Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста в сельской общеобразовательной организации

Работа №99468

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста в сельской общеобразовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего школьного
возраста 7
1.2. Профессиональная ориентация детей старшего школьного возраста в
сельской общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи 14
1.3. Методы, формы организации профессиональной ориентации детей
старшего школьного возраста в сельской общеобразовательной организации 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Манчажская средняя общеобразовательная школа» 28
2.1. Характеристика деятельности коллектива Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Манчажская средняя общеобразовательная школа» по организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста 28
2.2. Диагностика старших школьников и родителей Муниципального
автономного общеобразовательнного учреждения «Манчажская средняя общеобразовательная школа» 35
2.3. Комплекс мероприятий по организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста в сельской
общеобразовательной организации 45
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Приложения 70


Актуальность темы исследования. В последнее время на всех уровнях государственной власти все чаще звучат тезисы о значимости правильного выбора профессионального пути и дальнейшего успешного профессионального становления каждого человека.
В государственной программе «Развитие образования в Российской Федерации» на 2013-2020 гг. определяется следующая миссия образования: реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. В соответствии с миссией определена задача: формирование гибкой системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации [20].
Значимость профессиональной ориентации подрастающего поколения определяется в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, где отмечается, что «школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы».
Личностные результаты освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования должны отражать формирование готовности и способности, обучающихся к осознанному выбору и дальнейшему построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде [47].
Для того чтобы учащиеся общеобразовательных организаций смогли сделать правильный профессиональный выбор, необходимо предоставить им возможность и создать необходимые условия для осознания значимости продуктивного профессионального и личностного самоопределения, познакомить с правилами выбора будущей профессиональной деятельности, научить соотносить индивидуальные особенности с требованиями желаемой профессии, развивать умение активного поиска и эффективной обработки информации о путях и способах получения профессионального образования и профессиональной подготовки. Особого внимания при рассмотрении данного вопроса заслуживают обучающиеся сельских общеобразовательных организаций, поскольку, чаще всего, они находятся в более скудных условиях профессионального выбора за счет бедности дополнительного образования, отсутствия промышленного производства в сельской местности, недостаточности ресурсов сельской школы для создания необходимых условий для профессиональной ориентации.
Следовательно, одной из основных задач современной сельской общеобразовательной организации должна стать правильная организация профессиональной ориентации учащихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, а также с учетом общественных потребностей и запросов рынка труда.
В связи с вышеизложенным обоснованием актуальности выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Организация профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста в сельской общеобразовательной организации».
Разработанность темы исследования. Вопросам профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников уделяется внимание в трудах многих ученых, педагогов-психологов. Отметим лишь некоторых из них:
В.Д. Шадриков, Н.С. Пряжников писали о создании системы профориентации, направленной на вооружение школьников необходимыми знаниями и умениями; ими разработаны диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессий.
Е.А. Климов дал научное обоснование теоретических и методологических основ профессионального консультирования школьников, сформировал банк профессиограмм. В.Ф. Сахаров занимался разработкой системного подхода к профориентации школьников. Однако, изученные исследования показывают, что несмотря на имеющиеся положительные результаты в области профориентации, она ещё не достигает своей главной цели - обеспечения профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности и адекватного требованиям общества с учетом региональных особенностей.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования вопросы организации профессиональной ориентации учащихся сельской школы требуют поиска адекватных форм и методов, способствующих формированию профессиональных планов старших школьников.
Противоречие: между необходимостью организации профессиональной ориентации учащихся сельской школы с учетом их способностей и интересов, и недостаточностью методических материалов по организации данного вида деятельности на уровне сельской образовательной организации.
Проблема заключается в поиске ответа на вопрос: каково должно быть содержание организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста в сельской общеобразовательной организации?
Объект исследования: процесс организации профессиональной
ориентации детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста в сельской общеобразовательной организации.
Цель исследования: теоретически рассмотреть, разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста в сельской общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что содержание организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста в сельской общеобразовательной организации должна осуществляться по стадиям организационного процесса, включать в себя анализ интересов и потребностей учащихся, а также подкрепляться необходимыми организационными документами.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего школьного возраста.
2. Изучить понятие, цели и задачи организации профессиональной ориентации в общеобразовательной организации.
3. Представить формы и методы организации профессиональной ориентации в сельской общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность коллектива Манчажской средней общеобразовательной школы.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение,
систематизация; эмпирические: тестирование, наблюдение, статистическая и графическая обработка данных.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стала разработка комплекса мероприятий по организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста в сельской общеобразовательной организации.
Для достижения поставленной цели решались определенные задачи, в ходе которых рассмотрена изученность проблемы профессиональной ориентации в психологической и педагогической науке, дана психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста, изучены методы и стратегии организации профессиональной ориентации старших школьников. Проанализирована существующая деятельность по организации
профессиональной ориентации в сельской общеобразовательной организации, разработан комплекс мероприятий по организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста в сельской общеобразовательной организации.
Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы.
Для старшего школьного возраста характерна ориентация на будущее, происходят интенсивное самоутверждение, поиск сфер для него.
Это определяет важность обеспечения таких условий среды и развития, которые оптимально способствуют социальной идентификации личности.
Существенным фактором создания такой среды является организация профессиональной ориентации, позволяющая ребенку старшего школьного возраста перейти от роли пассивного субъекта профориентационных воздействий к сознательному выбору профессиональной деятельности на основе осознания своих интересов, возможностей и способностей в процессе активной деятельности.
Профессиональная ориентация старших школьников представляет собой сложный и многоаспектный процесс поиска, осмысления и понимания
личностью своего профессионального пути развития и предназначения и находит свое выражение в определенном уровне сформированности знаний, умений, мотивов, смыслов, ценностей, характеризующих психологическую готовность личности к профессиональному и жизненному выбору.
Профориентация представляет собой не отдельные мероприятия, а систему психологических, социальных действий, помогающих личности выбрать профессию с учетом имеющихся возможностей, потребностей общества.
Профориентационная работа в образовательной организации - это целенаправленная деятельность в условиях образовательного учреждения по формированию (коррекции) у старших школьников осознанного, наиболее целесообразного для них в данных условиях профессионального выбора.
Организация профориентационной работы - это упорядоченная целенаправленная профориентационная деятельность образовательной организации, направленная на профессиональное самоопределение и формирование профессиональных планов старших школьников.
Проведенный анализ деятельности МАОУ «Манчажская СОШ» по вопросам организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста, позволил сделать следующие выводы.
Во-первых, несмотря на то, что в данной образовательной организации ежегодно проводится целый ряд профориентационных мероприятий, этих мероприятий явно недостаточно, поскольку не у всех старшеклассников есть четкие и достоверные представления о различных профессиях и их содержании, далеко не все подростки четко представляют, где они могут продолжить обучение для получения привлекательной для них профессии.
Во-вторых, организация профессиональной ориентации частично соответствует признакам организационного процесса: профориентационные мероприятия сводятся к проведению бесед, классных часов и экскурсий, не объединены общей программой, нет этапности в организации профориентационной работы в школе, совсем нет специально организованных профориентационных мероприятий.
В-третьих, отсутствует Положение об организации профориентационной работы в школе, план профориентационной работы.
Анализируя результаты опросника, можно сделать вывод о том, что родители, считают нужным наличие организации профориентационной работы со старшеклассниками в образовательной организации. Уровень удовлетворенности организацией профориентационной работы выше среднего - 63%, так как мнения об удовлетворенности и неудовлетворенности
разделились. Данный факт говорит о том, что уровень эффективности организации профориентационной работы следует повышать в системе образовательной организации.
Следовательно, организация профессиональной ориентации учащихся старшего школьного возраста в МАОУ «Манчажская СОШ» осуществляется недостаточно и лишь частично соответствует признакам и стадиям организационного процесса, что свидетельствует о необходимости разработки комплекса мероприятий по организации профессиональной ориентации.
По итогам проведенного исследования разработан комплекс мероприятий по профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста в условиях сельской общеобразовательной организации.
Основная цель комплекса мероприятий: совершенствование организации профориентационной работы с детьми старшего школьного возраста в сельской общеобразовательной организации.
Комплекс мероприятий включает в себя три направления: работа со старшими школьниками, работа с родителями старших школьников, работа с педагогами.
В рамках реализации комплекса мероприятий разработано Положение об организации профессиональной ориентации в МАОУ «Манчажская СОШ», составлен план работы по организации профориентации учащихся МАОУ «Манчажская СОШ», разработан комплекс мероприятий по организации профориентационной работы в школе.
По итогам апробации комплекса мероприятий среди детей старшего школьного возраста на базе МАОУ «Манчажская СОШ» проведена повторная диагностика с целью выявления результативности мероприятий.
Повторная диагностика детей старшего школьного возраста МАОУ «Манчажская СОШ» после апробации комплекса мероприятий по организации профессиональной ориентации, показала, что организация профессиональной ориентации соответствует признакам организационного процесса.
В школе разработано и действует Положение об организации профориентационной работы в школе, разработан и реализуется план профориентационной работы.
Диагностика сформированности профессиональных планов учащихся показала, что оптимальная структура профессиональных планов присутствует у 88,5% учащихся 9-х классов, малооптимальная структура профессиональных планов наблюдается у 7,7% учащихся, у 3,8% учащихся структура профессиональных планов неустойчивая. 62% обучающихся ориентированы на профессиональную область; 38% определили профессиональные области, но намерение не подкрепляется достаточным личным опытом деятельности; учащихся с отсутствием профессионального выбора нет.
Следовательно, разработанный комплекс мероприятий представляет собой упорядоченную целенаправленную деятельность, направленную на планирование и анализ профориентационной работы, информированность обучающихся, формирование у учащихся умений планировать свою жизнь и принимать решения при определении своего профессионального пути через реализацию комплексной диагностики и специально организованных мероприятий.
Использование данного комплекса мероприятий возможно в любой общеобразовательной организации с учетом ее специфики и имеющихся ресурсов.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.



1. Абрамова Г.С. Психология: учеб.пособ. для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2003. 233 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: кн. 2; пер. с англ.; / под ред. К.М. Гуревича, В. И.Лубовского. М.: Педагогика, 1982. 336 с.
3. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения // Школьные технологии. 2003. №4. С.22-31.
4. Белова Т.В. Справочник начинающего профконсультанта: справочное
пособие / Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А. М.: Нива
России, 2008. 183 с.
5. Белоусова В.В. Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2007. 26 с.
6. Бендюков М.А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда?. 2-е изд., доп. и дораб. / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, М.И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 2007. 240 с.
7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник. 2-е изд., СПб.:
Питер, 2008. 384 с.
8. Вартанова И.И. Изучение личности подростков в учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 2003. №1. С.8-14.
9. Возрастная психология: хрестоматия / под ред. В.С. Мухиной,
А.А. Хвостова. М.: Академия, 2001. 412 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
11. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников // Вопросы психологии. 1994. №5. С.29-35.
12. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное
пособие для студентов. М.: Просвещение, 2008. 272 с.
13. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учеб.пособие. М.: Академический проект, 2004. 192 с.
14. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2008. 336 с.
15. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ, сер. 14-психология. 1987. № 4. С.33-43.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ