Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ

Работа №27977

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
725
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические основы использования проблемных ситуаций в
начальном курсе математики
1.1. Сущность проблемного подхода в обучении 8
1.2. Проблемные ситуации 16
1.3. Влияние проблемных ситуаций на развитие младших школьников
2. Методика использования проблемных ситуаций на уроках
математики в начальной школе
2.1. Методика организации проблемных ситуаций 28
2.2. Примеры проблемных ситуаций на уроках математики в
начальной школе
Заключение 47
Список использованных источников 50 


Так бывает, что наша жизнь преподносит нам неожиданные проблемы, трудности, и никогда не знаешь, что ждать от нее в следующий раз. Когда взрослый человек сталкивается с проблемой, то он порой теряется в принятии решения, но что же тогда делать ребенку, попавшему в такую ситуацию? Большинство детей не смогут справиться с этой проблемой лишь потому, что их этому не научили. Поэтому мы считаем, что основной задачей учителя является показать ученику различные способы решения проблем, с которыми ребенок может встретиться.
В начальной школе закладываются основы общего образования, поэтому начинать нужно именно с нее. Создание проблемных ситуаций - это наиболее благоприятное условие для развития у детей умения преодолевать трудности. Применение проблемных ситуаций на уроках математики благоприятно влияет на общее развитие учащихся.
Процесс проблемного обучения младших школьников привлекает внимание многих педагогов и психологов, так как в проблемном обучении происходит развитие подготовительной активности ребенка.
Рассматривая проблемное обучение с точки зрения умственного развития, можно дать наиболее правильное определение понятия его сущности. Это обучение, при котором учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем самостоятельного исследования. В проблемном обучении ученики получают новые знания путем исследования, но ни в коем случае не в готовом виде.
Данная проблема получила широкое распространение среди педагогов. Так М. И. Махмутов пишет, что «создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем составляет сущность процесса проблемного обучения».
Эту мысль М.И.Махмутова подтверждает высказывание В.Оконя: “Проблемное обучение — это обучение, основанное на управлении процессом самостоятельного решения учащихся практических и теоретических задач”.
С.Л. Рубинштейн в своей книге “Основы общей психологии” пишет: “мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс...”
В развивающем обучении развитие основано на том, что дети выдвигают свои гипотезы, свободно высказывают свои точки зрения и находят верное решение проблемных задач. Этот метод не нарушает прав ребенка и оговорен в «Международной конвенции о правах ребенка». По нашему мнению, проблемные ситуации, используемые на уроках математики при решении нестандартных задач, способствуют развитию логического мышления учеников начальных классов. В традиционном обучении учитель является «транслятором», так называемым передатчиком информации, формулирует учебные задачи и сам предлагает варианты ответов на них, и при этом ученик перестает активно мыслить, размышлять, ему ничего не остается, кроме как запоминать материал, повторить его и тренировать навыки путем решения упражнений. Во время такой работы от ребенка не требуется активная, полноценная мыслительная деятельность, которая так необходима для творческого усвоения знаний, вследствие чего через несколько лет ученики становятся безынициативными, пассивными в интеллектуальной сфере, и они не в состоянии самостоятельно выполнить шаги в процессе изучения и усвоения материала. При этом основная задача обучения - научить ребенка учиться, сохранение и развитие познавательной потребности учащихся не выполняется. Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности, является проблемное обучение, особенно в начальной школе.
Цель выпускной работы: рассмотреть организацию обучения через создание проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования - процесс обучения математике учащихся начальных классов.
Предмет исследования: проблемные ситуации на уроках математики.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и учебно¬методическую литературу по теме исследования,
- рассмотреть различные виды проблемных ситуаций,
- изучить методику и условия использования проблемных ситуаций на уроках математики,
- подобрать комплекс заданий, создающих проблемные ситуации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ учебно-методической литературы по теме исследования; анализ учебных программ, описательный метод, обобщение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития общества жизнь ставит перед людьми порой неразрешимые задачи. Взрослый человек иногда не может найти выход из трудной ситуации. Именно поэтому нам необходимо формировать в детях умение ориентироваться в проблеме. Этому способствует создание проблемных ситуаций. Именно здесь педагог может показать ребенку множество путей решения какой-либо проблемы.
В своей работе мы пытались ответить на вопрос: можно ли в рамках традиционного обучения использовать проблемные ситуации, будет ли их использование эффективным для развития словесно¬логического мышления детей младшего школьного возраста.
Анализируя психологические и методические литературные источники, мы выяснили, как рассматривается проблемная ситуация в психологии. Проблемная ситуация, т.е. учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия.
В дидактике определение проблемной ситуации следующее: проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнения данного задания и невозможностью осуществления этого с помощью имеющихся знаний.
Выяснили, что для учителя проблемная ситуация является средством управления познавательной деятельностью школьника, формирования его мыслительных способностей, а для деятельности ученика - служит стимулом активизации логического мышления, вызывающим познавательную потребность учения и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Так же анализ литературы выявил две основные черты, которыми характеризуется проблемная методика:
1- перед учащимися ставятся проблемы, в результате которых возникает проблемная ситуация - психологическое состояние, связанное с появлением неразрешенных вопросов и стремлений найти на них ответ;
2- при разрешении проблем учащиеся получают не только сумму сведений, но и знакомятся с методами познания.
Так же было изучено, как создать проблемную ситуацию, какие условия способствуют созданию проблемной ситуации, какие требования предъявляются к этому.
Проанализировав с точки зрения математических основ и методических рекомендаций, и суммировав их со знаниями о проблемной ситуации, были разработаны проблемные ситуации при изучении некоторых тем.
При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения заметили, что организация такой технологии способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, самостоятельность выбора плана решения), развитие логического мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способность развития познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма.



1. Аменицкий, Н.Н. Забавная арифметика. / Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. - Москва : Наука, 1992.
2. Амирджанян, Ю. А. Проблемное обучение: Учеб. пособие / Ю. С. Амирджанян. - Ереван: АПИ, 1984. - 67 с.
3. Баврин, И.И. Старинные задачи. / И.И.Баврин, Е.А. Фрибус. - Москва : Просвещение, 1994.
4. Бахир, В.К. Развивающее обучение / В.К Бахир // Начальная школа - 1999. - № 8. - С. 18-23.
5. Германович, П.Ю. Сборник задач по математике на сообразительность / П.Ю. Германович. - Москва : Учпедгиз, 1960.
6. Гордеев, Э.В. 1200 задач и примеров по математике: 1-4 класс для начальной школы /Э.В. Гордеев. - Тула : Родничок; Москва : ООО Издат. Астрель, 2000.
7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва : Учпедгиз, 1996.
8. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко. - Москва : Просвещение , 1991.
9. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. - Москва : Просвещение: ВЛАДОС, 1994.
10. Ильин, Е. Рождение урока / Е. Ильин. - Москва : Просвещение, 1986.
11. Кабанов-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанов-Меллер . - Москва : Знание, 1985.
12. Казанский, Н.Г. Дидактика (начальные классы). / Казанский Н.Г., Назарова Т.С. - Москва: Просвещение, 1978.
13. Каменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том 1. великая дидактика / Я.А. Каменский. - Москва : Просвещение, 1978.
14. Ковалева Г. Я. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах / Ковалева Г. Я. // Учительский журнал. - 2009. - № 4. - С. 32-37.
15. Кордемский, Б.А. Математическая смекалка / Кордемский Б.А. - Москва : ГИТТЛ, 1955.
16. Кордемский, Б.А. Удивительный мир чисел / Кордемский Б.А., Ахадов А.А. - Москва : Просвещение, 1986.
17. Кретова Д. А. Исследовательские методы обучения / Кретова Д. А. // Специалист. - 2010. - № 6. - С. 35-37.
18. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей
школьников. / Под ред. Н.И.Чуприковой. - Москва : Издат. «Институт практической психологии»; Воронеж: изд. НПО «МОДЕК»; 1998.
19. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. - 2¬ое изд., перераб . и доп. / В.А. Крутецкий. - Москва : Просвещение, , 1986.
20. Кудрявцева, В.Т. Проблемное обучение / В.Т. Кудрявцева. - Москва : Просвещение, 1991.
21. Куликова Л. Г. Организационно-педагогические условия реализации проблемного обучения в процессе изучения педагогической антропологии / Куликова Л. Г. // Наука и школа. - 2009. - № 1. - С. 18-20.
22. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе / Г.Г. Левитас. - Москва : Илекса , 2002 г.
23. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер, д-р пед. наук. - Москва : Знание, 1974. - 64 с.
24. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - Москва : Знание, 1974.
25. Липина, И.А. Развитие логического мышления на уроках математики. / И.А. Липина // Начальная школа. - 1999. - №8.
26. Лысенкова, С.Н. Методы опережающего обучения / С.Н. Лысенкова. - Москва : Просвещение, 1989.
27. Матюшкин, А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.Н. Матюшкин. - Москва : Просвещение, 1977.
28. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - Москва : Педагогика, 1975.
29. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И. Махмутов. - Казань, 1972.
30. Мельникова, Е. Л. Проблемный диалог как технология "открытия" знаний / Мельникова, Е. Л. // Сибирский учитель. - 2010. - № 5. - С. 47-52.
31. Мохова, И.К. Урок-исследование в начальной школе/ И.К. Мохова // Начальная школа. - 1992. - №12.
32. Николау, Л.Л. Задачи повышенной трудности. / Николау Л.Л. // Начальная школа.- 1998. - №7.
33. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. - Москва : Просвещение, 1968.
34. Оконь, В. Проблемы социалистической педагогики / В. Оконь. - Москва : Просвещение, 1946.
35. Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф. Паламарчук. - Москва : ВЛАДОС,1987.
36. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Под ред. С.А.Смирнова. - Москва : Издат. центр «Академия», 1999.
37. Перельман, Я.И. Живая математика / Я.И. Перельман. - Москва : Просвещение,1998.
38. Перельман, Я.И. Занимательная арифметика/ Я.И. Перельман. - Москва : Просвещение, 2000.
39. Пискунова, А.И История педагогики. Ч.2: учебное пособие для университетов / А.И. Пискунова. - Москва : ТЦ сфера, 1998.
40. Подласый, И.П. Как подготовить эффективный урок / И.П. Подласый.- Киев, 1989.
41. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС, 2000.
42. Радулова, Е. Н. Создание проблемной ситуации / Радулова Е. Н // Открытая школа. - 2009. - N 6. - С. 51-52.
43. Рубенштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубенштейн. - Москва: Знание, Просвещение, 1973.
44. Савченко, А.Я. Дидактика начальной школы / А.Я. Савченко. - Киев, 1997.
45. Сарбашева, З. М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения / Сарбашева З. М. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 7. - С. 44-47.
46. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Талызина Н.Ф. // Журнал «Педагогика и психология». - М.: 1983, №3
47. Устюжанина, Н. В. Проблемное обучение (Библиогр. указ. лит.) / [Сост. Н. В. Устюжанина]. - Свердловск: СГИ, 1982. - 22 с
48. Федотова, Т. И. Применение элементов исследовательской работы для развития творческих способностей школьников / Федотова, Т. И. // Одаренный ребенок. - 2009. - № 1. - С. 106-111.
49. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. / Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Москва: Просвещение, 1991.
50. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения / Н.И. Чуприкова. - Москва : Знание, 1995.
51. Щербаков А. На занятии - проблемные ситуации / Щербаков А. //Учитель. - 2010. - № 6. - С. 82-83.
52. Ягодко, Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Ягодко, Л. И // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 36-38.
53. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - Москва : Знание, 1979.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ