УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ГОРОДСКОГО ТИПА
|
Введение
1. Критерии сбалансированного перспективного развития города в
условиях рыночной экономики и открытого общества 9
1.1. Состояние и управление перспективным развитием городов
России в современный период 9
1.2. Зарубежный опыт территориального планирования 26
1.3. Российский опыт планирования 44
1.4. Критерии сбалансированного развития города на современном этапе 54
2. Методы формирования перспективного плана развития города 66
2.1. Современная стратегия перспективного развития города 66
2.2. Методы выбора целей и направлений перспективного социально-экономического развития города 83
2.3. Формы участия населения в выработке стратегии развития города 100
3. Методы и практика реализации перспективного плана 115
3.1. Оценка и выбор эффективных механизмов реализации стратегических планов — 115
3.2. Взаимодействие органов власти и хозяйствующих субъектов
в реализации городских проектов и программ 130
3.3. Бюджет города как решающее звено реализации стратегического плана 148
Заключение 164
Список литературы 166
Приложения 177
1. Критерии сбалансированного перспективного развития города в
условиях рыночной экономики и открытого общества 9
1.1. Состояние и управление перспективным развитием городов
России в современный период 9
1.2. Зарубежный опыт территориального планирования 26
1.3. Российский опыт планирования 44
1.4. Критерии сбалансированного развития города на современном этапе 54
2. Методы формирования перспективного плана развития города 66
2.1. Современная стратегия перспективного развития города 66
2.2. Методы выбора целей и направлений перспективного социально-экономического развития города 83
2.3. Формы участия населения в выработке стратегии развития города 100
3. Методы и практика реализации перспективного плана 115
3.1. Оценка и выбор эффективных механизмов реализации стратегических планов — 115
3.2. Взаимодействие органов власти и хозяйствующих субъектов
в реализации городских проектов и программ 130
3.3. Бюджет города как решающее звено реализации стратегического плана 148
Заключение 164
Список литературы 166
Приложения 177
В процессе становления местного самоуправления и рыночных отношений в РФ складывается новая система взглядов на процесс управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Располагая законодательной базой, бюджетом, территориальными, материальными и прочими ресурсами, муниципалитеты обладают возможностью определять перспективы и стимулировать варианты развития, в наибольшей степени способствующие решению стоящих перед ними проблем.
Огромное влияние на социально-экономическую ситуацию, складывающуюся в российских муниципальных образованиях, оказывают обще-мировые тенденции: глобализация экономики, нарастание динамизма экономических и социальных процессов, усиление территориальной конкуренции и необходимость обеспечения стабильного развития территориальных сообществ в долгосрочной перспективе. В изменившихся условиях необходимы новые методы и механизмы управления социально-экономическим развитием территорий, способные дать импульс экономике, обеспечить решение сложных социальных и экологических проблем.
Мировой опыт развития свидетельствует о том, что в динамичной конкурентной среде успешное развитие территориальных образований в долгосрочной перспективе обеспечивают методы стратегического управления социально-экономическими процессами.
В условиях переходного периода применение стратегических подходов к муниципальному управлению обусловлено спецификой происходящих процессов и требует разработки и апробирования соответствующей методологии и методических подходов с учетом специфики территории.
Л.И. Абалкина, Л.Е. Басовского, С.Ю. Глазьева, С.С. Дзарасова, В.Е. Дудкина, Б.З. Мильнера, А.Н. Петрова. Обоснование необходимости определения приоритетов развития регионов, отраслей экономики и хозяйствующих субъектов представлено в трудах, выполненных В.А. Ильиным, В.Н. Лексиным, О.П. Литовкой, С.С. Пчелинцевым, В.С. Селиным, А.И. Татаркиным, А.Н. Швецовым. Вопросы организации перспективного развития и создания системы стратегического планирования развития муниципальных образований рассматривались в исследованиях В.С. Боголюбова, А.Г. Воронина, Б.М. Гринчеля, Б.С. Жихаревича, А.Е. Когута, В.Е. Рохчина, И.И. Сигова, Д.Г. Черника, А.Н. Широкова и др.
При разработке подходов к управлению перспективным развитием муниципальных образований полезны исследования, разработанные такими зарубежными учеными, как Л. Ван ден Берг, Б. Грабов, Д. Клумпп, X. Меинг, М. Паркинсон, Б. Хамм, Д. Хенкель, В. Штрубельт, К. Шуссманн.
В то же время многие исследования, посвященные разработке методологии и методических подходов к формированию системы управления перспективным развитием на муниципальном уровне, недостаточно учитывают актуальные тенденции и специфику функционирования муниципалитетов. В частности, сложность организации современного города требует высокой степени координации его управления, необходимости оценивать решение ключевых социально-экономических проблем с позиций общегородских интересов и перспектив. Требуют критического осмысления, раз-работки концептуальных подходов и апробирования на практике механизмы реализации разработанных планов и программ долгосрочного развития, привлечения к управлению широких слоев общественности, организации эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами в целях увеличения бюджетных и внебюджетных до-ходов территорий. Недостаточный уровень методического обеспечения организации стратегически ориентированного управления, отсутствие апробированных рекомендаций снижает эффективность муниципального
Основная цель исследования состоит в разработке методологических подходов и методического инструментария формирования системы управления перспективным развитием муниципального образования, обеспечивающей выбор стратегических целей и приоритетов и сбалансированность социально-экономических процессов в долгосрочной перспективе.
Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи:
• проанализировать социально-экономические процессы в муниципальных образованиях при переходе к рыночной экономике;
• осуществить критический сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта стратегически ориентированного управления территориальным развитием;
• сформировать систему критериев сбалансированного социально- экономического развития муниципальных образований в долго-срочной перспективе;
• обосновать систему методических принципов организации стратегического планирования развития муниципальных образований в условиях рыночного хозяйствования;
• разработать методы выбора и реализации стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования;
• обосновать значение и механизмы привлечения гражданского общества к разработке стратегии развития муниципального образования;
• разработать многоуровневую систему управления и планирования долгосрочного социально-экономического развития города и обосновать основные механизмы реализации документов стратегического характера;
• предложить новые подходы к организации бюджетного процесса при реализации стратегического плана муниципального образования;
Объектом исследования являются процессы долгосрочного социально-экономического развития муниципальных образований России в со¬временных условиях.
Предметом исследования выступает совокупность методов и механизмов разработки и реализации стратегически ориентированных долго¬срочных планов муниципальных образований городского типа.
Теоретической, методологической и информационной основой диссертационного исследования являются: теория государственного управления; труды отечественных и зарубежных ученых в области управления перспективным развитием территории и стратегического планирования; законодательные и нормативные акты, регламентирующие различные аспекты прогнознопланового регулирования развития муниципальных образований; официальные статистические данные о социально-экономическом положении муниципальных образований, публикуемые Госкомстатом РФ, Вологодским областным комитетом государственной статистики и Администрацией города Вологды.
Научную новизну и личный вклад автора определяют следующие основные результаты диссертационного исследования:
критически осмыслена и показана роль стратегически ориентированного долгосрочного планирования развития городов и адаптированной к нему системы управления в усилении устойчивости социально-экономических процессов в городе при дестабилизирующих внешних воздействиях;
дана авторская трактовка сбалансированного развития города как устойчивого поступательного движения к более высокой ступени совершенства на основе внедрения прогрессивных мировых инноваций в области городского развития, а также определены критерии сбалансированного развития муниципалитета;
• проведены анализ, оценка и осуществлено практическое применение опубликованного в литературе российского и иностранного опыта долгосрочного стратегически ориентированного планирования развития городов;
• предложены способы и методические приемы привлечения граждан, субъектов бизнеса и других субъектов развития города к об-суждению и корректировке стратегических ориентиров развития и конкурентных программ;
• на основе критической оценки существующей практики предложена система методических принципов организации стратегического планирования развития муниципальных образований;
• разработаны основы многоуровневой системы управления и планирования долгосрочного развития города;
• разработан и апробирован механизм скользящего финансового планирования, обеспечивающего повышение реализуемости долгосрочных городских проектов и программ и рекомендации по активизации и повышению уровня стратегической направленности бюджетно-финансовой политики муниципалитета.
Практическая значимость диссертационного исследования связана с тем, что полученные результаты могут быть использованы руководителями муниципальных образований Российской Федерации в процессе модернизации местного управления на основе внедрения стратегически ориентированных подходов, инновационных методов, в ходе разработки и реализации долгосрочных концепций и стратегических планов развития муниципальных образований, подготовки и осуществления мероприятий, нацеленных на повышение эффективности местной бюджетно-финансовой политики.
Апробация работы. Материалы исследования докладывались обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе: III и IV российских научно-практических конференциях «Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект» (г. Вологда, январь 2001 г., апрель 2003 г.); XII и XIV международных конференциях по программе Евроград-XXI «Факторы повышения конкурентоспособности городов: теория и практика» (Санкт-Петербург, апрель 2002 г.) и «Инновации для городского развития: электронное управление и стратегические проекты» (Санкт-Петербург, май 2004 г.).
Результаты исследований автора по методическому обеспечению внедрения стратегически ориентированной системы управления и стратегического планирования использовались администрацией и привлеченными организациями г. Вологды при разработке Концепции социально-экономического развития города Вологды до 2010 г. и в процессе адаптации существующей системы управления и бюджетно-финансового обеспечения к задачам реализации стратегии развития Вологды, проектов и комплексных программ.
Методологические положения формирования системы городского стратегического планирования, предложенные автором, используются в учебном курсе «Планирование в условиях рынка» в филиале Санкт- Петербургского инженерно-экономического университета в городе Вологде. Результаты внедрения подтверждены соответствующими справками, приведенными в приложениях диссертации.
Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 5 публикациях общим объемом 11,9 п.л. (в том числе авторских - 3,9 п.л).
Структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 165 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы (124 источника), содержит 25 таблиц, 25 рисунков и 7 приложений.
Огромное влияние на социально-экономическую ситуацию, складывающуюся в российских муниципальных образованиях, оказывают обще-мировые тенденции: глобализация экономики, нарастание динамизма экономических и социальных процессов, усиление территориальной конкуренции и необходимость обеспечения стабильного развития территориальных сообществ в долгосрочной перспективе. В изменившихся условиях необходимы новые методы и механизмы управления социально-экономическим развитием территорий, способные дать импульс экономике, обеспечить решение сложных социальных и экологических проблем.
Мировой опыт развития свидетельствует о том, что в динамичной конкурентной среде успешное развитие территориальных образований в долгосрочной перспективе обеспечивают методы стратегического управления социально-экономическими процессами.
В условиях переходного периода применение стратегических подходов к муниципальному управлению обусловлено спецификой происходящих процессов и требует разработки и апробирования соответствующей методологии и методических подходов с учетом специфики территории.
Л.И. Абалкина, Л.Е. Басовского, С.Ю. Глазьева, С.С. Дзарасова, В.Е. Дудкина, Б.З. Мильнера, А.Н. Петрова. Обоснование необходимости определения приоритетов развития регионов, отраслей экономики и хозяйствующих субъектов представлено в трудах, выполненных В.А. Ильиным, В.Н. Лексиным, О.П. Литовкой, С.С. Пчелинцевым, В.С. Селиным, А.И. Татаркиным, А.Н. Швецовым. Вопросы организации перспективного развития и создания системы стратегического планирования развития муниципальных образований рассматривались в исследованиях В.С. Боголюбова, А.Г. Воронина, Б.М. Гринчеля, Б.С. Жихаревича, А.Е. Когута, В.Е. Рохчина, И.И. Сигова, Д.Г. Черника, А.Н. Широкова и др.
При разработке подходов к управлению перспективным развитием муниципальных образований полезны исследования, разработанные такими зарубежными учеными, как Л. Ван ден Берг, Б. Грабов, Д. Клумпп, X. Меинг, М. Паркинсон, Б. Хамм, Д. Хенкель, В. Штрубельт, К. Шуссманн.
В то же время многие исследования, посвященные разработке методологии и методических подходов к формированию системы управления перспективным развитием на муниципальном уровне, недостаточно учитывают актуальные тенденции и специфику функционирования муниципалитетов. В частности, сложность организации современного города требует высокой степени координации его управления, необходимости оценивать решение ключевых социально-экономических проблем с позиций общегородских интересов и перспектив. Требуют критического осмысления, раз-работки концептуальных подходов и апробирования на практике механизмы реализации разработанных планов и программ долгосрочного развития, привлечения к управлению широких слоев общественности, организации эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами в целях увеличения бюджетных и внебюджетных до-ходов территорий. Недостаточный уровень методического обеспечения организации стратегически ориентированного управления, отсутствие апробированных рекомендаций снижает эффективность муниципального
Основная цель исследования состоит в разработке методологических подходов и методического инструментария формирования системы управления перспективным развитием муниципального образования, обеспечивающей выбор стратегических целей и приоритетов и сбалансированность социально-экономических процессов в долгосрочной перспективе.
Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи:
• проанализировать социально-экономические процессы в муниципальных образованиях при переходе к рыночной экономике;
• осуществить критический сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта стратегически ориентированного управления территориальным развитием;
• сформировать систему критериев сбалансированного социально- экономического развития муниципальных образований в долго-срочной перспективе;
• обосновать систему методических принципов организации стратегического планирования развития муниципальных образований в условиях рыночного хозяйствования;
• разработать методы выбора и реализации стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования;
• обосновать значение и механизмы привлечения гражданского общества к разработке стратегии развития муниципального образования;
• разработать многоуровневую систему управления и планирования долгосрочного социально-экономического развития города и обосновать основные механизмы реализации документов стратегического характера;
• предложить новые подходы к организации бюджетного процесса при реализации стратегического плана муниципального образования;
Объектом исследования являются процессы долгосрочного социально-экономического развития муниципальных образований России в со¬временных условиях.
Предметом исследования выступает совокупность методов и механизмов разработки и реализации стратегически ориентированных долго¬срочных планов муниципальных образований городского типа.
Теоретической, методологической и информационной основой диссертационного исследования являются: теория государственного управления; труды отечественных и зарубежных ученых в области управления перспективным развитием территории и стратегического планирования; законодательные и нормативные акты, регламентирующие различные аспекты прогнознопланового регулирования развития муниципальных образований; официальные статистические данные о социально-экономическом положении муниципальных образований, публикуемые Госкомстатом РФ, Вологодским областным комитетом государственной статистики и Администрацией города Вологды.
Научную новизну и личный вклад автора определяют следующие основные результаты диссертационного исследования:
критически осмыслена и показана роль стратегически ориентированного долгосрочного планирования развития городов и адаптированной к нему системы управления в усилении устойчивости социально-экономических процессов в городе при дестабилизирующих внешних воздействиях;
дана авторская трактовка сбалансированного развития города как устойчивого поступательного движения к более высокой ступени совершенства на основе внедрения прогрессивных мировых инноваций в области городского развития, а также определены критерии сбалансированного развития муниципалитета;
• проведены анализ, оценка и осуществлено практическое применение опубликованного в литературе российского и иностранного опыта долгосрочного стратегически ориентированного планирования развития городов;
• предложены способы и методические приемы привлечения граждан, субъектов бизнеса и других субъектов развития города к об-суждению и корректировке стратегических ориентиров развития и конкурентных программ;
• на основе критической оценки существующей практики предложена система методических принципов организации стратегического планирования развития муниципальных образований;
• разработаны основы многоуровневой системы управления и планирования долгосрочного развития города;
• разработан и апробирован механизм скользящего финансового планирования, обеспечивающего повышение реализуемости долгосрочных городских проектов и программ и рекомендации по активизации и повышению уровня стратегической направленности бюджетно-финансовой политики муниципалитета.
Практическая значимость диссертационного исследования связана с тем, что полученные результаты могут быть использованы руководителями муниципальных образований Российской Федерации в процессе модернизации местного управления на основе внедрения стратегически ориентированных подходов, инновационных методов, в ходе разработки и реализации долгосрочных концепций и стратегических планов развития муниципальных образований, подготовки и осуществления мероприятий, нацеленных на повышение эффективности местной бюджетно-финансовой политики.
Апробация работы. Материалы исследования докладывались обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе: III и IV российских научно-практических конференциях «Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект» (г. Вологда, январь 2001 г., апрель 2003 г.); XII и XIV международных конференциях по программе Евроград-XXI «Факторы повышения конкурентоспособности городов: теория и практика» (Санкт-Петербург, апрель 2002 г.) и «Инновации для городского развития: электронное управление и стратегические проекты» (Санкт-Петербург, май 2004 г.).
Результаты исследований автора по методическому обеспечению внедрения стратегически ориентированной системы управления и стратегического планирования использовались администрацией и привлеченными организациями г. Вологды при разработке Концепции социально-экономического развития города Вологды до 2010 г. и в процессе адаптации существующей системы управления и бюджетно-финансового обеспечения к задачам реализации стратегии развития Вологды, проектов и комплексных программ.
Методологические положения формирования системы городского стратегического планирования, предложенные автором, используются в учебном курсе «Планирование в условиях рынка» в филиале Санкт- Петербургского инженерно-экономического университета в городе Вологде. Результаты внедрения подтверждены соответствующими справками, приведенными в приложениях диссертации.
Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 5 публикациях общим объемом 11,9 п.л. (в том числе авторских - 3,9 п.л).
Структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 165 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы (124 источника), содержит 25 таблиц, 25 рисунков и 7 приложений.
Подводя итог исследованию, можно констатировать:
1. Негативные тенденции в социально-экономическом положении городов на первом этапе трансформации российской экономики на путь рыночного хозяйствования стали следствием ухода властных структур всех уровней, в том числе и муниципального, от целенаправленного планового управления развитием социально-экономических процессов, усиления влияния глобализации и обострения конкуренции. Несмотря на оживление экономики в последние годы, дореформенный уровень еще не достигнут. Так, в 2002 г. индекс физического объема промышленного производства со¬ставил в г. Вологде 90,9% от уровня 1991 г., инвестиций в основной капитал - более 70%, около 40% населения живут за чертой бедности. Все более острой становится демографическая ситуация: продолжается естественная убыль населения; в 2002 г. смертность превысила рождаемость в 1,42 раза.
2. Складывающаяся ситуация требует, активизации местных органов власти в управлении социально-экономическим развитием города с целью обеспечения сбалансированного развития экономики, социальной сферы и экологии, освоения нового типа управления, основанного на предвидении изменений, опасностей и проблем, а также новых возможностей функционирования в условиях конкурентной среды.
Реагируя на происходящие изменения, местным власти необходимо проводить все более сложную политику, искать новые методы и механизмы управления, обеспечивающие социально-экономическое развитие подведомственных территорий и способные дать импульс экономике города. В связи с этим вопросы организации управления развитием муниципальных образований выдвигаются на первый план.
3. Исследованием установлено, что переход к сбалансированному социально-экономическому развитию обеспечивается посредством создания системы управления, основанной на принципах стратегического
4. Важнейшими инструментами реализации стратегических целей и приоритетов является разработка проектов, планов, комплексных и целевых программ развития муниципального образования, которые требуют учета специфики муниципалитета и оценки целесообразности разработки и эффективности.
5. Реализация стратегического замысла возможна лишь при участии в этом процессе основных субъектов развития города, т.е. органов власти, предпринимательских структур и населения. В новых условиях хозяйствования основными принципами взаимодействие городских органов власти с представителями хозяйствующих субъектов становятся партнерство и баланс интересов. Поиск наиболее адекватных механизмов взаимодействия с предпринимательскими структурами и населением - приоритетная задача муниципальных органов власти и управления.
6. Основным источником финансирование стратегических планов и программ социально-экономического развития города является местный бюджет, что ставит органы местного самоуправления перед необходимостью искать пути пополнения бюджета, а также эффективного использования бюджетных средств для достижения целей и задач развития.
Несомненно, стратегическое планирование социально- экономического развития городских муниципалитетов, реализуемое по¬средством использования широкого спектра механизмов реализации долго¬срочных целей и стратегий, и в первую очередь, разработки проектов, планов и программ развития, организации регулярного муниципального мониторинга, обеспечит достижение важнейших рубежей, сбалансированного развития и конкурентоспособность городов.
1. Негативные тенденции в социально-экономическом положении городов на первом этапе трансформации российской экономики на путь рыночного хозяйствования стали следствием ухода властных структур всех уровней, в том числе и муниципального, от целенаправленного планового управления развитием социально-экономических процессов, усиления влияния глобализации и обострения конкуренции. Несмотря на оживление экономики в последние годы, дореформенный уровень еще не достигнут. Так, в 2002 г. индекс физического объема промышленного производства со¬ставил в г. Вологде 90,9% от уровня 1991 г., инвестиций в основной капитал - более 70%, около 40% населения живут за чертой бедности. Все более острой становится демографическая ситуация: продолжается естественная убыль населения; в 2002 г. смертность превысила рождаемость в 1,42 раза.
2. Складывающаяся ситуация требует, активизации местных органов власти в управлении социально-экономическим развитием города с целью обеспечения сбалансированного развития экономики, социальной сферы и экологии, освоения нового типа управления, основанного на предвидении изменений, опасностей и проблем, а также новых возможностей функционирования в условиях конкурентной среды.
Реагируя на происходящие изменения, местным власти необходимо проводить все более сложную политику, искать новые методы и механизмы управления, обеспечивающие социально-экономическое развитие подведомственных территорий и способные дать импульс экономике города. В связи с этим вопросы организации управления развитием муниципальных образований выдвигаются на первый план.
3. Исследованием установлено, что переход к сбалансированному социально-экономическому развитию обеспечивается посредством создания системы управления, основанной на принципах стратегического
4. Важнейшими инструментами реализации стратегических целей и приоритетов является разработка проектов, планов, комплексных и целевых программ развития муниципального образования, которые требуют учета специфики муниципалитета и оценки целесообразности разработки и эффективности.
5. Реализация стратегического замысла возможна лишь при участии в этом процессе основных субъектов развития города, т.е. органов власти, предпринимательских структур и населения. В новых условиях хозяйствования основными принципами взаимодействие городских органов власти с представителями хозяйствующих субъектов становятся партнерство и баланс интересов. Поиск наиболее адекватных механизмов взаимодействия с предпринимательскими структурами и населением - приоритетная задача муниципальных органов власти и управления.
6. Основным источником финансирование стратегических планов и программ социально-экономического развития города является местный бюджет, что ставит органы местного самоуправления перед необходимостью искать пути пополнения бюджета, а также эффективного использования бюджетных средств для достижения целей и задач развития.
Несомненно, стратегическое планирование социально- экономического развития городских муниципалитетов, реализуемое по¬средством использования широкого спектра механизмов реализации долго¬срочных целей и стратегий, и в первую очередь, разработки проектов, планов и программ развития, организации регулярного муниципального мониторинга, обеспечит достижение важнейших рубежей, сбалансированного развития и конкурентоспособность городов.
Подобные работы
- Управление перспективным развитием муниципальный образований городского типа
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2004 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ АСИММЕТРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ АСИММЕТРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере г. Новоалтайск)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ИНТА» РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСЕЛКОВ ГОРОДСКОГО ТИПА (НА ПРИМЕРЕ ПГТ РТ)
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Формирование стратегии социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО ГО «Воркута»)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - ДОХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УКРЕПЛЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (на примере бюджета г. Благовещенска Амурской области)
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВТИЯ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «АЛАБУГА»
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018



