ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ 6 ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Русский язык как предмет обучения в начальной школе 6
1.2 Формирование естественнонаучных знаний у младших
школьников 12
ГЛАВА 2 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22
2.1 Межпредметные связи на уроках русского языка в начальной школе 22
2.2 Методические подходы в обучении русскому языку с опорой на
естественнонаучные знания младших школьников 25
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ 6 ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Русский язык как предмет обучения в начальной школе 6
1.2 Формирование естественнонаучных знаний у младших
школьников 12
ГЛАВА 2 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22
2.1 Межпредметные связи на уроках русского языка в начальной школе 22
2.2 Методические подходы в обучении русскому языку с опорой на
естественнонаучные знания младших школьников 25
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
В конце 80-х годов работники народного образования начали обсуждать необходимость более глубокой интеграции учебных предметов в младших и старших классах средней школы.
Сегодня, пожалуй, трудно найти людей , которых не волновали бы вопросы совершенствования школьного образования. Проблемы школы горячо обсуждают ученые и дипломаты, педагоги и родители, общественность и сами ученики. Новаторы предлагают самые разные варианты и делают первые шаги по пути перестройки школьного дела.
Спектр вопросов, касающихся школьного образования , широк. В настоящее время в нашей стране резко возрастает число так называемых «специализированных» школ - это всевозможные лицеи, гимназии, колледжии т.п. Такие школы можно назвать профильными - в них идет активное изучение, по какому-либо направлению (например, иностранный язык , математика, русский язык и литература и т .д.). В таких школах особенно ярко выражено понижение статуса естественнонаучных дисциплин (физика, биология, химия, география), уменьшение количества отведенных на эти предметы часов за счет введения в программу таких дисциплин, как экология, экономика, право и др. Дисциплины естественнонаучного цикла в таких, да и в обычных школах, отодвинуты как бы на «второй шаг», их считают ненужными, неперспективными в дальнейшем образовании . И такое отношение к фундаментальным предметам образования вызывает некую настороженность . Ведь раньше наша страна могла по праву гордиться уровнем подготовки именно по естественнонаучным дисциплинам, а сеичас наблюдается тенденции к снижению уровня знаний и сокращению часов именно по этим предметам.
Прогрессивные педагоги подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К их достижениям относится следующее методическое обоснование процесса обучения: «преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идеи , сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений»[1, с.32].
Интеграция в обучении - это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования . Такими компонентами могут быть различные виды знаний одного учебного предмета , обобщенные компоненты знаний межпредметного характера , обобщенные умения , сформированные на основе усвоения связей между способами учебно¬познавательной, учебно-производственной и практической деятельности.
Методологическая, образовательная, воспитательная, развивающая функции интеграции в обучении обеспечивают существование интеграции как полноправного процесса в обучении.
Методологическая функция обозначенного процесса обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира. Образовательная функция интеграции заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира , законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания, фундаментальных теориях и идеях мировоззренческого характера. Воспитательная функция состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения.
Интеграция в обучении позволяет выполнять и развивающую функцию , необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося , развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.
Интегрированный урок - особый тип урока , на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нес кольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.
Многоплановая интеграция в обучении как современная проблема теоретической науки определяет актуальность темы исследования в предлагаемой выпускной квалификационной работе. Объектом исследования избраны уроки русского языка в начальной школе. Предмет исследования - естественнонаучные знания в процессе обучения русскому языку.
Цель исследования - раскрыть многообразие путей использования и формирования естественнонаучных знаний на уроках русского языка.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: определиться в понимании специфики естественнонаучных знаний; обобщить методический опыт использования межпредметных связей на уроках русского языка; выявить в содержании действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для третьего класса дидактический материал, включающий естественнонаучные знания обучающихся или формирующий эти знания; разработать экспериментальный урок русского языка с использованием дидактического материала, основанного на естественнонаучных знаниях обучающихся.
Методологической основой работы послужили научные гипотезы М.Р. Львова, П.Ф. Ивченкова, К.Д. Ушинского о специфике уроков русского языка и естественнонаучных знаниях, теоретические обоснования роли межпредметных связей в обучении, а также следующие исследовательские методы: метод анализа научной и методической литературы; метод эксперимента.
Практическая значимость материалов выпускной квалификационной работы обусловлена возможностью их использования в вузовской подготовке учителей начальной школы и в практической работе учителей начальной школы.
Сегодня, пожалуй, трудно найти людей , которых не волновали бы вопросы совершенствования школьного образования. Проблемы школы горячо обсуждают ученые и дипломаты, педагоги и родители, общественность и сами ученики. Новаторы предлагают самые разные варианты и делают первые шаги по пути перестройки школьного дела.
Спектр вопросов, касающихся школьного образования , широк. В настоящее время в нашей стране резко возрастает число так называемых «специализированных» школ - это всевозможные лицеи, гимназии, колледжии т.п. Такие школы можно назвать профильными - в них идет активное изучение, по какому-либо направлению (например, иностранный язык , математика, русский язык и литература и т .д.). В таких школах особенно ярко выражено понижение статуса естественнонаучных дисциплин (физика, биология, химия, география), уменьшение количества отведенных на эти предметы часов за счет введения в программу таких дисциплин, как экология, экономика, право и др. Дисциплины естественнонаучного цикла в таких, да и в обычных школах, отодвинуты как бы на «второй шаг», их считают ненужными, неперспективными в дальнейшем образовании . И такое отношение к фундаментальным предметам образования вызывает некую настороженность . Ведь раньше наша страна могла по праву гордиться уровнем подготовки именно по естественнонаучным дисциплинам, а сеичас наблюдается тенденции к снижению уровня знаний и сокращению часов именно по этим предметам.
Прогрессивные педагоги подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К их достижениям относится следующее методическое обоснование процесса обучения: «преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идеи , сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений»[1, с.32].
Интеграция в обучении - это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования . Такими компонентами могут быть различные виды знаний одного учебного предмета , обобщенные компоненты знаний межпредметного характера , обобщенные умения , сформированные на основе усвоения связей между способами учебно¬познавательной, учебно-производственной и практической деятельности.
Методологическая, образовательная, воспитательная, развивающая функции интеграции в обучении обеспечивают существование интеграции как полноправного процесса в обучении.
Методологическая функция обозначенного процесса обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира. Образовательная функция интеграции заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира , законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания, фундаментальных теориях и идеях мировоззренческого характера. Воспитательная функция состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения.
Интеграция в обучении позволяет выполнять и развивающую функцию , необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося , развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.
Интегрированный урок - особый тип урока , на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нес кольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.
Многоплановая интеграция в обучении как современная проблема теоретической науки определяет актуальность темы исследования в предлагаемой выпускной квалификационной работе. Объектом исследования избраны уроки русского языка в начальной школе. Предмет исследования - естественнонаучные знания в процессе обучения русскому языку.
Цель исследования - раскрыть многообразие путей использования и формирования естественнонаучных знаний на уроках русского языка.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: определиться в понимании специфики естественнонаучных знаний; обобщить методический опыт использования межпредметных связей на уроках русского языка; выявить в содержании действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для третьего класса дидактический материал, включающий естественнонаучные знания обучающихся или формирующий эти знания; разработать экспериментальный урок русского языка с использованием дидактического материала, основанного на естественнонаучных знаниях обучающихся.
Методологической основой работы послужили научные гипотезы М.Р. Львова, П.Ф. Ивченкова, К.Д. Ушинского о специфике уроков русского языка и естественнонаучных знаниях, теоретические обоснования роли межпредметных связей в обучении, а также следующие исследовательские методы: метод анализа научной и методической литературы; метод эксперимента.
Практическая значимость материалов выпускной квалификационной работы обусловлена возможностью их использования в вузовской подготовке учителей начальной школы и в практической работе учителей начальной школы.
В первоначальном обучении предмет «Русский язык» выполняет роль своеобразной энциклопедии знаний для маленьких детей, подготавливает их к последующему изучению элементарных курсов истории, географии и естествознания, к изучению грамматики и к литературному чтению. Этим объясняется важность задач, стоящих перед учеными и практиками в области совершенствования методики русского языка. На современном этапе предмет «Русский язык» осознается как самый важный в школьном образовании. Этот предмет призван решить основную педагогическую задачу - обеспечить интеграционный процесс в школьном образовании.
Интеграция в обучении - это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования. Такими компонентами могут быть различные виды знаний одного учебного предмета , обобщенные компоненты знаний межпредметного характера , обобщенные умения , сформированные на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной, учебно-производственной и практической деятельности.
Важным компонентом образования являются естественнонаучные знания, формируемые у обучающихся через специальные предметы (математика, окружающий мир, информатика, технология, физическая культура). Природоведческие и экологические, географические и математические понятия становятся дидактическим материалом на уроках русского языка, которые способствуют не только закреплению полученных знаний, но и расширению характеристик усвоенного понятия. Так межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в школьном обучении. Их развитие призвано решать одну из важнейших проблем обучения - неумение учащихся переносить знания и навыки из одной области знаний в другую.
Уроки русского языка на межпредметной основе позволяют решить и другие задачи: объединить изучаемые в начальной школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах; развить навыки продуктивного общения, приобретения жизненно необходимого опыта, расширить социальное пространство личности.
Для осуществления межпредметных связей на уроках русского языка в начальных классах есть выгодные условия: в классе работает один учитель, который ведет основные предметы, ему хорошо известен весь программный материал начальной школы; учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса, что позволяет ему эффективно использовать приемы и методы обучения, выстраивать логическую цепочку.
С целью раскрытия содержания материала, характера вопросов и заданий, основанных на межпредметных связях, в рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены следующие учебно-методические комплексы для начальной школы: «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Развивающая система» Л.В. Занкова «Классическая начальная школа».
В ходе анализа содержания дидактического материала, контролирующих заданий было обнаружено, что в учебно-методическом комплексе «Начальная школа XXI века» (научный руководитель комплекса Н.Ф. Виноградова) чаще всего встречаются тексты, вопросы к текстам, задания, слова, которые направлены на активизацию естественнонаучных представлений младших школьников.
В данном учебно-методическом комплексе активно используются слова, определяющие естественнонаучные понятия (дождь, море, солнце, погода, осень, реки, деревья, возраст, чувства, растения, разные виды животных и т.д.. В ходе работы с подобными упражнениями у ребят формируются общенаучные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные; развивается умение устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Так, авторы этого комплекса продуктивно решают задачу интеграции в обучении.
В учебно-методическом комплексе «Школа 2100» (научный руководитель Л.Г. Петерсон) заданий с межпредметной связью очень мало. В используемых текстах не прослеживается тенденция на развитие и формирование естественнонаучных знаний обучающихся.
Хорошие результаты по формированию универсальных учебных действий дает установка учителя на включение учащихся в подготовку дидактического материала к урокам русского языка. Материалы дети зачастую изготавливают на других уроках (например, технологии), а используются они особенно эффективно при изучении тем по русскому языку. «Открытия», которые делаются учениками при решении познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности.
Практическая разработка урока по теме «Слова с буквосочетаниями жи- ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ, рщ», основанная на использовании межпредметных связей, является результатом реализации теоретических положений выпускной квалификационной работы. Конспект урока был апробирован в период педагогической практики, обсужден на заседании методического объединения учителей начальной школы и принят ими как методическое пособие при разработке уроков с использованием естественнонаучных знаний в качестве дидактического материала при изучении отдельных тем русского языка.
Интеграция в обучении - это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования. Такими компонентами могут быть различные виды знаний одного учебного предмета , обобщенные компоненты знаний межпредметного характера , обобщенные умения , сформированные на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной, учебно-производственной и практической деятельности.
Важным компонентом образования являются естественнонаучные знания, формируемые у обучающихся через специальные предметы (математика, окружающий мир, информатика, технология, физическая культура). Природоведческие и экологические, географические и математические понятия становятся дидактическим материалом на уроках русского языка, которые способствуют не только закреплению полученных знаний, но и расширению характеристик усвоенного понятия. Так межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в школьном обучении. Их развитие призвано решать одну из важнейших проблем обучения - неумение учащихся переносить знания и навыки из одной области знаний в другую.
Уроки русского языка на межпредметной основе позволяют решить и другие задачи: объединить изучаемые в начальной школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах; развить навыки продуктивного общения, приобретения жизненно необходимого опыта, расширить социальное пространство личности.
Для осуществления межпредметных связей на уроках русского языка в начальных классах есть выгодные условия: в классе работает один учитель, который ведет основные предметы, ему хорошо известен весь программный материал начальной школы; учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса, что позволяет ему эффективно использовать приемы и методы обучения, выстраивать логическую цепочку.
С целью раскрытия содержания материала, характера вопросов и заданий, основанных на межпредметных связях, в рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены следующие учебно-методические комплексы для начальной школы: «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Развивающая система» Л.В. Занкова «Классическая начальная школа».
В ходе анализа содержания дидактического материала, контролирующих заданий было обнаружено, что в учебно-методическом комплексе «Начальная школа XXI века» (научный руководитель комплекса Н.Ф. Виноградова) чаще всего встречаются тексты, вопросы к текстам, задания, слова, которые направлены на активизацию естественнонаучных представлений младших школьников.
В данном учебно-методическом комплексе активно используются слова, определяющие естественнонаучные понятия (дождь, море, солнце, погода, осень, реки, деревья, возраст, чувства, растения, разные виды животных и т.д.. В ходе работы с подобными упражнениями у ребят формируются общенаучные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные; развивается умение устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Так, авторы этого комплекса продуктивно решают задачу интеграции в обучении.
В учебно-методическом комплексе «Школа 2100» (научный руководитель Л.Г. Петерсон) заданий с межпредметной связью очень мало. В используемых текстах не прослеживается тенденция на развитие и формирование естественнонаучных знаний обучающихся.
Хорошие результаты по формированию универсальных учебных действий дает установка учителя на включение учащихся в подготовку дидактического материала к урокам русского языка. Материалы дети зачастую изготавливают на других уроках (например, технологии), а используются они особенно эффективно при изучении тем по русскому языку. «Открытия», которые делаются учениками при решении познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности.
Практическая разработка урока по теме «Слова с буквосочетаниями жи- ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ, рщ», основанная на использовании межпредметных связей, является результатом реализации теоретических положений выпускной квалификационной работы. Конспект урока был апробирован в период педагогической практики, обсужден на заседании методического объединения учителей начальной школы и принят ими как методическое пособие при разработке уроков с использованием естественнонаучных знаний в качестве дидактического материала при изучении отдельных тем русского языка.
Подобные работы
- Формирование знаково-символического действия моделирования при обучении русскому языку в начальной школе (Калужский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Игровые технологии как средство мотивации при обучении русскому языку учащихся 5 классов
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Творческие задания и их роль в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3500 р. Год сдачи: 2020 - СВОЙСТВО ОБРАЗНОСТИ СЛОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (НА ПРИМЕРЕ «ЯНДЕКС. УЧЕБНИКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Развитие позновательного интереса: обучающихся в процессе изучения экономической и социальной географии "(9-10 класс)"
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



