СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИЗОТОПИЯ «ЕДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА)
|
Введение 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИЗОТОПИИ «ЕДА»
1.1. Семантическая изотопия. Основные точки зрения. 12
1.2. Гносеологическая и онтологическая сущность семантической изотопии «еда». 18
1.2.1. Синхронный срез изучения семантической изотопии «еда» 24
1.3. Принципы анализа. 32
Выводы. 37
II. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИЗОТОПИИ «ЕДА»
2.1. Изотопия «еда» как семантическая категория. 40
2.2. Предметно-логическое содержание семантической изотопии «еда» 45
2.3. Фрагмент языковой картины мира, репрезентируемый семантической изотопией «еда». 56
2.5. Лингвокультурологический концепт ‘хлеб' как прототипический образ семантической изотопии «еда».
Выводы. 66
III. ТЕКСТОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИЗОТОПИИ «ЕДА»
3.1. Полевые элементы семантической изотопии «еда». 68
3.1.1. Метафорическое выражение семантической изотопии «еда» 81
3.2. Реализация семантической изотопии «еда» в событийном пространстве текста. 86
3.2.1. Структурная организация смысла семантической изотопии «еда» 104
3.3. Речевые жанры, активизирующиеся семантической изотопией «еда» 112
3.3.1. Словесный натюрморт. 114
3.3.2. Кулинарный рецепт. 127
3.3.3. Застолье, чаепитие, распивание спиртных напитков. 137
3.3.3.1. Типы диалога. 142
3.3.3.2. Ритуализованные формы речи. 158
Выводы. 163
Заключение 167
Список использованных источников 176
Словари 183
Список использованной литературы 184
Принятые сокращения 199
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИЗОТОПИИ «ЕДА»
1.1. Семантическая изотопия. Основные точки зрения. 12
1.2. Гносеологическая и онтологическая сущность семантической изотопии «еда». 18
1.2.1. Синхронный срез изучения семантической изотопии «еда» 24
1.3. Принципы анализа. 32
Выводы. 37
II. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИЗОТОПИИ «ЕДА»
2.1. Изотопия «еда» как семантическая категория. 40
2.2. Предметно-логическое содержание семантической изотопии «еда» 45
2.3. Фрагмент языковой картины мира, репрезентируемый семантической изотопией «еда». 56
2.5. Лингвокультурологический концепт ‘хлеб' как прототипический образ семантической изотопии «еда».
Выводы. 66
III. ТЕКСТОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИЗОТОПИИ «ЕДА»
3.1. Полевые элементы семантической изотопии «еда». 68
3.1.1. Метафорическое выражение семантической изотопии «еда» 81
3.2. Реализация семантической изотопии «еда» в событийном пространстве текста. 86
3.2.1. Структурная организация смысла семантической изотопии «еда» 104
3.3. Речевые жанры, активизирующиеся семантической изотопией «еда» 112
3.3.1. Словесный натюрморт. 114
3.3.2. Кулинарный рецепт. 127
3.3.3. Застолье, чаепитие, распивание спиртных напитков. 137
3.3.3.1. Типы диалога. 142
3.3.3.2. Ритуализованные формы речи. 158
Выводы. 163
Заключение 167
Список использованных источников 176
Словари 183
Список использованной литературы 184
Принятые сокращения 199
Диссертационная работа посвящена исследованию семантической изотопии еда (далее - СИЕ), ее функционированию в малой прозе 60-80-х годов ХХ века. Данное исследование - попытка интерпретации, осмысления отдельной культурной области бытия, ограниченной пространством художественного текста, когда текст понимается как событие и семиотическое, и лингвистическое, и коммуникативное, и культурологическое, и когнитивное. Отдельной предмет¬ной областью, способной быть объектом описания, является изотопия «еда». В жизненной действительности еда представляется как знак, как особая эйфорическая система со своим кодом, распредмечивание которого производится в составе художественного текста, где она выступает в виде темы, которая участвует в формировании макроструктуры (глубинная изотопия). Смыслопостроение единиц СИЕ производится на основе презумпции изотопии, благодаря чему репрезентируются функции СИЕ в речевом и сюжетном событии.
Актуальность исследования связана с тем, что проблемы лингвистики тек¬ста и процессов смыслопостроения выдвинулись в число приоритетных вопросов языкознания, благодаря которым идентифицируются соответствующие смыслы, участвующие в создании ценностного и эмоционального слоев текста в процессе восприятия. В связи с этим в центре внимания находятся этические концепты, которые вовлекаются в коммуникативное взаимодействие ценностных сознаний в составе художественного текста, поскольку этическое в художественном языке не просто «охватывает» язык, дискурс, идиостиль... но и составляет его сердцевину (Григорьев 2000). Ценностное содержание произведения гарантирует его художественную цельность, «единство напряжения, благо¬даря эффекту поляризации всех образов художественного мира» (Фуксон 1997, с. 22). Функциональные особенности СИЕ позволяют репрезентировать ситуации, способные отобразить поведение человека и постулировать вечные нравственные ценности, передающиеся из поколения в поколение и позволяющие ориентироваться в любом социальном пространстве. Соотношения, возникающие в структуре текста, проявляются и за рамками текста, когда устанавливаются диалогические отношения между автором и читателем, побуждая при
Гипотеза исследования основана на представлениях о структурно-содержательных свойствах художественного текста. СИЕ представлена в художественном пространстве малой прозы (рассказах и повестях) как содержа¬тельная единица, с помощью которой активизируются эмоциональные и ценностные компоненты, необходимые для создания целостности художественного текста.
Целью работы является рассмотрение СИЕ как особой содержательной единицы, установление основных принципов функционирования СИЕ в тексте.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
- теоретически обосновать явление семантической изотопии, установить понятийные корреляции в отечественной и зарубежной лингвистике;
- доказать, что явление бытовой жизни может служить объектом лингвистического исследования;
- выделить и описать основные составляющие категории «еда», характерные для исследуемого периода, т.е. периода 60-80 годов ХХ века;
- осуществить лингвокультурологическое описание фрагмента языковой картины мира и модели лингвокультурологической единицы - концепта;
- рассмотреть основные сюжетные события, в состав которых входит СИЕ и исследовать пути образования глубинных смыслов;
- определить основные принципы структурной организации смысла СИЕ;
- выявить основные функции семантической изотопии «еда» в тексте .
Объектом исследования является семантическая изотопия «еда» в художественных текстах 60-80-х годов ХХ века.
Предметом исследования являются лингвистические средства выражения изотопии «еда» и их функционирование в составе художественного текста. В центре находятся вопросы смыслопостроения, типологии, функций семантической изотопии «еда» в ткани художественных текстов.
Материалом исследования послужила сплошная выборка лексических единиц и коммуникативных блоков из рассказов и повестей писателей 60-80-х годов ХХ века (121 рассказ, 16 повестей, включающих 1900 лексических единиц и 82 коммуникативных блока). Для анализа привлекались тексты как широкоизвестных, так и малоизвестных авторов, использующие в заглавии лексические единицы из СИЕ (К.И. Абатуров, М.И. Алексеева, Е.П. Богданов, А. Борщаговский, С.А. Воронин, М. Н. Голуб, В.Л. Грузин, Д. Гранин, В. Драгун¬ский, В. Егоров, С. Залыгин, Ф. Искандер, Ю. Казаков, Ф. Кантор, Б. Каченовский, А. Ким, Р. Киреев, Б. Кириенко, В. Комлев, Г. Комраков, М. Красавицкая, Б. Лавров, В. Насущенко, Е. Носов, Н. Носов, Н. Петрунина, Р. Погодин, М. Рощин, А. Юфит и др.), и произведения, в заглавии которых вышеуказанные единицы отсутствуют (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Белов, Ю. На¬гибин, В. Шукшин, А. Яшин). Для определения когерентности СИЕ в социаль¬ной и культурной среде 60-80 годов ХХ века использовались публицистические тексты С. Проскурина, И. Золотусского, Ю. Трифонова, Ф. Абрамова и др.
Методология исследования.
В работе используется комплексный функциональный анализ, связанный с изучением СИЕ в составе художественного произведения, с ее способностью выполнять интегрирующую и дискретную функции, что дает возможность понимать СИЕ как смысл. Применяется компонентный, контекстуальный и дис¬курсивный анализ, оппозиционный анализ, описательный метод, методы когнитивной лингвистики.
Методы семного и когнитивного анализа позволяют выделять в тексте мельчайшие элементы (семы) в составе текста и направлять их на создание единого концептуального смысла. Они же помогают репрезентировать более объемные образования на глубинном уровне - темы (глубинной изотопии), позволяя учитывать «сложные ментальные схемы и сценарии, организующие социальные и политические знания» (Дейк 1989, с. 134) .
Теоретической основой исследования служит понятие изотопии, введенное в шестидесятых годах ХХ века Греймасом и продолжающее развиваться во французской лингвистике (Ф. Растье, М. Арриве, Катрин Кербра и др.), в немецкой (Агрикола), в отечественной лингвистике в трудах Н. Николаевой, И. Арнольд, К.Э. Штайн. Поскольку СИЕ относится к культурным знакам, то она
В разработке категориального аппарата, построении лингвокультурологи-ческих полей используются разработки В.В. Воробьева, О.А. Михайловой, при описании концепта и этнокультурного фрагмента языковой картины мира - Ю.С. Степанова, Д.С. Лихачева, В.И. Карасика. Анализ СИЕ ведется в рамках исследований лингвистики текста (И.Р. Гальперин, М.Я. Дымарский, К.Э. Штайн, О.И. Москальская, Т. В. Матвеева, H. Dry), стилистики текста (И. В. Арнольд, М.Н. Кожина, В.В. Одинцов), интерпретации текста (В.А. Кухаренко, В.З. Демьянков, К.А. Долинин, M. Langleben). Выявление смысла лексической единицы, текстового фрагмента или всего текста производится на основе теоре¬тико-лингвистического анализа, опирающегося на когнитивный анализ в работах Г.И. Богина, Н.И. Колодиной, А.И. Новикова, А.А. Леонтьева, А.А. Залев- ской. Ценностные аспекты СИЕ выявляются на основе коммуникативного взаимодействия двух ценностных субъектов, получивших описание в трудах Айера, Хэара, Ноуэлла-Смита, Е. Вольф, М. Бахтина, Н.Н. Арутюновой. Жан¬ровое своеобразие речи персонажей в ритуализованных действий выявляется согласно теоретической концепции М.М. Бахтина, Дж. Серля, В.В. Дементьева, К.Ф. Седова, В.И. Карасика. Построение схемы ритуализованного действия производится с опорой на работы Е. Монич, В.И. Карасика.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые подвергнута многоаспектному комплексному анализу отдельная культурная область - се-мантическая изотопия «еда». СИЕ рассматривается как целостная смысловая структура, принимающая участие в организации художественного текста, находящаяся в рамках эпистемы определенного периода и способная отображать пространственно-временной континуум. Реализуясь в тексте в виде лексических единиц (далее - ЛЕ) или соответствующих речевых жанров, СИЕ искусственно варьируется в различных сознаниях в рамках какого-то события, участвует в образовании смыслов, вследствие чего мы наблюдаем эквивалентность двух разных систем. СИЕ находится в определенном событийном отношении к ценностному сознанию, т.е. с ее помощью может создаваться коммуникативное
В исследовании СИЕ представлена как тема, которая является частью ткани произведения и взаимодействует с другими изотопиями, участвует в построении композиционной и смысловой структуры текста, так, что произведение литературы открывается как поле смысловой многослойности. Это бесконечная смысловая глубина создает разомкнутость в пространство культурной традиции, поскольку активизация смыслов осуществляется на основе базовых знаний обо всем континууме изучаемого периода (60-80-е годы ХХ века). Совокупность всех смысловых характеристик позволяет говорить о СИЕ как об особом дискурсе, отражающем деятельность человека в окружающем мире. Кроме то¬го, с помощью СИЕ активизируются ритуализованные действия и речевые жанры (далее - РЖ), способные отразить культурные явления своего времени, а автору создать особую тональность текста как средство воздействия на читателя.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выработана методика анализа одной семантической изотопии, которая может способствовать формированию адекватных научных представлений о различных явлениях культуры. Семантическая изотопия «еда» выявляется в ткани текста и при взаимодействии с другими изотопиями влияет на образование смысловых структур, представленных в виде мельчайших единиц (сем), которые объединяются и образуют тему (глубинную изотопию). Смыслопостроение в структуре текста производится с помощью смыслов-оценок состояния, события, перцептивных характеристик, находящихся в прямой зависимости от ценностных сознаний, репрезентирующихся в тексте (ближний контекст) и пространственно-временного континуума (дальний контекст). Результатом понимания становятся смыслы, выявляемые в художественном произведении на поверхностном (текстообразование) и глубинном (смыслообразование) уровнях и сохраняемые в памяти реципиента. В диссертации устанавливается соотношение между функциональными особенностями изотопии и типологией смысловых компонентов, а также принципы создания целостности текста на основе эмоциональных и ценностных компонентов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. СИЕ является органической частью художественного текста, способной оттенять и дополнять сюжетное событие в тексте культурно-историческими элементами, необходимыми для создания достоверности художественного изображения. Основные формально-структурные категории текста, такие как сегментация, дают возможность рассматривать совокупность сегментов разных текстов, объединенных одной темой (темой еды), как единый дискурс со свои¬ми социокультурными особенностями, - в этом случае при определении семантики единиц можно говорить о презумпции изотопии.
2. СИЕ выступает как объемная семантическая категория, включающая в свой состав большое количество лексических единиц, которые являются частью художественного текста и вступают в семантические, синтаксические и смысловые связи. В текстовом пространстве с помощью СИЕ репрезентируются речевые жанры, эксплицирующие необходимые компоненты для создания целостности текста.
3. Поскольку в современной науке наблюдается взаимодействие между культурой, семантикой, историей, при анализе изотопии «еда» выделяются прототипические элементы: концепт ‘хлеб' и изотопии ‘вареное', ‘печеное', не-обходимые для описания фрагмента языковой картины мира.
4. СИЕ в художественном тексте выступает как тема, основная функция которой состоит в том, чтобы способствовать выявлению глубинных изотопий. В художественном тексте СИЕ находится в событийном отношении к ценностному сознанию, т.е. она выступает составной частью сюжетного и речевого события и участвует в образовании мельчайших элементов смысла, формирующих затем тему на глубинном уровне текста.
5. Устанавливается взаимозависимость функциональных особенностей СИЕ и типологии смысловых компонентов. Этическая функция проявляется в тех
случаях, когда СИЕ является частью события и выступает мотивом поступка, формирующим смыслы-оценки события, состояния героя, участвующим в по-строении социальной и ценностной картины мира. Гедонистическая функция репрезентируется посредством эмоционально-экспрессивных компонентов, когда элементы изотопии выступают в роли детали или обрамляют событие, что позволяет создать единую тональность текста.
6. Художественный текст представляет собой сложное переплетение раз¬личных сознаний, что позволяет при определении структурной организации лексических единиц СИЕ наблюдать тенденцию к слиянию признаков, уплотнению сознания и восприятию лексических единиц СИЕ как символических.
7. СИЕ может быть представлена как изображение, технологический процесс, процесс употребления, что находит отражение в соответствующих речевых жанрах. Изображение репрезентирует речевой жанр словесного натюрморта, технологический процесс - кулинарного рецепта, употребление - застолья. Застолье и приготовление рассматриваются как сложные РЖ - ритуализованные речевые действия, имеющие в своем составе ряд простых РЖ и выстроенные по определенной схеме (в исследовании представлены как скрипты). Словесный натюрморт и кулинарный рецепт рассматриваются как простые речевые жанры. Все они способны участвовать в создании экспрессивности текста как основной формы воздействия на читателя.
8. Взаимодействие разных семиотических систем наблюдается при сопоставлении речевых жанров: рецепта в художественном произведении и словесного натюрморта - с кулинарным рецептом и живописным натюрмортом, которые имеют общие черты и различия.
9. СИЕ участвует в создании целостности текста за счет репрезентации оценочных и эмоционально-экспрессивных признаков.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских курсах по изучению лексикологии, се¬мантики и стилистики русского языка, курсах культурологии, психолингвисти¬ки, на уроках литературы в общеобразовательной школе, посвященных про¬блемам анализа художественного текста.
Апробация диссертационного исследования проводилась в форме докла¬дов и выступлений на Международных конференциях: «Проблемы концептуа¬лизации действительности и моделирования языковой картины мира», ПГУ, 2002; «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка как ино¬странного», РГПУ, 2002; «Антропологическая парадигма в филологии», СГУ, 2003; Региональной научно-практической конференции г. Ставрополь, СГУ, 2002; Ежегодных научных конференциях «Наука - региону», СГУ, 2000 - 2003. По теме диссертации опубликованы шесть статей.
Актуальность исследования связана с тем, что проблемы лингвистики тек¬ста и процессов смыслопостроения выдвинулись в число приоритетных вопросов языкознания, благодаря которым идентифицируются соответствующие смыслы, участвующие в создании ценностного и эмоционального слоев текста в процессе восприятия. В связи с этим в центре внимания находятся этические концепты, которые вовлекаются в коммуникативное взаимодействие ценностных сознаний в составе художественного текста, поскольку этическое в художественном языке не просто «охватывает» язык, дискурс, идиостиль... но и составляет его сердцевину (Григорьев 2000). Ценностное содержание произведения гарантирует его художественную цельность, «единство напряжения, благо¬даря эффекту поляризации всех образов художественного мира» (Фуксон 1997, с. 22). Функциональные особенности СИЕ позволяют репрезентировать ситуации, способные отобразить поведение человека и постулировать вечные нравственные ценности, передающиеся из поколения в поколение и позволяющие ориентироваться в любом социальном пространстве. Соотношения, возникающие в структуре текста, проявляются и за рамками текста, когда устанавливаются диалогические отношения между автором и читателем, побуждая при
Гипотеза исследования основана на представлениях о структурно-содержательных свойствах художественного текста. СИЕ представлена в художественном пространстве малой прозы (рассказах и повестях) как содержа¬тельная единица, с помощью которой активизируются эмоциональные и ценностные компоненты, необходимые для создания целостности художественного текста.
Целью работы является рассмотрение СИЕ как особой содержательной единицы, установление основных принципов функционирования СИЕ в тексте.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
- теоретически обосновать явление семантической изотопии, установить понятийные корреляции в отечественной и зарубежной лингвистике;
- доказать, что явление бытовой жизни может служить объектом лингвистического исследования;
- выделить и описать основные составляющие категории «еда», характерные для исследуемого периода, т.е. периода 60-80 годов ХХ века;
- осуществить лингвокультурологическое описание фрагмента языковой картины мира и модели лингвокультурологической единицы - концепта;
- рассмотреть основные сюжетные события, в состав которых входит СИЕ и исследовать пути образования глубинных смыслов;
- определить основные принципы структурной организации смысла СИЕ;
- выявить основные функции семантической изотопии «еда» в тексте .
Объектом исследования является семантическая изотопия «еда» в художественных текстах 60-80-х годов ХХ века.
Предметом исследования являются лингвистические средства выражения изотопии «еда» и их функционирование в составе художественного текста. В центре находятся вопросы смыслопостроения, типологии, функций семантической изотопии «еда» в ткани художественных текстов.
Материалом исследования послужила сплошная выборка лексических единиц и коммуникативных блоков из рассказов и повестей писателей 60-80-х годов ХХ века (121 рассказ, 16 повестей, включающих 1900 лексических единиц и 82 коммуникативных блока). Для анализа привлекались тексты как широкоизвестных, так и малоизвестных авторов, использующие в заглавии лексические единицы из СИЕ (К.И. Абатуров, М.И. Алексеева, Е.П. Богданов, А. Борщаговский, С.А. Воронин, М. Н. Голуб, В.Л. Грузин, Д. Гранин, В. Драгун¬ский, В. Егоров, С. Залыгин, Ф. Искандер, Ю. Казаков, Ф. Кантор, Б. Каченовский, А. Ким, Р. Киреев, Б. Кириенко, В. Комлев, Г. Комраков, М. Красавицкая, Б. Лавров, В. Насущенко, Е. Носов, Н. Носов, Н. Петрунина, Р. Погодин, М. Рощин, А. Юфит и др.), и произведения, в заглавии которых вышеуказанные единицы отсутствуют (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Белов, Ю. На¬гибин, В. Шукшин, А. Яшин). Для определения когерентности СИЕ в социаль¬ной и культурной среде 60-80 годов ХХ века использовались публицистические тексты С. Проскурина, И. Золотусского, Ю. Трифонова, Ф. Абрамова и др.
Методология исследования.
В работе используется комплексный функциональный анализ, связанный с изучением СИЕ в составе художественного произведения, с ее способностью выполнять интегрирующую и дискретную функции, что дает возможность понимать СИЕ как смысл. Применяется компонентный, контекстуальный и дис¬курсивный анализ, оппозиционный анализ, описательный метод, методы когнитивной лингвистики.
Методы семного и когнитивного анализа позволяют выделять в тексте мельчайшие элементы (семы) в составе текста и направлять их на создание единого концептуального смысла. Они же помогают репрезентировать более объемные образования на глубинном уровне - темы (глубинной изотопии), позволяя учитывать «сложные ментальные схемы и сценарии, организующие социальные и политические знания» (Дейк 1989, с. 134) .
Теоретической основой исследования служит понятие изотопии, введенное в шестидесятых годах ХХ века Греймасом и продолжающее развиваться во французской лингвистике (Ф. Растье, М. Арриве, Катрин Кербра и др.), в немецкой (Агрикола), в отечественной лингвистике в трудах Н. Николаевой, И. Арнольд, К.Э. Штайн. Поскольку СИЕ относится к культурным знакам, то она
В разработке категориального аппарата, построении лингвокультурологи-ческих полей используются разработки В.В. Воробьева, О.А. Михайловой, при описании концепта и этнокультурного фрагмента языковой картины мира - Ю.С. Степанова, Д.С. Лихачева, В.И. Карасика. Анализ СИЕ ведется в рамках исследований лингвистики текста (И.Р. Гальперин, М.Я. Дымарский, К.Э. Штайн, О.И. Москальская, Т. В. Матвеева, H. Dry), стилистики текста (И. В. Арнольд, М.Н. Кожина, В.В. Одинцов), интерпретации текста (В.А. Кухаренко, В.З. Демьянков, К.А. Долинин, M. Langleben). Выявление смысла лексической единицы, текстового фрагмента или всего текста производится на основе теоре¬тико-лингвистического анализа, опирающегося на когнитивный анализ в работах Г.И. Богина, Н.И. Колодиной, А.И. Новикова, А.А. Леонтьева, А.А. Залев- ской. Ценностные аспекты СИЕ выявляются на основе коммуникативного взаимодействия двух ценностных субъектов, получивших описание в трудах Айера, Хэара, Ноуэлла-Смита, Е. Вольф, М. Бахтина, Н.Н. Арутюновой. Жан¬ровое своеобразие речи персонажей в ритуализованных действий выявляется согласно теоретической концепции М.М. Бахтина, Дж. Серля, В.В. Дементьева, К.Ф. Седова, В.И. Карасика. Построение схемы ритуализованного действия производится с опорой на работы Е. Монич, В.И. Карасика.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые подвергнута многоаспектному комплексному анализу отдельная культурная область - се-мантическая изотопия «еда». СИЕ рассматривается как целостная смысловая структура, принимающая участие в организации художественного текста, находящаяся в рамках эпистемы определенного периода и способная отображать пространственно-временной континуум. Реализуясь в тексте в виде лексических единиц (далее - ЛЕ) или соответствующих речевых жанров, СИЕ искусственно варьируется в различных сознаниях в рамках какого-то события, участвует в образовании смыслов, вследствие чего мы наблюдаем эквивалентность двух разных систем. СИЕ находится в определенном событийном отношении к ценностному сознанию, т.е. с ее помощью может создаваться коммуникативное
В исследовании СИЕ представлена как тема, которая является частью ткани произведения и взаимодействует с другими изотопиями, участвует в построении композиционной и смысловой структуры текста, так, что произведение литературы открывается как поле смысловой многослойности. Это бесконечная смысловая глубина создает разомкнутость в пространство культурной традиции, поскольку активизация смыслов осуществляется на основе базовых знаний обо всем континууме изучаемого периода (60-80-е годы ХХ века). Совокупность всех смысловых характеристик позволяет говорить о СИЕ как об особом дискурсе, отражающем деятельность человека в окружающем мире. Кроме то¬го, с помощью СИЕ активизируются ритуализованные действия и речевые жанры (далее - РЖ), способные отразить культурные явления своего времени, а автору создать особую тональность текста как средство воздействия на читателя.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выработана методика анализа одной семантической изотопии, которая может способствовать формированию адекватных научных представлений о различных явлениях культуры. Семантическая изотопия «еда» выявляется в ткани текста и при взаимодействии с другими изотопиями влияет на образование смысловых структур, представленных в виде мельчайших единиц (сем), которые объединяются и образуют тему (глубинную изотопию). Смыслопостроение в структуре текста производится с помощью смыслов-оценок состояния, события, перцептивных характеристик, находящихся в прямой зависимости от ценностных сознаний, репрезентирующихся в тексте (ближний контекст) и пространственно-временного континуума (дальний контекст). Результатом понимания становятся смыслы, выявляемые в художественном произведении на поверхностном (текстообразование) и глубинном (смыслообразование) уровнях и сохраняемые в памяти реципиента. В диссертации устанавливается соотношение между функциональными особенностями изотопии и типологией смысловых компонентов, а также принципы создания целостности текста на основе эмоциональных и ценностных компонентов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. СИЕ является органической частью художественного текста, способной оттенять и дополнять сюжетное событие в тексте культурно-историческими элементами, необходимыми для создания достоверности художественного изображения. Основные формально-структурные категории текста, такие как сегментация, дают возможность рассматривать совокупность сегментов разных текстов, объединенных одной темой (темой еды), как единый дискурс со свои¬ми социокультурными особенностями, - в этом случае при определении семантики единиц можно говорить о презумпции изотопии.
2. СИЕ выступает как объемная семантическая категория, включающая в свой состав большое количество лексических единиц, которые являются частью художественного текста и вступают в семантические, синтаксические и смысловые связи. В текстовом пространстве с помощью СИЕ репрезентируются речевые жанры, эксплицирующие необходимые компоненты для создания целостности текста.
3. Поскольку в современной науке наблюдается взаимодействие между культурой, семантикой, историей, при анализе изотопии «еда» выделяются прототипические элементы: концепт ‘хлеб' и изотопии ‘вареное', ‘печеное', не-обходимые для описания фрагмента языковой картины мира.
4. СИЕ в художественном тексте выступает как тема, основная функция которой состоит в том, чтобы способствовать выявлению глубинных изотопий. В художественном тексте СИЕ находится в событийном отношении к ценностному сознанию, т.е. она выступает составной частью сюжетного и речевого события и участвует в образовании мельчайших элементов смысла, формирующих затем тему на глубинном уровне текста.
5. Устанавливается взаимозависимость функциональных особенностей СИЕ и типологии смысловых компонентов. Этическая функция проявляется в тех
случаях, когда СИЕ является частью события и выступает мотивом поступка, формирующим смыслы-оценки события, состояния героя, участвующим в по-строении социальной и ценностной картины мира. Гедонистическая функция репрезентируется посредством эмоционально-экспрессивных компонентов, когда элементы изотопии выступают в роли детали или обрамляют событие, что позволяет создать единую тональность текста.
6. Художественный текст представляет собой сложное переплетение раз¬личных сознаний, что позволяет при определении структурной организации лексических единиц СИЕ наблюдать тенденцию к слиянию признаков, уплотнению сознания и восприятию лексических единиц СИЕ как символических.
7. СИЕ может быть представлена как изображение, технологический процесс, процесс употребления, что находит отражение в соответствующих речевых жанрах. Изображение репрезентирует речевой жанр словесного натюрморта, технологический процесс - кулинарного рецепта, употребление - застолья. Застолье и приготовление рассматриваются как сложные РЖ - ритуализованные речевые действия, имеющие в своем составе ряд простых РЖ и выстроенные по определенной схеме (в исследовании представлены как скрипты). Словесный натюрморт и кулинарный рецепт рассматриваются как простые речевые жанры. Все они способны участвовать в создании экспрессивности текста как основной формы воздействия на читателя.
8. Взаимодействие разных семиотических систем наблюдается при сопоставлении речевых жанров: рецепта в художественном произведении и словесного натюрморта - с кулинарным рецептом и живописным натюрмортом, которые имеют общие черты и различия.
9. СИЕ участвует в создании целостности текста за счет репрезентации оценочных и эмоционально-экспрессивных признаков.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских курсах по изучению лексикологии, се¬мантики и стилистики русского языка, курсах культурологии, психолингвисти¬ки, на уроках литературы в общеобразовательной школе, посвященных про¬блемам анализа художественного текста.
Апробация диссертационного исследования проводилась в форме докла¬дов и выступлений на Международных конференциях: «Проблемы концептуа¬лизации действительности и моделирования языковой картины мира», ПГУ, 2002; «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка как ино¬странного», РГПУ, 2002; «Антропологическая парадигма в филологии», СГУ, 2003; Региональной научно-практической конференции г. Ставрополь, СГУ, 2002; Ежегодных научных конференциях «Наука - региону», СГУ, 2000 - 2003. По теме диссертации опубликованы шесть статей.
Понятие семантической изотопии было введено в лингвистику А. - Ж. Греймасом и использовалось для исследования нарратива. Понимание этого термина в лингвистике неоднозначное, оно объединяет различные определения и толкования. Оно использовалось в зарубежной лингвистике в трудах Э. Агриколы, М. Арриве, В. Дресслера, Ф. Растье, З.И. Шмидт и других исследователей. В отечественном языкознании под семантической изотопией понимается непрерывное отображение семантических блоков, разные части которого характеризуются наличием инвариантного значения (Штайн 1996). Семантическая изотопия строится на принципах избыточности, которая обеспечивает распределение смыслов в речевой цепи за счет наличия итеративных (повторяющихся) сем.
СИЕ представляет собой отдельную область «пространственно¬временного континуума» и служит необходимым звеном в процессе интерпретации текстов. СИЕ состоит из ряда элементов, входящих в состав художественного целого и репрезентирующих определенные смыслы, которые находятся во взаимодействии и позволяют достичь единого прочтения текста. Т.е. СИЕ выступает как закрытая объемная семантическая (состоящая из номинативных и предикативных единиц) система, раскрывающаяся в художественном тексте и получающая определенные смыслы, способные сконструировать представления о современности.
В текстовом пространстве СИЕ выступает в роли темы, которая наряду с другими структурами включается в эпистему определенного исторического периода. Тема еды органично входит в череду решаемых искусством 60-80 годов проблем. Она становится частью описания бытовой сферы общества того времени, которая со временем сама становится формой существования искусства (Кнабе 1989). На фоне бытовой жизни общества разворачиваются этические конфликты, находящие отражение в художественном творчестве писателей: в рассказах, повестях, публицистике, письмах.
Функционирование в различных типах текстов дает основания рассматривать ее как «единый феномен, данный нам в целостности, и говорить о том, что смыслы актуализуются по презумпции изотопии. Действие презумпции изотопии состоит в том, что все тексты определенного периода осознаются как единое целое и какими бы разнообразными ни были смыслы, возникшие в на¬шей мысли, они все понимаются нами как органическая часть единого дискурса (под дискурсом понимается группа текстов). То есть мы можем предполагать, что СИЕ, представляя собой единое целое, сформированное в рамках человеческой культуры, может задавать целый пучок дальнейших значений, а его собственный глубинный смысл откроется только после осмысления всего произведения. По презумпции изотопии устанавливается круг текстов в которых СИЕ функционально значима, т.е. способна участвовать в образовании единого про¬чтения текста и устанавливать смыслы: детская литература (А. Давыдов «На камбузе», В. Драгунский «Рыцари», «Далекая Шура», Н. Носов «Мишкина ка¬ша»); литература воспоминаний (В. Комлев «Лепешка», М. Коробейников «За молоком для Саньки», И. Лавров «Вишневый пирог»); военная литература полностью посвящена теме войны, когда еда наделяется статусом хранителя, источника жизни (М. Голуб «Шляхом неведомым», В. Астафьев «Макаронина», Д. Гусаров «Банка консервов»); литература о современности 60-80-х годов (С. Залыгин «Блины», К. Абатуров «Липовый мед», Ф. Абрамов «Пелагея», «Аль¬ка», В. Егоров «Маринованное мясо «ке»).
Лексические единицы, входящие в СИЕ имеют двойственную природу, они что-то значат и для чего-то служат, у вещи всегда есть смысл, который не покрывается ее применением (Барт 2003). Поэтому любая номинативная единица представлена как имеющая денотативное и коннотативное значение. Денотативное значение тесно связано с фреймовой реализацией способ приготовления (а) глаголы приготовления чего-либо, б) глаголы приготовления впрок), визуальные характеристики (форма, цвет, размер, запах, вкус, слух), способ употребления (а) отнесенность к определенному классу, б) количество еды, в) ролевые функции). Все вышеперечисленные единицы, образующие СИЕ и репрезентирующие особенности познавательного опыта конкретного этноса и черты его материальной и духовной культуры.
Благодаря этим составляющим СИЕ рассматривается как семантическая категория, которая имеет родовые изотопии: естественное, кушанья, напитки и видовые изотопии: овощи, фрукты, ягоды, моченое, печеное, соленое, вареное, жареное, квашеное, алкогольные, безалкогольные. Каждая видовая изотопия представлена рядом концептов. Категория СИЕ со всем ее лексическим наполнением (понятия, признаки, действия), сконструированная на основе семантико-тематического сходства представляет собой тезаурус, который выражает сущность еды как жизнеобеспечивающего и жизненно необходимого явления. Категория, отражающая денотативные признаки, инертна, замкнута в себе, индифферентна, но именно это «конкретное разнообразие, которое дается природой и которое культура, завладевая им посредством видового утверждения, де¬лает интеллигибельным» (Барт 2003, с. 65).
Коннотативное значение устанавливается исходя из контекста, из способности СИЕ быть частью ситуации, т.е. человеческой коммуникации, а эта коммуникация представляет некоторую систему значений, выявляемую на основе синтагматических и парадигматических связей. На основе первого типа отношений репрезентируются два семиотических поля: ‘еда' и ‘человек', критерия¬ми вычленения которых является избыточный компонент и ментальный опыт человека.
При доминировании поля ‘еда' описываются свойства еды, исходя из ее положительного воздействия на человека: ‘целебные', ‘апотропеические' свойства. Если репрезентируется поле ‘человек', то активизируются некоторые человеческие качества: ‘трудолюбие', ‘отзывчивость', ‘гостеприимство'. Кроме то¬го, в каждом классе преобладают определенные признаки, характеризующие человека. Класс ‘естественное' характеризует внешние данные человека, для русского обыденного самосознания эти характеристики воспроизводятся толь¬ко для женского пола.
Особую роль играют метафорические выражения, выступающие в роли речевого шва и представленных в виде «игры многочисленных изотопий, на-слоенных друг на друга и соперничающих друг с другом» (Рикер 1995, с. 120). Высказывания с элементами СИЕ входят в состав фрейма ‘психологическое со-стояние', ‘деятельность и обстоятельства'. Но СИЕ сама себя и определяет: в пословице облекается в иронико-эмфатическую форму, в ХТ обладает интенциональностью, является частью события, где приобретает статус живого существа, и ее уподобляют справедливому судье («мучителю»), могущественному властителю, обладающему большим количеством достоинств и т.д.
На основе сопоставления или установления отношений между количеством номинативных единиц и структурой (наполняемостью фреймов), с учетом некоторых этнографических составляющих: а) географического положения страны (плодородные почвы и мягкий климат определили земледельческий вид деятельности); б) особенностей русской печи (определили приемы тепловой обработки), относительно номинативных, предикативных и признаковых еди¬ниц с семантикой «пища» и включения их в состав определенных событий можно выделить наиболее релевантные для данной культуры изотопии ‘вареное' и ‘печеное', поскольку «семантика коррелирует со структурой мышления и способом познания внешнего мира у того или иного народа» (Михайлова 1998, с. 135). ЛЕ не только значат то, что заключено в словаре, но и способны образовывать другие структуры, находящиеся в сфере социологии и культуры, в частности изотопии ‘вареное' и ‘печеное' отражают социальные процессы напрямую связанные с жизнью человека (черный хлеб - каравай), с культурны¬ми традициями народа (каравай, куличи, веснянки), этническими особенностями (ватрушки, шаньги, пряглы).
напитков), последнее в тексте получает статус сюжетного события. Ритуализованные действия застолья, чаепития, распивание спиртных напитков являются органической частью текста, часто выполняя роль смысловой рамки. Они вы-ступают в виде скриптов и строятся по определенной схеме: 1) еда, 2) разговор,3) танцы, 4) песни, 5) тосты. Перечень этих признаков может не полностью присутствовать при описании действий. Особое внимание уделяется тонально¬сти беседы, так как для застолья характерны веселье, песни, танцы, для чаепития - покой, погруженность в собственные переживания. Интонации, присущие этим ритуализованным действиям «проникают во все содержательные моменты мысли, эмоционально- волевой тон обтекает все смысловое содержание мысли» (М. Бахтин). С начала и до конца действия участники находятся на сцене, естественно, что в этом случае «повышается семиотичность поведения», значимы¬ми становятся все речи и жесты участвующих в застолье. Исходя из замысла автора и целостности ХТ выделяются следующие критерии: 1) участники, 2) кушанья и напитки, находящиеся на столе, 3) речевой жанр. Участники разграничиваются по следующим признакам: 1) возрастные, 2) социальное положение, 3) половые. Идентификация темы производится в процессе коммуникативного взаимодействия, необходимой составляющей которого является тип диалога, учитывающего тональность разговора, предметно-смысловую исчерпанность темы, состав участников. Выделяются следующие типы диалогов: непринужденный, информационный, акционально-практический. Тип диалога детерминирует структуру РЖ и темы.
В информативном диалоге (в рассказах Е. Богданова «Чаепитие у Секлеты, В. Зорина Шматок сала, За вечерним чаем) в рамках одного сознания функционирует несколько видов РЖ: рассказ о прошлом, рассказ выдуманных историй (их основная функция состоит в фиксации стилистических особенностей говорящих), которые чаще всего активизируется в ритуализованном действии чаепития. В акционально-предметном типе (Ф. Абрамов «Алька», В. Егоров «Маринованное мясо «ке», В.Шарыпов «Грибы в сметане») жанры находятся в прямой зависимости от статуса и интерпретируются в два приема.
В непринужденном диалоге доминирует модально-фатический блок, отражающий особую значимость для участников коммуникативного акта корпоративной этики, которая определяет общую этическую тональность дискурса. Основной его целью является общение в целях поддержания контакта и отношений, социального самоутверждения ценности личности, ради удовольствия от общения. В ХТ особое внимание уделяется непринужденному разговору (Е. Носов. Пятый день осенней выставки, Ю. Нагибин. Эх, дороги, А. Ткаченко. Горькое пиво на пристани и др.), возникающему в ситуации распивания спиртных напитков, когда создается мифически-идеальная атмосфера для беседы, которая выражается в стремлении как бы к полному слиянию говорящего с адресатом речи (Бахтин 1997) (рассказы и повести В. Шукшина, Б. Лихоносова, Ф. Абрамова, С. Проскурина и др.). Такая ситуация дает возможность создать диалог не только между сознаниями в рамках текста, но и с самим читателем, эксплицировать проблемы действительности, получающие оформление в составе ХТ в форме определенного РЖ, поскольку темы и образы таких бесед это насущные глубокие вопросы, отвечающей самому существу истины - истины серьезной, свободной, бесстрашной. Выделяются жанры тревоги, жалобы, со¬жаления, восхищения, умозаключения, совета, разворачивающихся вокруг тем: работа, национальный характер, будущее, быт и т.д.
Эмоциональную окраску придают сюжетному событию РЖ словесного натюрморта, тоста, приглашения к столу, похвалы. Словесный натюрморт и рецепт выступают в виде коммуникативных фрагментов, воспроизведенных в речи повествователя или героев, и выполняющих познавательную, комментирующую и диалогическую функции. С помощью познавательной функции дополняется образ каким-то знанием, связанным с бытовой жизнью героя. Две другие функции находятся в зависимости от эмоционально-экспрессивных компонентов, активизирующихся в коммуникативном фрагменте. И находящихся в позициях: а) поддерживающей смысловое единство текста, б) диалога с другими смысловыми компонентами текста. В словесном натюрморте эмоциональность создается за счет цветообозначений (Большая тарелка с огромным куском жареного мяса, обложенного салатом и ломтиками румяного картофеля, поверх мяса золотисто переливался и шипел только что вынутый из масла лук), в РЖ рецепт сопровождается перцептивными характеристиками, которые выполняют эмоционально-экспрессивную функцию (Сверху румяная, будто яблоко, в середине как масло; борщ наваристый, Душистый прямо на удивление). Диалогическая форма взаимодействия между РЖ и сюжетным со-бытием репрезентируется, когда критерием для двух смысловых сфер выступает оценочный компонент. Фрагменты ритуализованного речевого действия выполняют текстообразующую функцию, обеспечивая оценочность ХТ. Оценка героя осуществляется в речи повествователя и героев с помощью стилистически маркированной лексики. Отрицательная оценка при описании приготовления участвует в оценке поступка героя, получающего отражение в сюжетном событии, и выделения макроструктур.
СИЕ выступает как содержательная единица, которая отражает понимание текста, «того, что признано важным». Поскольку текст представляет собой сложное переплетение сознаний героев и автора, то СИЕ выступает по отношению к сознанию героя изнутри, «как кругозор действующего, поступающего сознания. СИЕ включается в состав речевого и сюжетного события, первое представляет собой тип речевого взаимодействия различных ценностных сознаний. При этом СИЕ занимает определенную позицию в каждом из них, т.к. предмет становится меняющимся моментом свершающегося события, т.е. обретает заданность (М. Бахтин). СИЕ как тема представляет собой коммуникативную единицу с функцией установления связи и отношений между элементами события, которые необходимы для смыслообразования. Процесс понимания и интерпретации текста предусматривает взаимодействие трех составляющих: автор - текст - читатель. Актуализация СИЕ в составе речевого взаимодействия
приводит к образованию глубинных структур - смысла-оценки, лежащего в основе бинарной оппозиции. Смысл-оценка - это «логическая форма мысли» (Колодина 2001, с. 71), минимальная единица понимания, возникающая в рамках одного сознания, отражающего поступок (событие) героя, психологическое состояние героя, внешность персонажа, тональность текста (эмоциональная сема). Эти смыслы открывают путь к нравственной тематике литературы 60-80 годов, формирующейся на глубинном уровне. Формирование разных типов оценочности в разных сознаниях приводит к возникновению диалога между сознаниями в составе текста и за текстовым пространством, в сознании читателя. Здесь проявляется двойственная сущность СИЕ: характеризовать поступок человека и репрезентировать функциональные особенности еды.
На основе смыслов-оценок выявляются две основные функции: этическая, эйфорическая. При активизации этической функции в коммуникативном взаимодействии СИЕ выступает мотивом поступка, строящим социальную и нравственную систему, т.е. изотопия способна отражать особенности поведения человека, входить в состав этической системы. Это объясняется тем, что во вто¬рой половине двадцатого века преобладала моралистическая тематика в литературе и философии, «предъявивших повседневному сознанию упрек в криво¬душном самообмане», который именуется «спокойной совестью» (Зенкин 2003, с. 11). Этическая тематика восстанавливается согласно тематике, активизированной в эпистемологическом контексте (война, детство, послевоенное время, вещизм, молодежь, работа, национальная самоидентификация, пьянство), и включается в коммуникативное взаимодействие между разными сознаниями, где получает отрицательную и положительную оценки.
Положительная оценка формирует идеал для советского общества, человека-героя, для которого подвиг становится не редкостью, а повседневностью. Взаимодействие между героями носит гармонический характер, сопровождаемый РЖ похвалы, восхищения. Активизируются такие семы как ‘трудолюбие', ‘забота', лежащие в основе концепта ‘добро' Отрицательная оценка выступает универсальным конструктом представлений о действительности: социальной и нравственной.-
Эйфорическая функция репрезентирует сенсорно-вкусовую оценку, которая актуализируется с помощью РЖ похвалы. Выделяется также памятная функция: пища позволяет человеку ежедневно приобщаться к своему национальному прошлому, такой способностью обладают технические приемы - приготовление, считается, что в них заключены опыт и мудрость предков, в которых заключена патриархальность, призванная представлять сладостное зрелище неумирающей деревенской старины. Во время принятия пищи блюда обладают гастрономической ценностью, с помощью которой сохраняется мифический след примиряющей силы. Все ритуализованные действия и РЖ натюрморта и рецепта создают особую тональность согласия и умиротворенности, готовности к обсуждению и разрешению жизненно важных задач.
Таким образом, СИЕ выступает темой в тексте, выполняет текстообразующую функцию за счет использования автором избыточных компонентов - оценочных и эмоционально-экспрессивных и создает особую тональность тек¬ста.
СИЕ представляет собой отдельную область «пространственно¬временного континуума» и служит необходимым звеном в процессе интерпретации текстов. СИЕ состоит из ряда элементов, входящих в состав художественного целого и репрезентирующих определенные смыслы, которые находятся во взаимодействии и позволяют достичь единого прочтения текста. Т.е. СИЕ выступает как закрытая объемная семантическая (состоящая из номинативных и предикативных единиц) система, раскрывающаяся в художественном тексте и получающая определенные смыслы, способные сконструировать представления о современности.
В текстовом пространстве СИЕ выступает в роли темы, которая наряду с другими структурами включается в эпистему определенного исторического периода. Тема еды органично входит в череду решаемых искусством 60-80 годов проблем. Она становится частью описания бытовой сферы общества того времени, которая со временем сама становится формой существования искусства (Кнабе 1989). На фоне бытовой жизни общества разворачиваются этические конфликты, находящие отражение в художественном творчестве писателей: в рассказах, повестях, публицистике, письмах.
Функционирование в различных типах текстов дает основания рассматривать ее как «единый феномен, данный нам в целостности, и говорить о том, что смыслы актуализуются по презумпции изотопии. Действие презумпции изотопии состоит в том, что все тексты определенного периода осознаются как единое целое и какими бы разнообразными ни были смыслы, возникшие в на¬шей мысли, они все понимаются нами как органическая часть единого дискурса (под дискурсом понимается группа текстов). То есть мы можем предполагать, что СИЕ, представляя собой единое целое, сформированное в рамках человеческой культуры, может задавать целый пучок дальнейших значений, а его собственный глубинный смысл откроется только после осмысления всего произведения. По презумпции изотопии устанавливается круг текстов в которых СИЕ функционально значима, т.е. способна участвовать в образовании единого про¬чтения текста и устанавливать смыслы: детская литература (А. Давыдов «На камбузе», В. Драгунский «Рыцари», «Далекая Шура», Н. Носов «Мишкина ка¬ша»); литература воспоминаний (В. Комлев «Лепешка», М. Коробейников «За молоком для Саньки», И. Лавров «Вишневый пирог»); военная литература полностью посвящена теме войны, когда еда наделяется статусом хранителя, источника жизни (М. Голуб «Шляхом неведомым», В. Астафьев «Макаронина», Д. Гусаров «Банка консервов»); литература о современности 60-80-х годов (С. Залыгин «Блины», К. Абатуров «Липовый мед», Ф. Абрамов «Пелагея», «Аль¬ка», В. Егоров «Маринованное мясо «ке»).
Лексические единицы, входящие в СИЕ имеют двойственную природу, они что-то значат и для чего-то служат, у вещи всегда есть смысл, который не покрывается ее применением (Барт 2003). Поэтому любая номинативная единица представлена как имеющая денотативное и коннотативное значение. Денотативное значение тесно связано с фреймовой реализацией способ приготовления (а) глаголы приготовления чего-либо, б) глаголы приготовления впрок), визуальные характеристики (форма, цвет, размер, запах, вкус, слух), способ употребления (а) отнесенность к определенному классу, б) количество еды, в) ролевые функции). Все вышеперечисленные единицы, образующие СИЕ и репрезентирующие особенности познавательного опыта конкретного этноса и черты его материальной и духовной культуры.
Благодаря этим составляющим СИЕ рассматривается как семантическая категория, которая имеет родовые изотопии: естественное, кушанья, напитки и видовые изотопии: овощи, фрукты, ягоды, моченое, печеное, соленое, вареное, жареное, квашеное, алкогольные, безалкогольные. Каждая видовая изотопия представлена рядом концептов. Категория СИЕ со всем ее лексическим наполнением (понятия, признаки, действия), сконструированная на основе семантико-тематического сходства представляет собой тезаурус, который выражает сущность еды как жизнеобеспечивающего и жизненно необходимого явления. Категория, отражающая денотативные признаки, инертна, замкнута в себе, индифферентна, но именно это «конкретное разнообразие, которое дается природой и которое культура, завладевая им посредством видового утверждения, де¬лает интеллигибельным» (Барт 2003, с. 65).
Коннотативное значение устанавливается исходя из контекста, из способности СИЕ быть частью ситуации, т.е. человеческой коммуникации, а эта коммуникация представляет некоторую систему значений, выявляемую на основе синтагматических и парадигматических связей. На основе первого типа отношений репрезентируются два семиотических поля: ‘еда' и ‘человек', критерия¬ми вычленения которых является избыточный компонент и ментальный опыт человека.
При доминировании поля ‘еда' описываются свойства еды, исходя из ее положительного воздействия на человека: ‘целебные', ‘апотропеические' свойства. Если репрезентируется поле ‘человек', то активизируются некоторые человеческие качества: ‘трудолюбие', ‘отзывчивость', ‘гостеприимство'. Кроме то¬го, в каждом классе преобладают определенные признаки, характеризующие человека. Класс ‘естественное' характеризует внешние данные человека, для русского обыденного самосознания эти характеристики воспроизводятся толь¬ко для женского пола.
Особую роль играют метафорические выражения, выступающие в роли речевого шва и представленных в виде «игры многочисленных изотопий, на-слоенных друг на друга и соперничающих друг с другом» (Рикер 1995, с. 120). Высказывания с элементами СИЕ входят в состав фрейма ‘психологическое со-стояние', ‘деятельность и обстоятельства'. Но СИЕ сама себя и определяет: в пословице облекается в иронико-эмфатическую форму, в ХТ обладает интенциональностью, является частью события, где приобретает статус живого существа, и ее уподобляют справедливому судье («мучителю»), могущественному властителю, обладающему большим количеством достоинств и т.д.
На основе сопоставления или установления отношений между количеством номинативных единиц и структурой (наполняемостью фреймов), с учетом некоторых этнографических составляющих: а) географического положения страны (плодородные почвы и мягкий климат определили земледельческий вид деятельности); б) особенностей русской печи (определили приемы тепловой обработки), относительно номинативных, предикативных и признаковых еди¬ниц с семантикой «пища» и включения их в состав определенных событий можно выделить наиболее релевантные для данной культуры изотопии ‘вареное' и ‘печеное', поскольку «семантика коррелирует со структурой мышления и способом познания внешнего мира у того или иного народа» (Михайлова 1998, с. 135). ЛЕ не только значат то, что заключено в словаре, но и способны образовывать другие структуры, находящиеся в сфере социологии и культуры, в частности изотопии ‘вареное' и ‘печеное' отражают социальные процессы напрямую связанные с жизнью человека (черный хлеб - каравай), с культурны¬ми традициями народа (каравай, куличи, веснянки), этническими особенностями (ватрушки, шаньги, пряглы).
напитков), последнее в тексте получает статус сюжетного события. Ритуализованные действия застолья, чаепития, распивание спиртных напитков являются органической частью текста, часто выполняя роль смысловой рамки. Они вы-ступают в виде скриптов и строятся по определенной схеме: 1) еда, 2) разговор,3) танцы, 4) песни, 5) тосты. Перечень этих признаков может не полностью присутствовать при описании действий. Особое внимание уделяется тонально¬сти беседы, так как для застолья характерны веселье, песни, танцы, для чаепития - покой, погруженность в собственные переживания. Интонации, присущие этим ритуализованным действиям «проникают во все содержательные моменты мысли, эмоционально- волевой тон обтекает все смысловое содержание мысли» (М. Бахтин). С начала и до конца действия участники находятся на сцене, естественно, что в этом случае «повышается семиотичность поведения», значимы¬ми становятся все речи и жесты участвующих в застолье. Исходя из замысла автора и целостности ХТ выделяются следующие критерии: 1) участники, 2) кушанья и напитки, находящиеся на столе, 3) речевой жанр. Участники разграничиваются по следующим признакам: 1) возрастные, 2) социальное положение, 3) половые. Идентификация темы производится в процессе коммуникативного взаимодействия, необходимой составляющей которого является тип диалога, учитывающего тональность разговора, предметно-смысловую исчерпанность темы, состав участников. Выделяются следующие типы диалогов: непринужденный, информационный, акционально-практический. Тип диалога детерминирует структуру РЖ и темы.
В информативном диалоге (в рассказах Е. Богданова «Чаепитие у Секлеты, В. Зорина Шматок сала, За вечерним чаем) в рамках одного сознания функционирует несколько видов РЖ: рассказ о прошлом, рассказ выдуманных историй (их основная функция состоит в фиксации стилистических особенностей говорящих), которые чаще всего активизируется в ритуализованном действии чаепития. В акционально-предметном типе (Ф. Абрамов «Алька», В. Егоров «Маринованное мясо «ке», В.Шарыпов «Грибы в сметане») жанры находятся в прямой зависимости от статуса и интерпретируются в два приема.
В непринужденном диалоге доминирует модально-фатический блок, отражающий особую значимость для участников коммуникативного акта корпоративной этики, которая определяет общую этическую тональность дискурса. Основной его целью является общение в целях поддержания контакта и отношений, социального самоутверждения ценности личности, ради удовольствия от общения. В ХТ особое внимание уделяется непринужденному разговору (Е. Носов. Пятый день осенней выставки, Ю. Нагибин. Эх, дороги, А. Ткаченко. Горькое пиво на пристани и др.), возникающему в ситуации распивания спиртных напитков, когда создается мифически-идеальная атмосфера для беседы, которая выражается в стремлении как бы к полному слиянию говорящего с адресатом речи (Бахтин 1997) (рассказы и повести В. Шукшина, Б. Лихоносова, Ф. Абрамова, С. Проскурина и др.). Такая ситуация дает возможность создать диалог не только между сознаниями в рамках текста, но и с самим читателем, эксплицировать проблемы действительности, получающие оформление в составе ХТ в форме определенного РЖ, поскольку темы и образы таких бесед это насущные глубокие вопросы, отвечающей самому существу истины - истины серьезной, свободной, бесстрашной. Выделяются жанры тревоги, жалобы, со¬жаления, восхищения, умозаключения, совета, разворачивающихся вокруг тем: работа, национальный характер, будущее, быт и т.д.
Эмоциональную окраску придают сюжетному событию РЖ словесного натюрморта, тоста, приглашения к столу, похвалы. Словесный натюрморт и рецепт выступают в виде коммуникативных фрагментов, воспроизведенных в речи повествователя или героев, и выполняющих познавательную, комментирующую и диалогическую функции. С помощью познавательной функции дополняется образ каким-то знанием, связанным с бытовой жизнью героя. Две другие функции находятся в зависимости от эмоционально-экспрессивных компонентов, активизирующихся в коммуникативном фрагменте. И находящихся в позициях: а) поддерживающей смысловое единство текста, б) диалога с другими смысловыми компонентами текста. В словесном натюрморте эмоциональность создается за счет цветообозначений (Большая тарелка с огромным куском жареного мяса, обложенного салатом и ломтиками румяного картофеля, поверх мяса золотисто переливался и шипел только что вынутый из масла лук), в РЖ рецепт сопровождается перцептивными характеристиками, которые выполняют эмоционально-экспрессивную функцию (Сверху румяная, будто яблоко, в середине как масло; борщ наваристый, Душистый прямо на удивление). Диалогическая форма взаимодействия между РЖ и сюжетным со-бытием репрезентируется, когда критерием для двух смысловых сфер выступает оценочный компонент. Фрагменты ритуализованного речевого действия выполняют текстообразующую функцию, обеспечивая оценочность ХТ. Оценка героя осуществляется в речи повествователя и героев с помощью стилистически маркированной лексики. Отрицательная оценка при описании приготовления участвует в оценке поступка героя, получающего отражение в сюжетном событии, и выделения макроструктур.
СИЕ выступает как содержательная единица, которая отражает понимание текста, «того, что признано важным». Поскольку текст представляет собой сложное переплетение сознаний героев и автора, то СИЕ выступает по отношению к сознанию героя изнутри, «как кругозор действующего, поступающего сознания. СИЕ включается в состав речевого и сюжетного события, первое представляет собой тип речевого взаимодействия различных ценностных сознаний. При этом СИЕ занимает определенную позицию в каждом из них, т.к. предмет становится меняющимся моментом свершающегося события, т.е. обретает заданность (М. Бахтин). СИЕ как тема представляет собой коммуникативную единицу с функцией установления связи и отношений между элементами события, которые необходимы для смыслообразования. Процесс понимания и интерпретации текста предусматривает взаимодействие трех составляющих: автор - текст - читатель. Актуализация СИЕ в составе речевого взаимодействия
приводит к образованию глубинных структур - смысла-оценки, лежащего в основе бинарной оппозиции. Смысл-оценка - это «логическая форма мысли» (Колодина 2001, с. 71), минимальная единица понимания, возникающая в рамках одного сознания, отражающего поступок (событие) героя, психологическое состояние героя, внешность персонажа, тональность текста (эмоциональная сема). Эти смыслы открывают путь к нравственной тематике литературы 60-80 годов, формирующейся на глубинном уровне. Формирование разных типов оценочности в разных сознаниях приводит к возникновению диалога между сознаниями в составе текста и за текстовым пространством, в сознании читателя. Здесь проявляется двойственная сущность СИЕ: характеризовать поступок человека и репрезентировать функциональные особенности еды.
На основе смыслов-оценок выявляются две основные функции: этическая, эйфорическая. При активизации этической функции в коммуникативном взаимодействии СИЕ выступает мотивом поступка, строящим социальную и нравственную систему, т.е. изотопия способна отражать особенности поведения человека, входить в состав этической системы. Это объясняется тем, что во вто¬рой половине двадцатого века преобладала моралистическая тематика в литературе и философии, «предъявивших повседневному сознанию упрек в криво¬душном самообмане», который именуется «спокойной совестью» (Зенкин 2003, с. 11). Этическая тематика восстанавливается согласно тематике, активизированной в эпистемологическом контексте (война, детство, послевоенное время, вещизм, молодежь, работа, национальная самоидентификация, пьянство), и включается в коммуникативное взаимодействие между разными сознаниями, где получает отрицательную и положительную оценки.
Положительная оценка формирует идеал для советского общества, человека-героя, для которого подвиг становится не редкостью, а повседневностью. Взаимодействие между героями носит гармонический характер, сопровождаемый РЖ похвалы, восхищения. Активизируются такие семы как ‘трудолюбие', ‘забота', лежащие в основе концепта ‘добро' Отрицательная оценка выступает универсальным конструктом представлений о действительности: социальной и нравственной.-
Эйфорическая функция репрезентирует сенсорно-вкусовую оценку, которая актуализируется с помощью РЖ похвалы. Выделяется также памятная функция: пища позволяет человеку ежедневно приобщаться к своему национальному прошлому, такой способностью обладают технические приемы - приготовление, считается, что в них заключены опыт и мудрость предков, в которых заключена патриархальность, призванная представлять сладостное зрелище неумирающей деревенской старины. Во время принятия пищи блюда обладают гастрономической ценностью, с помощью которой сохраняется мифический след примиряющей силы. Все ритуализованные действия и РЖ натюрморта и рецепта создают особую тональность согласия и умиротворенности, готовности к обсуждению и разрешению жизненно важных задач.
Таким образом, СИЕ выступает темой в тексте, выполняет текстообразующую функцию за счет использования автором избыточных компонентов - оценочных и эмоционально-экспрессивных и создает особую тональность тек¬ста.
Подобные работы
- Семантическая изотопия "Еда" в художественном тексте
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - КОНЦЕПТ «СУДЬБА» И ЕГО ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ Ф. К . СОЛОГУБА
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



