Когнитивные стили и преодоление визуальной неопределенности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Зрительная неопределенность 7
1.1. Понятие определенности, неопределенности 7
1.1. Методы принятия решений в условиях неопределенности 8
1.2. Зрительная неопределенность 13
Глава 2. Когнитивные стили 16
2.1. Появление термина «когнитивный стиль» 16
2.2. Отличительные признаки когнитивных стилей 17
2.3. Теоретические источники стилевого подхода в изучении
интеллектуальной деятельности 21
2.4. Характеристика основных когнитивных стилей 27
Глава 3. Локальный и глобальный анализ в зрительной системе 32
Глава 4. Когнитивные стили и преодоление визуальной неопределенности 39
4.1. Характеристика объекта исследования 39
4.2. Методы исследования 39
4.3. Преодоление визуальной неопределенности лицами с
полезависимым/поленезависимым когнитивным стилем 42
4.4. Преодоление визуальной неопределенности лицами с
импульсивным/рефлексивным когнитивным стилем 44
4.5. Преодоление визуальной неопределенности лицами с гибким/ригидным
познавательным контролем 47
4.6. Преодоление визуальной неопределенности лицами с сенсорно-
перцептивным/словесным способом переработки информации 49
4.7. Сочетания когнитивных стилей и преодоление визуальной
неопределенности 51
ВЫВОДЫ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Зрительная неопределенность 7
1.1. Понятие определенности, неопределенности 7
1.1. Методы принятия решений в условиях неопределенности 8
1.2. Зрительная неопределенность 13
Глава 2. Когнитивные стили 16
2.1. Появление термина «когнитивный стиль» 16
2.2. Отличительные признаки когнитивных стилей 17
2.3. Теоретические источники стилевого подхода в изучении
интеллектуальной деятельности 21
2.4. Характеристика основных когнитивных стилей 27
Глава 3. Локальный и глобальный анализ в зрительной системе 32
Глава 4. Когнитивные стили и преодоление визуальной неопределенности 39
4.1. Характеристика объекта исследования 39
4.2. Методы исследования 39
4.3. Преодоление визуальной неопределенности лицами с
полезависимым/поленезависимым когнитивным стилем 42
4.4. Преодоление визуальной неопределенности лицами с
импульсивным/рефлексивным когнитивным стилем 44
4.5. Преодоление визуальной неопределенности лицами с гибким/ригидным
познавательным контролем 47
4.6. Преодоление визуальной неопределенности лицами с сенсорно-
перцептивным/словесным способом переработки информации 49
4.7. Сочетания когнитивных стилей и преодоление визуальной
неопределенности 51
ВЫВОДЫ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Решение зрительных задач объединяет реализацию таких сложных психофизиологических механизмов, как восприятие, внимание, память, категоризация и принятие решения об объекте, и наконец, механизм уверенности в правильном решении. Механизм принятия решений условно можно полагать «выходом» зрительной системы. В отличие от многоканального входа зрительной системы механизм принятия решений на основе текущей сенсорной информации изучен мало.
В процессе решения задач, в частности зрительных, для человека характерны переживания неуверенности, сомнений, вызванных дефицитом сенсорной информации, что, в свою очередь, влияет на правильность или ошибочность высказываемых суждений и их скорость. Результаты исследований М. А. Холодной, И. С. Кострикиной показали, что успешность распознавания изображений реальных объектов зависит от трех основных факторов: уровня когнитивного развития, «общей перцептивной способности» к опознанию неполных объектов, когнитивного стиля.
Когнитивные стили — это индивидуальные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего.
Когнитивный стиль представляет собой склонность принимать решения с различной скоростью и проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив.
Решение считается рациональным, если оно увеличивает благосостояние того, кто его принял, в большей степени, чем любой другой возможный вариант. Под «благосостоянием» здесь подразумевается все, что имеет ценность, например, чувство удовлетворения или радость от достижения цели.
Решения принимаются или в условиях определенности, или в условиях неопределенности. Условия определенности подразумевают, что все последствия любого варианта действия известны заранее, и поэтому не составляет труда сказать, какое решение оптимально. Условия неопределенности, напротив, характеризуются тем, что в них нельзя с абсолютной уверенностью предсказывать последствия своих поступков. Следовательно, оказавшись в них, принимающий решение человек вынужден учитывать вероятности событий и идти на риск.
На успешность преодоления визуальной неопределенности оказывают влияние, как объективные (размер образа, его локализация, точка обзора, освещение), так и субъективные (опыт, индивидуально-личностные особенности субъекта) детерминанты.
Одна из фундаментальных проблем психологии зрительного восприятия связана с описанием процессов преодоления перцептивной неопределенности визуального ряда. И. X. Шиффман, C. Toppino и G. M. Long, анализируя взгляды разных авторов, делают вывод о том, что потенциальная возможность двоякого толкования является характерной особенностью многих визуальных образов, и для эффективной адаптации к среде организм должен регулярно решать эту неоднозначность. Эта способность визуальной системы человека предполагает существование процесса сличения между образом объекта, воспринятым органами чувств, и уже имеющимся у человека эталоном.
Исследование визуальной неопределенности связано с пониманием процессов восприятия, обеспечивающих правильную идентификацию фигур, интерпретацию внешних стимулов и принятие решения.
Целью данного исследования является изучение характера преодоления визуальной неопределенности лицами с разными когнитивными стилями.
Объект: В исследовании приняли участие 40 респондентов - студенты Сибирского федерального университета Института педагогики, психологии и социологии, в возрасте 18-21 года, с нормальной или скорректированной до нормы остротой зрения.
Предмет: эффективность (характер) преодоления визуальной
неопределенности лицами с разными когнитивными стилями.
Основная гипотеза исследования:
Для респондентов с эффективным и неэффективным преодолением визуальной неопределенности свойственны различные когнитивные стили.
Рабочие гипотезы:
Гипотеза I: лица с поленезависимым когнитивным стилем характеризуются эффективным преодолением визуальной неопределенности, с полезависимым стилем - неэффективным.
Гипотеза II: лица с рефлексивным когнитивным стилем характеризуются эффективным преодолением визуальной неопределенности, с импульсивным стилем - неэффективным.
Гипотеза III: лица с гибким, сенсорно-перцептивным познавательным контролем характеризуются эффективным преодолением визуальной неопределенности, с ригидным когнитивным контролем - неэффективным преодолением.
Задачи:
1) Анализ теоретических источников по проблеме когнитивных стилей и преодоления визуальной неопределенности.
2) Определить когнитивные стили испытуемых:
полезависимость/поленезависимость, импульсивность/рефлексивность, гибкий/ригидный познавательный контроль.
3) Оценить эффективность преодоления визуальной неопределенности у
лиц с разными когнитивными стилями:
полезависимость/поленезависимость, импульсивность/рефлексивность, гибкий/ригидный познавательный контроль.
4) Сравнить эффективность преодоления визуальной неопределенности в
задаче опознания фрагментированных фигур у лиц с разными когнитивными стилями: полезависимость/поленезависимость,
импульсивность/рефлексивность, гибкий/ригидный познавательный
контроль.
Методы исследования.
1) Методы диагностики когнитивных стилей: тест Готтшальда (когнитивный стиль полезависимость - поленезависимость); методика «Сравнение похожих рисунков» Дж.Когана (когнитивный стиль импульсивность-рефлексивность) (Kagan, 1966); тест Струпа в модификации Терстоуна (гибкий-ригидный когнитивный контроль) (Терстоун, 1944).
2) Для оценки эффективности преодоления визуальной неопределенности использовали Голлин-тест.( Gollin, 1960)
3) Статистический анализ данных выполняли с помощью двухвыборочного t-теста с различными дисперсиями, корреляционного анализа пакета статистических программ Excel, 2007.
В процессе решения задач, в частности зрительных, для человека характерны переживания неуверенности, сомнений, вызванных дефицитом сенсорной информации, что, в свою очередь, влияет на правильность или ошибочность высказываемых суждений и их скорость. Результаты исследований М. А. Холодной, И. С. Кострикиной показали, что успешность распознавания изображений реальных объектов зависит от трех основных факторов: уровня когнитивного развития, «общей перцептивной способности» к опознанию неполных объектов, когнитивного стиля.
Когнитивные стили — это индивидуальные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего.
Когнитивный стиль представляет собой склонность принимать решения с различной скоростью и проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив.
Решение считается рациональным, если оно увеличивает благосостояние того, кто его принял, в большей степени, чем любой другой возможный вариант. Под «благосостоянием» здесь подразумевается все, что имеет ценность, например, чувство удовлетворения или радость от достижения цели.
Решения принимаются или в условиях определенности, или в условиях неопределенности. Условия определенности подразумевают, что все последствия любого варианта действия известны заранее, и поэтому не составляет труда сказать, какое решение оптимально. Условия неопределенности, напротив, характеризуются тем, что в них нельзя с абсолютной уверенностью предсказывать последствия своих поступков. Следовательно, оказавшись в них, принимающий решение человек вынужден учитывать вероятности событий и идти на риск.
На успешность преодоления визуальной неопределенности оказывают влияние, как объективные (размер образа, его локализация, точка обзора, освещение), так и субъективные (опыт, индивидуально-личностные особенности субъекта) детерминанты.
Одна из фундаментальных проблем психологии зрительного восприятия связана с описанием процессов преодоления перцептивной неопределенности визуального ряда. И. X. Шиффман, C. Toppino и G. M. Long, анализируя взгляды разных авторов, делают вывод о том, что потенциальная возможность двоякого толкования является характерной особенностью многих визуальных образов, и для эффективной адаптации к среде организм должен регулярно решать эту неоднозначность. Эта способность визуальной системы человека предполагает существование процесса сличения между образом объекта, воспринятым органами чувств, и уже имеющимся у человека эталоном.
Исследование визуальной неопределенности связано с пониманием процессов восприятия, обеспечивающих правильную идентификацию фигур, интерпретацию внешних стимулов и принятие решения.
Целью данного исследования является изучение характера преодоления визуальной неопределенности лицами с разными когнитивными стилями.
Объект: В исследовании приняли участие 40 респондентов - студенты Сибирского федерального университета Института педагогики, психологии и социологии, в возрасте 18-21 года, с нормальной или скорректированной до нормы остротой зрения.
Предмет: эффективность (характер) преодоления визуальной
неопределенности лицами с разными когнитивными стилями.
Основная гипотеза исследования:
Для респондентов с эффективным и неэффективным преодолением визуальной неопределенности свойственны различные когнитивные стили.
Рабочие гипотезы:
Гипотеза I: лица с поленезависимым когнитивным стилем характеризуются эффективным преодолением визуальной неопределенности, с полезависимым стилем - неэффективным.
Гипотеза II: лица с рефлексивным когнитивным стилем характеризуются эффективным преодолением визуальной неопределенности, с импульсивным стилем - неэффективным.
Гипотеза III: лица с гибким, сенсорно-перцептивным познавательным контролем характеризуются эффективным преодолением визуальной неопределенности, с ригидным когнитивным контролем - неэффективным преодолением.
Задачи:
1) Анализ теоретических источников по проблеме когнитивных стилей и преодоления визуальной неопределенности.
2) Определить когнитивные стили испытуемых:
полезависимость/поленезависимость, импульсивность/рефлексивность, гибкий/ригидный познавательный контроль.
3) Оценить эффективность преодоления визуальной неопределенности у
лиц с разными когнитивными стилями:
полезависимость/поленезависимость, импульсивность/рефлексивность, гибкий/ригидный познавательный контроль.
4) Сравнить эффективность преодоления визуальной неопределенности в
задаче опознания фрагментированных фигур у лиц с разными когнитивными стилями: полезависимость/поленезависимость,
импульсивность/рефлексивность, гибкий/ригидный познавательный
контроль.
Методы исследования.
1) Методы диагностики когнитивных стилей: тест Готтшальда (когнитивный стиль полезависимость - поленезависимость); методика «Сравнение похожих рисунков» Дж.Когана (когнитивный стиль импульсивность-рефлексивность) (Kagan, 1966); тест Струпа в модификации Терстоуна (гибкий-ригидный когнитивный контроль) (Терстоун, 1944).
2) Для оценки эффективности преодоления визуальной неопределенности использовали Голлин-тест.( Gollin, 1960)
3) Статистический анализ данных выполняли с помощью двухвыборочного t-теста с различными дисперсиями, корреляционного анализа пакета статистических программ Excel, 2007.
Проблема восприятия неполных изображений имеет большое практическое значение в информационных технологиях для создания эффективных алгоритмов распознавания аэрофотоснимков, идентификации лиц в толпе, в обработке медицинских изображений и рукописных текстов. В клинической нейропсихологии исследование механизмов объединения разрозненных фрагментов в единое целое необходимо как для понимания процессов восприятия, обеспечивающих правильную идентификацию фигур, так и для локализации пораженных механизмов у больных с некоторыми формами агнозии. В клинических исследованиях способность правильно воспринимать и идентифицировать зашумленные, фрагментированные изображения используют давно для изучения онтогенеза зрительной системы, для исследования нарушений памяти у больных с амнезией, для измерения изменений зрительного восприятия в результате локальных поражений мозга.
Обобщая полученные нами результаты о роли когнитивно-стилевых характеристик на эффективность преодоления визуальной неопределенности, мы можем в говорить о том, что не все гипотезы подтвердились.
Изначально нами были выделены две стратегии принятия решения о неопределенном визуальном стимуле в зависимости от преобладающих когнитивно-стилевых характеристик респондентов. «Успешные» респонденты характеризовались поленезависимым и рефлексивным когнитивным стилям, а также гибким познавательным контролем. «Неуспешные» респонденты
характеризовались полезависимым и импульсивным способами обработки информации в ситуациях неопределенности, а так же ригидным познавательным контролем.
Доказано, что поленезависимые испытуемые успешнее преодолевают визуальную неопределенность, чем полезависимые. Между ригидным и гибким познавательным контролем, тенденция к различиям в эффективности преодоления визуальной неопределенности, и успешность в этом случае на
стороне ригидного познавательного контроля. Так же исследование не выявило различий в преодолении визуальной определенности между импульсивным и рефлексивным когнитивными стилями.
Исследуя эти пары когнитивных стилей, мы так же рассмотрели сочетание этих стилей относительно эффективности преодоления визуальной неопределенности. И здесь так же выделена тенденция к различиям в преодолении визуальной непоределенности сочетаний когнитивных стилей таких как ПЗ/Гибкость/Импульсивность и ПЗ/Гибкость/Рефлексивность, успешность преодоления визуальной неопределенности в этом случае на стороне ПЗ/Гибкости/Импульсивности, здесь играет роль гибкость познавательного контроля, который характеризуется высокой степенью автоматизации перехода от вербальных функций к сенсорно-перцептивным, и импульсивность, которая характеризуется быстротой реагирования в ситуациях множественного выбора, поэтому они легче и быстрее преодолевают условия неопределенности.
Обобщая полученные нами результаты о роли когнитивно-стилевых характеристик на эффективность преодоления визуальной неопределенности, мы можем в говорить о том, что не все гипотезы подтвердились.
Изначально нами были выделены две стратегии принятия решения о неопределенном визуальном стимуле в зависимости от преобладающих когнитивно-стилевых характеристик респондентов. «Успешные» респонденты характеризовались поленезависимым и рефлексивным когнитивным стилям, а также гибким познавательным контролем. «Неуспешные» респонденты
характеризовались полезависимым и импульсивным способами обработки информации в ситуациях неопределенности, а так же ригидным познавательным контролем.
Доказано, что поленезависимые испытуемые успешнее преодолевают визуальную неопределенность, чем полезависимые. Между ригидным и гибким познавательным контролем, тенденция к различиям в эффективности преодоления визуальной неопределенности, и успешность в этом случае на
стороне ригидного познавательного контроля. Так же исследование не выявило различий в преодолении визуальной определенности между импульсивным и рефлексивным когнитивными стилями.
Исследуя эти пары когнитивных стилей, мы так же рассмотрели сочетание этих стилей относительно эффективности преодоления визуальной неопределенности. И здесь так же выделена тенденция к различиям в преодолении визуальной непоределенности сочетаний когнитивных стилей таких как ПЗ/Гибкость/Импульсивность и ПЗ/Гибкость/Рефлексивность, успешность преодоления визуальной неопределенности в этом случае на стороне ПЗ/Гибкости/Импульсивности, здесь играет роль гибкость познавательного контроля, который характеризуется высокой степенью автоматизации перехода от вербальных функций к сенсорно-перцептивным, и импульсивность, которая характеризуется быстротой реагирования в ситуациях множественного выбора, поэтому они легче и быстрее преодолевают условия неопределенности.



