ТАРИФНЫЕ КВОТЫ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ РЕГУЛЯТОРОВ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ
1.1. Комплекс мер внешнеэкономического регулирования
1.2. Тарифная квота как инструмент внешнеторговой политики на
продовольственном рынке стр.29
Глава II. МЕХАНИЗМ ТАРИФНОГО КВОТИРОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ стр.46
2.1. Этапы создания механизма ТРК стр.46
2.2. Проблемы функционирования ТРК на рынке продовольственных
товаров и сельскохозяйственной продукции стр.55
2.3. Перспективы дальнейшего использования тарифного квотирования
на продовольственном рынке стр.93
Глава III. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАРИФНОГО КВОТИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИИ стр. 104
3.1. Правовые и экономические условия, применения тарифных квот в России стр. 104
3.2. Применение и развитие тарифной квоты на российском продовольственном рынке с использованием международного опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ : стр.144
ПРИЛОЖЕНИЯ стр. 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глава I. СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ РЕГУЛЯТОРОВ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ
1.1. Комплекс мер внешнеэкономического регулирования
1.2. Тарифная квота как инструмент внешнеторговой политики на
продовольственном рынке стр.29
Глава II. МЕХАНИЗМ ТАРИФНОГО КВОТИРОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ стр.46
2.1. Этапы создания механизма ТРК стр.46
2.2. Проблемы функционирования ТРК на рынке продовольственных
товаров и сельскохозяйственной продукции стр.55
2.3. Перспективы дальнейшего использования тарифного квотирования
на продовольственном рынке стр.93
Глава III. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАРИФНОГО КВОТИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИИ стр. 104
3.1. Правовые и экономические условия, применения тарифных квот в России стр. 104
3.2. Применение и развитие тарифной квоты на российском продовольственном рынке с использованием международного опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ : стр.144
ПРИЛОЖЕНИЯ стр. 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В рамках продолжающегося процесса глобализации происходит либерализация внешнеторгового регулирования. Она может проводиться страной самостоятельно и в рамках международных организаций и региональных объединений. Либерализация в конце XX века затронула даже такой изначально закрытый сектор как сельское хозяйство.
Вопрос регулирования внешней торговли продовольствием является принципиально важным для любой страны, независимо от ее статуса, так как он напрямую связан с проблемой продовольственной безопасности государства. Продовольственная безопасность обеспечивается за счет оптимального сочетания внутреннего производства и экспортно-импортной политики. При этом оптимальное сочетание будет варьироваться в зависимости от ситуации в стране. Кроме того, необходимо не забывать и о многофункциональной роли сельского хозяйства, значение которого высоко не только в вопросе обеспечения населения продовольствием и поддержания продовольственной безопасности, но и в решении ряда других, не менее серьезных проблем - занятости, социального и экономического развития, сохранения земель и природных ресурсов и пр.
Большая роль в процессе либерализации внешней торговли принадлежит Всемирной Торговой Организации (ВТО, прежде ГАТТ), объединяющей 145 государств. На Уругвайском раунде (УР) страны отказались от использования нетарифных регуляторов импорта в отношении продовольственных товаров, конвертировав их в тарифы. Единственным разрешенным к применению на продовольственном рынке (в обычных условиях) количественным инструментом оказалась тарифная квота (ТРК).
Тарифная квота является очень удобным инструментом, не только с точки зрения легальности в рамках ВТО и количественного воздействия. Этот инструмент может служить эффективным средством для защиты особо чувствительных рынков.
В России имеется небольшой опыт использования ТРК. Между тем, российский аграрный сектор нуждается в поддержке, учитывая его специфику и кризисное состояние. Применение ТРК позволяет обеспечить потребности промышленности и населения в импортной продукции и в то же время защитить отечественных сельхозпроизводителей.
Таким образом, актуальность темы обоснована необходимостью изучения теоретических и практических основ применения ТРК для успешного использования этого инструмента в системе регулирования продовольственного рынка России, с учетом ее присоединения к ВТО.
Тарифная квота занимает промежуточное положение между тарифом и квотой. Если двум последним инструментам посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных экономистов, то вопросы тарифного квотирования относительно слабо изучены. В западной литературе проблематика тарифного квотирования стала активно разрабатываться после Уругвайского раунда (УР), когда этот регулятор превратился в эффективное легальное средство защиты наиболее чувствительных продовольственных рынков. В России вопросы тарифного квотирования широко не изучались вследствие отсутствия практики применения этого инструмента.
Анализу проблем тарифного квотирования на рынке продовольствия посвящены в основном публикации зарубежных экономистов, среди которых можно выделить Аббота П., Вайнио Д., Джослинга Т., Морса Б., Пиарсона К., Рае А., Скалли Д., Эльбери А.
В более широком аспекте вопросы теории и практики внешнеторгового регулирования исследованы в трудах Бергстена С., Велькена Э., Данильцева А.В., Дюмулена И.И., Киселева С.В., Линдерта П.Х., Назаренко В.И., Овчинникова О.Г., Пебро М., ПапцоваА.Г., Серовой Е.В., Трейси М., Фаминского И.П., Фомичева В.И., Фрумкина Б.Е., Шайкина В.В., Шишаева А.И., Эллиота К.
Вместе с тем, проблема использования тарифного квотирования в системе межгосударственных отношений требует серьезного изучения. Для успешного внедрения этого инструмента в практику регулирования по отдельным продуктам необходима детальная проработка и серьезный анализ как уже имеющегося российского, так накопленного зарубежного опыта использования данного инструмента.
В трудах российских и зарубежных ученых, исследующих международную экономику в широком плане, сформированы необходимые базовые подходы для анализа механизма тарифного квотирования, а методологические особенности регулирования продовольственным рынком хорошо освещены в литературе по регулированию аграрного рынка. В диссертации также использованы публикации в периодических изданиях, аналитические исследования международных организаций и разработки научно- исследовательских институтов по вопросам развития мирохозяйственных связей России и совершенствования ее торговой политики.
Информационную базу работы составили российские нормативно-правовые акты по регулированию внешней торговли и сельскохозяйственной деятельности, документы и данные Государственного таможенного комитета РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомстата, материалы ЮНКТАД, ФАО, Секретариата ВТО, Центра европейской документации, Министерства сельского хозяйства Канады, Департамента сельского хозяйства США, Международного исследовательского консорциума по проблемам сельскохозяйственной торговли и других институтов
Цель исследования заключается в разработке предложений по применению тарифных квот в России на основе анализа теории, международного и отечественного опыта использования этого механизма на продовольственном рынке. В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
классифицировать меры внешнеторгового регулирования на продовольственном рынке и определить место и значение тарифной квоты;
систематизировать теоретические и методологические аспекты функционирования тарифной квоты;
оценить масштабы использования и степень влияния ТРК на мировую экономику в целом и на национальные экономики отдельных стран;
- изучить качественные и количественные характеристики ТРК, в том числе распределение тарифных квот по странам, их товарную специфику, основные проблемы функционирования и способы их решения;
выявить недостатки и преимущества введения ТРК на российском сахарном рынке, определить направления развития тарифного квотирования в России.
В качестве объекта исследования выступает продовольственный рынок, мировой и национальный (отдельных зарубежных стран и России). Предметом исследования является механизм тарифного квотирования.
Научная новизна работы состоит в следующем:
предложены классификации мер нетарифного регулирования внешней торговли на мировом продовольственном рынке, а также на продовольственном рынке России, с учетом его особенностей и специфики;
исследованы и обобщены международный опыт и проблемы использования механизма тарифного квотирования в агросекторе;
на основе анализа имеющегося российского опыта применения ТРК показаны положительные и отрицательные моменты функционирования квоты и выявлены факторы, определяющие эффективность ее применения;
- с учетом специфики продовольственного рынка даны рекомендации по совершенствованию законодательной базы применения ТРК в России, включая изменение статуса тарифной квоты, расширение механизмов управления процедурой тарифного квотирования;
разработаны предложения по применению тарифных квот на продовольственном рынке России.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования ее результатов для использования тарифной квоты в системе внешнеторговых отношений, а также при выработке позиции российской стороны в ходе переговоров по вступлению в ВТО по вопросам доступа на рынок сельскохозяйственной продукции.
Материалы диссертации могут быть использованы при разработке и чтении учебных курсов в системе вузовского и послевузовского образования.
Рекомендации по совершенствованию законодательной базы и предложения по механизмам управления тарифными квотами могут быть использованы Минсельхозом РФ, Минэкономразвития РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также органами законодательной власти.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, логически связанных между собой. В конце работы даны приложения и библиография.
В первой главе тарифная квота рассматривается в системе мер внешнеторгового регулирования. Анализируются существующие классификации внешнеторговых инструментов. Предлагается усовершенствованная классификация регуляторов внешней торговли, а также более узкая классификация нетарифных ограничителей. Рассматриваются теоретические и методологические аспекты тарифного квотирования. Тарифная квота сравнивается с двумя ближайшими к ней инструментами - тарифом и квотой. Дана графическая интерпретация тарифного квотирования в статике и в динамике (при либерализации тарифной квоты).
Во второй главе выделен и проанализирован опыт управления тарифными квотами в странах ВТО. Описан и оценен процесс тарификации, благодаря которому тарифная квота превратилась в один из самых распространенных регуляторов внешней торговли на продовольственной рынке. Выявлены основные проблемы функционирования тарифных квот и проанализированы способы их решения. Отдельное место отведено применению тарифных квот развивающимися странами. Исследованы возможные пути дальнейшего совершенствования механизма ТРК и его либерализации.
Заключительная третья глава целиком посвящена вопросам развития тарифного квотирования в России. Проанализирован небольшой российский опыт использования тарифных квот на сахарном рынке. Показаны причины неудачного введения тарифной квоты в 2001 году. Сформулированы рекомендации по совершенствованию российского законодательства в области тарифного квотирования. Определены основные преимущества и недостатки использования тарифных квот на российском продовольственном рынке. С учетом международной практики применения тарифных квот изучены варианты дальнейшего развития этого инструмента в стране. Сделаны выводы о перспективности применения тарифного квотирования на ряде продовольственных рынков России и необходимости отстаивания права использования этого инструмента после вступления в ВТО.
В Заключении даны основные сделанные в ходе исследования выводы, предложения и практические рекомендации по проблеме тарифного квотирования.
В Приложения вынесены графики, демонстрирующие процесс тарифного квотирования, и аналитические таблицы с данными по применению тарифных квот странами ВТО.
Апробация диссертационной работы
Основные положения диссертации нашли отражение в опубликованных работах, докладах в научных сборниках общим объемом 1 п.л. Выводы и рекомендации по результатам исследования были изложены автором и обсуждались на ежегодных конференциях «Ломоносовские чтения» Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 2000-2002 гг.
Вопрос регулирования внешней торговли продовольствием является принципиально важным для любой страны, независимо от ее статуса, так как он напрямую связан с проблемой продовольственной безопасности государства. Продовольственная безопасность обеспечивается за счет оптимального сочетания внутреннего производства и экспортно-импортной политики. При этом оптимальное сочетание будет варьироваться в зависимости от ситуации в стране. Кроме того, необходимо не забывать и о многофункциональной роли сельского хозяйства, значение которого высоко не только в вопросе обеспечения населения продовольствием и поддержания продовольственной безопасности, но и в решении ряда других, не менее серьезных проблем - занятости, социального и экономического развития, сохранения земель и природных ресурсов и пр.
Большая роль в процессе либерализации внешней торговли принадлежит Всемирной Торговой Организации (ВТО, прежде ГАТТ), объединяющей 145 государств. На Уругвайском раунде (УР) страны отказались от использования нетарифных регуляторов импорта в отношении продовольственных товаров, конвертировав их в тарифы. Единственным разрешенным к применению на продовольственном рынке (в обычных условиях) количественным инструментом оказалась тарифная квота (ТРК).
Тарифная квота является очень удобным инструментом, не только с точки зрения легальности в рамках ВТО и количественного воздействия. Этот инструмент может служить эффективным средством для защиты особо чувствительных рынков.
В России имеется небольшой опыт использования ТРК. Между тем, российский аграрный сектор нуждается в поддержке, учитывая его специфику и кризисное состояние. Применение ТРК позволяет обеспечить потребности промышленности и населения в импортной продукции и в то же время защитить отечественных сельхозпроизводителей.
Таким образом, актуальность темы обоснована необходимостью изучения теоретических и практических основ применения ТРК для успешного использования этого инструмента в системе регулирования продовольственного рынка России, с учетом ее присоединения к ВТО.
Тарифная квота занимает промежуточное положение между тарифом и квотой. Если двум последним инструментам посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных экономистов, то вопросы тарифного квотирования относительно слабо изучены. В западной литературе проблематика тарифного квотирования стала активно разрабатываться после Уругвайского раунда (УР), когда этот регулятор превратился в эффективное легальное средство защиты наиболее чувствительных продовольственных рынков. В России вопросы тарифного квотирования широко не изучались вследствие отсутствия практики применения этого инструмента.
Анализу проблем тарифного квотирования на рынке продовольствия посвящены в основном публикации зарубежных экономистов, среди которых можно выделить Аббота П., Вайнио Д., Джослинга Т., Морса Б., Пиарсона К., Рае А., Скалли Д., Эльбери А.
В более широком аспекте вопросы теории и практики внешнеторгового регулирования исследованы в трудах Бергстена С., Велькена Э., Данильцева А.В., Дюмулена И.И., Киселева С.В., Линдерта П.Х., Назаренко В.И., Овчинникова О.Г., Пебро М., ПапцоваА.Г., Серовой Е.В., Трейси М., Фаминского И.П., Фомичева В.И., Фрумкина Б.Е., Шайкина В.В., Шишаева А.И., Эллиота К.
Вместе с тем, проблема использования тарифного квотирования в системе межгосударственных отношений требует серьезного изучения. Для успешного внедрения этого инструмента в практику регулирования по отдельным продуктам необходима детальная проработка и серьезный анализ как уже имеющегося российского, так накопленного зарубежного опыта использования данного инструмента.
В трудах российских и зарубежных ученых, исследующих международную экономику в широком плане, сформированы необходимые базовые подходы для анализа механизма тарифного квотирования, а методологические особенности регулирования продовольственным рынком хорошо освещены в литературе по регулированию аграрного рынка. В диссертации также использованы публикации в периодических изданиях, аналитические исследования международных организаций и разработки научно- исследовательских институтов по вопросам развития мирохозяйственных связей России и совершенствования ее торговой политики.
Информационную базу работы составили российские нормативно-правовые акты по регулированию внешней торговли и сельскохозяйственной деятельности, документы и данные Государственного таможенного комитета РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомстата, материалы ЮНКТАД, ФАО, Секретариата ВТО, Центра европейской документации, Министерства сельского хозяйства Канады, Департамента сельского хозяйства США, Международного исследовательского консорциума по проблемам сельскохозяйственной торговли и других институтов
Цель исследования заключается в разработке предложений по применению тарифных квот в России на основе анализа теории, международного и отечественного опыта использования этого механизма на продовольственном рынке. В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
классифицировать меры внешнеторгового регулирования на продовольственном рынке и определить место и значение тарифной квоты;
систематизировать теоретические и методологические аспекты функционирования тарифной квоты;
оценить масштабы использования и степень влияния ТРК на мировую экономику в целом и на национальные экономики отдельных стран;
- изучить качественные и количественные характеристики ТРК, в том числе распределение тарифных квот по странам, их товарную специфику, основные проблемы функционирования и способы их решения;
выявить недостатки и преимущества введения ТРК на российском сахарном рынке, определить направления развития тарифного квотирования в России.
В качестве объекта исследования выступает продовольственный рынок, мировой и национальный (отдельных зарубежных стран и России). Предметом исследования является механизм тарифного квотирования.
Научная новизна работы состоит в следующем:
предложены классификации мер нетарифного регулирования внешней торговли на мировом продовольственном рынке, а также на продовольственном рынке России, с учетом его особенностей и специфики;
исследованы и обобщены международный опыт и проблемы использования механизма тарифного квотирования в агросекторе;
на основе анализа имеющегося российского опыта применения ТРК показаны положительные и отрицательные моменты функционирования квоты и выявлены факторы, определяющие эффективность ее применения;
- с учетом специфики продовольственного рынка даны рекомендации по совершенствованию законодательной базы применения ТРК в России, включая изменение статуса тарифной квоты, расширение механизмов управления процедурой тарифного квотирования;
разработаны предложения по применению тарифных квот на продовольственном рынке России.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования ее результатов для использования тарифной квоты в системе внешнеторговых отношений, а также при выработке позиции российской стороны в ходе переговоров по вступлению в ВТО по вопросам доступа на рынок сельскохозяйственной продукции.
Материалы диссертации могут быть использованы при разработке и чтении учебных курсов в системе вузовского и послевузовского образования.
Рекомендации по совершенствованию законодательной базы и предложения по механизмам управления тарифными квотами могут быть использованы Минсельхозом РФ, Минэкономразвития РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также органами законодательной власти.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, логически связанных между собой. В конце работы даны приложения и библиография.
В первой главе тарифная квота рассматривается в системе мер внешнеторгового регулирования. Анализируются существующие классификации внешнеторговых инструментов. Предлагается усовершенствованная классификация регуляторов внешней торговли, а также более узкая классификация нетарифных ограничителей. Рассматриваются теоретические и методологические аспекты тарифного квотирования. Тарифная квота сравнивается с двумя ближайшими к ней инструментами - тарифом и квотой. Дана графическая интерпретация тарифного квотирования в статике и в динамике (при либерализации тарифной квоты).
Во второй главе выделен и проанализирован опыт управления тарифными квотами в странах ВТО. Описан и оценен процесс тарификации, благодаря которому тарифная квота превратилась в один из самых распространенных регуляторов внешней торговли на продовольственной рынке. Выявлены основные проблемы функционирования тарифных квот и проанализированы способы их решения. Отдельное место отведено применению тарифных квот развивающимися странами. Исследованы возможные пути дальнейшего совершенствования механизма ТРК и его либерализации.
Заключительная третья глава целиком посвящена вопросам развития тарифного квотирования в России. Проанализирован небольшой российский опыт использования тарифных квот на сахарном рынке. Показаны причины неудачного введения тарифной квоты в 2001 году. Сформулированы рекомендации по совершенствованию российского законодательства в области тарифного квотирования. Определены основные преимущества и недостатки использования тарифных квот на российском продовольственном рынке. С учетом международной практики применения тарифных квот изучены варианты дальнейшего развития этого инструмента в стране. Сделаны выводы о перспективности применения тарифного квотирования на ряде продовольственных рынков России и необходимости отстаивания права использования этого инструмента после вступления в ВТО.
В Заключении даны основные сделанные в ходе исследования выводы, предложения и практические рекомендации по проблеме тарифного квотирования.
В Приложения вынесены графики, демонстрирующие процесс тарифного квотирования, и аналитические таблицы с данными по применению тарифных квот странами ВТО.
Апробация диссертационной работы
Основные положения диссертации нашли отражение в опубликованных работах, докладах в научных сборниках общим объемом 1 п.л. Выводы и рекомендации по результатам исследования были изложены автором и обсуждались на ежегодных конференциях «Ломоносовские чтения» Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 2000-2002 гг.
Тарифная квота принадлежит к нетарифным ограничителям импорта и входит в группу количественных регуляторов внешней торговли. Роль НТО в современном мире велика. Тарифная квота занимает особое место среди этих инструментов. Она позволяет гибко регулировать импортные поступления продукции, решая задачу сбалансированного обеспечения населения и отечественной промышленности в импортной продукции и защиты национального производства.
В России тарифная квота впервые была введена только в 2001 году, между тем как странами ВТО за последние годы был накоплен обширный опыт использования этого инструмента. Наибольшее распространение ТРК получила в результате проведения тарификации, тарифная квота сыграла одну из ключевых ролей в процессе либерализации торговли на продовольственном рынке.
Анализ опыта использования ТРК в странах ВТО показал, что данный инструмент позволяет эффективно решать различные задачи регулирования, усиливая его на определенных рынках и уменьшая на других. Механизм тарифного квотирования можно применять в качестве квоты, тарифа или двухуровнего тарифа. Он дает возможность одновременно насыщать рынок недостающей продукцией и осуществлять поддержку местного производства.
Основные проблемы функционирования рассматриваемого инструмента незаполненность ТРК и высокий (запретительный) уровень внеквотного тарифа. В работе рассмотрены способы решения этих проблем, которые необходимо учитывать и России в процессе введения ТРК на различных рынках.
Наряду с совершенствованием механизма тарифного квотирования в ближайшие годы в рамках проведения следующего раунда ВТО актуальной также будет проблема либерализации тарифной квоты. Либерализация может проводиться по трем сценариям (увеличение размеров квоты, снижение внеквотного тарифа, комбинация методов).
Таким образом, с одной стороны, для увеличения эффективности применения ТРК необходимы совершенствование законодательства, регламентация процесса управления тарифными квотами, унификация некоторых процедур.
С другой стороны, принимая во внимание, что этот инструмент применяется на самых чувствительных рынках, многие страны не заинтересованы к его совершенствовании и либерализации. Они будут препятствовать этому процессу. Поэтому в ближайшее время ТРК будут сохраняться вместе со многими своими недостатками. Для России очень важно учитывать двойственность происходящего процесса.
В России не сложилось пока развитых законодательной базы и механизмов практического применения ТРК. Четко не определено место тарифной квоты и ее статус. Узок перечень разрешаемых методов администрирования. Не описаны основные процедуры управления этим инструментом. В целях исправления такой ситуации на основе исследования западного и российского опыта применения ТРК, с учетом российских особенностей, был дан ряд рекомендации по совершенствованию использования механизма тарифного квотирования.
Для определения места ТРК среди инструментов внешнеторгового регулирования были рассмотрены их различные классификации. В результате исследования была разработана классификация нетарифных ограничителей, учитывающая особенности внешнеторгового регулирования на продовольственном рынке.
В итоге анализа тарифная квота была отнесена к количественным регуляторам внешней торговли. В связи с этим представляется целесообразным внести ясность в российское законодательство и предусмотреть возможность применения ТРК в одном документе - законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Необходимо внести изменения в законодательную базу (Налоговый Кодекс, законы "О таможенном тарифе" и "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"), расширив сферу применения тарифной квоты не только для развивающихся, но и развитых стран.
Следует детализировать действующие способы администрирования, расширив число альтернативных вариантов проведения аукционов. Требуется подробно раскрыть основные принципы и особенности функционирования упоминаемого в законе метода общей очереди.
Предлагается увеличить число разрешаемых законодательством способов администрирования тарифной квоты. В данной связи необходимо добавить к уже имеющимся исторический метод, пропорциональное лицензирование, распределение среди ассоциаций производителей, различные варианты смешанных методов и др.
Для обеспечения успешного применения ТРК, учитывая сложный характер этого механизма, необходимо дополнить существующее законодательство специальным положением (методикой), которое бы детально прописывало процесс управления тарифными квотами (процедуру тарифного квотирования, принципы определения основных параметров квоты и их связь с конъюнктурой рынка и программами внутренней поддержки).
Накопленный странами ВТО опыт показал, что режим тарифной квоты позволяет предоставлять преференции. Таким образом, даже после отмены преференциального статуса рассматриваемого инструмента, Россия может сохранить преференциальные ТРК на сахарном рынке или ввести такие ТРК на других рынках (при наличии экономической или политической необходимости).
При вступлении в ВТО у России могут возникнуть проблемы с получением права использования тарифных квот. Как отмечалось выше, в рамках ВТО данный инструмент был введен как альтернатива действовавшим до этого нетарифным регуляторам. В России же НТО широко никогда не использовались. Российским законодательством они предусмотрены только в качестве защитных мер. Однако России необходимо добиваться получения права на использование ТРК для наиболее чувствительных товаров.
На наш взгляд, для этого имеются серьезные основания. Во-первых, тарифные квоты относятся к инструментам, разрешенным правилами и нормами ВТО. Ими пользуются или имеют право пользоваться 45 стран-членов ВТО, в том числе страны Восточной Европы и некоторые постсоветские государства. Во-вторых, Россия в настоящее время применяет тарифное квотирование, хотя и только для сахара. В-третьих, монополия внешней торговли, которая существовала в СССР вплоть до 1992 г., может рассматриваться в качестве НТО. Другими словами, Россия может аргументировать получение права на ТРК принципиальной возможностью тарификации этой монополии.
Одним из доводов против применения ТРК является утверждение о сложности функционирования данного механизма и всех вытекающих из этого проблемах. Конечно, ТРК совсем не простой в использовании инструмент, его применение требует наличия хорошей юридической, экономической и статистической базы, четко отлаженного механизма работы. Однако возможные позитивные результаты его использования оправдывают эти трудности. Во многом универсальный характер рассматриваемого инструмента делает регулирование на продовольственном рынке гибким, позволяя легально обеспечивать защиту местных производителей без ущерба для рынка в целом. В России множество рынков нуждаются в таком инструменте, добиться права введения ТРК на них всех мы не сможем, но уже сейчас необходимо определить наиболее нуждающиеся и рассчитать основные параметры тарифных квот по ним.
Зарезервировать ТРК не означает немедленно начать их использовать. Многие члены ВТО получили право применения тарифных квот, но реально они не функционируют. Между тем, наличие права применения этого инструмента позволяет стране воспользоваться им в любой момент и в любых целях - защитных, политических, стратегических и пр.
На основе краткосрочных и долгосрочных программ развития потенциально перспективных и одновременно чувствительных к импорту отраслей необходимо разработать предложения по тарифным квотам. На наш взгляд, на переговорах ВТО нужно отстаивать право применения ТРК по таким продуктам, как сахар, мясо птицы, крахмал, сливочное масло. При этом целесообразно установление очень высоких (запретительных) внеквотных тарифов и оптимальных квот, которые позволили бы создать условия для развития отечественного производства.
В России тарифная квота впервые была введена только в 2001 году, между тем как странами ВТО за последние годы был накоплен обширный опыт использования этого инструмента. Наибольшее распространение ТРК получила в результате проведения тарификации, тарифная квота сыграла одну из ключевых ролей в процессе либерализации торговли на продовольственном рынке.
Анализ опыта использования ТРК в странах ВТО показал, что данный инструмент позволяет эффективно решать различные задачи регулирования, усиливая его на определенных рынках и уменьшая на других. Механизм тарифного квотирования можно применять в качестве квоты, тарифа или двухуровнего тарифа. Он дает возможность одновременно насыщать рынок недостающей продукцией и осуществлять поддержку местного производства.
Основные проблемы функционирования рассматриваемого инструмента незаполненность ТРК и высокий (запретительный) уровень внеквотного тарифа. В работе рассмотрены способы решения этих проблем, которые необходимо учитывать и России в процессе введения ТРК на различных рынках.
Наряду с совершенствованием механизма тарифного квотирования в ближайшие годы в рамках проведения следующего раунда ВТО актуальной также будет проблема либерализации тарифной квоты. Либерализация может проводиться по трем сценариям (увеличение размеров квоты, снижение внеквотного тарифа, комбинация методов).
Таким образом, с одной стороны, для увеличения эффективности применения ТРК необходимы совершенствование законодательства, регламентация процесса управления тарифными квотами, унификация некоторых процедур.
С другой стороны, принимая во внимание, что этот инструмент применяется на самых чувствительных рынках, многие страны не заинтересованы к его совершенствовании и либерализации. Они будут препятствовать этому процессу. Поэтому в ближайшее время ТРК будут сохраняться вместе со многими своими недостатками. Для России очень важно учитывать двойственность происходящего процесса.
В России не сложилось пока развитых законодательной базы и механизмов практического применения ТРК. Четко не определено место тарифной квоты и ее статус. Узок перечень разрешаемых методов администрирования. Не описаны основные процедуры управления этим инструментом. В целях исправления такой ситуации на основе исследования западного и российского опыта применения ТРК, с учетом российских особенностей, был дан ряд рекомендации по совершенствованию использования механизма тарифного квотирования.
Для определения места ТРК среди инструментов внешнеторгового регулирования были рассмотрены их различные классификации. В результате исследования была разработана классификация нетарифных ограничителей, учитывающая особенности внешнеторгового регулирования на продовольственном рынке.
В итоге анализа тарифная квота была отнесена к количественным регуляторам внешней торговли. В связи с этим представляется целесообразным внести ясность в российское законодательство и предусмотреть возможность применения ТРК в одном документе - законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Необходимо внести изменения в законодательную базу (Налоговый Кодекс, законы "О таможенном тарифе" и "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"), расширив сферу применения тарифной квоты не только для развивающихся, но и развитых стран.
Следует детализировать действующие способы администрирования, расширив число альтернативных вариантов проведения аукционов. Требуется подробно раскрыть основные принципы и особенности функционирования упоминаемого в законе метода общей очереди.
Предлагается увеличить число разрешаемых законодательством способов администрирования тарифной квоты. В данной связи необходимо добавить к уже имеющимся исторический метод, пропорциональное лицензирование, распределение среди ассоциаций производителей, различные варианты смешанных методов и др.
Для обеспечения успешного применения ТРК, учитывая сложный характер этого механизма, необходимо дополнить существующее законодательство специальным положением (методикой), которое бы детально прописывало процесс управления тарифными квотами (процедуру тарифного квотирования, принципы определения основных параметров квоты и их связь с конъюнктурой рынка и программами внутренней поддержки).
Накопленный странами ВТО опыт показал, что режим тарифной квоты позволяет предоставлять преференции. Таким образом, даже после отмены преференциального статуса рассматриваемого инструмента, Россия может сохранить преференциальные ТРК на сахарном рынке или ввести такие ТРК на других рынках (при наличии экономической или политической необходимости).
При вступлении в ВТО у России могут возникнуть проблемы с получением права использования тарифных квот. Как отмечалось выше, в рамках ВТО данный инструмент был введен как альтернатива действовавшим до этого нетарифным регуляторам. В России же НТО широко никогда не использовались. Российским законодательством они предусмотрены только в качестве защитных мер. Однако России необходимо добиваться получения права на использование ТРК для наиболее чувствительных товаров.
На наш взгляд, для этого имеются серьезные основания. Во-первых, тарифные квоты относятся к инструментам, разрешенным правилами и нормами ВТО. Ими пользуются или имеют право пользоваться 45 стран-членов ВТО, в том числе страны Восточной Европы и некоторые постсоветские государства. Во-вторых, Россия в настоящее время применяет тарифное квотирование, хотя и только для сахара. В-третьих, монополия внешней торговли, которая существовала в СССР вплоть до 1992 г., может рассматриваться в качестве НТО. Другими словами, Россия может аргументировать получение права на ТРК принципиальной возможностью тарификации этой монополии.
Одним из доводов против применения ТРК является утверждение о сложности функционирования данного механизма и всех вытекающих из этого проблемах. Конечно, ТРК совсем не простой в использовании инструмент, его применение требует наличия хорошей юридической, экономической и статистической базы, четко отлаженного механизма работы. Однако возможные позитивные результаты его использования оправдывают эти трудности. Во многом универсальный характер рассматриваемого инструмента делает регулирование на продовольственном рынке гибким, позволяя легально обеспечивать защиту местных производителей без ущерба для рынка в целом. В России множество рынков нуждаются в таком инструменте, добиться права введения ТРК на них всех мы не сможем, но уже сейчас необходимо определить наиболее нуждающиеся и рассчитать основные параметры тарифных квот по ним.
Зарезервировать ТРК не означает немедленно начать их использовать. Многие члены ВТО получили право применения тарифных квот, но реально они не функционируют. Между тем, наличие права применения этого инструмента позволяет стране воспользоваться им в любой момент и в любых целях - защитных, политических, стратегических и пр.
На основе краткосрочных и долгосрочных программ развития потенциально перспективных и одновременно чувствительных к импорту отраслей необходимо разработать предложения по тарифным квотам. На наш взгляд, на переговорах ВТО нужно отстаивать право применения ТРК по таким продуктам, как сахар, мясо птицы, крахмал, сливочное масло. При этом целесообразно установление очень высоких (запретительных) внеквотных тарифов и оптимальных квот, которые позволили бы создать условия для развития отечественного производства.
Подобные работы
- ТАРИФНЫЕ КВОТЫ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Тарифные квоты в системе регулирования продовольственного рынка
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА В ПРАКТИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАН ОБЩЕГО РЫНКА ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ АФРИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ
АДМИНИСТРАЦИЙ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Роль таможенных платежей в развитии производства и экспорта сельскохозяйственной продукции (Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова (Брянский филиал))
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Деятельность таможенных органов по обеспечению экономической безопасности России
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ВНЕШНЕТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА ТЕРРИТОРИИ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018



