Методическое обеспечение дисциплины «Информационные технологии в профессиональном обучении»
|
Введение
1 Характеристика учебного процесса по дисциплине «Информационные
технологии в профессиональном обучении» 10
1.1 Характеристика образовательной деятельности в вузе с учетом
студенческого возраста 10
1.2 Специфика дисциплины «Информационные технологии в
профессиональном обучении» 16
1.3 Отбор педагогических технологий для дисциплины «Информационные
технологии в профессиональном обучении» 20
2 Обоснование и разработка методического обеспечения по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональном обучении» 33
2.1 Обоснование методического обеспечения дисциплины
«Информационные технологии в профессиональном обучении» 33
2.2 Разработка рабочей программы по дисциплине «Информационные
технологии в профессиональном обучении» 37
2.3 Разработка методики проведения теоретических занятий 38
2.4 Разработка методики проведения практических занятий 41
3 Разработка и апробация педагогического программного средства для
дисциплины «Информационные технологии в профессиональном обучении» 45
3.1 Разработка педагогического программного средства по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональном обучении» с веб-поддержкой 45
3.2 Апробация методического обеспечения по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональном обучении» с веб-поддержкой 57
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение
1 Характеристика учебного процесса по дисциплине «Информационные
технологии в профессиональном обучении» 10
1.1 Характеристика образовательной деятельности в вузе с учетом
студенческого возраста 10
1.2 Специфика дисциплины «Информационные технологии в
профессиональном обучении» 16
1.3 Отбор педагогических технологий для дисциплины «Информационные
технологии в профессиональном обучении» 20
2 Обоснование и разработка методического обеспечения по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональном обучении» 33
2.1 Обоснование методического обеспечения дисциплины
«Информационные технологии в профессиональном обучении» 33
2.2 Разработка рабочей программы по дисциплине «Информационные
технологии в профессиональном обучении» 37
2.3 Разработка методики проведения теоретических занятий 38
2.4 Разработка методики проведения практических занятий 41
3 Разработка и апробация педагогического программного средства для
дисциплины «Информационные технологии в профессиональном обучении» 45
3.1 Разработка педагогического программного средства по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональном обучении» с веб-поддержкой 45
3.2 Апробация методического обеспечения по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональном обучении» с веб-поддержкой 57
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение
С каждым годом цели образования обновляются под новые задачи развития общества, что приводит к необходимости по-новому относиться к организации учебно-методической работы. По мнению С.Г.Молчанова учебно-методическая работа - это обязательная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие управленческие и педагогические действия. По мнению большинства авторов, основными задачами методической работы являются изучение и внедрение передового педагогического опыта и повышение профессионального мастерства.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
аккредитацию. Стандарт предназначен для единого образовательного пространства при обеспечении свободы реализации национальных
образовательных программ, качества высшего образования, возможности для деятельности высших учебных заведений.
Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», организаторами которого являются Департамент государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и Ассоциация «Национальная платформа открытого образования», создает в России инфраструктуру для развития рынка EdTech (Технологии в образовании) и обеспечивает необходимые условия для широкого использования онлайн-курсов на всех уровнях образования [1].
Манифест о Цифровой педагогике декларирует принципы создания цифровых образовательных сред, где ученик будет не объектом обучения, а субъектом - то есть сам влиять на свое развитие [2].
Нормативные документы в совокупности определяют обязательность наличия методического обеспечения с использованием информационных технологий (ИТ) в форме электронного обучения, электронной образовательной среды, Массовых открытых онлайн курсов (МООК) и др.
Эти документы определены задачами современного учебно-методического обеспечения являются: повышение качества и эффективности образовательного процесса в вузе, обеспечение целостности и результативности усвоения ООП в соответствии с ФГОС ВО, определение необходимого ресурсного обеспечения учебного процесса.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины задает основные цели обучения, которые выражены, прежде всего, в программе дисциплины. Дальнейшая конкретизация требований к уровню обучения осуществляется другими учебными средствами, а также методическими рекомендациями для преподавателей и студентов, являющимися составными частями УМО. Проектирование и использование в образовательном процессе учебно-методического обеспечения дисциплины повышает степень наглядности изучаемого материала, делает его доступным для студентов; помогает в максимальной степени развить познавательные интересы студентов; позволяет повысить темп изучения программного материала; является источником информации; освобождает преподавателя от большого объема чисто технической работы; способствует повышению творческого уровня преподавания; является средством управления познавательной деятельностью студентов; повышает успеваемость и качество их знаний; делает занятие интересным и содержательным.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса включает комплекс основных учебников, учебно¬методических пособий и информационных ресурсов для учебной деятельности студентов; комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса; материально-технические условия для реализации образовательного процесса. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает разработку учебно-методических комплектов дисциплин, освоение технологий обучения и внедрение инновационных педагогических технологий.
При реализации образовательных программ с применением современного учебно-методического обеспечения в вузе должны быть созданы условия для эффективного функционирования образовательной среды.
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональном обучении» введена в учебный план бакалавриата и отсутствовала в специалитете. Она направлена на рассмотрение и поиск решений вопросов комплексного владения информационными и коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности преподавателя. Цель дисциплины - систематизировать и обобщить опыт и знания студентов, проявление профессиональных компетенций в решении реальных задач, используя знания, умения и навыки в области использования средств информационных технологий в образовании. Применение информационных технологий в образовательном процессе способствует потребности обучающихся к более осознанной профессиональной реализации и профессиональных модулей, повышает интерес к реальной профессиональной деятельности, повышает качество профессиональной подготовки будущих специалистов. Основной акцент в изучении дисциплины делается на систематизирование, обобщение и осуществление практической деятельности по применению информационных технологий для решения педагогических задач профессионального образования.
Суть данной работы состоит в разработке методического обеспечения для учебного процесса в вузе с учетом современных тенденций развития
педагогических процессов, учитывающего специфику специальности и дисциплины, новой социально-экономической ситуации, модернизации высшего образования, требующей формирования высокого уровня образованности, компетентности и развития профессиональных способностей специалистов.
Цель: обосновать и разработать методическое обеспечение по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении».
Объект: учебный процесс по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении».
Предмет: методическое обеспечение по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении».
Задачи:
1) Охарактеризовать учебный процесс по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении».
2) Выбрать педагогические технологии для дисциплины
«Информационные технологии в профессиональном обучении».
3) Педагогически обосновать методическое обеспечение по
дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении».
4) Разработать методическое обеспечение по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональном обучении».
5) Разработать педагогическое программное средство по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении» с веб-поддержкой.
6) Апробировать методическое обеспечение по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении».
Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические и эмпирические методы исследования:
Для выявления сущности обоснования и разработки методического обеспечения по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении» проводился теоретический анализ. В работе
Апробация созданного методического обеспечения была проведена в очном учебном процессе в полевом исследовании. Апробация проводилась с целью проверки возможностей использования данного методического обеспечения в реальном учебном процессе. На основе экспертных оценок и анкетных вопросов, отражающих возможности использования данного ресурса при проведении занятий, определена необходимость включения данного ресурса в учебный процесс. Полевое исследование проводилось в естественных условиях реального учебного процесса на 4 курсе бакалавриата.
Базой для проведения апробации являлась кафедра «Современные образовательные технологии» Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета и группа студентов 4 курса ФО13-01Б.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
аккредитацию. Стандарт предназначен для единого образовательного пространства при обеспечении свободы реализации национальных
образовательных программ, качества высшего образования, возможности для деятельности высших учебных заведений.
Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», организаторами которого являются Департамент государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и Ассоциация «Национальная платформа открытого образования», создает в России инфраструктуру для развития рынка EdTech (Технологии в образовании) и обеспечивает необходимые условия для широкого использования онлайн-курсов на всех уровнях образования [1].
Манифест о Цифровой педагогике декларирует принципы создания цифровых образовательных сред, где ученик будет не объектом обучения, а субъектом - то есть сам влиять на свое развитие [2].
Нормативные документы в совокупности определяют обязательность наличия методического обеспечения с использованием информационных технологий (ИТ) в форме электронного обучения, электронной образовательной среды, Массовых открытых онлайн курсов (МООК) и др.
Эти документы определены задачами современного учебно-методического обеспечения являются: повышение качества и эффективности образовательного процесса в вузе, обеспечение целостности и результативности усвоения ООП в соответствии с ФГОС ВО, определение необходимого ресурсного обеспечения учебного процесса.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины задает основные цели обучения, которые выражены, прежде всего, в программе дисциплины. Дальнейшая конкретизация требований к уровню обучения осуществляется другими учебными средствами, а также методическими рекомендациями для преподавателей и студентов, являющимися составными частями УМО. Проектирование и использование в образовательном процессе учебно-методического обеспечения дисциплины повышает степень наглядности изучаемого материала, делает его доступным для студентов; помогает в максимальной степени развить познавательные интересы студентов; позволяет повысить темп изучения программного материала; является источником информации; освобождает преподавателя от большого объема чисто технической работы; способствует повышению творческого уровня преподавания; является средством управления познавательной деятельностью студентов; повышает успеваемость и качество их знаний; делает занятие интересным и содержательным.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса включает комплекс основных учебников, учебно¬методических пособий и информационных ресурсов для учебной деятельности студентов; комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса; материально-технические условия для реализации образовательного процесса. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает разработку учебно-методических комплектов дисциплин, освоение технологий обучения и внедрение инновационных педагогических технологий.
При реализации образовательных программ с применением современного учебно-методического обеспечения в вузе должны быть созданы условия для эффективного функционирования образовательной среды.
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональном обучении» введена в учебный план бакалавриата и отсутствовала в специалитете. Она направлена на рассмотрение и поиск решений вопросов комплексного владения информационными и коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности преподавателя. Цель дисциплины - систематизировать и обобщить опыт и знания студентов, проявление профессиональных компетенций в решении реальных задач, используя знания, умения и навыки в области использования средств информационных технологий в образовании. Применение информационных технологий в образовательном процессе способствует потребности обучающихся к более осознанной профессиональной реализации и профессиональных модулей, повышает интерес к реальной профессиональной деятельности, повышает качество профессиональной подготовки будущих специалистов. Основной акцент в изучении дисциплины делается на систематизирование, обобщение и осуществление практической деятельности по применению информационных технологий для решения педагогических задач профессионального образования.
Суть данной работы состоит в разработке методического обеспечения для учебного процесса в вузе с учетом современных тенденций развития
педагогических процессов, учитывающего специфику специальности и дисциплины, новой социально-экономической ситуации, модернизации высшего образования, требующей формирования высокого уровня образованности, компетентности и развития профессиональных способностей специалистов.
Цель: обосновать и разработать методическое обеспечение по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении».
Объект: учебный процесс по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении».
Предмет: методическое обеспечение по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении».
Задачи:
1) Охарактеризовать учебный процесс по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении».
2) Выбрать педагогические технологии для дисциплины
«Информационные технологии в профессиональном обучении».
3) Педагогически обосновать методическое обеспечение по
дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении».
4) Разработать методическое обеспечение по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональном обучении».
5) Разработать педагогическое программное средство по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении» с веб-поддержкой.
6) Апробировать методическое обеспечение по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении».
Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические и эмпирические методы исследования:
Для выявления сущности обоснования и разработки методического обеспечения по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении» проводился теоретический анализ. В работе
Апробация созданного методического обеспечения была проведена в очном учебном процессе в полевом исследовании. Апробация проводилась с целью проверки возможностей использования данного методического обеспечения в реальном учебном процессе. На основе экспертных оценок и анкетных вопросов, отражающих возможности использования данного ресурса при проведении занятий, определена необходимость включения данного ресурса в учебный процесс. Полевое исследование проводилось в естественных условиях реального учебного процесса на 4 курсе бакалавриата.
Базой для проведения апробации являлась кафедра «Современные образовательные технологии» Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета и группа студентов 4 курса ФО13-01Б.
С каждым годом цели образования обновляются под новые задачи развития общества, что приводит к необходимости по-новому относиться к организации учебно-методической работы. По мнению С.Г. Молчанова учебно-методическая работа - это обязательная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие управленческие и педагогические действия. По мнению большинства авторов, основными задачами методической работы являются изучение и внедрение передового педагогического опыта и повышение профессионального мастерства.
Суть данной работы состоит в разработке методического обеспечения для учебного процесса в вузе с учетом современных тенденций развития педагогических процессов, учитывающего специфику специальности и дисциплины, новой социально-экономической ситуации, модернизации высшего образования, требующей формирования высокого уровня образованности, компетентности и развития профессиональных способностей специалистов. Нормативные и методические документы, такие как Федеральный государственный образовательный стандарт, проект «Современная образовательная среда», Манифест о цифровой педагогике определяют обязательность наличия методического обеспечения с использованием ИТ.
Поэтому цель работы заключается в обосновании и разработки методического обеспечения по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении». Для ее достижения мы охарактеризовали учебный процесс по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении» с учетом ее специфики. На этом основании обосновали и разработали методическое обеспечение для учебного процесса с веб-поддержкой. Рассмотрели нормативно-правовую базу и характеристики студенческого возраста.
Учебный процесс в вузе реализуется согласно Закону РФ «Об образовании» через образовательную деятельность по реализации образовательной программы. В Законе образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней - цензов.
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональном обучении» в учебном плане находиться в 8 семестре и изучается интенсивно восемь недель. Цель дисциплины - систематизировать и обобщить опыт и знания студентов, проявление профессиональных компетенций в решении реальных задач, используя знания, умения и навыки в области использования средств информационных технологий в образовании.
Учитывая, что период изучения дисциплины связан с завершением бакалаврского уровня образования, дисциплина существенно влияет на профессиональное самоопределение, так как по содержанию близка к будущей профессиональной деятельности и решает профессиональные вопросы.
Для обоснования методического обеспечения мы рассмотрели нормативные документы для того чтобы создать рабочую программу дисциплины «Информационные технологии в профессиональном обучении», объемом 108 часов, 54 самостоятельной работы, из них 36 подготовка к экзамену, а 18 распределены на 8 недель занятий.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины задает основные цели обучения, которые выражены, прежде всего, в программе дисциплины. Дальнейшая конкретизация требований к уровню обучения осуществляется другими учебными средствами, а также методическими рекомендациями для преподавателей и студентов, являющимися составными частями УМО.
В рамках работы мы разработали методическое обеспечение по дисциплине. На основе Федерального государственного образовательного стандарта создали теоретические и практические занятия.
Для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении», учитывая ее специфику и нормативную базу в университете, нами было разработано педагогическое программное средство по дисциплины «Информационные технологии в профессиональном обучении» с веба-поддержкой.
Апробация методического обеспечения по дисциплине проходила в учебном процессе на протяжении двух лет в рамках педагогической и преддипломной практик.
После работы с веб-поддержкой проводился опрос учащихся на предмет изучения их мнения о соответствии дидактическим принципам создания педагогических программных средств, выяснялось их общее отношение к разработанной дисциплине и ее методическому обеспечению.
Экспертам предлагалось оценить методическое обеспечение по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении» с веб-поддержкой по следующим критериям: поддержка учащихся и ресурсы, организация и дизайн, педагогический дизайн, оценка эффективности обучения студентов, инновационные технологии в обучении, использование обратной связи.
Результаты данной апробации доказывают, что методическое обеспечение по дисциплине разработано и педагогически обоснованно его применение в процессе преподавания дисциплины «Информационные технологии в профессиональном обучении».
Таким образом, задачи решены, цель работы достигнута.
Суть данной работы состоит в разработке методического обеспечения для учебного процесса в вузе с учетом современных тенденций развития педагогических процессов, учитывающего специфику специальности и дисциплины, новой социально-экономической ситуации, модернизации высшего образования, требующей формирования высокого уровня образованности, компетентности и развития профессиональных способностей специалистов. Нормативные и методические документы, такие как Федеральный государственный образовательный стандарт, проект «Современная образовательная среда», Манифест о цифровой педагогике определяют обязательность наличия методического обеспечения с использованием ИТ.
Поэтому цель работы заключается в обосновании и разработки методического обеспечения по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении». Для ее достижения мы охарактеризовали учебный процесс по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении» с учетом ее специфики. На этом основании обосновали и разработали методическое обеспечение для учебного процесса с веб-поддержкой. Рассмотрели нормативно-правовую базу и характеристики студенческого возраста.
Учебный процесс в вузе реализуется согласно Закону РФ «Об образовании» через образовательную деятельность по реализации образовательной программы. В Законе образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней - цензов.
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональном обучении» в учебном плане находиться в 8 семестре и изучается интенсивно восемь недель. Цель дисциплины - систематизировать и обобщить опыт и знания студентов, проявление профессиональных компетенций в решении реальных задач, используя знания, умения и навыки в области использования средств информационных технологий в образовании.
Учитывая, что период изучения дисциплины связан с завершением бакалаврского уровня образования, дисциплина существенно влияет на профессиональное самоопределение, так как по содержанию близка к будущей профессиональной деятельности и решает профессиональные вопросы.
Для обоснования методического обеспечения мы рассмотрели нормативные документы для того чтобы создать рабочую программу дисциплины «Информационные технологии в профессиональном обучении», объемом 108 часов, 54 самостоятельной работы, из них 36 подготовка к экзамену, а 18 распределены на 8 недель занятий.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины задает основные цели обучения, которые выражены, прежде всего, в программе дисциплины. Дальнейшая конкретизация требований к уровню обучения осуществляется другими учебными средствами, а также методическими рекомендациями для преподавателей и студентов, являющимися составными частями УМО.
В рамках работы мы разработали методическое обеспечение по дисциплине. На основе Федерального государственного образовательного стандарта создали теоретические и практические занятия.
Для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении», учитывая ее специфику и нормативную базу в университете, нами было разработано педагогическое программное средство по дисциплины «Информационные технологии в профессиональном обучении» с веба-поддержкой.
Апробация методического обеспечения по дисциплине проходила в учебном процессе на протяжении двух лет в рамках педагогической и преддипломной практик.
После работы с веб-поддержкой проводился опрос учащихся на предмет изучения их мнения о соответствии дидактическим принципам создания педагогических программных средств, выяснялось их общее отношение к разработанной дисциплине и ее методическому обеспечению.
Экспертам предлагалось оценить методическое обеспечение по дисциплине «Информационные технологии в профессиональном обучении» с веб-поддержкой по следующим критериям: поддержка учащихся и ресурсы, организация и дизайн, педагогический дизайн, оценка эффективности обучения студентов, инновационные технологии в обучении, использование обратной связи.
Результаты данной апробации доказывают, что методическое обеспечение по дисциплине разработано и педагогически обоснованно его применение в процессе преподавания дисциплины «Информационные технологии в профессиональном обучении».
Таким образом, задачи решены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Методическое обеспечение дисциплины "Информационные технологии"
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Мультимедиа технологии»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Педагогические технологии»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методика обучения информационным технологиям
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методика профессионального обучения»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



