СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
|
Введение 5
1. Теоретическое исследование социально-психологического сопровождения первоклассников в период адаптации 8
1.1. Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе 8
1.2. Социально-психологическое сопровождение первоклассников 18
1.3. Адаптация детей, поступающих в первый класс 25
2. Экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школе.42
2.1. База и методы исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 47
2.3. Система занятий направленная на повышение уровня адаптации
первоклассников к школьному обучению 56
Заключение 78
Список использованных источников
1. Теоретическое исследование социально-психологического сопровождения первоклассников в период адаптации 8
1.1. Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе 8
1.2. Социально-психологическое сопровождение первоклассников 18
1.3. Адаптация детей, поступающих в первый класс 25
2. Экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школе.42
2.1. База и методы исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 47
2.3. Система занятий направленная на повышение уровня адаптации
первоклассников к школьному обучению 56
Заключение 78
Список использованных источников
На сегодняшний день одной из наиболее значимых для педагогики и психологии образования является проблема адаптации первоклассника к обучению в школе. От того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые
месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию. Поэтому для школы и ее социально-педагогической и психологической службы задача построения эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей и детских коллективов в период адаптации к школе выходит на первый план. Путь магистрального развития первоклассника, является основой для интеллектуального и социального развития, школьного воспитания и играет важную роль в обучении ребенка.
По мнению Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой: «Ребенок который только что поступил в школу попадает в чужой враждебный и пугающе-непонятный мир и то как, и насколько быстро первоклассник приспособится к новым условиям в большей степени зависит от учителя, психолога и родителей, уровня их образования, количества личного опыта. Начало обучения в школе для большинства детей представляет собой серьезные трудности, вследствие чего ведет к значительным переменам в их жизнедеятельности. Школа представляет новый, усложнённый круг требований и правил к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умению руководить эмоциями желаниями, интересами, подчинять их школьной дисциплине. Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждений к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребёнка и его интеллектуальным возможностям» [17].
Актуальность нашего исследования обусловлена увеличением нагрузки учебных процессов, наблюдаемого в последние годы, преобразования в социально-экономической сфере и увеличение количества детей, с нарушениями, определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией. Цель: исследование процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
Объект исследования: адаптация первоклассников к школе. Предмет исследования: социально-психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению.
Предмет исследования: социально-психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению.
Гипотеза исследования: адаптация первоклассника к школе будет происходить более успешно, если педагог будет учитывать результаты диагностики, направленной на изучение поведения первоклассников, в первые дни обучения, в процессе воспитания и обучения первоклассника. Задачи:
1. Ознакомиться с теоретическими источниками по теме исследования адаптации первоклассников к школьному обучению;
2. Подобрать методики по теме исследования и провести экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школьному обучению;
3. Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования адаптации первоклассников к школьному обучению;
2. Эмпирические методы исследования(методика «Несуществующее животное» авт. Дукаревич М.З, методика «Что мне нравится в школе» авт. Лусканова Н.Г., «Градусник» авт. Фетискин Н.П);
3. Анализ результатов проведенного исследования.
Методологической основой проведенного нами исследования, выступили работы следующих ученых: И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Н.И. Гуткиной, Г.А. Цукерман и А.Л. Венгер.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь-ноябрь 2015 года), теоретическое исследование психологической литературы по проблеме адаптации первоклассников к школьному обучению;
2 этап (декабрь 2015 - февраль 2016 года), проведение экспериментального исследования адаптации первоклассников к школьному обучению;
3 этап (март - апрель 2016 года), исследование и анализ полученных результатов;
4 этап (апрель - май 2016 года), оформление выпускного квалификационного исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей».
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и родителям в организации адаптационного периода первоклассников к школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы без учета приложений составляет 77 страниц
месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию. Поэтому для школы и ее социально-педагогической и психологической службы задача построения эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей и детских коллективов в период адаптации к школе выходит на первый план. Путь магистрального развития первоклассника, является основой для интеллектуального и социального развития, школьного воспитания и играет важную роль в обучении ребенка.
По мнению Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой: «Ребенок который только что поступил в школу попадает в чужой враждебный и пугающе-непонятный мир и то как, и насколько быстро первоклассник приспособится к новым условиям в большей степени зависит от учителя, психолога и родителей, уровня их образования, количества личного опыта. Начало обучения в школе для большинства детей представляет собой серьезные трудности, вследствие чего ведет к значительным переменам в их жизнедеятельности. Школа представляет новый, усложнённый круг требований и правил к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умению руководить эмоциями желаниями, интересами, подчинять их школьной дисциплине. Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждений к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребёнка и его интеллектуальным возможностям» [17].
Актуальность нашего исследования обусловлена увеличением нагрузки учебных процессов, наблюдаемого в последние годы, преобразования в социально-экономической сфере и увеличение количества детей, с нарушениями, определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией. Цель: исследование процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
Объект исследования: адаптация первоклассников к школе. Предмет исследования: социально-психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению.
Предмет исследования: социально-психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению.
Гипотеза исследования: адаптация первоклассника к школе будет происходить более успешно, если педагог будет учитывать результаты диагностики, направленной на изучение поведения первоклассников, в первые дни обучения, в процессе воспитания и обучения первоклассника. Задачи:
1. Ознакомиться с теоретическими источниками по теме исследования адаптации первоклассников к школьному обучению;
2. Подобрать методики по теме исследования и провести экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школьному обучению;
3. Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования адаптации первоклассников к школьному обучению;
2. Эмпирические методы исследования(методика «Несуществующее животное» авт. Дукаревич М.З, методика «Что мне нравится в школе» авт. Лусканова Н.Г., «Градусник» авт. Фетискин Н.П);
3. Анализ результатов проведенного исследования.
Методологической основой проведенного нами исследования, выступили работы следующих ученых: И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Н.И. Гуткиной, Г.А. Цукерман и А.Л. Венгер.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь-ноябрь 2015 года), теоретическое исследование психологической литературы по проблеме адаптации первоклассников к школьному обучению;
2 этап (декабрь 2015 - февраль 2016 года), проведение экспериментального исследования адаптации первоклассников к школьному обучению;
3 этап (март - апрель 2016 года), исследование и анализ полученных результатов;
4 этап (апрель - май 2016 года), оформление выпускного квалификационного исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей».
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и родителям в организации адаптационного периода первоклассников к школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы без учета приложений составляет 77 страниц
Проведенный нами теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили сделать следующие выводы:
1. Адаптация первоклассников - играет очень важную роль в дальнейшем обучении ребенка, его успешности и мотивированности на сам процесс получения знаний и выполняемую деятельность;
2. Способы взаимодействия ребенка с различными трудными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы.
3. В начале своей школьной жизни ребенок встречается с рядом проблем, стрессовыми ситуациями, в которых учится, приобретает жизненный опыт.
4. Чтобы справиться с эмоциональными проблемами, ребенок использует как неосознанные защитные механизмы, так и осознанные знания, умения и навыки, которые он приобрел, до, в том случае, если адаптация проходила успешно, или в процессе обучения.
Нами было проведено экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школьному обучению и причин возникновения психических блоков как защитной реакции на внешний раздражитель, анализируя результаты которого, мы выявили, что большинство, поступивших в первый класс, в последнее время, испытывает ряд трудностей в адаптации к школьному обучению, принятию требований и соблюдении правил образовательного учреждения. В обязанность педагога-психолога входит: создание условия для успешной адаптации детей к процессу обучения и взаимодействия как между собой, так и с педагогом.
Таким образом, цель, проведенной работы достигнута, все задачи решены в полном объеме, выбор методов исследования адекватен поставленным задачам.
1. Адаптация первоклассников - играет очень важную роль в дальнейшем обучении ребенка, его успешности и мотивированности на сам процесс получения знаний и выполняемую деятельность;
2. Способы взаимодействия ребенка с различными трудными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы.
3. В начале своей школьной жизни ребенок встречается с рядом проблем, стрессовыми ситуациями, в которых учится, приобретает жизненный опыт.
4. Чтобы справиться с эмоциональными проблемами, ребенок использует как неосознанные защитные механизмы, так и осознанные знания, умения и навыки, которые он приобрел, до, в том случае, если адаптация проходила успешно, или в процессе обучения.
Нами было проведено экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школьному обучению и причин возникновения психических блоков как защитной реакции на внешний раздражитель, анализируя результаты которого, мы выявили, что большинство, поступивших в первый класс, в последнее время, испытывает ряд трудностей в адаптации к школьному обучению, принятию требований и соблюдении правил образовательного учреждения. В обязанность педагога-психолога входит: создание условия для успешной адаптации детей к процессу обучения и взаимодействия как между собой, так и с педагогом.
Таким образом, цель, проведенной работы достигнута, все задачи решены в полном объеме, выбор методов исследования адекватен поставленным задачам.
Подобные работы
- Диагностика основных видов и типов трудностей , испытываемых
первоклассниками в период адаптации к школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ИГРОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Система взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе (Курганский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА
ИХ АДАПТАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая поддержка родителей первоклассников в период адаптации детей в школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации к образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



