СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
|
Введение 5
1. Теоретические основы использования проблемных ситуаций в
начальном курсе математики
1.1. Сущность проблемного подхода в обучении 8
1.2. Проблемные ситуации 16
1.3. Влияние проблемных ситуаций на развитие младших школьников
2. Методика использования проблемных ситуаций на уроках
математики в начальной школе
2.1. Методика организации проблемных ситуаций 28
2.2. Примеры проблемных ситуаций на уроках математики в
начальной школе
Заключение 47
Список использованных источников 50
1. Теоретические основы использования проблемных ситуаций в
начальном курсе математики
1.1. Сущность проблемного подхода в обучении 8
1.2. Проблемные ситуации 16
1.3. Влияние проблемных ситуаций на развитие младших школьников
2. Методика использования проблемных ситуаций на уроках
математики в начальной школе
2.1. Методика организации проблемных ситуаций 28
2.2. Примеры проблемных ситуаций на уроках математики в
начальной школе
Заключение 47
Список использованных источников 50
Так бывает, что наша жизнь преподносит нам неожиданные проблемы, трудности, и никогда не знаешь, что ждать от нее в следующий раз. Когда взрослый человек сталкивается с проблемой, то он порой теряется в принятии решения, но что же тогда делать ребенку, попавшему в такую ситуацию? Большинство детей не смогут справиться с этой проблемой лишь потому, что их этому не научили. Поэтому мы считаем, что основной задачей учителя является показать ученику различные способы решения проблем, с которыми ребенок может встретиться.
В начальной школе закладываются основы общего образования, поэтому начинать нужно именно с нее. Создание проблемных ситуаций - это наиболее благоприятное условие для развития у детей умения преодолевать трудности. Применение проблемных ситуаций на уроках математики благоприятно влияет на общее развитие учащихся.
Процесс проблемного обучения младших школьников привлекает внимание многих педагогов и психологов, так как в проблемном обучении происходит развитие подготовительной активности ребенка.
Рассматривая проблемное обучение с точки зрения умственного развития, можно дать наиболее правильное определение понятия его сущности. Это обучение, при котором учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем самостоятельного исследования. В проблемном обучении ученики получают новые знания путем исследования, но ни в коем случае не в готовом виде.
Данная проблема получила широкое распространение среди педагогов. Так М. И. Махмутов пишет, что «создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем составляет сущность процесса проблемного обучения».
Эту мысль М.И.Махмутова подтверждает высказывание В.Оконя: “Проблемное обучение — это обучение, основанное на управлении процессом самостоятельного решения учащихся практических и теоретических задач”.
С.Л. Рубинштейн в своей книге “Основы общей психологии” пишет: “мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс...”
В развивающем обучении развитие основано на том, что дети выдвигают свои гипотезы, свободно высказывают свои точки зрения и находят верное решение проблемных задач. Этот метод не нарушает прав ребенка и оговорен в «Международной конвенции о правах ребенка». По нашему мнению, проблемные ситуации, используемые на уроках математики при решении нестандартных задач, способствуют развитию логического мышления учеников начальных классов. В традиционном обучении учитель является «транслятором», так называемым передатчиком информации, формулирует учебные задачи и сам предлагает варианты ответов на них, и при этом ученик перестает активно мыслить, размышлять, ему ничего не остается, кроме как запоминать материал, повторить его и тренировать навыки путем решения упражнений. Во время такой работы от ребенка не требуется активная, полноценная мыслительная деятельность, которая так необходима для творческого усвоения знаний, вследствие чего через несколько лет ученики становятся безынициативными, пассивными в интеллектуальной сфере, и они не в состоянии самостоятельно выполнить шаги в процессе изучения и усвоения материала. При этом основная задача обучения - научить ребенка учиться, сохранение и развитие познавательной потребности учащихся не выполняется. Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности, является проблемное обучение, особенно в начальной школе.
Цель выпускной работы: рассмотреть организацию обучения через создание проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования - процесс обучения математике учащихся начальных классов.
Предмет исследования: проблемные ситуации на уроках математики.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и учебно¬методическую литературу по теме исследования,
- рассмотреть различные виды проблемных ситуаций,
- изучить методику и условия использования проблемных ситуаций на уроках математики,
- подобрать комплекс заданий, создающих проблемные ситуации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ учебно-методической литературы по теме исследования; анализ учебных программ, описательный метод, обобщение.
В начальной школе закладываются основы общего образования, поэтому начинать нужно именно с нее. Создание проблемных ситуаций - это наиболее благоприятное условие для развития у детей умения преодолевать трудности. Применение проблемных ситуаций на уроках математики благоприятно влияет на общее развитие учащихся.
Процесс проблемного обучения младших школьников привлекает внимание многих педагогов и психологов, так как в проблемном обучении происходит развитие подготовительной активности ребенка.
Рассматривая проблемное обучение с точки зрения умственного развития, можно дать наиболее правильное определение понятия его сущности. Это обучение, при котором учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем самостоятельного исследования. В проблемном обучении ученики получают новые знания путем исследования, но ни в коем случае не в готовом виде.
Данная проблема получила широкое распространение среди педагогов. Так М. И. Махмутов пишет, что «создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем составляет сущность процесса проблемного обучения».
Эту мысль М.И.Махмутова подтверждает высказывание В.Оконя: “Проблемное обучение — это обучение, основанное на управлении процессом самостоятельного решения учащихся практических и теоретических задач”.
С.Л. Рубинштейн в своей книге “Основы общей психологии” пишет: “мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс...”
В развивающем обучении развитие основано на том, что дети выдвигают свои гипотезы, свободно высказывают свои точки зрения и находят верное решение проблемных задач. Этот метод не нарушает прав ребенка и оговорен в «Международной конвенции о правах ребенка». По нашему мнению, проблемные ситуации, используемые на уроках математики при решении нестандартных задач, способствуют развитию логического мышления учеников начальных классов. В традиционном обучении учитель является «транслятором», так называемым передатчиком информации, формулирует учебные задачи и сам предлагает варианты ответов на них, и при этом ученик перестает активно мыслить, размышлять, ему ничего не остается, кроме как запоминать материал, повторить его и тренировать навыки путем решения упражнений. Во время такой работы от ребенка не требуется активная, полноценная мыслительная деятельность, которая так необходима для творческого усвоения знаний, вследствие чего через несколько лет ученики становятся безынициативными, пассивными в интеллектуальной сфере, и они не в состоянии самостоятельно выполнить шаги в процессе изучения и усвоения материала. При этом основная задача обучения - научить ребенка учиться, сохранение и развитие познавательной потребности учащихся не выполняется. Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности, является проблемное обучение, особенно в начальной школе.
Цель выпускной работы: рассмотреть организацию обучения через создание проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования - процесс обучения математике учащихся начальных классов.
Предмет исследования: проблемные ситуации на уроках математики.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и учебно¬методическую литературу по теме исследования,
- рассмотреть различные виды проблемных ситуаций,
- изучить методику и условия использования проблемных ситуаций на уроках математики,
- подобрать комплекс заданий, создающих проблемные ситуации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ учебно-методической литературы по теме исследования; анализ учебных программ, описательный метод, обобщение.
На современном этапе развития общества жизнь ставит перед людьми порой неразрешимые задачи. Взрослый человек иногда не может найти выход из трудной ситуации. Именно поэтому нам необходимо формировать в детях умение ориентироваться в проблеме. Этому способствует создание проблемных ситуаций. Именно здесь педагог может показать ребенку множество путей решения какой-либо проблемы.
В своей работе мы пытались ответить на вопрос: можно ли в рамках традиционного обучения использовать проблемные ситуации, будет ли их использование эффективным для развития словесно¬логического мышления детей младшего школьного возраста.
Анализируя психологические и методические литературные источники, мы выяснили, как рассматривается проблемная ситуация в психологии. Проблемная ситуация, т.е. учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия.
В дидактике определение проблемной ситуации следующее: проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнения данного задания и невозможностью осуществления этого с помощью имеющихся знаний.
Выяснили, что для учителя проблемная ситуация является средством управления познавательной деятельностью школьника, формирования его мыслительных способностей, а для деятельности ученика - служит стимулом активизации логического мышления, вызывающим познавательную потребность учения и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Так же анализ литературы выявил две основные черты, которыми характеризуется проблемная методика:
1- перед учащимися ставятся проблемы, в результате которых возникает проблемная ситуация - психологическое состояние, связанное с появлением неразрешенных вопросов и стремлений найти на них ответ;
2- при разрешении проблем учащиеся получают не только сумму сведений, но и знакомятся с методами познания.
Так же было изучено, как создать проблемную ситуацию, какие условия способствуют созданию проблемной ситуации, какие требования предъявляются к этому.
Проанализировав с точки зрения математических основ и методических рекомендаций, и суммировав их со знаниями о проблемной ситуации, были разработаны проблемные ситуации при изучении некоторых тем.
При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения заметили, что организация такой технологии способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, самостоятельность выбора плана решения), развитие логического мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способность развития познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма.
В своей работе мы пытались ответить на вопрос: можно ли в рамках традиционного обучения использовать проблемные ситуации, будет ли их использование эффективным для развития словесно¬логического мышления детей младшего школьного возраста.
Анализируя психологические и методические литературные источники, мы выяснили, как рассматривается проблемная ситуация в психологии. Проблемная ситуация, т.е. учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия.
В дидактике определение проблемной ситуации следующее: проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнения данного задания и невозможностью осуществления этого с помощью имеющихся знаний.
Выяснили, что для учителя проблемная ситуация является средством управления познавательной деятельностью школьника, формирования его мыслительных способностей, а для деятельности ученика - служит стимулом активизации логического мышления, вызывающим познавательную потребность учения и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Так же анализ литературы выявил две основные черты, которыми характеризуется проблемная методика:
1- перед учащимися ставятся проблемы, в результате которых возникает проблемная ситуация - психологическое состояние, связанное с появлением неразрешенных вопросов и стремлений найти на них ответ;
2- при разрешении проблем учащиеся получают не только сумму сведений, но и знакомятся с методами познания.
Так же было изучено, как создать проблемную ситуацию, какие условия способствуют созданию проблемной ситуации, какие требования предъявляются к этому.
Проанализировав с точки зрения математических основ и методических рекомендаций, и суммировав их со знаниями о проблемной ситуации, были разработаны проблемные ситуации при изучении некоторых тем.
При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения заметили, что организация такой технологии способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, самостоятельность выбора плана решения), развитие логического мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способность развития познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма.
Подобные работы
- Проблемное обучение на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Имя числительное»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и деления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЛЕКС УРОКОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ВЕЛИЧИНА» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Методы стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках математики путем анализа проблемных задач
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Логическое мышление младших школьников и возможности его развития в процессе решения проблемных ситуаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Изучение сформированности представлений третьеклассников о единицах измерения массы на уроках математики(Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018



