Введение
1. Этническая толерантность как элемент поликультурной компетенции обучающихся 8
1.1 Поликультурная компетенция - понятие, компоненты, аспекты 8
1.2 Этническая толерантность в молодежной среде современного
общества 13
2 Поликультурная образовательная среда Сибирского федерального университета как средство развития этнической толерантности студентов..22
2.1 Поликультурная образовательная среда Сибирского федерального
университета: событийность и результаты исследования 22
2.2 Поликультурная образовательная платформа СФУ для развития
этнической толерантности: международный научный контекст 29
3 Оценивание уровня сформированности этнической толерантности
студентов в поликультурной образовательной среде СФУ 48
3.1 Российские и зарубежные методики оценивания уровня этнической
толерантности 48
3.2 Оценка уровня этнической толерантности студентов ИППС СФУ... 56
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложения
Красноярский край в течение многих столетий является многонациональным, поликультурным регионом России. Важная роль в формировании культуры взаимодействия, этнокультурной социализации, толерантности жителей региона принадлежит образовательным учреждениям всех уровней. Особая роль отводится вузам, осуществляющим подготовку педагогических кадров, включая федеральные университеты. В настоящее время актуализируется проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды и обладающей высоким уровнем поликультурной компетенции. Успешное взаимодействие в многонациональном коллективе предполагает наличие специальных знаний об истории и культуре, обычаях и традициях соседствующих народов; уважение к иной и восприятие уникальности собственной культуры.
Образовательная среда федерального университета способствует развитию компетенций в процессе учебной деятельности, вовлекает студентов в поликультурные события во внеучебной деятельности и погружает в реальные полиэтничные проекты. Поликультурная природа образовательной среды обеспечивается за счет влияния социокультурного окружения на обучающегося. Поликультурная среда является главным фактором и средством формирования и развития поликультурной компетенции как студентов, так и сотрудников университета. Между субъектами образовательной среды Сибирского федерального университета осуществляется межэтническое взаимодействие, обмен культурными и национальными традициями, международный диалог.
Год от года Сибирский федеральный университет наращивает международную научную и социокультурную деятельность. У СФУ более 200 действующих соглашений о международном сотрудничестве с более чем 30-ю странами мира, реализуется 7 программ, имеющих аккредитацию Европейского Совета по бизнес-образованию. С октября 2015 года Сибирский федеральный университет стал участником федерального «Проекта 5-100», который призван повысить конкурентоспо¬собность ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Для вхождения в проект СФУ разработал и презентовал Программу повышения международной конкурентоспособности, которая является органичным продолжением Программы развития СФУ на 2011-2021 годы в части мероприятий, направленных на выход университета на глобальный научно-образовательный рынок и продвижение СФУ в международных рейтингах. С целью расширения международной деятельности при университете создан Международный совет (International Council of SibFU). В рамках деятельности по данному Проекту стратегическим направлением деятельности является привлечение студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путём реализации партнёрских образовательных программ с иностранными университетами. Важным подразделением в структуре Сибирского федерального университета является Управление международных связей, координирующее деятельность в области международного сотрудничества.
Для формирования и развития этнической толерантности студентов федерального университета необходима разработанная адекватная система планирования, анализа и действия по реализации формирующих мероприятий и оценивания уровней сформированности этнической толерантности в поликультурной образовательной среде университета. Средства формирования толерантности к представителям различных этнических, религиозных и национально-культурных групп могут содержаться как в учебной, так и во внеучебной (общественной, спортивной, культурной, волонтерской, проектной) деятельности. Практические методики не только обучения, но и вовлечения студентов в поликультурные события анализируются в связи с опытом проведения мероприятий в консорциуме с российскими федеральными и городскими университетами и международным опытом.
Следует особо подчеркнуть, что в университете особое внимание уделяется процессу управления образовательной средой для придания поликультурным событиям воспитывающей функции. Управление процессом развития толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза осуществляется изнутри на организационном и психолого-педагогическом уровнях и предполагает как создание педагогических условий, так и саморазвитие субъектов образовательного процесса в их исследовательской, проектной, общественной и досуговой деятельности. Также процесс развития толерантности происходит непосредственно в учебной деятельности путем включения в учебный план дисциплин, изучение которых способствует на формированию представлений и пониманию других культур, религий, народов («История религий», «Поликультурное образование», «Этнопедагогика», «Этнопсихология» и других учебных дисциплин). На гуманитарных специальностях всех уровней подготовки в Сибирском федеральном университете преподаются дисциплины, направленные также на развитие мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов поликультурной компетенции (дисциплины «Теория и практика эффективного речевого общения», «Психология личности», «Теория и практика конфликта» и многие другие). На наш взгляд, требуется изучение совокупности условий поликультурной среды федерального университета, оказывающих влияние на повышение уровня этнической толерантности и формирование личности студентов в целом.
Проблема исследования - в отсутствии системных исследований и недостаточном использовании потенциала практик развития и оценивания этнической толерантности студентов в поликультурной среде федерального университета.
Цель - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность практик развития этнической толерантности студентов поликультурной образовательной среды Сибирского федерального университета.
Объект исследования - этническая толерантность студентов Сибирского федерального университета.
Предмет исследования - практики развития этнической толерантности в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета.
Гипотеза исследования - практики развития этнической толерантности студентов Сибирского федерального университета будут результативны, если:
1) выявлены теоретические и научно-методические предпосылки формирования поликультурной компетенции в образовательной среде СФУ
2) исследованы и систематизированы поликультурные события в образовательной среде Сибирского федерального университета, способствующие ее насыщению и реализации межкультурного диалога;
3) разработана модель развития этнической толерантности студентов Сибирского федерального университета.
Задачи:
- раскрыть феномен этнической толерантности как элемента поликультурной компетенции;
- проанализировать практики развития этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета;
- разработать и апробировать модель развития этнической толерантности студентов в поликультурной среде Сибирского федерального университета с применением диагностического инструментария оценки этнической толерантности.
Теоретические методы исследования: анализ педагогической, психологической и методической литературы, материалов и публикаций педагогической и публицистической печати по исследуемым проблемам; анализ положительного педагогического опыта; контент-анализ официального веб-сайта СФУ, моделирование. Эмпирические методы: тестирование и анкетирование преподавателей и студентов; включенное наблюдение за активностью студентов; математическая обработка результатов исследования, анализ получившихся результатов.
Выбраны следующие методики оценивания уровней сформированности этнической толерантности:
- «индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)
- «типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С.В. Рыжова)
- «вопросник для измерения толерантности» (В.С.Магун,
М.С.Жамкочьян, М.М.Магура)
- «шкала социальной дистанции Богардуса» в интерпретации В. Сергеева
- авторский экспресс-опросник для получения экспертного мнения представителей профессионального педагогического сообщества г. Красноярска.
Эмпирической базой исследования является Сибирский федеральный университет.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана научная идея, которая состоит в том, что процесс развития этнической толерантности студентов федерального университета связан с организацией системной деятельности по насыщению образовательной среды поликультурными событиями;
- определены и охарактеризованы практические методики обучения и вовлечения студентов в поликультурные события на базе межкультурной образовательной платформы СФУ, разработанные совместно в консорциуме с международными партнерами.
- предложена и обоснована модель развития этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета;
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- выявлены факторы, определяющие особенности развития этнической толерантности в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета;
- разработаны и автоматизированы авторские методики оценивания этнической толерантности студентов;
- представлена глава в коллективную монографию «Практика
взаимодействия сибирского региона в сфере реализации государственной национальной политики: поликультурная
образовательная платформа Сибирского федерального университета»
Апробация результатов исследования: материалы диссертационного исследования были представлены в докладах на международных конференциях и опубликованы в сборниках по материалам конференций: «Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках», «Молодежь и наука: Проспект Свободный», «Предприимчивость как фактор успешного развития: опыт российских регионов», г. Москва, "Multicultural eduction" ФГБОУ ВПО МарГУ, г. Йошкар-Ола, «Intercultural Division in Russia, Europe and Scotland: Addressing the challenges with Education» University of Glasgow, г. Глазго, Шотландия, "Building up the intercultural dialogue on national and regional levels: Russian and European best practices (Policy, Education, NGO initiatives)", г.Архангельск, «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития», «University and Civil Society in multicultural contexts:research, innovation and good practices from Europe to Russia», r. Болонья, Италия, «Intercultural dialogue: learning, speaking and sharing: Proceedings of the international seminar and study visit ALLMEET in Lisbon», r. Лиссабон, Португалия.
Материалы диссертационного исследования вошли в параграф 2.2 «Психолого-педагогические исследования формирования и развития толерантности в Красноярском крае» научного продукта проекта Tempus «ALLMEET» - коллективной монографии: «Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы Сибирского федерального университета». Часть результатов проведенных исследований представлены в коллективной монографии «Практика взаимодействия сибирского региона в сфере реализации государственной национальной политики: поликультурная образовательная платформа Сибирского федерального университета».
По мнению ученых, толерантность как процесс активного принятия позиции другого присуща личности, обладающей собственным мировоззрением и признающей право на существование противоположных точек зрения, поведения, культурных и религиозных установок. Таким образом, этническая и социальная толерантность - одно из тех качеств человека, которое формируется в любом возрасте и продолжает развиваться в течение всей жизни. Новое многонациональное, мультилингвальное и поликультурное общество актуализирует проблему формирования поликультурной компетенции, важной составляющей которой является этническая толерантность личности. В связи с этим университетам отводится важная роль развития этнической толерантности как элемента поликультурной компетенции студентов на основе использования психолого¬педагогических и культурно-образовательных технологий.
В рамках университетского образования применяются различные подходы и практики развития этнической толерантности обучающихся, среди которых нами были выделены, изучены и описаны следующие:
- включение студентов в практические действия по широкому кругу межкультурных аспектов;
- организация поликультурных образовательных и культурных событий во внеучебной деятельности;
- международная академическая мобильность;
- расширение теоретических знаний, информированности, в том числе с помощью образовательных курсов, электронных ресурсов и социальных сервисов;
- международная проектная и научно-исследовательская деятельность;
- разработка и внедрение электронных образовательных платформ.
К представленному списку можно добавить изучение учебных дисциплин поликультурной направленности, которые реализуются в интерактивном взаимодействии. Отдельно стоит отметить организацию и участие в конференциях, конкурсах, спортивных состязаниях, национальных фестивалях, культурных и творческих событиях. Внедрение системы поликультурного образования в Сибирском федеральном университете возможно с использованием межкультурной образовательной платформы СФУ, созданной в рамках проекта «ALLMEET» программы TEMPUS и развивающейся при поддержке гранта РГНФ «Развитие научно-образовательного комплекса Красноярского края средствами электронной платформы непрерывного образования».
В рамках диссертационного исследования было проделано следующее:
- выявлены теоретические и научно-методические предпосылки формирования и развития поликультурной компетенции в образовательной среде и раскрыт феномен этнической толерантности как элемента поликультурной компетенции обучающихся;
- систематизированы поликультурные события образовательной среды Сибирского федерального университета, способствующие развитию поликультурной компетенции студентов;
- разработана модель развития этнической толерантности, включающая диагностический инструментарий ее оценивания.
На основе теоретического анализа результатов проведенного эксперимента и экспертного опроса можно сделать вывод, что все задачи исследования были выполнены. Проведенное опытно-экспериментальное исследование, а также экспертная оценка представителей научного педагогического сообщества г. Красноярска подтверждают гипотезу о том, что практики развития этнической толерантности в поликультурной среде Сибирского федерального университета результативны. Для мониторинга эффективности практик развития этнической толерантности в СФУ рекомендуется использовать модель развития этнической толерантности обучающихся.
1. Алдошина, М.И. Основы поликультурного образования : учебное пособие /М.И. Алдошина -М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014- 260с.
2. Асмолов, А. Г. О смыслах понятия «толерантность» / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова //Век толерантности: Науч.-публицист, вестн. - М.: МГУ, 2001. - 152 с.
3. Беловолов, В.А., Поликультурная образовательная среда: понятие,
сущность, содержание/ В.А. Беловолов, Т.Н. Султанбеков //Педагогические науки-6.Социальная педагогика - [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.rusnauka. com/6_PNI_2014/Pedago gica/6_ 158291.doc.htm
4. Бекбулатова, А.М. ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ/A.M. Бекбулатова// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]
Режим доступа: www.scienceforum.ru/2017/2577/27878
5. Богданова, А.И. Формирование ценностного отношения к толерантности в условиях поликультурной образовательной среды [текст]/ А. И. Богданова // Фундаментальные исследования. - М. - 2012. - № 9(2). - С. 337-341.
6. Богданова, А.И. Формирование толерантности студентов в
поликультурной среде вуза [Текст] : автореф. дне. ... канд. пед. наук / А.И. Богданова ; ФГАОУ ВО СФУ- Красноярск, 2015.
7. Быстрицкий Е. К. Конфликт культур и методология толерантности/Е. К. Быстрицкий. - 2011 // Вопросы философии, 2011,N N 9.-С.74-86
8. Вопросы межэтнических, межконфессиональных и миграционных отношений в Красноярском крае. : (информационный бюллетень) / Р. Г. Рафиков ; Администрация Губернатора Красноярского края, Упр. общественных связей Губернатора края. - Красноярск: Платина, 2009-. - 21 см.
9. Губанихина Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога/Е.В. Губанихина // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 556-559
10. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов/А.Н.Джуринский - М-Владос-2004, 239с.
11. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование : учебное пособине /Г.Д. Дмитриев. М., 1999. - 208 с.
12. Коморникова, Ольга Михайловна. Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами [Текст] : автореф. дне. ... канд. социол. наук / О. М. Коморникова ; Урал. федерал. ун-т им. Б. Н. Ельцина, 2013. - 19 с.
13. Компетентностный подход в системе высшего образования [Текст] : монография / О. Г. Смолянинова, О. А. Савельева, Е. В. Достовалова ; Сибирский федеральный университет [СФУ]. - Красноярск : Сибирский федеральный университет [СФУ], 2008. - 195 с.
14. Концепция развития поликультурного образования в Российской
Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mon95.ru/deyatelnost/podmenyu-25/84-2013-12-29-17-55-32-2/2318- 489
15. Корсунов В. И. Поликультурное образование и высшая школа США/В. И. Корсунов. - 2010 // Педагогика, 2010,N N 2.- С.88-94
16. Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-
культурную психологию : монография / Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко - М.: «Привет», 2004. - 358 с.
17. Матуй, В.С. Оценка эффективности тренинга толерантности как средства воздействия на сознание старшеклассников / В.С. Матуй, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура // На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А.Г. Асмолов. - М., 2000. - С. 240-255.
18. Отношение взрослого населения Красноярского края к представителям
других национальностей, иностранным трудовым мигрантам и национальному экстремизму (по результатам социологических исследований, апрель-май 2015г.):/гл. ред. Рафиков Р.Г./:
Информационный бюллетень межнациональных, межконфессиональных и миграционных отношений в Красноярском крае №9. - Красноярск, ООО «Издательство Поликор», 2015г. - 160с.
19. Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде. Поликультурное образование [Текст] : учеб. - метод. пособие / Сиб. федерал. ун-т ; сост.: А. К. Лукина, О. Ю. Дивакова, 2011. - 152 с.
20. Психодиагностика толерантности личности. Под ред. Г.У. Солдатовой/
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. (ред.)
Смысл, 2008 - 172 с.
21. Пуртова, Анна Сергеевна. Особенности толерантности в обществе социального транзита [Текст] : автореферат дне. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / А. С. Пуртова ; науч. рук. работы В. И. Ульяновский ; Север. (Арктич.) федерал. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2012. - 28 с.
22. Роль школы в становлении межэтнической толерантности в поликультурном городе [Текст] : монография / А. К. Лукина, О. Ю. Дивакова [и др.] ; Сибирский федеральный университет [СФУ], 2008. - 138 с.
23. Практика поликультурного образования: результаты проекта ALLMEET программы TEMPUS/ [Коллективная монография]- Отв. ред. О.Г. Смолянинова, Т.М. Трегубова. — Красноярск: Гротеск, 2017. — 172 c.
24. Поликультурная образовательная платформа СФУ в контексте непрерывного образования / Коршунова, В.В., Смолянинова, О.Г. //Наука и школа. — 2016. — № 4. — Стр. 38-46.
25. Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки ведущих университетов РФ в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» [Электронный ресурс]: официальный вебсайт - Режим доступа: http: //about. sfu-kras .ru/node/9821
26. Практика взаимодействия сибирского региона в сфере реализации
государственной национальной политики: поликультурная
образовательная платформа Сибирского федерального университета [Коллективная монография] / Безызвестных, Е.А., Дайнеко, Я.М., Коршунова, В.В., Машанов, Попова Ю.В., А.А., Ростовцева, М.В., Смолянинова, О.Г., Труфанов Д.О., Феньвеш Т.А. Отв. ред. О.Г. Смолянинова. — Красноярск: Гротеск, 2016. — 236 c.
27. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный Ресурс]: утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н - Режим доступа: http: //профстандартпедагога.рф
28. Сергеев, В. Социальная дистанция и национальные установки
[Электронный ресурс] /Владимир Сергеев// Телескоп -журнал
социологических и маркетинговых исследований 2008г.-№2 - Режим доступа: http://www.teleskop-
joumal.spb.ru/files/dir_1/article_content124547934194294file.pdf
29. Сибирский федеральный университет [сайт] Режим доступа:
http: //www.sfu-kras .ru/
30. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования./В.И. Слободчиков. - М., 2000г., 230 с.
31. Смолянинова, О.Г. Мультикультурная образовательная платформа и PL2S центр в развитии толерантности населения Красноярского края / О.Г. Смолянинова //Программа и тезисы II Международного форума по педагогическому образованию, Казань, Казанский федеральный университет, 19-21 мая 2016 г. — Казань: Куранты, 2016. — С. 421-422.
32. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У.Солдатова, Москва, 1998. - 389 стр.
33. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70284810/
34. Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной
образовательной платформы Сибирского федерального университета [Коллективная монография] / Безызвестных, Е.А., Коршунова, В.В.,
Ростовцева, М.В., Смолянинова, О.Г., Труфанов Д.О., Феньвеш, Т.А. Отв. ред. О.Г. Смолянинова. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. — 100 c.
35. Толерантность - Гармония в многообразии. Декларация принципов толерантности. Утверждена Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.tol erance. ru/tol er- deklaraciya.php
36. Харина, Ирина Вячеславовна. Формирование поликультурной
компетентности иностранных студентов-менеджеров в процессе обучения в вузе [Текст] : автореферат дне. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : защищена 28.03.2014 / И.В. Харина ; науч. рук. Лазарева Л.П.
37. Хупсарокова А.М. Предметно-содержательные компоненты
поликультурной компетентности педагога / А.М. Хупсарокова, Ф.П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №1 С.50-55.
38. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные
стандарты/А.В. Хуторской// Интернет-журнал "Эйдос", 23.04.2002.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://eidos.ru/joumal/2002/0423.htm .
39. Фадеева, Т.Ю. Формирование педагогической толерантности будущих специалистов сферы образования [Текст] : автореферат дне. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : защищена 28.03.2012 / Т. Ю. Фадеева ; науч. рук. работы Е. А. Александрова ; Саратов. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2012. - 24 с.
40. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации
и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 гг.)» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://govemment.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf
41. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Глоссарий [Электронный ресурс]: Загл. с экрана. ФГОС ВО - Режим доступа: http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? Catalo gId=230.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] ФГОС ДО - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_154637/
43. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная монография/отв. ред.: Н. А. Купина, М. Б. Хомяков. - 2005
44. Фопель, Клаус. Сплоченность и толерантность в группе.
Психологические игры и упражнения [Текст] : монография / К. Фопель, 2005. - 330 с.
45. Шипилов А. В. "Свои", "чужие" и другие : монография/А. В. Шипилов. - 2008. - 568 с.
46. Этнопедагогика и этнопсихология : учеб.-метод. пособие для студентов напр. 05070008.62 «Социальная педагогика»/Сиб. федерал. ун-т ; сост. А. К. Лукина. - 2012 - 164 с.
47. Этносоциокультурный конфликт: новая реальность современного мира [Текст] : коллективная монография / Рос. акад. наук. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений 2014. - 280 с.
48. Этносоциальные процессы в Сибири [Текст] : тематический сборник / Российская академия наук [РАН]. Сибирское отделение [СО]. Институт философии и права, отв. ред. Ю. В. Попков. Выпуск 8, 2007. - 311 с.
49. Юдина, О.И. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве/О.И. Юдина // Сибирский педагогический журнал. 2008. №4 с.237-243.
50. Якубов Э. Н. Русскоязычные веб-ресурсы интернета, посвящённые воспитанию толерантности/Э. Н. Якубов. - 2008 // Мир библиографии, 2008,N N 5.-С.24-25
51. Ямбург, Е.А. «Нельзя создавать оазисы, всё вокруг превращая в
пустыню...»[Электронный ресурс] / Е.А. Ямбург// Газета СФУ
«Сибирский форум. Интеллектуальный диалог» 2015г. №3 Режим доступа: http://sibforum.sfu-kras.ru/node/687
52. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. / В.А. Ясвин.- М., 2001г., 365 с.
53. Alvino E. Fantini, Brattleboro, What is intercultural competence? / „Intercultural Competence: Interpersonal Communication Across Cultures” (4th Edition) 2003 , VT, USA 1995; Revised 2001
54. Bennett, M.J. Intercultural Communication: A Current Perspective. In: M.J. Bennett (ed.), Basic Concepts of Intercultural Communication: Selected Readings. Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1998. P.1-34.
55. Bezyzvestnykh, E.A., Smolyaninova O.G. Strategies, Development and Implementation of VPL-practices in Siberian Federal University: Multicultural Context/ E.A. Bezyzvestnykh,
56. Carmen Canto Ethnic-Sensitive and Multicultural Practice/ Carmen Canto Lisa
Tracy Ruth C. White Sherrill Clark - A Resource Guide Based on the CalSWEC Competencies for Public Child Welfare Social Work Practice [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://web.csulb.edu/projects/ccwrl/Ethnic%20Sensitive%20and%20Multicultu ral.pdf
57. Identification and Assessment of Intercultural Competence as a Student Outcome of Internationalization / Darla K. Deardorff // Journal of Studies in International Education 2006 10: 241: DOI: 10.1177/1028315306287002 http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1028315306287002
58. Matveev, A.V. Intercultural Competence Assessment: What Are Its Key Dimensions Across Assessment Tools? /Alexei V. Matveev The City University of New York, US Miwa Yamazaki Merz San Jose State University, US [Электронный ресурс] : Режим доступа:
59. Intercultural Competence as a Success Factor of Virtual Multicultural Teams -
A Case Study on the Team Effectiveness of Global HR Teams - Master's Thesis /Kristin Zimmermann - Intercultural Communication Department of Communication University of Jyvaskyla , 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https: //jyx.jyu. fi/dspace/bitstream/handle/123456789/24874/URN:NBN: fi:jyu- 201008162469. pdf?sequence=1
60. Jokikokko, Katri Teachers' Intercultural Learning And Competence -
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://jultika.oulu.fi/files/isbn9789514263705.pdf
61. Rasizm and xenophobia in Europe. Eurobarometer Opinion Poll No.47.1
[Электронный pecypc]/European Commission Режим доступа:
http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/archives/ebs/ebs_138_analy sis.pdf
62. Smolyaninova, O.G. Intercultural Educational Platform and PL2S Center for Developing Tolerance of Krasnoyarsk Region Citizens [Article]/O.G. Smolyaninova//Proceedings of EDULEARN16 Conference; 4th-6th July 2016, Barcelona, Spain. — Pp. 2098-2104.
63. Sullivan, John Education in a Catholic Perspective Edited by Stephen J.
McKinney [Электронный ресурс] / John Sullivan 2013 - Routledge- 272 pages Режим доступа:
https://www.routledge.com/products/isbn/9781409452713
64. TEMPUS ALLMEET [official website of the project ALLMEET] - Режим доступа: http://allmeet.org/upload/docs/D2.3%20Intercultural%20glossarv%20Russian. pdf
65. The UNESCO Guidelines on Intercultural Education, 2006. [Электронный
ресурс]. текст - Режим доступа:
http://www.unesco.org/new/en/education/themes/leading-the-international- agenda/human-rights-education/frameworks-and-guidelines/