциплинарного подхода к изучению избранной автором темы.
Эмпирическая база исследования основывается на анализе деятельности органов законодательной и исполнительной власти России. Одним из источников познания стало личное участие диссертанта в качестве научного сотрудника Центра мониторинга Института прав человека МГСУ в
* составлении обзоров о соблюдении прав человека в РФ, аналитических материалов для аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ.
Научная новизна работы обусловливается тем, что в ней в систематизированном виде рассмотрены два аспекта конституционного права на жизнь: право на неприкосновенность жизни и право личности на свободное распоряжение своей жизнью. Причем, сделано это на базе анализа основополагающих документов Совета Европы и законодательства Российской Федерации.
Автором обобщен и осмыслен опыт дискуссионных вопросов, относящихся к области защиты прав человека, дана критическая оценка складывающейся практики правозащитной деятельности в России, что позволило выдвинуть ряд новых положений и рекомендаций, содержащих элементы новизны и направленных на совершенствование деятельности государственных органов по обеспечению права человека на жизнь.
На защиту выносятся следующие теоретические положения:
1. Выявление сущности конституционного права на жизнь на основе анализа понятий «право на жизнь» и «жизнь». Утверждение о том, что именно биолого- социальная сущность человека позволила ему законодательно защитить свою жизнь, возведя естественное право на жизнь, на физиологическое существование (право быть, жить) в ранг позитивного.
2. Оценка и характеристика конституционных основ права на жизнь в Российской Федерации.
3. Применение правовых стандартов Совета Европы в Российской Федерации относительно права на жизнь должно осуществляться путем реализации договорных обязательств России с этой международной организацией, а также анализа и изучения с целью дальнейшего восприятия российским законодательством документов Совета Европы, носящих прогрессивный характер.
4. Отмена смертной казни в Российской Федерации - не только обязательство, возникшее вследствие подписания Россией Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, но и программа заложенная в самой ст.20 Конституции РФ: «смертная казнь впредь до ее отмены..»
5. Нет необходимости дублировать международные нормы о запрете пыток в российском законодательстве в виде отдельной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. Достаточно обеспечить реализацию существующих законодательных положений, неотвратимость ответственности за их нарушение.
6. Европейский суд по правам человека - орган международного контроля, ставший индикатором несовершенства российского законодательства о праве на жизнь в одних случаях и практики его реализации - в других.
7. Необходимость регламентации обязанности государства по охране человеческой жизни и ответственность в тех случаях, когда эта охрана не была обеспечена по вине государственных органов и их должностных лиц.
8. Право личности на свободное распоряжение своей жизнью предполагает строгую законодательную регламентацию деятельности государства и частных лиц при поставлении гражданином своей жизни в опасное положение, что не дает никому права содействовать человеку в его стремлении к уходу из жизни.
Научная и практическая значимюсть исследования состоит в том, что ее положения, обобщения и выводы могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по проблеме прав человека, а также в дальнейшей работе исследователей; изучающих фундаментальное право человека - право на жизнь.
Предложения и рекомендации, выдвинутые в диссертации, могут внести определенный вклад в государственно-правовую практику современной России — найти практическое применение в законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.
Результаты исследования, а также фактический материал используются в учебном процессе МГСУ, а также других вузов, в том числе в процессе преподавания спецкурсов «Права человека в российском и международном праве», «Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы».
Апробация результатов исследования.
Теоретические положения, выводы и рекомендации исследования обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры прав человека МГСУ и Института прав человека МГСУ.
Отдельные положения исследования апробированы при рассмотрении указанных проблем в ходе работы Международной научной конференции «Современные процессы глобализации и социального развития мирового сообщества», посвященной 10-летию МГСУ (Москва, ноябрь 2001), Всероссийской научно-практической конференции «Правовая система современной России: состояние и перспективы» (Курск, март 2001), «круглого стола» в Московской академии экономики и права по теме: «Российский федерализм и права человека» (Москва, июнь 2004).
Кроме того, результаты исследования используются автором в практической деятельности при проведении занятий со студентами МГСУ по спецкурсу «Права человека в российском и международном праве».
Структура исследования предопределена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Международное сообщество, признавая право на жизнь в качестве прирожденного свойства человеческой личности, провозглашает отношение к нему не только как к ценности мировой цивилизации, но и как к определенному международному стандарту, на основании признания которого должна строиться принципиальная позиция государства по отношению к каждому индивидууму. Естественный и неотъемлемый характер этого права признан и российской Конституцией.
Подводя итоги исследования, остановимся на следующем:
1. Рассматривая сущность конституционного права на жизнь на основе анализа понятий «право на жизнь» и «жизнь», автор приходит к выводу, что именно биолого-социальная сущность человека позволила ему законодательно защитить свою жизнь, возведя естественное право на жизнь, на физиологическое существование (право быть, жить) в ранг позитивного, конституционного.
Законодательное закрепление данного права наделяет его как субъективным, так и объективным (нормативным) характером.
Право на жизнь в объективном смысле - это конституционно-правовой институт, представляющий собой совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в области реализации жизни человека и обеспечении ее защиты со стороны государства. Право на жизнь в субъективном смысле - это естественная, неотъемлемая от личности и гарантированная нормами внутреннего законодательства и международно-правовыми актами возможность защиты неприкосновенности жизни и свобода распоряжения ею. Наиболее целесообразным представляется рассмотрение права человека на жизнь, состоящим из двух элементов: права на неприкосновенность жизни и права на свободное распоряжение ею.
Целью законодательного закрепления права на жизнь является обеспечение именно неприкосновенности жизни. А так как любое право - это возможность пользования благом, то речь идет и о возможности распоряжения человеком своей жизнью, добровольном поставлении жизни в опасное положение.
2. Вступление Российской Федерации в Совет Европы и приобретение статуса полноправного члена этой организации предполагает и следование правовым стандартам Совета Европы.
Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь - это правовые нормы, содержащиеся в международно-правовых документах, разработанных в рамках Совета Европы и закрепляющие различные аспекты права на жизнь. Основой защиты права на жизнь является ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и толкование ее положений, выраженное в решениях Европейского Суда по правам человека.
Применение правовых стандартов Совета Европы в Российской Федерации относительно права на жизнь должно осуществляться путем реализации договорных обязательств России с этой международной организацией, а также анализа и изучения с целью дальнейшего восприятия российским законодательством документов Совета Европы, носящих прогрессивный характер.
3. Автором проанализированы конституционно-правовые основы права на жизнь. Касаясь вопроса о конституционном закреплении смертной казни,важным является то, что отмена смертной казни в Российской Федерации - не только обязательство, возникшее вследствие подписания Россией Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, но и программа заложенная в самой ст.20 Конституции РФ: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться...»
принадлежат каждому от рождения» Конституции РФ указывают на то, что государство обязано защищать право на жизнь уже родившегося человека. Таким образом, правовая защита эмбриона - это вопрос в большей степени реализации морали посредством права, нежели конституционных положений.
4. Нарушение права на неприкосновенность жизни рассматривается автором в двух аспектах:
1. Непосредственная угроза жизни путем совершения посягательства на жизнь (убийства, посягательства, сопряженные с угрозой убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, террористические акты, войны и военные конфликты и т.п.).
2. Совершение преступлений (правонарушений), не имеющих целью лишение жизни человека, но создающих опасность для жизни и приводящих или могущих привести к смерти (гибели) людей.
Разница между первым и вторым аспектом состоит в том, что в первом случае угроза жизни очевидна, во втором - существует протяженность во времени между совершением преступления и смертью, и причины не всегда очевидны. Это - угроза жизни, создаваемая экологическими преступлениями (правонарушениями), нарушением безопасных условий труда (производственный травматизм в промышленности и на шахтах и т.п.), техногенными катастрофами.
Главную и решающую роль здесь будут играть меры, осуществляемые государством и его представителями, - следование закону, разъяснение его гражданам, профилактика и предупреждение преступлений, привлечение виновных к ответственности.
5. Регламентируя такой аспект права на жизнь как право на свободное распоряжение своей жизнью, автор имеет в виду возможность добровольного принятия лицом решения о поставлении своей жизни в опасное положение, обусловленного свободным, осознанным изъявлением воли субъекта, направленной на достижение некой положительной цели в интересах самого человека, других лиц и всего общества.
Но ни в ком случае речь не идет о регламентации права на лишение человеком себя жизни - государство призвано «признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина» в период его жизни. В остальном, признавая жизнь естественным правом, государство не правомочно - ни в осуществлении эвтаназии, ни в содействии самоубийству, ни в применении смертной казни.
6. Анализируя российские нормативные правовые акты и документы Совета Европы о праве на жизнь, автор приходит к выводу, что различия между российским законодательством и правовыми стандартами Совета Европы несущественны. Отдельные расхождения и нюансы рассмотрены в диссертации.
Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь не всегда дают четкие ответы на возникающие вопросы (вопросы допустимости эвтаназии, абортов). На наш взгляд, они должны изучаться не как эталон права, а как один и путей возможного заимствования в случае предложения более прогрессивного, новационного и удачного решения.
Поэтому ценность пребывания России в Совете Европы в решении вопроса обеспечения права на жизнь заключена, прежде всего:
- в возможности российским гражданам обращаться для защиты своих имущественных и личных неимущественных прав в Европейский суд по правам человека;
- в обязанности государства, в случае необходимости, принять меры как частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, так и меры общего характера с тем, чтобы предупредить повторение подобных нарушений;
- в возрастании для отечественного законодательства значения прецедентной практики Европейского суда по правам человека.



1.1. Декларация прав и свобод человека и гражданина. От 23 ноября
•' 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР (далее - Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР). 1991. № 52. Ст. 1865.
1.2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). -М.: Юридическая литература, 1993.
1.3. Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. 1995 (Вып. 1); 1996 (Вып. 2).
1.4. Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу
W поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ
// СЗРФ (далее - СЗРФ). 1998. № 10. Ст. 1146.
1.5. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"// СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
1.6. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ //СЗРФ. 1997. №1.Ст.1.
1.7. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ //СЗРФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
1.8. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. № 18. ФКЗ // СЗРФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
1.9. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 № 1-ФКЗ // СЗРФ. 1999. №26. Ст.3170.
1.10. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // СЗРФ. 1997. №9. Ст. 1011.
» 1.11. Федеральный конституционный закон «О Правительстве
Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // СЗРФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
1.12. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N25. Ст. 2954.
1.13. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8.12.2003 № 162-ФЗ //Российская газета. 2003. 16 декабря.
Я1 1.14. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-
ФЗ// СЗ РФ. 2001. N 52. Ст. 4921.
1.15. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // С 3 РФ.2002 . N 1 (часть I) Ст. 3.
1.16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ.2002.N 1 (часть I) Ст. 1.
1.17. Гражданский кодекс Российской федерации. Часть первая (от 30 ноября 1994 г.) // СЗРФ. 1994. № 32. Ст. 3300.
1.18. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая (от 26 января 1996 г. № 14 - ФЗ) // СЗРФ. 1996. № 5. Ст. 410.
1.19. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ//СЗ РФ. 2002.N 30 ст. 3012.
1.20. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗРФ. 1996. № 1. Ст. 16.
1.21. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8
* января 1997 г. №1-ФЗ // СЗРФ. 1997. № 2. Ст. 198.
1.22. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № З-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 2. Ст. 219.
1.23. Федеральный закон «Об обязательном государственном
to страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на
военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ И СЗРФ. 1998. № 13. Ст. 1474.
1.24. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ //СЗРФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
1.25. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998
«' г. № 76-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
1.26. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // СЗРФ. 1998. №
31. Ст.3802.
1.27. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗРФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
1.28. Закон Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» №, 326 от 5 сентября 1992 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2334.
1.29. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» № 31. от 2 июля 1992 г // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
1.30. Федеральный закон от 30.03.1999. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»//СЗРФ 05:04. 1999. №14. Ст. 1650.
О
1.31. Федеральный закон от 22.06.1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах»//СЗРФ № 26. 29.06.98. Ст.3006.
1.32. Федеральный закон от 08.01.1998 №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах»// СЗРФ 12.01.98. №2. Ст. 219.
1.33. Федеральный закон от 09.01.96. №3-Ф3 «О радиационной
4 безопасности населения» //СЗРФ 15.01.96. №З.Ст.141.
1.34. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 33 ст. 1318.
1.35. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды от 19.12.91// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 .№10. Ст.457.
1.36. Федеральный закон от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания в РФ»// СЗРФ. 1995. №50. Ст. 4872.
1.37. Федеральный закон от 30.03.1995. №38-Ф3 «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»//СЗРФ 03.04.95. №14. Ст. 1212.
1.38. Закон Российской Федерации от 09.06.1993. №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»//Ведомости СНД и ВС РФ 15.07.93 №28. Ст. 1064.
1.39. Закон Российской Федерации от 22.12.1992. №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»//Ведомости СНД и ВС РФ 14.01.93. №2. Ст.62.
4
1.40. Закон Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ»//Ведомости СНД и ВС РСФСР 04.07.91. №27. Ст.920.
1.41. Федеральный закон от 06.12.2000 №142-ФЗ «О ратификации конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения»//СЗРФ 11.12.2000. №50. ст. 4865.
1.42. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" // СЗ РФ. 1998 .N31, ст. 3808.
1.43. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" // СЗРФ.1996 г., N 51, ст. 5681.
1.44. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О
to милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР . 1991. №16, ст. 503.
1.45. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 1ОЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"И СЗ РФ.1995.К 29.
1.46. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"// Российская газета. 4 мая. 1993.
to 1.47. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О
государственной охране" // СЗРФ .1996. N 22. ст. 2594.
1.48. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1//Российская газета.21 июля. 1993.
1.49. Федеральный закон от 17 декабря 1994 года №67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»//СЗРФ.1994 г. N 34. ст. 3547 .
1.50. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»// СЗРФ 1995. N 17.ст. 1455.
1.51. Федеральный закон «О международных договорах Российской
• Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // СЗРФ. 1995. №29. Ст.2757.
1.52. Федеральный закон «О ратификации Конвенции Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека» от 4 ноября 1995 г. № 163-ФЗ // СЗРФ. 1995. №45. Ст.4239.
1.53. Федеральный закон «О ратификации Конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным
• делам» от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ // СЗРФ. 1994. № 15. Ст. 1684.
1.54. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам // СЗРФ. 1995. №17. Ст. 1472. (Вступила в силу для России 10 декабря 1994 г.)
< 1.55. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о равном
обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» от 30 октября 1997 г. № 157-ФЗ // СЗРФ. 1997. № 44. Ст. 5020.
1.56. Федеральный закон «О ратификации Конвенции об упразднении принудительного труда» от 23 марта 1998 г. № 35-i ФЗ // СЗРФ.З 1998.№ 12. Ст. 1348.
1.57. Федеральный закон «О ратификации Конвенции 1947 г. об
* инспекции труда и Протокола 1995 г. к Конвенции 1947 г. об инспекции
труда, Конвенции 1978 г. о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде» от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 15. Ст. 1698.
1.58. Федеральный закон «О ратификации Конвенции 1986г. об охране труда при использовании асбеста» (Конвенция № 162) от 8 апреля 2000 г. № 50-ФЗ // СЗРФ. 2000. № 15. Ст. 1538.
1.59. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ // СЗРФ. 1996. №9. Ст.
774.
4
1.60. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» от 23 февраля 1996 г. № 20-ФЗ // СЗРФ. 1996. №9. Ст.
775.
1.61. Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство
%
1.62. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. № 54- ФЗ // СЗРФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
to' 1.63. Федеральный закон «О ратификации Европейской хартии
местного самоуправления» от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // СЗРФ. 1998. №
15. Ст.1695.
1.64. Федеральный закон «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» от 18 июня 1998 г. № 84-ФЗ // СЗРФ.
1998. № 25. Ст. 2833.
1.65. Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к
*' ней» от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ // СЗРФ. 1999. №43. Ст. 5129.
1.66. Федеральный закон от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней" // СЗРФ. 2000 г., N 23, ст. 2349.
1.67. Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и, в частности, футбольных матчей (Страсбург, 19 августа 1985 г.) // Бюллетень международных договоров, январь 2000 г., N 1
1.68. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 121-ФЗ "О to
ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма»// СЗРФ от 20 января 2003 г. N 3 ст. 202.
Документы ООН
1.69. Всеобщая декларация прав человека. Генеральная Ассамблея ООН. 10.12.48. Права человека. Основные международные документы. М.,
1989.
*
1.70. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правам/Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст.291.
1.71. Международный пакт о гражданских и политических правах //Ведомости Верховного Совета СССР.1976. №17. Ст. 291.
Документы Совета Европы, не ратифицированные Российской Федерацией, рекомендации Совета Европы
1.72. Европейская Социальная Хартия (в редакции 1996 г.) (Принята в Страсбурге 3 мая 1996 г.) // Европейская Социальная Хартия. Серия «Права человека». Т.2. М., 1998. С. 72-111.
1.73. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Принята в Страсбурге 8 ноября 1990 г.) // Право Совета Европы и Россия. - Краснодар, 1996. С. 346-371.
1.74. Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Относительно отмены смертной казни (Принят в Страсбурге 28 апреля 1983 г.) // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998. С. 555-556./Подписан Россией 16 апреля 1996 года.
1.75. Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Открыта для подписания 4 апреля 1997 г.)// Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М., 2002. С. 741-751.
1.76. Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины, О запрете клонирования человеческих существ 1998 г // Международные акты о правах человека: Сб. документов. -М., 2002 . С. 741-751;
1.77. Европейская рамочная конвенция «О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами» 1978 г. (Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1999 г. №1373 «О подписании Российской Федерацией Европейской рамочной конвенции «О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами»// СЗ РФ 1999. №51. Ст. 6344.
1.78. Европейское соглашение об обмене терапевтическими веществами человеческого происхождения 1958 г.// Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права - М.: Институт права и публичной политики. 2002.
1.79. Протокол №13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об отмене смертной казни при любых обстоятельствах от 3 мая 2002 г.// Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права.— М.: Институт права и публичной политики.2002.
1.80. Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1418 (1999) «Защита прав и достоинства безнадежно больных и умирающих» // Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права.- М.: Институт права и публичной политики.2002.
1.81. Резолюция Комитета Министров Совета Европы от 11 мая 1978 г. об упорядочении законодательства стран-членов в отношении изъятия и трансплантации человеческих субстанций // Тихонова С.С. Прижизненное и посмертное донорство в Российской Федерации: вопросы уголовно-правового регулирования. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
1.82. Рекомендация Комитета Министров Совета Европы государствам-членам от 14 марта 1979 г. в отношении международного обмена и транспортировки человеческих субстанций, Конвенции Комитета министров Совета Европы о правах человека и биомедицине // Тихонова С.С. Прижизненное и посмертное донорство в Российской Федерации: вопросы 
уголовно-правового регулирования. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
1.83. Рекомендации Комитета Министров Совета Европы 1989 г. №1100 для государств-членов данной международной организации по введению во внутреннее законодательство норм об ответственности за преступления в сфере трансплантологии против еще не родившихся детей, запрещающих внутриутробные изъятия органов или тканей без клинического и юридического обоснования// Тихонова С.С. Прижизненное и посмертное донорство в Российской Федерации: вопросы уголовно-правового регулирования. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
2. Использованная литература
2.1. Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду (конституционно-правовые аспекты). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. - Волгоград, 1997.
2.2. Ардашев Н. Понятие эксперимента в медицине и защита прав человека//Государство и право. 1995. №12. С. 102-107.
2.3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М.: Норма-ИНФРАМ, 1999.
« 2.4. Балашова Г.В. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. -М., 2000.
2.5. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. -Воронеж, 1984.
2.6. Боброва Н.А. О конституционных гарантиях основных прав, свобод
и обязанностей граждан СССР //Советское государство и право. 1979. №3. С.
3-9.
2.7. Бондарь Н.С. Конституционный статус личности: понятие и юридическая природа //Методологические проблемы государства и права. Межвуз. сб. -Куйбышев. 1986.
w 2.8. Бородин С.В. Преступления против жизни.- СПб.: Издательство
«Юридический центр Пресс», 2003.
2.9. Винокуров А.Н. Общая больничная касса и врачебная помощь. - СПб., 1913.
2.10. Витрук Н.В. Проблемы реализации конституционных прав и свобод граждан. Сборник работ Конституционный статус личности в СССР. - М, 1980г.
2.11. Волков С.А. Конституционные средства охраны и защиты прав и
* свобод человека и гражданина. Автореферат диссертации на соискание
учёной степени кандидата наук. -Волгоград, 1999.
2.12. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). -СПб.: С.-Петербуржская Академия МВД России, 1998.
2.13. Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. -Саратов: Саратовская Государственная Академия Права, 1999.
2.14. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография. - НИМП, 2001.
К
2.15. Гранкин И.В. Юридические гарантии социально-экономических прав граждан СССР//Преподавание истории в школе. 1988. №6. С. 5 9-64/ Дембо Л.И. Врачебное право. Вып. 1 Санитарно-социальное законодательство -СПб., 1914.
2.16. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.
2.17. Демидов А. Распространение ВИЧ-инфекции в России - вопросы государственно-правового регулирования// Правозащитник. 1995. №3. С.62- 75.
4 2.18. Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав
человека. -М.: Права человека, 1997.
2.19. Дмитриев Ю.А. Право человека на достойную жизнь как конституционно-правовая категория // Конституционный строй России. Выпуск П1, -М., 1996.
2.20. Дмитриев Ю.А., Шленёва Е.В. Право человека в РФ на осуществление эвтаназии// Государство и право, 2000, №11. С.52-59.
2.21. Дргонец Я., Холлендер П. Современная медицина и право. -М.:, Юридическая литература, 1991. С.335.
2.22. Жидкова О.А. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. -М., 1993. С.768.
2.23. Защита прав жертв террористических актов и иных преступлений: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - М.: Издательство «Юриспруденция», 2003.
2.24. Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Применение и использование боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского огнестрельного оружия. - СПб.: Издательство «Юридический центр «Пресс», 2003.
2.25. Каламкарян Р.А. Материалы конференции. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. //Государство и право. 2000. №4. С.31-
41.
2.26. Кальченко Н. И. Право человека и гражданина на жизнь и его гарантии в РФ. Диссер. К.ю.н. Волгоград, 1996.
2.27. Карташкин В.А. Международная защита прав человека. -М.:
* Международные отношения, 1976.
2.28. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. -М.: Институт государства и права РАН, 1995.
2.29. Ковалёв М.Н. Право на жизнь и право на смерть// Государство и право. 1992. №7. С.68-75.
2.30. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. -М.: Юристъ, 1995.С.408.
2.31. Колосова Н.М. Конституционное право граждан на обращение в международные органы по защите прав и свобод человека// Право и экономика. 1997г. №7,8. С.3-11.
2.32. Конституции и законодательные акты буржуазных государств ХУП-Х1Х вв. М., 1957.
2.33. Конституция Российской Федерации научно-практический комментарий под редакцией Б.Н. Топорнина. -М., 1997г. С. 716 Конституции
* государств Европейского Союза. Под общей редакцией Окунькова Л.А.
М.,1997.
2.34. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов, под общ. Ред. М.В. Баглая, -М. Норма, 2000.
2.35. Красиков АН. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. Саратов. 1996.
2.36. Круглый стол - Конституция РФ и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека// Государство и право. 1994. №10. С.3-31.
I 2.37. Линик Л.Н. Конституционное право граждан РФ на жизнь:
Автореферат диссертации на соискание кандидата наук. -М., 1993.
2.38. Литовка АБ., Литовка П.И. Медицинское право - комплексная отрасль национального права России: становление, перспективы развития.// Правоведение. 2000. №1. С. 80-83.
2.39. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. -М., 1996. С. 520.
ф, 2.40. Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты
2.41. Лукашева Е.А. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. -М., 2000.
2.42. Лукашева ЕА. Конституция РФ и совершенствование механизмов
W защиты прав человека. -М.,1994.
2.43. Малеина М.Н. Содержание и осуществление личных неимущественных прав граждан: проблемы теории и законодательства //Государство право, 2000, №2. С. 16-21.
2.44. Малеин Н.С., Малеина М.Н. Закон и охрана здоровья граждан. - М.: Знание, 1986.
2.45. Малеин М.Н. Человек и медицина в современном праве. -М.: БЕК, 1995. С. 272.
2.46. Малеина М.Н. О праве на жизнь. // Сов. государство и право. 1992.№2. С. 50-59.
2.47. Малеина М.Н. Право индивида на телесную (физическую) неприкосновенность // Государство и право.1993. №4. С. 97-106.
2.48. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление и защита. -М., 2000.
2.49. Мелков Г.М. Права человека. -М., 1998.
2.50. Мельников В.С. Социальные и правовые аспекты медицинской деятельности. -Киров, 1997.
4 2.51. Международные акты о правах человека: Сборник документов
/сост. В.А. Карташкин, Е.А.Лукашева - 2-е изд. -М.: НОРМА, 2002.
2.52. Миронов О. О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ //Российская газета. 2.08.1999.
2.53. В.В. Орехов Необходимая оборона и иные обстоятельства, исключающие преступность деяния. -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
2.54. Пациент имеет право (круглый стол)// Человек и закон. 1995. №10.С. 55.
2.55. Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). -М.: Институт государства и права РАН, 1998. С. 232.
2.56. Петров ВВ. Окружающая среда и здоровье человека//Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1994. №1. С. 3-15.
2.57. Попов В.Л., Попова Н.П. Правовые основы медицинской деятельности. -СПб., 1999.
2.58. Правовые основы регулирования медицинской деятельности. Под общей ред. Щепина О.П. -М.,1995.
2.59. Права человека в условия становления гражданского общества.
Сборник материалов Международной научно-практической конференции. -Курск, 1997.
2.60. Право Совета Европы и России (сборник документов и материалов). Изд. 2-е. -Краснодар, 1996.
2.61. Права человека в регионах Российской Федерации. Доклад 2001. Московская Хельсинская Группа, М., 2002.
2.62. Романовский Г.Б. Гносеология права на жизнь. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
2.63. Рудинский Ф.М. Жизнь и здоровье советского человека как объект
I* конституционной охраны //Сов. государство и право. 1979. №1. С. 5-12.
2.64. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Общие принципы правового регулирования трансплантологии органов и тканей человека //Юрист. 2000г. №6. С. 38-40.
2.65. Самович Ю.В. О соотношении российского законодательства в области защиты прав человека с основными международными стандартами// Московский журнал международного права. 2000. №3. С. 97-106. Сборник официальных документов Ассоциации врачей России. -М., 1995.
2.66. Сергеев Ю.Д. Лучшая защита пациента и врача в знании закона// Медицинская газета. 1997. №28
2.67. Сивец С.М. Конституционные основы прав человека на жизнь: теория и практика: Дисс... канд. юрид. наук. — Минск, Белорусский Государственный Университет, 1999. С. 27.
2.68. Синюкова Т.В. О системе юридических гарантий прав и обязанностей советских граждан. Вопросы теории государства и права. Личность, право, правовая система. -Саратов, 1988.
2.69. Снежко О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. -Саратов, 1999.
2.70. Сравнительное конституционное право. Под общей ред. А.И. Ковлер, В.И. Чиркина. -М.,1996.
2.71. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права.- М.: Институт права и публичной политики, 2002,
2.72. Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: нормы и действительность. -М.: Дело, 2000.
2.73. Танаев В.М. Право на смерть С. 39 // Вестник Государственного Университета, Сер.: право. Екатеринбург, 1996 №1.
2.74. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права// Государство и право, 1998, №7. С. 5-13.
2.75. Тихомиров А.В. Медицинская услуга: правовые аспекты// Медико-юридический дайджест, 1997.
2.76. Тихонова С.С. Прижизненное и посмертное донорство в Российской Федерации: вопросы уголовно-правового регулирования. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. -321 с.
2.77. Трошкин Ю.В. Права человека: нарушение и защита прав человека и прессы. -М., 1997.
2.78. Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика. -М., 1995. С. 175.
2.79. Харпер Дж.Р. Здравоохранение в России: эффективность, равный доступ и права граждан// Права человека в России: декларации нормы и жизнь. -М., 1999.
2.80. Черепов В.М. Основные проблемы охраны здоровья населения России. Доклад Правительства РФ //Здравоохранение РФ. 1999г. №6.
2.81. Четвернин В.А. Проблемный комментарии Конституции РФ 1993г. -М.,1997.
2.82. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. -М.: Зерцало, 1998. С. 448.
2.83. Экштаин К.А. Комментарий к главе 2 Конституции РФ. -М., 1998.
2.84. Юдин Б. Права человека и биомедицина //Российский бюллетень по правам человека. 1998г. Вып.10. С. 106-112.
2.85. Экология и нарушения прав человека. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 5 сентября 2002 года// Права и свободы личности. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова. 1998-2003. М., 2003.
2.86. Ярошенко Жизнь и здоровье под охраной закона. -М.: Юридическая литература, 1990. С. 175.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ