Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Работа №27033

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
507
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретическое исследование социально-психологического сопровождения первоклассников в период адаптации 8
1.1. Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе 8
1.2. Социально-психологическое сопровождение первоклассников 18
1.3. Адаптация детей, поступающих в первый класс 25
2. Экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школе.42
2.1. База и методы исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 47
2.3. Система занятий направленная на повышение уровня адаптации
первоклассников к школьному обучению 56
Заключение 78
Список использованных источников

На сегодняшний день одной из наиболее значимых для педагогики и психологии образования является проблема адаптации первоклассника к обучению в школе. От того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые
месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию. Поэтому для школы и ее социально-педагогической и психологической службы задача построения эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей и детских коллективов в период адаптации к школе выходит на первый план. Путь магистрального развития первоклассника, является основой для интеллектуального и социального развития, школьного воспитания и играет важную роль в обучении ребенка.
По мнению Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой: «Ребенок который только что поступил в школу попадает в чужой враждебный и пугающе-непонятный мир и то как, и насколько быстро первоклассник приспособится к новым условиям в большей степени зависит от учителя, психолога и родителей, уровня их образования, количества личного опыта. Начало обучения в школе для большинства детей представляет собой серьезные трудности, вследствие чего ведет к значительным переменам в их жизнедеятельности. Школа представляет новый, усложнённый круг требований и правил к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умению руководить эмоциями желаниями, интересами, подчинять их школьной дисциплине. Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждений к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребёнка и его интеллектуальным возможностям» [17].
Актуальность нашего исследования обусловлена увеличением нагрузки учебных процессов, наблюдаемого в последние годы, преобразования в социально-экономической сфере и увеличение количества детей, с нарушениями, определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией. Цель: исследование процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
Объект исследования: адаптация первоклассников к школе. Предмет исследования: социально-психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению.
Предмет исследования: социально-психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению.
Гипотеза исследования: адаптация первоклассника к школе будет происходить более успешно, если педагог будет учитывать результаты диагностики, направленной на изучение поведения первоклассников, в первые дни обучения, в процессе воспитания и обучения первоклассника. Задачи:
1. Ознакомиться с теоретическими источниками по теме исследования адаптации первоклассников к школьному обучению;
2. Подобрать методики по теме исследования и провести экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школьному обучению;
3. Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования адаптации первоклассников к школьному обучению;
2. Эмпирические методы исследования(методика «Несуществующее животное» авт. Дукаревич М.З, методика «Что мне нравится в школе» авт. Лусканова Н.Г., «Градусник» авт. Фетискин Н.П);
3. Анализ результатов проведенного исследования.
Методологической основой проведенного нами исследования, выступили работы следующих ученых: И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Н.И. Гуткиной, Г.А. Цукерман и А.Л. Венгер.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь-ноябрь 2015 года), теоретическое исследование психологической литературы по проблеме адаптации первоклассников к школьному обучению;
2 этап (декабрь 2015 - февраль 2016 года), проведение экспериментального исследования адаптации первоклассников к школьному обучению;
3 этап (март - апрель 2016 года), исследование и анализ полученных результатов;
4 этап (апрель - май 2016 года), оформление выпускного квалификационного исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей».
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и родителям в организации адаптационного периода первоклассников к школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы без учета приложений составляет 77 страниц


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный нами теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили сделать следующие выводы:
1. Адаптация первоклассников - играет очень важную роль в дальнейшем обучении ребенка, его успешности и мотивированности на сам процесс получения знаний и выполняемую деятельность;
2. Способы взаимодействия ребенка с различными трудными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы.
3. В начале своей школьной жизни ребенок встречается с рядом проблем, стрессовыми ситуациями, в которых учится, приобретает жизненный опыт.
4. Чтобы справиться с эмоциональными проблемами, ребенок использует как неосознанные защитные механизмы, так и осознанные знания, умения и навыки, которые он приобрел, до, в том случае, если адаптация проходила успешно, или в процессе обучения.
Нами было проведено экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школьному обучению и причин возникновения психических блоков как защитной реакции на внешний раздражитель, анализируя результаты которого, мы выявили, что большинство, поступивших в первый класс, в последнее время, испытывает ряд трудностей в адаптации к школьному обучению, принятию требований и соблюдении правил образовательного учреждения. В обязанность педагога-психолога входит: создание условия для успешной адаптации детей к процессу обучения и взаимодействия как между собой, так и с педагогом.
Таким образом, цель, проведенной работы достигнута, все задачи решены в полном объеме, выбор методов исследования адекватен поставленным задачам.



1. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе / М.М. Безруких. - Москва: «АСТ», 2004.
2. Битянова, М.Г. Адаптация ребенка в школе /М.Г. Битянова. - Москва, 1998.
3. Венгер, А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Москва, 2004.
4. Вьюнова, Н.И., Гайдар К.М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар. - Москва - 2005.
5. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова. - Москва: Академический проект, 2005. - 142 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - Москва; 1984г., 432 с.
7. Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе/ Н.И. Гуткин. - Москва: Образование, 1996.
8. Дубровина, И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., Психология / И.В. Дубровина Е.Е., Данилова, А.М. Прихожан. - Москва «Академия», 2003. с.380-381, 438-446.
9. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - 2-е издание / И.В. Дубровина. - Москва: Издательский центр «Академия» - 1999 г. - 166 с.
10. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина. - Москва: «Просвещение» - 1991 г. - 303 с.
11. Дубровина, И.В. Практическая психология образования, Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / И.В. Дубровина. - Москва: ТЦ «Сфера» - 2000 г. - 528 с.
12. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. - Санкт-Петербург, 2004.
13. Ефимова, С.П. Как помочь первокласснику хорошо учиться / С.П. Ефимова. - Москва: «АСТ», 2003.
14. Журавлев, Н. Д. Первый раз в первый класс / Н.Д. Журавлев. - Москва, 2004, с.17-19.
15. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. - Москва: Академия, 2008. - 232 с.
16. Кравцов, Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - Москва: Знание, 1987. - С. 121.
17. Кравцова, Е.Е., Кравцов Г.Г., Готовность к школе. Дошкольное воспитание / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов. - Москва, 1991. - № 7. - С. 81-84.
18. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - Москва, 1983.
19. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - Санкт- Петербург, 2004.
20. Никоненко В.К. Адаптация первоклассников к школе. / В.К. Никоненко. - Москва, 2006.
21. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова. - Москва: Тривола, 2006, с. 22-28.
22.Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова — Москва, 2005.
23. Платонова, А.А. Успешное завтра будущего первоклассника / А.А. Платонова. - Москва, 2005, — № 5.
24. Прихожан, А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - Москва: Книга по требованию, 2007. - 200с. 
25. Румянцева, Т.В. Влияние стилей родительского воспитания на школьную тревожность и успеваемость. Психология обучения / Т.В. Румянцева. - Санкт-Петербург, 2009. №12. - С.43-50.
26. Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста. Вопросы психологии / Е.Е. Сапогова. - Москва, 1986. - № 4. - С. 36-43.
27. Свеженцова, Г.М. Подготовка детей к школе. Начальная школа / Г.М. Свеженцова. - Москва, 1994. - № 5. - С. 67-69.
28. Соколова, Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет / Ю.А. Соколова. - Москва: Эксмо, 2006. - 47 с.
29. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева. - Москва: ВАКО, 2008. - 72 с.
30. Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - Томск, 2012. - 133 с.
31. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников.
Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва, 1987г., 416 с.
32. Эриксон, Э.Г. Детство и общество. - 2 издание, переработано и дополнено, переведено с английского. / Э.Г. Эриксон. - Санкт- Петербург: Ленато. АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ