Введение
1 Теоретические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников .7
1.1 Требования ФГОС НОО к формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 7
1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 12
1.3 Подходы к формированию регулятивных универсальных учебных
действий у младших школьников 19
Вывод по первой главе 37
2 Разработка и использование комплексных заданий по математике как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий у
младших школьников
2.1 Комплексные задания по математике для третьего класса, как средства
формирования регулятивных универсальных учебных действий 39
2.2 Результаты апробации комплексных заданий для формирования
регулятивных умений младших школьников 47
2.3 Методические рекомендации по использованию комплексных заданий
в учебно-воспитательном процессе начальной школы по математике 50
Вывод по второй главе 55
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) одним из компонентов основной образовательной программы школы должна стать программа формирования универсальных учебных действий.
Под универсальными учебными действиями (далее - УУД) понимается: в широком смысле - умение учиться, а в узком - совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Под регулятивными УУД понимают: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценку, волевую саморегуляцию. Они обеспечивают обучающимся организацию учебной деятельности.
Комплексные задания важны потому, что они позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению, как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки. Так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
Особое внимание в данном контексте уделяется целеполаганию. Основным механизмом целеполагания в младшем школьном возрасте выступает принятие цели учебной деятельности, поставленной учителем. Для того чтобы ученик стал активным субъектом собственной учебной деятельности, необходимо решить проблему постановки цели таким образом, чтобы она стала личностно значимой и направляла бы его активность.
Слабость процессов целеполагания в этом возрасте основывается на неумении подчинить себя цели взрослого на достаточно длительное время. Неумение школьником сопоставить намечаемые им цели со своими возможностями может приводить к неуспеху в учебной деятельности и снижению мотивации учения.
Регулятивные УУД - «это обеспечение организации учащимися своей познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения» [1]. К ним относятся такие процессы как: целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно); планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата); контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном); коррекция (внесение дополнений и корректив в план, способ действий); оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить); волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию) [1].
Таким образом, существует противоречие между необходимостью формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НО и недостаточностью методических разработок, позволяющих осуществить это на практике в процессе обучения математике, в частности, в третьем классе.
Проблема: каковы особенности заданий по математике для третьего класса, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников?
Цель: теоретически обосновать, разработать комплексные задания по математике для третьего класса и проверить результативность их использования относительно формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся.
Объект: процесс обучения математике в третьем классе.
Предмет: комплексные задания, как средство формирования
регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения математике в третьем классе.
Гипотеза: формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса будет более результативным, если на уроках математики использовать комплексные задания, разработанные в соответствии с возрастными особенностями обучающихся третьего класса и требованиями ФГОС НОО и предусматривающие отработку действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля.
Задачи:
1. На основе анализа ФГОС НО и сопроводительных нормативных документов выделить требования к уровню сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с точки зрения формирования у них регулятивных универсальных учебных действий.
3. На основе анализа подходов к формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников спланировать содержание и форму комплексных заданий по математике для третьего класса, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий.
4. Разработать комплексные задания по математике для третьего класса, способствующие формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
5. Апробировать комплексные задания для формирования регулятивных умений младших школьников на уроках математики в третьем классе.
6. Разработать методические рекомендации по использованию комплексных заданий в учебно-воспитательном процессе по математике.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической и методической литературы. Наблюдение, анализ практических работ обучающихся.
Практическая значимость исследования и область его применения: полученные результаты могут использоваться на уроках математики для формирования регулятивных умений учащихся. Сформированные регулятивные умения позволят ученику проявлять субъектную позицию, участвовать в организации учебной деятельности, самоопределяться в рабочей ситуации, принимать ответственность, анализировать и прогнозировать свою деятельность, обретать реальный регулятивный опыт.
Анализ ФГОС НОО показал, что регулятивные универсальные учебные действия (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения знаний.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий целесообразно в начальной школе, так как они порождают мотивацию к образованию, позволяют детям ориентироваться в разных предметных сферах. Составленные комплексные задания, содержащие элементы регулятивных универсальных действий соответствуют возрастным особенностям детей данного класса, так как при разработке заданий учитывались темы, взятые из календарно - тематического планирования для третьего класса и учебника математики.
Формирование УУД на уроках математики, может осуществляться с использованием логических моделей и знаково-символических инструментов. Детям предлагается несколько заданий. В них необходимо отыскать нужную информацию в тексте, и исходя из этого, выполнить задания комплексной работы. В данном случае дети решают непосредственно учебную задачу. Кроме этого, они устанавливают логическую модель, определяющую соотношение имеющихся данных. Формирование УУД на уроках математики выступает как важнейший этап на пути к успешному усвоению общих приемов решения задач. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач. Так же можно отметить, что для проведение комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания уже с первого класса, чтобы постепенно развивать умение работать с данной структурой заданий. Поэтому комплексные задания способствуют развитию регулятивных универсальных учебных действий на уроках математике в начальной школе.
Разработанные комплексные задания могут применяться на уроках математики в третьем классе, для развития регулятивных универсальных действий.
Разработанные комплексные задания для третьего класса, показывают, что не все учащиеся с лёгкостью могут работать с комплексными заданиями. Исходя из этого можно сделать вывод, что такие задания нужно проводить регулярно, для того чтобы учащиеся освоили данную структуру комплексной работы.
Формирование УУД осуществляется в рамках усвоения различных дисциплин. Этот процесс является системным, целенаправленным. Все действия задаются по ФГОС. Формирование УУД в начальной школе происходит в соответствии со схемой, указываемой в тематическом планировании. Стандарты определяют ключевые моменты в выборе содержания, планировании и организации всего образовательного процесса. А так же учащиеся к концу начальной школы обретут навыки работы с комплексными заданиями, тем самым научатся формировать регулятивные универсальные действия самостоятельно.
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володорская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
2. Асмолова, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 140 с.
3. Вергелес, Г.И., Конева В.С. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. - 180 с.
4. Вергелес, Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 159 с.
5. Воронцов, А.Б. Организация и проведение стартовых (итоговых) проверочных работ в системе Эльконина - Давыдова. - М.,1998. - 104 с.
6. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова. - М.: ЦГТРО «Развитие личности», 2009. - 360 с.
7. Выготский, Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: 6 т. - М, 1984. - 375 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка. М.: Смысл; Эксмо, 2004. - 512 с.
9. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: Логико - психологические проблемы построения учебных предметов. / В.В. Давыдов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.
10. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К.Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н.Толмачёва, З.И. Шилкунова. - М.: Вита - Пресс, 2008. - 288 с.
11. Занков, Л.В. Обучение и развитие (экспериментально - педагогическое исследование) // Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1990. — 424 с. — ISBN: 5-7155-0200-4.
12. Захарова, А.В. Как формировать самооценку школьника? / А.В. Захарова, М.Э. Боцманова // Начальная школа. - 1992. - №3. - 58-65 с.
13. Зверева, Н.В. «Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний»/ Зверева Н.В. -Москва, 1983г. - 203 с.
14. Ильясов, И.И. Структура процесса учения. М.: Издательство Московского университета, 1986. - 200 с.
15. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования: стандарты второго поколения / под ред. Г. С. Ковалевой. - М: Просвещение, 2009. - 120 с.
16. Коменский, Я.А. "Великая дидактика". - Избранные педагогические сочинения/Я.А. Коменский. - М.: Уч.пед.издат., 1955. - 655 с.
17. Комплексная проверочная работа за 2 полугодие. Большой пёстрый
дятел [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://pandia.ru/text/79/420/5406.php
18. Логинова, О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс / О.Б.Логинова, С.Г. Яковлева / Под ред. О.Б Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
19. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие / О.Н. Молчанова. - Москва: Флинта: Наука , 2010. - 392 с.
20. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: ИТИ Технологии , 2006. - 944 с.
21. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. / И.М Осмоловская, Петрова Л.Н.// Начальная школа.- 2012.- № 10. - 96 - 98 с.
22. Организация и проведение комплексных работ в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciya-i- provedenie-kompleksnih-rabot-v-nachalnoy-shkole-prezentaciya-644494.html
23. Самые сильные из царства животных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zooplandia.ru/encyclopedia/birds/nobreed/31959858- Samie-silnie-iz-tsarstva-zhivotnih
24. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
25. Тестовые задания для младших школьников на основе текста. Белый медведь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //festival .1 september.ru/articles/556664/
26. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов, М., Куров В. - Ярославль: "Академия развития", 1997. - 240 с.
27. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011.- 45 с. [Электронный ресурс]. - http://www.studfiles.ru/preview/3488568/
28. Характеристика регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в свете требований ФГОС НОО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //infourok.ru/harakteristika-regulyativnih-universalnih- uchebnih-deystviy-mladshih-shkolnikov-v-svete-trebovaniy-fgos-noo-1124859.html
29. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь. / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова - М.: Генезис, 2010. - 120 с.
30. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981. - 304 с.