Влияние социальных сетей на социализацию подростков
|
Введение
1 Психолого-педагогические аспекты исследования влияния 8
социальных сетей на социализацию подростков
1.1 Виртуальные социальные сети как объект социально- 8
педагогического исследования
1.2 Социальные сети и социально контролируемая 13
социализация
1.3 Роль социальных сетей в социализации подростков 17
2 Влияние виртуальных социальных сетей на социализацию подростков 28 малого города
2.1 Исследование влияния виртуальных социальных сетей на 28
социализацию подростков малого города
2.2 Профилактика зависимости подростков от виртуальных 46
социальных сетей
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А 57
Приложение Б 59
Приложение В 64
Приложение Г 66
Приложение Д 68
Приложение Е 69
Приложение Ж 70
1 Психолого-педагогические аспекты исследования влияния 8
социальных сетей на социализацию подростков
1.1 Виртуальные социальные сети как объект социально- 8
педагогического исследования
1.2 Социальные сети и социально контролируемая 13
социализация
1.3 Роль социальных сетей в социализации подростков 17
2 Влияние виртуальных социальных сетей на социализацию подростков 28 малого города
2.1 Исследование влияния виртуальных социальных сетей на 28
социализацию подростков малого города
2.2 Профилактика зависимости подростков от виртуальных 46
социальных сетей
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А 57
Приложение Б 59
Приложение В 64
Приложение Г 66
Приложение Д 68
Приложение Е 69
Приложение Ж 70
Воздействие всемирной паутины интернета на современное общество, является новой масштабной проблемой всего человечества.
Социальные сети интернета появились в нашей жизни сравнительно недавно, но моментально завоевали очень большую популярность. Огромное количество социальных сетей, таких как «Одноклассники», «В контакте», «Фэйсбук», «Инстаграмм» и другие с каждым днем все развиваются, совершенствуются, вместе с этим, становятся все более значимыми для повседневной жизни подростков, все более необходимыми.
Многие уже привыкли общаться и знакомиться в социальных сетях, там удобнее смотреть видео, слушать музыку, играть в различные игры. Подростков уже не столько привлекают прогулки с друзьями, теперь на прогулки они идут в социальные сети, где они - часть общества. Все чаще и чаще это происходит без контроля со стороны родителей. Стараясь, подростки, один красивее другого, оформляют свои страницы в сети, делятся своими событиями и внутренними переживаниями. Говоря иначе, социальные сети полностью окружили жизнь современного подростка.
К изучению данной проблемы обращались: А.В. Мудрик, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, А. Журавль, В.А. Плешаков, В. Черепанов, Д.И. Фельдштейн, Джон Сулер, Е.П. Белинская, Л. Аншакова, Н. Васильева, С.Б. Цымбаленко, Сьюзан Гринфилд, Т. Авдулова, и др.
Очевидно, что интернет-среда оказывает определенное влияние на изменчивую психику подростков. Исходя из этого, перед нами встала проблема: каково влияние социальных сетей на социализацию подростков?
Цель исследования: выявление влияния социальных сетей интернета на социализацию подростков.
Объект исследования - социальные сети как фактор социализации подростков.
Предмет исследования - социализация подростков под влиянием социальных сетей в условиях малого города.
Гипотеза исследования: социальные сети обладают значительным потенциалом, который является основой социализации современных подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть виртуальные социальные сети как объект социально-педагогического исследования;
2) охарактеризовать социальные сети и социально контролируемую социализацию;
3) охарактеризовать влияние социальных сетей на социализацию подростков;
4) провести опытно - экспериментальную работу по исследованию влияния виртуальных социальных сетей на социализацию подростков малого города;
5) разработать методические рекомендации по профилактике зависимости подростков от социальных сетей интернета.
Методы исследования:
1. Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (опросник «Киберкоммуникативная зависимость» А.В. Тончевой, Тест на интернет - зависимость Кимберли-Янг; Тест на интернет - зависимость С.А. Кулакова), анкетирование (анкета «Влияние социальных сетей на подростков»).
3. Методы качественной и количественно обработки полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования выступили труды следующих авторов: А.Е. Жичкиной, В.А. Плешакова, Джона Сулера, Е.П. Белинской, Л. Аншаковой, С.Б. Цымбаленко, Сьюзан Гринфилд, Т. Авдуловой и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска в 2016 году. Выборка представлена подростками в возрасте 14 - 16 лет в количестве 18 человек.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию основных приложений работы, по результатам исследования было опубликовано 3 методических статьи.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал о влиянии социальных сетей на социализацию подростков. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам и психологам в образовательном процессе. Представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 39 источников и 7 приложений. В работе содержится 4 таблицы и 9 рисунков. Общий объем работы составляет 70 страниц.
Социальные сети интернета появились в нашей жизни сравнительно недавно, но моментально завоевали очень большую популярность. Огромное количество социальных сетей, таких как «Одноклассники», «В контакте», «Фэйсбук», «Инстаграмм» и другие с каждым днем все развиваются, совершенствуются, вместе с этим, становятся все более значимыми для повседневной жизни подростков, все более необходимыми.
Многие уже привыкли общаться и знакомиться в социальных сетях, там удобнее смотреть видео, слушать музыку, играть в различные игры. Подростков уже не столько привлекают прогулки с друзьями, теперь на прогулки они идут в социальные сети, где они - часть общества. Все чаще и чаще это происходит без контроля со стороны родителей. Стараясь, подростки, один красивее другого, оформляют свои страницы в сети, делятся своими событиями и внутренними переживаниями. Говоря иначе, социальные сети полностью окружили жизнь современного подростка.
К изучению данной проблемы обращались: А.В. Мудрик, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, А. Журавль, В.А. Плешаков, В. Черепанов, Д.И. Фельдштейн, Джон Сулер, Е.П. Белинская, Л. Аншакова, Н. Васильева, С.Б. Цымбаленко, Сьюзан Гринфилд, Т. Авдулова, и др.
Очевидно, что интернет-среда оказывает определенное влияние на изменчивую психику подростков. Исходя из этого, перед нами встала проблема: каково влияние социальных сетей на социализацию подростков?
Цель исследования: выявление влияния социальных сетей интернета на социализацию подростков.
Объект исследования - социальные сети как фактор социализации подростков.
Предмет исследования - социализация подростков под влиянием социальных сетей в условиях малого города.
Гипотеза исследования: социальные сети обладают значительным потенциалом, который является основой социализации современных подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть виртуальные социальные сети как объект социально-педагогического исследования;
2) охарактеризовать социальные сети и социально контролируемую социализацию;
3) охарактеризовать влияние социальных сетей на социализацию подростков;
4) провести опытно - экспериментальную работу по исследованию влияния виртуальных социальных сетей на социализацию подростков малого города;
5) разработать методические рекомендации по профилактике зависимости подростков от социальных сетей интернета.
Методы исследования:
1. Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (опросник «Киберкоммуникативная зависимость» А.В. Тончевой, Тест на интернет - зависимость Кимберли-Янг; Тест на интернет - зависимость С.А. Кулакова), анкетирование (анкета «Влияние социальных сетей на подростков»).
3. Методы качественной и количественно обработки полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования выступили труды следующих авторов: А.Е. Жичкиной, В.А. Плешакова, Джона Сулера, Е.П. Белинской, Л. Аншаковой, С.Б. Цымбаленко, Сьюзан Гринфилд, Т. Авдуловой и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска в 2016 году. Выборка представлена подростками в возрасте 14 - 16 лет в количестве 18 человек.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию основных приложений работы, по результатам исследования было опубликовано 3 методических статьи.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал о влиянии социальных сетей на социализацию подростков. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам и психологам в образовательном процессе. Представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 39 источников и 7 приложений. В работе содержится 4 таблицы и 9 рисунков. Общий объем работы составляет 70 страниц.
Изучение и анализ научной литературы позволяют сделать следующие выводы: социальные сети - это бесплатная площадка в интернете, обеспечивающая социальное взаимодействие её участников, где можно самостоятельно публиковать какую - либо информацию и обмениваться ей. Количество социальных сетей растет с каждым днем, а вместе с ними появляется множество социально - психологических проблем их пользователей (в частности подростков). Ученые, которые занимались исследованием данной проблемы (А.В. Мудрик, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина и др.), пишут о социальных сетях как о затуманивающих разум подростков ресурсах, отнимающих огромное количество времени. Социальные сети интернета снижают уровень реального жизненного пространства, отнимают реальные эмоции и изменяют поведение своих пользователей.
Социальные сети формируют условия для относительно социально контролируемой социализации личности, поскольку формируются разработчиками для удовлетворения бесчисленных потребностей нынешнего человека, образуя особый круг взаимодействия и киберкоммуникации. При этом контекст киберсоциализации в социальных сетях устанавливается за счет воспитания (социального, семейного, религиозного, коррекционного и т.д.) конкретной личности в обстановке реальной жизнедеятельности. Социальные сети основывают среду для относительно наставляемой социализации личности.
Влияние социальных сетей интернета на личность подростков неоднозначны. Существуют его положительные и отрицательные стороны. Из положительных можно выделить: общение с друзьями, близкими и родственниками находящимися далеко, быстрый обмен информацией (например, домашними заданиями, книгами, различными файлами), саморазвитие (познавательные фильмы, занимательные книги) и многие другие удобства, получаемые не выходя из своей комнаты. Однако, отмечаются проблемы с самоидентификацией личности в различных сообществах (что особенно важно в подростковом возрасте), апатия, неопределенность своего места в реальном обществе, нормативно-ценностные установки, депрессии, утрата чувства перспективы и способности к сопереживанию, неадекватность самооценки, беспричинный пессимизм.
Проведенное нами исследование показало средний уровень влияния социальных сетей на социализацию подростков (55,6 %), что говорит о частом пребывании испытуемых в социальных сетях, об их постоянном желании быть в курсе всего, что там происходит. Социальные сети оказывают влияние на социализацию подростков, так как они является важнейшим источником информации для детей этого возраста (учебной, спортивной, политической, о моде, об отношениях между мальчиками и девочками и т.д.). По результатам тестирования было выявлено, что у большинства опрошенных проявляется зависимость от общения в социальных сетях интернета (около 89%). Уровень влияния социальных сетей на социализацию подростков разнообразный, но чем раньше подростки осознают, что нет необходимость тратить свою полную увлечениями и событиями реальную жизнь на виртуальную пагубно влияет на их общение в реальном мире, тем легче будет избавиться от влияния социальных сетей. В связи с этим нами были разработаны методические рекомендации по профилактике зависимости подростков от социальных сетей интернета.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, заключающуюся в том, что социальные сети являются основой социализации подростков.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Социальные сети формируют условия для относительно социально контролируемой социализации личности, поскольку формируются разработчиками для удовлетворения бесчисленных потребностей нынешнего человека, образуя особый круг взаимодействия и киберкоммуникации. При этом контекст киберсоциализации в социальных сетях устанавливается за счет воспитания (социального, семейного, религиозного, коррекционного и т.д.) конкретной личности в обстановке реальной жизнедеятельности. Социальные сети основывают среду для относительно наставляемой социализации личности.
Влияние социальных сетей интернета на личность подростков неоднозначны. Существуют его положительные и отрицательные стороны. Из положительных можно выделить: общение с друзьями, близкими и родственниками находящимися далеко, быстрый обмен информацией (например, домашними заданиями, книгами, различными файлами), саморазвитие (познавательные фильмы, занимательные книги) и многие другие удобства, получаемые не выходя из своей комнаты. Однако, отмечаются проблемы с самоидентификацией личности в различных сообществах (что особенно важно в подростковом возрасте), апатия, неопределенность своего места в реальном обществе, нормативно-ценностные установки, депрессии, утрата чувства перспективы и способности к сопереживанию, неадекватность самооценки, беспричинный пессимизм.
Проведенное нами исследование показало средний уровень влияния социальных сетей на социализацию подростков (55,6 %), что говорит о частом пребывании испытуемых в социальных сетях, об их постоянном желании быть в курсе всего, что там происходит. Социальные сети оказывают влияние на социализацию подростков, так как они является важнейшим источником информации для детей этого возраста (учебной, спортивной, политической, о моде, об отношениях между мальчиками и девочками и т.д.). По результатам тестирования было выявлено, что у большинства опрошенных проявляется зависимость от общения в социальных сетях интернета (около 89%). Уровень влияния социальных сетей на социализацию подростков разнообразный, но чем раньше подростки осознают, что нет необходимость тратить свою полную увлечениями и событиями реальную жизнь на виртуальную пагубно влияет на их общение в реальном мире, тем легче будет избавиться от влияния социальных сетей. В связи с этим нами были разработаны методические рекомендации по профилактике зависимости подростков от социальных сетей интернета.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, заключающуюся в том, что социальные сети являются основой социализации подростков.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.



