Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности (на этапе вводно-предметного курса)
|
Введение 3 - 18
Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования процесса обучения аудированию
§ 1. Характерные особенности аудирования как вида речевой деятельности 19 - 28
§ 2. Психологические механизмы аудирования 29 - 39
§ 3. Формирование и развитие речевого слуха - условие успешного аудирования 39 - 52
§ 4. Факторы, влияющие на процесс аудирования на начальном этапе обучения языку специальности 52 - 73
Выводы по I главе 73 - 74
Глава II. Методика обучения иностранных студентов аудированию на этапе вводно-предметного курса дисциплины «Язык специальности»
§ 1. Определение уровня владения умениями и навыками в области аудирования перед началом занятий по экспериментальной
программе 75 - 97
§ 2. Цели и содержание системы обучения иностранных студентов аудированию речевых сообщений на профессиональные темы .. 97 - 103
§ 3. Содержание и структура экспериментальной программы.
Принципы, положенные в основу экспериментального обучения ..103 - 114 § 4. Методы и приемы обучения, их реализация в первом блоке экспериментальной программы «Математика» 114 - 129
§ 5. Система упражнений в экспериментальном обучении. Характеристика второго блока экспериментальной программы «Химия» . 129 - 145
§ 6. Формы контроля умений и навыков в области аудирования.
Третий блок экспериментальной программы «Физика» 145 - 161
§ 7. Анализ результатов экспериментального обучения (контрольный эксперимент) 161 - 181
Выводы по II главе 181 - 182
Заключение
Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования процесса обучения аудированию
§ 1. Характерные особенности аудирования как вида речевой деятельности 19 - 28
§ 2. Психологические механизмы аудирования 29 - 39
§ 3. Формирование и развитие речевого слуха - условие успешного аудирования 39 - 52
§ 4. Факторы, влияющие на процесс аудирования на начальном этапе обучения языку специальности 52 - 73
Выводы по I главе 73 - 74
Глава II. Методика обучения иностранных студентов аудированию на этапе вводно-предметного курса дисциплины «Язык специальности»
§ 1. Определение уровня владения умениями и навыками в области аудирования перед началом занятий по экспериментальной
программе 75 - 97
§ 2. Цели и содержание системы обучения иностранных студентов аудированию речевых сообщений на профессиональные темы .. 97 - 103
§ 3. Содержание и структура экспериментальной программы.
Принципы, положенные в основу экспериментального обучения ..103 - 114 § 4. Методы и приемы обучения, их реализация в первом блоке экспериментальной программы «Математика» 114 - 129
§ 5. Система упражнений в экспериментальном обучении. Характеристика второго блока экспериментальной программы «Химия» . 129 - 145
§ 6. Формы контроля умений и навыков в области аудирования.
Третий блок экспериментальной программы «Физика» 145 - 161
§ 7. Анализ результатов экспериментального обучения (контрольный эксперимент) 161 - 181
Выводы по II главе 181 - 182
Заключение
Актуальность исследования. Несмотря на объективные трудности, связанные со сложившейся политической и социально-экономической обстановкой, российское высшее образование продолжает сохранять стабильное положение в мировой образовательной системе. В вузы России по-прежнему стремятся иностранные граждане, чтобы получить профессии врача, инженера, архитектора, экономиста и т.д. Российское высшее образование не потеряло былого авторитета и все так же остается привлекательным для иностранцев.
Первой серьезной задачей, стоящей перед иностранными гражданами, приезжающими в Россию для получения образования, является овладение русским языком в объеме, необходимом для обучения на основных курсах вузов в соответствии с избранной специальностью.
Глубокие преобразования в политической, экономической и социальной жизни общества обусловили современные реформы в области высшего образования, правовой базой осуществления которых является закон Российской Федерации «Об образовании» [1]. Необходимость повышения качества образования отмечается в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [3] и в «Федеральном законе о русском языке» [2]. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №483 от 27.07.2001 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» и со ст.6, 7 Закона «Об образовании» [1] утвержден единый государственный Стандарт по русскому языку как иностранному [6].
Разработаны профессиональные модули по различным направлениям (гуманитарному, медико-биологическому и т. д.) [6], учитывающие профессиональную специфику при овладении иностранцами русским языком.
Обучение русскому языку как иностранному начинается на подготовительных отделениях вузов. Перед преподавателями, работающими на таких отделениях, ставятся две основные задачи: обеспечение адаптации учащихся к условиям иной языковой среды и подготовка иностранных слушателей к учебе в избранном вузе в общем потоке с русскими студентами.
Исходя из того, что в качестве мотива при изучении иностранцами русского языка выступает не столько общение с русскими людьми на бытовом уровне, сколько возможность получения специальности, можно с уверенностью утверждать, что важнейшей целью для слушателей подготовительного отделения является овладение языком специальности, позволяющее решать различные задачи в учебно-профессиональной сфере.
В сложившихся на сегодняшний день условиях, когда на подготовительные отделения вузов слушатели нередко поступают в течение всего учебного года, вплоть до марта-апреля, назрела острая необходимость в оптимальном краткосрочном обучении тем видам речевой деятельности, которые обеспечивают последующую учебную работу иностранных студентов-нефилологов, в частности, аудированию.
Традиционно виды речевой деятельности подразделяют на два типа - продуктивные (направленные на порождение информации) - говорение и письмо; и рецептивные (ориентированные на прием информации) - чтение и аудирование. В условиях реального общения данные виды выступают в тесном взаимодействии.
Аудирование, являясь рецептивным видом речевой деятельности, определяется как «процесс, состоящий из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания слышимого сообщения» [52, с.31]. В процессе аудирования выделяют словесное понимание, которое опирается на речевой опыт учащихся, и предметное понимание, опирающееся на их жизненный опыт и знание ситуаций общения. При обучении иностранному языку (в том числе и при обучении иностранцев русскому языку) конечной целью является выработка таких аудитивных умений, при наличии которых не расчленялись бы форма и содержание воспринимаемого высказывания.
Формирование и развитие умений и навыков во всех видах речевой деятельности с учетом профессиональной направленности обучения про-водится в Центре предвузовской подготовки и обучения иностранных граждан на занятиях, носящих условное название "Язык специальности".
На этих занятиях закладываются основы пользования языком как средством получения научной информации и обмена ею. Студенты учатся воспринимать услышанные сообщения по теме специальности, фиксировать их основные положения, отвечать на вопросы, воспроизводить основную информацию, вести беседы на профессиональные темы.
Выделение "Языка специальности" в особый учебный предмет, без-условно, усиливает профессиональную направленность преподавания языка. Практическая направленность преподавания, являющаяся одним из принципиальных положений методики обучения языку, влияет на отбор и распределение материала, организацию учебного процесса, на уточнение целей обучения с учетом избранной учащимися специальности, на дифференциацию учебной работы в зависимости от поставленной цели, на формирование требований к учебным пособиям и т.п.
В соответствии с государственными требованиями к минимуму со-держания и уровню подготовки граждан зарубежных стран, необходимых для поступления на 1-ый курс высших профессиональных учебных заведений Российской Федерации [5], слушатели подготовительных отделений должны уметь воспринять на слух информацию, необходимую для решения коммуникативных задач в учебно-профессиональной сфере общения, представленную в виде монологического высказывания объяснительного характера (объяснение преподавателя, учебная лекция), понять тему текста, его основное содержание, главную информацию отдельных смысловых частей, при этом тематика прослушиваемого текста должна соответствовать профилю обучения.
В настоящее время обучение языку специальности и, в качестве приоритетного направления, обучение аудированию на материале языка специальности, стало одной из актуальнейших проблем методики преподавания русского языка иностранцам.
Многие ученые сходятся во мнении, что развитие речевых навыков осуществляется в основном через слуховое восприятие (Н. И. Гез, И.А.Зимняя, З.А.Кочкина и др.). Из опыта практической деятельности каждый преподаватель знает, что большую часть двухчасового занятия студент отдает слушанию: объяснение преподавателя, речь товарищей по группе, собственная речь учащегося - все это объекты аудирования. Покидая аудиторию, студенты-иностранцы не перестают слушать и воспринимать русскую речь, которая окружает их повсюду - на улице, в магазине, в транспорте, в общежитии. Логично предположить, что навык понимания слышимой речи к концу обучения должен быть развит лучше говорения, чтения и письма или хотя бы на одном уровне с ними. Однако наблюдения показывают, что дело обстоит иначе - именно восприятие речи со слуха вызывает у выпускников подготовительного отделения наибольшие затруднения.
На это указывает Н.И.Соболева: «По окончании подготовительного отделения студенты-иностранцы приступают к занятиям на основных факультетах, где вместе с носителями языка слушают лекции по общеобразовательным дисциплинам. Однако преподаватели русского языка, работающие на первых курсах вузов, отмечают, что студенты-иностранцы «плохо воспринимают русскую речь на слух и поэтому часто не понимают содержания лекций по специальным дисциплинам», «.не готовы к аудированию лекций в естественных условиях на 1-ом курсе основного факультета». Эти два высказывания разделены десятью годами. И хотя за это время достигнуты большие успехи в методике преподавания русского языка как иностранного, вопрос об обучении слушанию лекторской речи является одним из нерешенных» [167, с.107]. Со времени цитируемого высказывания прошло еще 20 лет, и, хотя проводится большая работа по обучению аудированию, преподаватели первых курсов все так же отмечают, что хуже всего у иностранных студентов развито умение воспринимать на слух лекционный материал.
Анализ состояния обучения аудированию на начальном этапе овладения языком специальности показал, что слушатели подготовительных отделений недостаточно хорошо владеют умениями и навыками восприятия информации на слух. Иностранные учащиеся встречаются с большими трудностями, которые в первую очередь обусловлены психологическими характеристиками указанного вида речевой деятельности.
Наблюдения и беседы с преподавателями русского языка и преподавателями - предметниками (физиками, химиками, биологами и т.д.) показали, что целенаправленному обучению аудированию речевых сообщений на специальную тему все еще не уделяется достаточного внимания.
В разделе «Вводно-предметный курс» существующих учебных пособий по «Языку специальности» [13, 26, 29, 59] приоритет отдается формированию грамматических навыков, необходимых для работы с текстами по специальности. Упражнений по обучению аудированию мало. Число заданий, связанных с восприятием на слух оформленных речевых сообщений на профессиональную тему, минимально. Системность при формировании и развитии аудитивных умений и навыков отсутствует.
Р.П.Неманова, Е.В.Сорокина); контроль сформированности умений и навыков в области аудирования (Н.В.Лаврова, С.С.Пашковская, Л.П.Смирнова); обучение профессиональному общению и аудированию лекций по различным направлениям (медико-биологическому, техническому, гуманитарному) на среднем этапе овладения русским языком (А.Ю.Иванова, И.М.Иванова, О.С.Кузина, Н.А.Павлова, Е.С.Суздалева, Л.Н.Шабалина); анализ лекторской речи в целях обучения студентов-иностранцев ее пониманию и требования, предъявляемые к учебному аудиотексту (Г.В.Колосницына, Ю.В.Овчинникова, Н.И.Соболева).
В указанных работах подчеркивается неудовлетворительное состояние обучения аудированию на начальном этапе изучения русского языка, в том числе и языка специальности. Исследователи отмечают, что уровень владения восприятием сообщений на слух значительно уступает уровню владения другими видами речевой деятельности.
Однако, несмотря на многообразие существующих исследований и широкий спектр затрагиваемых в них проблем, в области обучения аудированию иностранных граждан продолжает оставаться немало «белых пятен». Все более явственно обнаруживается необходимость пристального внимания к целенаправленному обучению восприятию звучащих сообщений на профессиональную тему, начиная с первых занятий по овладению языком специальности, поскольку именно в этот период закладывается база для дальнейшего развития умений и навыков в восприятии лекционного материала.
Специальных работ, посвященных поэтапному формированию умений и навыков в области аудирования применительно к вводно-предметному курсу, нет. Однако чрезвычайные трудности, с которыми сталкиваются иностранные слушатели с первых шагов изучения языка специальности, связанные с несформированностью слуховой рецепции, слишком малым объемом оперативной памяти, слабой «помехоустойчивостью» при восприятии устной речи, приводящие в конечном итоге к непониманию прослушанного сообщения, требуют особого внимания. Работа по преодолению этих трудностей и по формированию основных умений и навыков в аудировании речевых сообщений на профессиональную тему нуждается в специальной методике.
Таким образом, необходимость формирования у иностранных студентов умений и навыков в области аудирования на начальном этапе овладения языком специальности, с одной стороны, и недостаточная разработанность данной проблемы в методической литературе - с другой, определили актуальность темы исследования.
Исходя из вышесказанного, можно выявить объективное противоречие между стремлением иностранных граждан освоить избранную ими профессию под руководством высококвалифицированных преподавателей в российском вузе, имеющем хорошую научную, учебно-методическую и материально-техническую базу, и недостаточно сформированными умениями и навыками в восприятии учебного материала, преподносимого в лекционной форме и не адаптированного применительно к возможностям учащихся. Не обладая навыками аудирования речевых сообщений специального (связанного с избранной профессией) содержания, иностранные слушатели не могут быстро включиться в учебный процесс на основных курсах, вследствие чего возникают психологический дискомфорт, разочарование, неуверенность в собственных силах, нежелание продолжать обучение. В итоге выпускники вузов имеют слабые знания по общеобразовательным и специальным дисциплинам и, как следствие, недостаточный уровень профессиональной подготовки общений и, в конечном итоге, подвести слушателей подготовительного от-деления к аудированию учебных лекций по общеобразовательным и специальным дисциплинам?
Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы методики обучения иностранных студентов аудированию на начальном этапе изучения языка специальности, разработать и апробировать экспериментальную программу обучения аудированию речевых сообщений на профессиональные темы.
Объект исследования - процесс формирования у иностранных студентов, обучающихся на подготовительном отделении российско¬го вуза, знаний, умений и навыков в области аудирования на мате¬риале языка специальности.
Предмет исследования - методика формирования и развития у иностранных учащихся подготовительного отделения знаний, умений и навыков аудирования речевых сообщений на темы, связанные с избранной профессией, на начальном этапе обучения русскому языку.
Гипотеза исследования - методика будет обеспечивать формирование и развитие знаний, умений и навыков в области аудирования, достаточных для восприятия сообщений на профессиональные темы в том случае, если:
- на этапе вводно-предметного курса будут формироваться и развиваться речевой слух и психологические механизмы аудирования (осмысление, оперативная память и вероятностное прогнозирование), расширяться словарь мгновенно узнаваемых лексических единиц и грамматических конструкций, а также увеличиваться объем воспринятой и понятой информации, извлекаемой из речевого сообщения;
- учебные материалы будут отобраны и организованы с учетом последовательного нарастания трудностей в усложняющихся условиях аудирования;
- будут создаваться условия, приближенные к реальной коммуникации: вестись работа по обучению восприятию и пониманию речи, произносимой в разном темпе, а также по развитию умений восприятия и понимания информации, поступающей из различных источников при однократном предъявлении.
В соответствии с проблемой, объектом, целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования.
1. Исходя из анализа научной литературы по психологии, лингвистике и методике разработать научно-теоретические основы диссертационного исследования.
2. Определить фактический уровень сформированности у иностранных учащихся речевого слуха, объема оперативной памяти и умения ориентироваться в предложенном речевом сообщении перед началом занятий по дисциплине "Язык специальности".
3. Выявить и определить трудности, возникающие при восприятии на слух научной информации.
4. Составить рассчитанную на обозначенный выше контингент обучающихся экспериментальную программу и наметить систему упражнений по формированию умений аудирования звучащей речи.
5. Разработать учебные материалы для обучения слушанию и пониманию речевых сообщений на профессиональную тему и проверить в процессе опытного обучения эффективность предлагаемой методики.
Методологическую основу исследования составили: диалектическая концепция о всеобщей связи и развитии явлений действительности; философское понимание единства язык - мышление - речь; концепции личности и деятельности в современной философской, психологической и педагогической науке; понятие о поэтапном формировании умственных действий; учение о методах научного познания.
Теоретические основы работы составили исследования отечественных ученых по теории личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев); исследования по проблемам развивающего обучения (Л.В. Занков, Н.М. Зверева, И.С. Якиманская) и высшей школы (В.А. Глуздов, Л.В. Загрекова, А.А. Касьян); фундаментальные исследования по теории речевой деятельности (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев); исследования о психофизиологических механизмах формирования речевой деятельности на иностранном языке (В.А. Артемов, Б.В. Беляев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, А.Н. Соколов); работы по вопросам формирования и развития знаний, умений и навыков видов речевой деятельности, в частности аудирования, при обучении иностранным языкам (Н.И. Гез, Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, З.И. Клычникова, З. А. Кочкина, А. Р. Лурия, Е. И. Пассов и другие); исследования по когнитивной лингвистике (З.Д. Попова, И.А. Стернин); исследования по вопросам методики преподавания русского языка как иностранного (А.Р. Арутюнов, М.Л. Вайсбурд, Е.И. Василенко, В.Д. Виноградов, И.К. Гапочка, Л.П. Клобукова, В.Г. Костомаров, Н.А. Метс, О.Д. Ми-трофанова, Е.И. Мотина, Т.Г. Мухина, Н.И. Соболева, И.А. Фролова, Л.В. Щерба, А.Н. Щукин и другие).
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета, объекта, цели, задач и гипотезы работы: общенаучные методы исследования: анализ, обобщение, систематизация, классификация, аналогия, синтез; методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, сбор материала, беседы, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный); количественный и качественный анализ результатов; методы тестового контроля.
Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими категориями настоящего исследования являются понятия: «аудирование», «речевой слух», «осмысление», «оперативная память», «вероятностное прогнозирование»,«язык специальности»,«вводно¬предметный курс».
Аудирование - рецептивный вид речевой деятельности, состоящий из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания (Термины методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ), 1993).
Речевой слух - способность человеческого слуха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонологически значимых единиц данного языка (Термины методики преподавания РКИ, 1993).
Осмысление - психологический механизм аудирования, процесс установления смысловых связей и смысловых отношений между эле¬ментами и единицами воспринимаемого речевого сообщения (И. А. Зимняя).
Оперативная память - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих из органов чувств и из долговременной памяти (Термины методики преподавания РКИ, 1993).
Вероятностное прогнозирование (антиципация) - процесс упреждения целого, предвидения элементов, последующих за данным элементом, на основе априорной вероятности их появления в апперципируемом целом (И.А. Зимняя).
Язык специальности - подсистема языка, обслуживающая сферу профессионального общения и характеризующаяся широким использованием терминологии, преимущественным употреблением слов в их прямых, конкретных значениях, тенденцией к специфическим синтаксическим построениям (Термины методики преподавания РКИ, 1993).
Вводно-предметный курс - этап изучения языка специальности, предшествующий началу систематических занятий иностранных студентов по общеобразовательным и специальным дисциплинам (рабочее определение).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработаны методические основы обучения иностранных студентов аудированию сообщений, построенных на материале языка специальности, на этапе вводно-предметного курса, учитывающие психофизиологические механизмы речевой деятельности на иностранном языке;
- выявлены основные трудности, влияющие на восприятие иностранными слушателями звучащего речевого сообщения профессионального содержания, и намечены пути их преодоления при формировании умений и навыков в области аудирования на этапе вводно¬предметного курса;
- разработана методика взаимосвязанного формирования и развития предметной, языковой и коммуникативной компетентности при обучении иностранных студентов аудированию речевых сообщений на начальном этапе изучения языка специальности.
Теоретическая значимость исследования:
- доказана целесообразность обучения иностранных студентов аудированию текстов профессионального содержания на основе системы взаимосвязанного развития предметной компетентности учащихся и формирования и развития аудитивных умений и навыков;
- подчеркнута важность развития психологических механизмов аудирования и расширения словаря мгновенно узнаваемых и понимаемых лексических единиц и грамматических конструкций при обучении аудированию на этапе вводно-предметного курса.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- разработана программа обучения иностранных студентов аудированию речевых сообщений на профессиональную тему (этап вводно-предметного курса);
- учебная программа обеспечена достаточным количеством дидактических материалов, апробирована, экспериментально проверена;
- материалы исследования могут найти применение в работе с иностранными учащимися любой национальной принадлежности на начальном этапе обучения, а также при чтении вузовского курса «Методика преподавания русского языка как иностранного».
Опытно-экспериментальная база исследования - учащиеся подготовительного отделения Центра предвузовоской подготовки и обучения иностранных граждан Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ЦППОИГ ННГАСУ).
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение трех лет и предусматривало три этапа.
На первом этапе (1999-2000) осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщался опыт работы системы предвузовского обучения русскому языку как иностранному, отражающий состояние исследуемой проблемы. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, обоснована актуальность и практическая значимость проблемы исследования, разработан понятийный аппарат и сформулирована рабочая гипотеза, разработана экспериментальная программа обучения иностранных студентов аудированию сообщений на профессиональные темы на этапе вводно¬предметного курса.
На втором этапе (2000-2001) с целью проверки гипотезы была разработана и апробирована методика исследования, организована опытно-экспериментальная работа, на основании которой проводилось уточнение рабочей гипотезы. Уточнялись и корректировались отдельные части экспериментальной программы обучения, учебная программа оснащалась дидактическими материалами, готовилось к изданию учебное пособие по обучению иностранных студентов аудированию на материале языка специальности на этапе вводно¬предметного курса.
На третьем этапе (2001-2003) продолжалась работа по экспериментальной программе; дальнейшее углубление и проверка гипотезы; анализ, систематизация и обобщение полученных в ходе исследования результатов. Были сформулированы выводы проведенного исследования и написан текст диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические позиции проверялись в процессе выступлений на Международных и региональных научно-методических конференциях в гг. Москве (2000), Н.Новгороде (2000, 2001, 2002, 2003); на заседаниях кафедры РКИ ЦППОИГ ННГАСУ и кафедры культуры русской речи Нижегородского государственного педагогического университета, а также при обсуждении публикаций. Методика обучения апробирована на занятиях с иностранными слушателями подготовительного отделения ЦППОИГ ННГАСУ; использование предлагаемой методики дало положительные результаты, которые описаны в данной работе. На основе разработанной программы экспериментального обучения подготовлено и издано учебное пособие по обучению аудированию на материале языка специальности для иностранных учащихся подготовительного отделения на этапе вводно-предметного курса (Н.Новгород, ННГАСУ, 2002).
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций, комплексным применением методов, адекватных задачам исследования, личным участием автора в проведении экспериментов, корректной обработкой полученных данных.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Обучение иностранных граждан аудированию на материале языка специальности целесообразно проводить на основе системы взаимодополняемого развития предметной компетентности учащихся и формирования и развития аудитивных умений и навыков, так как эффективная система обучения предполагает учет специфики изучаемых дисциплин, что, в свою очередь, повышает мотивационные установки при изучении иностранными студентами русского языка.
2. На начальном этапе обучения студентов-иностранцев аудированию текстов на профессиональные темы должны формироваться и совершенствоваться речевой слух учащихся, психологические механизмы аудирования (осмысление, память и вероятностного прогнозирование), увеличиваться словарь мгновенно узнаваемых лексических единиц и грамматических конструкций, характерных для изучаемой дисциплины, а также объем понимаемой информации, так как именно они ответственны за качество восприятия информации на слух.
3. При обучении аудированию должны учитываться факторы, влияющие на процесс слухового восприятия речи. Учебные материалы должны быть организованы с учетом последовательного нарастания трудностей в усложняющихся условиях аудирования, так как по¬степенное преодоление трудностей приводит к повышению качества восприятия информации на слух.
Первой серьезной задачей, стоящей перед иностранными гражданами, приезжающими в Россию для получения образования, является овладение русским языком в объеме, необходимом для обучения на основных курсах вузов в соответствии с избранной специальностью.
Глубокие преобразования в политической, экономической и социальной жизни общества обусловили современные реформы в области высшего образования, правовой базой осуществления которых является закон Российской Федерации «Об образовании» [1]. Необходимость повышения качества образования отмечается в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [3] и в «Федеральном законе о русском языке» [2]. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №483 от 27.07.2001 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» и со ст.6, 7 Закона «Об образовании» [1] утвержден единый государственный Стандарт по русскому языку как иностранному [6].
Разработаны профессиональные модули по различным направлениям (гуманитарному, медико-биологическому и т. д.) [6], учитывающие профессиональную специфику при овладении иностранцами русским языком.
Обучение русскому языку как иностранному начинается на подготовительных отделениях вузов. Перед преподавателями, работающими на таких отделениях, ставятся две основные задачи: обеспечение адаптации учащихся к условиям иной языковой среды и подготовка иностранных слушателей к учебе в избранном вузе в общем потоке с русскими студентами.
Исходя из того, что в качестве мотива при изучении иностранцами русского языка выступает не столько общение с русскими людьми на бытовом уровне, сколько возможность получения специальности, можно с уверенностью утверждать, что важнейшей целью для слушателей подготовительного отделения является овладение языком специальности, позволяющее решать различные задачи в учебно-профессиональной сфере.
В сложившихся на сегодняшний день условиях, когда на подготовительные отделения вузов слушатели нередко поступают в течение всего учебного года, вплоть до марта-апреля, назрела острая необходимость в оптимальном краткосрочном обучении тем видам речевой деятельности, которые обеспечивают последующую учебную работу иностранных студентов-нефилологов, в частности, аудированию.
Традиционно виды речевой деятельности подразделяют на два типа - продуктивные (направленные на порождение информации) - говорение и письмо; и рецептивные (ориентированные на прием информации) - чтение и аудирование. В условиях реального общения данные виды выступают в тесном взаимодействии.
Аудирование, являясь рецептивным видом речевой деятельности, определяется как «процесс, состоящий из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания слышимого сообщения» [52, с.31]. В процессе аудирования выделяют словесное понимание, которое опирается на речевой опыт учащихся, и предметное понимание, опирающееся на их жизненный опыт и знание ситуаций общения. При обучении иностранному языку (в том числе и при обучении иностранцев русскому языку) конечной целью является выработка таких аудитивных умений, при наличии которых не расчленялись бы форма и содержание воспринимаемого высказывания.
Формирование и развитие умений и навыков во всех видах речевой деятельности с учетом профессиональной направленности обучения про-водится в Центре предвузовской подготовки и обучения иностранных граждан на занятиях, носящих условное название "Язык специальности".
На этих занятиях закладываются основы пользования языком как средством получения научной информации и обмена ею. Студенты учатся воспринимать услышанные сообщения по теме специальности, фиксировать их основные положения, отвечать на вопросы, воспроизводить основную информацию, вести беседы на профессиональные темы.
Выделение "Языка специальности" в особый учебный предмет, без-условно, усиливает профессиональную направленность преподавания языка. Практическая направленность преподавания, являющаяся одним из принципиальных положений методики обучения языку, влияет на отбор и распределение материала, организацию учебного процесса, на уточнение целей обучения с учетом избранной учащимися специальности, на дифференциацию учебной работы в зависимости от поставленной цели, на формирование требований к учебным пособиям и т.п.
В соответствии с государственными требованиями к минимуму со-держания и уровню подготовки граждан зарубежных стран, необходимых для поступления на 1-ый курс высших профессиональных учебных заведений Российской Федерации [5], слушатели подготовительных отделений должны уметь воспринять на слух информацию, необходимую для решения коммуникативных задач в учебно-профессиональной сфере общения, представленную в виде монологического высказывания объяснительного характера (объяснение преподавателя, учебная лекция), понять тему текста, его основное содержание, главную информацию отдельных смысловых частей, при этом тематика прослушиваемого текста должна соответствовать профилю обучения.
В настоящее время обучение языку специальности и, в качестве приоритетного направления, обучение аудированию на материале языка специальности, стало одной из актуальнейших проблем методики преподавания русского языка иностранцам.
Многие ученые сходятся во мнении, что развитие речевых навыков осуществляется в основном через слуховое восприятие (Н. И. Гез, И.А.Зимняя, З.А.Кочкина и др.). Из опыта практической деятельности каждый преподаватель знает, что большую часть двухчасового занятия студент отдает слушанию: объяснение преподавателя, речь товарищей по группе, собственная речь учащегося - все это объекты аудирования. Покидая аудиторию, студенты-иностранцы не перестают слушать и воспринимать русскую речь, которая окружает их повсюду - на улице, в магазине, в транспорте, в общежитии. Логично предположить, что навык понимания слышимой речи к концу обучения должен быть развит лучше говорения, чтения и письма или хотя бы на одном уровне с ними. Однако наблюдения показывают, что дело обстоит иначе - именно восприятие речи со слуха вызывает у выпускников подготовительного отделения наибольшие затруднения.
На это указывает Н.И.Соболева: «По окончании подготовительного отделения студенты-иностранцы приступают к занятиям на основных факультетах, где вместе с носителями языка слушают лекции по общеобразовательным дисциплинам. Однако преподаватели русского языка, работающие на первых курсах вузов, отмечают, что студенты-иностранцы «плохо воспринимают русскую речь на слух и поэтому часто не понимают содержания лекций по специальным дисциплинам», «.не готовы к аудированию лекций в естественных условиях на 1-ом курсе основного факультета». Эти два высказывания разделены десятью годами. И хотя за это время достигнуты большие успехи в методике преподавания русского языка как иностранного, вопрос об обучении слушанию лекторской речи является одним из нерешенных» [167, с.107]. Со времени цитируемого высказывания прошло еще 20 лет, и, хотя проводится большая работа по обучению аудированию, преподаватели первых курсов все так же отмечают, что хуже всего у иностранных студентов развито умение воспринимать на слух лекционный материал.
Анализ состояния обучения аудированию на начальном этапе овладения языком специальности показал, что слушатели подготовительных отделений недостаточно хорошо владеют умениями и навыками восприятия информации на слух. Иностранные учащиеся встречаются с большими трудностями, которые в первую очередь обусловлены психологическими характеристиками указанного вида речевой деятельности.
Наблюдения и беседы с преподавателями русского языка и преподавателями - предметниками (физиками, химиками, биологами и т.д.) показали, что целенаправленному обучению аудированию речевых сообщений на специальную тему все еще не уделяется достаточного внимания.
В разделе «Вводно-предметный курс» существующих учебных пособий по «Языку специальности» [13, 26, 29, 59] приоритет отдается формированию грамматических навыков, необходимых для работы с текстами по специальности. Упражнений по обучению аудированию мало. Число заданий, связанных с восприятием на слух оформленных речевых сообщений на профессиональную тему, минимально. Системность при формировании и развитии аудитивных умений и навыков отсутствует.
Р.П.Неманова, Е.В.Сорокина); контроль сформированности умений и навыков в области аудирования (Н.В.Лаврова, С.С.Пашковская, Л.П.Смирнова); обучение профессиональному общению и аудированию лекций по различным направлениям (медико-биологическому, техническому, гуманитарному) на среднем этапе овладения русским языком (А.Ю.Иванова, И.М.Иванова, О.С.Кузина, Н.А.Павлова, Е.С.Суздалева, Л.Н.Шабалина); анализ лекторской речи в целях обучения студентов-иностранцев ее пониманию и требования, предъявляемые к учебному аудиотексту (Г.В.Колосницына, Ю.В.Овчинникова, Н.И.Соболева).
В указанных работах подчеркивается неудовлетворительное состояние обучения аудированию на начальном этапе изучения русского языка, в том числе и языка специальности. Исследователи отмечают, что уровень владения восприятием сообщений на слух значительно уступает уровню владения другими видами речевой деятельности.
Однако, несмотря на многообразие существующих исследований и широкий спектр затрагиваемых в них проблем, в области обучения аудированию иностранных граждан продолжает оставаться немало «белых пятен». Все более явственно обнаруживается необходимость пристального внимания к целенаправленному обучению восприятию звучащих сообщений на профессиональную тему, начиная с первых занятий по овладению языком специальности, поскольку именно в этот период закладывается база для дальнейшего развития умений и навыков в восприятии лекционного материала.
Специальных работ, посвященных поэтапному формированию умений и навыков в области аудирования применительно к вводно-предметному курсу, нет. Однако чрезвычайные трудности, с которыми сталкиваются иностранные слушатели с первых шагов изучения языка специальности, связанные с несформированностью слуховой рецепции, слишком малым объемом оперативной памяти, слабой «помехоустойчивостью» при восприятии устной речи, приводящие в конечном итоге к непониманию прослушанного сообщения, требуют особого внимания. Работа по преодолению этих трудностей и по формированию основных умений и навыков в аудировании речевых сообщений на профессиональную тему нуждается в специальной методике.
Таким образом, необходимость формирования у иностранных студентов умений и навыков в области аудирования на начальном этапе овладения языком специальности, с одной стороны, и недостаточная разработанность данной проблемы в методической литературе - с другой, определили актуальность темы исследования.
Исходя из вышесказанного, можно выявить объективное противоречие между стремлением иностранных граждан освоить избранную ими профессию под руководством высококвалифицированных преподавателей в российском вузе, имеющем хорошую научную, учебно-методическую и материально-техническую базу, и недостаточно сформированными умениями и навыками в восприятии учебного материала, преподносимого в лекционной форме и не адаптированного применительно к возможностям учащихся. Не обладая навыками аудирования речевых сообщений специального (связанного с избранной профессией) содержания, иностранные слушатели не могут быстро включиться в учебный процесс на основных курсах, вследствие чего возникают психологический дискомфорт, разочарование, неуверенность в собственных силах, нежелание продолжать обучение. В итоге выпускники вузов имеют слабые знания по общеобразовательным и специальным дисциплинам и, как следствие, недостаточный уровень профессиональной подготовки общений и, в конечном итоге, подвести слушателей подготовительного от-деления к аудированию учебных лекций по общеобразовательным и специальным дисциплинам?
Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы методики обучения иностранных студентов аудированию на начальном этапе изучения языка специальности, разработать и апробировать экспериментальную программу обучения аудированию речевых сообщений на профессиональные темы.
Объект исследования - процесс формирования у иностранных студентов, обучающихся на подготовительном отделении российско¬го вуза, знаний, умений и навыков в области аудирования на мате¬риале языка специальности.
Предмет исследования - методика формирования и развития у иностранных учащихся подготовительного отделения знаний, умений и навыков аудирования речевых сообщений на темы, связанные с избранной профессией, на начальном этапе обучения русскому языку.
Гипотеза исследования - методика будет обеспечивать формирование и развитие знаний, умений и навыков в области аудирования, достаточных для восприятия сообщений на профессиональные темы в том случае, если:
- на этапе вводно-предметного курса будут формироваться и развиваться речевой слух и психологические механизмы аудирования (осмысление, оперативная память и вероятностное прогнозирование), расширяться словарь мгновенно узнаваемых лексических единиц и грамматических конструкций, а также увеличиваться объем воспринятой и понятой информации, извлекаемой из речевого сообщения;
- учебные материалы будут отобраны и организованы с учетом последовательного нарастания трудностей в усложняющихся условиях аудирования;
- будут создаваться условия, приближенные к реальной коммуникации: вестись работа по обучению восприятию и пониманию речи, произносимой в разном темпе, а также по развитию умений восприятия и понимания информации, поступающей из различных источников при однократном предъявлении.
В соответствии с проблемой, объектом, целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования.
1. Исходя из анализа научной литературы по психологии, лингвистике и методике разработать научно-теоретические основы диссертационного исследования.
2. Определить фактический уровень сформированности у иностранных учащихся речевого слуха, объема оперативной памяти и умения ориентироваться в предложенном речевом сообщении перед началом занятий по дисциплине "Язык специальности".
3. Выявить и определить трудности, возникающие при восприятии на слух научной информации.
4. Составить рассчитанную на обозначенный выше контингент обучающихся экспериментальную программу и наметить систему упражнений по формированию умений аудирования звучащей речи.
5. Разработать учебные материалы для обучения слушанию и пониманию речевых сообщений на профессиональную тему и проверить в процессе опытного обучения эффективность предлагаемой методики.
Методологическую основу исследования составили: диалектическая концепция о всеобщей связи и развитии явлений действительности; философское понимание единства язык - мышление - речь; концепции личности и деятельности в современной философской, психологической и педагогической науке; понятие о поэтапном формировании умственных действий; учение о методах научного познания.
Теоретические основы работы составили исследования отечественных ученых по теории личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев); исследования по проблемам развивающего обучения (Л.В. Занков, Н.М. Зверева, И.С. Якиманская) и высшей школы (В.А. Глуздов, Л.В. Загрекова, А.А. Касьян); фундаментальные исследования по теории речевой деятельности (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев); исследования о психофизиологических механизмах формирования речевой деятельности на иностранном языке (В.А. Артемов, Б.В. Беляев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, А.Н. Соколов); работы по вопросам формирования и развития знаний, умений и навыков видов речевой деятельности, в частности аудирования, при обучении иностранным языкам (Н.И. Гез, Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, З.И. Клычникова, З. А. Кочкина, А. Р. Лурия, Е. И. Пассов и другие); исследования по когнитивной лингвистике (З.Д. Попова, И.А. Стернин); исследования по вопросам методики преподавания русского языка как иностранного (А.Р. Арутюнов, М.Л. Вайсбурд, Е.И. Василенко, В.Д. Виноградов, И.К. Гапочка, Л.П. Клобукова, В.Г. Костомаров, Н.А. Метс, О.Д. Ми-трофанова, Е.И. Мотина, Т.Г. Мухина, Н.И. Соболева, И.А. Фролова, Л.В. Щерба, А.Н. Щукин и другие).
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета, объекта, цели, задач и гипотезы работы: общенаучные методы исследования: анализ, обобщение, систематизация, классификация, аналогия, синтез; методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, сбор материала, беседы, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный); количественный и качественный анализ результатов; методы тестового контроля.
Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими категориями настоящего исследования являются понятия: «аудирование», «речевой слух», «осмысление», «оперативная память», «вероятностное прогнозирование»,«язык специальности»,«вводно¬предметный курс».
Аудирование - рецептивный вид речевой деятельности, состоящий из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания (Термины методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ), 1993).
Речевой слух - способность человеческого слуха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонологически значимых единиц данного языка (Термины методики преподавания РКИ, 1993).
Осмысление - психологический механизм аудирования, процесс установления смысловых связей и смысловых отношений между эле¬ментами и единицами воспринимаемого речевого сообщения (И. А. Зимняя).
Оперативная память - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих из органов чувств и из долговременной памяти (Термины методики преподавания РКИ, 1993).
Вероятностное прогнозирование (антиципация) - процесс упреждения целого, предвидения элементов, последующих за данным элементом, на основе априорной вероятности их появления в апперципируемом целом (И.А. Зимняя).
Язык специальности - подсистема языка, обслуживающая сферу профессионального общения и характеризующаяся широким использованием терминологии, преимущественным употреблением слов в их прямых, конкретных значениях, тенденцией к специфическим синтаксическим построениям (Термины методики преподавания РКИ, 1993).
Вводно-предметный курс - этап изучения языка специальности, предшествующий началу систематических занятий иностранных студентов по общеобразовательным и специальным дисциплинам (рабочее определение).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработаны методические основы обучения иностранных студентов аудированию сообщений, построенных на материале языка специальности, на этапе вводно-предметного курса, учитывающие психофизиологические механизмы речевой деятельности на иностранном языке;
- выявлены основные трудности, влияющие на восприятие иностранными слушателями звучащего речевого сообщения профессионального содержания, и намечены пути их преодоления при формировании умений и навыков в области аудирования на этапе вводно¬предметного курса;
- разработана методика взаимосвязанного формирования и развития предметной, языковой и коммуникативной компетентности при обучении иностранных студентов аудированию речевых сообщений на начальном этапе изучения языка специальности.
Теоретическая значимость исследования:
- доказана целесообразность обучения иностранных студентов аудированию текстов профессионального содержания на основе системы взаимосвязанного развития предметной компетентности учащихся и формирования и развития аудитивных умений и навыков;
- подчеркнута важность развития психологических механизмов аудирования и расширения словаря мгновенно узнаваемых и понимаемых лексических единиц и грамматических конструкций при обучении аудированию на этапе вводно-предметного курса.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- разработана программа обучения иностранных студентов аудированию речевых сообщений на профессиональную тему (этап вводно-предметного курса);
- учебная программа обеспечена достаточным количеством дидактических материалов, апробирована, экспериментально проверена;
- материалы исследования могут найти применение в работе с иностранными учащимися любой национальной принадлежности на начальном этапе обучения, а также при чтении вузовского курса «Методика преподавания русского языка как иностранного».
Опытно-экспериментальная база исследования - учащиеся подготовительного отделения Центра предвузовоской подготовки и обучения иностранных граждан Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ЦППОИГ ННГАСУ).
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение трех лет и предусматривало три этапа.
На первом этапе (1999-2000) осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщался опыт работы системы предвузовского обучения русскому языку как иностранному, отражающий состояние исследуемой проблемы. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, обоснована актуальность и практическая значимость проблемы исследования, разработан понятийный аппарат и сформулирована рабочая гипотеза, разработана экспериментальная программа обучения иностранных студентов аудированию сообщений на профессиональные темы на этапе вводно¬предметного курса.
На втором этапе (2000-2001) с целью проверки гипотезы была разработана и апробирована методика исследования, организована опытно-экспериментальная работа, на основании которой проводилось уточнение рабочей гипотезы. Уточнялись и корректировались отдельные части экспериментальной программы обучения, учебная программа оснащалась дидактическими материалами, готовилось к изданию учебное пособие по обучению иностранных студентов аудированию на материале языка специальности на этапе вводно¬предметного курса.
На третьем этапе (2001-2003) продолжалась работа по экспериментальной программе; дальнейшее углубление и проверка гипотезы; анализ, систематизация и обобщение полученных в ходе исследования результатов. Были сформулированы выводы проведенного исследования и написан текст диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические позиции проверялись в процессе выступлений на Международных и региональных научно-методических конференциях в гг. Москве (2000), Н.Новгороде (2000, 2001, 2002, 2003); на заседаниях кафедры РКИ ЦППОИГ ННГАСУ и кафедры культуры русской речи Нижегородского государственного педагогического университета, а также при обсуждении публикаций. Методика обучения апробирована на занятиях с иностранными слушателями подготовительного отделения ЦППОИГ ННГАСУ; использование предлагаемой методики дало положительные результаты, которые описаны в данной работе. На основе разработанной программы экспериментального обучения подготовлено и издано учебное пособие по обучению аудированию на материале языка специальности для иностранных учащихся подготовительного отделения на этапе вводно-предметного курса (Н.Новгород, ННГАСУ, 2002).
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций, комплексным применением методов, адекватных задачам исследования, личным участием автора в проведении экспериментов, корректной обработкой полученных данных.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Обучение иностранных граждан аудированию на материале языка специальности целесообразно проводить на основе системы взаимодополняемого развития предметной компетентности учащихся и формирования и развития аудитивных умений и навыков, так как эффективная система обучения предполагает учет специфики изучаемых дисциплин, что, в свою очередь, повышает мотивационные установки при изучении иностранными студентами русского языка.
2. На начальном этапе обучения студентов-иностранцев аудированию текстов на профессиональные темы должны формироваться и совершенствоваться речевой слух учащихся, психологические механизмы аудирования (осмысление, память и вероятностного прогнозирование), увеличиваться словарь мгновенно узнаваемых лексических единиц и грамматических конструкций, характерных для изучаемой дисциплины, а также объем понимаемой информации, так как именно они ответственны за качество восприятия информации на слух.
3. При обучении аудированию должны учитываться факторы, влияющие на процесс слухового восприятия речи. Учебные материалы должны быть организованы с учетом последовательного нарастания трудностей в усложняющихся условиях аудирования, так как по¬степенное преодоление трудностей приводит к повышению качества восприятия информации на слух.
В диссертационной работе освещены вопросы, связанные с теоретической разработкой и экспериментальной проверкой методики обучения иностранных слушателей аудированию на этапе вводно-предметного курса дисциплины «Язык специальности». Исследование подтвердило теоретическую актуальность и практическую значимость избранной темы.
Решение обозначенной во Введении проблемы привело к следующим выводам:
1. При обучении иностранных слушателей профессиональному общению (в частности, аудированию на материале языка специальности) необходимо учитывать специфику изучаемых дисциплин, лексические и грамматические особенности языка науки.
2. В основу программы по обучению иностранцев аудированию текстов по специальности в самом начале освоения ими русского языка должна быть положена система взаимодополняемого развития предметной компетенции учащихся и формирования и развития аудитивных умений и навыков.
3. При обучении иностранных граждан аудированию текстов на профессиональные темы необходимо начинать с формирования и развития речевого слуха учащихся, затем выполнять задания по совершенствованию психологических механизмов аудирования (осмысления, памяти и вероятностного прогнозирования), далее - проводить работу по увеличению объема извлекаемой из аудиотекста информации. Указанные этапы работы не должны быть обособленными и должны строиться на основе систематичности и взаимосвязанности.
4. Важнейшим фактором при формировании и развитии аудитивных умений и навыков является создание условий, приближенных к реальной коммуникации. Следовательно, на каждом из указанных выше этапов должна вестись работа по обучению восприятию речи, произносимой в разном темпе, поступающей из различных источников, а также приему информации при ее однократном предъявлении.
5. Эффективная система упражнений при обучении аудированию должна включать задания по формированию словаря мгновенно узнаваемых лексических единиц и грамматических конструкций, характерных для изучаемой дисциплины специальности.
6. Учебные материалы (речевые сообщения, построенные на базе языка специальности) должны быть отобраны и организованы с учетом последовательного нарастания трудностей в усложняющихся условиях аудирования.
7. Результаты успешного обучения иностранных слушателей по экспериментальной программе позволяют подтвердить гипотезу, выдвинутую в начале работы, разрешить противоречие, сформулированное во Введении. Представленные результаты контрольного эксперимента доказывают эффективность разработанной программы и, следовательно, справедливость высказанных в диссертации положений.
8. Предлагаемая методика, разработанная и построенная на материале языка математики, химии и физики, может быть эффективно использована при обучении аудированию речевых сообщений, базирующихся на языке любых дисциплин специальности, а также при обучении слуховому восприятию и пониманию речи на материале публицистического, официально-делового, разговорно-бытового стилей.
Расширение рамок исследования возможно за счет продолжения работы по развитию аудитивных умений и навыков на продвинутом этапе, при обучении восприятию и пониманию лекционного материала.
Решение обозначенной во Введении проблемы привело к следующим выводам:
1. При обучении иностранных слушателей профессиональному общению (в частности, аудированию на материале языка специальности) необходимо учитывать специфику изучаемых дисциплин, лексические и грамматические особенности языка науки.
2. В основу программы по обучению иностранцев аудированию текстов по специальности в самом начале освоения ими русского языка должна быть положена система взаимодополняемого развития предметной компетенции учащихся и формирования и развития аудитивных умений и навыков.
3. При обучении иностранных граждан аудированию текстов на профессиональные темы необходимо начинать с формирования и развития речевого слуха учащихся, затем выполнять задания по совершенствованию психологических механизмов аудирования (осмысления, памяти и вероятностного прогнозирования), далее - проводить работу по увеличению объема извлекаемой из аудиотекста информации. Указанные этапы работы не должны быть обособленными и должны строиться на основе систематичности и взаимосвязанности.
4. Важнейшим фактором при формировании и развитии аудитивных умений и навыков является создание условий, приближенных к реальной коммуникации. Следовательно, на каждом из указанных выше этапов должна вестись работа по обучению восприятию речи, произносимой в разном темпе, поступающей из различных источников, а также приему информации при ее однократном предъявлении.
5. Эффективная система упражнений при обучении аудированию должна включать задания по формированию словаря мгновенно узнаваемых лексических единиц и грамматических конструкций, характерных для изучаемой дисциплины специальности.
6. Учебные материалы (речевые сообщения, построенные на базе языка специальности) должны быть отобраны и организованы с учетом последовательного нарастания трудностей в усложняющихся условиях аудирования.
7. Результаты успешного обучения иностранных слушателей по экспериментальной программе позволяют подтвердить гипотезу, выдвинутую в начале работы, разрешить противоречие, сформулированное во Введении. Представленные результаты контрольного эксперимента доказывают эффективность разработанной программы и, следовательно, справедливость высказанных в диссертации положений.
8. Предлагаемая методика, разработанная и построенная на материале языка математики, химии и физики, может быть эффективно использована при обучении аудированию речевых сообщений, базирующихся на языке любых дисциплин специальности, а также при обучении слуховому восприятию и пониманию речи на материале публицистического, официально-делового, разговорно-бытового стилей.
Расширение рамок исследования возможно за счет продолжения работы по развитию аудитивных умений и навыков на продвинутом этапе, при обучении восприятию и пониманию лекционного материала.
Подобные работы
- Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности (на этапе вводно-предметного курса)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ТАТАРСКОМУ И АРАБСКОМУ ЯЗЫКАМ
Магистерская диссертация, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОТБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА КАК СПОСОБ ДИАЛОГИЗАЦИИ
РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Методы и приемы преодоления межъязыковой интерференции в обучении русскому языку в полиэтнической среде
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



