Введение
1 Теоретические предпосылки координации деятельности субъектов
профессиональной ориентации в общеобразовательной организации 9
1.1 Проблема организации профессиональной ориентации в
общеобразовательной организации 9
1.2 Взаимодействие между субъектами профессиональной ориентации в
общеобразовательной организации 19
1.3 Организационно-методическое обеспечение как условие
результативности координации деятельности субъектов профессиональной ориентации в общеобразовательной организации 30
Вывод к главе 1 39
2 Практика координации деятельности субъектов профессиональной
ориентации в общеобразовательной организации 42
2.1 Комплекс документов для координации деятельности субъектов
профориентации в общеобразовательной организации 42
2.2 Информационно-коммуникационное сопровождение профессиональной
ориентации 58
2.3 Оценка результативности координации деятельности субъектов
профессиональной ориентации в общеобразовательной организации 64
Вывод к главе 2 72
Заключение 76
Список использованных источников 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
Происходящие социально-экономические преобразования в России, влияющие на изменения в системе образования, подтверждают необходимость организации профильного самоопределения обучающихся, которая обеспечивает им широкий выбор индивидуальных образовательных траекторий, возможностью получения основ профессионального образования и предполагает самостоятельность в поиске и реализации маршрутов избранного профиля обучения.
В условиях массового введения предпрофильной подготовки и профильного обучения изменяется характер профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций. Федеральный государственный образовательный стандарт требуют от общеобразовательной организации достижения личностных результатов обучающихся, связанных с их подготовкой к осознанному выбору профессии, пониманием значения профессиональной деятельности для человека и общества. Общеобразовательные организации становятся привлекательным местом для различных образовательных и профессиональных организаций с точки зрения привлечения потенциальных абитуриентов, работников. Тем самым в настоящее время в профессиональную ориентацию обучающихся общеобразовательной организации вовлекаются различные специалисты, представители разных организаций, становящиеся субъектами процесса профессиональной ориентации. Вместе с тем, представляется возможным констатировать тот факт, что действия субъектов разобщены. Даже различные специалисты одной общеобразовательной организации, часто действующие в рамках своих функциональных обязанностей, дублируют одни и те же действия. При этом какие-то важные профориентационные действия оказываются упущенными. А значит, взаимодействия субъектов профессиональной ориентации нужно координировать, определяя специалиста для результативного осуществления подобных взаимодействий, организационно-методически их обеспечивая.
Таким образом, актуальность исследования определяется значимостью проблемы организации профессиональной ориентации в образовательной организации, необходимостью обоснования концептуальных подходов, методов и разработки комплекса документов, реализация которых в деятельности образовательной организации позволит создать условия для координации данной деятельности.
Концептуальные основы диссертационного исследования сформировались на основе изучения теоретических и методологических подходов, представленных в работах ученых организации профессиональной ориентации в системе образования.
Общую методологическую основу и определение субъектно-деятельностный подход в системе профессиональной ориентации составили работы таких авторов как, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой, Л. И. Анцыферовой, А. В. Брушлинской, В. В. Знакова Т. Л. Крюковой
В исследованиях Чистяковой С.Н., Пряжникова Н.С., Родичева Н.Ф, Симоненко В.Д., Г.В. Резапкиной, Э. Ф. Зеер рассматриваются проблемы организации профориентации в системе образования.
В трудах Гуревич К.М., Климова Е.А., Чистяковой С.Н. Блинова В.И. Пряжникова Е.Ю. и мн. др. раскрыты задачи, содержание, формы и методы профориентационной работы.
Учитывая актуальные потребности общества в профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях, а также теоретический анализ затруднений по организации профессиональной ориентации в общеобразовательной организации выделены основные противоречия:
- между сложившейся структурой организации профессиональной ориентации обучающихся и недостаточной проработанностью условий ее реализации;
- между потребностью совместных действий субъектов, сопровождающих профессиональную ориентацию обучающихся в общеобразовательной организации, и разобщенностью их действий в реальной практике;
- между существующей нормативно-регламентирующей документацией
для реализации профессиональной ориентации обучающихся и потребностью разработки, коррекции, уточнения организационно-методического
обеспечения для координации деятельности субъектов профессиональной ориентации в общеобразовательной организации.
Указанные противоречия позволяют обозначить проблему исследования: Каким должно быть организационно-методическое
обеспечение координации деятельности субъектов профессиональной ориентации в общеобразовательной организации?
Целью исследования является обоснование состава организационно-методического обеспечения координации деятельности субъектов профессиональной ориентации общеобразовательной организации, разработка и модернизация его содержательного наполнения, проверка результативности его применения в опытно-экспериментальной работе на базе МБОУ Лицей № 2 г. Красноярск.
Объект исследования: профессиональная ориентации обучающихся в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение координации деятельности субъектов профессиональной ориентации общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: Координация деятельности субъектов профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной организации организационно-методически обеспечена, если разработаны и применяются в практике:
- нормативные локальные акты, регламентирующие места совместных действий, полномочия и обязанности, характер действий и способы взаимодействия субъектов, осуществляющих профориентационную деятельность;
- средства информационного сопровождения, в том числе с использование информационно-коммуникационных технологий;
- инструктирующие и методические материалы, нормирующие действия координатора по обеспечению взаимосвязи субъектов, осуществляющих профориентационную деятельность, мест их совместных действий при реализации различных профориентационных процессов.
Для достижения цели выдвинуты задачи:
1. Выявить социально-педагогическую проблему профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательной организации.
2. Обосновать необходимость разработки организационно-методического обеспечения для координации деятельности субъектов профессиональной ориентации в общеобразовательной организации.
3. Определить состав организационно-методического обеспечения координации деятельности площадки по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательной организации и содержательно его наполнить для Лицея №2 г. Красноярска.
4. Провести экспертную оценку результативности применения организационно-методического обеспечения деятельности субъектов профессиональной ориентации в Лицее №2 г. Красноярска.
Методы исследования:
Методы исследования, применяемые в работе основаны на системном анализе педагогической, психологической и методологической, социально-экономической литературы по проблеме исследования;
систематизация научно-педагогических и экономического подходов к понятиям «профессиональная ориентация», «организационно-методическое обеспечение», «координация»;
анализ и синтез организационно-методического обеспечения деятельности площадки по профессиональной ориентации (обобщение и конкретизация полученных результатов);
для получения фактического материала применялись опросные методы (анкетирование участников образовательного процесса, беседа с субъектами профориентационного процесса) о выявления необходимости организации площадки по профессиональной ориентации, а также экспертная оценка для определения результативности координации деятельности субъектов профессиональной ориентации в общеобразовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что за счет разработанного и внедренного организационно-методического обеспечения координации деятельности субъектов профессиональной ориентации в общеобразовательной организации решена задача повышения результативности профориентации в Лицее №2 г. Красноярска. Уточненные, скорректированные нормативно-регламентирующие документы могут быть использованы специалистами, занимающимися профориентацией в различных общеобразовательных организациях.
Эмпирической базой исследования выступает муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Лицей № 2". В эксперименте приняли участие учащиеся 10 - 11-ых классов в количестве 150 человек, заместитель директора по УВР, преподаватели ВУЗов, педагог-библиотекарь, педагог-психолог, администратор сайта, родители.
Организация профессиональной ориентации в общеобразовательной организации до сих пор стоит достаточно остро. Несмотря на большое количество привлеченных к процессу профориентации субъектов, разработанных и принятых в последнее время нормативных документов сопровождающих деятельность субъектов профориентации, проблема профориентации в общеобразовательной организации до сих пор остается открытой. Разнообразие профориентационных процессов, реализуемых различными специалистами, до сих пор остаются не востребованными в рамках общеобразовательной организации. При этом одним из основных процессов широко применяемых в общеобразовательной организации остается процесс информирования. Применение данного процесса на практике не может в полной мере не отражать деятельность профориентации.
Поэтому для расширения спектра применяемых профориентационных процессов на практике важно использовать сетевое партнерское взаимодействие, действуя в рамках которого у образовательной организации появляется возможность вовлекать в профориентационный процесс большее количество субъектов профориентации, что позволяет изменить ситуацию к лучшему.
Отсутствие единой цели, системы взаимодействия и разобщенность деятельности субъектов профориентации создают условия для введения позиции координатора профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной организации, чья деятельность будет направлена на создание условий для планомерной работы, а также координацию деятельности субъектов профориентации.
Для создания условий планомерной работы по организации и сопровождению процессов профориентации в общеобразовательной организации необходимо уделить особое внимание координации данной деятельности. Координация деятельности субъектов профессиональной ориентации - процесс распределения деятельности во времени, приведение 76
ее отдельных элементов в такое сочетание, которое позволяло бы эффективно и оперативно добиваться установленной цели, в местах взаимодействия между субъектами, обеспечивающими профориентацию, направленную на выявление склонностей и способностей к определённому роду деятельности и субъектами, получающими эти знания.
Важной частью, координации субъектов профессиональной ориентации является обеспечение взаимодействия и согласованности действий участников, субъектов профориентационной работы, обеспечение развития единой информационной среды, а также организационно¬методического сопровождения профориентационной деятельности.
Реализация принципов координации позволит усовершенствовать работу площадки по профессиональной ориентации обучающихся в образовательной в силу заложенных в ней идей. В результате анализа организационно-методического обеспечения деятельности субъектов профориентации было принято решение об изменении комплекса документов для координации деятельности субъектов профессиональной ориентации в общеобразовательной организации.
На основании полученных результатов, была проведена следующая работа:
Проведенный Swot - анализ профориентационной среды общеобразовательной организации позволил выявить сильные и слабые ее стороны, возможности и риски. Так сильными сторонами образовательной организации является, сотрудничество с Вузами, существующие профильные классы, материально-техническое обеспечение школы; слабыми - формальное отношение к профориентации, слабое информационно-коммуникационное и организационно-методическое обеспечение профориентации, отсутствие координации
профориентационной деятельности.
Заключение договоров о сотрудничестве с ВУЗами и предприятием города позволило расширить возможности доступа к дистанционной системе обучения, участию учащихся общеобразовательной организации в образовательных программах ВУЗов, т.к. субъектам профориентации был дан доступ к образовательным ресурсам партнеров.
На основании SWOT- анализа, договоров о сотрудничестве, с учетом пожеланий субъектов профориентации общеобразовательной организации, были изменены следующие нормативные документы:
- положение о профориентации в общеобразовательной организации, в котором отображены субъекты профориентационного процесса и их взаимодействие с другими должностными лицами. По сути, этот документ будет являться пошаговой инструкцией к действию;
- план работы профориентации в общеобразовательной организации, являющейся основой деятельности субъектов профориентации общеобразовательной организации, в данном документе отображена деятельность всех субъектов на текущий год. В данном документе обозначены примерные сроки реализации, того или иного мероприятия.
- план мероприятий по профориентации в общеобразовательной организации, в данном документе прописаны профориентационные мероприятия, представленные для реализации в текущем году. Как правило, план мероприятий носит рекомендательный характер и может немного изменяться, в зависимости от объективных причин. Составляется данный документ совместно с организациями партнерами.
Также были разработаны следующие нормативные документы:
- должностная инструкция координатора по профориентации, в которой определяются основные функции его деятельности. Контроль за осуществлением реализации плана мероприятии, заключение договоров о сотрудничестве с образовательными организациями, координация деятельности субъектов профориентации в общеобразовательной организации (отсутствие дублирования действий и процессов), проведение диагностических и профориентационных мероприятий на базе общеобразовательной организации;
- положение об информационном обеспечении, в котором отображены процессы информационного обеспечения;
- техническое задание для разработки страницы по профессиональной ориентации на сайт общеобразовательной организации. Созданная страница по профориентации на сайте лицея (www. licey2.ru) позволяет своевременно информировать обучающихся о текущих профориентационных мероприятиях как в общеобразовательной организации, так и в вузах-партнерах, обеспечивает доступ ко всем разработанным документам, содержит материалы, способствующие наполнению портфолио выпускников;
- информационный стенд используется для размещения рекламных проспектов от вузов.
Данные документы позволяют систематизировать работу субъектов по профессиональной ориентации в общеобразовательной организации.
Для определения результативности комплекта документов для координации деятельности субъектов профориентации была проведена экспертная оценка данной деятельности. Для проведения экспертизы на основе методики Pattern, был разработан и использован экспертный лист. В ходе проведенной экспертизы, были получены заключения экспертов о координации деятельности субъектов профессиональной ориентации в общеобразовательной организации и комплекта документов, сопровождающих данную деятельность.
Разработанный в соответствии с заявленными требования комплекс документов, полностью отражает деятельность субъектов профориентации в общеобразовательной организации. Представленные для экспертизы документы полностью соответствуют заявленным ранее требованиям.
Проведённая оценка деятельности позволяет говорить о результативности разработанного организационно-методического обеспечения, возможности распределения процессов деятельности субъектов профориентации.
1. Профессиональное самоопределение (статья) [Электронный
ресурс] - //Психология и психиатрия [сайт] - Режим доступа: http://www. psihomed.com/professionalnoe-samoopredelenie/
2. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. / Е.А. Климов // М.: «Культура и спорт», 2002 г., -350 с
3. Профориентация ее проблемы и пути решения (статья) - 15 с
[Электронный ресурс] //мир психологии [сайт] - Режим доступа:
http://www.psyworld.ru/index. php
4. Чистякова, C.H., Родичев, Н.Ф. Образовательно¬
профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении/ С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев// Материалы курса: лекции 1-4 - М.: Педагогический университет «Первое сентября» - 2007. - 84 с.
5. Сьюпер. Д., Концепция профессионального развития
[Электронный ресурс] // psi.webzone [сайт] - Режим доступа:
http://psi.webzone.ru/st/329900.htm
6. Фукуяма, С. Профориентация (эл. Книга) [Электронный ресурс]//
Аналитика. Карьера. Психология. (сайт)// Режим
доступа: http://www.gocareera.rU/glossary/proforientaciya#axzz4kHZRermE
7. Пряжников, Н.С. Профориентация как система / / [Электронный ресурс] (статья)-10с/ Н.С. Пряжников// Пейера [сайт] - Режим доступа:
https:/ /www. psyera.ru/proforientaciya-kak-sistema_7315.htm
8. Чистякова, С.Н., Родичев Н.Ф., Теоретические и практические проблемы профессионального самоопределения обучающихся: портал для обучающихся Московской области» /С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев / /журнал Педагогические науки - М.: 2007. - 160 с.
9. Сергеев, И. С. Профессиональные пробы в вопросах и ответах / И. С. Сергеев, И. В. Кузнецова, Е. А. Никодимова / Профессиональное образование/. Столица. - М., 2016. - № 6. - С. 2-9.
10. Чистякова, С.Н., Родичев Н.Ф. Образовательно-
профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучений: Материалы курса: лекции 5-8/ С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев / - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009 - 88 с.
11. Субъекты профориентации и их функции/ [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://lektsii.net/3-167089.html
12. Чистякова, С.Н., Ходусов А. Н. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнёрства (статья):/ С.Н. Чистякова, А. Н. Ходусов / журнал Педагогические науки - 250 с.
13. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Правительство РФ Постановление от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва. [Электронный ресурс] // Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации - Режим доступа:
http://www.docs.cntd.ru/document/901771684
14. Федеральный закон об Образовании в РФ 2012, изменения 2017. - Н.: Норматика, 2017. - 144 с.
15. Блинов, В.И. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования и стратегии развития профессионального самоопределения обучающихся в 2015-2020 гг. /В.И, Блинов/ [Электронный ресурс]- //Образовательная инициатива. Социально-профессиональная сеть [сайт]/ - Режим доступа: http://www/ eduidea. ru/communities/14/publics/44
16. «Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года». [Электронный ресурс] // Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации/- Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru/document/902389617
17. Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015-2020 г г [Электронный ресурс]/ /Маяк профессионального образования. Форум для специалистов, преподавателей и наставников [сайт]/ Режим доступа: http://prof-mayak.ru/
18. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление/под. Ред. К.Г. Митрофанова/ - М.: Альянс- пресс, 2004. -268 с.
19. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений
[Электронный ресурс] - //EnterEducation [сайт]/ Режим доступа:
http://www.oxoz.ru/fenovs-1187-1.html
20. Проект концепция сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psihdocs.ru/i-koncepciya- soprovojdeniya-professionalenogo-samoopredeleniya.html
21. Центр профессионального образования. Концепция
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования. Блинов, В.И., И.С. Сергеев И.С. [и др.] / В.И. Блинов, И.С. Сергеев /- М.: [Электронный ресурс] // Федеральный институт развития образования. [сайт] - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2012/12/Concept_SPS.pdf
22. Кубицкий, С. И. Социальное партнерство субъектов рынков
образования и труда в современной России: дис....д-ра соц.наук:22.00.04/ Кубицкий Сергей Иванович/- Москва, 2007.-307 с. [Электронный ресурс]: //Электронная библиотека диссертаций/ - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-partnerstvo-subektov-rynkov- obrazovaniya-i-truda-v-sovremennoi-rossii#ixzz4jJXrV1mn
23. Методы и инструменты менеджмента. Организационно¬
методическое обеспечение менеджмента. //Теория менеджмента/ (сайт) [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.studfiles.ru/ Теория
менеджмента
24. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учеб пособие для студ. Высш. учеб заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников/. [2-е изд., стер]- 145 с.
25. Профориентология: Теория и практика: /учеб. Пособие для высшей школы/ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова/. - Москва: - Изд.3-е.; Академический Проспект; Фонд «Мир», 2008. -192 с.
26. Мескон, М., Альберт. М., Хедоури. Ф. Основы менеджмента/ М.Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури/Высшая школа международного менеджмента/М.: 2006 г- 450 с
27. Новый подход к профессиональной ориентации. [Электронный
ресурс]// Профессиональная ориентация. [сайт]/ Режим доступа:
http://www.npo^opneHTanna.su/article/novii-ppdhod-k-shkolnoi2 proforientacii.html
28. Уточнение понятия "субъект профессионального
самоопределения" Пряжников Н.С. [Электронный ресурс] // ИСТИНА Интеллектуальная Система Тематического Исследования
НАукометрических данных [сайт]/ Режим доступа:
https://istina.msu.ru/conferences/presentations/7511766/
29. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под.ред. Батышева, С.Я. Новикова. А.М. / С.Я. Батышева, А.М. Новикова. /Издание 3-е, переработанное. М.: Изд-во ЭГВЕС, 2009 - 460 с.
30. Организация профориентационной работы в образовательной
организации (методические рекомендации для ведения
профориентационной работы в образовательной организации) [Электронный ресурс]//Государственная служба занятости населения. Департамент Государственной службы занятости населения Республики Марий Эл [сайт]/ Режим доступа: http:// edu.mari.ru
31. Ситуационный подход к управлению. Основы менеджмента [Электронный ресурс] - //Экономическая библиотека [сайт]/Режим доступа: http://econom-lib.ru/1-19.php
32. Теория административного управления А.Файоль (статья).
[Электронный ресурс] - // psyera Гуманитарно-правовой портал [сайт]/ Режим доступа: https://psyera.ru/teoriya-administrativnogo-upravleniya-
fayolya_9422.htm
33. Снегирев, А.А., Выжимов, В.И. Основы эффективного менеджмента. /А.А. Снегирев, В.И. Выжимов/М.: -2008 - 350 с.
34. Факторы усложнения организационных взаимодействий. Гейлберт Д. [Электронный ресурс] // Центр управления финансами [сайт]/Режим доступа: http: //center-yf.ru/data/Menedzheru/Koordinaciya- deyatelnosti-v-organizacii.php#2
35. Ситуационный подход к управлению. //Экономическая
библиотека (сайт)/ Режим доступа: http: //econom-lib .ru/1-19.php
36. Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/ Г. Минцберг// Пер. с анг. Под ред. Ю.Н. Кептуревского. - СПб.: Питер, 2004. - 50 с.
37. Снегирев А.А., Выжимов В.И. Координация деятельности в рамках организации /А.А. Снегирев, В.И. Выжимов// [Электронный ресурс]: /Основы эффективного менеджмента// - /Lib.Sale [сайт]/ - Режим доступа: http://lib.sale/osnovyi-menedjmenta-besplatno/koordinatsiya-deyatelnosti- ramkah-67105.html
38. SWOT-анализ: что это такое, зачем он нужен бизнесу, как его проводить [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bizbe.biz/
39. Унифицированной организационно-распорядительной
документации (УСОРД)// Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902389617
40. Требования к сайту образовательного учреждения/
[Электронный ресурс] // edumonito [сайт] - Режим доступа:
http: //studopedia.ru/16 41409 trebovaniya-k-saytam.html
41. Центр занятости населения города Красноярска [сайт] // [Электронный ресурс] / Режим доступа- http://www.krasczn.ru
42. Интерактивный портал агентства труда и занятости населения Красноярского края [сайт] // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://trud.krskstate.ru
43. Аналитический центр мониторинга абитуриентов, студентов и выпускников учебных заведений [сайт] // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.npo^ppneHTnp.p^
44. Центр тестирования и развития гуманитарные технологии [сайт] [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://proforientator.ru
45. Нормативно-правовая база профориентационной работы, информационный бюллетень [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/158/14937.php
46. Горбачёв, Н.Н., Мальченко, С.Н. Информационно¬
коммуникационное сопровождение образования: из опыта /Н.Н. Горбачева/ [Электронный ресурс] - //Cyberleninka [сайт]/ Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnoe- soprovozhdenie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-iz-opyta
47. Использование информационно-коммуникационных технологий в организации профориентационной работы с учащимися / /refdb.ru [сайт]/ Режим доступа: http:// https://refdb.ru/look/2542153.html
48. Крулехт М.В; Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании:
//Учеб. пособие для студентов фак. дошк. Образования высш.пед.учеб. заведений /М.В. Крухдет, И.В, Тельнюк/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://uchebniki-besplatno.com/tehnologii8206-obrazovatelnyie-
sovremennyie/ekspertnyie-otsenki-obrazovanii-ucheb-posobie.html
49. Экспертиза в образовании [Электронный ресурс] - //Pandia (сайт) / Режим доступа: http: //pandia.ru/text/78/302/7367. php
50. Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования. Учебно-методический комплект М.: АСОУ 2007-205 с.
51. Методика Паттерн на службе проектного выбора. [Электронный ресурс] // Время успешных проектов [сайт]/Режим доступа 6http://projectimo.ru
52. Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования. Учебно-методический комплект М.: АСОУ 2007-205 с.
53. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. // Н.С. Пряжников/ учебно - методическое пособие - М.: «Академия», 2007. - 89 с.
54. Пряжников, Н.С. Нормативно-правовая основа профориентации /Н.С. Пряжников/ [Электронный ресурс]- //Госбук [сайт]/ Режим доступа 6http://gosbook.ru/
55. Эриксон, Э. Теория личности/Эрик Эриксон/ [Электронный ресурс] - //Сам себе психолог (сайт)/ Режим доступа: http://sam-sebe- psycholog.ru/articles/psihosocialnaya-teoriya-lichnosti-eeriksona
56. Парсонс, Ф Зарождение профориентации в США и её
основоположник Фрэнк Парсонс/ Фрэнк Парсонс// Бюро профориентации (сайт) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://prof-buro.ru/O-
proforientatsii/Zarozhdenie_proforientazii_v_ssha_i_ee_osnovopolozhnik_frank_ parsons/
57. Дьюи, Дж. Прогрессивная педагогика/ Джон Дьюи/
[Электронный ресурс] - // Издательский дом BookChel (сайт)/ Режим доступа: https://zenon74.ru/school/pedagogika-dzhona-dyui
58. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как
психологическая проблема/М.Р. Гинзбург/ [Электронный ресурс]- //Бим-Бад
Б.М. (официальный сайт)/ - Режим доступа: http://www.bim-
bad.ru/biblioteka/article_full .php?aid= 1547
59. Подход К.К. Платонова к пониманию сущности
профессиональной ориентации молодежи/[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://3ys.ru/.. ./podkhod-k-k-platonova-k-ponimaniyu-sushchnosti-
professionalnoj-orientatsii-molodezhi.html
60. Альбуханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности / К.А. Альбуханова-Славская// (эл. Книга)/ - Режим доступа: http: //www.koob .ru/abulhanova_k_a/psych_individual
61. Головаха, Е. И. Перспективы и профессиональное самоопределение молодежи/Е.И. Головаха/ [Электронный ресурс] - pandia. (сайт)/ - Режим доступа: http: //pandia.ru/text/77/435/427-2. php
62. Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и
психодиагностика/К.М. Гуревич/ серия «Мастера психологии» Избранные труды: Питер; Санкт-Петербург; 2008-212с. / [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://fictionbook.ru/static/trials/03/93/59/03935925.a6.pdf