СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ
|
Введение
1 Теоретические аспекты изучения системы работы социального педагога с
девиантными подростками в школе
1.1 Понятие и виды девиантного поведения
1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте 15
1.3 Характеристика системы работы социального педагога с девиантными
подростками в школе 20
2 Экспериментальное изучение системы работы социального педагога с девиантными подростками в школе 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования 33
2.3 Рекомендации для социальных педагогов по организации работы с
девиантными подростками в школе 40
Заключение 43
Литература
1 Теоретические аспекты изучения системы работы социального педагога с
девиантными подростками в школе
1.1 Понятие и виды девиантного поведения
1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте 15
1.3 Характеристика системы работы социального педагога с девиантными
подростками в школе 20
2 Экспериментальное изучение системы работы социального педагога с девиантными подростками в школе 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования 33
2.3 Рекомендации для социальных педагогов по организации работы с
девиантными подростками в школе 40
Заключение 43
Литература
Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков.
В процессах, определяющих нравственное благополучие общества, значительное место принадлежит социально-педагогической деятельности общеобразовательных школ. Являясь основными социальными институтами государства по ранней профилактике и коррекции девиантного поведения подростков, общеобразовательные учреждения сталкиваются с необходимостью помогать семье в воспитании детей, направлять и выправлять недостатки семейного воспитания, негативного влияния окружающей среды, облегчать вхождение подростков в различные виды социальных взаимоотношений. Большая роль в работе с девиантными подростками в школе отводится социальному педагогу, система работы которого заключается не только в выявлении причин девиантного поведения, но и в осуществлении профилактики и коррекции уже имеющихся отклонений.
Стоит отметить, что специфика деятельности социального педагога по работе с подростками с девиантным поведением изучена недостаточно, что и определяет актуальность нашего исследования.
В соответствие с этим, целью данного исследования является изучение системы работы социального педагога с девиантными подростками в школе.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: система работы социального педагога с девиантными подростками в школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что подростки с девиантным поведением имеют гипертимный и конформный типы акцентуаций.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме работы социального педагога с девиантными подростками в школе.
2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления склонности к девиантному поведению у подростков.
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов по организации работы с девиантными подростками в школе.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. - А.Н. Орел), патохарактерологический опросник (авт. - А.Е. Личко).
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологическую базу исследования составили работы А.С. Беличевой, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Шапкинская средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя РФ В.В. Боровикова». Выборка исследования представлена подростками 14-15 лет в количестве 32 человек, из них 20 девочек и 12 мальчиков.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь 2015 г. - декабрь 2016 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы девиантного поведения, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (январь - март 2016 г.) - диагностика и анализ результатов исследования.
3 этап (апрель - июнь 2016 г.) - разработка рекомендаций для социальных педагогов по организации работы с девиантными подростками в школе, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме девиантного поведения в подростковом возрасте; разработаны рекомендации по работе социального педагога с девиантными подростками. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы педагогами, психологами, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 50 наименований. В работе содержатся 4 таблицы. Общий объем работы составляет 50 печатных страниц.
В процессах, определяющих нравственное благополучие общества, значительное место принадлежит социально-педагогической деятельности общеобразовательных школ. Являясь основными социальными институтами государства по ранней профилактике и коррекции девиантного поведения подростков, общеобразовательные учреждения сталкиваются с необходимостью помогать семье в воспитании детей, направлять и выправлять недостатки семейного воспитания, негативного влияния окружающей среды, облегчать вхождение подростков в различные виды социальных взаимоотношений. Большая роль в работе с девиантными подростками в школе отводится социальному педагогу, система работы которого заключается не только в выявлении причин девиантного поведения, но и в осуществлении профилактики и коррекции уже имеющихся отклонений.
Стоит отметить, что специфика деятельности социального педагога по работе с подростками с девиантным поведением изучена недостаточно, что и определяет актуальность нашего исследования.
В соответствие с этим, целью данного исследования является изучение системы работы социального педагога с девиантными подростками в школе.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: система работы социального педагога с девиантными подростками в школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что подростки с девиантным поведением имеют гипертимный и конформный типы акцентуаций.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме работы социального педагога с девиантными подростками в школе.
2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления склонности к девиантному поведению у подростков.
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов по организации работы с девиантными подростками в школе.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. - А.Н. Орел), патохарактерологический опросник (авт. - А.Е. Личко).
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологическую базу исследования составили работы А.С. Беличевой, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Шапкинская средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя РФ В.В. Боровикова». Выборка исследования представлена подростками 14-15 лет в количестве 32 человек, из них 20 девочек и 12 мальчиков.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь 2015 г. - декабрь 2016 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы девиантного поведения, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (январь - март 2016 г.) - диагностика и анализ результатов исследования.
3 этап (апрель - июнь 2016 г.) - разработка рекомендаций для социальных педагогов по организации работы с девиантными подростками в школе, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме девиантного поведения в подростковом возрасте; разработаны рекомендации по работе социального педагога с девиантными подростками. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы педагогами, психологами, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 50 наименований. В работе содержатся 4 таблицы. Общий объем работы составляет 50 печатных страниц.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы можем отметить, что девиантным поведением понимается поведение, отклоняющееся от общепринятых и устоявшихся в обществе правовых, нравственных и эстетических норм.
Работа социального педагога с девиантными подростками в школе заключается в выявлении причин девиантного поведения, профилактике (снятии причин, факторов и условий, их провоцирующих) и коррекции уже имеющихся отклонений. При организации работы необходима совместная деятельность медицинских работников, педагогов, психологов и других специалистов.
Основными формами деятельности социального педагога с девиантными подростками в школе являются:
- учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (социальный педагог составляет картотеку, систематически ведет тетрадь учета работы с детьми, имеющих склонность к девиантному поведению и т.д.);
- тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие - помощь в устранении этих причин;
- индивидуальное консультирование. Цель индивидуального консультирования - оказание помощи подростку в избавлении от дистресса, моральная и психологическая разгрузка (требуется взаимодействие с родителями, психологом, в некоторых случаях с такими специалистами как психиатр, невропатолог, нарколог);
- включение подростка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;
- привлечение к работе классных руководителей, которые являются необходимыми помощниками в процессе адаптации детей, а также для изучения семейных проблем ребенка;
- установление контакта с семьей, при необходимости защиты прав ребенка - жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;
- посещение семей с целью изучения условий, в которых живет подросток;
- организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;
- совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий. Тренинговые занятия способствуют снижению уровня агрессивности, развитию самоконтроля.
Основные результаты экспериментального исследования можно представить следующими выводами.
У 12 % испытуемых отмечается склонность к отклоняющемуся поведению. У них отмечаются высокие показатели по личностным характеристикам - тревожность, агрессия, склонность к саморазрушающему аддиктивному и деликвентному поведению. Уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями низкий, что подчеркивает отсутствие стремления к ответственности за свои поступки. У этих школьников были диагностированы высокие показатели по патохарактерологическому опроснику (ПДО): выявлен гипертимный и конформный типы акцентуаций. Подростки с гипертимным типом отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. Этих подростков влечет риск, игра с опасностью, тянет вступить в конфликт, подраться, если им перечат. Если подросток оказывается в группе сверстников с асоциальной направленностью, то может стать вдохновителем и организатором каких-либо правонарушений. Подросток с конформным типом всегда стремится соответствовать окружению, совершенно не может ему противостоять. Попав в дурную среду, со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения. Поэтому конформные подростки «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.
На основе полученных результатов, нами были разработаны рекомендации для социальных педагогов по организации работы с девиантными подростками в школе.
Таким образом, цель, поставленная в выпускной квалификационной работе, достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза подтверждена, выбор методов исследования адекватен поставленным задачам.
Работа социального педагога с девиантными подростками в школе заключается в выявлении причин девиантного поведения, профилактике (снятии причин, факторов и условий, их провоцирующих) и коррекции уже имеющихся отклонений. При организации работы необходима совместная деятельность медицинских работников, педагогов, психологов и других специалистов.
Основными формами деятельности социального педагога с девиантными подростками в школе являются:
- учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (социальный педагог составляет картотеку, систематически ведет тетрадь учета работы с детьми, имеющих склонность к девиантному поведению и т.д.);
- тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие - помощь в устранении этих причин;
- индивидуальное консультирование. Цель индивидуального консультирования - оказание помощи подростку в избавлении от дистресса, моральная и психологическая разгрузка (требуется взаимодействие с родителями, психологом, в некоторых случаях с такими специалистами как психиатр, невропатолог, нарколог);
- включение подростка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;
- привлечение к работе классных руководителей, которые являются необходимыми помощниками в процессе адаптации детей, а также для изучения семейных проблем ребенка;
- установление контакта с семьей, при необходимости защиты прав ребенка - жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;
- посещение семей с целью изучения условий, в которых живет подросток;
- организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;
- совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий. Тренинговые занятия способствуют снижению уровня агрессивности, развитию самоконтроля.
Основные результаты экспериментального исследования можно представить следующими выводами.
У 12 % испытуемых отмечается склонность к отклоняющемуся поведению. У них отмечаются высокие показатели по личностным характеристикам - тревожность, агрессия, склонность к саморазрушающему аддиктивному и деликвентному поведению. Уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями низкий, что подчеркивает отсутствие стремления к ответственности за свои поступки. У этих школьников были диагностированы высокие показатели по патохарактерологическому опроснику (ПДО): выявлен гипертимный и конформный типы акцентуаций. Подростки с гипертимным типом отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. Этих подростков влечет риск, игра с опасностью, тянет вступить в конфликт, подраться, если им перечат. Если подросток оказывается в группе сверстников с асоциальной направленностью, то может стать вдохновителем и организатором каких-либо правонарушений. Подросток с конформным типом всегда стремится соответствовать окружению, совершенно не может ему противостоять. Попав в дурную среду, со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения. Поэтому конформные подростки «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.
На основе полученных результатов, нами были разработаны рекомендации для социальных педагогов по организации работы с девиантными подростками в школе.
Таким образом, цель, поставленная в выпускной квалификационной работе, достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза подтверждена, выбор методов исследования адекватен поставленным задачам.
Подобные работы
- СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Работа социального педагога с девиантным подростком
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Системы занятий по теме «Основы правовой грамотности» для подростков с девиантным поведением
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Социальная работа в школе (на примере МБОУ «Усть-Бакчарская СОШ»)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Разработка программы социально-педагогической деятельности по профилактике алкоголизма школьников
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



