Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инфографика как средство оценивания профессиональной аналитической компетенции бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»

Работа №27186

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
555
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы оценки профессиональных компетенций студентов
бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 7
1.1 Психолого-педагогическая сущность профессиональных компетенций тьютора 7
1.2 Состояние проблемы развития профессиональной аналитической
компетенции в отечественной теории и практике 21
1.3 Характеристика инфографики 40
Выводы по 1 главе 57
2 Использование инфографики для оценивания профессиональной аналитической
компетенции студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 59
2.1 Принципы организации работы с инфографикой как средством оценивания профессиональной аналитической компетенции студентов бакалавриата
направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 59
2.2 Задания с использованием инфографики 74
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 88
Выводы по 2 главе 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А Лист экспертной оценки, предоставленный Н.В. Бекузаровой104
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Лист экспертной оценки, предоставленный Е.В. Ермолович.. 110
ПРИЛОЖЕНИЕ В Лист экспертной оценки, предоставленный О.А. Имановой... 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Лист экспертной оценки, предоставленный С.В.Шандыбо... 122


Курс на модернизацию Российского образования и внедрение нового образовательного стандарта, появление проекта профессионального стандарта тьютора обуславливают необходимость в оценке профессиональных компетенций будущих профессионалов. Стандартами заданы компетенции выпускника, которые формируются в результате освоения образовательной программы, среди которых - аналитическая компетенция. На научно¬методическом уровне актуальность темы определяется дефицитом средств оценки профессиональной аналитической компетенции. Поиск путей решения противоречия между необходимостью оценки профессиональной аналитической компетенции и дефицитом в практике средств оценки данной компетенций составили проблему данного исследования. В научной литературе указывается на необходимость оценки в вузе профессиональных компетенций, в том числе и аналитической компетенции (Н.А. Бушмелева, Е.В. Разова, В.И. Игошин, С.Н. Филипченко, Л.Н. Тернова). Оценка профессиональной аналитической компетенции позволит определить качество обучения будущих тьюторов и выявить пробелы в обучении бакалавров. В нашей работе мы предлагаем осуществлять оценивание профессиональной аналитической компетенции бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» с помощью инфографики.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы магистерской диссертации «Инфографика как средство оценивания профессиональной аналитической компетенций бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Объект исследования - процесс оценивания профессиональных компетенций студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Предмет исследования - средства оценивания профессиональной аналитической компетенций студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и апробировать использование инфографики для оценивания профессиональной аналитической компетенции студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Гипотеза исследования - инфографика будет результативным средством оценивания профессиональной аналитической компетенции студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если в заданиях с использованием инфографики определены уровни визуализации: данных, информации или знаний, а также определены сервисы, направленные на визуализацию определенного типа инфографики.
Исходя из целей и исследования, нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть профессиональные компетенции тьютора.
2. Дать характеристику профессиональной аналитической компетенции.
3. Проанализировать возможности использования инфографики в образовательном процессе.
4. Разработать задания с использованием инфографики.
5. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой исследования явились: теория
компетентностного подхода (И.В. Коняхина, Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак и др.); исследования в области применения компьютерных технологий в образовании (В.Ю. Волков, Б.С. Иванов, Т.Н. Носкова, В.В. Краевский, С.Г. Шаповаленко, М.Н. Скаткин, Д.Д. Зуев, В.В. Монахов, В.Ю. Гуревич, В.П. Беспалько, А.В. Хуторской, К.Р. Овчинникова, А.Ю. Уваров, Л.Х. Зайнутдинова, О.В. Зимина, С.А. Христочевский, Е.А. Суховиенко и др.); законодательные документы о вузе.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующие этапы; математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Институт педагогики, психологии и социологии г. Красноярска. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 30 человек. Исследование выполнялось в 2015 - 2017 уч. г.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» г. Красноярска.
Обсуждение материалов и результатов исследования осуществлялось на IV Международной конференции по развитию педагогической науки в Евразии (Вена, Австрия, 2015), VIII Международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» (Прага, Чешская Республика, 2015), V Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Современная российская наука глазами молодых исследователей» (Красноярск, 2015), IX международном симпозиуме «Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives» (Австрия, Вена, 2016), Всероссийской дистанционной научно-практической конференции (Елец, 2016), Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный — 2016» (Красноярск, 2016) и Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (Красноярск, 2017).
В рамках работы было опубликовано 10 научных статей, в том числе 4 из них в журналах из перечня ВАК.
Работа получила признание, которое было выражено в 4 именных стипендиях: стипендия Президента РФ, стипендия Правительства РФ, стипендия благотворительного фонда В. Потанина, краевая именная стипендия имени писателя В.П. Астафьева.
Объем и структура работы: введение, две главы (6 параграфов), заключение, список использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы над диссертацией был проведен анализ психолого-педагогической литературы, с целью рассмотрения профессиональных компетенций тьютора. Исходя из анализа литературы, мы пришли к выводу, что аналитическая компетенция важна для тьютора. Благодаря аналитической компетенции тьютор способен выполнять свою главную функцию - анализировать и корректировать процесс реализации индивидуальной образовательной траектории, индивидуального учебного плана и результатов самоопределения обучающихся.
Также была рассмотрена текущая ситуация диагностики аналитической компетенции, выявлена недостаточность проработанность средств оценивания профессиональной аналитической компетенции.
В рамках опытно-экспериментальной работы в рамках дисциплины «Педагогика» были разработаны задания, выполнение которых предполагает создание студентами инфографики. В работе обоснована целесообразность и возможность введения инфографики, обеспечивающей облегчение оценивания аналитической компетенции.
Нами был разработан лист экспертной оценки, который содержит 12 параметров, на основании которых эксперты и сами студенты определяли результативность инфографики как средства оценивания аналитической компетенции. Согласно заключению экспертов и оценке студентов, инфографика может выступать средством оценивания аналитической компетенции.
Положительные результаты, полученные в итоге работы, позволяют признать теоретическую и практическую значимость разработанных заданий, направленных на оценивание профессиональной аналитической компетенции в рамках дисциплины «Педагогика» у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Подтверждением положительных результатов являются приведенные в магистерской диссертации данные, выраженные в таблицах и представленные в приложении.
Таким образом, в настоящей работе подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведенная опытно-экспериментальная работа лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы и не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.



1) Аронов, А. М. Становление профессиональной аналитической грамотности в педагогическом бакалавриате классического университета / А. М. Аронов, Е. В. Баранова // Теоретические и методологические проблемы современного образования. - Москва. - 2011. - С.18-20.
2) Бекузарова, Н. В. Аналитический обзор сервисов инфографики / Н. В. Бекузарова, Е. В. Ермолович, А. В. Ткачева // Современные проблемы науки и образования-2015.-№6- С.41-49.
3) Бекузарова, Н. В. Визуализация информации в образовательном процессе: история и современность / Н. В. Бекузарова, А. В. Ткачева // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №51. - С.82-91.
4) Болонский процесс - «расстрел» российского фундаментального
образования? [Электронный ресурс]: интернет-портал TatCenter.ru. - 2005. - Режим доступа: http://www.tatcenter.ru/article/26328.
5) Бондарев, М. Г. Использование инфографики как инструмента визуализации учебного текста в рамках курса «Иностранный язык для специальных целей» / М. Г. Бондарев // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование: электрон. науч. жури. - 2012. - №3 (10). - С. 60-66.
6) Бушмелева, Н. А. Компетентностный подход в современном математическом образовании / Н. А. Бушмелева, Е. В. Разова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 16. - С. 51-55.
7) Бушмелева, Н. А. Формирование аналитической компетенции студентов вуза / Н. А. Бушмелева, Е. В. Разова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10. - С. 174-179.
8) Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введинский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
9) Власова, Н. С. Значение инфографики как средства визуализации учебной информации / Н. С. Власова // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф. 11-14 марта 2014 г. - Екатеринбург, 2014. - С. 392-395.
10) Голубятников, И. В. Визуализация в дизайне / И. В. Голубятников, Н. Е. Мильчакова // Дизайн. Теория и практика: электрон. науч. журн. - 2012. - № 10. - С. 61-66.
11) Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Тьюторское сопровождение стажировочной деятельности образовательной организации» г. Иркутска [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://su0.ru/C2sq.
12) Дочкин, С. А. Технологии визуализации знаний как необходимый аспект подготовки преподавателей университета / С. А. Дочкин, Е. С. Мичурина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - №3 (15). - С. 54-60.
13) Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эйдос : Интернет-журнал. - 2006. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru
14) Ковалева, Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4 / Т. М. Ковалева // Курс лекций. -2010. - С. 56.
15) Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 5-8 / Т. М. Ковалева // Курс лекций. - 2010. - С. 64.
16) Ковалева, Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Т.М. Ковалева // Вопросы образования. - 2011. -№2. - С. 163¬181.
17) Кондратенко, О.А. Инфографика школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления / О. А. Кондратенко // Научный диалог. - 2013. - № 9. - С. 92-99.
18) Кондратенко, О. А. Развитие визуального мышления студента средствами инфографики / О. А. Кондратенко // Альманах современной науки и образования. - Тамбов, 2013. - № 8 (75). - C. 93-96.
19) Кузьмина, Ю. Ю. Тьютор в Российской системе образования / Ю. Ю. Кузьмина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2011. - №1. - С. 25-27.
20) Лаптев, В. В. Изобразительная статистика / В. В. Лаптев // Введение в инфографику: монография. - М.: Эйдос, 2012. - 180 с.
21) Лаптев, В. В. Инфографика: основные понятия и определения / В. В. Лаптев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. — 2013. — № 4 (184). — С. 180-187.
22) Лекомцев, А. А. Использование инфографики в образовательном процессе / А. А. Лекомцев // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. 28 нояб. 2014 г.: в 5 частях. Часть III. - М.: «АР-Консалт», 2014 г.- С. 64-65.
23) Медведева, Т. М. Исследование возможностей инфографики / Т. М. Медведева, А. В. Флеров // Наука и образование в современном обществе: вектор развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., 3 аир. 2014 г.: в 7 частях. Часть IV. - М.: «АР-Консалт». - 2014. - С. 113-114.
24) Медина, Д. Д. Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям / Д. Д. Медина //Детская психология. - 2014. - С. 58-59.
25) Молодцова, Н. Г. Развитие визуального мышления у детей младшего школьного возраста на материале произведений живописи : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / Молодцова Наталья Геннадьевна. - Нижний Новгород, 2001. - 219 с.
26) Нефедьева, К. В. Инфографика - визуализации данных в аналитической деятельности / К. В. Нефедьева // Труды Санкт-Петербургского государственного института культура. - 2013. - С. 89-93.
27) Образовательная программа высшего образования Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Направление подготовки 080200 Менеджмент, профиль подготовки «Международные технологии и инновационный менеджмент» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https: //www.rea. ru/ru/org/faculties/ibsfak/Documents/Annot_methodology_ method_38.03.02_Management_2012.pdf
28) Образовательная программа высшего образования Сибирского федерального университета Института педагогики, психологии и социологии Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование Магистерская программа «Менеджмент образовательных инноваций» Квалификация (степень) Магистр [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://edu.sfu- kras.ru/sites/edu.sfu-kras.ru/files/oop/programs/vpo/OP_44.04.01.06_2015g.pdf
29) Образовательная программа высшего образования Сибирского федерального университета Института педагогики, психологии и социологии Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Тьютор» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://edu.sfu- kras.ru/sites/edu.sfu -kras.ru/files/oop/programs/vo/OP_VO_Tyutor.pdf
30) Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс / С. А. Щенников [и др.]. - 2-е изд., испр. - М. : ООО «Дрофа», 2006. - 591 с.
31) Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко [и др.] - Москва : Школа-Пресс, 2000. - 576 с.
32) Пичугова, Н. П. Аналитическая деятельность субъектов образовательного процесса / Н. П. Пичугова // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №6. - С.72-74.
33) Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны? [Электронный ресурс] : сообщество взаимопомощи учителей. - Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/42-1 -0-5767.
34) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 5.05. 2008 г. N 216н «Об утверждении
профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» [Электронный ресурс] : Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
35) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [Электронный ресурс] : Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
36) Профессия «тьютор» / Ковалева Т. М. [и др.]. - М. -Тверь: «СФК-офис». - 246 с.
37) Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И. С. Сергеев, В.И. Блинов // Практическое пособие. - Москва, 2007. - 132 с.
38) Система оценки уровня сформированное™ компетенций и результатов обучения: метод. реком. / В. И. Игошин [и др.]. - Москва, 2014. - 33 с.
39) Сляднева, Н. А. Информационная аналитика - эзотерическое искусство или
современная профессия? [Электронный ресурс]. - Режим доступа -
http://www.fact.ru/www/arhiv7s6.html
40) Смолянинова, О. Г. Программа подготовки тьюторов в Сибирском федеральном университете / О. Г. Смолянинова, Н. В. Бекузарова, Е. В. Ермолович, Т. В. Седых. // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - №4. - С.99-105.
41) Сулейманова, Е. А. Специфика формирования информационно-аналитических компетенций студентов вуза в сетевом образовательном сообществе // Дидактика XXI века: инновационные аспекты использования ИКТ в образовании: материалы международ. науч.-практ. заоч. конф. 19 мая 2014 года. - Самара: ПГСГА, 2014. - С. 305-309.
42) Тьюторское сопровождение в образовании: профессиональный стандарт [Электронный ресурс] : межрегиональная тьюторская ассоциация. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru.
43) Фролова, Н. В. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов управленческих специальностей / Н. В. Фролова // Педагогика и психология [Электронный ресурс]: электронный
журнал. - Режим доступа:
http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/32_3/
44) Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. пособие / А. В. Хуторской.
- Москва: Высш. шк., 2007. - 639 с.
45) Электронный словарь «Академик» [Электронный ресурс] : база словарей и
энциклопедий на Академике. - Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/2930.
46) Яновский, Л.М. Тьютор в вузе: деятельность и компетенции / Л. М. Яновский // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2016. - №5.- С.114-117.
47) Bekuzarova N. V., Tkacheva A.V. The professional competence of a tutor. Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. The 9th International symposium proceedings (January 27, 2016), Vienna, OR: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, Vienna. 2016. P. 154-156
48) Few, S. Show Me the Numbers: Designing Tables and Graphs to Enlighten. — 2 ed. — Burlingame: Analytics Press, 2012. — XVIII, 351 p.
49) Johnson, J. 10 Tips for Designing Better Infographics [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://infogra. ru/infographics/10-sovetov-po-sozdaniyu-
kachestvennoj -infografiki.
50) Kosara, R. The Difference between Infographics and Visualization [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eagereyes.org/blog/2010/the- difference-between-infographics-and-visualization.
51) Tkacheva, A. V. Educational potential infographics // Proceedings of the 4th International conference on development of pedagogical science in Eurasia. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2015. P. 115-116.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ