ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Педагогическое действие 6
1.1 Педагогическое действие в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина
- В.В. Давыдова 6
1.2 Педагогическое действие в системе развивающего обучения 7
1.3 Возрастные особенности младших школьников 8
1.4 Содержание и структура учебной деятельности младшего школьного
возраста как субъект учебной деятельности 14
1.5 Характеристика учебной самостоятельности 17
1.6 Понятие учебной самостоятельности 17
1.7 Процедуры по оценке учебной самостоятельности и педагогического
действия 19
1.8 Критерии и диагностические процедуры 22
Глава 2. Исследование особенностей педагогического действия и учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста 27
2.1 Программа исследования 27
2.2 Процедура оценки учебной самостоятельности младших школьников 28
2.3 Описание констатирующего эксперимента с целью выделения
педагогических действий способствующих или препятствующих формированию учебной самостоятельности 30
Глава 3. Анализ данных по констатирующему эксперименту и диагностике учебной самостоятельности младших школьников 33
3.1 Анализ данных констатирующего эксперимента 33
3.2 Анализ процедуры диагностики учебной самостоятельности 38
3.3 Сравнение результатов констатирующего эксперимента по оценке
педагогического действия 39
3.4 Соотнесение уровней учебной самостоятельности младших школьников с
уровнем педагогического действия 44
3.5 Качественный анализ и количественный анализ 44
ВЫВОДЫ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Когда Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов начинали проектирование и исследование учебной деятельности младших школьников, единая школа СССР достаточно успешно выполняла основной государственный заказ. Она формировала требовавшийся тогда авторитарному режиму тип мышления и личности - добросовестные и исполнительные работники, не обладающие самостоятельностью и инициативностью в принятии решений, преданные целям коллектива и некритичные по отношению к лидерам. Но система Эльконина - Давыдова противоречила такому госзаказу, она стремилась развивать в своих питомцах качества, опасные и неудобные: самостоятельность суждений и поступков, независимость от авторитетов, критичность по отношению к своим и чужим действиям и т.д. Тезис Д. Б. Эльконина об учебной деятельности как деятельности по самоизменению не был услышан, пока не ворвалось веяние нового времени[15].
Сейчас же формирование у обучающихся учебной самостоятельности (способности к организации своей учебной деятельности) - одна из главных задач, определяемых действующим Федеральным государственным стандартом начального общего образования. Так, в качестве одного из образовательных результатов в стандарте заявлено достижение учеником начальной школы достаточного уровня самостоятельности в организации самого учебного процесса (умения принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками). Таким образом, учителя ориентируясь на достижение новых образовательных результатов, должны выстраивать и менять свое педагогическое действие.
В младшем школьном возрасте происходит становление учебной деятельности. Учебная деятельность - ведущая деятельность, направленная на усвоение системы теоретических (научных) понятий.
По мнению Д. Б. Эльконина в развивающем обучении основным новообразованием ребенка в младшем школьном возрасте является - умение учиться. Оно возникает как результат обучения (учебной деятельности). Таким образом, целью обучения является - создание условий для возникновения и развития умения учиться [15].
Наше исследование направленно на изучение педагогического действия, способствующего формированию учебной самостоятельности младших школьников.
Согласно прикладным психолого-педагогическим разработкам О.С Островерх, А.Г. Мокроусовой и других авторов становление учебной самостоятельности младших школьников связано с формированием индивидуального учебного действия. Индивидуальное учебное действие ребенка с самого начала строится как различение и переход от подготовки (тренировки) к реализации. Для формирования учебной самостоятельности педагог должен строить свое педагогическое действия, используя разные институциональные формы (урок, занятие, поляризованный урок) и элементы образовательного пространства^].
Г.А. Цукерман акцентирует внимание на том, что становление самостоятельности младшего школьника тесно связано с установкой ученика на поисковую активность, которая специально культивируется педагогами. Такая активность является основным поведенческим проявлением учебной самостоятельности школьников на уровне интерпсихического действия[13].
Актуальность связана с тем, что в младшем школьном возрасте формируется важное новообразование - учебная самостоятельность, а формирование данного новообразования является главной задачей педагогов. Таких исследований существует не так много. Нам стало интересно, какие такие педагогические действия могут формировать учебную самостоятельность, а какие действия, наоборот, могут препятствовать. На наш взгляд, для формирования учебной самостоятельности педагог должен определенным образом выстраивать свое педагогическое действие.
Под педагогическим действием понимается: открытое действие, которое включает в себя инициацию и построение детского действия как самостоятельного, ответственного учебного действия.
Проблема настоящего исследования состоит в том, что учитель в младшем школьном возрасте занимает основную позицию: осуществляет постановку учебных задач ребенку, организует пространство учебной деятельности. Возникает вопрос, есть ли связь между педагогическим действием и учебной самостоятельностью?
Цель исследования: определить связь между педагогическим действием учителя и учебной самостоятельностью младших школьников.
Предмет: Связь педагогического действия и учебной самостоятельности Объект: Учителя начальных классов и младшие школьники.
Гипотеза №1: существует связь между педагогическим действием и учебной самостоятельностью младших школьников.
Гипотеза №2: у учителя с эффективным педагогическим действием учащиеся показывают положительную динамику учебной самостоятельности, в отличие от младших школьников, обучающихся у учителя с неэффективным педагогическим действием.
Эмпирические методы исследования:
• констатирующий эксперимент,
• контент-анализ для выделения значимых единиц-выражений,
• процедура исследования учебной самостоятельности,
• метод ранговой корреляции Спирмена,
• статистический метод поиска значимых различий с помощью программы "STATISTIKA".
Выборка: в исследовании приняли участие 13 респондентов - педагоги начальной школы гимназии "Универе"; 129 респондентов - младшие школьники в 2016, 128 респондентов - младшие школьники в 2017 году.
Задачи:
1. Анализ теоритических источников по теме исследования;
2. Провести констатирующий эксперимент с целью выделения эффективных и неэффективных педагогических действий;
3. Провести анализ полученных данных с помощью контент-анализа;
4. Провести сравнительный анализ данных интервью и определить связь между педагогическим действием и уровнем учебной самостоятельности с использованием статистического метода анализа связей.
Методической основой исследования являются:
• Проведение диагностической процедуры, по оценке уровня учебной самостоятельности.
• Проведение констатирующего эксперимента, с целью выделения эффективных и неэффективных педагогических действий
Структура работы: состоит из 3 глав, введения, выводов, заключения, списка используемых источников, приложений.
Из тринадцати учителей принимавших участие в данном исследовании шесть учителей с эффективным педагогическими действиями, способствующими формированию учебной самостоятельности; пять учителей с неэффективным педагогическими действиями, не способствующими формированию учебной самостоятельности.
Учителя, которые в интервью выстраивают свое действие как открытое, направленное на поддержание детской инициативы, показывают повышение количества детей с высокими и средними уровнями учебной самостоятельности, а так же заметные понижения низких уровней самостоятельности.
Учителя, которые свое действие так не выстраивают, показывают незначительное повышение на высоких и средних уровнях учебной самостоятельности, а так же незначительное понижение на низких уровнях.
Результаты данного исследования могут быть использованы в практике начальной школы, для проведения обучающих семинаров и тренинговых процедур с педагогами.
1. Выгосткий, Л. С. Подростковый возраст в свете разных концепции [Электроный ресурс] / Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/obuhl01/txt09.htm.
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.
3. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1992. - №3. - С. 14-19.
4. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения: монография / В. В.Давыдов. - Москва: Интор, 1996. - 544 с.
5. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: федер. закон от 29.12.2012. № 273-Ф3. - Москва: Эксмо, 2012. - 141 с.
6. Островерх О.С., Козлова Л.М. Младший школьный возраст:
характеристика педагогического действия и средства его построения. - Красноярск. 2002. - Режим доступа: http://first-school-
age.narod.ru/new_18.htm
7. Островерх, О. С. Образовательное пространство учебной деятельности и динамика учебной самостоятельности школьников / О. И. Свиридова, А. Г. Мокроусова // Материалы XIX конференции «Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность». - 2012. - Режим доступа: http://ippd.ru/resources/library?file=988
8. Островерх, О. С. Об условиях становления индивидуального учебного действия в образовательном пространстве начальной школы / О. С. Островерх // Материалы IV научной конференции «Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования». - 1997. - Часть 1. - Режим доступа: http://ippd.ru/resources/library?file=469
9. Островерх О.С., Мокроусова А.Г. Учебная самостоятельность и ответственность в младшем школьном возрасте. // Материалы 9-й научно-
практической конференции «Педагогика развития: ключевые
компетентности и их становление». - Красноярск. 2003. - С. 1-3.
10. Островерх, О. С. «Что есть педагогическое действие в развивающем
обучении?» [Электронный ресурс] / О. С. Островерх // Режим
дocтyпa:http://first-school-age.narod.ш/new_19.htm
11. Содержание и способы оценки самостоятельности учеников в пространстве учебной деятельности: отчет о НИР / Казак Ю.С. - Красноярск: Сибирский Федеральный Университет, 2014. - 44 с.
12. Свиридова О.И. «Урочно-занятийная форма взаимодействия
учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности младших школьников» / О. И. Свиридова // Материалы 4-й научно-практической конференции «Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования». - Красноярск, апрель 1997.
13. Свиридова О.И. Форма организации учебной деятельности в начальной школе// Методические разработки. - Красноярск, 2001.
14. Цукерман, Г. А. О детской самостоятельности / Н. В. Елизарова. // Вопросы психологии. - 1989. - С. 37-44.
15. Цукерман, Г. А. Поисковая активность в учебной деятельности / Ю. И. Суховерша // Вопросы психологии. - 2007. - №5. С. 25-38.
16. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды // Д. Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.
17. Эльконин, Б. Д. Опосредствование. Действие. Развитие / Б. Д. Эльконин. - Ижевск: ERGO, 2010. - 280 с.