Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа

Работа №27112

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
753
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические аспекты развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа 8
1.1 Познавательная активность как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях детского санатория 17
Выводы по 1 главе 28
2. Экспериментальное исследование по развитию развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа 30
2.1 Изучение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста 30
2.2. Реализация условий развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста 37
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 48
Заключение 52
Список используемых источников 54
Приложения А - Р

Актуальность исследования. В настоящее время в дошкольном образовании происходят значительные изменения, которые меняют содержание и формы функционирования детских образовательных учреждений. В первую очередь данные преобразования связаны с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательной активности и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. При этом под познавательной активностью понимается стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Развитие познавательных действий дошкольников осуществляется в процессе познавательной активности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Общеизвестно, что ребенок взаимодействует с окружающим миром благодаря своей активности, а активность является непременной предпосылкой формирования его самостоятельности и инициативности.
Среди целевых ориентиров имеются характеристики познавательного развития ребёнка на уровне завершения дошкольного образования такие как: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Познавательная активность необходима ребёнку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни.
Проблему формирования и развития познавательной активности детей дошкольного возраста исследовали: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, Г.И. Щукина и др. Они отмечают, что познавательная активность это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания, и включает в себя четыре основных структурных компонента: мотивационно - потребностный, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивно-оценочный.
А.Г. Литвак, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.И. Селиверстов рассматривают познавательную активность, как естественное стремление дошкольников к познанию, считая, что человеку свойственно стремление к познанию и это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. О.В. Дыбина, Г.П. Петку рассматривали развитие познавательной активности в различных видах деятельности. Так, в игровой деятельности игровые элементы синтезируются вместе с познавательными, в процессе чего перед ребёнком возникает противоречие, для решения которого ему необходимо найти новые способы действия, происходит формирование познавательной мотивации, в исследовательской деятельности дошкольников происходит познание окружающего мира путем реального взаимодействия.
При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности среды учреждений санаторного типа.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и практически проверить условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа.
Объект исследования: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа возможно, если реализовать следующие условия:
- создать предметно-развивающую среду, позволяющей реализовать принципы доступности, вариативности и свободы выбора;
- включить детей в познавательно-исследовательскую деятельность с учетом их индивидуальных интересов и предпочтений.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
2) Выявить актуальный уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3) Реализовать условия по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4) Проследить динамику изменения в уровнях познавательной активности детей до и после формирующего эксперимента.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, научно-методической литературы, нормативно-правовых документов, их систематизация, синтез; эмпирические - наблюдение, беседа, педагогический эксперимент; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования: КГБУЗ ККПТД №1 филиал №11 «Детский противотуберкулезный санаторий «Пионерская речка»» г. Красноярска.
Этапы исследования.
На первом этапе проведен теоретический анализ психологической, педагогической и нормативно-правовой литературы по исследуемой проблеме; сформулированы объект, предмет, цель, основные задачи исследования, разработана общая структура работы и рабочая гипотеза исследования.
Второй этап был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы: проверка гипотезы, проведение эксперимента, в процессе которого были реализованы условия по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап был посвящен проведению качественного и количественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы, обработке и систематизации полученных данных, оформлению бакалаврского исследования.
Теоретическая значимость заключается в том, что:
1) Уточнено понятие «познавательная активность» детей старшего дошкольного возраста, которое понимается как личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
2) Определены основные компоненты познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивно-оценочный.
3) Описаны три уровня проявления познавательной активности у детей дошкольного возраста: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий.
4) Выявлены и описаны условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа.
Практическая значимость заключается в том, что:
1) Результаты исследования позволяют широко использовать условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждениях санаторного типа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами экспериментальное исследование по проблеме развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа позволило нам сделать следующие выводы.
Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста, понимается как личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Определили, что познавательная активность детей дошкольного возраста включает четыре основных компонента: мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивно-оценочный.
В ходе теоретического анализа были описаны три уровня проявления познавательной активности у детей дошкольного возраста: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий.
В качестве основных педагогических условий развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа нами были выявлены:
- создание предметно-развивающей среды, позволяющей реализовать принципы доступности, вариативности и свободы выбора;
- включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность с учетом их индивидуальных интересов и предпочтений.
Для подтверждения гипотезы было проведено практическое исследование, которое проходило в три этапа.
Первый этап был направлен на изучение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе были реализованы условия, направленные на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе была проведено повторное изучение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста для того, чтобы проследить динамику изменения в уровнях познавательной активности детей до и после формирующего эксперимента.
На основании проведённого исследования можно сделать выводы, что у детей старшего дошкольного возраста уровень познавательной активности значительно повысился. Дети стали уделять больше внимания к деятельности познавательного характера, их интерес в основном приобрел устойчивый характер к выполняемой деятельности, дети стали более активны и любознательны.
Таким образом, выше перечисленные факты позволяют сделать вывод, что специально созданные условия в учреждении санаторного типа оказывают существенное влияние на уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, поставленные задачи выполнены и гипотеза, оформленная в начале, подтвердилась.



1. Ахмедбекова, Р. Р. К вопросу о сущности и содержании познавательной активности младших школьников / Р.Р. Ахмебекова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2008. - №1. - С. 9-12.
2. Балабаева, Н. В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников / Н.В. Балабаева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2015. - №2. - С. 32-36.
3. Бисалиев, Р. В. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов / Р.В. Бисалиев, О.А. Куц, И.А. Кузнецов, И.Ф. Деманова // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5. - С. 82-83.
4. Веснин, И. В., Шинкарева Л.В. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления / И.В. Веснин, Л.В. Шинкарева // Гаудеамус. - 2005. - №8. - том №2. - С. 187-190.
5. Волошена, Е. А., Истратова О.Н. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Волошена, О.Н. Истратова // Приволжский научный вестник. - 2014. - №9. - С. 93-97.
6. Ганелин, Ш. И. Обучение и воспитание. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе / Ш.И. Ганелин - Л.: ЛТУ, 1982. - 250 с.
7. Гризик, Т. И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей, работующих по программе «Радуга» / Т.И. Гризик. - Москва: Просвещение, 2003. - 160 с.
8. Грицанов, А. А. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Москва: Скакун, 1998. - 896 с.
9. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - Москва: Академия, 2008. - 352 с.
10. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ ред. От 03.07.2016. //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс»: режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 431 с.
12. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - Москва: Академия, 2005.
13. Концепция дошкольного воспитания [электронный ресурс]: постановление Министерства образования РФ от 16.06.1989 №7/1. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»: режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Короткова Т.А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №3 - С. 12- 18.
15. Лебедев, В. Н. Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в оздоровительном учреждении санаторного типа: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Лебедев Владимир Николаевич. - Сходня, 2000. - 152 с.
16. Литвиненко, С. В. Развитие познавательной активности в
преддошкольный период [Электронный ресурс] / С.В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации. - 2010. - №4. - Режим доступа:
http://www.paedagogia.ru/2010/4L-04/208-litvinenko
17. Микерина, А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / Микерина Алена Сергеевна. - Челябинск, 2013. - 27 с.
18. Микерина, А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Микерина Алена Сергеевна. - Челябинск, 2013. - 27 с.
19. Морозова, И. С., Штепина И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 162-165.
20. Немов, Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. - Москва: Владос-пресс, 2003. - Ч.2. - 352 с.
21. Нефедова, А. Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании / А.Н. Нефедова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 3. - С. 19-22.
22. От рождения до школы: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Москва: Мозаика-синтез, 2015. - 368 с.
23. Педько, Н. Д. Экспериментально-поисковая деятельность в процессе экологического развития / Н.Д. Педько, Е.А. Тимошенкова, Т.Б. Благодетелева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - №2. - С. 89-92.
24. Переверзева, А. Н. Что значит экспериментирования для дошкольника? / А.Н. Переверзева // Теория и практика образования в современном мире. - 2012. - С. 51-54.
25. Попова, Н. В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Попова Наталья Владимировна.- Барнаул, 2002. - 22 с.
26. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография / под ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ЧИПКРО, 2014.- 204 с.
27. Редковец, И. А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования - Волгоград: ВГПИ, 1986. - 88 с.
28. Смирнов, И. Н. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов. - Москва., 2006 - 288 с.
29. Тулькибаева, Н. Н. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - Москва: Восток, 2003. - 274 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»: режим доступа:http://www.consultant.ru.
31. Чаденкова, О. А. Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов: дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / Чаденкова Оксана Александровна. - Самара. - 2003. - 158 с.
32. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология: учебник / И.В. Шаповаленко. - Москва: Гардарики, 2005. - 349 с.
33. Щетинина, В. В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В.В. Щетинина // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 4. - С. 441-444.
34. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе - Москва: Просвещение, 2005. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ