Инфографика как средство оценивания профессиональной аналитической компетенции бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы оценки профессиональных компетенций студентов
бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 7
1.1 Психолого-педагогическая сущность профессиональных компетенций тьютора 7
1.2 Состояние проблемы развития профессиональной аналитической
компетенции в отечественной теории и практике 21
1.3 Характеристика инфографики 40
Выводы по 1 главе 57
2 Использование инфографики для оценивания профессиональной аналитической
компетенции студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 59
2.1 Принципы организации работы с инфографикой как средством оценивания профессиональной аналитической компетенции студентов бакалавриата
направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 59
2.2 Задания с использованием инфографики 74
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 88
Выводы по 2 главе 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А Лист экспертной оценки, предоставленный Н.В. Бекузаровой104
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Лист экспертной оценки, предоставленный Е.В. Ермолович.. 110
ПРИЛОЖЕНИЕ В Лист экспертной оценки, предоставленный О.А. Имановой... 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Лист экспертной оценки, предоставленный С.В.Шандыбо... 122
1 Теоретические основы оценки профессиональных компетенций студентов
бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 7
1.1 Психолого-педагогическая сущность профессиональных компетенций тьютора 7
1.2 Состояние проблемы развития профессиональной аналитической
компетенции в отечественной теории и практике 21
1.3 Характеристика инфографики 40
Выводы по 1 главе 57
2 Использование инфографики для оценивания профессиональной аналитической
компетенции студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 59
2.1 Принципы организации работы с инфографикой как средством оценивания профессиональной аналитической компетенции студентов бакалавриата
направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 59
2.2 Задания с использованием инфографики 74
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 88
Выводы по 2 главе 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А Лист экспертной оценки, предоставленный Н.В. Бекузаровой104
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Лист экспертной оценки, предоставленный Е.В. Ермолович.. 110
ПРИЛОЖЕНИЕ В Лист экспертной оценки, предоставленный О.А. Имановой... 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Лист экспертной оценки, предоставленный С.В.Шандыбо... 122
Курс на модернизацию Российского образования и внедрение нового образовательного стандарта, появление проекта профессионального стандарта тьютора обуславливают необходимость в оценке профессиональных компетенций будущих профессионалов. Стандартами заданы компетенции выпускника, которые формируются в результате освоения образовательной программы, среди которых - аналитическая компетенция. На научно¬методическом уровне актуальность темы определяется дефицитом средств оценки профессиональной аналитической компетенции. Поиск путей решения противоречия между необходимостью оценки профессиональной аналитической компетенции и дефицитом в практике средств оценки данной компетенций составили проблему данного исследования. В научной литературе указывается на необходимость оценки в вузе профессиональных компетенций, в том числе и аналитической компетенции (Н.А. Бушмелева, Е.В. Разова, В.И. Игошин, С.Н. Филипченко, Л.Н. Тернова). Оценка профессиональной аналитической компетенции позволит определить качество обучения будущих тьюторов и выявить пробелы в обучении бакалавров. В нашей работе мы предлагаем осуществлять оценивание профессиональной аналитической компетенции бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» с помощью инфографики.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы магистерской диссертации «Инфографика как средство оценивания профессиональной аналитической компетенций бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Объект исследования - процесс оценивания профессиональных компетенций студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Предмет исследования - средства оценивания профессиональной аналитической компетенций студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и апробировать использование инфографики для оценивания профессиональной аналитической компетенции студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Гипотеза исследования - инфографика будет результативным средством оценивания профессиональной аналитической компетенции студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если в заданиях с использованием инфографики определены уровни визуализации: данных, информации или знаний, а также определены сервисы, направленные на визуализацию определенного типа инфографики.
Исходя из целей и исследования, нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть профессиональные компетенции тьютора.
2. Дать характеристику профессиональной аналитической компетенции.
3. Проанализировать возможности использования инфографики в образовательном процессе.
4. Разработать задания с использованием инфографики.
5. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой исследования явились: теория
компетентностного подхода (И.В. Коняхина, Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак и др.); исследования в области применения компьютерных технологий в образовании (В.Ю. Волков, Б.С. Иванов, Т.Н. Носкова, В.В. Краевский, С.Г. Шаповаленко, М.Н. Скаткин, Д.Д. Зуев, В.В. Монахов, В.Ю. Гуревич, В.П. Беспалько, А.В. Хуторской, К.Р. Овчинникова, А.Ю. Уваров, Л.Х. Зайнутдинова, О.В. Зимина, С.А. Христочевский, Е.А. Суховиенко и др.); законодательные документы о вузе.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующие этапы; математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Институт педагогики, психологии и социологии г. Красноярска. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 30 человек. Исследование выполнялось в 2015 - 2017 уч. г.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» г. Красноярска.
Обсуждение материалов и результатов исследования осуществлялось на IV Международной конференции по развитию педагогической науки в Евразии (Вена, Австрия, 2015), VIII Международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» (Прага, Чешская Республика, 2015), V Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Современная российская наука глазами молодых исследователей» (Красноярск, 2015), IX международном симпозиуме «Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives» (Австрия, Вена, 2016), Всероссийской дистанционной научно-практической конференции (Елец, 2016), Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный — 2016» (Красноярск, 2016) и Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (Красноярск, 2017).
В рамках работы было опубликовано 10 научных статей, в том числе 4 из них в журналах из перечня ВАК.
Работа получила признание, которое было выражено в 4 именных стипендиях: стипендия Президента РФ, стипендия Правительства РФ, стипендия благотворительного фонда В. Потанина, краевая именная стипендия имени писателя В.П. Астафьева.
Объем и структура работы: введение, две главы (6 параграфов), заключение, список использованных источников и приложения.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы магистерской диссертации «Инфографика как средство оценивания профессиональной аналитической компетенций бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Объект исследования - процесс оценивания профессиональных компетенций студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Предмет исследования - средства оценивания профессиональной аналитической компетенций студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и апробировать использование инфографики для оценивания профессиональной аналитической компетенции студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Гипотеза исследования - инфографика будет результативным средством оценивания профессиональной аналитической компетенции студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если в заданиях с использованием инфографики определены уровни визуализации: данных, информации или знаний, а также определены сервисы, направленные на визуализацию определенного типа инфографики.
Исходя из целей и исследования, нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть профессиональные компетенции тьютора.
2. Дать характеристику профессиональной аналитической компетенции.
3. Проанализировать возможности использования инфографики в образовательном процессе.
4. Разработать задания с использованием инфографики.
5. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой исследования явились: теория
компетентностного подхода (И.В. Коняхина, Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак и др.); исследования в области применения компьютерных технологий в образовании (В.Ю. Волков, Б.С. Иванов, Т.Н. Носкова, В.В. Краевский, С.Г. Шаповаленко, М.Н. Скаткин, Д.Д. Зуев, В.В. Монахов, В.Ю. Гуревич, В.П. Беспалько, А.В. Хуторской, К.Р. Овчинникова, А.Ю. Уваров, Л.Х. Зайнутдинова, О.В. Зимина, С.А. Христочевский, Е.А. Суховиенко и др.); законодательные документы о вузе.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующие этапы; математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Институт педагогики, психологии и социологии г. Красноярска. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 30 человек. Исследование выполнялось в 2015 - 2017 уч. г.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» г. Красноярска.
Обсуждение материалов и результатов исследования осуществлялось на IV Международной конференции по развитию педагогической науки в Евразии (Вена, Австрия, 2015), VIII Международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» (Прага, Чешская Республика, 2015), V Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Современная российская наука глазами молодых исследователей» (Красноярск, 2015), IX международном симпозиуме «Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives» (Австрия, Вена, 2016), Всероссийской дистанционной научно-практической конференции (Елец, 2016), Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный — 2016» (Красноярск, 2016) и Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (Красноярск, 2017).
В рамках работы было опубликовано 10 научных статей, в том числе 4 из них в журналах из перечня ВАК.
Работа получила признание, которое было выражено в 4 именных стипендиях: стипендия Президента РФ, стипендия Правительства РФ, стипендия благотворительного фонда В. Потанина, краевая именная стипендия имени писателя В.П. Астафьева.
Объем и структура работы: введение, две главы (6 параграфов), заключение, список использованных источников и приложения.
В ходе работы над диссертацией был проведен анализ психолого-педагогической литературы, с целью рассмотрения профессиональных компетенций тьютора. Исходя из анализа литературы, мы пришли к выводу, что аналитическая компетенция важна для тьютора. Благодаря аналитической компетенции тьютор способен выполнять свою главную функцию - анализировать и корректировать процесс реализации индивидуальной образовательной траектории, индивидуального учебного плана и результатов самоопределения обучающихся.
Также была рассмотрена текущая ситуация диагностики аналитической компетенции, выявлена недостаточность проработанность средств оценивания профессиональной аналитической компетенции.
В рамках опытно-экспериментальной работы в рамках дисциплины «Педагогика» были разработаны задания, выполнение которых предполагает создание студентами инфографики. В работе обоснована целесообразность и возможность введения инфографики, обеспечивающей облегчение оценивания аналитической компетенции.
Нами был разработан лист экспертной оценки, который содержит 12 параметров, на основании которых эксперты и сами студенты определяли результативность инфографики как средства оценивания аналитической компетенции. Согласно заключению экспертов и оценке студентов, инфографика может выступать средством оценивания аналитической компетенции.
Положительные результаты, полученные в итоге работы, позволяют признать теоретическую и практическую значимость разработанных заданий, направленных на оценивание профессиональной аналитической компетенции в рамках дисциплины «Педагогика» у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Подтверждением положительных результатов являются приведенные в магистерской диссертации данные, выраженные в таблицах и представленные в приложении.
Таким образом, в настоящей работе подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведенная опытно-экспериментальная работа лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы и не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.
Также была рассмотрена текущая ситуация диагностики аналитической компетенции, выявлена недостаточность проработанность средств оценивания профессиональной аналитической компетенции.
В рамках опытно-экспериментальной работы в рамках дисциплины «Педагогика» были разработаны задания, выполнение которых предполагает создание студентами инфографики. В работе обоснована целесообразность и возможность введения инфографики, обеспечивающей облегчение оценивания аналитической компетенции.
Нами был разработан лист экспертной оценки, который содержит 12 параметров, на основании которых эксперты и сами студенты определяли результативность инфографики как средства оценивания аналитической компетенции. Согласно заключению экспертов и оценке студентов, инфографика может выступать средством оценивания аналитической компетенции.
Положительные результаты, полученные в итоге работы, позволяют признать теоретическую и практическую значимость разработанных заданий, направленных на оценивание профессиональной аналитической компетенции в рамках дисциплины «Педагогика» у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Подтверждением положительных результатов являются приведенные в магистерской диссертации данные, выраженные в таблицах и представленные в приложении.
Таким образом, в настоящей работе подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведенная опытно-экспериментальная работа лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы и не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.
Подобные работы
- Вебинары как средство развития умений разрабатывать образовательную инфографику у студентов педагогического бакалавриата
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



