Введение 5
1. Теоретические основы исследования 11
1.1. Особенности междисциплинарных исследований в современном
гуманитарном знании 11
1.2. Определение основных понятий исследования процесса
визуализации 22
1.3. Степень изученности вопроса визуализации исторических
личностей 31
2. Визуализация исторических личностей через художественные образы В.И.
Сурикова 39
2.1. Художественно-визуальное пространство исследования 39
2.2. «Утро стрелецкой казни» 47
2.3. «Меншиков в Березове» 58
2.4. «Боярыня Морозова» 68
Заключение 79
Список использованных источников 85
Приложения А - В
Изучение наследия великих русских художников требует углубления и расширения полученных прежде выводов, поиска новых ракурсов, более детального рассмотрения проблематик, формирования новых гипотез. Эти процессы должны повлиять на увеличение интереса зрителей. Наследие Василия Ивановича Сурикова является актуальным объектом исследования, связано это с возрастающим вниманием к вопросам самосознания нации, желанием восстановить «связь времен», желанием выявить особенности России, возможностью проследить развитие циклов истории на примере творчества одного из крупнейших исторических живописцев. Именно поэтому обращение к творчеству Сурикова должно приобретать новый уровень глубины, базируясь на новых качественных критериях.
Актуальность магистерского исследования обусловлена построением работы на принципах междисциплинарности, что является актуальным аспектом в развитии современной научной мысли. Важной предпосылкой исследования является рассмотрение постнеклассического научного знания, обоснование необходимости отхода гуманитарных знаний от дифференциации. Важным является то, что ценный накопленный опыт, базирующийся на синтезе исторического, психологического и художественного подходов не проецировался на процесс создания Суриковым московской трилогии картин: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». Совокупность междисциплинарных методов позволила проследить особенности процесса визуализации Суриковым исторических личностей через созданные им художественные образы. Также необходимо отметить рассмотрение вопроса об изучении живописи в контексте различных научных дисциплин, что позволило сформировать комплексный взгляд на трилогию работ Сурикова. Необходимо отметить и новый взгляд на постановку проблематики изучения, а именно на фокусировку внимания на вопросе визуализации исторической личности. Через процесс визуализации мы наблюдаем совокупность факторов, как субъективных, так и объективных, повлиявших на формирование у Сурикова определенного взгляда на историческую личность. Таким образом, мы видим, что возникает необходимость в увеличении объема знаний в суриковедении, а именно разработка социально¬психологического подхода. Необходимо понимать, что дальнейшее развитие искусствоведческого анализа невозможно без использования новых данных, полученных путем синтеза различных научных знаний. Кроме того, на примере изучения вопроса визуализации исторических личностей мы рассматриваем и актуализируем проблематику интеграционных процессов в науке. Мы убеждаемся в том, что междисциплинарный формат научных исследований создает условия для рассмотрения актуальных задач с различных точек зрения, при синтезе которых формируются новые взгляды, что дает предпосылки избежать одномерного восприятия проблематики исследований. На примере визуализации мы видим, что именно роль интегративности в современной научной мысли определяет парадигму как научного, так и вообще рационального мышления.
Цель - исследовать особенности процесса визуализации исторических личностей на примере трилогии работ Сурикова.
Задачи: 1) Выявить особенности междисциплинарного исследования в вопросе визуализации исторических личностей. 2) Определить специфику понятий «визуальный образ» и «художественный образ». 3) Отразить основы понятийного аппарата в контексте заданной темы. 4) Выявить специфику подхода Сурикова к проблеме визуализации исторических личностей. 5) Определить личное отношение Сурикова к власти в контексте представленных событий. 6) Обозначить основные символические аспекты произведений. 7) Выявить сюжетную структуру трилогии.
Объект магистерского исследования - процессы визуализации исторических личностей в художественных произведениях.
Предмет - специфика визуализации исторических личностей в художественных образах произведений Василия Ивановича Сурикова "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова".
Методология магистерского исследования обусловлена его целью и задачами и предполагает сочетание искусствоведческого, исторического и психологического анализа. В связи с междисциплинарным характером исследования методология объединила формально-типологический, функциональный, сопоставительный, формально-стилевой и сюжетно-тематический анализ произведений Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». Также в решении обозначенных проблем использовались общенаучные методы исследования, а именно наблюдение, анализ и синтез, методы сравнений и аналогий, методы обобщений. Методика работы фокусируется на том, чтобы через художественные образы произведений раскрыть особенности процесса визуализации Суриковым исторических личностей и рассмотреть особенности их воплощения.
Теоретические основы исследования базируются, во-первых, на основополагающих работах, посвященных жизни В.И. Сурикова и его творчеству. Здесь, естественно, необходимо выделить работу М. Волошина «Суриков» , которая была составлена из личных бесед Волошина и Сурикова, опубликованных в журнале «Апполон» . Монография Волошина явилась первой попыткой осмысления жизни и творчества Сурикова и сформировала дальнейший вектор развития суриковедения. Далее важно выделить работу Натальи Кончаловской «Дар бесценный» . Наталья Кончаловская, внучка художника, внесла в суриковедение важнейшие материалы для формирования внутреннего и внешнего портрета Сурикова. Работы, внесшие важнейшие аспекты, включающие искусствоведческий анализ работ Сурикова и аналитический взгляд на специфику его творчества: М. М. Аленов «Василий Суриков» , Г.С. Гор, В.Н. Петров «Суриков» , В.С. Кеменов «Василий Иванович Суриков» , А.Н. Бенуа. «История русской живописи в XIX веке» , С.Н. Дурылин «Сибирь в творчестве В.И. Сурикова» , Н.Г. Машковцев «В.И. Суриков» , Москалюк М.В. «Суриков и русское искусство начала XX века» ,
Далее нам необходимо осветить литературу, посвященную исторического жанру живописи в России в целом. В «Очерках о жизни и творчестве художников второй половины XIX века» под редакцией А.И. Леонова мы наблюдаем анализ процесса развития жанра с наиболее выраженными закономерностями, подобный анализ наблюдаем в работе Л. С. Алешиной, М. М. Раковой, Т. Н. Гориной «Русское искусство XIX века - начала XX века» , в работах Т. Н. Гориной «Русское искусство второй половины XIX века» . Важно выделить работу А.Г. Верещагиной «Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII - начала XX века» , в которой формулируется основная проблематика жанра. Далее стоит выделить работу «История русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря, В.С. Кеменова, В.Н. Лазарева, сборник исследований и публикаций под редакцией Е.А. Борисовой, Г.Г. Поспелова, Г.Ю. Стернина «Из истории русского искусства второй половины XIX века - начала XX века» . В работе Н.А.Яковлевой «Жанры русской живописи» важным достижением является формирование теоретических основ системно-исторического жанрового анализа, определяется проблематика жанра исторического портрета, важной проблемой становится вопрос исторического героя и художественного образа.
Необходимо назвать следующих теоретиков, чьи научные интересы затрагивают тему визуализации: западные исследователи: Э. Гомбрих , Ж. Деррида , М. Дворжак , Г. Зедльмайр , Г. Вельфлин , Р. Барт , М. Фуко , Ж. Лакан , Э. Панофский и другие; Отечественные исследователи: А.А. Карев , Б.Р. Виппер , В.Н. Гращенков , М.В. Москалюк , , С.М. Даниэль , Д.В. Сарабьянов ,В.И. Жуковский , Д.В. Пивоваров , А.А. Федоров- Давыдов и др.
Научная новизна работы обуславливается сменой точки зрения на работы Сурикова, изменением ракурса исследования: базовым понятием является «историческая личность», из изучения которой выстраивается сфера исследования, базирующаяся на анализе процесса визуализации в контексте междисциплинарной постнекласической парадигмы гуманитарного знания. Прослеживается процесс трансформации субъективного начала творца в объективный визуальный образ исторической личности. Через анализ процесса визуализации в контексте изучения первой трилогии В. И. Сурикова, включающей «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», формируются тезисы о метасюжете трилогии, включающим в себя как символическое значение, так и визуализацию исторических событий. Детальное рассмотрение трансформаций визуального воплощения исторических личностей в контексте развития исторической живописи позволили углубиться в символическую структуру работ Сурикова и дать дополнительные аспекты в интерпретации художественных образов.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Особенности процесса визуализации исторических личностей у В.И. Сурикова состоят в синтезировании субъективных взглядов художника и объективных особенностей изображаемого периода.
2) Образ Петра I в «Утре стрелецкой казни» является визуальным воплощением исторической личности и художественным воплощением феномена власти.
3) Образ Меншикова в «Меншиков в Березове» представляет собой визуальное отображение исторической личности и персонифицированный визуальный образ эпохи безвременья в контексте цикличности истории.
4) Феодосия Морозова в «Боярыне Морозовой» является воплощением канонического изображения исторической личности и образом смены исторического цикла в стране.
В ходе магистерского исследования, посвященного изучению вопроса визуализации исторических личностей в трилогии работ В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова», исходя из поставленных цели и задач, были сформулированы следующие итоговые положения:
Первоначальное рассмотрение вопроса междисциплинарности в современном научном гуманитарном знании, включающее в себя рассмотрение основополагающих концепций постнекласического научного знания, рассмотрение процессов развития научной мысли от античной философии до современных концепций, подразумевающих синтез научных течений, дало возможность сделать следующий вывод: развитие современной научной мысли характеризуется усилением интегративных тенденцией в изучении объектов. Объясняется это тем, что современная наука исследует сложноорганизованные и саморазвивающиеся системы, изучение которых необходимо базировать на кооперативном взаимодействии различных научных дисциплин. Классическая наука формировала взгляды на реальность, постигая ее в вещественном проявлении, постнеклассическая же наука постигает реальность как сеть взаимосвязей, в которой важнейшую роль играет сам субъект, т.е. человек.
Проведенный анализ по вопросу изучения живописи в различных аспектах научного знания (психология, история, социология, культурология, искусствоведение, философия) подтвердило тезис о том, что междисциплинарность является неотъемлемой частью современного научного знания. Междисциплинарный формат исследований дает возможность рассмотреть поставленную задачу с разных сторон, с точки зрения разных направлений и областей науки, что минимизирует вероятность одномерности восприятия проблематики исследования.
Рассмотрение и анализ основных понятий процесса визуализации позволил работать со следующими дефинициями: междисциплинарность как главное методологическое основание исследования; визуализация как важнейшая составная часть как предмета, так и объекта исследования; образ как объект исследования; понятие «личность» как составная часть процесса изучения образов.
Проведение анализа литературы, связанной с изучением жизни и творчества В.И. Сурикова, с изучением процесса визуализации в историческом, искусствоведческом, психологическом, философском, антропологическом контекстах, дало возможность сформулировать следующий вывод: в целом, мы выявляем обширное поле исследований, связанных с процессом визуализации в гуманитарных дисциплинах. Но, углубляясь в рассмотрение вопроса визуализации исторической личности, можно отметить, что на высоком уровне разработки находятся лишь некоторые составные части этого вопроса, мы наблюдаем работу с историческими, психологическими, источниковедческими,
культурологическими, искусствоведческими вопросами, но не наблюдаем развития их синтеза, переложения разработок на междисциплинарную почву. Данные теоретические основания позволили провести анализ работ В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и выявить закономерности воссоздания Суриковым визуальных образов исторических личностей.
После детального рассмотрения художественных образов, анализа трансформации индивидуальных взглядов Сурикова, анализа трансформации визуальных образов исторических личностей в контексте традиции исторической живописи, рассмотрения исторических предпосылок и аналогий в каждой из работ московской трилогии, были сформулированы следующие выводы:
«Утро стрелецкой казни» являет для зрителя визуальное воплощение конфликта, обладающего в своей символической наполненности свойством трансформации из локальной исторической драмы, в которой участвуют исторические личности, в которой исторической наукой выявлены предпосылки и последствия, в драму общеисторическую, положенную на плоскость истории России, что связано, в первую очередь, с раскрытием образа Петра I. Стрельцы у Сурикова находятся в двух символических плоскостях: а) Стрельцы - олицетворение народных масс, через которых Суриков показывает, во-первых, трагедию маленького человека в государстве, во-вторых, указывает на глубочайший духовный уровень народа, в противовес идеи обезличенной толпы; б) через детально прописанные образы стрельцов и их окружения Суриков воссоздает визуальный образ человека конца XVII века.
Но главной исторической личностью полотна является Петр Великий, который наделен Суриковым несколькими функциями: а) Является собирательным образом жесткой централизованной власти, проявление которой в российской истории обусловлено цикличностью развития, Петр здесь - катализатор конфликта, движущая сила российской истории; б) Визуальное отображение личности Петра I. Дополнительно был проведен анализ ранней работы Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», благодаря которому мы смогли углубиться в символичность полотна «Утра стрелецкой казни». В работе «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» Суриков начинает вести диалог с работой Этьена Мориса Фальконе «Медный всадник», где уже начинает транслировать иной образ Петра I, там, где у Фальконе образ Петра являет собой образ созидателя, законодателя и благодетеля своей страны, у Сурикова возникает отрицательный окрас политического деятеля, особенно это заметно при сопоставлении работы Сурикова и работы М. Воробьева «Исаакиевский собор и памятник Петру I», которую он композиционно копирует. Суриков, в противовес Воробьеву, у которого Сенатская площадь озарена солнечным светом, погружает ее во тьму, что дает нам первый символ, олицетворяющий процесс погружения во тьму не только отдельно взятого города, но и страны. Вторым важным символом следует назвать своеобразное разделение Петра и народа, что мы будем наблюдать в «Утре стрелецкой казни», если в «Утре» стрельцы укрыты Собором Василия Блаженного, то здесь мы люди находятся под защитой Исаакиевского собора, т.е. эта особенность визуального воплощения заложена Суриковым еще в ранней работе. Далее мы наблюдаем некую символическую параллель в композиционном приеме, а именно: в построении композиции «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» мы наблюдаем две перекрещенных оси: вертикальную ось образуют Луна и извозчик, вторую - памятник Петру и купол Исаакиевского собора. Перекрещение осей здесь образуют, с одной стороны, Андреевский крест, но с другой, крест латинский, поваленный набок, что дает нам второй символ, возможно воссозданный иррационально, символ некоего свершения Бога, проявление определенной антихристовой природы Петра, которую мы будем наблюдать в «Утре стрелецкой казни», где Суриков обрубает верхнюю часть купола Покрова.
В «Утре стрелецкой казни» Суриков создает новый канон в визуализации Петра I. С одной стороны, Суриков продолжает развитие неканонического изображения Петра И.Н. Никитина, который первым начинал отображать новый спектр личности Петра, говорящий о двойственности его природы, в противовес изображениям добродетельного самодержца, с другой стороны, Суриков создает новый канон изображения Петра, наделяя его безальтернативной демонической сущностью, лишая его человеческой наполненности, тем самым персонифицируя феномен тоталитарной власти, окрашивая ее в сугубо негативные тона.
Вторая часть трилогии Сурикова "Меншиков в Березове" также находится на нескольких символических уровнях, что доказывается через анализ визуальной адаптации Суриковым Александра Даниловича Меншикова. Во-первых, мы наблюдаем личную драму. Визуальное воплощение Меншикова соответствует каноническим чертам: высокий лоб, имеющий лобную залысину, особая форма носолобных складок, говорящее нам об своеобразной мимике Меншикова: пожатые губы и выставление нижней губы, излом бровей, длина и форма носа, форма рта, выраженный подбородок. С другой стороны, мы говорим о том, что Суриков проецирует собственную драму на образ Меншикова, создается параллель Меншиков - Суриков. Но в этом случае мы снова наблюдаем выработанный Суриковым прием трансформации частного в общее, поскольку бытовую зарисовку с несколькими действующими лицами Суриков перекладывает на рельсы истории, показывает второй этап развития метасюжета трилогии московских картин именно в облике драмы семейной. Суриков транслирует личную драму, преобразуемую в образе Меншикова и его семьи в характерную визуальную модель цикла русской истории - эпохи безвременья. И здесь, благодаря анализу процесса визуализации, мы переходим в иной символический пласт. Хоть Суриков и следует традиции передачи внешних особенностей Меншикова, он, как и в процессе визуализации Петра, производит важные видоизменения канонического изображения. Во-первых, Суриков воспроизводит Меншикова в его непарадной реалистичности, тем самым отступая от традиции, в которой свойственны отражения личных заслуг, званий и чинов, добродетелей. Суриков наделяет Меншикова очень своеобразными физическими чертами: он оставляет полоску усов у Меншикова, хотя знает, что Меншиков в ссылке отпустил бороду, Суриков наделяет Меншикова исполинским ростом, он помещает в центр полотна мощную руку Меншикова с перстнем, что огрубела от физической работы, и мы можем проследить, что эти черты присущи Петру I. Меншиков настолько дитя эпохи Петра, что в конце жизни воплощается в некоего метафизического двойника. А это возвращает нас к одной из ключевых идей московской трилогии, а именно - возмездию, и возмездию не отдельно взятой исторической личности, но любой антигуманной власти вообще.
В «Боярыне Морозовой» мы наблюдаем иной процесс визуализации исторической личности, чем в двух предыдущих работах. В «Боярыне Морозой» Суриков не может следовать какому-либо канону в изображении Морозовой, поскольку изображений Морозовой не имелось. Фактически, Суриков в данном случае сам создал иконографический канон. Именно в «Боярыне Морозовой» в полной мере и проявился тот неповторимый способ видения истории, содержащей в себе синтез субъективного и объективного.
Образ Морозовой, как и главные образы прошлых работ Сурикова, метафоричен. Историческая личность, взятая Суриковым, является не только участником определенного локального конфликта в истории России, но и трансформируется в образ целой страны, проходящей новый этап развития исторического процесса. Образ Морозовой, окутанной в черное одеяние, диссонирует с окружающей ее пестрой толпой. Морозова здесь образ прошлого, уходящего мира, образ старой России. Но в тоже самое время образ Морозовой, созданный Суриковым, явился хрестоматийным образом столь таинственной исторической личности. Образ Морозовой у Сурикова синтезирует в себе личные качества исторической личности и отличительные черты эпохи, что в итоге дает образ персонифицированного времени.
Завершение трилогии именно изображением раскола, четко дает понять, что раскол для Сурикова не просто события в историческом контексте, раскол есть состояние, переносимое каждым из персонажей картин. Визуальное воплощение Суриковым исторических личностей явило собой синтез двух начал: символического, в котором Суриков смог через процесс визуализации реализовать основные аспекты эпох, где историческая личность, вступая в диалог с народом, выполняет функцию транслятора, и начала реалистического, в котором Сурикову удалось реализовать новые иконографические каноны в изображении исторических лиц.
1. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках: монография. М.: Наука, 1977. - 271 с.
2. Алешина Л.С. Ракова М.М., Горина Т.Н. «Русское искусство XIX века - начала XX века». М., 1972. - 483 с.
3. Алленов М.М. Василий Суриков. М.: Слово, 1996. — 96 с.
4. Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. Л.: Искусство. 296 с.
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика/ пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
6. Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. М.: Изд- во им. Сабашниковых, 1996. — 312 с.
7. Бахтин М.М. К методологии // Эстетика словесного творчества. М.: 1979. 364 с.
8. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М.: 1996
9. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. М.: 1979. С. 289-290.
10. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1998. 448с
11. Бранский В.П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 704 с
12. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М., 1930. - 290 с.
13. Верещагина А.Г. Художник. Время. История: очерки русской
исторической живописи XVIII- начала XX века. М., 1993
14. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — М., «Изобразительное искусство», 1985. 286 с.
15. Волошин М.А. Суриков. Материалы для биографии. // Аполлон, 1916. № 6-7.
16. Волошин М.А. Суриков. Л, 1985. - 224 с.
17. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Мн., 1998.
18. Гирц К. Интерпретация культур. — М.: РОССПЭН, 2004.
19. Голубев А.В. Россия и Запад. Формирование внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины ХХ века. М.: ИРИ РАН, 1998. - 336 с
20. Гольдштейн С. Н. Произведения В. И. Сурикова в оценке современной ему художественной критики // доклад на Второй научной конференции Академии художеств СССР. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1949. - 20 с.
21. Гомбрих Э. История искусства. М.: АСТ, 1998. - 688 с.
22. Гор Г.С., Петров В.Н. Василий Иванович Суриков. М.: Молодая гвардия, 1965. - 226 с.
23. Горина Т. Н. Русское искусство второй половины XIX века. М., 1962
24. Гращенков В.Н. История и историки искусства, М., 2005.
25. Даниэль. С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Изд. 2-е. СПб., 2006. 206 с.
26. Дворжак М. История искусства как история духа. М., 1924.
27. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб. 1999. - 208 с.
28. Дорогова Л.Н. Художественная культура: понятия, термины. М.: Знание, 1978. - 208 с.
29. Дурылин С.Н. Сибирь в творчестве В.И. Сурикова. М.: Художественное издательство акц. общ-во АХР, 1930. — 60 с
30. Жуковский В. И., Пивоваров Д. В. Зримая сущность: визуальное мышление в изобразительном искусстве. — Свердловск: Изд. Урал. ун¬та, 1991. — 284 с.
31. Жуковский В. И., Пивоваров Д. В., Рахматуллин Р. Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания / науч. ред. Л. П. Туркин. — Красноярск: Изд. Краснояр. ун-та, 1988. — 184 с.
32. Зедльмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства. СПб., 2000.
33. Из истории русского искусства второй половины XIX -начала XX века: сборник исследований и публикаций. / Под ред. Е.А. Борисовой, Г.Г. Поспелова, Г.Ю. Стернина. М.: Искусство, 1978. - 151 с.
34. История русского искусства. Под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова, В. Н. Лазарева. М., 1953-1969, т. 1-10.
35. Карев А.А. Классицизм в русской живописи. М.: Белый город, 2003.
36. Кеменов B.C. В.И.Суриков. Историческая живопись 1870 - 1890. М., 1987. - 312 с.
37. Киященко Л. Моисеев В Философия трансдисциплинарности. М., 2009.
38. Кныш, Н.А. Образ советской исторической науки и историка в газете «Культура и жизнь». Мир историка: историографический сборник / Под ред. С.П. Бычкова, А.В. Свешникова, А.В. Якуба. Вып. 4. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. С. 332-364 (1,8 п.л.).
39. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные когнитивные стратегии в науке будущего // Вызов познанию. М., 2004. С. 29-49
40. Кончаловская Н.П. Дар бесценный. М., 1964. - 336 с
41. Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699) / Пер. и прим. А. И. Малеина СПб., 1906
42. Корзун В.П. Образы исторической науки на рубеже XIX-XX веков. Екатеринбург; Омск, 2000. - 226 с.
43. Котлярова В. В. Аксиология как допарадигмальная наука: период античности // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 72-81
44. Кривцун О.А. Эстетика: учеб. для вузов. М.: Аспект-пресс, 1998. - 430 с.
45. Круткин В. Л. Визуальная антропология // Антропологический форум. — № 7. — С. 53.
46. Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями 1969 г. / пер. с англ. И. З. Налетова. 2-е изд. М.: Прогресс, 1977. - 300 с.
47. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М: Гнозис, 1995
48. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с
49. Лотман Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993) / Ю.М. Лотман. СПб., 1998
50. Магидов, В. М. Визуальная антропология как социокультурное явление в ретроспективе и перспективе современного исторического знания [Электронный ресурс] // Московский дом национальностей. URL: http:// www.mdn.ru/cntnt/blocksleft/menu_left/nacionalny/pu- blikacii2/stati/v_m_ magido.html
51. Маковский С.К. Силуэты русских художников. Прага, 1922. - 158 с.
52. Машковцев Н.Г.В.И. Суриков. М.: Издательство, 1994. - 114 с.
53. Москалюк М. В. Суриков и русское искусство начала XX века / науч. ред. Г. В. Голынец. Екатеринбург: АСМ-офсет, 1996. — 90 с.
54. Москалюк М. В., Серикова Т. Ю. Живопись Сибири второй половины XX - начала XXI века в контексте визуализации культуры. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. — 171 с.
55. Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания, 2 изд., М., 1959
56. Панофский Э. Этюды по иконологии. СПб.: Азбука-классика, 2009. - 480 с.
57. Родигина Н. Н. «Другая Россия»: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX - начала ХХ в. Новосиб. пед. ун-т, 2006. - 374 с.
58. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Второй половины XIX в. Под ред. А. И. Леонова. М., 1954. 744 с.
59. Сарабьянов Д.В. Русская живопись: пробуждение памяти. М., 1998.
60. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура и историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция. 2000.
61. Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: 1977
62. Федоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Искусство, 1975. - 739 с.
63. Фрейд, З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства // Психоаналитические этюды. Минск. 2001. - 455 с.
64. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. СПб. А-cad. 1994 г. — 408 с.
65. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма в 2-х тт. М.: Наука, 1991
66. Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. 1996 М. - 506 с
67. Эфрос А. М. Профили: Очерки о русских художниках / Предисл. С. М. Даниэля. [Переиздание 1930-го года.] СПб.: Азбука-классика. 2007. 316 с
68. Яковлева Н. А. Жанры русской живописи. М., 1986. - 83 с.