Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа
|
Введение
1. Теоретические аспекты развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа 8
1.1 Познавательная активность как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях детского санатория 17
Выводы по 1 главе 28
2. Экспериментальное исследование по развитию развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа 30
2.1 Изучение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста 30
2.2. Реализация условий развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста 37
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 48
Заключение 52
Список используемых источников 54
Приложения А - Р
1. Теоретические аспекты развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа 8
1.1 Познавательная активность как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях детского санатория 17
Выводы по 1 главе 28
2. Экспериментальное исследование по развитию развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа 30
2.1 Изучение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста 30
2.2. Реализация условий развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста 37
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 48
Заключение 52
Список используемых источников 54
Приложения А - Р
Актуальность исследования. В настоящее время в дошкольном образовании происходят значительные изменения, которые меняют содержание и формы функционирования детских образовательных учреждений. В первую очередь данные преобразования связаны с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательной активности и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. При этом под познавательной активностью понимается стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Развитие познавательных действий дошкольников осуществляется в процессе познавательной активности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Общеизвестно, что ребенок взаимодействует с окружающим миром благодаря своей активности, а активность является непременной предпосылкой формирования его самостоятельности и инициативности.
Среди целевых ориентиров имеются характеристики познавательного развития ребёнка на уровне завершения дошкольного образования такие как: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Познавательная активность необходима ребёнку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни.
Проблему формирования и развития познавательной активности детей дошкольного возраста исследовали: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, Г.И. Щукина и др. Они отмечают, что познавательная активность это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания, и включает в себя четыре основных структурных компонента: мотивационно - потребностный, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивно-оценочный.
А.Г. Литвак, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.И. Селиверстов рассматривают познавательную активность, как естественное стремление дошкольников к познанию, считая, что человеку свойственно стремление к познанию и это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. О.В. Дыбина, Г.П. Петку рассматривали развитие познавательной активности в различных видах деятельности. Так, в игровой деятельности игровые элементы синтезируются вместе с познавательными, в процессе чего перед ребёнком возникает противоречие, для решения которого ему необходимо найти новые способы действия, происходит формирование познавательной мотивации, в исследовательской деятельности дошкольников происходит познание окружающего мира путем реального взаимодействия.
При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности среды учреждений санаторного типа.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и практически проверить условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа.
Объект исследования: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа возможно, если реализовать следующие условия:
- создать предметно-развивающую среду, позволяющей реализовать принципы доступности, вариативности и свободы выбора;
- включить детей в познавательно-исследовательскую деятельность с учетом их индивидуальных интересов и предпочтений.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
2) Выявить актуальный уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3) Реализовать условия по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4) Проследить динамику изменения в уровнях познавательной активности детей до и после формирующего эксперимента.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, научно-методической литературы, нормативно-правовых документов, их систематизация, синтез; эмпирические - наблюдение, беседа, педагогический эксперимент; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования: КГБУЗ ККПТД №1 филиал №11 «Детский противотуберкулезный санаторий «Пионерская речка»» г. Красноярска.
Этапы исследования.
На первом этапе проведен теоретический анализ психологической, педагогической и нормативно-правовой литературы по исследуемой проблеме; сформулированы объект, предмет, цель, основные задачи исследования, разработана общая структура работы и рабочая гипотеза исследования.
Второй этап был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы: проверка гипотезы, проведение эксперимента, в процессе которого были реализованы условия по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап был посвящен проведению качественного и количественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы, обработке и систематизации полученных данных, оформлению бакалаврского исследования.
Теоретическая значимость заключается в том, что:
1) Уточнено понятие «познавательная активность» детей старшего дошкольного возраста, которое понимается как личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
2) Определены основные компоненты познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивно-оценочный.
3) Описаны три уровня проявления познавательной активности у детей дошкольного возраста: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий.
4) Выявлены и описаны условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа.
Практическая значимость заключается в том, что:
1) Результаты исследования позволяют широко использовать условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждениях санаторного типа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
Среди целевых ориентиров имеются характеристики познавательного развития ребёнка на уровне завершения дошкольного образования такие как: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Познавательная активность необходима ребёнку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни.
Проблему формирования и развития познавательной активности детей дошкольного возраста исследовали: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, Г.И. Щукина и др. Они отмечают, что познавательная активность это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания, и включает в себя четыре основных структурных компонента: мотивационно - потребностный, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивно-оценочный.
А.Г. Литвак, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.И. Селиверстов рассматривают познавательную активность, как естественное стремление дошкольников к познанию, считая, что человеку свойственно стремление к познанию и это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. О.В. Дыбина, Г.П. Петку рассматривали развитие познавательной активности в различных видах деятельности. Так, в игровой деятельности игровые элементы синтезируются вместе с познавательными, в процессе чего перед ребёнком возникает противоречие, для решения которого ему необходимо найти новые способы действия, происходит формирование познавательной мотивации, в исследовательской деятельности дошкольников происходит познание окружающего мира путем реального взаимодействия.
При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности среды учреждений санаторного типа.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и практически проверить условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа.
Объект исследования: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа возможно, если реализовать следующие условия:
- создать предметно-развивающую среду, позволяющей реализовать принципы доступности, вариативности и свободы выбора;
- включить детей в познавательно-исследовательскую деятельность с учетом их индивидуальных интересов и предпочтений.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
2) Выявить актуальный уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3) Реализовать условия по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4) Проследить динамику изменения в уровнях познавательной активности детей до и после формирующего эксперимента.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, научно-методической литературы, нормативно-правовых документов, их систематизация, синтез; эмпирические - наблюдение, беседа, педагогический эксперимент; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования: КГБУЗ ККПТД №1 филиал №11 «Детский противотуберкулезный санаторий «Пионерская речка»» г. Красноярска.
Этапы исследования.
На первом этапе проведен теоретический анализ психологической, педагогической и нормативно-правовой литературы по исследуемой проблеме; сформулированы объект, предмет, цель, основные задачи исследования, разработана общая структура работы и рабочая гипотеза исследования.
Второй этап был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы: проверка гипотезы, проведение эксперимента, в процессе которого были реализованы условия по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап был посвящен проведению качественного и количественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы, обработке и систематизации полученных данных, оформлению бакалаврского исследования.
Теоретическая значимость заключается в том, что:
1) Уточнено понятие «познавательная активность» детей старшего дошкольного возраста, которое понимается как личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
2) Определены основные компоненты познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивно-оценочный.
3) Описаны три уровня проявления познавательной активности у детей дошкольного возраста: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий.
4) Выявлены и описаны условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа.
Практическая значимость заключается в том, что:
1) Результаты исследования позволяют широко использовать условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждениях санаторного типа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
Проведенное нами экспериментальное исследование по проблеме развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа позволило нам сделать следующие выводы.
Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста, понимается как личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Определили, что познавательная активность детей дошкольного возраста включает четыре основных компонента: мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивно-оценочный.
В ходе теоретического анализа были описаны три уровня проявления познавательной активности у детей дошкольного возраста: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий.
В качестве основных педагогических условий развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа нами были выявлены:
- создание предметно-развивающей среды, позволяющей реализовать принципы доступности, вариативности и свободы выбора;
- включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность с учетом их индивидуальных интересов и предпочтений.
Для подтверждения гипотезы было проведено практическое исследование, которое проходило в три этапа.
Первый этап был направлен на изучение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе были реализованы условия, направленные на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе была проведено повторное изучение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста для того, чтобы проследить динамику изменения в уровнях познавательной активности детей до и после формирующего эксперимента.
На основании проведённого исследования можно сделать выводы, что у детей старшего дошкольного возраста уровень познавательной активности значительно повысился. Дети стали уделять больше внимания к деятельности познавательного характера, их интерес в основном приобрел устойчивый характер к выполняемой деятельности, дети стали более активны и любознательны.
Таким образом, выше перечисленные факты позволяют сделать вывод, что специально созданные условия в учреждении санаторного типа оказывают существенное влияние на уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, поставленные задачи выполнены и гипотеза, оформленная в начале, подтвердилась.
Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста, понимается как личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Определили, что познавательная активность детей дошкольного возраста включает четыре основных компонента: мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивно-оценочный.
В ходе теоретического анализа были описаны три уровня проявления познавательной активности у детей дошкольного возраста: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий.
В качестве основных педагогических условий развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа нами были выявлены:
- создание предметно-развивающей среды, позволяющей реализовать принципы доступности, вариативности и свободы выбора;
- включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность с учетом их индивидуальных интересов и предпочтений.
Для подтверждения гипотезы было проведено практическое исследование, которое проходило в три этапа.
Первый этап был направлен на изучение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе были реализованы условия, направленные на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе была проведено повторное изучение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста для того, чтобы проследить динамику изменения в уровнях познавательной активности детей до и после формирующего эксперимента.
На основании проведённого исследования можно сделать выводы, что у детей старшего дошкольного возраста уровень познавательной активности значительно повысился. Дети стали уделять больше внимания к деятельности познавательного характера, их интерес в основном приобрел устойчивый характер к выполняемой деятельности, дети стали более активны и любознательны.
Таким образом, выше перечисленные факты позволяют сделать вывод, что специально созданные условия в учреждении санаторного типа оказывают существенное влияние на уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, поставленные задачи выполнены и гипотеза, оформленная в начале, подтвердилась.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



