СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия 8
1.1 Понятие социально - педагогического сопровождения 8
1.2 Формы и методы социально - педагогического сопровождения 18
1.3 Проблемы социально - педагогического сопровождения сельских
замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия 29
Глава 2 Организация социально — педагогического сопровождения в условиях межведомственного взаимодействия (на примере Енисейского района) 36
2.1 Анализ опыта организации социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия 36
2.2 Методические рекомендации по организации социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия 46
Заключение
Список литературы
Глава 1 Теоретические аспекты социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия 8
1.1 Понятие социально - педагогического сопровождения 8
1.2 Формы и методы социально - педагогического сопровождения 18
1.3 Проблемы социально - педагогического сопровождения сельских
замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия 29
Глава 2 Организация социально — педагогического сопровождения в условиях межведомственного взаимодействия (на примере Енисейского района) 36
2.1 Анализ опыта организации социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия 36
2.2 Методические рекомендации по организации социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия 46
Заключение
Список литературы
В современных условиях в России все больше развивается институт замещающей семьи. Замещающие родители берут одного, а порой и нескольких детей — сирот или несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на воспитание. Особенно данное явление распространено в сельской местности, где воспитанием детей — сирот занимаются профессионально.
Проживая в замещающей семье, ребенок получает те условия, которые помогают ему адаптироваться к жизни, обществу, чувствовать себя более защищенным.
Но порой приемные родители сталкиваются с самыми разными проблемами. Для их благополучного разрешения и помощи семье в кризисных ситуациях, родителям и ребенку оказывается педагогическая, психологическая, социальная, юридическая помощь.
Управление семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к области управления социальными системами, где достижение более значимых результатов предполагает значительные материальные, финансовые, интеллектуальные, физические и психологические затраты, что и должны обеспечивать ведомства, сопровождающие как замещающих родителей, так и детей сирот.
Процесс социально — педагогического сопровождения замещающих семей в последнее время стала предметом изучения в социологии, психологии, педагогике. К изучению данной проблемы обращались И.И. Власенко, В.В. Барабанова, М.Р.Битянова, Л.Н. Большакова, О.В. Заводилкина, Ж.А. Захарова, Н.П. Иванова, Е.П. Казакова, С.Г. Комарецкий, Н.В. Кораблева, Г.С. Красницкая, Е.И. Морозова, С.Г. Муравьева, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Г.Н. Соломатина, Е.С. Слюсарева, А.С. Спиваковская, А.В. Суханова, М.Ф. Терновская, А.А. Трусова, А.Б. Холмагорова, Н.А. Хрусталькова, М.Н. Швецова и др.
Решение проблемы сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отделами опеки и попечительства в условиях межведомственного взаимодействия является на сегодняшний день одним из актуальных направлений их работы.
Исходя из этого, целью исследования является изучение в теоретическом и экспериментальном аспекте социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия.
Объект: сельские замещающие семьи.
Предмет: социально — педагогическое сопровождение сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «социально — педагогическое сопровождение».
2. Изучить формы и методы социально — педагогического сопровождения замещающих семей.
3. Выявить проблемы социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей.
4. Проанализировать опыт организации социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей (на примере Енисейского района).
5. Разработать методические рекомендации по организации социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Анализ документации.
5. Анализ собственной практики.
Гипотеза: Мы предполагаем, что организация социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного сопровождения способствует развитию замещающей семьи как социального института, который призван вырастить здоровую, социально активную личность.
Методологической основой исследования выступили труды современных педагогов, изучавших проблему устройства детей — сирот в замещающие семьи — А.А. Архиповой, Н.В. Басалаевой, О.В. Бессчетновой, М.О. Дубровской, Л.Г. Жедуновой, В.К. Зарецкого, Ж.А. Захаровой, Н.П.Ивановой, З.У. Колокольниковой, Г.С. Красницкой, Л.В. Мардахаева, С.В. Митросенко и др., а также труды, раскрывающие сущность социально — педагогического сопровождения замещающих семей (Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Г.Н. Соломатина, Е.С. Слюсарева, А.С. Спиваковская, А.В. Суханова, М.Ф. Терновская и др.).
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2015 г. - февраль 2016 г.) - изучение теоретических аспектов социально - педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия, определение категориального аппарата, изучение форм и методов социально — педагогического сопровождения замещающих семей.
2 этап (февраль 2016 г. - апрель 2016 г.) - сбор и обработка информации.
3 этап (апрель 2016 г. - июнь 2016 г.) - разработка методических рекомендации по организации социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия. формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость заключается в том, что сформулированные нами выводы и предложения могут быть использованы для дальнейших исследований по вопросам социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей, изучения системы способов защиты их прав и интересов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников включающего 40 источников.
Общий объем работы составляет 57 страниц.
Проживая в замещающей семье, ребенок получает те условия, которые помогают ему адаптироваться к жизни, обществу, чувствовать себя более защищенным.
Но порой приемные родители сталкиваются с самыми разными проблемами. Для их благополучного разрешения и помощи семье в кризисных ситуациях, родителям и ребенку оказывается педагогическая, психологическая, социальная, юридическая помощь.
Управление семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к области управления социальными системами, где достижение более значимых результатов предполагает значительные материальные, финансовые, интеллектуальные, физические и психологические затраты, что и должны обеспечивать ведомства, сопровождающие как замещающих родителей, так и детей сирот.
Процесс социально — педагогического сопровождения замещающих семей в последнее время стала предметом изучения в социологии, психологии, педагогике. К изучению данной проблемы обращались И.И. Власенко, В.В. Барабанова, М.Р.Битянова, Л.Н. Большакова, О.В. Заводилкина, Ж.А. Захарова, Н.П. Иванова, Е.П. Казакова, С.Г. Комарецкий, Н.В. Кораблева, Г.С. Красницкая, Е.И. Морозова, С.Г. Муравьева, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Г.Н. Соломатина, Е.С. Слюсарева, А.С. Спиваковская, А.В. Суханова, М.Ф. Терновская, А.А. Трусова, А.Б. Холмагорова, Н.А. Хрусталькова, М.Н. Швецова и др.
Решение проблемы сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отделами опеки и попечительства в условиях межведомственного взаимодействия является на сегодняшний день одним из актуальных направлений их работы.
Исходя из этого, целью исследования является изучение в теоретическом и экспериментальном аспекте социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия.
Объект: сельские замещающие семьи.
Предмет: социально — педагогическое сопровождение сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «социально — педагогическое сопровождение».
2. Изучить формы и методы социально — педагогического сопровождения замещающих семей.
3. Выявить проблемы социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей.
4. Проанализировать опыт организации социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей (на примере Енисейского района).
5. Разработать методические рекомендации по организации социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Анализ документации.
5. Анализ собственной практики.
Гипотеза: Мы предполагаем, что организация социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного сопровождения способствует развитию замещающей семьи как социального института, который призван вырастить здоровую, социально активную личность.
Методологической основой исследования выступили труды современных педагогов, изучавших проблему устройства детей — сирот в замещающие семьи — А.А. Архиповой, Н.В. Басалаевой, О.В. Бессчетновой, М.О. Дубровской, Л.Г. Жедуновой, В.К. Зарецкого, Ж.А. Захаровой, Н.П.Ивановой, З.У. Колокольниковой, Г.С. Красницкой, Л.В. Мардахаева, С.В. Митросенко и др., а также труды, раскрывающие сущность социально — педагогического сопровождения замещающих семей (Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Г.Н. Соломатина, Е.С. Слюсарева, А.С. Спиваковская, А.В. Суханова, М.Ф. Терновская и др.).
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2015 г. - февраль 2016 г.) - изучение теоретических аспектов социально - педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия, определение категориального аппарата, изучение форм и методов социально — педагогического сопровождения замещающих семей.
2 этап (февраль 2016 г. - апрель 2016 г.) - сбор и обработка информации.
3 этап (апрель 2016 г. - июнь 2016 г.) - разработка методических рекомендации по организации социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия. формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость заключается в том, что сформулированные нами выводы и предложения могут быть использованы для дальнейших исследований по вопросам социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей, изучения системы способов защиты их прав и интересов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников включающего 40 источников.
Общий объем работы составляет 57 страниц.
Социально — педагогическое сопровождение сельских замещающих сирот в условиях межведомственного взаимодействия - одна из актуальных проблем социальной педагогики.
В ходе теоретического и экспериментального исследования получены следующие основные результаты:
1. Под социально - педагогическим сопровождением подразумевается своевременная квалифицированная и адресная помощь взрослым при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в приемной семье. Социально — педагогическое сопровождение замещающих семей, воспитывающих несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, направлено на создание всех необходимых условий, обязательное соблюдение которых гарантирует всем членам семьи со временем приобрести способность конструктивно решать жизненно важные проблемы и функционированию в социальной среде.
2. Конкретное содержание социально - педагогического сопровождения замещающей семьи обусловлено следующими компонентами: структурой, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты.
Выделяют основные формы и методы социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей:
1) телефон социально-педагогической поддержки;
2) выездной школы приемных родителей;
3) клуб выходного дня;
4) патронаж;
5) консультации;
6) лекторий;
7) семейный клуб;
8) семинары;
9) тренинги;
10) обмен опытом;
11) плановые проверки и др.
Услуги, предоставляемые замещающим семьям органами опеки и попечительства:
5) правовое, социально-педагогическое и психологическое консультирование;
6) диагностика и обследование личности ребенка;
7) содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов и детей, имеющих недостатки в развитии;
8) организация профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства детей-сирот;
2. Нами выявлены следующие проблемы социально — педагогического сопровождения сельских замещающих сирот:
1. Нехватка кадров в отделах опеки и попечительства, различных центрах и службах, занятых в сфере развития семейных форм устройства и профилактики социального сиротства, которые имеют специальную профессиональную подготовку для работы с детьми — сиротами и с замещающими семьями.
2. Отсутствие системы профессиональной подготовки специалистов по работе с детьми — сиротами и замещающей семьей.
3. Межведомственная разобщенность.
4. Проблема организации коррекционно-реабилитационной работы с кровной семьей ребенка - социальной сироты.
5. Проблема постнинтернатного сопровождения.
6. Отдаленность населенных пунктов, в которых проживают замещающие семьи.
7. Несвоевременное обращение замещающих родителей за помощью к специалистам.
8. Проблема вторичного сиротства.
В условиях Енисейского района, протяженность которого более 500 км с севера на юг и 250 км с запада на восток, круглогодичная транспортная автодорожная связь имеется далеко не со всеми поселениями района, большая часть населенных пунктов севера, за исключением тех, что стоят на берегу Енисея, к которым можно добраться по воде или по зимнику, имеют сложный доступ, изолированность поселений друг от друга, организация сопровождения замещающих семей является актуальной проблемой, эффективное сопровождение данных семей может быть налажено только в условиях межведомственного взаимодействия с учетом особенностей района.
На основе проделанной работы мы разработали методические рекомендации по повышению эффективности социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия. Рекомендации смогут положительно повлиять на процесс сопровождения замещающих семей, создать условия для переподготовки профессиональных замещающих семей, владеть более полной информацией о замещающих родителях и ребенке — сироте.
Теоретические выводы и предложенные методические рекомендации могут быть использованы в рамках организации социально — педагогического сопровождения замещающих семей.
Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
В ходе теоретического и экспериментального исследования получены следующие основные результаты:
1. Под социально - педагогическим сопровождением подразумевается своевременная квалифицированная и адресная помощь взрослым при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в приемной семье. Социально — педагогическое сопровождение замещающих семей, воспитывающих несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, направлено на создание всех необходимых условий, обязательное соблюдение которых гарантирует всем членам семьи со временем приобрести способность конструктивно решать жизненно важные проблемы и функционированию в социальной среде.
2. Конкретное содержание социально - педагогического сопровождения замещающей семьи обусловлено следующими компонентами: структурой, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты.
Выделяют основные формы и методы социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей:
1) телефон социально-педагогической поддержки;
2) выездной школы приемных родителей;
3) клуб выходного дня;
4) патронаж;
5) консультации;
6) лекторий;
7) семейный клуб;
8) семинары;
9) тренинги;
10) обмен опытом;
11) плановые проверки и др.
Услуги, предоставляемые замещающим семьям органами опеки и попечительства:
5) правовое, социально-педагогическое и психологическое консультирование;
6) диагностика и обследование личности ребенка;
7) содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов и детей, имеющих недостатки в развитии;
8) организация профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства детей-сирот;
2. Нами выявлены следующие проблемы социально — педагогического сопровождения сельских замещающих сирот:
1. Нехватка кадров в отделах опеки и попечительства, различных центрах и службах, занятых в сфере развития семейных форм устройства и профилактики социального сиротства, которые имеют специальную профессиональную подготовку для работы с детьми — сиротами и с замещающими семьями.
2. Отсутствие системы профессиональной подготовки специалистов по работе с детьми — сиротами и замещающей семьей.
3. Межведомственная разобщенность.
4. Проблема организации коррекционно-реабилитационной работы с кровной семьей ребенка - социальной сироты.
5. Проблема постнинтернатного сопровождения.
6. Отдаленность населенных пунктов, в которых проживают замещающие семьи.
7. Несвоевременное обращение замещающих родителей за помощью к специалистам.
8. Проблема вторичного сиротства.
В условиях Енисейского района, протяженность которого более 500 км с севера на юг и 250 км с запада на восток, круглогодичная транспортная автодорожная связь имеется далеко не со всеми поселениями района, большая часть населенных пунктов севера, за исключением тех, что стоят на берегу Енисея, к которым можно добраться по воде или по зимнику, имеют сложный доступ, изолированность поселений друг от друга, организация сопровождения замещающих семей является актуальной проблемой, эффективное сопровождение данных семей может быть налажено только в условиях межведомственного взаимодействия с учетом особенностей района.
На основе проделанной работы мы разработали методические рекомендации по повышению эффективности социально — педагогического сопровождения сельских замещающих семей в условиях межведомственного взаимодействия. Рекомендации смогут положительно повлиять на процесс сопровождения замещающих семей, создать условия для переподготовки профессиональных замещающих семей, владеть более полной информацией о замещающих родителях и ребенке — сироте.
Теоретические выводы и предложенные методические рекомендации могут быть использованы в рамках организации социально — педагогического сопровождения замещающих семей.
Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.



