Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Работа №27971

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
616
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ 6 ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Русский язык как предмет обучения в начальной школе 6
1.2 Формирование естественнонаучных знаний у младших
школьников 12
ГЛАВА 2 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22
2.1 Межпредметные связи на уроках русского языка в начальной школе 22
2.2 Методические подходы в обучении русскому языку с опорой на
естественнонаучные знания младших школьников 25
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50


В конце 80-х годов работники народного образования начали обсуждать необходимость более глубокой интеграции учебных предметов в младших и старших классах средней школы.
Сегодня, пожалуй, трудно найти людей , которых не волновали бы вопросы совершенствования школьного образования. Проблемы школы горячо обсуждают ученые и дипломаты, педагоги и родители, общественность и сами ученики. Новаторы предлагают самые разные варианты и делают первые шаги по пути перестройки школьного дела.
Спектр вопросов, касающихся школьного образования , широк. В настоящее время в нашей стране резко возрастает число так называемых «специализированных» школ - это всевозможные лицеи, гимназии, колледжии т.п. Такие школы можно назвать профильными - в них идет активное изучение, по какому-либо направлению (например, иностранный язык , математика, русский язык и литература и т .д.). В таких школах особенно ярко выражено понижение статуса естественнонаучных дисциплин (физика, биология, химия, география), уменьшение количества отведенных на эти предметы часов за счет введения в программу таких дисциплин, как экология, экономика, право и др. Дисциплины естественнонаучного цикла в таких, да и в обычных школах, отодвинуты как бы на «второй шаг», их считают ненужными, неперспективными в дальнейшем образовании . И такое отношение к фундаментальным предметам образования вызывает некую настороженность . Ведь раньше наша страна могла по праву гордиться уровнем подготовки именно по естественнонаучным дисциплинам, а сеичас наблюдается тенденции к снижению уровня знаний и сокращению часов именно по этим предметам.
Прогрессивные педагоги подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К их достижениям относится следующее методическое обоснование процесса обучения: «преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идеи , сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений»[1, с.32].
Интеграция в обучении - это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования . Такими компонентами могут быть различные виды знаний одного учебного предмета , обобщенные компоненты знаний межпредметного характера , обобщенные умения , сформированные на основе усвоения связей между способами учебно¬познавательной, учебно-производственной и практической деятельности.
Методологическая, образовательная, воспитательная, развивающая функции интеграции в обучении обеспечивают существование интеграции как полноправного процесса в обучении.
Методологическая функция обозначенного процесса обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира. Образовательная функция интеграции заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира , законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания, фундаментальных теориях и идеях мировоззренческого характера. Воспитательная функция состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения.
Интеграция в обучении позволяет выполнять и развивающую функцию , необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося , развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.
Интегрированный урок - особый тип урока , на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нес кольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.
Многоплановая интеграция в обучении как современная проблема теоретической науки определяет актуальность темы исследования в предлагаемой выпускной квалификационной работе. Объектом исследования избраны уроки русского языка в начальной школе. Предмет исследования - естественнонаучные знания в процессе обучения русскому языку.
Цель исследования - раскрыть многообразие путей использования и формирования естественнонаучных знаний на уроках русского языка.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: определиться в понимании специфики естественнонаучных знаний; обобщить методический опыт использования межпредметных связей на уроках русского языка; выявить в содержании действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для третьего класса дидактический материал, включающий естественнонаучные знания обучающихся или формирующий эти знания; разработать экспериментальный урок русского языка с использованием дидактического материала, основанного на естественнонаучных знаниях обучающихся.
Методологической основой работы послужили научные гипотезы М.Р. Львова, П.Ф. Ивченкова, К.Д. Ушинского о специфике уроков русского языка и естественнонаучных знаниях, теоретические обоснования роли межпредметных связей в обучении, а также следующие исследовательские методы: метод анализа научной и методической литературы; метод эксперимента.
Практическая значимость материалов выпускной квалификационной работы обусловлена возможностью их использования в вузовской подготовке учителей начальной школы и в практической работе учителей начальной школы.
Поставленный круг задач определил структуру работы. Она состоит из введения, трех глав (реферативной, аналитической и практической) и заключения. К работе прилагается список использованных источников, включающий 40 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первоначальном обучении предмет «Русский язык» выполняет роль своеобразной энциклопедии знаний для маленьких детей, подготавливает их к последующему изучению элементарных курсов истории, географии и естествознания, к изучению грамматики и к литературному чтению. Этим объясняется важность задач, стоящих перед учеными и практиками в области совершенствования методики русского языка. На современном этапе предмет «Русский язык» осознается как самый важный в школьном образовании. Этот предмет призван решить основную педагогическую задачу - обеспечить интеграционный процесс в школьном образовании.
Интеграция в обучении - это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования. Такими компонентами могут быть различные виды знаний одного учебного предмета , обобщенные компоненты знаний межпредметного характера , обобщенные умения , сформированные на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной, учебно-производственной и практической деятельности.
Важным компонентом образования являются естественнонаучные знания, формируемые у обучающихся через специальные предметы (математика, окружающий мир, информатика, технология, физическая культура). Природоведческие и экологические, географические и математические понятия становятся дидактическим материалом на уроках русского языка, которые способствуют не только закреплению полученных знаний, но и расширению характеристик усвоенного понятия. Так межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в школьном обучении. Их развитие призвано решать одну из важнейших проблем обучения - неумение учащихся переносить знания и навыки из одной области знаний в другую.
Уроки русского языка на межпредметной основе позволяют решить и другие задачи: объединить изучаемые в начальной школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах; развить навыки продуктивного общения, приобретения жизненно необходимого опыта, расширить социальное пространство личности.
Для осуществления межпредметных связей на уроках русского языка в начальных классах есть выгодные условия: в классе работает один учитель, который ведет основные предметы, ему хорошо известен весь программный материал начальной школы; учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса, что позволяет ему эффективно использовать приемы и методы обучения, выстраивать логическую цепочку.
С целью раскрытия содержания материала, характера вопросов и заданий, основанных на межпредметных связях, в рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены следующие учебно-методические комплексы для начальной школы: «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Развивающая система» Л.В. Занкова «Классическая начальная школа».
В ходе анализа содержания дидактического материала, контролирующих заданий было обнаружено, что в учебно-методическом комплексе «Начальная школа XXI века» (научный руководитель комплекса Н.Ф. Виноградова) чаще всего встречаются тексты, вопросы к текстам, задания, слова, которые направлены на активизацию естественнонаучных представлений младших школьников.
В данном учебно-методическом комплексе активно используются слова, определяющие естественнонаучные понятия (дождь, море, солнце, погода, осень, реки, деревья, возраст, чувства, растения, разные виды животных и т.д.. В ходе работы с подобными упражнениями у ребят формируются общенаучные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные; развивается умение устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Так, авторы этого комплекса продуктивно решают задачу интеграции в обучении.
В учебно-методическом комплексе «Школа 2100» (научный руководитель Л.Г. Петерсон) заданий с межпредметной связью очень мало. В используемых текстах не прослеживается тенденция на развитие и формирование естественнонаучных знаний обучающихся.
Хорошие результаты по формированию универсальных учебных действий дает установка учителя на включение учащихся в подготовку дидактического материала к урокам русского языка. Материалы дети зачастую изготавливают на других уроках (например, технологии), а используются они особенно эффективно при изучении тем по русскому языку. «Открытия», которые делаются учениками при решении познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности.
Практическая разработка урока по теме «Слова с буквосочетаниями жи- ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ, рщ», основанная на использовании межпредметных связей, является результатом реализации теоретических положений выпускной квалификационной работы. Конспект урока был апробирован в период педагогической практики, обсужден на заседании методического объединения учителей начальной школы и принят ими как методическое пособие при разработке уроков с использованием естественнонаучных знаний в качестве дидактического материала при изучении отдельных тем русского языка.



1. Арутюнян, М. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы / М. Арутюнян // Высшее образование в России. - 2013. - № 12. - С. 32-37.
2. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - №5. - С.150-154.
3. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. // Начальная школа. - 2011. - 8. - С. 48-51.
4. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. Пед. Вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 254.
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. - 2012.
- С. 308-312.
6. Болотов, В.А. Естественнонаучные дисциплины в общем среднем образовании,- Высшее образование вРосии. - 2012., №1. - 231 с.
7. Булдаков, С.К. Образование: цели, идеи, методология. Опыт философ-ского исследования / С.К. Булдаков. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - 180 с.
8. Бунеев, Р.Н., Бунеева Е.В.,Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. - Москва: ООО «Издательство Астрель», 2014, - 446 с.
9. Блинова, Т. Л., Кирилова А. С. Подход к определению понятия Межпредметные связи в процессе обучения с позиции ФГОС СОО // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - Москва: Буки-Веди, 2013. - С. 65-67.
10.Зверев, И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - Москва.: Знание, 2012.
11. Герасимов, С. 5. Познавательная активность и понимание. // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. -С. 14-15.
12. Грищенко, Н.В. Интегрированный урок русского языка и природоведения. //Начальная школа. - 2013. - И II. - С. 25-28.
13. Горецкий, В.Г., Кирюшин В.А., Федосова Н.А. Методическое
пособие по
обучению грамоте и письму.- Москва, 2012.- 107 с
14. Димер,А. Философия педагогического/ А. Димер. - Москва: Наука, 2009. - 317 с.
15. Долженко, О. Образование России: сегодня, вчера и завтра / О. Долженко // Вестник высшей школы. - 2013. - № 4. - С. 24-32.
16. Парротте,А.А. Изучение природы в связи о уроками русского языка в 1 и
2 классах. - Москва: Учпедгиз. - 2011. - 136 с.
17. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - Москва: Просвещение. - 2012. - 159 с.
18. Добромыслов, В.А. О разработке научной теории обучения русскому языку.// Русский язык в школе. - 2013. - № 4. - 32 с.
19. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на Дону: Феникс, 2013. - 126 с.
20. Лазарева, О.Н. Методика преподавания естествознания. Часть 1. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальных классах : учебное пособие / О.Н. Лазарева. - Екатеринбург, 2012. - 262 с.
21. Каропа, Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги / Г.Н. Каропа. - Минск: НИО, 2000. - 210 с.
22. Канакина, В.П., Горецкий В.Г.. Русский язык. 3 класс. - Москва: ООО «Издательство Астрель», 2014.- 446 с.
23. Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ Е.Н. Колокольцев, А.В. Дановский, М.А. Дмитриева и др.; Под ред. Е.Н. Колокольцева. - М.: Просвещение, 1990.
24. Конюшко, В.С. Методика обучения биологии: учеб.пособие / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. - Минск: Книжный дом, 2014. - 256 с
25. Клепинина, З. А. Предмет. Окружающий мир. Обновление. /
З. А. Клепинина // Начальная школа. — 2006. — № 6. — С. 29-38.
26. Нечаева, Н.В. Русский язык: Учебник для 2 класса: Ч.1. - 6-е изд
/ Н.В. Нечаева. - Самара : Издательство «Учебная литература», 2012. - 1 12 с.
27. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя / Н.И. Полякова. - Москва: Просвещение, 2014. - 191 с.
28. Рамзаева, Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 1991.
29. Рамзаева, Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - Москва: Просвещение, 2013.
- 431 с.
30. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. -
4-е изд., стереотип / Т.Г. Рамзаева. - Москва: Дрофа, 2013. - 208 с.
31. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - Москва: Педагогика, 2011.
32. Львова, С.И. Внутрипредметныесвязи в процессе обучения (русский язык). Москва: Вечерняя средняя школа. - 2009. - №1. - С. 44-47.
33. Львов, М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.
34. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах. - М., 1990. 231 с.
35. Лямина, З.Н. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Нач. школа. - 1995. - №II. - С.21.
36. Федоренко, Л. П. Принципы и методы обучения русскому языку : Пособие для студентов пед. ин-тов. — Москва: Просвещение,2014.
— 255 с.
37. ФГОС НОО Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Общие положения. - Москва: в ред. Приказов Минобрнауки России, 2014. - 28 с.
38. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи
младших школьников / Т.А. Фотекова. - Москва : Аркти. - 2011. - 56 с.
39. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей / С.Н. Цейтлин. - Москва : Просвещение. - 2012. - 143 с.
40. Ягодовский, К.П. Вопросы общей методики естествознания. — М., 1954. С. 61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ