Практики развития этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета
|
Введение
1. Этническая толерантность как элемент поликультурной компетенции обучающихся 8
1.1 Поликультурная компетенция - понятие, компоненты, аспекты 8
1.2 Этническая толерантность в молодежной среде современного
общества 13
2 Поликультурная образовательная среда Сибирского федерального университета как средство развития этнической толерантности студентов..22
2.1 Поликультурная образовательная среда Сибирского федерального
университета: событийность и результаты исследования 22
2.2 Поликультурная образовательная платформа СФУ для развития
этнической толерантности: международный научный контекст 29
3 Оценивание уровня сформированности этнической толерантности
студентов в поликультурной образовательной среде СФУ 48
3.1 Российские и зарубежные методики оценивания уровня этнической
толерантности 48
3.2 Оценка уровня этнической толерантности студентов ИППС СФУ... 56
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложения
1. Этническая толерантность как элемент поликультурной компетенции обучающихся 8
1.1 Поликультурная компетенция - понятие, компоненты, аспекты 8
1.2 Этническая толерантность в молодежной среде современного
общества 13
2 Поликультурная образовательная среда Сибирского федерального университета как средство развития этнической толерантности студентов..22
2.1 Поликультурная образовательная среда Сибирского федерального
университета: событийность и результаты исследования 22
2.2 Поликультурная образовательная платформа СФУ для развития
этнической толерантности: международный научный контекст 29
3 Оценивание уровня сформированности этнической толерантности
студентов в поликультурной образовательной среде СФУ 48
3.1 Российские и зарубежные методики оценивания уровня этнической
толерантности 48
3.2 Оценка уровня этнической толерантности студентов ИППС СФУ... 56
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложения
Красноярский край в течение многих столетий является многонациональным, поликультурным регионом России. Важная роль в формировании культуры взаимодействия, этнокультурной социализации, толерантности жителей региона принадлежит образовательным учреждениям всех уровней. Особая роль отводится вузам, осуществляющим подготовку педагогических кадров, включая федеральные университеты. В настоящее время актуализируется проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды и обладающей высоким уровнем поликультурной компетенции. Успешное взаимодействие в многонациональном коллективе предполагает наличие специальных знаний об истории и культуре, обычаях и традициях соседствующих народов; уважение к иной и восприятие уникальности собственной культуры.
Образовательная среда федерального университета способствует развитию компетенций в процессе учебной деятельности, вовлекает студентов в поликультурные события во внеучебной деятельности и погружает в реальные полиэтничные проекты. Поликультурная природа образовательной среды обеспечивается за счет влияния социокультурного окружения на обучающегося. Поликультурная среда является главным фактором и средством формирования и развития поликультурной компетенции как студентов, так и сотрудников университета. Между субъектами образовательной среды Сибирского федерального университета осуществляется межэтническое взаимодействие, обмен культурными и национальными традициями, международный диалог.
Год от года Сибирский федеральный университет наращивает международную научную и социокультурную деятельность. У СФУ более 200 действующих соглашений о международном сотрудничестве с более чем 30-ю странами мира, реализуется 7 программ, имеющих аккредитацию Европейского Совета по бизнес-образованию. С октября 2015 года Сибирский федеральный университет стал участником федерального «Проекта 5-100», который призван повысить конкурентоспо¬собность ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Для вхождения в проект СФУ разработал и презентовал Программу повышения международной конкурентоспособности, которая является органичным продолжением Программы развития СФУ на 2011-2021 годы в части мероприятий, направленных на выход университета на глобальный научно-образовательный рынок и продвижение СФУ в международных рейтингах. С целью расширения международной деятельности при университете создан Международный совет (International Council of SibFU). В рамках деятельности по данному Проекту стратегическим направлением деятельности является привлечение студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путём реализации партнёрских образовательных программ с иностранными университетами. Важным подразделением в структуре Сибирского федерального университета является Управление международных связей, координирующее деятельность в области международного сотрудничества.
Для формирования и развития этнической толерантности студентов федерального университета необходима разработанная адекватная система планирования, анализа и действия по реализации формирующих мероприятий и оценивания уровней сформированности этнической толерантности в поликультурной образовательной среде университета. Средства формирования толерантности к представителям различных этнических, религиозных и национально-культурных групп могут содержаться как в учебной, так и во внеучебной (общественной, спортивной, культурной, волонтерской, проектной) деятельности. Практические методики не только обучения, но и вовлечения студентов в поликультурные события анализируются в связи с опытом проведения мероприятий в консорциуме с российскими федеральными и городскими университетами и международным опытом.
Следует особо подчеркнуть, что в университете особое внимание уделяется процессу управления образовательной средой для придания поликультурным событиям воспитывающей функции. Управление процессом развития толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза осуществляется изнутри на организационном и психолого-педагогическом уровнях и предполагает как создание педагогических условий, так и саморазвитие субъектов образовательного процесса в их исследовательской, проектной, общественной и досуговой деятельности. Также процесс развития толерантности происходит непосредственно в учебной деятельности путем включения в учебный план дисциплин, изучение которых способствует на формированию представлений и пониманию других культур, религий, народов («История религий», «Поликультурное образование», «Этнопедагогика», «Этнопсихология» и других учебных дисциплин). На гуманитарных специальностях всех уровней подготовки в Сибирском федеральном университете преподаются дисциплины, направленные также на развитие мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов поликультурной компетенции (дисциплины «Теория и практика эффективного речевого общения», «Психология личности», «Теория и практика конфликта» и многие другие). На наш взгляд, требуется изучение совокупности условий поликультурной среды федерального университета, оказывающих влияние на повышение уровня этнической толерантности и формирование личности студентов в целом.
Проблема исследования - в отсутствии системных исследований и недостаточном использовании потенциала практик развития и оценивания этнической толерантности студентов в поликультурной среде федерального университета.
Цель - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность практик развития этнической толерантности студентов поликультурной образовательной среды Сибирского федерального университета.
Объект исследования - этническая толерантность студентов Сибирского федерального университета.
Предмет исследования - практики развития этнической толерантности в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета.
Гипотеза исследования - практики развития этнической толерантности студентов Сибирского федерального университета будут результативны, если:
1) выявлены теоретические и научно-методические предпосылки формирования поликультурной компетенции в образовательной среде СФУ
2) исследованы и систематизированы поликультурные события в образовательной среде Сибирского федерального университета, способствующие ее насыщению и реализации межкультурного диалога;
3) разработана модель развития этнической толерантности студентов Сибирского федерального университета.
Задачи:
- раскрыть феномен этнической толерантности как элемента поликультурной компетенции;
- проанализировать практики развития этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета;
- разработать и апробировать модель развития этнической толерантности студентов в поликультурной среде Сибирского федерального университета с применением диагностического инструментария оценки этнической толерантности.
Теоретические методы исследования: анализ педагогической, психологической и методической литературы, материалов и публикаций педагогической и публицистической печати по исследуемым проблемам; анализ положительного педагогического опыта; контент-анализ официального веб-сайта СФУ, моделирование. Эмпирические методы: тестирование и анкетирование преподавателей и студентов; включенное наблюдение за активностью студентов; математическая обработка результатов исследования, анализ получившихся результатов.
Выбраны следующие методики оценивания уровней сформированности этнической толерантности:
- «индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)
- «типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С.В. Рыжова)
- «вопросник для измерения толерантности» (В.С.Магун,
М.С.Жамкочьян, М.М.Магура)
- «шкала социальной дистанции Богардуса» в интерпретации В. Сергеева
- авторский экспресс-опросник для получения экспертного мнения представителей профессионального педагогического сообщества г. Красноярска.
Эмпирической базой исследования является Сибирский федеральный университет.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана научная идея, которая состоит в том, что процесс развития этнической толерантности студентов федерального университета связан с организацией системной деятельности по насыщению образовательной среды поликультурными событиями;
- определены и охарактеризованы практические методики обучения и вовлечения студентов в поликультурные события на базе межкультурной образовательной платформы СФУ, разработанные совместно в консорциуме с международными партнерами.
- предложена и обоснована модель развития этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета;
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- выявлены факторы, определяющие особенности развития этнической толерантности в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета;
- разработаны и автоматизированы авторские методики оценивания этнической толерантности студентов;
- представлена глава в коллективную монографию «Практика
взаимодействия сибирского региона в сфере реализации государственной национальной политики: поликультурная
образовательная платформа Сибирского федерального университета»
Апробация результатов исследования: материалы диссертационного исследования были представлены в докладах на международных конференциях и опубликованы в сборниках по материалам конференций: «Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках», «Молодежь и наука: Проспект Свободный», «Предприимчивость как фактор успешного развития: опыт российских регионов», г. Москва, "Multicultural eduction" ФГБОУ ВПО МарГУ, г. Йошкар-Ола, «Intercultural Division in Russia, Europe and Scotland: Addressing the challenges with Education» University of Glasgow, г. Глазго, Шотландия, "Building up the intercultural dialogue on national and regional levels: Russian and European best practices (Policy, Education, NGO initiatives)", г.Архангельск, «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития», «University and Civil Society in multicultural contexts:research, innovation and good practices from Europe to Russia», r. Болонья, Италия, «Intercultural dialogue: learning, speaking and sharing: Proceedings of the international seminar and study visit ALLMEET in Lisbon», r. Лиссабон, Португалия.
Материалы диссертационного исследования вошли в параграф 2.2 «Психолого-педагогические исследования формирования и развития толерантности в Красноярском крае» научного продукта проекта Tempus «ALLMEET» - коллективной монографии: «Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы Сибирского федерального университета». Часть результатов проведенных исследований представлены в коллективной монографии «Практика взаимодействия сибирского региона в сфере реализации государственной национальной политики: поликультурная образовательная платформа Сибирского федерального университета».
Образовательная среда федерального университета способствует развитию компетенций в процессе учебной деятельности, вовлекает студентов в поликультурные события во внеучебной деятельности и погружает в реальные полиэтничные проекты. Поликультурная природа образовательной среды обеспечивается за счет влияния социокультурного окружения на обучающегося. Поликультурная среда является главным фактором и средством формирования и развития поликультурной компетенции как студентов, так и сотрудников университета. Между субъектами образовательной среды Сибирского федерального университета осуществляется межэтническое взаимодействие, обмен культурными и национальными традициями, международный диалог.
Год от года Сибирский федеральный университет наращивает международную научную и социокультурную деятельность. У СФУ более 200 действующих соглашений о международном сотрудничестве с более чем 30-ю странами мира, реализуется 7 программ, имеющих аккредитацию Европейского Совета по бизнес-образованию. С октября 2015 года Сибирский федеральный университет стал участником федерального «Проекта 5-100», который призван повысить конкурентоспо¬собность ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Для вхождения в проект СФУ разработал и презентовал Программу повышения международной конкурентоспособности, которая является органичным продолжением Программы развития СФУ на 2011-2021 годы в части мероприятий, направленных на выход университета на глобальный научно-образовательный рынок и продвижение СФУ в международных рейтингах. С целью расширения международной деятельности при университете создан Международный совет (International Council of SibFU). В рамках деятельности по данному Проекту стратегическим направлением деятельности является привлечение студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путём реализации партнёрских образовательных программ с иностранными университетами. Важным подразделением в структуре Сибирского федерального университета является Управление международных связей, координирующее деятельность в области международного сотрудничества.
Для формирования и развития этнической толерантности студентов федерального университета необходима разработанная адекватная система планирования, анализа и действия по реализации формирующих мероприятий и оценивания уровней сформированности этнической толерантности в поликультурной образовательной среде университета. Средства формирования толерантности к представителям различных этнических, религиозных и национально-культурных групп могут содержаться как в учебной, так и во внеучебной (общественной, спортивной, культурной, волонтерской, проектной) деятельности. Практические методики не только обучения, но и вовлечения студентов в поликультурные события анализируются в связи с опытом проведения мероприятий в консорциуме с российскими федеральными и городскими университетами и международным опытом.
Следует особо подчеркнуть, что в университете особое внимание уделяется процессу управления образовательной средой для придания поликультурным событиям воспитывающей функции. Управление процессом развития толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза осуществляется изнутри на организационном и психолого-педагогическом уровнях и предполагает как создание педагогических условий, так и саморазвитие субъектов образовательного процесса в их исследовательской, проектной, общественной и досуговой деятельности. Также процесс развития толерантности происходит непосредственно в учебной деятельности путем включения в учебный план дисциплин, изучение которых способствует на формированию представлений и пониманию других культур, религий, народов («История религий», «Поликультурное образование», «Этнопедагогика», «Этнопсихология» и других учебных дисциплин). На гуманитарных специальностях всех уровней подготовки в Сибирском федеральном университете преподаются дисциплины, направленные также на развитие мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов поликультурной компетенции (дисциплины «Теория и практика эффективного речевого общения», «Психология личности», «Теория и практика конфликта» и многие другие). На наш взгляд, требуется изучение совокупности условий поликультурной среды федерального университета, оказывающих влияние на повышение уровня этнической толерантности и формирование личности студентов в целом.
Проблема исследования - в отсутствии системных исследований и недостаточном использовании потенциала практик развития и оценивания этнической толерантности студентов в поликультурной среде федерального университета.
Цель - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность практик развития этнической толерантности студентов поликультурной образовательной среды Сибирского федерального университета.
Объект исследования - этническая толерантность студентов Сибирского федерального университета.
Предмет исследования - практики развития этнической толерантности в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета.
Гипотеза исследования - практики развития этнической толерантности студентов Сибирского федерального университета будут результативны, если:
1) выявлены теоретические и научно-методические предпосылки формирования поликультурной компетенции в образовательной среде СФУ
2) исследованы и систематизированы поликультурные события в образовательной среде Сибирского федерального университета, способствующие ее насыщению и реализации межкультурного диалога;
3) разработана модель развития этнической толерантности студентов Сибирского федерального университета.
Задачи:
- раскрыть феномен этнической толерантности как элемента поликультурной компетенции;
- проанализировать практики развития этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета;
- разработать и апробировать модель развития этнической толерантности студентов в поликультурной среде Сибирского федерального университета с применением диагностического инструментария оценки этнической толерантности.
Теоретические методы исследования: анализ педагогической, психологической и методической литературы, материалов и публикаций педагогической и публицистической печати по исследуемым проблемам; анализ положительного педагогического опыта; контент-анализ официального веб-сайта СФУ, моделирование. Эмпирические методы: тестирование и анкетирование преподавателей и студентов; включенное наблюдение за активностью студентов; математическая обработка результатов исследования, анализ получившихся результатов.
Выбраны следующие методики оценивания уровней сформированности этнической толерантности:
- «индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)
- «типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С.В. Рыжова)
- «вопросник для измерения толерантности» (В.С.Магун,
М.С.Жамкочьян, М.М.Магура)
- «шкала социальной дистанции Богардуса» в интерпретации В. Сергеева
- авторский экспресс-опросник для получения экспертного мнения представителей профессионального педагогического сообщества г. Красноярска.
Эмпирической базой исследования является Сибирский федеральный университет.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана научная идея, которая состоит в том, что процесс развития этнической толерантности студентов федерального университета связан с организацией системной деятельности по насыщению образовательной среды поликультурными событиями;
- определены и охарактеризованы практические методики обучения и вовлечения студентов в поликультурные события на базе межкультурной образовательной платформы СФУ, разработанные совместно в консорциуме с международными партнерами.
- предложена и обоснована модель развития этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета;
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- выявлены факторы, определяющие особенности развития этнической толерантности в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета;
- разработаны и автоматизированы авторские методики оценивания этнической толерантности студентов;
- представлена глава в коллективную монографию «Практика
взаимодействия сибирского региона в сфере реализации государственной национальной политики: поликультурная
образовательная платформа Сибирского федерального университета»
Апробация результатов исследования: материалы диссертационного исследования были представлены в докладах на международных конференциях и опубликованы в сборниках по материалам конференций: «Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках», «Молодежь и наука: Проспект Свободный», «Предприимчивость как фактор успешного развития: опыт российских регионов», г. Москва, "Multicultural eduction" ФГБОУ ВПО МарГУ, г. Йошкар-Ола, «Intercultural Division in Russia, Europe and Scotland: Addressing the challenges with Education» University of Glasgow, г. Глазго, Шотландия, "Building up the intercultural dialogue on national and regional levels: Russian and European best practices (Policy, Education, NGO initiatives)", г.Архангельск, «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития», «University and Civil Society in multicultural contexts:research, innovation and good practices from Europe to Russia», r. Болонья, Италия, «Intercultural dialogue: learning, speaking and sharing: Proceedings of the international seminar and study visit ALLMEET in Lisbon», r. Лиссабон, Португалия.
Материалы диссертационного исследования вошли в параграф 2.2 «Психолого-педагогические исследования формирования и развития толерантности в Красноярском крае» научного продукта проекта Tempus «ALLMEET» - коллективной монографии: «Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы Сибирского федерального университета». Часть результатов проведенных исследований представлены в коллективной монографии «Практика взаимодействия сибирского региона в сфере реализации государственной национальной политики: поликультурная образовательная платформа Сибирского федерального университета».
По мнению ученых, толерантность как процесс активного принятия позиции другого присуща личности, обладающей собственным мировоззрением и признающей право на существование противоположных точек зрения, поведения, культурных и религиозных установок. Таким образом, этническая и социальная толерантность - одно из тех качеств человека, которое формируется в любом возрасте и продолжает развиваться в течение всей жизни. Новое многонациональное, мультилингвальное и поликультурное общество актуализирует проблему формирования поликультурной компетенции, важной составляющей которой является этническая толерантность личности. В связи с этим университетам отводится важная роль развития этнической толерантности как элемента поликультурной компетенции студентов на основе использования психолого¬педагогических и культурно-образовательных технологий.
В рамках университетского образования применяются различные подходы и практики развития этнической толерантности обучающихся, среди которых нами были выделены, изучены и описаны следующие:
- включение студентов в практические действия по широкому кругу межкультурных аспектов;
- организация поликультурных образовательных и культурных событий во внеучебной деятельности;
- международная академическая мобильность;
- расширение теоретических знаний, информированности, в том числе с помощью образовательных курсов, электронных ресурсов и социальных сервисов;
- международная проектная и научно-исследовательская деятельность;
- разработка и внедрение электронных образовательных платформ.
К представленному списку можно добавить изучение учебных дисциплин поликультурной направленности, которые реализуются в интерактивном взаимодействии. Отдельно стоит отметить организацию и участие в конференциях, конкурсах, спортивных состязаниях, национальных фестивалях, культурных и творческих событиях. Внедрение системы поликультурного образования в Сибирском федеральном университете возможно с использованием межкультурной образовательной платформы СФУ, созданной в рамках проекта «ALLMEET» программы TEMPUS и развивающейся при поддержке гранта РГНФ «Развитие научно-образовательного комплекса Красноярского края средствами электронной платформы непрерывного образования».
В рамках диссертационного исследования было проделано следующее:
- выявлены теоретические и научно-методические предпосылки формирования и развития поликультурной компетенции в образовательной среде и раскрыт феномен этнической толерантности как элемента поликультурной компетенции обучающихся;
- систематизированы поликультурные события образовательной среды Сибирского федерального университета, способствующие развитию поликультурной компетенции студентов;
- разработана модель развития этнической толерантности, включающая диагностический инструментарий ее оценивания.
На основе теоретического анализа результатов проведенного эксперимента и экспертного опроса можно сделать вывод, что все задачи исследования были выполнены. Проведенное опытно-экспериментальное исследование, а также экспертная оценка представителей научного педагогического сообщества г. Красноярска подтверждают гипотезу о том, что практики развития этнической толерантности в поликультурной среде Сибирского федерального университета результативны. Для мониторинга эффективности практик развития этнической толерантности в СФУ рекомендуется использовать модель развития этнической толерантности обучающихся.
В рамках университетского образования применяются различные подходы и практики развития этнической толерантности обучающихся, среди которых нами были выделены, изучены и описаны следующие:
- включение студентов в практические действия по широкому кругу межкультурных аспектов;
- организация поликультурных образовательных и культурных событий во внеучебной деятельности;
- международная академическая мобильность;
- расширение теоретических знаний, информированности, в том числе с помощью образовательных курсов, электронных ресурсов и социальных сервисов;
- международная проектная и научно-исследовательская деятельность;
- разработка и внедрение электронных образовательных платформ.
К представленному списку можно добавить изучение учебных дисциплин поликультурной направленности, которые реализуются в интерактивном взаимодействии. Отдельно стоит отметить организацию и участие в конференциях, конкурсах, спортивных состязаниях, национальных фестивалях, культурных и творческих событиях. Внедрение системы поликультурного образования в Сибирском федеральном университете возможно с использованием межкультурной образовательной платформы СФУ, созданной в рамках проекта «ALLMEET» программы TEMPUS и развивающейся при поддержке гранта РГНФ «Развитие научно-образовательного комплекса Красноярского края средствами электронной платформы непрерывного образования».
В рамках диссертационного исследования было проделано следующее:
- выявлены теоретические и научно-методические предпосылки формирования и развития поликультурной компетенции в образовательной среде и раскрыт феномен этнической толерантности как элемента поликультурной компетенции обучающихся;
- систематизированы поликультурные события образовательной среды Сибирского федерального университета, способствующие развитию поликультурной компетенции студентов;
- разработана модель развития этнической толерантности, включающая диагностический инструментарий ее оценивания.
На основе теоретического анализа результатов проведенного эксперимента и экспертного опроса можно сделать вывод, что все задачи исследования были выполнены. Проведенное опытно-экспериментальное исследование, а также экспертная оценка представителей научного педагогического сообщества г. Красноярска подтверждают гипотезу о том, что практики развития этнической толерантности в поликультурной среде Сибирского федерального университета результативны. Для мониторинга эффективности практик развития этнической толерантности в СФУ рекомендуется использовать модель развития этнической толерантности обучающихся.
Подобные работы
- СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТУВИНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Формирование инклюзивной культуры дошкольников посредством сказкотерапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Социальная адаптация детей-мигрантов в учреждениях, выполняющих образовательные функции
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Межкультурная компетентность студентов-психологов как фактор готовности к мультикультурному консультированию
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2022 - ЯЗЫК ВРАЖДЫ В РОССИЙСКИХ И ИСПАНСКИХ ИНТЕРНЕТ-СМИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ О МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



