Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Работа №27549

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы194
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
634
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Методологические и теоретические основы формирования обществоведческого мышления учащихся старших
классов
1.1. Проблема предметно-специфического мышления в психолого-педагогической литературе
1.2. Сущность и структура обществоведческого мышления 20
1.3. Основы формирования обществоведческого мышления 39
Выводы по первой главе 65
Глава 2. Организационно-педагогические условия формирования обществоведческого мышления учащихся старших классов
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию обществоведческого мышления
2.2. Сущность и содержание коммуникативной технологии 73
2.3. Диагностика результатов формирования обществоведческого мышления в процессе опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе 131
Заключение 133
Литература 136
Приложения 153

Актуальность исследования. Реформа российского образования последних лет в первую очередь направлена на то, чтобы школа формировала у своих воспитанников умения справляться с возникающими проблемами, самостоятельно принимать решения и отвечать за них в ситуациях выбора, обладать способностью прогнозировать их последствия и тем самым активно влиять на современный человеку социум.
Темпы развития общества актуализируют проблему формирования у старшеклассников системных представлений о современном мире в целостности и в преемственности прошлого - настоящего - будущего, развития у них способностей понимать обусловленность социальных процессов, событий и явлений.
Эта задача может быть решена в том случае, если у учащихся старших классов будет сформировано обществоведческое мышление (ОМ), которое мы рассматриваем как одно из разновидностей предметно - специфического мышления.
Изучение педагогической и методической литературы (П.А. Баранов, Л.С. Бахмутова, Л.Н Боголюбов, М.Ю. Брандт, А.В. Дружкова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, И.Я. Лернер, А.Ю. Лазебникова, Е.А. Певцова, Е. Н. Рутковская, С.В. Шепров и др.) показывает, что концепция обществоведческого мышления исследователями в целом не разрабатывалась, а рассматриваемые условия и средства формирования обществоведческого мышления являются, как правило, неупорядоченными, с точки зрения выявления компонентов его структуры, особенностей связей и отношений между ними, носят фрагментарный характер.
Нами выявлено противоречие между потребностью в более целенаправленном и эффективном формировании обществоведческого мышления учащихся старших классов и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогике средней школы, что и обусловило тему
нашего диссертационного исследования «Формирование обществоведческого мышления учащихся старших классов».
Цель исследования — выявление сущности обществоведческого мышления, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий его формирования.
Объект исследования - процесс формирования обществоведческого мышления учащихся на старшей ступени обучения.
Предмет исследования - содержание, формы, методы, критерии и показатели эффективности формирования обществоведческого мышления.
Гипотеза исследования - формирование обществоведческого мышления у старшеклассников будет более эффективным, если:
1. В процессе обучения происходит развитие их полифонического видения и оценок обществоведческих явлений и процессов;
2. Основу преподавания обществознания составляет коммуникативная технология - совокупность средств и способов организации учебной деятельности, основанная на диалоге, полилоге, учебной дискуссии, деловой игре, разворачивающихся по поводу решения специально разработанных задач, упражнений, учитывающих специфику предмета.
Задачи исследования
1. Проанализировать существующий в педагогической литературе опыт по формированию обществоведческого мышления.
2. Раскрыть сущность и особенности создания педагогических условий для формирования обществоведческого мышления (ОМ) учащихся старших классов, сконструировать и описать его понятийную матрицу.
3. Определить сущность понятия «социально-личностная компетентность», раскрыть содержание и функции ее составляющих, доказать, что обществоведческое мышление лежит в основе ее становления.
4. Модернизировать курс «Человек и общество», разработать методические средства (задачи, упражнения, тесты), в совокупности направленные на формирование ОМ в нашей интерпретации.
5. Разработать метрологический инструментарий, необходимый для отслеживания эффективности процесса формирования ОМ (критерии, показатели и уровни сформированности ОМ, систему диагностических заданий).
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют концептуальные положения формирования мышления, умственных способностей учащихся (Р.А. Атаханов, Г.А. Берулава, А.В. Брушлинский, П.Я. Гальперин, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); методологии и теории педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.М. Поташник и др.); теория обучения, разработки в области содержания образования (В.В. Давыдов, В.С. Леднев, М.Н. Скаткин и др.); личностно - деятельностный подход, изложенный в психолого-педагогических исследованиях (Б.Г. Ананьев, Н.А. Алексеев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Рубинштейн, В.В. Сериков и др.); педагогическая и методическая литература, раскрывающая теоретические и практические аспекты преподавания обществознания (М.Ю. Брандт, Л.Н. Боголюбов, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова, Е.А. Певцова, Н.Г. Суворова и др.).
Методы исследования. При решении задач исследования и проверки рабочей гипотезы использовался ряд взаимодополняющих общенаучных и педагогических методов.
1. Теоретические: анализ философской, научной, психолого¬педагогической и методической литературы; конкретизация понятий; моделирование, проектирование, обобщение, научное прогнозирование.
2. Эмпирические: метод экспертных оценок; опросно-диагностические методы, включающие анкетирование, тестирование, интервьюирование; обобщение собственного опыта и опыта передовых учителей; анализ результатов письменных самостоятельных, контрольных и творческих работ учащихся, опытно-экспериментальная работа.
3. Математические методы обработки результатов опытно¬экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ средние школы № 15, 37 г. Тюмени.
Исследование проводилось с 1997 по 2002 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе (1997- 1998 гг.) изучались философская и психолого¬педагогическая литература по общим и частным вопросам образования, закономерностям познавательной деятельности, специфике различных видов мышления и механизмов их формирования. В эти же сроки был систематизирован и конкретизирован терминологический аппарат, сформулирована рабочая гипотеза исследования.
На втором этапе (1999 - 2001 гг.) конструировалась структурная схема обществоведческого мышления; отрабатывалась технология формирования обществоведческого мышления, разрабатывались программа, схемы, таблицы, системы задач, упражнений и тестов по обществознанию для учащихся 10 - 11 классов; определялись критерии и уровни сформированности обществоведческого мышления; в процессе опытно-экспериментальной работы осуществлялась проверка эффективности избранной технологии.
На третьем этапе (2001-2002 гг.) обрабатывались, систематизировались, уточнялись выводы и результаты исследования; подготавливались методические пособия: «Основы современного обществознания в схемах, таблицах и комментариях», «Практикум по основам современного обществознания», «Тесты по обществознанию»; оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана системная трактовка понятия «обществоведческое мышление» (ОМ), раскрыты его компоненты: содержательный, представленный категориально - образным предметно-специфическим
опытом; операционально — деятельностный, представленный общими и специфическими приемами интеллектуальной и учебной деятельности, мотивационный и индивидуально-личностный.
2. Определен комплекс критериев, показатели и уровни сформированности обществоведческого мышления (фактологический, мыслительный, методологический и мировоззренческий).
3. Определена сущность и компоненты социально-личностной компетентности.
4. Проанализированы взаимосвязи между обществоведческим мышлением и социально-личностной компетентностью.
Теоретическая значимость определяется тем, что:
1. Выявлены сущность и структура обществоведческого мышления, сконструирована и описана его понятийная матрица.
2. Показана взаимосвязь обществоведческого мышления и социально¬личностной компетентности как основы технологии формирования адекватной социальным условиям жизнедеятельности человека.
3. Выявлено, что использование учебно-методического комплекса «Основы современного обществознания» повышает социально-личностную компетентность старших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Разработанный и апробированный учебно-методический комплекс «Основы современного обществознания» рекомендован Министерством образования РФ к внедрению в учебный процесс учреждений образования РФ.
2. Результаты исследования могут быть использованы в системе последипломного педагогического образования для совершенствования методологической и методической культуры преподавателей общественных дисциплин.
3. Опубликовано учебное пособие «Основы современного обществознания в тезисах, таблицах и комментариях».
На защиту выносятся следующие положения.
1. Педагогические условия формирования обществоведческого мышления у старшеклассников: личностно ориентированный и коммуникативно построенный учебный процесс, основанный на диалогичности, понимании, рефлексии, использовании специально разработанной системы проблемных задач и упражнений, текстов и тестов.
2. Комплекс критериев и показателей сформированности обществоведческого мышления: фактологический, мыслительный,методологический и мировоззренческий; диагностические задания и способы отслеживания результатов.
3. Результаты исследования по формированию обществоведческого мышления у старшекласников.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются согласованностью их с фундаментальными положениями психологии и дидактики; логической структурой исследования; выбором методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам работы; опорой на современные педагогические концепции; репрезентативностью выборок и опытно-экспериментальных данных; практической апробацией; внедрением результатов исследования в педагогическую практику.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое исследование проблемы формирования обществоведческого мышления и результаты, полученные в ходе опытно - экспериментальной работы, позволили нам сформулировать следующие выводы:
1. Все более активное включение России в общемировые политические, социально-экономические и культурные процессы, начало становления правового государства и гражданского общества ставит перед школой задачу формирования у своих воспитанников новой системы ценностей, которую можно определить как идеологию гражданского общества. Ее основу составляют уважение к национальным и универсальным ценностям, к человеческой личности, способность понимать и принимать свою и чужую культуру, объективно оценивать разнообразную информацию социального характера и на ее основе делать самостоятельный осмысленный выбор. Осознанное принятие учащимися этих ценностей станет возможным только в том случае, если у них будет сформировано обществоведческое мышление.
2. Обществоведческое мышление старшеклассника представляет собой обобщенное, комплексное и междисциплинарное описание социальной реальности, опирающееся на ее генетический и функциональный анализ в контексте прошлого - настоящего - будущего; умение творчески применять его для объяснения и прогнозирования явлений и процессов общественного развития; превращение сформированных знаний, убеждений и навыков в основу мотивов деятельности и поведения.
3. К критериям сформированности обществоведческого мышления учащихся старших классов необходимо отнести умение творчески применять полученные знания для объяснения и прогнозирования явлений и процессов общественного развития; способность к объективному анализу разноплановых общественных процессов; возможность адекватно и критически оценивать большие объемы разноплановой информации и воспринимать новые области знаний; многомерное самовосприятие; способность аксиологической оценки событий, явлений, процессов общественной жизни; умение давать объективную, обоснованную, критическую оценку собственным действиям и мыслям
4. Сформированное обществоведческое мышление является основой социально-личностной компетентности, которая представляет собой непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком социальных и личностных отношений, материальной и духовной культуры, овладение социальным опытом, осознание смысла различных сторон действительности, включая и собственного существования.
5. Результаты опытно - экспериментальной работы подтвердили,что процесс формирования обществоведческого мышления базируется на коммуникативной технологии, основанной на включении учащихся в совместную учебную деятельность; элементах проблемного обучения; диалоге, полилоге, деловых играх и учебных дискуссиях; коллективной рефлексии и самооценке; разработке специального, индивидуально-ориентированного дидактического материала; использовании нестандартных заданий; специально разработанных системах текстов, учебно-творческих задач, упражнений и тестов.
6. Нами было подготовлено и опубликовано учебное пособие «Основы современного обществознания в схемах, таблицах и комментариях», предназначенное для преподавателей и учащихся.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили, что сформулированные нами цели и задачи полностью реализованы, гипотеза диссертационного исследования подтверждена



1. Алексеев Н.А. Личносто-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. - Тюмень. : Изд-во ТОГИРРО,1996. -216 с.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / - Ш.А. Амонашвили.- М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.
4. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О.С. Анисимов. - М.: Экономика, 1991. - 416 с.
5. Атаханов Р.А. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Р.А. Атаханов. - Москва; Рига, 2000. - 208 с.
6. Баранов П.А. Некоторые подходы к проектированию учебных программ по обществознанию /П.А. Баранов //Обществознание в школе. - 1997. - №3. С. 57-61
7. Баранов П.А. Об уровне обществоведческой подготовки выпускников школ (итоги вступительных экзаменов в вуз) /П.А. Баранов, Г.В. Ежова //Обществознание в школе. - 1998. - №5. С. 26-31.
8. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростка / Г.А. Берулава.- Бийск: Научно-издательский центр Бийского пед. ин-та,1993.-240 с.
9. Батгервот Джордж. Принципы психологии развития. [Пер. с англ.] /Дж. Баттервот, М. Харрисе, М.: Когито-Центр, 2000. - 349 с.
10. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: Учеб, пособие для студ. пед. высш. учеб, заведений: В 2 ч. /Л.С. Бахмутова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 4.1. 352 с.
11. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: Учеб, пособие для студ. пед. высш. учеб, заведений: В 2 ч. / Л.С. Бахмутова. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 4.2. - 400 с.
12. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления / В.С. Безрукова.- Екатеринбург.: Альтернативная педагогика, 1996. - 94 с.
13. Белова Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач / Е.С. Белова //Вопросы психологии. - 1991.-№2. - С. 48-54
14. Бершадский М. Е. Интеллект или креативность? / М.Е. Бершадский //Народное образование. - 2000.- № 7. - С. 69-72
15. В.П. Беспечанский О формировании исторического мышления школьников /В.П. Беспечанский //Советская педагогика. - 1980.- №2 - С. 63-70
16. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. / Б.М. Бим-Бад. - М., 1994.- 36 с.
17. Боголюбов Л.Н. Школьное обществознание в 30 - 80-х годах/ Л.Н. Боголюбов // Обществознание в школе. - 1997 №.- 3.- С. 24 - 32
18. Боголюбов Л.Н. Обществоведческое образование в школе сегодня / Л.Н. Боголюбов // Обществознание в школе. - 1997.- №.12. С. 4 - 11
19. Боголюбов Л.Н. Урок в обществоведческом курсе / Л.Н. Боголюбов //Обществознание в школе.- 1998.- №2. - С. 27-32
20. Боголюбов Л.Н Базовые социальные компетентности в курсе обществознания / Л.Н. Боголюбов //История и обществознание в школе.- 2002.- № 9. - С. 22-33
21. Большой словарь иностранных слов / А.Ю. Москвин (сост)- М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф.: ООО «Помос», 2001. - 816 с.
22. Борзова Л.П. Игры на уроках истории: Метод, пособие для учителя /
Борзова М.: Изд-во В ЛАД ОС-ПРЕСС, 2001 - 160 с.
23. Бошев В.И.. Возрастные требования к разработке курса обществознания /В. Бошев, И.Фрумин //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2000. №1. - С.63-69
24. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. / Дж. Брунер М.: 1977. - 412 с.
25. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение /А.В. Брушлинский.- М.: Знание, 1983. - 96 с.
26. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / Брушлинский - М.: Издательство «Институт практической психологии: - Воронеж: НПО «Модек», 1996. - 392 с.
27. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология / Б.М.Величковский. М.: изд-во МГУ, 1982. - 336 с.
28. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстовой подход: Метод, пособие. /А.А. Вербицкий -М.: Высшая школа, 1991. -207 с.
29. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. /М. Вертгеймер.- М.: Педагогика, 1987.- 535 с.
30. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский.- Собр. соч. Т.
2. М.: Педагогика, 1982. - 361 с.
31. Выготский Л.С. Психология подростка. / Л.С. Выготский.- Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика. 1984. - 432 с.
32. Выпускные экзамены по обществознанию: опыт Москвы. Круглый стол // Обществознание в школе.- 1998.- №5. - С. 21-25
33. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Г.Г. Гадамер.- М.: Прогресс, 1988 - 699 с.
34. Гессен. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П.А. Алексеев. - С.И. Гессен. М.: «Школа-Пресс». -1995.-448 с.
35. Гольцова Т.Н. Модернизация образования как ступень развития культуры деятельности и личностная ориентация содержания образования / Т.Н. Гольцова //Модернизация системы подготовки специалистов на основе принципа культуросообразности. Тезисы областной научно-практической конференции. 21 ноября 2002 года. - Тюмень, 2002. - 95 с.
36. Гомезо М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. /М. Гомезо.- М., 1999.- 216 с.
37. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления как основа избирательности семантической активности /Е.И. Горбачева //Вопросы психологии.- 1999. - №3. С. 67-74
38. Граник Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник Г.Г., С.М. Бондаренко, М. С. Концевая. - М.: Педагогика, 1988. - 189 с.
39. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 564 с.
40. Гречко П. К. Обществознание для поступающих в вузы. Учебное пособие. / П.К. Гречко. М.: «Уникум - Центр» Издательство «Поматур», 1999. - 319 с.
41. Гуревич П. С. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / П.С. Гуревич.- М.: ЦГО, 1999. - 399 с.
42. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь - справочник / П.С. Гуревич.- М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 528 с.
43. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - / В.В. Давыдов.- М., Педагогика, 1986.-242 с.
44. Давыдов О.Е. Цели школьного образования /О.Е. Давыдов //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2000.- №2.- С.50-60
45. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. / Н.Г. Дайри.- М.: Просвещение, 1966 - 438 с.
46. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования /Под ред. В.С. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 1999.-264 с.
47. Дианова Р.И. Вступительный экзамен по обществознанию: опыт последних лет / Р.П. Дианова, М.Ю. Брандт // Обществознание в школе.- 1997.- №2. - С. 49-54
48. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». /Э.Д. Днепров.- М.: 1999. - 186 с.
49. Дружкова А.В. Шепров С.В. Методика преподавания обществознания. Метод, пособие для студентов ист. фак-тов пед. ин- тов / А.В. Дружкова, С.В. Шепров.- М.: «Просвещение», 1974. - 159 с.
50. Дружкова А.В., Методика преподавания обществознания в средней школе: Учеб, пособие для студентов ист. фак-тов пед. ин-тов. - / А.В. Дружкова.- М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
51. Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Обществознание /А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др.; М-во образования РФ. - М.: Просвещение, 2002. -160 с.
52. Загвязинская Н.М. Формирование экономической культуры учащихся сельских школ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.М. Загвязинская.- Тюмень, Изд-во ТОГИРРО, 2000. - 18 с.
53. Загвязнский В.И. Познавательные задания при изучении
54. Загвязинский В.И Познавательные задания при изучении истории СССР и обществознания/В.В. Загвязнский.- Тюмень, 1968. - 75 с.
55. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ. высш, пед учеб заведений. /В.В. Загвязнский, Р.А. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
56. Загвязнский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений В.В. Загвязнский. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
57. Задания и тесты по обществознанию: 8 класс / Л.Н. Боголюбов и др. - 2-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2001. - 160 с. («Преподавание истории и обществознания в школе» Библиотека журнала. Вып. 1.
4.1) 5
58. Задания и тесты по обществознанию: 9 класс / Л.Н. Боголюбов и др. - 2-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2001. - 128 с. («Преподавание истории и обществознания в школе» Библиотека журнала. Вып. 1.4.2) .
59. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у молодежи и школьников /А.З Зак .- М.: Педагогика, 1984,152 с.
60. Закон РФ об образовании //Бюллетень Комитета по высшей школе . - М., 1993. - №1. - С.1-43
61. Зарецкая И. Цель воспитания - личность, готовая к взаимодействию со средой /И. Зарецкая //Директор школы. - 2003. - №1. С.33-41
62. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании /Э.Ф. Зеер //Образование и наука. - 2000. -№3(5). - С. 90-102
63. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч-метод. пособие. /
Э.Ф. Зеер.- Екатеринбург, изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 245 с.
64. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. /И.Я. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 384 с.
65. Зинченко В.П. Наука о мышлении / В.П. Зинченко //Психологическая наука и образование.- 2002,- №1. - С. 5-19
66. Иванова Л.Ф. Личностно ориентированное обучение
обществознанию /Л.Ф. Иванова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2000.- №3.- С. 37- 47
67. Игровые методы прикладной социологии //Социология труда. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 276 с.
68. Икрамов Д.Ж. Теория и практика развития математической культуры школьников. Д.Ж. Икрамов.- Ташкент, 1987. - 127 с.
69. Ильенков Э.В. Дидактика и диалектика /Э.В. Ильенков // Вопросы философии. -1974.- №2. - С. 75-85
70. Ильин С.С. Васильев Т.И. Экономика: Справочник студента. - / С.С. Ильин С.С. Васильев Т.И. -М.: ООО «Издательство АСТ»; Филологическое общество «Слово», 2000. - 544 с.
71. Кабанова-Меллер Е. Я. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. —/ Е.Я. Кабанова- Меллер.- М., Просвещение. -1968. - 288 с.
72. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике: Учебное пособие для старшеклассников. - / А.П. Казаков. - М.: Общество «Знание» - ТОО ИнтелТех» - ООО «Менеджер», 1993. - 196 с.
73. Калинина Г. «Что вы не знаете о жизни» / Г. Калинина //Смена.- 2002 № 5 - С. 252-260
74. Калиновский Ю.И. Модернизация образования в таблицах и схемах. - /Ю.И. Калиновский,- Тюмень: Изд-во ТОГИРРО, 2002. - 32 с.
75. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости /З.И. Калмыкова.- М.: Педагогика, 1981,200 с.
76. Кинкулькин А.Т. Подготовка учителя к преподаванию общественных дисциплин / А.Т. Кинкулькин //Обществознание в школе. - 1997 Кв.- C. 27 - 34
77. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -/ М.Б. Кларин.- М.: Арена, 1994. - 222 с.
78. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с
79. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. - / Р. Кпацки.- М.: Мир, 1978.- 319 с
80. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие /М. Кле.- М., 1991.-176 с.
81. Клименко А. В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. - / А.В. Клименко, В. В., Румынина.- М.: Научно-технический центр «Университетский»: Рольф, 2000.-256 с.
82. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три парадигмы психологического воздействия / Г.А. Ковалев //Вопросы психологии. -1987.-№3,- С. 42-49
83. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш, и сред, пед. учеб, заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров М.: «Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
84. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблема формирования личности /М.: Педагогика, 1979. - 175 с.
85. Концепция обществоведческого образования в двенадцатилетней школе /Содержание образования в двенадцатилетней школе //Под ред. А.Ф. Киселева. -М.: «Изд-во Планета», 2000. - 142 с.
86. Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе 1999,- № 5 - С. 24-32, № 6. -С. 26- 33
87. Королькова Е.С. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание»: 8-9: Кн. для учителя /Е.С. Королькова, А.Ф. Никитин, Н.Г. Суворова. -М.: Просвещение, 2001. - 144 с.
88. Коротаева Е. Хочу, могу, умею? Обучение, погруженное в общение / Е. Коротаева . - М. - «КСП», 1997. - 24 с.
89. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории /М.В. Короткова. - М.: Изд-во ВЛАД ОС-ПРЕСС, 2001. - 256 с.
90. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс/ А.И. Кравченко. - М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово -РС», 2000.-176 с.
91. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. / А.И. Кравченко. - М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово -РС», 2000.-192 с.
92. Кравченко А.И «Обществознание. 10-11 классы», 2-е изд./ А.И. Кравченко М.: ТИД «Русское слово - РС», 2001. - 224 с.
93. Кравченко А. И. «Обществознание»: Справочное пособие для абитуриентов/А.И. Кравченко,. Т.П. Резникова.- М.: ООО «Торгово - издательский «Русское слово - РС», 2001. - 432 с.
94. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д, Феникс, 1998. - 512 с.
95. «Круглый стол»: Образование в меняющемся мире //Образование и наука. - 2001. - №2(8). - С. 156-179
96. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников /В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1968. - 420 с.
97. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя / С.Ю. Курганов.- М.: Просвещение, 1989. - 126 с.
98. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории /И.В. Кучерук //Преподавание истории в школе. -1989.- №4. - С. 37-42
99. Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики: Моногр. / А.Ю. Лазебникова.- М.: Школа-Пресс, 2000. - 160 с. - («Обществознание в школе», Библиотека журнала. Вып.7).
100. Лазебникова А.Ю.,. Уроки обществознания в 11 классе. Методическое пособие по курсу «Человек и общество». 2-е изд., исп. / А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. - М.: Дрофа, 2000. - 288 с.
101. Левитан К.М. Культура педагогического общения: Учебное пособие /К.М. Левитан. - Иркутск: Изд-во Иркут, ун-та, 1985. - 104 с.
102. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев.- М.: Просвещение, 1975.- 152 с.
103. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителя / И.Я. Лернер. - М., 1982. - 191 с.
104. Лернер И.Я.Философия дидактики и дидактика как философия / И.Я. Лернер.- М., 1995, 94 с.
105. Маркова А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. - М.,1999. -326 с.
106. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.М. Матюшкин.- М.: Педагогика, 1972. - 298 с.
107. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории /М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
108. Машкин Н.А. Обществознание: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. / Н.А. Машки, И.М. Рассолов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2001. - 432 с.
109. Международный ежегодник по технологии образования и обучения. - Лондон; Нью-Йорк, 1978 /цит. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2000. -240 с.
110. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч.
Ч. 1. 10 кл /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А. Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001.- 159 с.
111. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч.
Ч. 2 . 11 кл. /Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2001. - 191 с.
112. Милованова Н.Г., Прудаева В.Н. Модернизация российского образования в вопросах и ответах / Н.Г. Милованова, В.Н. Прудаева. - Тюмень, Издательство «Вектор Бук», 2002.- 30 с
113. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя /Л.М. Митина. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998,- 200 с.
114. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.М. Митина. - М.: Педагогика, 1994. -216 с.
115. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических и системы повышения квалификации педагогических кадров /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.
Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.
116. Норман Д. А. Знания и роль памяти /Д.А. Норман //Вопросы психологии. - 1979,- №4. - С. 155-161
117. Образцы заданий (измерителей) для проверки достижений требований к уровню подготовки средней (полной) школы по обществознанию И Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. - М.: Дрофа, 2000 80 с.
118. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие для поступающих в ВУЗы. - 2-е изд. - Брянск: Курсив, 2000. - 308 с.
119. Обществознание: 10-11: Метод, рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учеб, плана: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. -М,: Просвещение, 2001. - 109 с.
120. Обществознание. Пособие для абитуриентов /Под. ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. - М.: Рольф, 2001. -512 с.
121. Обществознание: Пособие для поступающих в вузы /В.В. Баранов, А.А. Дорская, В. Г. Зарубин и др; Под ред. В.В. Баранова. СПб: Изд- во РГГГУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 461 с
122. Обязательный минимум содержания обществоведческого образования. Примерная программа. Требования к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки //Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию /Сост. Л.Н. Боголюбов; Под ред. А.Ф. Киселева. - М.: Дрофа. - 2000 - 124 с.
123. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. В помощь учителю /Л.Т. Охитина.- М.: Просвещение, 1977. - 96с.
124. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: Книга для учителя.
125. Педагогическая энциклопедия. Т. 3 М.: Советская энциклопедия, 1966.- 485 с
126. А.В. Петров Какой будет Россия третьего тысячелетия: контекст образования / А.В. Петров // «Образование в Сибири» г. Барнаул, 2001, спецвыпуск, С.7-14
127. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность в обучении /П.И. Пидкасистый. - 1980. - 240 с.
128. Платонов К.К. Психология /К.К. Платонов.- М., 1977. - 247 с.
129. Познавательная активность в системе процессов памяти. М.: Педагогика, 1989. - 188 с.
130. Проблемы педагогической инноватики. Компетентностный подход: Материалы региональной научно-практической конференции (Под ред. к. п. н., доцента З.И. Колычевой. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2003. - 212 с.
131. Программа курса «Человек и общество»//Программы общеобразовательных учреждений. История и обществознание, 5-11 кл. - М., Просвещение, 2001 124 с.
132. Программно-методические материалы: Обществознание. 10-11 кл. /сост. Т.И. Тюляева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001 - 160 с
133. Проект федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта общего образования Ч. I Начальная школа. Основная школа. М. - 2002 - 305 с.
Ч. II Старшая школа М -2002 - 296 с.
134. Психологический словарь / Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.
135. Российская Педагогическая энциклопедия: В 2т. Т.2 М.: Большая Российская энциклопедия. - 1993. - 607 с.
136. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. Кн. для учителя /В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко. -М.: Просвещение, 1989. -238 с.
137. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 2000.-712 с.
138. Рутковская Е.Л. Некоторые результаты тестирования выпускников основной школы 1999 г. (По данным международного исследования «CIVIC») / Е.Л. Рутковская //Школьные технологии. - 2000.- №4. - С. 168-173
139. Самоукина Н.В. Организационно - обучающие игры в образовании Н.В. Самоукина,-М., 1996. - 126 с.
140. Саплина Е.В. Как сделать более эффективным урок истории /Е.В. Саплина //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002.- №7. - С. 36-38
141. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб, пособие /Г.К. Селевко.- М., Народное образование. 1998.- 256 с.
142. Сидоркин А С.. Диалог в воспитании: к постановке проблемы /А.С. Сидоркин А. // Педагогика. - 1996.- №2. - С. 48-53.
143. Словарь иностранных слов . - 14-еизд., испр. - М.: Рус. Яз., 1987. - 608 с.
144. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. Минск, Харвест, 1998 - 800 с.
145. Современная дидактика: теория - практике /Под научной ред. И.Я.. Лернера, И.К. Журавлева. М : Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. - 288 с.
146. Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: Современное слово, 2001, - 928 с.
147. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб, пособие для студ. высших учеб, заведений: В 2 ч /А.Т. Степанищев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 4.1- 304с.
148. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории / А.Т. Степанищев. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320с.
149. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения /Э. Стоуне - М., 1984. - 472 с.
150. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н.Ф. Талызина. - М.: МГУ, 1975. - 343 с.
151. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся /Н.Ф. Талызина. — М.: Знание, 1983. - 96 с.
152. Тихомиров О. К. Психология мышления./Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» /О.К. Тихомиров. - М.: Изд-во МГУ, 1984 - 270 с.
153. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения /А.В. Усова.- М.:Педагогика, 1986 - 173 с.
154. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С. Аверинцев,
Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: «Советская энциклопедия», 1989 - 815 с. с. 176
155. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М, 1997. - 576 с.
156. Философско-психологические проблемы развития образования /Под. ред. В.В. Давыдова. -М., 1981
157. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования /М.А. Холодная.- Томск: Изд-во Том. Ун-та; Москва: Изд-во «Барс»,1997. -392 с.
158. Хоффман И. Активная память /И. Хоффман. - М.: Прогресс, 1986, 310с.
159. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и
ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструировании образовательных стандартов
www.eidos.ru/news/compet-dis.htm, e-mail: info@eidos.ru".
160. Хьелл Л., Теория личности (Основные положения исследования и примеения) /Л. Хьелл, Д. Зиглер Д.. - СПб: Питер-Пресс, 1998. - 608 с.
161. Шапалов В.Н. Основы современного обществознания в тезисах, таблицах и комментариях. Учебное пособие для преподавателей, старшеклассников, абитуриентов, учащихся средних специальных и высших учебных заведений /В.Н. Шапалов. - Тюмень: ООО «Лаконика», ИЦ Александра Алалыкина, 2002. - 276 с.
162. Человек и общество: Учеб, пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - 3-е изд. дораб. - Просвещение, 1998. - 400 с.
163. Шепель В.М. Человеческая сущность управления (идеология управленческой деятельности)/В.М. Шепель //Народное образование.- 2000.-№9.-С.. 41-50
164. Шестакова Т.Д. Формирование предметно-специфического мышления при изучении дисциплин естественного цикла (на примере физике). Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /Т.Д. Шестакова. Тюмень, изд-во ТОГИРРО, 2001, 22 с.
165. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация. Учебное пособие /В.Д. Ширшов. - Екатеринбург, 2001. - 240 с.
166. Шишов С.Е. Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе /С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Российское педагогическое
агентство, 1998. - 354 с.
167. Щишов С.Е. Агапов И. Компетентностный подход к образованию /С.Е. Щишов, И. Агапов //Лучшие страницы педагогической прессы 2002.-№3.- С. 3-13
168. Щишов С., Агапов И. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость / С.Е. Щишов, И. Агапов //Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №2.- С. 58-62
169. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры /С.А. Шмаков,- М.: 1994, 124 с.
170. Шуркова Н.Е. Игровые методики /Н.Е. Шуркова. - М,:
«Педагогическое общество России», 2001. - с.
171. Энциклопедия профессионального образования: в-3 х т. /Под ред, С.Л. Батышева.- М., АПО. Т.З Р-Я-1999. - 488 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ