Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию психологической адаптации личности
1.1 Проблема изучения психологической адаптации личности
1.2. Адаптационный потенциал личности 34
1.3. Психологические модели внутреннего конфликта
как фактора адаптационного потенциала личности 50
Выводы 67
Глава 2. Методология, методы и организация исследования
2.1. Теоретико-методологическое обоснование экспериментального
исследования 69
2.2. Методы и организация исследования 74
Глава 3. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение
3.1. Иерархическая организация конфликтности ценностной сферы личности и особенности связей между отдельными
конфликтными ценностями 94
3.2. Взаимосвязь значимых для адаптационного потенциала
психологических свойств и состояний с конфликтностью ценностной сферы личности 115
3.3. Классификация типов личности в соответствии с уровнем
адаптационного потенциала 122
Выводы 126
Заключение 128
Библиография 136
Приложение 1 156
Приложение 2 165
Актуальность исследования. В настоящее время переосмысливается роль и место психологической адаптации личности, неустанно растет интерес к данной проблеме. Современный мир, в котором действует и живет человек, слишком подвижен и изменчив. Развитие цивилизации в 20-21 вв., проявляющееся в урбанизации городов, глобализации политических и социально- экономических проблем общества, росте компьютерной индустрии и др., при¬вело к резкому возрастанию информационных потоков, действующих на сознание отдельного человека. Высокий ритм и изменчивость жизни (недостижимость или утрата любви, здоровья, материального благополучия и т.п.) приводит к повышению психоэмоциональной напряженности человека и снижению его адаптационных возможностей. Постстрессовый фактор по силе влияния на эмоциональное благополучие и удовлетворенность жизнью среди других факторов выходит на первое место. В последнее время стремительно растет и число психосоматических заболеваний, вызванных психической травматизацией, низким адаптационным потенциалом личности. Кроме того, низкий адаптационный потенциал личности напрямую связан с неспособностью разрешать жизненные противоречия.
Очевиден факт высоких требований современного мира к адаптационным ресурсам человека. Поэтому изучение адаптационного потенциала личности, как одного из факторов психологической адаптации, представляет большой интерес для современной психологии: нахождение путей гармонизации взаимодействия личности со средой представляет научно-теоретическую и практическую ценность.
Психологическая адаптация личности в настоящее время является предметом изучения как отечественными (Ю.А. Александровский, Ф.Б. Березин, В.Н. Григорьева, В.В. Гриценко, М.А. Гулина, Л.Г. Дикая, А.Г. Маклаков, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, А.А. Реан, С.А. Шапкин и др.), так и зару-бежными (A.L. Kristof, R.S. Lasarus, D.G. Myers, J.K. Norem, H. Thome и др.) исследователями. При большом разнообразии подходов, авторы сходятся во мнении, что изучение психологических и психических механизмов адаптации в настоящее время требует теоретических и прикладных исследований, направленных на выявление системообразующих факторов адаптационного потенциала личности. По мнению К.А. Абульхановой, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, Е.В. Шороховой и др. проблема определения личностных свойств и состояний, как поля потенциальных возможностей субъекта, приводящих к успешной психологической адаптации, недостаточно разработана.
Изучение личностных механизмов формирования адаптационного потенциала в конечном счете позволит создать механизмы контроля психических процессов, детерминирующих адаптацию человека в окружающем мире. В связи с этим для теоретической психологии особенно актуально выявление психологических свойств, определяющих адаптационный потенциал личности. Для практической психологии важным звеном в работе по обеспечению адаптации человека к измененным условиям жизнедеятельности является также проблема прогнозирования неадекватного поведения путем оценки личностных свойств и состояний, задействованных в психологической и психической фундаментальных отечественных (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.) и зарубежных (А. Адлер, К. Левин, Р. Мей, К. Роджерс, Л. Фестингер, В. Франкл, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эрик¬сон и др.) работ, в которых изучалась роль мотивационных образований в формировании оптимальных способов жизнедеятельности, указывает на то, что внутренние конфликты являются значимыми психологическими факторами адаптационного потенциала личности.
В то же время Л.Г. Дикая, А.В. Махнач, Е.Е. Торчинская, A.L.Kristof и др. считают, что проблема адаптационного потенциала (стрессоустойчивости) с позиций ценностных ориентаций личности в настоящее время недостаточно исследована.
Понимание структуры и иерархии ценностно-мотивационной сферы личности как сферы ее внутренних конфликтов с методологических позиций современной отечественной и зарубежной психологии определяет понимание высших регуляторно-поведенческих адаптивных механизмов жизнедеятельности чело¬века. Субъективная недостижимость или утрата (конфликтность) тех или иных ценностей, к которым стремится личность в процессе жизненного пути, может привести к нарушению механизмов эмоциональной саморегуляции, что является важным показателем снижения адаптационного потенциала личности.
Анализ существующих подходов к решению указанной проблемы показал, что для теоретической психологии весьма актуальным является изучение особенностей влияния конфликтности ценностной сферы личности на психологические свойства и состояния, определяющие ее адаптационный потенциал, т.к. в данном аспекте эта проблема является наименее изученной как в нашей стране, так и за рубежом.
Таким образом, выбор целей и задач настоящего исследования вызван, с одной стороны, недостаточной разработанностью этой темы, с другой - необходимостью разработки принципов, критериев и методов диагностики адаптационного потенциала личности, базирующейся на методологии ценностно-мотивационного подхода к исследованию личности.
Объект исследования: адаптационный потенциал личности.
Предмет исследования: особенности влияния конфликтности ценностной сферы личности на ее адаптационный потенциал.
Цель исследования: изучить особенности влияния конфликтности ценностной сферы на адаптационный потенциал личности.
Гипотезы исследования:
1. Конфликтности разных ценностей в различной степени влияют на адаптационный потенциал личности.
2. Существует некоторый критический порог конфликтности ценностной сферы личности, при превышении которого существенно снижается ее адаптационный потенциал.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, раскрывающие подходы к исследованию механизмов психологической адаптации личности и ее адаптационного потенциала.
2. Изучить иерархическую организацию конфликтности ценностной сферы личности и исследовать особенности связи между отдельными конфликтными ценностями.
3. Изучить взаимосвязь значимых для адаптационного потенциала психологических свойств и состояний с конфликтностью ценностной сферы личности.
4. Разработать классификацию типов личности в соответствии с разными уровнями адаптационного потенциала.
Теоретико-методологическими основаниями исследования послужили: принципы системного подхода к изучению психологических явлений (Б.Г. Ананьев, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, Ю.В. Микадзе, А.А. Понукалин, Р.Х. Тугушев);
- ценностно-мотивационный подход к исследованию личности (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Ш. Шварц, В.А. Ядов);
- положение А.Ф. Лазурского о выделении в структуре психики двух взаимосвязанных уровней - экзо- и эндопсихики;
- концепции и положения психологической адаптации (Ю.А. Александровский, В.Г. Асеев, Ф.Б. Березин, Л.Г. Дикая, А.Н. Леонтьев, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, С.Л. Соловьева);
- структурная модель личностного адаптационного потенциала (А.Г. Маклаков);
- положения психоаналитической, когнитивной и экзистенциально-гуманистической психологии о внутренних конфликтах в потребностной и цен¬ностно-мотивационной сфере как ведущем факторе адаптационного потенциала личности (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, К. Роджерс, К. Левин, В. Франкл, Л. Фестингер, Р. Мэй, Э. Эриксон).
Методы и методики исследования:
- теоретическое изучение и анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме; констатирующий эксперимент; методы наблюдения, беседы, анкетирования;
- методика «УСЦД» Е.Б. Фанталовой, модифицированная И.А. Красильниковым («М-ЦД») для измерения интегрального показателя конфликтности
_ ценностной сферы личности и конфликтности отдельных ценностей; Фрейбургский многопрофильный личностный опросник FPI (адаптированный в СПбГУ), позволяющий диагностировать психологические свойства и состояния, значимые для адаптационного потенциала личности; опросник «Само-оценка» В.В. Шпалинского и Л.В. Морозова; опросник «Уверенность в себе» С. Рейтаса; анкета «Психологическая удовлетворенность в различных жизненных сферах» И.А. Красильникова;
- математические методы обработки данных: U-критерий Манна-Уитни; %2-критерий Пирсона; (р*-критерий углового преобразования Фишера; Х-критерий Колмогорова-Смирнова; t-критерий Стьюдента; корреляционный анализ (программа STATISTICA).
Этапы исследования:
I этап (2002 г.): общий обзор научной литературы; уточнение проблемного поля исследований; первичный подбор методик; адаптация методики «УСЦД» Е.Б. Фанталовой; проведение пилотажного исследования.
II этап (2003-2004 гг.): поиск и обобщение теоретических данных в отечественной и зарубежной литературе по теме исследования; уточнение формулировки гипотез; составление плана и задач экспериментального исследования; проведение эксперимента; подбор математических методов статистического анализа; обработка данных эксперимента; анализ, обобщение результатов ис¬следования и их публикация.
III этап (2004-2005 гг.): окончательная корректировка темы работы на основе дополнительного анализа результатов теоретического и экспериментального исследования; систематизация и оформление полученных данных.
Научная новизна исследования:
- выявлены особенности влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал;
- впервые установлено, что существует критический порог конфликтности ценностной сферы, при превышении которого наблюдается качественное изменение (снижение) адаптационного потенциала личности; конфликтность ценности «уверенность в себе» является универсальным показателем высокой конфликтности ценностной сферы и низкого адаптационного потенциала личности;
- на основе методики «УСЦД», модифицированной И.А. Красильниковым, предложена классификация типов личности, позволяющая оценить уровень адаптационного потенциала.
Теоретическая значимость исследования:
- теоретически обосновано и экспериментально подтверждено положение о конфликтности ценностной сферы личности как системном факторе, влияющем на адаптационный потенциал;
- подтверждено теоретико-методологическое положение о том, что структура и иерархия ценностно-мотивационной сферы личности как сферы ее внутренних конфликтов определяет понимание высших регуляторно-поведенческих механизмов адаптационного потенциала личности.
Практическая значимость исследования
Результаты, полученные в исследовании, позволяют эффективнее решать проблемы психологической адаптации личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации или имеющей опыт психологической травматизации.
Экспресс-методика «М-ЦД» и разработанная двухфакторная классификация типов личности могут быть использованы в диагностике и психокоррекции адаптационного потенциала личности (при приёме на работу, в психологических консультациях, семейном консультировании и т.п.) в целях выявления, прогнозирования и предупреждения психологической и психической дезадаптации.
Результаты исследования могут быть включены в лекционные и семинарские занятия по курсам: «Психология личности», «Психодиагностика», «Психологическое и психотерапевтическое консультирование», «Медицинская (клиническая) психология», «Социальная психология личности», на спецкурсах по проблемам адаптационного потенциала личности и его психокоррекции.
Достоверность результатов исследования обеспечена: корректностью подбора теоретико-методологических положений и принципов, соответствующих поставленной проблеме; научно обоснованными психологическими методами исследования; репрезентативным объемом выборки; конвенционально принятыми нормами уровня значимости в статистических расчетах.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Системообразующим и иерархически наивысшим по значимости эле-ментом конфликтности ценностной сферы личности является конфликтность ценности «уверенность в себе», которая является существенным и универсальным показателем-индикатором высокого уровня общей конфликтности, как у мужчин, так и у женщин. Конфликтность ценности «уверенность в себе» существенно снижает адаптационный потенциал личности.
2. Конфликтность ценности «уверенность в себе» имеет различную степень связи с конфликтностью других ценностей: наиболее сильная связь ее с конфликтностью ценностей «любовь», «здоровье»; слабая связь - с конфликтностью ценностей «активная деятельная жизнь», «познание», «красота природы и искусства», «творческая деятельность».
3. Существует критический порог конфликтности ценностной сферы, при превышении которого происходит существенное снижение адаптационного потенциала личности: согласованно повышаются раздражительность, депрессивность, спонтанная агрессивность, неуверенность в себе, неудовлетворенность в различных жизненных сферах. Этот порог обладает системообразующими свойствами, а его значение («точка перегиба») может служить критерием при оценке адаптационного потенциала личности.
3. Адаптационный потенциал различных типов личности зависит от соотношения показателей «запас уверенности в себе» и «общая конфликтность ценностной сферы», измеряемых по методике «М-ЦД» (модификация методики Е.Б. Фанталовой), которая является валидной при исследовании конфликтности ценностной сферы личности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации на научных межвузовских и международных конференциях по проблемам психологической адаптации личности в гг. Балашов (2003) и Сара¬тов (2004). Результаты исследования заслушивались на заседании кафедры психологии СГУ (2005), на методических объединениях школьных психологов г. Энгельса (2003), использовались при чтении лекций по курсам «Психология личности», «Психодиагностика», «Психологическое и психотерапевтическое консультирование», «Социальная психология личности» для студентов СГУ
4 Пензенского ГПУ. Методика «М-ЦД» и результаты исследования используются в работе главного специалиста (психолога) отдела кадров прокуратуры Саратовской области, школьными психологами г. Саратова и г. Энгельса, на курсах переподготовки офицеров запаса г. Саратова, при профотборе в военном институте МВД г. Саратова и в других учреждениях.
Последовательность решения основных задач исследования определила структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трёх приложений. Основной текст занимает 135 страниц и включает 25 рисунков, 8 таблиц, библиография насчитывает 227 наименований (в том числе 14 иностранных), приложения занимают 42 страницы.
Как показало теоретическое и экспериментальное исследование, проблема изучения влияния конфликтности ценностной сферы личности на ее адаптационный потенциал в настоящее время, требует углублённой и системной разработки. В данной работе мы опирались, в рамках личностного подхода, на методологическое положение развиваемой отечественной школой, что высшим регулятором жизнедеятельности человека является ценностно-мотивационно¬смысловая организация личности.
Современный человек, включённый в систему социальных отношений, вынужден интериоризовать систему тех ценностей, которые предлагает ему общество; кроме того, каждый человек индивидуально и избирательно реагирует на утрату субъективно значимых ценностей. Любая ценность обладает для личности мотивационно-смысловым началом, «притягивает» личность к себе, а значит, потенциально может являться источником внутреннего конфликта. Чем сильнее мотивация, тем выше ранг данной ценности в иерархической структуре ценностной сферы личности, тем выше вероятность испытать эмоциональную фрустрацию и амбивалентные чувства при ее субъективной недостижимости. Такие ценности являются конфликтными. Утрата или субъективная недостижимость той или иной важной ценности в процессе жизнедеятельности изменяет (нарушает) мотивационно-смысловую систему личности. Значительная конфликтность (рассогласование) между «хочу» и «могу» в ценностной сфере личности может существенно понижать уровень эмоциональной саморегуляции (адаптационный потенциал личности).
Каждый человек имеет индивидуальные психологические (личностные) и психофизиологические свойства, которые составляют его адаптационный потенциал.
В настоящей работе изучалась степень влияния конфликтности ценностной сферы на адаптационный потенциал личности. Высокая конфликтность ценностей может сопровождаться усилением отрицательных переживаний и приводить к снижению адаптационного потенциала. Как показало теоретическое и экспериментальное исследование, конфликтность ценностной сферы личности является системным фактором, влияющим на адаптационный потенциал,
Существует ряд конфликтных ценностей, которые существенно снижают адаптационный потенциал личности и затрудняют процесс психологической адаптации.
Конфликтность (субъективная недостижимость) ценностей в различной степени участвует и в формировании конфликтности ценностной сферы. Исследование иерархической организации конфликтности ценностной сферы личности показало, что из представленных ценностей, конфликтность ценности «уверенность в себе» имеет системное значение в формировании конфликтности всей ценностной сферы. Причем также достоверно чаще других принимает участие конфликтность ценностей «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь».
Для ценности «уверенность в себе» зарегистрировано значительное превышение (в 2 раза) числа наблюдений высокого уровня конфликтности по сравнению с низким. Для других ценностей это соотношение в основном при-обретает противоположный характер: частота наблюдений с высоким уровнем конфликтности либо достоверно меньше, либо достоверно не отличается от частоты с низким уровнем конфликтности. Данный факт позволил нам говорить о чрезвычайно высокой важности для личности обладания ценностью «уверенность в себе» по сравнению с другими ценностями.
Изучалась степень влияния конфликтности отдельных ценностей на общий интегральный показатель конфликтности ценностной сферы. Исследование по-казало, что только конфликтности двух ценностей — «любовь» и «уверенность в себе» - существенно увеличивают конфликтность всей ценностной сферы (р < 0,01). Несколько меньший вклад вносят конфликтности ценностей «наличие хороших и верных друзей», «свобода как независимость в поступках и действиях» (р < 0,05).
На основе проведенного анализа иерархии конфликтных ценностей был сделан вывод, что центральным фигурантом в формировании общей конфликтности является ценность «уверенность в себе». Эта ценность, в отличие от других исследованных нами ценностей, обладает свойством самоотношения, а значит, в значительной степени эмоционально связана с самооценкой личности. Не¬уверенность в себе является достоверно значимым показателем высокой общей конфликтности ценностной сферы личности. Очевидно, что для успешной самореализации в различных сферах социальной жизни современному человеку жизненно важно чувствовать уверенность в себе, в собственных силах.
В процессе адаптации методики «УСЦД» Е.Б. Фанталовой была проведена замена понятия «конфликтность ценности уверенность в себе» на понятие «запас уверенности в себе», т.к., по нашему мнению, оно более адекватно отражает прикладной смысл адаптационного потенциала личности.
Результаты исследования показали, что как у мужчин, так и у женщин конфликтность ценности «уверенность в себе» приводит к существенному увеличению ОВК. Кроме того, достоверных различий в распределениях показателя ОВК (ЗУС) между группами мужчин и женщин не обнаружено. Это дает основание утверждать, что и те и другие на конфликтность ценности «уверенность в себе» одинаково реагируют значительным увеличением конфликтности ценностной сферы выше критического порога. Исходя из этого можно утверждать об универсальности конфликтности ценности «уверенность в себе» как системного фактора адаптационного потенциала личности.
Конфликтность ценности «уверенность в себе» является сложным факто-ром адаптационного потенциала. С одной стороны, конфликтность этой ценности может быть вызвана или являться результатом деятельности, которая образует для личности ценность и смысл. С другой стороны, конфликтность ценности «уверенность в себе» сама может быть источником блокировки ценностной мотивации. В обоих случаях конфликтность ценности «уверенность в себе» «замыкает на себя» другие конфликтности ценностей, т.е. обладает системообразующим свойством.
В связи с этим исследовалась структура связи конфликтности ценности «уверенность в себе» с другими ценностями. В данном исследовании не выявлено ни одного случая, когда конфликтность ценности «уверенность в себе» встретилась бы изолированно, т.е. без конфликтностей других ценностей. Это может означать, что уверенность в себе имеет смысл для человека не сама по себе, как оторванный от жизненной среды феномен. Уверенность в себе имеет для человека смысл тогда, когда она обеспечивает ему душевную силу для самореализации и полноценного осуществления себя в социальном мире. Очевидно, она зависит от имеющегося положительного или отрицательного жизненного опыта.
Экспериментальные результаты показали, что конфликтность разных ценностей имеет различную степень связи с конфликтностью ценности «уверенность в себе».
Наиболее сильная связь выявлена с конфликтностью ценностей «любовь», «здоровье», «счастливая семейная жизнь»: эти ценности достоверно чаще других сопровождают конфликтность ценности «уверенность в себе». Субъективная недостижимость этих ценностей с высокой вероятностью отражается на уверенности личности в себе, что, в свою очередь, значительно снижает адаптационный потенциал. Конфликтность ценностей «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «свобода, как независимость в поступках и действиях», «творческая деятельность» имеют среднюю силу связи с конфликтностью ценности «уверенность в себе». Конфликтность ценностей «активная деятельная жизнь», «познание», «красота природы и искусства» имеют слабую силу связи. Последнее означает, что их фрустрация оказывает слабое влияние на уверенность в себе, а значит и на адаптационный потенциал личности.
На основе исследования особенностей связи показателей ЗУС и ОВК вы-явлен критический порог конфликтности ценностной сферы личности (метрический показатель - «точка перегиба» - ОВК = 19 ед.), при превышении которого наблюдается скачкообразное увеличение числа индивидов с низким ЗУС и распадаются связи между показателями ЗУС и ОВК: при высоком ОВК коэффициенты корреляции близки к нулю, а при низком ОВК - относительно высокие на значимом уровне. Кроме того, при переходе от низкого ОВК (ОВК < 19) к высокому отмечается одновременное существенное усиление некоторых личностных свойств и состояний (достоверно повышаются спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, феминность и снижаются самооценка, уверенность в себе и реактивная агрессивность).
Этот факт говорит, что при превышении конфликтности ценностной сферы критического порога повышается дезинтеграция личности, происходит некоторая потеря ее целостности, что, говорит о снижении ее адаптационного потенциала. При этом конфликтность ценности «уверенность в себе» в значительной степени детерминирует превышение конфликтности ценностной сферы порогового критического значения («точки перегиба»).
В исследовании также выявлено, что группа лиц, обратившихся за помощью в психологическую консультацию, имела высокую конфликтность ценностной сферы. Ими субъективно отмечались признаки дезадаптированности как на психическом уровне (депрессивность, нарушение сна, хроническая тревожность, эмоциональная напряжённость и т.п.), так и на психологическом (пессимистическое восприятие действительности, чувство одиночества, неуверенности в себе, и т.п.).
При обследовании лиц из подразделений спецназа МВД, прошедших не-однократный профотбор, была выявлена низкая конфликтность ценностной сферы в сочетании с высоким запасом уверенности в себе. По данным анкетирования ими отмечалась достоверно более высокая удовлетворенность в раз-личных жизненных сферах, по сравнению с первой группой.
Эти исследования подтверждают положение, что запас уверенности в себе и конфликтность ценностной сферы служат важными факторами адаптационного потенциала личности. Высокая конфликтность ценностной сферы и низ¬кий запас уверенности в себе снижают адаптационный потенциал, а низкая
конфликтность ценностной сферы и высокий запас уверенности в себе повышают его.
Полученная классификация типов уверенных/неуверенных в себе личностей позволяет оценить уровень адаптационного потенциала личности на основе рассмотрения двух показателей - ОВК и ЗУС. В данной классификации выделено три типа личностей: «уверенные в себе», «явно неуверенные в себе» и «латентно неуверенные в себе».
«Уверенные в себе» имеют низкую конфликтность ценностной сферы - ОВК < 19 (ед.) и высокий запас уверенности в себе - ЗУС > 0; они обладают высоким адаптационным потенциалом и способны, по-видимому, к гибкой перестройке ценностно-смысловой сферы.
«Латентно неуверенные в себе» имеют высокую конфликтность ценностной сферы — ОВК > 19 (ед.) и высокий запас уверенности в себе - ЗУС > 0; их адаптационный потенциал снижен по сравнению с группой «уверенные в себе». Уверенность в себе субъективно сохранена, но возможно, что она просто декларируется, а за ней скрывается неуверенность. В силу высокого рассогласования в ценностной сфере эти лица, вероятно, испытывают некоторые затруднения в перестройке ценностно-смысловой сферы. Для них характерно проявление маскулинных качеств по сравнению с «явно неуверенными в себе», что возможно связано с усилением «защитной мотивацией» и активизацией ком-пенсаторных механизмов психологической защиты.
«Явно неуверенные в себе» имеют высокую конфликтность ценностной сферы - ОВК > 19 (ед.) и низкий запас уверенности в себе — ЗУС < -4; они имеют низкий адаптационный потенциал. Возможно, механизмы психологической защиты у них не срабатывают и перестройка ценностно-смысловой сферы крайне затруднена.
Данная классификация, с опорой на методику «М-ЦД», может быть использована при психодиагностике адаптационного потенциала личности для прогнозирования и предупреждения дезадаптивных процессов, а также для оптимизации психолого-психотерапевтической помощи.
Анализ результатов исследования выявил ряд дополнительных проблемных вопросов:
- обладает ли конфликтность ценности «уверенность в себе» свойствами системности для адаптационного потенциала в различных возрастных группах;
- является ли значение порога конфликтности ценностной сферы личности своеобразной психологической константой, подобной тем, которые мы на-ходим в физической науке;
- отличается ли адаптационный потенциал индивидов с различными значениями ЗУС при одинаковых уровнях ОВК? Мы предполагаем, что адаптационный потенциал таких лиц тем выше, чем больше ЗУС;
- существует ли связь между выделенными типами личностей и их способностью к перестройке ценностно-смысловой сферы? Как считает А.А. Реан, наличие этой способности является важным условием высокого адаптационного потенциала. В процессе жизнедеятельности личностям с более высоким адаптационным потенциалом удаётся быстрее перестраивать ценностно-смысловую сферу;
- в дальнейшем представляет интерес провести вместо срезового исследования (как это было сделано в настоящей работе), лонгитюдное исследование, чтобы отследить динамику конфликтности ценностной сферы в зависимо-сти от начального уровня адаптационного потенциала в процессе психологической адаптации личности;
- у каждого субъекта имеется свой индивидуальный порог личностной толерантности при утрате той или иной витальной ценности, при превышении которого начинают активизироваться дезадаптивные (защитные) психические механизмы регуляции поведения. Поэтому имеет смысл исследовать особенности связей конфликтности ценностей как фактора адаптационного потенциала с разными типами психологических защит.
Психотерапевтами и психологами зарубежной психоаналитической и экзистенциальной школы на основе феноменологического анализа был отмечен и неоднократно указывался в соответствующей литературе тот факт, что утрата
уверенности в себе, является существенным показателем личностно-эмоциональной дезадаптации. Исследование, проведенное на основании ценностно-мотивационного подхода к исследованию личности, позволило нам под-твердить данное положение.
На своём жизненном пути каждый человек встречается как с внешними, так и с внутренними преградами, которые могут значительно блокировать его ведущую деятельность по достижению тех или иных ценностей. От того, на-сколько личности удается преодолевать эти препятствия, зависит ее вера в себя и в свои силы.
Неуверенность в себе, как характеристика самоотношения, имеет ярко выраженный амбивалентный характер, глубоко затрагивает эмоциональную сферу и представляет для личности особую проблему, т.к. ее субъективная недостижимость воспринимается как внутреннее труднопреодолимое препятствие. Трудность совладания личности с неуверенностью в себе может повлечь за со-бой вторичную психологическую дезадаптацию, Поэтому возникает сложный аспект проблемы адаптационного потенциала: каким образом возможно совладание личности с собственной неуверенностью в себе.
Перед практической психологией стоит важная задача: найти способы и методы воздействия на личность, которые повысили бы ее адаптационный потенциал, позволяя личности вернуть веру в себя и в свои силы, полноценно реализовать себя в обществе. По нашему мнению, феномен «неуверенность в себе» связан с изменениями в эмоционально-волевой сфере, глубинной экзистенциальной тревожностью и является следствием психологической посттравматизации. Для доказательства этого требуются дальнейшие исследования с опорой на феноменологический анализ личности.
Полученные результаты могут быть использованы как в теоретическом аспекте для построения новых структурно-функциональных моделей адаптационного потенциала личности, так и в прикладном аспекте (психокоррекция, психологическое консультирование, психодиагностика и др.), что, в конечном счете, повысит эффективность профессиональной деятельности психолога.
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова. - М.: Москов. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
2. Абульханова К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
3. Абульханова К.А. Проблемы исследования индивидуального сознания / К.А. Абульханова, М.И.Воловикова, В.А.Елисеев // Психол. журн. - Т. 12.- 1991.-№4.-с. 27-40.
4. Адлер А. Наука жить: пер. с англ. / А.Адлер. - Киев: Port-Royal, 1987. - 288 с.
5. Айзенк X. Психологические теории тревожности / X. Айзенк // Тревога и тревожность / сост. и общ. ред. В.М. Астапова- СПб.: Питер, 2001. - с. 224-247.
6. Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / М.К. Акимова, К.М.Гуревич. - СПб.: Питер, 2003. - 652 с.
7. Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа / Г.В. Акопов. - Самара: Изд-во СНЦ РАН - Сам. ИКП, 2002. — 206 с.
8. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение / Ф. Александер; пер. с англ. А.М. Боковикова, В.В. Старовойтова. - М.: Ин-ститут Общегуманитарных Исследований, 2004. — 336 с.
9. Александров А.А. Психотерапия: Учебное пособие / А.А.Александров. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
10. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей / Ю.А. Александровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -576 с.
11. Алешина Ю.Е. Ролевой конфликт работающих женщин / Ю.Е. Алешина Е.В.Лекторская // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 80-88.
12. Альберти P. Самоутверждающее поведение / P. Альберти, М.Эмонс; пер. с англ. М.В. Горшкова. — СПб.: Академический проект, 1998. - 190 с.
13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. — СПб.: Питер, 2002.-288 с.
14. Анастази А., Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.
15. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. -376 с.
16. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учеб, для студентов вузов / А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов. - М.: Издат. образование «ЮНИТИ», 1999. - 551 с.
17. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования / Л.И. Анцыферова // Психол. журн. -Т. 13. - 1982. -№ 5.-е. 12-25.
18. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психол. журн. - Т. 15.- 1994. - № 1. - с. 3-18.
19. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анцыферова // Пси-хол. журн. - Т. 17. - 1996. - № 6. - с. 60-71.
20. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия / Л.И. Анцыферова И Психол. журн. - Т. 14. - 1993. - №2.-с. 8-16.
21. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности
в период поздней взрослости / Л.И. Анцыферова // Психол. журн. - Т. 22. - 2001.-№ 3.-е. 86-99.
22. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Л.И. Анцыферова // Психол. журн. - Т. 20. — 1999. - № 1. - с. 6-19.
23. Анцыферова М.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности/Л.И. Анцыферова//Вопросы психологии. - 1978. — № 1.-е. 37-50.
24. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Г.Г. Аракелов И Вест. Моск, ун-та. Сер. 14, Психология. — 1995. -№ 4. - с. 45-54.
25. Асеев В.Г. Структура мотивации поведения / В.Г. Асеев // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Темат. об. науч, работ. - М.: ИП АН РАН, 1998. - с. 5-8.
26. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб, для вузов / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 367 с.
27. Бачериков М.Е. Эмоциональный стресс в этиологии и патогинезе психологических и психосоматических заболеваний / М.Е. Бачериков, М.П. Воронцов, П.Т. Петрюк и др. - Харьков: Основа, 1995. - 276 с.
28. Белинская Е.П Социальная психология личности: Учеб, пособ. для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 301 с.
29. Беличева С.А. Отклоняющееся поведение личности / С.А. Беличева // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб, пособие / под ред. В.А. Лабунской. -М.: Гардарики, 2001. - с. 308-318
30. Белов А.Ф. Психологические характеристики индивидуальных поведенческих тактик адаптации к дополнительному респираторному сопротивлению / А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский // Психол. журн. - Т. 19. - 1998. - № 2. - с. 119-125.
31. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
32. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: пер. с англ. / Э. Берн. - СПб.: Братство, 1992. - 224 с.
33. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук; под ред. С.Н.Бокова. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 640 с.
34. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
35. Бодалев А.А. Субъективные условия реализации смысла жизни выдающимися людьми / А.А. Бодалев // Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, философские, социокультурные аспекты) / отв. ред. Э.В. Сайко. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001. - с. 102-108.
36. Бодров B.A. Когнитивные процессы и психологический стресс / В.А. Бодров // Психол. журн. - Т. 17. - 1996. — № 4. - с. 64-73.
37. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
38. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Инфор. изд. дом «Филинъ», 1996. - 472 с.
39. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С.Братусь. - М.: Мысль, 1998. - 304 с.
40. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющимся обществе /
A. В. Брушлинский // Психол. журн. - Т.17. - 1996. - № 6. - с. 30-37.
41. Бурлачук Л.Ф. Психотерапия: Учебн. для вузов / Л.Ф. Бурлачук,. А.С. Ко-чарян, М.Е. Жидко. - СПб.: Питер, 2003. - 472 с.
42. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи / Р., Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. - 4-е изд. - Спб.: Питер, 2003. - 512 с.
43. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. — М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
* 44. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической
науки / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. - 1988. — № 5. - с. 27-37.
45. Вилюнас В.А. Основные проблемы психологической теории эмоций /
B. А. Вилюнас // Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - 2-е изд. - М.: Изд-во Москов. ун-та, 1976. - с. 3-28.
46. Выготский Л.С. Критические периоды детского развития / Л.С. Выгодский // Психология конфликта; сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной, - СПб.: Питер, 2001.-с. 269-274.
47. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. - 176 с.
48. Гарфилд С. Практика краткосрочной психотерапии / С. Гарфилд; пер. с англ. В. Белоусова. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с.
49. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 2 / Ж. Годфруа; пер. с франц. Н.Н. Алипова, В.В. Свечникова - М.: Мир, 1996. - 376 с.
50. Григорьева В.Н. Психосоматические аспекты нейрореабилитации. Хронически боли / В.Н. Григорьева. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской гос. мед. академии, 2004. - 420 с.
51. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в России /В.В. Гриценко. — М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2002. - 252 с.
52. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. — СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
53. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология / Марина Гулина. - СПб.: Изд-во «Речь», 2001. — 352 с.
54. Гулина М.А. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности // Психология социальной работы / под общ. ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Пи-тер, 2002. - с. 9-23.
55. Джемс У. Психология в беседах с учителями / У. Джемс. - 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001. - 160 с.
56. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания / И.А. Джидарьян // Психол. журн. - Т. 21. - 2000. - № 2. - с. 40-48.
57. Дикая Л.Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторам его формирования / Л.Г. Дикая, А.В. Махнач // Психол. журн. -Т. 17.- 1996.-№3.-с. 137-148.
58. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2000. - 344 с.
59. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев; под ред. В.Н.Панферова. - Псков: Из-во Псков, обл. ин-та усовершенст. учителей, 1994. — 280 с.
60. Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии / С.Н. Ениколопов, Н.В. Дворянчиков // Психол. журн. - Т.22. - 2001.-№3.-с. 100-115.
61. Женская психология / сост. Н.А.Литвинцева. - М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994. -с. 92-94.
62. Задоророжнюк И.Е. Рецензия на книгу: Лурия А.Р. «Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека». М.: Когито - центр / И.Е. Задорожнюк // Психол. журн. — Т.25. - 2004. - №3.-с. 133-135.
63. Зеличенко А.И. Психология духовности / А.И. Зеличенко. - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1986. -400 с.
64. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо; пер. с англ. М.Горшкова. — СПб.: Питер Пресс, 1996. - 256 с.
65. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) Учеб, пособие для студ. Вузов / Е.В. Змановская. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
66. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 144 с.
67. Иванников В.А. Структура волевых качеств по данным самооценки / В.А. Иванников, Е.В. Эйдмен // Психол. журн. - Т. И. - 1990. - № 3. - с. 39-49.
68. Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе / Е.С. Иванов И Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - М.: Институт практической психологии, 1996. - с. 123-127 .
69. Иванов С.П. Субъект действия в пространстве историко-культурной ситуации развития / С.П. Иванов И Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, философские, социокультурные аспекты) / отв. ред. Э.В. Сайко. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001. - с. 54-70.
70. Иванова Т.В. Психология восприятия комического / Т.В. Иванова. — Сама¬ра: Изд-во СамГПУ-СамИКП-СНЦ РАН, 2002. - 142 с.
71. Изард К.Е. Психология эмоций / К.Е. Изард; пер. с англ. А.Татлыбаева. - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 1999. - 460 с.
72. Исаев Д.Н. Предупреждение реакций дезадаптации (кризисных состояний)
/ Д.Н. Исаев // Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. — М.: Институт практической психологии, 1996. - с. 88-103.
73. Калитеевская Е.Р., Ильичёва В.И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии / Е.Р. Калитеевская // Психол. журн - Т. 16. - 1995.-№ 1.-е. 115-121.
74. Клусман Р. Справочник по психотерапии / Р. Клусман. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004.-368 с.
75. Конюхов Н.П. Словарь-справочник практического психолога / Н.П. Конюхов. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. - 224 с.
76. Коняева Л.В. Психологические аспекты учебной и профессиональной адаптации студентов-медиков / Л.В. Коняева // Актуальные проблемы в облас¬ти психологии: сб. тез. межвуз. науч. конф, студентов, аспирантов и молодых преподавателей. - Ярославль, 1997. - с. 53-54.
77. Коркина М.В. Психотерапия / М.В. Коркина, Н.Ф.Лакосина, А.Е.Личко. - М.: Медицина, 1995. - 608 с.
78. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. -980 с.
79. Красильников И.А. Вариант критерия типологизации социально уверенных / неуверенных личностей / И.А. Красильников, Р.Х. Тугушев // Вопросы социальной психологии личности. Сб. науч, трудов. Вып. 5 / под ред. Р.М. Шамионова. - Саратов: Изд-во Сар. ун-та, 2003. - с. 69-72.
80. Крупник Е.П. Преодоление проблемно-конфликтных ситуаций в различных социально-этнических условиях / Е.П. Крупник, Р.А. Тегирова // Психол. журн. — Т. 20. - 1999. -№ 6. - с. 36-43.
81. Крылов А.А. Исследование личности с помощью модифицированной формы
В опросника FPI / А.А. Крылов, Т.П. Ронгинская // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб, пособ. / под общ ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2000 - с. 314-323.
82. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб, для студ. высш. учеб, заведений / В.Г. Крысько. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 448 с.
83. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие / Л.В. Куликов. - СПб.: Пи-тер, 2004. - 464 с.
84. Куницина В.Н. Межличностное общение: Учебн. для вузов / В.Н. Куници-а, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
85. Курбатова Т.Н. Асоциальное поведение / Т.Н. Курбатова // Психология: Учебник / отв. ред. А.А. Крылов - 2-е изд. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - с. 505-511.
86. Курек Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь / Н.С. Курек. - М.: ИП РАН, 1996. - 245 с.
87. Кьеркегор С. Страх и трепет: пер. с дат. / С. Кьеркегор. - М.: Республика,1993.-383 с.
88. Лабу некая В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения» / В.А. Лабунская // Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону, 1997. - Вып. 2.4.1. - с.24-41.
89. Лабунская В.А. Экспрессия личности / В.А. Лабунская // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пос. / под ред. В.А. Лабун- ской. -М.: Гардарики, 2001. - с. 143-177.
90. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / А.Ф. Лазурский. - СПб.: Алетейя, 2001. - 192 с.
91. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н.М. Лебедева // Психол. журн. - Т. 22. - 2001. - № 3. - с. 26-36.
92. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин; пер. с англ. Е. Сурпиной. - СПб.:Сенсор, 2000. - 364 с.
93. Лейтц Г. Ролевые конфликты / Г. Лейтц // Психология конфликта / сост. и общ.ред. Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001. - с. 155-164.
94. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - 2-е изд. - Киев: Вища школа, 1989. - 375 с.
95. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
96. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов / Д.А. Леонтьев // Психол. журн. - Т. 18. - 1997. - № 6. - с. 13-27.
97. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социология и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вести. Моск, ун-та. Сер. 14, Психология. - 1996. - № 4. - с. 35-44.
98. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д.А. Леонтьев // Психол. журн. - Т. 21. - 2000. - № 1.-е. 15-25.
99. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. -№1. - с. 13-25.
100. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов // Вопросы психологии. - 1975. -№2. - с.31-46.
ЮГЛосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа / Н.О. Лосский. - М.: Политиздат, 1991. - 368 с.
102.Лусканова Н.Г. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста / Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейникова // Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. — М.: Институт практической психологии, 1996.-е. 13-29.
ЮЗ.Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация / М.Ш.Магомед- Эминов // Вести. Моск, ун-та. Сер. 14, Психология. - 1996. -№4.-с. 26-36.
104. Майерс Д. Социальная психология: Учебник / Д. Майерс; пер. с англ. В. Гаврилова и др. - 2-е изд. испр. - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер-Ком, 1999.-684 с.
105. МакГро Ф.К. В поисках подлинного «Я» / Ф.К. МакГро; пер. с англ.
Л.М. Щукина. - Минск: ООО «Попурри», 2003. - 352 с.
106. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психол. журн. - Т. 22. - 2001. - № 1. - с. 16-24.
107. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000. -592 с.
108. Марютина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаева. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. -400 с.
109. Маслоу А. Психология бытия / А.Маслоу; пер. с англ. О.О. Чистякова; отв. ред. С.Н. Иващенко. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. - 304 с.
1 Ю.Матулене Г. От социальной адаптации к деятельности (краткий обзор зарубежной литературы) / Г. Матулене // Психол. журн. - Т. 23. - 2002. - № 5. -с. 108-112.
111, Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В.Д. Менделевич//Психол. журн.-Т. 17.-1996.-№ 4. - с. 107-115.
112. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с.
113. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин; под. ред. Е.А.Климова. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воро-неж: НПО «МОДЕК», 1996. - 448 с.
114. Микадзе Ю.В. Методологические принципы психологического анализа нарушений поведения / Ю.В. Микадзе И Вест. Моск, ун-та. Сер. 14, Психология. - 1991. - № 2. - с. 12-17.
115. Муздыбаев К. Феноменология надежды / К. Ф Муздыбаев И Психол. журн.-Т. 20.- 1999.-№3.-С. 18-27.
116. Мэй P. Любовь и воля / Р. Мэй; пер с англ. О.О. Чистякова,А.П. Хомика. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 384 с.
117. Мэй Р. Проблема тревоги / Р. Мэй; пер. с англ. А.Г. Гладкова. - М.: Эксмо- Пресс, 2001. - 432 с.
118. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
119. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988.-263 с.
120. Нартова-Бочавер С.К. «COPING BEHAVIOR» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психол. журн. - Т. 18. - 1997. - № 5. -с. 20-30.
121. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учеб, пособ. / С.К. Нартова-Бочавер - М.: Флинта, 2003. - 280 с.
122. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон- Джоунс; пер. с англ. Е.Волкова, И.Волковой. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
123. Никитин Е.П. Феномен человеческого самоутверждения / Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова. — СПб.: Алетейя, 2000. - 224 с.
124. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука / В.В. Новиков. - М.: Изд-во Инет. Психотерапии, 2003. - 344 с.
125.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя / Ю.М. Орлов.-М.: Просвещение, 1991.-287 с.
126.Орлов Ю.М. Становление человека / Ю.М. Орлов. - М.: Ципринт- Гольфстрим, 1997. - 40 с.
127. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: (Спецкурс) / С.Р. Пантилеев ; МГУ, Фак. психол., каф. общей психол. — М.: Изд-во МГУ, 1991.- 108 с.
128. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971. - 350 с.
129. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. П Пезешкиан; пер. с нем. Т.В. Куличенко. - М.: Медицина, 1996. — 464 с.
130. Перлз Ф.С. Теория гештальттерапии / Фредерик Перлз, Пол Гудмен; пер. с англ. В. Кислюка, А. Корнева, В. Петренко. - М.: Институт Общегумани-тарных Исследований, 2004. - 384 с.
131. Петров И.Г. Субъект и его точка зрения (деятельность, социальность, смыслы и ценности в характеристики субъекта и его позиции) / И.Г. Петров // Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, фи-лософские, социокультурные аспекты) / отв. ред. Э.В. Сайко. - М.: Моск, психолого-соц. ин-тут; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001. - с. 77-90.
132. Петрова Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация / Н.И. Петрова // Психол. журн. - Т. 24. - 2003. -№3.-с. 116-120.
133. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
134.Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности /В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
135. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К.Платонов; отв. ред. А.Д. Глоточкин; Институт психологии АН СССР. - М.: Наука, 1986. — 254 с.
136. Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика / А. Подольский, О. Идобаева, П. Хеймане. - СПб.: Питер, 2004. - 202 с.
* 137.Понукалин А.А. Системная психологическая теория и общественная практика / А.А. Понукалин; отв. ред. Б.Ф. Ломов. — М.: Институт психологии РАН, 1995.- 197 с.
138. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний / А.О. Прохоров// Психол. журн. - Т. 17. - 1996. -№ 3. - с. 9-18.
139. Психология личности: тесты, опросники, методики / сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995.-е. 100-103.
140. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.-е. 10-12.
141. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д.Карвасарского. — СПб.: ПитерКом, 1998. - 752 с.
142. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / науч. ред. А.А. Деркач. - М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. - 400 с.
143. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Ч. Райкрофт; пер. с англ. Л.В. Топоровой, С.В. Воронина, И.Н. Гвоздева. — СПб.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1995. - 288 с:
144. Реан А.А. Акмеология личности / А.А. Реан // Психол. журн. - Т.21.—2000.-№ 3.-е. 88-95.
145. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение /
A.А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 416 с.
146. Рикрофт Ч. Тревога, страх и ожидание / Ч. Рикрофт // Тревога и тревожность / под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. - с. 181-188.
147. Роджерс К. Клиент-центрированая психотерапия / К. Роджерс; пер с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. - М.: Апрель Пресс, Экс- мо-Пресс, 2002 - 512 с.
148. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс; пер. с англ. М.М. Исениной; общ. ред. Е.И. Исениной. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 2001. - 480 с.
149. Ромек В.Г. Психологические особенности уверенной в себе личности /
B. Г. Ромек // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб, пос. / под ред. В.А. Лабунской. -М.: Гардарики, 2001. - с. 207-225.
150. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. - Новосибирск: Наука; Сибирская издательская фирма РАН, 2002. - 275 с.
151. Росс Л., Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт; пер. с англ. В.В. Румынского. - М.: Аспект Пресс, 2000. — 429 с.
152. Ротенберг В.С. Сновидения, гипноз и деятельность мозга / В.С. Ротенберг.
- М.: ООО «Центр гуманитарной литературы «РОН», 2001. - 256 с.
153. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя / В.С. Ротенберг, С.М.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
154. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; сост., коммент, и послесл. А.В.Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской. - СПб.; М.; Харьков; Минск; Питер, 2000. - 705 с.
155. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
156. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е.В. Руденский. - М.: ИНФРА; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. - 224 с.
157. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии: пер. с англ. / Г.С. Салливан. - СПб.: М.: Ювента; СКП+, 1999. - 347 с.
158. Свенцицкий А.Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. - 336 с.
159. Селиванова Р.Г. Психология личности: гуманитарный подход. Курс лекций / Р.Г. Селиванова. - 2-е изд. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А.Столыпина, 2003. - 180 с.
160. Селье Г. Стресс без дистресса: пер. с англ. / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979.- 124 с.
161. Семечкин Н.И. Социальная психология / Н.И. Семечкин. - СПб.: Питер, 2004.-376 с.
162. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2001. - 350 с.
163. Скотникова И.Г. Проблема уверенности: история и современное состояние / И.Г. Скотникова // Психол. журн. - Т. 23. - 2002. - № 1.-е. 52-60.
164. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
165. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний / С.Л. Соловьева. - СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. - 128 с.
166. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. / Ч. Спилбергер // Тревога и тревожность / под ред. В.М. Ас¬тапова. - СПб.: Питер, 2001. - с. 88-103.
167. Сталин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1983.-286 с.
168. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон; пер. с англ. А. Дмитриева. - 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002 - 256 с.
169. Суворова Г.А. Психология деятельности. Учеб, пособ. для студ. психологических и пед. вузов / Г.А. Суворова; ред. В.Н. Дружинин. - М.: ПЕРСЭ, 2003.- 176 с.
170. Сухарев А.В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерапию / А.В. Сухарев. — М.: ГАСК, 2002. — 240 с.
171. Торчинская Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу / Е.Е. Торчинская // Психол. журн. - Т. 22. -2001. -№2.-с. 27-35.
172. Тугушев Р.Х. Системная персонология: количественный и качественный анализ / Р.Х. Тугушев. - Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 1998. - 272 с.
173. Тугушев Р.Х. Межгрупповые различия для самоотношения личности при конфликте в диаде «уверенность — неуверенность» в себе. / Р.Х. Тугушев, И.А. Красильников // Этнопсихологические и социокультурные процессы в
~ современном обществе: Материалы Международной научной конференции
18-20 сент. 2003 г. / отв. ред. В.В, Гриценко. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2003.- с. 340-342.
174. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие / А.А. Урбанович. - Мн.: Харвест, 2003. - 640 с.
175. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е. Б Фанталова. - Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. - 128 с.
176. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) / Е.Б. Фанталова // Психол. журн. - Т. 13. - 1992.-№ 1.-е. 107-117.
177. Фенстерхейм Г. Не говори «да», если хочешь сказать «нет»: пер. с англ. / Г. Фенстерхейм, Дж. Бэйер. -М.: Вече ACT, 1997. - 400 с.
178. Фернхем А. Личность и социальное поведение. / А. Фернхем, П.Хевен; пер. с англ. Н. Мальгина - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.
179. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер; пер. с англ.
A. Анистратенко, И.Знаешева. - СПб.: Речь, 2000. — 317 с.
180. Философский словарь / под. ред. И.Т.Фролова. -5-е изд. - М.: Политиздат., 1986.-590 с.
181. Франкл В. Психотерапия на практике / В. П Франкл; пер с нем. Н. Панькова, В. Певчева. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.
182. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ, и нем. / В. Франкл; общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.
183. Фридман Л.М. Психологический справочник для учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
184. Фрейд А. Эго и механизмы защиты / А. Фрейд; пер. с англ. М. Гинзбурга. - М.: Эксмо, 2003. — 256 с.
185. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд; сост. Д.И. Донской,
B. Ф. Круглянский. - Минск.: ООО «Попурри», 1997. - 606 с.
186. Френкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнтивные и социальные аспкты: пер. с англ. / Р. Френкин. — 5-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 651 с.
187. Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть? / Э. Фромм пер. с англ. Н.Петренко, О.Иванчук. - Киев: Ника-Центр, 1998. - 400 с.
188. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм; общ. ред. и сост. П.С. Гуревича. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
9 189. Хайтун С.Д. Неаддитивность психологических переменных / С.Д. Хайтун / Психол. журн . — Т. 21. — 2000. — № 3. — с. 124-131.
190. Харламенкова Н.Е. Разработка валидной процедуры оценки самоутверждения личности / Н.Е. Харламенкова, Е.П. Никитин // Психол. журн. - Т. 21. -2000.-№6.-с. 66-75.
191. Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства / В.М. Хвостов. - М.: Изд- во Совершенство, 1998. — 176 с.
192. Хекхаузен X. Миллеровская модель конфликта / X. М Хекхаузен // Психология конфликта / сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. -СПб.: Питер, 2001. —с. 151-154.
193. Хекхаузен X. Мотивация достижения: пер с англ. / X. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.
194. Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтение или «другие» способности? / М.А. Холодная // Психол. журн. - Т. 17. - 1996.-№ 2.-с. 61-69.
195. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза: пер. с англ. / К. Хорни. - СПб.: Лань, 1997. - 240 с.
196. Хорни К. Самоанализ / К. Хорни; пер. с англ. А. Боковикова, В. Старовойтова; под ред. А.Боковикова. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 448 с.
197. Хьелл Л., Теории личности (основные положения, исследования и примечания) / Л. Хьелл, Д.Зиглер; пер. с англ. С.Меленевской, Д. Викторовой. - СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
198.Цой Л.Н. Субъект в конфликте: миф о психическом нападении и психической защите / Л.Н. Цой // Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, философские, социокультурные аспекты) / отв. ред. Э.В. Сайко. -М.: Моск, психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001. - с. 140-152.
199.Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированное™ от «внешнего» и «внутреннего» / В.Э. Чудновский // Психол. журн. - Т. 16.- 1995.-№ 2.-с. 15-26.
200.Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности / Ю.В. Чуфаровский. - М.: Изд-во М3 - Пресс, 2002. - 232 с.
201. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - с. 3-18.
202. Шамионов Р.М. Социальная психология личности: Теория и практика: Учеб, пособ. / Р.М. Шамионов. - Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. — 160 с.
203. Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации / С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая // Психол. журн.-Т. 17.- 1996.-№ 1.-с. 19-34.
204. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб, пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин; науч. ред. А.Д. Алферов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
205. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани; пер. с англ. В.В. Ольшанского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с.
206. Шорохова Е.В. Некоторые аспекты социально-психологического изучения личности / Е.В. Шорохова И Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В.Шороховой. -М.: Наука, 1987, с. 6-10.
207. Шостром Э. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии / Э. Шостром, Л. Браммер; пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2002. - 624 с.
208. Шпалинский В.В. Введение в современную психологию личности и коллектива / В.В. Шпалинский, Л.В. Морозов. - Харьков: Гуманитарная Академия, 1995. - 134 с.
209.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; пер. с англ. А.Д. Андреева, А.М. Прихожан, В.И. Ривош и др. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
210.Эриксон Э. Основополагающая вера и надежда (BASIC TRUST) против основополагающей безнадёжности (MISTRAST) / Э. Эриксон // Психология развития / сост. и общ. ред. авторский коллектив сотрудников кафедры
психологии развития и дифференциальной психологии СПб ГУ. - СПб.: Питер, 2001. - с. 97-125.
211. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. - Л.: Наука, 1979. - 264 с.
212. Языкова Т.А. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая коррекция / Т.А. Языкова, В.П. Зайцева // Психол. журн. - Т. 11. - 1990. - № 15.-с. 16-59.
213. Ял ом И. Различные подходы к пониманию индивидуального внутреннего
конфликта / И. Ялом // Психология конфликта / сост. и общ. ред. Н.В. Гри¬шиной. — СПб.: Питер, 2001. - с. 151-154.
214. Binnie-Dawson J.L.M. A bio-social approach to environmental psychology and problems of stress / J.L.M. Binnie-Dawson // International Journal of Psychology. -1982.-№17.-p. 397-435.
215. Funk S.C., Houston B.K. Acritical analysis of the Hardiness Scales’s validity and utility / S.C. Funk, B.K. Houston // J. Person. Soc. Psychol. - 1987. — V.53.
-№3.-p. 527-578.
216. Hautzinger M. Die Beziehung Kritischer Lebensereignisse zur Depression 1 M. Hautzinger // Pscychol. Schweizer. Zeitschr. Psychol. Anwend. - 1984. - V. 43. -№4.-p. 317-330
217. Kristof A.L. Person-organization fit: An integratedzeview of its conceptualisa¬tions, measurement and implications / A.L. Kristof // Personnel Psychiligy. - Spring. - 1996. - p. 1-49.
218. Lasarus R.S. Progress on a cognitive-motional-relational theory of emotion / R.S. Lasarus // American Psychologist. - 1991. - V. 46. - Issue 8. -p. 819-834.
219. Lasarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. / R.S. Lasarus, S. Folk¬man. -N.Y. - 1984.
220. Liberman M., Tobin S. The experience of old age: Stress, coping and survival. / M. Liberman, S. Tobin. -N.Y.: Basis Books. - 1983.
221. Myers D.G. The social psychology of sustainability / D.G. Myers // World fu¬tures. - 2003. - №59. - p. 201 -211.
222.Norem J.K. Why Should We Lower Our Defenses About Defense Mechanisms? / J.K. Norem // Journal of Personality. - V.66. — 1998. — №6. - p. 895-906.
223.Oei T. I., Zwart F. M. The role and development of some methodological ques¬tions in life event, social support and depression research. Special Issue: Ad¬vances in measuring life stress / T.I. Oei, F.M. Zwart // Stress med. - V.6. - 1990. - №2.-p. 127-132
224. Rathus S.A. A30-item Schedule for Assessing Assertive Behavior / S.A. Rathus // Behavior Therapy. - 1973. - №4. - p. 398-406.
225. Sternberg R.J. A balanse theory of wisdom. Review of General Psychology / R.J. Sternberg.- 1988.-№2.-p. 347-365.
226. Thomae H. Das Individuum und seine Welt. Eine Personlichkeite theorie. 2 Vol- lig neu bearbeitete Auflage. Verlag fur Psychologie. / H. Thomae. — Gottingen, Toronto, Zurich, 1988. -218 s.
227. Weber H. Belastungsverarbeitung / H. Weber // Z. Fur Klinische Psychologie. - 1992.-B.21.-H.l.-p. 17-27.