НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ: ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО КОМПЛЕКСНЫМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
|
Введение
3
1 Понятие и экономическое содержание налогового потенциала субъекта федерации 11
1.1 Теоретико-методические подходы к определению понятия и выявлению
сущности налогового потенциала субъекта РФ 11
1.2 Факторы, определяющие величину налогового потенциала
субъектов Российской Федерации и показатели его оценки
30
1.3 Особенности подходов к оценке налогового потенциала региона....
2 Методический подход к комплексной оценке и прогнозу налогового потенциала субъекта федерации
2.1 Теоретико-методические основы и особенности оценки и прогнозирования налогового потенциала субъекта федерации
2.2 Совершенствование системы требований к комплексной оценке налогового потенциала субъекта федерации
3 Разработка прогноза налогового потенциала субъекта федерации (на примере Хабаровского края)
3.1 Состояние и тенденции развития экономики Хабаровского края...
3.2 Краткосрочное моделирование показателей налогового потенциала
субъектов федерации Дальневосточного федерального округа
3.3 Краткосрочный прогноз налогового потенциала субъекта федерации на основе моделей интервального регрессионного анализа..
172 Заключение
182 Список использованных источников
191
Приложения 207
3
1 Понятие и экономическое содержание налогового потенциала субъекта федерации 11
1.1 Теоретико-методические подходы к определению понятия и выявлению
сущности налогового потенциала субъекта РФ 11
1.2 Факторы, определяющие величину налогового потенциала
субъектов Российской Федерации и показатели его оценки
30
1.3 Особенности подходов к оценке налогового потенциала региона....
2 Методический подход к комплексной оценке и прогнозу налогового потенциала субъекта федерации
2.1 Теоретико-методические основы и особенности оценки и прогнозирования налогового потенциала субъекта федерации
2.2 Совершенствование системы требований к комплексной оценке налогового потенциала субъекта федерации
3 Разработка прогноза налогового потенциала субъекта федерации (на примере Хабаровского края)
3.1 Состояние и тенденции развития экономики Хабаровского края...
3.2 Краткосрочное моделирование показателей налогового потенциала
субъектов федерации Дальневосточного федерального округа
3.3 Краткосрочный прогноз налогового потенциала субъекта федерации на основе моделей интервального регрессионного анализа..
172 Заключение
182 Список использованных источников
191
Приложения 207
Актуальность диссертационного исследования. Проводимые сегодня в России экономические и политические преобразования выявили немало проблем практического и научного характера. Их обсуждение на самых различных уровнях вызвано не столько политической конъюнктурой, сколько необходимостью понимания перспектив проведения социально-экономических реформ в России и выявления потенциала резервов и ресурсов, которые следует привлечь, чтобы достичь экономического роста, выполнения социальных программ, обеспечения национальной безопасности и т.п.
На современном этапе развития финансово-экономической системы государства является актуальным вопрос наполнения доходной части бюджета, основную долю которой составляют налоговые поступления. В результате поиска путей увеличения налоговых поступлений в бюджет объективно возникает необходимость привлечения дополнительных доходов в налоговую систему в качестве источника налоговых поступлений. В процессе исследований в данной области появилось немало новых понятий, среди которых и понятие «налоговый потенциал территории».
Существенные проблемы трансформации государственного управления, обеспечения эффективности налогового администрирования оказывают значительное влияние как на социально-экономическое развитие территорий, так и на деятельность конкретных субъектов хозяйствования. Последовательное преобразование налоговой системы на принципах снижения налогового бремени на товаропроизводителя, стимулирования развития производства, а также отказа государства от практики перманентного изменения налогового законодательства относится к числу важнейших условий формирования в России благоприятного инвестиционного климата, восстановления и повышения активности предприятий реального сектора экономики, наращивания их налогового потенциала.
Поскольку налоговый потенциал определяет возможности территориальной единицы в формировании поступлений налоговых платежей в государственную бюджетную систему и может являться основой для прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты всех уровней как России, так и отдельных субъектов федерации, решение задач оценки и прогнозирования налогового потенциала каждого субъекта Российской Федерации выходят на первый план. В этой связи значительно возрастает потребность в разработке научных подходов по точному определению и оценке налогового потенциала, подборе соответствующего инструментария и совершенствовании методики прогнозирования налогового потенциала субъектов федерации на перспективу.
Научное исследование проблемы налогового потенциала и разработка методического аппарата его оценки и прогнозирования необходимы также для определения инвестиционной привлекательности регионов и принятия необходимых мер по реформированию действующей налоговой и бюджетной системы Российской Федерации. Поиск ответов на поставленные выше вопросы предопределил необходимость проведения настоящего диссертационного исследования, его актуальность и значимость.
Степень разработанности проблемы. У истоков научного знания в исследуемой области финансов стояли такие классики экономической науки как А. Вебер, С. Брю, Д. Канар, Дж. М. Кейнс, К. Макконелл, К. Маркс, В. Парето, У. Петти, А. Смит и др. Исследованиям проблемы налогового потенциала посвящены труды С.В. Барулина, О.В. Богачевой, М.К. Бункиной, В.Н. Видяпина, И.В. Горского, А.З. Дадашева, Г.П. Журавлёвой, П.А. Кадочникова, Н.И. Климовой, А.Л. Коломиец, А.М. Лаврова, О.В. Лугового, Н.Д. Матрусова, С.Д. Надеждиной, А.И. Новиковой, Г.А. Парсаданова, С.Г. Синельникова-Мурылёва, О.В. Терещенко, И.В. Трунина, В.А Фёдоров,
А.И. Фисенко, В.Б. Христенко, Р.И. Шнипера, Т.Ф. Юткиной, а также зарубежных авторов, среди которых С. Энид, С. Барроу, Р. Берд и др.
По данной проблематике защищали диссертации ряд исследователей, среди которых
Н.В. Кашина, Е.С. Осипова, И.И. Ибрагимова и др.
Имеющиеся исследования, безусловно, внесли существенный вклад в изучение природы и совершенствование налоговых отношений, в частности по вопросам, касающимся налогового потенциала регионов. Тем не менее, многие проблемы в этой сфере исследованы ещё в недостаточной степени. Появились и новые нюансы этих проблем, которые требуют научного осмысления и своего разрешения.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является теоретическое обоснование необходимости совершенствования методик оценки и прогнозирования налогового потенциала субъекта Российской Федерации. Полигоном апробации авторских идей избран Хабаровский край.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
— провести научное исследование категории налогового потенциала и дополнить понимание её сущности применительно к региону;
— установить, дополнить и систематизировать факторы, определяющие уровень налогового потенциала субъекта федерации, провести оценку их влияния на экономическое развитие соответствующей территории;
— изучить современные методы оценки налогового потенциала субъекта федерации, синтезировать их и наполнить новым содержанием в рамках авторских методических подходов;
— разработать методические приёмы комплексной оценки налогового потенциала субъекта федерации и предложить экономико-математический инструментарий его краткосрочного прогнозирования;
— выявить и научно обосновать специфику влияния внутренних и внешних экономических, финансовых и организационно-управленческих факторов и параметров, влияющих на налоговый потенциал, для выработки адекватной модели его комплексной оценки и прогнозирования;
— на основе авторских научных воззрений и разработанных методик провести с целью их апробации оценку и разработать прогноз налогового потенциала Хабаровского края на 2005 — 2006 гг.
Объектом исследования выступает теория и практика формирования доходной части бюджета субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования являются научные основы и методики оценки и прогнозирования налогового потенциала субъектов Российской Федерации и адекватные им методики применения.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по философии, экономике, финансам, налогообложению, статистике и эконометрике.
В процессе решения поставленных в работе задач использовались методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, логический и исторический методы, экономико-математические методы, положения теории вероятностей и эконометрики.
Для обработки цифровых массивов и графического представления информации и результатов использованы программы SPSS v.12, Microsoft Excel.
Информационная основа исследования. Информационной базой работы являются нормативные акты Российской Федерации, данные государственной статистической отчётности, статистические данные Госкомстата РФ, специальная научная и учебно-методическая литература, материалы периодической печати, электронные ресурсы, Internet.
Научные результаты. Наиболее существенные научные результаты, полученные автором:
— дана многоаспектная характеристика и уточнено понятие «налоговый потенциал» для его оценки и прогнозирования на уровне региона —субъекта федерации;
— исследована специфика и направления влияния системы факторов на динамику налогового потенциала субъектов федерации Дальневосточного федерального округа;
— систематизированы подходы к оценке налогового потенциала регионов и разработаны методические приёмы, учитывающие особенности субъектов федерации Дальневосточного федерального округа;
— выявлена специфическая зависимость между состоянием, тенденциями и темпами развития экономики Хабаровского края и его налоговым потенциалом;
— научно обоснована целесообразность и эффективность применения регрессионных моделей для прогнозирования налогового потенциала субъекта федерации на краткосрочную перспективу и оценена их надёжность; построена и апробирована авторская модель краткосрочного прогноза налогового потенциала Хабаровского края на 2005 — 2006 гг.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— внесены содержательные дополнения в определение категории « налоговый потенциал» региона (субъекта федерации) в тактическом и стратегическом планах. В тактическом аспекте налоговый потенциал — это возможность ресурсной базы региона приносить реальные бюджетные доходы в виде налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства, с учётом сложившихся условий использования всех налоговых источников, фактически вовлечённых в общественное производство. В стратегическом аспекте — это максимально возможный объём финансовых ресурсов, который может быть мобилизован в системе национального хозяйства региона через налогообложение при оптимальном и обоснованном использовании каждого из имеющихся ресурсов региона;
— предложена авторская классификация факторов, определяющих налоговый потенциал субъекта федерации, и дана оценка воздействия данных факторов на налоговый потенциал региона с позиции их влияния на ресурсную его базу;
— разработан методический подход к оценке налогового потенциала субъекта федерации на основе комплексных макроэкономических показателей развития региона (на примере Хабаровского края), учитывающий социально-экономические особенности субъектов федерации Дальневосточного федерального округа;
— систематизированы специфические для субфедерального уровня Российской Федерации внутрирегиональные и межрегиональные макроэкономические эффекты, влияющие на налоговый потенциал субъекта федерации, его оценку и прогноз. Теоретическая значимость диссертации состоит в дальнейшем развитии и углублении научных основ организации государственной системы налогообложения, включающей в себя разработку методических подходов к построению и совершенствованию системы формирования и перераспределения финансовых потоков, в зависимости от ресурсной обеспеченности территорий.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что использование его результатов позволят принимать обоснованные решения при прогнозировании налогового потенциала на уровне субъекта федерации, используя при этом методику оценки и прогнозирования налогового потенциала субъекта федерации на основе комплексных макроэкономических показателей развития региона. При этом учитываются социально-экономические особенности субъектов федерации Дальневосточного федерального округа.
Основные выводы диссертации использованы региональными органами власти при формировании бюджетов субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, в частности Хабаровского края. В частности это касается рекомендаций по изменению подхода региональных властей к использованию методов прямого счета.
Апробация результатов. Полученные результаты изложены в материалах V Международной научно-практической конференции «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика» (С.-Петербург, 2004), I Межрегиональной научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и соискателей «Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России», (Хабаровск, 2003). Основные выводы и положения диссертационного исследования были приняты и учтены в работе по финансовой координации деятельности субъектов Дальневосточного региона Полномочным представительством Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
Результаты диссертационной работы использованы при координации действий региональных властей при оценке налоговой нагрузки на региональные ресурсы, а также при формировании бюджетов регионов Дальневосточного федерального округа. Материалы и результаты исследования нашли своё отражение в учебно-методических комплексах дисциплин по специальности «Налоги и налогообложение» в Дальневосточном государственном университете.
По результатам проведённого исследования опубликовано 5 научных работ общим объёмом 2,5 п.л., в том числе авторских — 2,2 п.л.
Основное содержание диссертации представлено на 206 стр. и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы из 209 источников и 14 приложений. Работа содержит 16 рис., 23 табл., 39 формул.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, методологическая и информационная базы исследования, сформулированы научные результаты и их научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первом разделе раскрывается понятие и экономическое содержание налогового потенциала субъекта федерации, систематизируются и исследуются факторы, определяющие налоговый потенциал, определяются особенности подходов к его оценке. Во втором разделе представлен методический подход к комплексной оценке налогового потенциала региона, обоснована целесообразность использования экономико-математических методов для его оценки и прогнозирования, предложена система требований к комплексной оценке налогового потенциала субъекта федерации, учитывающая специфику субъектов Дальневосточного федерального округа.
В третьем разделе дана характеристика Хабаровского края как объекта налогообложения, выявлена зависимость между состоянием и темпами социально-экономического развития региона и его налоговым потенциалом, разработана модель оценки и прогнозирования налогового потенциала субъекта федерации Дальневосточного федерального округа на краткосрочную перспективу на примере указанного края, оценена её адекватность и точность по экономическим и статистическим критериям.
В заключении приведены основные выводы и результаты диссертационного исследования.
На современном этапе развития финансово-экономической системы государства является актуальным вопрос наполнения доходной части бюджета, основную долю которой составляют налоговые поступления. В результате поиска путей увеличения налоговых поступлений в бюджет объективно возникает необходимость привлечения дополнительных доходов в налоговую систему в качестве источника налоговых поступлений. В процессе исследований в данной области появилось немало новых понятий, среди которых и понятие «налоговый потенциал территории».
Существенные проблемы трансформации государственного управления, обеспечения эффективности налогового администрирования оказывают значительное влияние как на социально-экономическое развитие территорий, так и на деятельность конкретных субъектов хозяйствования. Последовательное преобразование налоговой системы на принципах снижения налогового бремени на товаропроизводителя, стимулирования развития производства, а также отказа государства от практики перманентного изменения налогового законодательства относится к числу важнейших условий формирования в России благоприятного инвестиционного климата, восстановления и повышения активности предприятий реального сектора экономики, наращивания их налогового потенциала.
Поскольку налоговый потенциал определяет возможности территориальной единицы в формировании поступлений налоговых платежей в государственную бюджетную систему и может являться основой для прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты всех уровней как России, так и отдельных субъектов федерации, решение задач оценки и прогнозирования налогового потенциала каждого субъекта Российской Федерации выходят на первый план. В этой связи значительно возрастает потребность в разработке научных подходов по точному определению и оценке налогового потенциала, подборе соответствующего инструментария и совершенствовании методики прогнозирования налогового потенциала субъектов федерации на перспективу.
Научное исследование проблемы налогового потенциала и разработка методического аппарата его оценки и прогнозирования необходимы также для определения инвестиционной привлекательности регионов и принятия необходимых мер по реформированию действующей налоговой и бюджетной системы Российской Федерации. Поиск ответов на поставленные выше вопросы предопределил необходимость проведения настоящего диссертационного исследования, его актуальность и значимость.
Степень разработанности проблемы. У истоков научного знания в исследуемой области финансов стояли такие классики экономической науки как А. Вебер, С. Брю, Д. Канар, Дж. М. Кейнс, К. Макконелл, К. Маркс, В. Парето, У. Петти, А. Смит и др. Исследованиям проблемы налогового потенциала посвящены труды С.В. Барулина, О.В. Богачевой, М.К. Бункиной, В.Н. Видяпина, И.В. Горского, А.З. Дадашева, Г.П. Журавлёвой, П.А. Кадочникова, Н.И. Климовой, А.Л. Коломиец, А.М. Лаврова, О.В. Лугового, Н.Д. Матрусова, С.Д. Надеждиной, А.И. Новиковой, Г.А. Парсаданова, С.Г. Синельникова-Мурылёва, О.В. Терещенко, И.В. Трунина, В.А Фёдоров,
А.И. Фисенко, В.Б. Христенко, Р.И. Шнипера, Т.Ф. Юткиной, а также зарубежных авторов, среди которых С. Энид, С. Барроу, Р. Берд и др.
По данной проблематике защищали диссертации ряд исследователей, среди которых
Н.В. Кашина, Е.С. Осипова, И.И. Ибрагимова и др.
Имеющиеся исследования, безусловно, внесли существенный вклад в изучение природы и совершенствование налоговых отношений, в частности по вопросам, касающимся налогового потенциала регионов. Тем не менее, многие проблемы в этой сфере исследованы ещё в недостаточной степени. Появились и новые нюансы этих проблем, которые требуют научного осмысления и своего разрешения.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является теоретическое обоснование необходимости совершенствования методик оценки и прогнозирования налогового потенциала субъекта Российской Федерации. Полигоном апробации авторских идей избран Хабаровский край.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
— провести научное исследование категории налогового потенциала и дополнить понимание её сущности применительно к региону;
— установить, дополнить и систематизировать факторы, определяющие уровень налогового потенциала субъекта федерации, провести оценку их влияния на экономическое развитие соответствующей территории;
— изучить современные методы оценки налогового потенциала субъекта федерации, синтезировать их и наполнить новым содержанием в рамках авторских методических подходов;
— разработать методические приёмы комплексной оценки налогового потенциала субъекта федерации и предложить экономико-математический инструментарий его краткосрочного прогнозирования;
— выявить и научно обосновать специфику влияния внутренних и внешних экономических, финансовых и организационно-управленческих факторов и параметров, влияющих на налоговый потенциал, для выработки адекватной модели его комплексной оценки и прогнозирования;
— на основе авторских научных воззрений и разработанных методик провести с целью их апробации оценку и разработать прогноз налогового потенциала Хабаровского края на 2005 — 2006 гг.
Объектом исследования выступает теория и практика формирования доходной части бюджета субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования являются научные основы и методики оценки и прогнозирования налогового потенциала субъектов Российской Федерации и адекватные им методики применения.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по философии, экономике, финансам, налогообложению, статистике и эконометрике.
В процессе решения поставленных в работе задач использовались методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, логический и исторический методы, экономико-математические методы, положения теории вероятностей и эконометрики.
Для обработки цифровых массивов и графического представления информации и результатов использованы программы SPSS v.12, Microsoft Excel.
Информационная основа исследования. Информационной базой работы являются нормативные акты Российской Федерации, данные государственной статистической отчётности, статистические данные Госкомстата РФ, специальная научная и учебно-методическая литература, материалы периодической печати, электронные ресурсы, Internet.
Научные результаты. Наиболее существенные научные результаты, полученные автором:
— дана многоаспектная характеристика и уточнено понятие «налоговый потенциал» для его оценки и прогнозирования на уровне региона —субъекта федерации;
— исследована специфика и направления влияния системы факторов на динамику налогового потенциала субъектов федерации Дальневосточного федерального округа;
— систематизированы подходы к оценке налогового потенциала регионов и разработаны методические приёмы, учитывающие особенности субъектов федерации Дальневосточного федерального округа;
— выявлена специфическая зависимость между состоянием, тенденциями и темпами развития экономики Хабаровского края и его налоговым потенциалом;
— научно обоснована целесообразность и эффективность применения регрессионных моделей для прогнозирования налогового потенциала субъекта федерации на краткосрочную перспективу и оценена их надёжность; построена и апробирована авторская модель краткосрочного прогноза налогового потенциала Хабаровского края на 2005 — 2006 гг.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— внесены содержательные дополнения в определение категории « налоговый потенциал» региона (субъекта федерации) в тактическом и стратегическом планах. В тактическом аспекте налоговый потенциал — это возможность ресурсной базы региона приносить реальные бюджетные доходы в виде налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства, с учётом сложившихся условий использования всех налоговых источников, фактически вовлечённых в общественное производство. В стратегическом аспекте — это максимально возможный объём финансовых ресурсов, который может быть мобилизован в системе национального хозяйства региона через налогообложение при оптимальном и обоснованном использовании каждого из имеющихся ресурсов региона;
— предложена авторская классификация факторов, определяющих налоговый потенциал субъекта федерации, и дана оценка воздействия данных факторов на налоговый потенциал региона с позиции их влияния на ресурсную его базу;
— разработан методический подход к оценке налогового потенциала субъекта федерации на основе комплексных макроэкономических показателей развития региона (на примере Хабаровского края), учитывающий социально-экономические особенности субъектов федерации Дальневосточного федерального округа;
— систематизированы специфические для субфедерального уровня Российской Федерации внутрирегиональные и межрегиональные макроэкономические эффекты, влияющие на налоговый потенциал субъекта федерации, его оценку и прогноз. Теоретическая значимость диссертации состоит в дальнейшем развитии и углублении научных основ организации государственной системы налогообложения, включающей в себя разработку методических подходов к построению и совершенствованию системы формирования и перераспределения финансовых потоков, в зависимости от ресурсной обеспеченности территорий.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что использование его результатов позволят принимать обоснованные решения при прогнозировании налогового потенциала на уровне субъекта федерации, используя при этом методику оценки и прогнозирования налогового потенциала субъекта федерации на основе комплексных макроэкономических показателей развития региона. При этом учитываются социально-экономические особенности субъектов федерации Дальневосточного федерального округа.
Основные выводы диссертации использованы региональными органами власти при формировании бюджетов субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, в частности Хабаровского края. В частности это касается рекомендаций по изменению подхода региональных властей к использованию методов прямого счета.
Апробация результатов. Полученные результаты изложены в материалах V Международной научно-практической конференции «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика» (С.-Петербург, 2004), I Межрегиональной научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и соискателей «Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России», (Хабаровск, 2003). Основные выводы и положения диссертационного исследования были приняты и учтены в работе по финансовой координации деятельности субъектов Дальневосточного региона Полномочным представительством Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
Результаты диссертационной работы использованы при координации действий региональных властей при оценке налоговой нагрузки на региональные ресурсы, а также при формировании бюджетов регионов Дальневосточного федерального округа. Материалы и результаты исследования нашли своё отражение в учебно-методических комплексах дисциплин по специальности «Налоги и налогообложение» в Дальневосточном государственном университете.
По результатам проведённого исследования опубликовано 5 научных работ общим объёмом 2,5 п.л., в том числе авторских — 2,2 п.л.
Основное содержание диссертации представлено на 206 стр. и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы из 209 источников и 14 приложений. Работа содержит 16 рис., 23 табл., 39 формул.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, методологическая и информационная базы исследования, сформулированы научные результаты и их научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первом разделе раскрывается понятие и экономическое содержание налогового потенциала субъекта федерации, систематизируются и исследуются факторы, определяющие налоговый потенциал, определяются особенности подходов к его оценке. Во втором разделе представлен методический подход к комплексной оценке налогового потенциала региона, обоснована целесообразность использования экономико-математических методов для его оценки и прогнозирования, предложена система требований к комплексной оценке налогового потенциала субъекта федерации, учитывающая специфику субъектов Дальневосточного федерального округа.
В третьем разделе дана характеристика Хабаровского края как объекта налогообложения, выявлена зависимость между состоянием и темпами социально-экономического развития региона и его налоговым потенциалом, разработана модель оценки и прогнозирования налогового потенциала субъекта федерации Дальневосточного федерального округа на краткосрочную перспективу на примере указанного края, оценена её адекватность и точность по экономическим и статистическим критериям.
В заключении приведены основные выводы и результаты диссертационного исследования.
Сегодня проблема увеличения доходной части государственного бюджета остаётся весьма актуальной, поскольку для развития российской экономики требуются средства на финансирование не только обязательных текущих расходов, но и на финансирование социально-экономических целевых программ, государственного долга и т.д.
В связи с этим на первый план выходит проблема оценки возможностей регионов приносить всё больше доходов в бюджетную систему страны. При этом для характеристики данной возможности уже на протяжении нескольких лет используется понятие налогового потенциала регионов.
В настоящей работе рассмотрена проблема оценки налогового потенциала территории на примере субъекта федерации. Проведённое исследование позволяет автору сформулировать следующие выводы и предложения.
1. В ходе проводимых в настоящее время экономических реформ в России во весь рост встала проблема исследования качественно нового понятия — налогового потенциала субъекта федерации. Эта категория получила определённое положение и развитие в теории и практике экономической и финансовой деятельности как у нас в стране, так и зарубежом. Однако содержание этого понятия до сих пор определено, на наш взгляд, недостаточно корректно, глубоко и полно. В связи с этим нами предпринята попытка доуточнения формулировки данного понятия применительно к субъекту федерации на основе изучения существующих сегодня работ по данной проблематике, в том числе и наиболее значимых, на наш взгляд, его элементов.
В связи с этим, в диссертации рассмотрен и проанализирован ряд точек зрения на категорию «налоговый потенциал». Их анализ позволяет нам рассмотреть это понятие в двух его аспектах или ипостасях. Первый аспект — стратегический. Он базируется на предположении об оптимальности и целесообразности использования всех экономических ресурсов региона в целях увеличения национального богатства посредством определения значимости данных ресурсов. С позиции региональных экономических ресурсов мы определяем налоговый потенциал как максимально возможный объём финансовых ресурсов, который может быть мобилизован в системе национального хозяйства региона через налогообложение при оптимальном и обоснованном использовании каждого из имеющихся ресурсов региона.
Второй аспект — тактический. Согласно ему, мы исходим из возможностей действующей налоговой системы мобилизовать имеющиеся ресурсы в бюджетную систему государства. С этих позиций налоговый потенциал понимается нами как возможность ресурсной базы региона приносить реальные доходы в бюджетную систему государства в виде налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства, с учётом сложившихся условий использования всех налоговых источников, фактически вовлечённых в общественное производство.
Реализация любого подхода к определению налогового потенциала для целей его оценки, зависит от круга поставленных задач. Так, стратегический аспект решает задачи долгосрочного планирования и реформирования налоговой системы с целью улучшения финансово-экономической ситуации государства в целом, что требует идеализации налоговой системы для каждого отдельно взятого региона (в данном случае имеет место абстракция в толковании категории налогового потенциала).
Тактический же аспект более целесообразен для определения места того или иного региона в экономике государства, межбюджетного выравнивания асимметрии в развитии регионов, оценки деятельности налоговых органов отдельных территорий и краткосрочного планирования налоговых поступлений в бюджетную систему государства. В диссертации мы используем тактический аспект в определении налогового потенциала, понимаемого как возможность налоговой системы аккумулировать региональные ресурсы в бюджетную систему государства. При этом для оценки и прогноза налогового потенциала необходимо принимать во внимание совокупные показатели ресурсной обеспеченности региона и региональные налоговые результаты.
2. Для того чтобы установить место налогового потенциала в финансово-экономической системе субъекта федерации мы определили систему факторов, которая предопределяет величину и структуру налогового потенциала региона. Учёт данных факторов, имеющих место в том или ином регионе, на наш взгляд, помогает с наибольшей точностью обосновать и оценить динамику развития региона, его ресурсной базы и создать основу для прогнозирования состояния региона в будущем. Среди наиболее значимых факторов, на наш взгляд следует выделить географические, социально-демографические, экономические, финансово-экономические, политические факторы, а также природно-климатические условия, научный потенциал и научно-технический прогресс. С учётом данных факторов выявлены показатели наиболее тесно связанные с исследуемой категорией и установлены эффекты, действующие в большей или меньшей степени на распределение и динамику налогового потенциала. В результате чего мы можем отметить необходимость их учёта в процессе оценки и прогнозирования налогового потенциала субъекта федерации.
Оценка налогового потенциала региона предполагает использование системы показателей. При её определении мы руководствовались тем, что данная система показателей в целом должна отвечать общим требованиям, предъявляемым к системе показателей любого раздела социально-экономической статистики и учитывать всё многообразие факторов, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе и влияющие на налоговый потенциал. В ней выделяются частные и общие показатели. Поскольку речь идет именно о системе показателей, то это предполагает наличие взаимосвязи между ними. Система показателей предполагает, что все показатели взаимосвязаны и ориентированы на достижение цели исследования; она строится на единых методологических принципах, что является необходимой предпосылкой их сопоставимости; система показателей должна быть компактной, что не исключает дополнения обобщающих показателей показателями подсистемы.
Помимо факторов и показателей при оценке налогового потенциала региона нами выявлены макроэкономические и мезоэкономические (на уровне региона) эффекты, которые (аналогично факторам) влияют на налоговый потенциал и достоверность его оценки.
3. Исходя из определения налогового потенциала как возможности ресурсной базы региона при сложившихся условиях использования всех фактически вовлечённых в общественное производство налоговых источников приносить реальные налоговые доходы в виде налогов и сборов, исчисленные в условиях действующего законодательства, в бюджетную систему государства, в данной работе проанализированы подходы к выбору показателя для его оценки. При анализе налоговых поступлений, в первую очередь, мы выделяем параметры, которые позволяют оценить влияние происходящих макроэкономических процессов на налоговый потенциал территорий. Это связано с тем, что наиболее сильное влияние на величину налогового потенциала оказывают именно эти факторы и эффекты. Наиболее важным при этом является оценка влияния экономической активности территории (и населения) на налоговые поступления, то есть рассмотрение показателей, отражающих воспроизводственные процессы, непосредственно влияющие на базу налогообложения, а соответственно и на уровень налогового потенциала. По нашему мнению, налоговый потенциал характеризуется экономической и финансовой структурой региона, а также его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, определяемой налоговыми базами. В связи с этим при оценке налогового потенциала регионов Российской Федерации показатель, основанный на собранных в прошлом платежах, не может, по нашему мнению, рассматриваться в качестве оптимального. В данной ситуации более целесообразны альтернативные показатели налогового потенциала, основанные на данных за текущий год и исключающие негативное влияние временного фактора. При рассмотрении различных показателей, на основе которых может производиться оценка, мы пришли к выводу о том, что наиболее приемлемыми в данном случае, являются, прежде всего, косвенные показатели, характеризующие ту или иную налогооблагаемую базу, в том числе макроэкономическое состояние и динамику развития регионов.
4. Как известно, все экономические процессы тесно взаимосвязаны. Поэтому теоретически необходимо разрабатывать одну общую модель прогноза налогового потенциала. Однако на практике не целесообразно ставить задачу прогнозирования всеобъемлюще, т.к. могут возникнуть трудности методологического характера. Это объясняется тем, что модель должна быть не только достаточно операциональна и прозрачна, но и понятна пользователю. В связи с этим в практике прогнозирования используются различного рода упрощения и ограничения. Наиболее часто используемые пути упрощения глобальной задачи можно подразделить на следующие группы:
— упрощение анализа и расчётов за счёт уменьшения степени точности и полноты решения задачи;
— снижение размерности задачи путем агрегирования информации;
— разделение глобальной задачи на ряд подзадач .
Проблемы оценки заключаются в том, что повышение уровня агрегирования прогнозно-аналитической информации приводит к тому, что теряется нужная информация, и, следовательно, увеличивается неопределённость как в оценке состояния экономики, так и в прогнозах её развития. Однако из анализа возможных потерь информации не следует делать вывод о том, что степень агрегирования всегда должна быть минимальной, поскольку выбор уровня детализации информации зависит и от других факторов. Сама по себе оценка альтернативных результатов, различных вариантов прогноза с целью выбора наиболее рационального является довольно сложной задачей, а если эти результаты и прогнозы представлены в очень подробной форме, то сложность оценки повышается во много раз. Если множество показателей сформировано таким образом, что определённые переменные остаются достаточно устойчивыми в его границах, то агрегирование указанных переменных будет связано с незначительными потерями в точности соответствующих оценок.
Проблемы точности и достоверности анализа и прогнозов связаны с тем, что невозможно сформировать точное представление о состоянии экономики и получить достаточно надёжные прогнозы, располагая при этом только агрегированными данными. Вместе с тем, используя метод агрегирования, следует стремиться к тому, чтобы соответствующие потери в точности и достоверности были незначительными. Желательно, чтобы агрегированные показатели были статистически значимы, административно приемлемы, довольно, легко интерпретируемы. Кроме того, при агрегировании необходимо принимать во внимание проблемы оценки и требование операциональности, особенно для краткосрочных прогнозов.
5. Наиболее приемлемым в российских условиях методом оценки налогового потенциала мы считаем метод расчёта регионального налогового потенциала, основанный на косвенной оценке потенциальных налоговых обязательств налогоплательщиков региона при условии применения региональными властями средних по Дальневосточному федеральному округу налоговых усилий. Такой расчёт основывается на оценке налоговой базы как величины, зависимой от одного или нескольких макроэкономических показателей, характеризующих конечный доход в регионе. Данный метод включает в себя как элементы метода репрезентативной налоговой системы (при расчётах принимается база по налогам), так и метода оценки налогового потенциала на базе
макроэкономических показателей (оценка налоговой базы опирается на независимые от местных властей соответствующие макроэкономические показатели).
Данная оценка реализована автором с применением методов регрессионного анализа на основании данных о характеристиках налоговых баз, т.е. макроэкономических показателей, предположительно имеющих связь с фактической базой, или определяющих её величину.
6. В процессе построения краткосрочной модели налогового потенциала субъектов федерации Дальневосточного Федерального округа нами была проанализирована зависимость налогового потенциала по отдельным видам налогов и выбраны показатели, наиболее полно отражающие их налоговую базу. В результате расчётов по выработанной методике оценки налогового потенциала регионов Дальневосточного федерального округа предложена следующая модель оценки налогового потенциала:
IT = 0,623 •W • N
TP = 90,926 + 0,429 • PR
TST = 0,637 •W • N
VAT = 0,072 • RT
FPT = 0,045 • OF
Agsm = 0,723 • Q gsm
A aIc = 47,349 + 0,497 • Q aIc
RP = 346,326 + 0,047 • Q PR
где TA ** — налоговый потенциал субъекта Российской Федерации в Дальневосточном
федеральном округе, ден.ед.;
RT — объём розничного товарооборота в 1 -ом регионе, ден. ед.;
PR — валовая прибыль предприятий и организаций в -ом регионе, ден. ед.; W — номинальная начисленная заработная плата в -ом регионе (на душу населения), ден. ед.;
N — число жителей в -ом регионе, чел.;
OF — стоимость основных фондов предприятий и организаций -го региона, ден. ед.;
Q aIc - объём производства алкоголя и спиртосодержащей продукции в -ом регионе, ден. ед.;
Q gsm — объём производства горюче-смазочных материалов в -ом регионе, ден. ед.; Q PR — объём производства сырьевых отраслей промышленности в -ом регионе, скорректированный по стоимости на объём добычи газа, нефти и газового конденсата, угля, ден. ед.
7. Краткосрочный (на один — два года) прогноз налогового потенциала Хабаровского края, по нашему мнению, является необходимым условием для осуществления планирования налоговых поступлений, определения места региона в Дальневосточном федеральном округе и в экономике Российской Федерации в целом, разработки программ регионального развития и возможностей их финансирования. Вместе с тем, мы считаем, что прогноз налогового потенциала не должен являться самоцелью, а должен служить инструментом и информационной базой для определения стратегии развития как региона,
так и государства в целом. В связи с этим, точность прогноза и обоснование вариативности полученных значений являются главными задачами прогнозирования. В диссертации выполнен интервальный прогноз налогового потенциала Хабаровского края на 2005 — 2006 гг. Поскольку налоговый потенциал обладает свойством аддитивности и суммарный налоговый потенциал субъекта федерации определяется суммой потенциалов отдельных налогов, действующих на территории региона, на наш взгляд, уместно сделать вывод о том, что нижняя граница интервального прогноза — пессимистический прогноз,— обозначается суммой нижних границ доверительных интервалов всех прогнозируемых налогов, а верхняя граница — оптимистический прогноз, — суммой таковых же верхних границ. Тогда значение налогового потенциала Хабаровского края в 2005 году будет находиться в следующих пределах:
29569,01 < TAXK < 46979,97
в 2006 г. — в следующих:
33915,46
При этом наиболее вероятное прогнозное значение налогового потенциала Хабаровского края в 2005 году составит 38 174,57 млн руб.; в 2006 г. — 42 389,90. Поскольку рассчитанный налоговый потенциал Хабаровского края охватывает 95 % общего налогового потенциала субъекта федерации, при допущении, что структура налоговой системы в Хабаровском края останется относительно стабильной и не претерпит серьёзных изменений можно констатировать, что общий наиболее вероятный налоговый потенциал края в 2005 г. будет равен 40 183,76 млн руб., а в 2006 г. — 44 620,95 млн руб. Пессимистический прогноз налогового потенциала ниже уровня 2004 г., что вызвано наличием льгот по разным группам налогов и дифференциацией ставок по ряду из них. Поэтому при увеличении доли налогоплательщиков, использующих данные отклонения возможно снижение уровня налогового потенциала. Обратное можно сказать об оптимистическом прогнозе. При снижении доли налогоплательщиков, пользующихся особыми условиями налогообложения, выявлении ресурсов, создающих налогооблагаемую базу, но не попадающих под налогообложение, в том числе и в результате неправомерной деятельности, а также при усилении контроля финансовых органов за сбором налогов, возможно увеличение сумм поступления налогов в бюджетную систему, поскольку данные резервы далеко не исчерпаны и составляют значительные суммы.
В связи с этим на первый план выходит проблема оценки возможностей регионов приносить всё больше доходов в бюджетную систему страны. При этом для характеристики данной возможности уже на протяжении нескольких лет используется понятие налогового потенциала регионов.
В настоящей работе рассмотрена проблема оценки налогового потенциала территории на примере субъекта федерации. Проведённое исследование позволяет автору сформулировать следующие выводы и предложения.
1. В ходе проводимых в настоящее время экономических реформ в России во весь рост встала проблема исследования качественно нового понятия — налогового потенциала субъекта федерации. Эта категория получила определённое положение и развитие в теории и практике экономической и финансовой деятельности как у нас в стране, так и зарубежом. Однако содержание этого понятия до сих пор определено, на наш взгляд, недостаточно корректно, глубоко и полно. В связи с этим нами предпринята попытка доуточнения формулировки данного понятия применительно к субъекту федерации на основе изучения существующих сегодня работ по данной проблематике, в том числе и наиболее значимых, на наш взгляд, его элементов.
В связи с этим, в диссертации рассмотрен и проанализирован ряд точек зрения на категорию «налоговый потенциал». Их анализ позволяет нам рассмотреть это понятие в двух его аспектах или ипостасях. Первый аспект — стратегический. Он базируется на предположении об оптимальности и целесообразности использования всех экономических ресурсов региона в целях увеличения национального богатства посредством определения значимости данных ресурсов. С позиции региональных экономических ресурсов мы определяем налоговый потенциал как максимально возможный объём финансовых ресурсов, который может быть мобилизован в системе национального хозяйства региона через налогообложение при оптимальном и обоснованном использовании каждого из имеющихся ресурсов региона.
Второй аспект — тактический. Согласно ему, мы исходим из возможностей действующей налоговой системы мобилизовать имеющиеся ресурсы в бюджетную систему государства. С этих позиций налоговый потенциал понимается нами как возможность ресурсной базы региона приносить реальные доходы в бюджетную систему государства в виде налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства, с учётом сложившихся условий использования всех налоговых источников, фактически вовлечённых в общественное производство.
Реализация любого подхода к определению налогового потенциала для целей его оценки, зависит от круга поставленных задач. Так, стратегический аспект решает задачи долгосрочного планирования и реформирования налоговой системы с целью улучшения финансово-экономической ситуации государства в целом, что требует идеализации налоговой системы для каждого отдельно взятого региона (в данном случае имеет место абстракция в толковании категории налогового потенциала).
Тактический же аспект более целесообразен для определения места того или иного региона в экономике государства, межбюджетного выравнивания асимметрии в развитии регионов, оценки деятельности налоговых органов отдельных территорий и краткосрочного планирования налоговых поступлений в бюджетную систему государства. В диссертации мы используем тактический аспект в определении налогового потенциала, понимаемого как возможность налоговой системы аккумулировать региональные ресурсы в бюджетную систему государства. При этом для оценки и прогноза налогового потенциала необходимо принимать во внимание совокупные показатели ресурсной обеспеченности региона и региональные налоговые результаты.
2. Для того чтобы установить место налогового потенциала в финансово-экономической системе субъекта федерации мы определили систему факторов, которая предопределяет величину и структуру налогового потенциала региона. Учёт данных факторов, имеющих место в том или ином регионе, на наш взгляд, помогает с наибольшей точностью обосновать и оценить динамику развития региона, его ресурсной базы и создать основу для прогнозирования состояния региона в будущем. Среди наиболее значимых факторов, на наш взгляд следует выделить географические, социально-демографические, экономические, финансово-экономические, политические факторы, а также природно-климатические условия, научный потенциал и научно-технический прогресс. С учётом данных факторов выявлены показатели наиболее тесно связанные с исследуемой категорией и установлены эффекты, действующие в большей или меньшей степени на распределение и динамику налогового потенциала. В результате чего мы можем отметить необходимость их учёта в процессе оценки и прогнозирования налогового потенциала субъекта федерации.
Оценка налогового потенциала региона предполагает использование системы показателей. При её определении мы руководствовались тем, что данная система показателей в целом должна отвечать общим требованиям, предъявляемым к системе показателей любого раздела социально-экономической статистики и учитывать всё многообразие факторов, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе и влияющие на налоговый потенциал. В ней выделяются частные и общие показатели. Поскольку речь идет именно о системе показателей, то это предполагает наличие взаимосвязи между ними. Система показателей предполагает, что все показатели взаимосвязаны и ориентированы на достижение цели исследования; она строится на единых методологических принципах, что является необходимой предпосылкой их сопоставимости; система показателей должна быть компактной, что не исключает дополнения обобщающих показателей показателями подсистемы.
Помимо факторов и показателей при оценке налогового потенциала региона нами выявлены макроэкономические и мезоэкономические (на уровне региона) эффекты, которые (аналогично факторам) влияют на налоговый потенциал и достоверность его оценки.
3. Исходя из определения налогового потенциала как возможности ресурсной базы региона при сложившихся условиях использования всех фактически вовлечённых в общественное производство налоговых источников приносить реальные налоговые доходы в виде налогов и сборов, исчисленные в условиях действующего законодательства, в бюджетную систему государства, в данной работе проанализированы подходы к выбору показателя для его оценки. При анализе налоговых поступлений, в первую очередь, мы выделяем параметры, которые позволяют оценить влияние происходящих макроэкономических процессов на налоговый потенциал территорий. Это связано с тем, что наиболее сильное влияние на величину налогового потенциала оказывают именно эти факторы и эффекты. Наиболее важным при этом является оценка влияния экономической активности территории (и населения) на налоговые поступления, то есть рассмотрение показателей, отражающих воспроизводственные процессы, непосредственно влияющие на базу налогообложения, а соответственно и на уровень налогового потенциала. По нашему мнению, налоговый потенциал характеризуется экономической и финансовой структурой региона, а также его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, определяемой налоговыми базами. В связи с этим при оценке налогового потенциала регионов Российской Федерации показатель, основанный на собранных в прошлом платежах, не может, по нашему мнению, рассматриваться в качестве оптимального. В данной ситуации более целесообразны альтернативные показатели налогового потенциала, основанные на данных за текущий год и исключающие негативное влияние временного фактора. При рассмотрении различных показателей, на основе которых может производиться оценка, мы пришли к выводу о том, что наиболее приемлемыми в данном случае, являются, прежде всего, косвенные показатели, характеризующие ту или иную налогооблагаемую базу, в том числе макроэкономическое состояние и динамику развития регионов.
4. Как известно, все экономические процессы тесно взаимосвязаны. Поэтому теоретически необходимо разрабатывать одну общую модель прогноза налогового потенциала. Однако на практике не целесообразно ставить задачу прогнозирования всеобъемлюще, т.к. могут возникнуть трудности методологического характера. Это объясняется тем, что модель должна быть не только достаточно операциональна и прозрачна, но и понятна пользователю. В связи с этим в практике прогнозирования используются различного рода упрощения и ограничения. Наиболее часто используемые пути упрощения глобальной задачи можно подразделить на следующие группы:
— упрощение анализа и расчётов за счёт уменьшения степени точности и полноты решения задачи;
— снижение размерности задачи путем агрегирования информации;
— разделение глобальной задачи на ряд подзадач .
Проблемы оценки заключаются в том, что повышение уровня агрегирования прогнозно-аналитической информации приводит к тому, что теряется нужная информация, и, следовательно, увеличивается неопределённость как в оценке состояния экономики, так и в прогнозах её развития. Однако из анализа возможных потерь информации не следует делать вывод о том, что степень агрегирования всегда должна быть минимальной, поскольку выбор уровня детализации информации зависит и от других факторов. Сама по себе оценка альтернативных результатов, различных вариантов прогноза с целью выбора наиболее рационального является довольно сложной задачей, а если эти результаты и прогнозы представлены в очень подробной форме, то сложность оценки повышается во много раз. Если множество показателей сформировано таким образом, что определённые переменные остаются достаточно устойчивыми в его границах, то агрегирование указанных переменных будет связано с незначительными потерями в точности соответствующих оценок.
Проблемы точности и достоверности анализа и прогнозов связаны с тем, что невозможно сформировать точное представление о состоянии экономики и получить достаточно надёжные прогнозы, располагая при этом только агрегированными данными. Вместе с тем, используя метод агрегирования, следует стремиться к тому, чтобы соответствующие потери в точности и достоверности были незначительными. Желательно, чтобы агрегированные показатели были статистически значимы, административно приемлемы, довольно, легко интерпретируемы. Кроме того, при агрегировании необходимо принимать во внимание проблемы оценки и требование операциональности, особенно для краткосрочных прогнозов.
5. Наиболее приемлемым в российских условиях методом оценки налогового потенциала мы считаем метод расчёта регионального налогового потенциала, основанный на косвенной оценке потенциальных налоговых обязательств налогоплательщиков региона при условии применения региональными властями средних по Дальневосточному федеральному округу налоговых усилий. Такой расчёт основывается на оценке налоговой базы как величины, зависимой от одного или нескольких макроэкономических показателей, характеризующих конечный доход в регионе. Данный метод включает в себя как элементы метода репрезентативной налоговой системы (при расчётах принимается база по налогам), так и метода оценки налогового потенциала на базе
макроэкономических показателей (оценка налоговой базы опирается на независимые от местных властей соответствующие макроэкономические показатели).
Данная оценка реализована автором с применением методов регрессионного анализа на основании данных о характеристиках налоговых баз, т.е. макроэкономических показателей, предположительно имеющих связь с фактической базой, или определяющих её величину.
6. В процессе построения краткосрочной модели налогового потенциала субъектов федерации Дальневосточного Федерального округа нами была проанализирована зависимость налогового потенциала по отдельным видам налогов и выбраны показатели, наиболее полно отражающие их налоговую базу. В результате расчётов по выработанной методике оценки налогового потенциала регионов Дальневосточного федерального округа предложена следующая модель оценки налогового потенциала:
IT = 0,623 •W • N
TP = 90,926 + 0,429 • PR
TST = 0,637 •W • N
VAT = 0,072 • RT
FPT = 0,045 • OF
Agsm = 0,723 • Q gsm
A aIc = 47,349 + 0,497 • Q aIc
RP = 346,326 + 0,047 • Q PR
где TA ** — налоговый потенциал субъекта Российской Федерации в Дальневосточном
федеральном округе, ден.ед.;
RT — объём розничного товарооборота в 1 -ом регионе, ден. ед.;
PR — валовая прибыль предприятий и организаций в -ом регионе, ден. ед.; W — номинальная начисленная заработная плата в -ом регионе (на душу населения), ден. ед.;
N — число жителей в -ом регионе, чел.;
OF — стоимость основных фондов предприятий и организаций -го региона, ден. ед.;
Q aIc - объём производства алкоголя и спиртосодержащей продукции в -ом регионе, ден. ед.;
Q gsm — объём производства горюче-смазочных материалов в -ом регионе, ден. ед.; Q PR — объём производства сырьевых отраслей промышленности в -ом регионе, скорректированный по стоимости на объём добычи газа, нефти и газового конденсата, угля, ден. ед.
7. Краткосрочный (на один — два года) прогноз налогового потенциала Хабаровского края, по нашему мнению, является необходимым условием для осуществления планирования налоговых поступлений, определения места региона в Дальневосточном федеральном округе и в экономике Российской Федерации в целом, разработки программ регионального развития и возможностей их финансирования. Вместе с тем, мы считаем, что прогноз налогового потенциала не должен являться самоцелью, а должен служить инструментом и информационной базой для определения стратегии развития как региона,
так и государства в целом. В связи с этим, точность прогноза и обоснование вариативности полученных значений являются главными задачами прогнозирования. В диссертации выполнен интервальный прогноз налогового потенциала Хабаровского края на 2005 — 2006 гг. Поскольку налоговый потенциал обладает свойством аддитивности и суммарный налоговый потенциал субъекта федерации определяется суммой потенциалов отдельных налогов, действующих на территории региона, на наш взгляд, уместно сделать вывод о том, что нижняя граница интервального прогноза — пессимистический прогноз,— обозначается суммой нижних границ доверительных интервалов всех прогнозируемых налогов, а верхняя граница — оптимистический прогноз, — суммой таковых же верхних границ. Тогда значение налогового потенциала Хабаровского края в 2005 году будет находиться в следующих пределах:
29569,01 < TAXK < 46979,97
в 2006 г. — в следующих:
33915,46
Подобные работы
- Налоговый потенциал банковского сектора
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2016 - Банкротство предприятия и его прогнозирование на примере Санкт-Петербургского агентства фирменного транспортного обслуживания Октябрьского ТЦФТО – структурного подразделения ЦФТО – филиала ОАО «РЖД»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - УКРЕПЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)(08.00.05 )
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - УКРЕПЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - НАЛОГИ В ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Налогообложение экономических видов деятельности
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - ИНТЕГРАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СУБЪЕКТОВ РФ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Эволюция налога на прибыль организаций и его перспективы в российской системе налогообложения
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



