Актуализация витагенного опыта будущих учителей как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий
|
Введение
Глава I Актуализация витагенного опыта личности как педагогическая проблема
1.1. Историко-логический анализ проблемы
1.2. Характеристика основных понятий исследования
1.3. Основные подходы в обучении на современном этапе
Глава II Результаты опытно-поисковой работы по развитию интереса к изучению научно¬педагогических понятий с опорой на витагенный опыт
2.1. Характеристика объема и содержания
витагенного опыта студентов на исходной ступени изучения курса
2.2. Структурно-функциональная модель развития
интереса к изучению научно-педагогических понятий на основе витагенного опыта будущих учителей
2.3. Основные направления и тенденции
использования витагенного опыта в развитии интереса к изучению научных понятий
Заключение
Библиография
Приложения
Глава I Актуализация витагенного опыта личности как педагогическая проблема
1.1. Историко-логический анализ проблемы
1.2. Характеристика основных понятий исследования
1.3. Основные подходы в обучении на современном этапе
Глава II Результаты опытно-поисковой работы по развитию интереса к изучению научно¬педагогических понятий с опорой на витагенный опыт
2.1. Характеристика объема и содержания
витагенного опыта студентов на исходной ступени изучения курса
2.2. Структурно-функциональная модель развития
интереса к изучению научно-педагогических понятий на основе витагенного опыта будущих учителей
2.3. Основные направления и тенденции
использования витагенного опыта в развитии интереса к изучению научных понятий
Заключение
Библиография
Приложения
Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне заключается в том, что на современном этапе развития образования требуется высокий уровень научно- теоретической подготовки будущих педагогов, однако практика показывает, что это требование не в полной мере реализуется. Реализация данного требования образования предусматривает создание образовательной среды, способствующей социально¬личностному, ценностному и познавательному развитию будущего педагога.
В науке имеется значительное количество исследований, посвященных различным проблемам активизации познавательной деятельности учащихся и студентов. Однако пути решения этих задач во многом имеют традиционный характер, связанный с активизацией мышления, памяти, внимания, практической деятельности, заданий творческого характера под руководством преподающего (Ю.К. Бабанский, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина). Деятельность учащихся и студентов при этом, не дает им, в этих условиях, полностью раскрыть себя в системе субъект- субъектных отношений в роли активного участника образовательного процесса. Такая ситуация заложена в самой природе учебного процесса, когда педагог выступает в роли гносеоносителя, коммуникатора, носителя информации, а учащийся, студент остается в роли реципиента и ретранслятора знаний. Статус учащегося, студента как субъекта учебного процесса преимущественно лишь декларируется. Возникает необходимость, сложившуюся ситуацию коренным образом изменить, опираясь на жизненный (витагенный) опыт студентов.
Идея витагенного обучения никогда не отвергалась, но использование витагенного опыта в образовательном процессе еще < недостаточно исследовано современной педагогической наукой. В работах А.С. Белкина, Д.В. Качалова, Е.Н. Темниковой, В.А. Кривенко витагенный опыт рассматривается как основа ценностного отношения учащегося к получаемым из окружающей действительности или приобретенным в процессе обучения знаниям, при этом отмечается самостоятельная образовательная функция витагенного опыта.
Актуальность проблемы исследования на научно-методическом уровне определяется противоречиями между значительным количеством разработанных технологий (проблемное обучение, развивающее обучение, игровые технологии), активизирующих познавательную деятельность учащихся, организации их самостоятельной работы и недостаточностью разработанных технологий, использующих жизненный (витагенный) опыт учащихся и студентов в качестве средства стимулирования познавательной деятельности и воспитания ценностного отношения к знаниям вообще, педагогическим в частности.
Исходя из вышеизложенного, возникло противоречие между необходимостью использования витагенного опыта для активизации познавательной деятельности студентов в образовательном процессе и недостаточностью разработок по технологии организации этого процесса. Это обусловило определение проблемы исследования,, которая заключается в выборе и определении педагогических возможностей актуализации витагенного опыта студентов как средства развития интереса к изучению научно-педагогических понятий. Анализ актуальности, противоречий и проблемы исследования позволил нам сформулировать тему: «Актуализация витагенного опыта студентов как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий».
Объект исследования - развитие интереса к изучению научно-педагогических понятий у будущих учителей.
Предмет исследования - актуализация витагенного опыта будущих учителей для развития интереса к изучению научно¬педагогических понятий.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать возможность использования витагенного опыта студентов как средство развития их познавательного интереса.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что актуализация витагенного опыта в развитии интереса к изучению научно-педагогических понятий предполагает:
- определение взаимозависимости на основе историко-логического и инверсионного анализа между понятиями «жизненный опыт» и «витагенный опыт», которые имеют, очевидно, определенные отличительные характеристики;
- определение структуры и содержания первоначальных знаний студентов по основным понятиям курса на уровне обыденного сознания, которые не будут совпадать в определенной степени с научной трактовкой понятий;
- соотнесение житейских и научных представлений педагогических категорий имеет разноуровневый характер, который можно определить с помощью количественных и качественных критериев;
- технология актуализации витагенной информации в образовательном процессе может быть представлена в виде структурно-функциональной модели, состоящей из определенного сочетания компонентов и этапов их содержания.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования.
1. На основании историко-логического и инверсионного анализа в психолого-педагогической теории и практике определить сущность и структуру понятия «витагенный опыт» и обосновать возможность использования витагенного опыта в образовательном процессе.
2. Разработать структурно-функциональную модель использования витагенного опыта студентов как средства развития интереса к изучению научно-педагогических понятий.
3. Выявить основные направления использования витагенного опыта в развитии интереса к изучению научно-педагогических понятий.
Методологической и теоретической основой исследования явились труды философов, освещающие вопросы гносеологии (Ф. Бэкон, П.А. Гольбах, Р. Декарт, И. Кант, Дж. Локк, М. Монтень, Д. Юм); фундаментальные работы психологов, посвященные сущности процессов познания и развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); работы отечественных педагогов по проблеме активизации познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Д. Лушников, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); генезис научно-педагогического сознания (С.А. Днепров); работы по философии образования (С.И. Гессен, О.В. Долженко); теория витагенного образования (А.С. Белкин); концепция гуманной педагогики и педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин); дидактическая многомерная технология (В.Э. Штейнберг); концепция личностно-ориентированного образования (Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская); опора на витагенный опыт как средство активизации познавательной деятельности (Д.В. Качалов, Е.Н. Темникова, В.А. Кривенко); витагенное образование взрослых (Н.О. Вербицкая, Н.Г. Свинина); влияние событий жизненного пути на профессиональное самоопределение старшеклассников (С.А. Иванушкина).
Для реализации целей и задач исследования использовались методы: историко-логический и инверсионный анализ научной литературы по проблеме исследования; методы эмпирического исследования: наблюдение, групповые беседы, изучение результатов деятельности студентов; тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в группах специальностей «учитель истории-социологии» и «учитель истории-иностранного языка» государственного педагогического института г. Нижнего Тагила.
Исследования проводились в три этапа.
1 этап исследования: поисково-теоретический (1999 г.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, были определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования. Уточнено содержание понятий: «опыт», «жизненный опыт», «витагенный опыт», «развитие», «интерес», «голографический подход». Намечена программа и методика эмпирической проверки гипотезы. Изучался и обобщался опыт развития интереса студентов к изучению научно-педагогических понятий, а также изучались возможности привлечения витагенного опыта студентов в образовательном процессе.
2 этап исследования: опытно-экспериментальный (1999-2000 г.г.). На этом этапе исследования проходил процесс уточнения гипотезы исследования, создавался план опытно-поисковой работы. На данном этапе реализовывались основные программы опытно-поисковой работы на базе студенческих групп. В ходе ее исследовалась результативность и эффективность разработанной структурно¬функциональной модели использования витагенного опыта как средства развития интереса студентов к изучению научно-педагогических понятий.
3 этап исследования: обобщающий (2001 г.). Это этап теоретического осмысления результатов опытно-поисковой работы. На данном этапе осуществлен анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы, осуществлено оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:
1. На основе историко-логического и инверсионного анализа выявлена дифференциация и взаимообусловленность понятий «витагенный опыт» и «жизненный опыт».
2. Предложена структурно-функциональная модель использования витагенного опыта как средства развития интереса к изучению научно-педагогических понятий, которая предусматривает:
- выявление характера, объема и содержания витагенного опыта на начальном этапе курса;
- систематизацию знаний, содержащихся в витагенном опыте; -дополнение информации, корректировка ошибочных представлений;
- контроль изменения содержания витагенного опыта на конечном этапе, анализ изменений на основе разработанных количественных и качественных критериев.
3. Определена результативность и эффективность использования витагенного опыта в качестве средства развития интереса к изучению научно-педагогических понятий.
4. Выявлена гуманистическая значимость опоры на витагенный опыт личности в образовательном процессе, действительно создающая
условия для субъект-субъектных отношений, так как студенты становятся гносеоносителями и коммуникаторами информации.
5. В качестве основных направлений использования витагенного опыта студентов в развитии интереса к изучению научно¬педагогических понятий выделены следующие:
- активизация познавательного интереса на начальном этапе обучения;
- усвоение смысла и значения понятий изучаемого курса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыто педагогическое значение и дано авторское определение понятия «витагенный опыт»: предусмотрен учет генетической информации - опыта предшествующих поколений; определена необходимость введения в аппарат научно-педагогического исследования такого метода, как инверсионный анализ, суть которого заключается в рассмотрении педагогического явления в прямой и обратной зависимости.
Практическая значимость исследования. Разработанная технология актуализации витагенного опыта студентов в образовательном процессе может быть использована в различных формах обучения, в различных системах образовательных учреждений, в системе дополнительного образования и повышения квалификации педагогических кадров.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью полученных данных, подтвержденных опытным путем.
педагогическом институте г. Нижнего Тагила. Основные теоретические положения работы и результаты исследований в форме докладов и сообщений представлялись на Всероссийской научно-практической конференции «Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры» (г. Белгород, 1999 г.), на Российской научно-практической конференции «Педагогический мониторинг образовательного процесса» (г. Шадринск, 2000 г.).
На защиту выносятся следующие положения.
1. Витагенный опыт студентов имеет ценностную для образовательного процесса содержательную основу, так как соотнесение жизненных представлений на уровне обыденного сознания с научной информацией, на основе фильтрации знаний, дает возможность сформировать ценностное отношение к этим знаниям.
2. Исследование витагенного опыта студентов свидетельствует о том, что он представляет собой средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий, так как витагенный опыт личностно-значимая часть жизненного опыта, наиболее часто использующаяся в жизненных ситуациях и определяющая мировоззрение личности на данном этапе жизни.
3. Витагенный опыт можно применять как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий. При этом технология применения должна предусматривать:
- анализ исходного состояния витагенного опыта студентов на основании разработанных количественных и качественных критериев;
- систематизацию, дополнение информации, корректировку
• ошибочных представлений, содержащихся в витагенном опыте;
- контроль изменения содержания витагенного опыта на конечном этапе.
4. Основными направлениями использования витагенного опыта студентов в развитии их интереса к изучению научно-педагогических понятий необходимо считать следующие:
- активизацию познавательного интереса на начальном этапе изучения курса;
- усвоение смысла и значения понятий изучаемого курса.
Структура диссертации. Диссертация содержит 159 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 171 наименование и приложения.
В науке имеется значительное количество исследований, посвященных различным проблемам активизации познавательной деятельности учащихся и студентов. Однако пути решения этих задач во многом имеют традиционный характер, связанный с активизацией мышления, памяти, внимания, практической деятельности, заданий творческого характера под руководством преподающего (Ю.К. Бабанский, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина). Деятельность учащихся и студентов при этом, не дает им, в этих условиях, полностью раскрыть себя в системе субъект- субъектных отношений в роли активного участника образовательного процесса. Такая ситуация заложена в самой природе учебного процесса, когда педагог выступает в роли гносеоносителя, коммуникатора, носителя информации, а учащийся, студент остается в роли реципиента и ретранслятора знаний. Статус учащегося, студента как субъекта учебного процесса преимущественно лишь декларируется. Возникает необходимость, сложившуюся ситуацию коренным образом изменить, опираясь на жизненный (витагенный) опыт студентов.
Идея витагенного обучения никогда не отвергалась, но использование витагенного опыта в образовательном процессе еще < недостаточно исследовано современной педагогической наукой. В работах А.С. Белкина, Д.В. Качалова, Е.Н. Темниковой, В.А. Кривенко витагенный опыт рассматривается как основа ценностного отношения учащегося к получаемым из окружающей действительности или приобретенным в процессе обучения знаниям, при этом отмечается самостоятельная образовательная функция витагенного опыта.
Актуальность проблемы исследования на научно-методическом уровне определяется противоречиями между значительным количеством разработанных технологий (проблемное обучение, развивающее обучение, игровые технологии), активизирующих познавательную деятельность учащихся, организации их самостоятельной работы и недостаточностью разработанных технологий, использующих жизненный (витагенный) опыт учащихся и студентов в качестве средства стимулирования познавательной деятельности и воспитания ценностного отношения к знаниям вообще, педагогическим в частности.
Исходя из вышеизложенного, возникло противоречие между необходимостью использования витагенного опыта для активизации познавательной деятельности студентов в образовательном процессе и недостаточностью разработок по технологии организации этого процесса. Это обусловило определение проблемы исследования,, которая заключается в выборе и определении педагогических возможностей актуализации витагенного опыта студентов как средства развития интереса к изучению научно-педагогических понятий. Анализ актуальности, противоречий и проблемы исследования позволил нам сформулировать тему: «Актуализация витагенного опыта студентов как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий».
Объект исследования - развитие интереса к изучению научно-педагогических понятий у будущих учителей.
Предмет исследования - актуализация витагенного опыта будущих учителей для развития интереса к изучению научно¬педагогических понятий.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать возможность использования витагенного опыта студентов как средство развития их познавательного интереса.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что актуализация витагенного опыта в развитии интереса к изучению научно-педагогических понятий предполагает:
- определение взаимозависимости на основе историко-логического и инверсионного анализа между понятиями «жизненный опыт» и «витагенный опыт», которые имеют, очевидно, определенные отличительные характеристики;
- определение структуры и содержания первоначальных знаний студентов по основным понятиям курса на уровне обыденного сознания, которые не будут совпадать в определенной степени с научной трактовкой понятий;
- соотнесение житейских и научных представлений педагогических категорий имеет разноуровневый характер, который можно определить с помощью количественных и качественных критериев;
- технология актуализации витагенной информации в образовательном процессе может быть представлена в виде структурно-функциональной модели, состоящей из определенного сочетания компонентов и этапов их содержания.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования.
1. На основании историко-логического и инверсионного анализа в психолого-педагогической теории и практике определить сущность и структуру понятия «витагенный опыт» и обосновать возможность использования витагенного опыта в образовательном процессе.
2. Разработать структурно-функциональную модель использования витагенного опыта студентов как средства развития интереса к изучению научно-педагогических понятий.
3. Выявить основные направления использования витагенного опыта в развитии интереса к изучению научно-педагогических понятий.
Методологической и теоретической основой исследования явились труды философов, освещающие вопросы гносеологии (Ф. Бэкон, П.А. Гольбах, Р. Декарт, И. Кант, Дж. Локк, М. Монтень, Д. Юм); фундаментальные работы психологов, посвященные сущности процессов познания и развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); работы отечественных педагогов по проблеме активизации познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Д. Лушников, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); генезис научно-педагогического сознания (С.А. Днепров); работы по философии образования (С.И. Гессен, О.В. Долженко); теория витагенного образования (А.С. Белкин); концепция гуманной педагогики и педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин); дидактическая многомерная технология (В.Э. Штейнберг); концепция личностно-ориентированного образования (Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская); опора на витагенный опыт как средство активизации познавательной деятельности (Д.В. Качалов, Е.Н. Темникова, В.А. Кривенко); витагенное образование взрослых (Н.О. Вербицкая, Н.Г. Свинина); влияние событий жизненного пути на профессиональное самоопределение старшеклассников (С.А. Иванушкина).
Для реализации целей и задач исследования использовались методы: историко-логический и инверсионный анализ научной литературы по проблеме исследования; методы эмпирического исследования: наблюдение, групповые беседы, изучение результатов деятельности студентов; тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в группах специальностей «учитель истории-социологии» и «учитель истории-иностранного языка» государственного педагогического института г. Нижнего Тагила.
Исследования проводились в три этапа.
1 этап исследования: поисково-теоретический (1999 г.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, были определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования. Уточнено содержание понятий: «опыт», «жизненный опыт», «витагенный опыт», «развитие», «интерес», «голографический подход». Намечена программа и методика эмпирической проверки гипотезы. Изучался и обобщался опыт развития интереса студентов к изучению научно-педагогических понятий, а также изучались возможности привлечения витагенного опыта студентов в образовательном процессе.
2 этап исследования: опытно-экспериментальный (1999-2000 г.г.). На этом этапе исследования проходил процесс уточнения гипотезы исследования, создавался план опытно-поисковой работы. На данном этапе реализовывались основные программы опытно-поисковой работы на базе студенческих групп. В ходе ее исследовалась результативность и эффективность разработанной структурно¬функциональной модели использования витагенного опыта как средства развития интереса студентов к изучению научно-педагогических понятий.
3 этап исследования: обобщающий (2001 г.). Это этап теоретического осмысления результатов опытно-поисковой работы. На данном этапе осуществлен анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы, осуществлено оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:
1. На основе историко-логического и инверсионного анализа выявлена дифференциация и взаимообусловленность понятий «витагенный опыт» и «жизненный опыт».
2. Предложена структурно-функциональная модель использования витагенного опыта как средства развития интереса к изучению научно-педагогических понятий, которая предусматривает:
- выявление характера, объема и содержания витагенного опыта на начальном этапе курса;
- систематизацию знаний, содержащихся в витагенном опыте; -дополнение информации, корректировка ошибочных представлений;
- контроль изменения содержания витагенного опыта на конечном этапе, анализ изменений на основе разработанных количественных и качественных критериев.
3. Определена результативность и эффективность использования витагенного опыта в качестве средства развития интереса к изучению научно-педагогических понятий.
4. Выявлена гуманистическая значимость опоры на витагенный опыт личности в образовательном процессе, действительно создающая
условия для субъект-субъектных отношений, так как студенты становятся гносеоносителями и коммуникаторами информации.
5. В качестве основных направлений использования витагенного опыта студентов в развитии интереса к изучению научно¬педагогических понятий выделены следующие:
- активизация познавательного интереса на начальном этапе обучения;
- усвоение смысла и значения понятий изучаемого курса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыто педагогическое значение и дано авторское определение понятия «витагенный опыт»: предусмотрен учет генетической информации - опыта предшествующих поколений; определена необходимость введения в аппарат научно-педагогического исследования такого метода, как инверсионный анализ, суть которого заключается в рассмотрении педагогического явления в прямой и обратной зависимости.
Практическая значимость исследования. Разработанная технология актуализации витагенного опыта студентов в образовательном процессе может быть использована в различных формах обучения, в различных системах образовательных учреждений, в системе дополнительного образования и повышения квалификации педагогических кадров.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью полученных данных, подтвержденных опытным путем.
педагогическом институте г. Нижнего Тагила. Основные теоретические положения работы и результаты исследований в форме докладов и сообщений представлялись на Всероссийской научно-практической конференции «Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры» (г. Белгород, 1999 г.), на Российской научно-практической конференции «Педагогический мониторинг образовательного процесса» (г. Шадринск, 2000 г.).
На защиту выносятся следующие положения.
1. Витагенный опыт студентов имеет ценностную для образовательного процесса содержательную основу, так как соотнесение жизненных представлений на уровне обыденного сознания с научной информацией, на основе фильтрации знаний, дает возможность сформировать ценностное отношение к этим знаниям.
2. Исследование витагенного опыта студентов свидетельствует о том, что он представляет собой средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий, так как витагенный опыт личностно-значимая часть жизненного опыта, наиболее часто использующаяся в жизненных ситуациях и определяющая мировоззрение личности на данном этапе жизни.
3. Витагенный опыт можно применять как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий. При этом технология применения должна предусматривать:
- анализ исходного состояния витагенного опыта студентов на основании разработанных количественных и качественных критериев;
- систематизацию, дополнение информации, корректировку
• ошибочных представлений, содержащихся в витагенном опыте;
- контроль изменения содержания витагенного опыта на конечном этапе.
4. Основными направлениями использования витагенного опыта студентов в развитии их интереса к изучению научно-педагогических понятий необходимо считать следующие:
- активизацию познавательного интереса на начальном этапе изучения курса;
- усвоение смысла и значения понятий изучаемого курса.
Структура диссертации. Диссертация содержит 159 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 171 наименование и приложения.
1. Теоретический анализ состояния проблемы в философской и психолого-педагогической литературе показал, что вопрос о роли жизненного опыта личности в процессе обучения в истории педагогической науки решался неоднозначно. Выдающиеся просветители прошлого считали жизненный опыт предпосылкой познания. Обращение к жизненному опыту ребенка в их работах рассматривалось в контексте общедидактических проблем. Во второй половине 20 века отмечается обращение к жизненному опыту учащихся в связи с проблемами управления образовательным процессом, с формированием новой парадигмы образования. Однако материала. В рамках личностно-ориентированного обучения жизненный опыт рассматривается как средство реализации субъект- субъектных отношений.
Принципиально новое понимание роли жизненного опыта учащегося, студента содержится в теории витагенного обучения, а в 21 веке и в теории витагенного образования. Витагенное образование построено на актуализации жизненного опыта личности, при этом формируется ценностное отношение к окружающей действительности. То есть признается самостоятельная образовательная функция базой для осмысления жизненного пути.
3. Поскольку содержание витагенного опыта можно анализировать, помещая его в отвлеченные рационалистические рамки, то появляется, с одной стороны, возможность опоры в процессе преподавания на витагенный опыт учащихся, студентов как на базовый, личностно-значимый. С другой стороны, - возможность целенаправленного педагогического воздействия на содержание витагенного опыта.
Обозначенные особенности витагенного опыта доказывают теоретическую возможность использования витагенного опыта как средства развития интереса к изучению научно-педагогических понятий. При этом динамика изменения витагенного опыта будет служить показателем, характеризующим степень развития интереса.
Это теоретическое положение послужило основой для разработки структурно-функциональной модели использования витагенного опыта в процессе развития интереса к изучению научно¬педагогических понятий.
4. В нашем исследовании дана характеристика объема и содержания витагенного опыта студентов на исходной стадии изучения курса «Технология педагогической деятельности». Анализ полученных данных позволил выделить количественные и качественные параметры, характеризующие витагенный опыт. Изменение витагенного опыта в процессе познавательной деятельности студентов характеризуется динамикой изменения указанных параметров.
5. Предложенная в рамках опытно-поисковой работы структурно-функциональная модель использования витагенного опыта,
адаптированная к курсу «Технология педагогической деятельности», позволила, анализируя изменения в структуре витагенного опыта студентов в процессе изучения курса, целенаправленно
воздействовать на структуру и содержание витагенного опыта, дополняя верные представления и корректируя ошибочные.
6. Исследование показало правомерность выделения следующих основных направлений использования витагенного опыта учащихся, студентов в развитии интереса к изучению научных понятий:
- активизация познавательного интереса на начальном этапе обучения;
- усвоение смысла и значения понятий изучаемого курса.
Интересным представляется исследование различных возможностей применения витагенного опыта студентов при изучении Ф психологических дисциплин, поскольку здесь будут задействованы,
вероятно, не только внешние, но и внутренние составляющие витагенного опыта.
Принципиально новое понимание роли жизненного опыта учащегося, студента содержится в теории витагенного обучения, а в 21 веке и в теории витагенного образования. Витагенное образование построено на актуализации жизненного опыта личности, при этом формируется ценностное отношение к окружающей действительности. То есть признается самостоятельная образовательная функция базой для осмысления жизненного пути.
3. Поскольку содержание витагенного опыта можно анализировать, помещая его в отвлеченные рационалистические рамки, то появляется, с одной стороны, возможность опоры в процессе преподавания на витагенный опыт учащихся, студентов как на базовый, личностно-значимый. С другой стороны, - возможность целенаправленного педагогического воздействия на содержание витагенного опыта.
Обозначенные особенности витагенного опыта доказывают теоретическую возможность использования витагенного опыта как средства развития интереса к изучению научно-педагогических понятий. При этом динамика изменения витагенного опыта будет служить показателем, характеризующим степень развития интереса.
Это теоретическое положение послужило основой для разработки структурно-функциональной модели использования витагенного опыта в процессе развития интереса к изучению научно¬педагогических понятий.
4. В нашем исследовании дана характеристика объема и содержания витагенного опыта студентов на исходной стадии изучения курса «Технология педагогической деятельности». Анализ полученных данных позволил выделить количественные и качественные параметры, характеризующие витагенный опыт. Изменение витагенного опыта в процессе познавательной деятельности студентов характеризуется динамикой изменения указанных параметров.
5. Предложенная в рамках опытно-поисковой работы структурно-функциональная модель использования витагенного опыта,
адаптированная к курсу «Технология педагогической деятельности», позволила, анализируя изменения в структуре витагенного опыта студентов в процессе изучения курса, целенаправленно
воздействовать на структуру и содержание витагенного опыта, дополняя верные представления и корректируя ошибочные.
6. Исследование показало правомерность выделения следующих основных направлений использования витагенного опыта учащихся, студентов в развитии интереса к изучению научных понятий:
- активизация познавательного интереса на начальном этапе обучения;
- усвоение смысла и значения понятий изучаемого курса.
Интересным представляется исследование различных возможностей применения витагенного опыта студентов при изучении Ф психологических дисциплин, поскольку здесь будут задействованы,
вероятно, не только внешние, но и внутренние составляющие витагенного опыта.
Подобные работы
- Актуализация витагенного опыта будущих учителей как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий (13.00.01)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Актуализация витагенного опыта будущих учителей как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Опора на витагенный опыт как средство развития познавательного интереса младших школьников (на материале предметов естественно-научного цикла)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ 2ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» НА ОСНОВЕ ВИТАГЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИТАГЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005



