Введение 3
Глава I. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы 9
§ 1.1. Особенности физиологического развития ребенка младшего школьного возраста 9
§ 1.2. Проблема здоровьесбережения в современных системах образования 29
§ 1.3. Анализ опыта применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы 40
Глава II. Особенности опытно-экспериментальной работы по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы 46
§ 1. Выявление уровня здоровья младших школьников 46
§ 2. Применение здоровьесберегающих технологий в Баграмовской СОШ Рязанской области, Рыбновского района (село Баграмово) 59
§ 3. Результаты и анализ опытно-экспериментальной работы 71
Заключение 82
Список используемой литературы 85
Приложения 89
Введение
Актуальность темы работы. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач социального развития страны обуславливает актуальность, необходимость проведения научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, формированию и укреплению здорового образа жизни в образовательном процессе начальной школы.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Причем наблюдается тенденция ухудшение здоровья детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье человека определяется как состояние:
1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;
2) Здоровье - это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;
3) Здоровье - это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;
4) Здоровье - это право каждого».
Анализ причин «школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:
недостаточная освещенность класса;
плохой воздух школьных помещений;
неправильная форма и величина школьных столов;
перегрузка учебными занятиями.
Усилилась роль «внутришкольных факторов». Переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, учебный стресс, который испытывают до 80 % учащихся, снижение двигательной активности. То есть процесс обучения организуется без учета воздействия на здоровье обучающихся. Школьное образование в России в последнее десятилетие оказывало на здоровье учащихся неблагоприятное воздействие.
И педагоги, в свою очередь, осознают свою причастность к ответственности за состояние здоровья учащихся. Тема здоровьесберегающих технологий в условиях комплексной информатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна.
Актуальность данного исследования так же обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании на его начальном образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.
Под здоровьесберегающими технологиями в рамках темы выпускной квалификационной работы следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения младших школьников понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления (активные методы обучения; воспитательные, просветительские и образовательные программы) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания (рассказ, беседа, познавательная игра, игровой метод и т.д.). Оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Объект исследования – здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.
Предмет исследования - условия формирования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Целью настоящей работы является изучение, анализ и оценка опыта применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Задачи работы:
выявить теоретические особенности применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы;
раскрыть особенности физиологического развития ребенка младшего школьного возраста;
провести диагностику состояния здоровья детей;
провести эмпирическое исследование особенностей применения здоровьесберегающих технологий в исследуемой СОШ.
В отечественной педагогической науке проблема здоровьесберегающих технологий рассматривается в органической связи с содержанием образования данной области науки, образовательного процесса, предназначено для получения детьми, младшего школьниками и взрослыми дополнительных знаний и умений по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин и разделов, также спортивных достижений и результатов. (А.Г. Асмолов, В.К. Бальсевич, О.С. Газман, А.В. Мудрик, В.А. Горский, Е.П. Ильин, Ж.К. Холодов, С.А. Репин, Ю.И. Кузнецова).
Расширяя свои знания, вырабатывая и приобретая новые навыки, умения, хорошие привычки, в процессе образовательного процесса, подросток внутренне существенно изменяется, развивая свои потенциальные способности и качества, вырабатывает сильный и твёрдый характер. Здоровому стилю жизни надо постоянно учиться, а значит, ему нужно постоянно учить. (П.И. Чернецов, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выгодский, А.В. Петровский, В.И. Лях, Л.М. Куликов, Г.П. Виноградов, В.С. Быков).
Общей гипотезой исследования стало предположение о том, что проблема формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы еще не в полной мере осмыслена; применение здравосберегающих технологий в начальной школе с детьми, имеющими различные диагнозы должно быть основано на применении дифференциального подхода с учетом различных диагнозов детей и направлено на формирование индивидуального опыта здоровья среди учащихся.
База исследования. Исследование проводилось на базе Баграмовской СОШ Рязанской области, Рыбновского района (село Баграмово). Всего в эксперименте было задействовано 10 человек (учащихся 3 «А» и 4 «А» классов).
Сроки исследования. Исследование было проведено в период с 1 сентября 2011 года по 25 апреля 2012 года.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения по педагогике и психологии о закономерностях развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Е.П. Ильин). Основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев 1971). Концепции возрастной педагогики и мотивации учебно-познавательной и трудовой деятельности (А.С. Пряжников, В.С. Климов, М. Вудкок). Основополагающими положениями в области физиологии явились теории управления движениями (Н. А. Бернштейн) основы теории функциональных систем (П. К. Анохин), учение о доминанте (А.А. Ухтомский), положение о физиологических закономерностях индивидуального развития (И. А. Аршавский, Н.А. Фомин).
Исследование опирается на основные положения теории и методики физического воспитания, в процессе образовательного процесса (В.А. Горский, В.М. Зациорский, Б.А. Ашмарин, А.Ц. Пуни, Ю.Л. Ханин, и др.), теоретические основы организации профессионально- прикладной физической подготовки (В.И. Ильнич, Р.Т. Раевский, В. А. Кабачков, Л.П. Матвеев).
Заключение
Проведенный анализ широкого круга вопросов, связанных с применением здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы позволил сформулировать следующие основные результаты.
В настоящей работы был проведено исследование применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Баграмовской СОШ Рязанской области, Рыбновского района (село Баграмово). Всего в эксперименте было задействовано 10 человек (учащихся 3 «А» и 4 «А» классов). Исследование было проведено в период с 1 сентября 2011 года по 25 апреля 2012 года.
Изложенная разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся и опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Цель здоровьесберегающих технологий - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе возможно с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Учитель, владея современными педагогическими знаниями. В тесном взаимодействии с учащимися, родителями, медицинскими работниками, коллегами- планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Среди современных образовательных технологий отсутствует термин «здоровьесберегающая технология». Здоровьесберегающая технология не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. образовательной технологией. В тоже время понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учителя по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в системе образования, можно распределить на несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
В ходе проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что
проблема формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы еще не в полной мере осмыслена.
применение здравосберегающих технологий в начальной школе с детьми, имеющими различные диагнозы должно быть основано на применении дифференциального подхода с учетом различных диагнозов детей и направлено на формирование индивидуального опыта здоровья среди учащихся.
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45»Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») // «Российская газета», № 174, 19.08.2008.
2. Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 05.03.2004 № 8 и от 07.04.2006 № 8, которым отказано в государственной регистрации Минюстом РФ, были введены в действие СанПиН 2.3.2.1842-04 «Дополнения и изменения № 3 к СанПиН 2.3.2.1078-01» и СанПиН 2.3.2.2047-06 «Дополнения и изменения № 4 к СанПиН 2.3.2.1078-01» соответственно. // «Российская газета», № 106, 15.06.2002 (Постановление).
3. Письмо Минобрнауки России от 12.04.2012 № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» (вместе с «Методическими рекомендациями «Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»)
4. Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методическое пособие.- Самара, СИПКРО, 2011 .
5. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры, 2010, № 10.
6. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М., 2006.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008.
8. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: Творческий центр «Сфера», 2005г.
9. Бородкина Г. В., Бограш Г. И. и др. Медико – психологическое обеспечение учебного процесса.- М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2007.
10. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.:, 2008.
11. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии).-М.,2008.
12. Гладышева О. С. Уроки здоровья: Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.- НИРО.-2008.
13. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках. // Начальная школа. – 2007. № 6.
14. Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после.-2006.-№12.
15. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967.
16. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Под редакцией Андреева В.И. Казань: 2009 г.
17. Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. – 2011. - №4.
18. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 2009.
19. Каминский В. Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе // Научно – практический журнал «Завуч». 2005. №3.
20. Караманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. – 1986. - №11.
21. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2007г.
22. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). - М.: ФиС, 1985.
23. Ковалева Е.Л. Учиться легко и весело.- Волгоград.-1996.
24. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии.- М.: «ВАКО», 2004.
25. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2007.
26. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М. 2010.
27. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в школе // Теория и практика физической культуры, 2007, № 7.
28. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. - Минск: Университетское, 1998.
29. ЛеонтьевА.Н. Психологические основы дошкольной игры. «Дошкольное воспитание», 2007, № 9.
30. Методические рекомендации по разделу «Воспитание. Здоровый образ жизни» курса «Педагогика» /Сост. В.П. Щербинина. - Гродно: ГрГУ, 2001.
31. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей.- Минск.-2009.
32. Москаленко О. Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2008.
33. Полякова Н. В. Перспективные школьные технологии.// «Завуч». 2005. №5.
34. Популярная медицинская энциклопедия. П/р Б.В.Петровского. М. 2011.
35. Принцип развития в психологии./ Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1978.
36. Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. 1990.
37. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 2006.
38. Разговор о правильном питании.-М.-2005.
39. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2005.
40. Савинова С.В., Геручкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе.- Волгоград.- 2009.
41. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М., 2007.
42. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2008г.
43. Смирнова Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э. Специфика эмоционально личностной сферы младшего школьника. // Вопросы психологии. 2011. №6.
44. Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребёнка). – М., 1978.
45. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М. 1991.
46. Татарникова Л.Г. Я и мое здоровье. .- Волгоград.-2 002.
47. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико – ориентированная монография.- М.: Новая школа, 2001.
48. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение» 2006.
49. Феоктистова В.Ф.Образовательные здоровьесберегающие технологии.-Волгоград.-2009.
50. Филлипова С. О проблемах физического совершенствования детей в школе. // Школьное воспитание 2009. №4.
51. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И.И.Ильясова и В.Я.Ляудис. М., 2011.
52. Цылев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование. 1998. № 3 – 4.
53. Чупуха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.- Ставрополь, 2001.
54. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. Гродно, 2008.
55. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1993
56. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение, 2010.