Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ С ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ

Работа №27604

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы199
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
610
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ С ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ
1.1. Инновационная гимназия как объект социально¬педагогического исследования
1.2. Современные научные подходы к решению проблемы социальной адаптации подростков
1.3. Педагогический подход к содержанию и организации социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ С ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ
2.1. Использование личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания как педагогическое условие социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой
2.2. Совершенствование содержания деятельности гимназии по социальной адаптации подростков
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по социальной адаптации подростков в условиях инновационной гимназии с поликультурной средой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. В условиях проведения социально¬экономических реформ в России перед школой поставлены принципиально новые задачи и открыты большие творческие возможности: получают широкое распространение многообразные эксперименты, создаются новые модели авторских школ, перестраиваются в духе демократизации и гуманизации содержание и технологии целостного педагогического процесса. Сегодня образовательные учреждения являются важнейшим фактором гуманизации общественных отношений и формирования новых жизненных установок личности. Стало очевидным, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно¬демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно.
В ряде законодательных и нормативно- правовых документов, определяющих стратегию развития отечественного образования на ближайшую перспективу, - «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральной программе развития образования на 2000-2025 годы», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Основных направлениях развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы» и других - подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться в сегодняшней ситуации, быть готовым действовать в меняющихся условиях. Только современно образованная, нравственная, предприимчивая, способная к сотрудничеству, отличающаяся мобильностью, динамизмом, готовностью к межкультурному взаимодействию личность способна обеспечить достойную жизнь себе и окружающим [64, С. 7].
Такую социально активную и адаптированную личность способна сформировать «социально эффективная школа» [26, С. 6].
Поиск новых моделей образовательных учреждений (профильная или мультипрофильная школа, гимназия или лицей, школа с углублённым изучением отдельных предметов, школа-комплекс и др.) преимущественно нацелен сегодня именно на создание такой школы, которая обеспечивала бы оптимальные условия социальной адаптации личности обучающегося. Важнейшее место в решении этой проблемы занимает инновационная гимназия с поликультурной средой, поскольку такая модель образовательного учреждения позволяет использовать в формировании личности два взаимосвязанных условия: педагогические инновации и воспитательный потенциал поликультурной среды.
В последнее время в педагогической науке заметно возрос интерес к проблемам формирования личности, ее воспитания и социальной адаптации. Им посвящены исследования В.Т. Ащепкова, С.А. Беличевой, В.С. Богословской, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Г.Д. Глейзера, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, Т.Ю. Гущиной, С.В. Дармодехина, И.С. Кона, И.В. Крупиной, А.В. Мудрика, Л.Е. Никитиной, А.М. Панова, А.С. Роботова и др.
Общие вопросы социальной педагогики раскрыты в трудах А.И. Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Б.П. Битинаса, В.Г. Бочаровой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, Б.З. Вульфова, А.Е. Выгорбиной, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинского, И.Н. Закатовой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Г.А. Новокшоновой, Л.Я. Олиференко, В.Д. Семенова, Е.Н. Сорочинской, Г.Н. Филонова, П.А. Шептенко, Т.Ф. Яркиной.
Проблемам становления и развития инновационной школы, ее различным моделям и направлениям деятельности посвящены труды Е.В. Бондаревской, В.А. Кальней, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, Е.С. Полат, М.М. Поташника, В.П. Сергеевой, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Р.М. Чумичевой, Т.И. Шамовой, С.Е. Шишова, Е.А. Ямбурга и др.
Все большую актуальность сегодня приобретает рассмотрение проблем межэтнического общения, формирования личности и ее адаптации в условиях поликультурной образовательной среды и полиэтнической школы (В.А. Авксентьев, Л.А. Амирова, А.Г. Асмолов, К.Ш. Ахияров, Б.З. Вульфов, О.В. Гукаленко, В.Н. Гуров, С.Ю. Иванова, В.С. Кукушин, В.П. Левкович, Т.В. Поштарёва, Г.У. Солдатова, Л.Д. Столяренко, М.Г. Тайчинов и др.).
Однако, несмотря на активное внимание науки к указанным проблемам, комплексное изучение процесса социальной адаптации подростков в условиях инновационной гимназии с поликультурной средой не проводилось. Педагогический потенциал поликультурного инновационного образовательного учреждения как фактор успешной социальной адаптации подростков также практически не исследовался.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме, изучение ее реального состояния на основе обобщения опыта работы ряда инновационных общеобразовательных учреждений позволяют выделить ряд устойчивых противоречий между:
- общественной потребностью в социальной адаптации подростков, обучающихся в инновационном образовательном учреждении, и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью данной проблемы;
- наличием большого количества новых образовательных технологий, ориентированных на решение проблемы социальной адаптации, и недостаточным их использованием в инновационных школах различных типов, видов, режимов развития;
- наличием значительного воспитательного потенциала поликультурной среды образовательного учреждения и слабым его использованием в инновационной деятельности гимназии в целях успешной социальной адаптации подростков;
- наличием различных инновационных образовательных учреждений и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к деятельности по социальной адаптации подростков.
В этой связи возникает проблема исследования: каковы педагогические условия социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой? Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования: определить и научно обосновать педагогические условия социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой.
Объект исследования: социальная адаптация подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой.
Предмет исследования: педагогические условия социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи.
1. Проанализировать и обобщить научно-теоретические исследования и передовой практический опыт по проблеме социальной адаптации подростков в инновационном общеобразовательном учреждении.
2. Выявить особенности инновационной гимназии, связанные с ее поликультурной средой, и их воспитательный потенциал,
способствующий обеспечению эффективной социальной адаптации подростков.
3. Определить комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой.
Гипотеза исследования: социальная адаптация подростков в условиях инновационной гимназии с поликультурной средой будет эффективной, если:
- приоритетным направлением инновационной деятельности гимназии является работа по социальной адаптации подростков;
- инновационная гимназия с поликультурной средой в своей деятельности использует потенциал различных социальных институтов поликультурной среды учреждения, которые влияют на увеличение социально значимых контактов и успешной социальной адаптации подростков;
- внедрены личностно ориентированные образовательные технологии, обеспечивающие успешность социальной адаптации;
- обеспечен профессиональный рост членов педагогического коллектива, способствующий развитию потребности к инновационной деятельности, влияющей на успешность социальной адаптации подростков.
Методологическую основу исследования составляют положения диалектического материализма о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; концепции социализации личности, ее развития в социальной среде, формирования опыта личности как системы отношений; положения о развитии личности подростка как субъекта познания, о сущности, способах проектирования и механизмах реализации педагогических технологий, о единстве эмпирического и теоретического в научном исследовании.
В основу методологии исследования положены принципы культурологического, гуманистического, аксиологического, личностно деятельностного подходов к организации процесса социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой.
Теоретической основой исследования являются психологические идеи развития личности в деятельности и общении (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Обозов, Е.О. Смирнова и др.), концепция социальной адаптации, рассматривающая включение подростков в систему социальных отношений (Л.И. Анциферова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, А.В. Мудрик и др.), принципы деятельности инновационных образовательных учреждений, представленные в трудах
В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, М.М. Поташника, В.П. Сергеевой, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга и др., положения теории и технологии личностно ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова).
Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов:
- теоретические методы: теоретический анализ и синтез научной литературы, нормативно-правовых документов, обобщение опыта;
- эмпирические методы: опрос, праксиметрический метод (изучение школьной документации и результатов деятельности), констатирующий и формирующий эксперименты;
- статистические методы: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, множественное сравнение.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись инновационное образовательное учреждение - МОУ гимназия № 1 и традиционное образовательное учреждение - СОШ № 20 г. Малгобека Республики Ингушетии.
Исследование проводилось в 3 этапа.
Первый этап (2000 - 2001 гг.) - поисково-теоретический: осуществлялся анализ теоретических источников по проблеме, изучался передовой и массовый опыт деятельности общеобразовательных учреждений, в том числе и инновационных; разрабатывалась комплексная целевая программа управления адаптацией подростков к условиям гимназического образования с поликультурной средой, а также система управления адаптацией.
Второй этап (2001 - 2003 гг.) - опытно-экспериментальный: проведенный констатирующий эксперимент способствовал обоснованию актуальности исследуемой проблемы, определению педагогических основ социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой. Формирующий эксперимент позволил проверить эффективность реализации комплексной целевой системы управления адаптацией подростков в инновационной школе-гимназии с поликультурной средой, ориентированной на социальную адаптацию подростков.
Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы послужили основой для определения педагогических условий,
способствующих успешной социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой.
Третий этап (2003 - 2004 гг.) - обобщающий: анализировались и обобщались результаты исследования, разрабатывались и внедрялись в образовательный процесс инновационного образовательного учреждения рекомендации по созданию оптимальных педагогических условий социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые исследованы педагогические возможности инновационной гимназии с поликультурной средой в социальной адаптации подростков; выявлена значимость эффективности социальной адаптации подростков и профессионально личностной компетентности педагогов; установлена взаимосвязь между эффективной социальной адаптацией подростков и использованием личностно ориентированных технологий в образовательном процессе инновационной гимназии; выявлена необходимость использования воспитательного потенциала различных социальных институтов, составляющих поликультурную среду общеобразовательного учреждения, их влияния на увеличение социально значимых контактов и успешность социальной адаптации подростков.
Теоретическая значимость заключается в том, что проведенное исследование позволило расширить и уточнить толкование социальной адаптации в новых социальных реалиях; определены оптимальные педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации подростков в инновационной гимназии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные знания могут помочь образовательным учреждениям данного типа повысить эффективность их деятельности в решении проблемы социальной адаптации подростков. Они могут быть использованы при формировании государственной образовательной политики, а также пропаганде через средства массовой информации. Выявленные в ходе исследования знания о педагогических условиях повышения эффективности деятельности образовательного учреждения данного типа могут быть использованы в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов.
Данные настоящего исследования были включены в содержание учебных дисциплин «Основы менеджмента», «Управление развитием образовательных систем» на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования Ставропольского государственного университета, на курсах повышения квалификации Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Социальная адаптация подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой представляет собой сложное явление, которое имеет ряд особенностей, обусловленных самим статусом такого учреждения и влиянием поликультурной среды.
2. Реализация комплексной программы развития инновационной гимназии,интегративно сочетающей целевой, организационно-содержательный и кадровый компоненты деятельности, способствует повышению эффективности социальной адаптации подростков.
3. Личностно ориентированные технологии обучения и воспитания, используемые в инновационной гимназии как педагогическое условие социальной адаптации подростков, активно способствуют повышению эффективности данного процесса.
4. Поликультурная среда инновационной гимназии представляет дополнительный педагогический потенциал, который может быть использован в целях эффективной социальной адаптации подростков.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена совокупностью исходных методологических и научно¬теоретических позиций, связанных с целостным подходом к исследуемой проблеме, использованием теоретических и эмпирических методов исследования, доказательностью и логикой, непротиворечивостью выводов, широкой апробацией полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались на конференциях различного уровня: Всероссийской (Тверь, 2004), университетской (Ставрополь, 2004), заседаниях ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов Ингушского государственного университета (2001-2003 гг.), методологических семинарах, педагогических советах инновационных школ Республики Ингушетии по проблемам воспитания и развития личности подростка.
Результаты исследования внедрены в практику деятельности инновационных общеобразовательных учреждений - СОШ №6 и №20
г. Малгобека Республики Ингушетии.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 3 работы.
Объем и структура диссертации: диссертация изложена на 199 страницах, содержит 13 таблиц, 2 рисунка, 6 приложений. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 192 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование социально адаптированной личности в современных условиях, когда стремительные изменения во всех сферах жизнедеятельности требуют от современного человека широких познавательных возможностей, инициативности, самостоятельности, умения конструктивно действовать в разнообразных ситуациях, готовности к межкультурному взаимодействию, приобретает особое значение.
Исследование имело целью выявление и научное обоснование педагогических условий, способствующих эффективной социальной адаптации подростков в инновационной гимназии.
Обобщение философских, психолого-педагогических концепций социальной адаптации и опытно-экспериментальная работа подтвердили исходную гипотезу и позволили сделать следующие выводы научно¬теоретического и прикладного характера:
1. Понятие «социальная адаптация» является междисциплинарным, так как широко распространено в различных отраслях современной науки. Обращение к данному понятию и использование предложенных в работе критериев и уровней значительно усугубили представление о социальной адаптации. Социальная адаптация понимается нами как исторически обусловленный процесс и результат приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер.
2. Адаптационные процессы в обществе связаны с социализацией. В результате анализа концепций о соотношении понятий социализации и адаптации был сделан вывод о том, что социализация - более широкое понятие относительно адаптации, оно является фундаментом для развития предпосылок социальной адаптации. Таким образом, социальная адаптация - субъективно опосредуемое развитие личности, соответствующее и индивидуальным особенностям, и способностям. При этом специфика социальной адаптации связана с новыми этапами, обстоятельствами жизни человека. Поскольку социальная адаптация есть процесс, ее следует рассматривать в развитии интеллектуально-познавательных, эмоциональных, мотивационно-поведенческих возможностей человека, которые позволяют выработать адаптивные стратегии по отношению к различным ситуациям в жизни.
3. Эффективная социальная адаптация подростков осуществляется в условиях инновационной гимназии. Разработанные комплексные мероприятия были ориентированы на социальную адаптацию подростков.
4. В процессе исследования нами определена совокупность педагогических условий, способствующих эффективной социальной адаптации подростков:
- построение развивающей образовательной среды инновационной гимназии на принципах интенсивности, широты, модальности, степени осознаваемости и устойчивости, эмоциональности, обобщенности, доминантности, принципиальности, активности, мобильности;
- изменение организационно-управленческой структуры, построенной на принципах менеджмента и маркетинга (системно-деятельностный, коммуникативно-диагностический, культурологический, личностно ориентированный);
- модернизация образовательного процесса на основе принципов культуросообразности, личностно ориентированного подхода,интеграции, самостоятельной и активной жизнедеятельности участников воспитательно-образовательного процесса;
- внедрение инновационных технологий воспитания и обучения подростков в систему взаимоотношений участников образовательного процесса;
- развитие профессионально-личностных качеств педагогов;
- привлечение к деятельности инновационной школы-гимназии различных институтов социализации;
- развитие интеллектуально-познавательной, мотивационно¬поведенческой, эмоциональной сфер личности подростка в различных видах деятельности и общения.
Программа исследования в пределах поставленных задач завершена полностью. Объем работы, ее цели и задачи обусловили необходимость сознательного ограничения автором круга анализируемых проблем. Вместе с тем дальнейшее углубление и совершенствование решения поставленной проблемы нам видится в последующей конкретизации процессов социальной адаптации личности на других возрастных этапах в других сферах жизнедеятельности, в совершенствовании инновационных образовательных систем.
Индивидуальное изучение уровня социальной адаптации подростков на протяжении исследования позволило получить статистически значимые данные, свидетельствующие о том, что реализация разработанных комплексных мер развития инновационной гимназии, и использование совокупности сопровождающих ее педагогических условий обеспечили выполнение поставленных задач исследования.
Результаты экспериментальной деятельности показали, что у испытуемых подростков в подавляющем большинстве повысился уровень социальной адаптации (имеют высокий уровень адаптации - 40,5 %, средний уровень- 50,9 %). Также повысился относительно начального (на 21,5 %) уровень обученности подростков, возросла творческая активность в различных видах деятельности.
Сравнительный анализ данных о межличностных отношениях в экспериментальных группах выявил, что коммуникативные умения, самооценка подростков в результате целенаправленной работы всех участников образовательного процесса получили значительное развитие, что положительно сказалось на психологическом климате, взаимоотношениях с окружающими, адекватным отношением к себе. Количество детей, чувствующих себя комфортно, в экспериментальных группах на формирующем этапе составили 89,8 %. Изменилось количество детей, имеющих адекватную самооценку - 45,7 %, что на 28,5 % больше, чем на констатирующем этапе.
Анкетирование, беседы с воспитанниками констатируют возросший уровень осведомленности и отношения подростков к миру, который проявляется в широких познавательных интересах к окружающему, желании пробовать себя в различных видах деятельности, снижении тревожности и т.д.
Как показывает исследование, это связано с использованием личностно-ориентированного подхода к подросткам, включением всех участников образовательного процесса в социально значимые виды деятельности, представляющие широкие возможности для проявления творческой активности, внедрении инновационных технологий в организацию и содержание образовательного процесса, при планировании которого учитывались результаты психолого-педагогической диагностики, интересы, склонности подростков.
Значительно повлияло на успешность социальной адаптации подростков положительное отношение родителей на происходящие изменения в гимназии, а также возросший профессионально-личностный потенциал педагогов, работающих в инновационной гимназии.
Таким образом, результаты сравнительного анализа, полученные по окончании опытно-эксперимнтальной работы в условиях инновационной гимназии, убеждают в практической значимости и эффективности, внедренных нами комплексных мер развития инновационной школы- гимназии, ориентированной на социальную адаптацию подростков.
Деятельность учреждения высоко оценена со стороны родителей, Управления образования Малгобекского района Республики Ингушетии (призеры предметных олимпиад, лауреаты НПК, учащиеся-медалисты).
Объем работы, ее цели и задачи обусловили необходимость сознательного ограничения автором круга анализируемых проблем.
Социальная адаптация личности на других возрастных этапах в других сферах жизнедеятельности, совершенствование инновационных образовательных систем представляют значительный интерес и оставляют широкий плацдарм для дальнейшей работы.



1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. - М., 1994.
2. Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителя: пер.с макед. - М. Просвещение, 1991.- 156 с.
3. Анциферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и функционирование: Психологические исследования социального развития личности. - М.,1999.
4. Аранский С.В., Лапчинская В.П. Система народного образования в Англии. - М., 1961.
5. Арнольдов А.И. Социальная педагогика и культурология: Содружество наук. - М., 1996. - 126 с.
6. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // CREDO. - 1997. - № 5.
7. Базисный план и концептуальные подходы к стандартам 12-летней школы. - М., 1998.
8. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО « МОДЭК», 2000. - 208 с.
9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 221 с.
10. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обучения технологии обучающих систем. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1997. - 304 с.
11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:Педагогика,1989. - 190 с.
12. Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях. - М.: Педагогика, 1996. - 59 с.
13. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. Монография. - М., 1999. - 184 с.
14. Буева П. Личность и среда / Ребенок в системе коллективных отношений. - М.: Просвещение, 1972. - 64 с.
15. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина ХХ века). - Казань: Казанский пед. ун-т, 1999.
16. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб., 1994.
17. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. - М., 1978.
18. Воспитание социально-активной личности в школьном и младшем школьном возрасте: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГПИ,1988. - 268 с
19. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1994.
20. Вульфов Б.З., Гуров В.Н. и др. Концептуальные подходы к формированию современной личности ребенка в поликультурной среде. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002. - 16 с.
21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М, 1967.
22. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
23. Герасимов Г.И., Денисова Г.С., Чеботарев Ю.А. Школа: реформы и социальные трансформации 90-х годов (социологический очерк). - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 2002. - 203 с.
24. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века. - М., 1998. - 636 с.
25. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания развития образования в России. - М.: Новая школа, 1993. - 426 с.
26. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - №1. -С. 3-11.
27. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.
28. Громова И.Б., Леонтьева Н.В. Культура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социс. - 1991. - №10.
29. Гуров В.Н., Степанов С.В Управление развитием и
функционированием образовательных учреждений: Учебное пособие. В 2-х ч. - Ставрополь: ИПФ «Ставрополье», 2003.
30. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. Автореф. дисс. на соискан. докт. пед. наук. - М., 1997.
31. Гуров В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей. - Ставрополь, 2002.
32. Гуров В.Н., Ковтун Т.В. Словарь-справочник терминов специалистов в
области социальной работы: Научно-методическое пособие. -Ставрополь: Сервисшкола, 1999. - 112 с
33. Гуров В.Н., Рева В.Л., Бондаренко В.И. Социальная работа в городской школе: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997.- 182 с.
34. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
35. Демакова И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации. - Москва, 1998. - 124 с.
36. Детская психология: учебное пособие / Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н. и др. / Под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. - Минск: Университетское, 1988. - 398 с.
37. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно¬
экспериментальной работы в школе. - СПб., 1995.
38. Дичев Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека. - М.: Витязь, 1994. - 324 с.
39. Дичев Т.Г. Проблемы адаптации и здоровья человека
(методологические и социальные аспекты). - М.: Медицина, 1976. - 184 с.
40. Дубровина Н.В. Формирование личности старшеклассников. - М.: Педагогика, 1989. - 168 с.
41. Жуков В.И. Социальное образование в России: Доклад на годичном собрании Академии социального образования 16 июня 1998 г. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. - 55 с.
42. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М.: Педагогика, 1996. - 108 с.
43. Захаров А.И. Психология неврозов у детей и подростков. Ленинград.-1982.
44. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально¬психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. - 335 с.
45. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.
46. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
47. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления. Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БГУ, 1997. - 145 с.
48. Истомин З.М. Развитие памяти. - М.: Просвещение, 1978. - 120 с.
49. Калайков И.Д. Цивилизация и адаптация. - М.: Прогресс, 1984. - 240 с.
50. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. - М., 1982.
51. Карабут А.П. Педагогические аспекты социальной работы в системе социальной защиты населения. Дисс. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003.
52. Каспржак А.Г. Педагогическая гимназия. - М., 1992.
53. Каспржак А.Г. Учительское мастерство или непрерывное педагогическое образование // Народное образование. - 1992. - №6.
54. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Минск: «Высшая школа, 2002.
55. Квакша В. Только один способ управления эффективен // Народное образование. - 1997. - №1. - С. 4-11.
56. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М. Наука, 1997. - 223 с.
57. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: АРЕНА, 1994. - 222 с.
58. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
59. Ковалева Т.М. Становление инновационной школы // Школьные технологии. - 2001. - № 2. - С. 76-87.
60. Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь: для высших и ср. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000. - 176 с.
61. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. - Минск: Знание, 1984. - 96 с.
62. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. - М., 1998.
63. Константинов В.Н. Социальная активность и пассивность личности. Владимир: ВГПИ, 1990. - 113 с.
64. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - 2002. - №3.
65. Корель Л.В. Классификация адаптаций. Словарь основных понятий. - Новосибирск, 1986.
66. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
67. Кричевский В. Уровень школьного поиска // Народное образование. - 1997. - № 1. - С. 12-14.
68. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. 2-е изд., доп. - М. Русский язык, 2000. - 856 с.
69. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптации рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1983. - 296 с.
70. Кузнецов П.С. Уровни социальной адаптации // Материалы пятых страховских чтений. - Саратов: Саратовский пед. инст-т, 1996. - С. 17¬19.
71. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. - Л.,1987.
72. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 304 с.
73. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. - 2003. - №3. - С. 17-26.
74. Лапшина Л.Ф., Шалыгина И.В. Лицейское образование в школе адаптивного типа // Завуч. - 2002. - №1.
75. Левит М.В. Как сделать хорошую школу. В 2-х кн. Книга 1-я. - М: Центр «Педагогический поиск», 2002. - 160 с.
76. Леонтьев А.М. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
77. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 240 с.
78. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. Психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 143 с.
79. Лицей выбирает здоровье / Под ред. Гурова В.Н. - Ставрополь: СКИПРКРО, 2000. - 153 с.
80. Личность учащихся и социально-психологический процесс в современной школе: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 1991. - 56 с.
81. Лопухова В.В. Физиологические основы адаптации. - Таллин: Изд. Таллинского ун-та, 1982. - 86 с.
82. Малашихина И.А. Педагогика детства: Учебно-методическое пособие для пед. вузов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. - 179 с.
83. Малашихина И.А., Соколова И.Ю. Педагогические теории, технологии,
системы. В 2-х ч.: Учебно-методич. пособие для педвузов.-Ставрополь: СГПУ, 1996. - 80 с.
84. Марканян Э.С. Вопросы системного исследования общества.
85. Матвеев Ю.И. Социальная ориентация личности / Отв. ред. В.А. Кан- Калик; Северо-Кавказский научный центр высшей школы - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета. - 1990. - 155 с.
86. Матейко А. Условия творческого труда. - М., 1970.
87. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975. - 135 с.
88. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. - М: Наука, 1981. - 278 с.
89. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. - Ленинград: ЛГПИ, 1973. - С. 112-113.
90. Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Научн. докл. -Л., 1979. -С. 132-136.
91. Митрофанова С.В., Смирнова Е.В. Поликультурное образовательное пространство / Под общ. ред. Л.П. Погребняк. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 88 с.
92. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. - Новосибирск: Наука, 1989. - 202 с.
93. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 217 с.
94. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 206 с.
95. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Академия», 2000. - 206 с.
96. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван. Изд-во Арм. ССР, 1988. - 263с.
97. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн: кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М: «Просвещение», ВЛАДОС, 1995. - 512 с.
98. Никандров Н.Д. Образование в мире на пороге XXI века: Сб. науч. трудов. - М., 1991.
99. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей - фактор стабилизации общества // Педагогика. - 1998. - № 7. - С. 36-41.
100. Новикова Л.И. Воспитательное пространство как открытая система // Общественные науки и современность. - 1999. - №1. - С. 43-49.
101. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. - М.: Сентябрь, 2001. - 240 с.
102. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН: Российский фонд культуры. 3-е изд., стереотипное. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.
103. Озеров В.П., Соловьева О.В. Диагностика и формирование познавательных способностей учащихся: Учебное пособие для практ. психологов и педагогов. - Ставрополь: Сервисшкола, 1999. - 112 с.
104. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система. - М.: Народное образование, 2002.- 112 с.
105. Орлова Т.В. Перспективное планирование развитием школы. - М.: Сентябрь, 2000. - 144 с.
106. Осоргина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Издательство « Питер», 1999.- 228 с.
107. Остроухова А.И. Растим одаренного ребенка. - Ставрополь: Сервисшкола, 1998. - 228 с.
108. Остроухова А.И., Соколова И.Ю., Захарова Р.А. Растим одаренного ребенка. - Ставрополь: ИРО, 1997. - 367 с.
109. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.
110. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии. Учебник для студ. высших и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. - М.. Академия, 1999. - 512 с.
111. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
112. Петраков А.В., Девина И.А. Повышаем самооценку. - М.: Изд-во «Ось- 89», 2001. - 32 с.
113. Петровский А.В. Личность: феномен субъективности. - Ростов-н/Д., 1993.
114. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно¬практическое пособие. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ: РОСПЕДАГЕНСТВО», 1997. - 256 с.
115. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 1. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 567 с.
116. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. - М., 1990.
117. Поташник М.М., Загвязинский В.И. Инновация ничего или 109 вариантов урока // Народное образование. - 1991. - № 5. - С. 75-81.
118. Поштарева Т.В. К вопросу о взаимообогащении общечеловеческого и национального в условиях образовательного учреждения // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования
современной личности в поликультурной среде: Выпуск 4. -Ставрополь: СКИПКРО, 2002. - С. 19-21.
119. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1997. - 64 с.
120. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.:ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.
121. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инновации). - М.: Политиздат, 1989. - 270 с.
122. Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся / Под ред. Ю.В. Гербеева. - М., 1991.
123. Психология. Словарь. 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Изд-во полит. литературы, 1990.
124. Развитие, социализация и воспитание личности: региональная концепция / Научн. ред. В.А. Шаповалов. - Ставрополь, СГПУ, 1993. - 24 с.
125. Растова Л. М. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Томск, 1973. - 22 с.
126. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. - 214 с.
127. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая
психология. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 446 с.
128. Резванова И.Ю. Социальная адаптация дошкольников в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения. Дисс. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003.
129. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в
образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.
130. Ромм М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности (Информационный подход): Автореф. дис. канд. философ. Наук. - М., 1995. - 21 с.
131. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993.
132. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. - М., 1999. - 359 с.
133. Рубинштейн С.Р. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
134. Савченко Е.П. Дидактическая адаптация выпускника педагогического вуза (на материале обучающей деятельности молодого учителя иностранных языков). Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Киев, 1986. - 22 с.
135. Сантросян К.О. О характере и типах адаптации студентов к вузовской системе образования // Воспитание, обучение и психическое развитие. Тез. науч. сообщ. психологов СССР. Часть II. - М., 1983. - С. 440-442.
136. Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 2001. - №7. - С. 27-32.
137. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
138. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М.: Педагогика, 1986. - 109 с.
139. Семенов В.Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект. - Свердловск, 1990. - 128 с.
140. Сенновский И.Б. Система управленческой деятельности учителя в модульной педтехнологии // Школьные технологии. - 1997. - №2. - С. 13-18.
141. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. - Волгоград,1998.
142. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. - Волгоград, 1994.
143. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
144. Современная гимназия. Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 168 с.
145. Современные проблемы и перспективы развития образования: Межрегиональный сборник научных трудов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 160 с.
146. Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. - Барнаул, 1984. - 72 с.
147. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения (ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров): в 2-х т. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997. - 263 с.
148. Социальная педагогика и социальная работа: основные понятия и сущность / Под ред. Гурова В.Н. - Ставрополь, 1998. - 84 с.
149. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт, исследования. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. - 148 с.
150. Социальное воспитание учащихся (Основные теоретические
положения) / Под ред. Битинаса Б.П., Бочаровой В.Г. - М.: Педагогика,1990.- 132 с.
151. Социально-педагогическая среда как условие становления и развития региональных сфер образования / Под ред. Ю.В. Васильева, Е.С. Комракова. - М.: Изд-во ИПК ПРНО МО, 1994. - 136 с.
152. Социально-психологическая служба в школе / Под ред. Л.Е. Никитиной. - М.: Знание, 1997. - 31 с.
153. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. - 160 с.
154. Степанов В.М., Лапшина О.А., Макаровская А.П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе. - М. -Воронеж,2000.-144 с.
155. Судаков В.Н. Мифология воспитания: очерки теории развития и воспитания личности. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - 112 с.
156. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. - М.: Новая школа. - 1997. - 283 с.
157. Турчанинова Ю.И. Как помочь учителю стать учителем? // Директор школы. - 1991. - №2.
158. Тысячникова Л. Социально-педагогическое пространство школы // Народное образование. - 1999. - № 7-8. - С. 220-222.
159. Управление современной школой / Под ред. Поташника М.М. - М.: АПП ЦИТП, 1992. - 168 с.
160. Управление развитием школы: пособие для руководителей
образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
161. Управление школой: теоретические основы и методы: учебное пособие / Под ред. Лазарева В.С. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. - 336 с.
162. Физиология человека / Под ред. Агаджаняна Н.А., Тель Л.С., Чиркина Б.И., Чеснокова С.А. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. - 416 с.
163. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант). Методическое руководство - СПб.: ГП «ИМАТОН», 2001. - 112 с.
164. Философская энциклопедия. Т.4 - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1971.
165. Философская энциклопедия: В 6 т. - М., 1970.
166. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М.: Мысль, 1975. - 232 с.
167. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скип. П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Перевод с англ. - М., 1993.
168. Фрадкин Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе.
- В кн.: История педагогической технологии: сборник научных трудов.- М., 1992. - 12 с.
169. Фрадкин Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе. // История педагогической технологии. - М., 1992.
170. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социальных факторов // Педагогика. 1995. - №2. - 83 с.
171. Хорошко Н.Ф., Шаповалова В.А. Педагогика: Учебно-метод. пособие. - Ставрополь: СГУ, 1996. - 58 с.
172. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. - 1995. - №9. - С. 84-85.
173. Шабалдас А.Е. Школа как образовательная среда в поликультурном пространстве Ставропольского края // Лаборатория проблем формирования современной личности в поликультурной среде. - Вып. 1 / Общ. ред. В.Н. Гурова, А.Е. Шабалдаса. - Ставрополь: СКИПКРО,2002.- С. 3-10.
174. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 384 с.
175. Шамова Т. И, Третьяков П. И., Капустин М. П. Управление образовательными системами: учебное пособие / Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
176. Шамова Т.И., Нефедова К.А. Воспитание социальной дисциплины школьников в процессе обучения. - М., 1985. - 103 с.
177. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин М.П. Управление образовательными системами: учебное пособие / Под ред. Шамовой Т.И. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
178. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: комплексный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. Т.17. - 1996. - №1. -С. 19-34.
179. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учебное пособие Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
180. Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории российской педагогики. - СПб.: КАРО,2003.- 240 с.
181. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 403 с.
182. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
183. «Школа - 2100». Образовательная программа и пути ее реализации // Под научной редакцией А.А. Леонтьева. Выпуск 3. - М., «Баласс»,1999. - 228 с.
184. Шмальгаузен И.И. Избранные труды. Пути и закономерности эволюционного процесса. - М.: Наука, 1983.
185. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философ-социолог. пробл. - Красноярск: изд-во Красноярского ун-та,1991.- 231 с.
186. Шубинский В.С. Человек как цель воспитания // Педагогика. - 1992. - №3-4.
187. Шуркова Н.Е. Педагогические технологии. - М., 1992.
188. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 656 с.
189. Юсуфбекова Н. Р. Общие вопросы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М. Республика, 1991. - 216 с.
190. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
191. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с. (Библиотека журнала «Директор школы». -2000. - №2).
192. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Методическое руководство. - СПб.: ГП ИМАТОН, 2001. - 128 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ