Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Работа №74173

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2020
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В
ШКОЛЕ 8
1.1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.3. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К
ШКОЛЕ 29
2.1 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ 29
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ 44
2.3. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ. СПИСОК ИСПЫТУЕМЫХ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ 99


Социально-психологическая адаптация в первом классе - один из самых сложных периодов в жизни ребенка. С началом обучения в первом классе ребенок должен освоить новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - обучение. У ребенка меняется социальная среда: появляются новые друзья из класса, появляются учителя. Школа для детей становится большой социально-психологической группой. С приходом в первый класс ребенок меняется, и меняется картина его жизни. У ребенка от 6 до 7 лет уже есть основные педагогические предпосылки обучения: методы
познавательной деятельности, мотивация. Формирование ребенка в качестве ученика происходит в процессе обучения и на протяжении всей школьной жизни. Процесс такого формирования в благоприятных условиях охватывает первую половину первого года школьного образования.
Социально-психологическая адаптация первоклассника к школе является одной из актуальных и серьезных проблем, так как для первоклассника, приходит в школу, является ситуацией неопределенности, которая вызывает определенные эмоции.
Успех социально - психологической активности ребенка зависит от благополучия периода адаптации к школе. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, разрыву межличностных отношений, развитию невротических состояний, девиантных форм поведения. Неблагоприятное прохождение адаптацией свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и систем эмоциональной регуляции, что приводит к возникновению соматических заболеваний.
Многие зарубежные и отечественные педагоги и ученые занимались проблемой школьной адаптации. Они рассмотрели такие вопросы, как влияние педагогической среды на развитие личности ребенка (Л. В. Мудрик, Т. С. Семёнов и др.); исследование понятия «социальная адаптация» отечественных ученых (А. В. Петровский, А. А. Налчаджян и др.). Особенности адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в группе сверстников (М. М. Безруких, С. А. Беличева, М. Р. Битянова).
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, в результаты обучения по программе начального образования включение освоении начальных навыков адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире; принятие и развитие социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного чувства учения; развитие способности сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Таким образом, анализ теории, практики и стратегических документов в области образования Российской Федерации показывает актуальные проблемы адаптации учащихся к школьным условиям.
Противоречия: между необходимостью социально-психологической адаптации первоклассников в школе и отсутствием для этого эффективных форм работы;
- между необходимостью реализации эффективных форм социально-психологической адаптации в школе и слабой практической
разработанностью данного вопроса с учетом современных условий образования.
Проблема исследования: каковы эффективные формы работы по социально-психологической адаптации первоклассников в школе?
Тема исследования: «Социально-психологическая адаптация
первоклассников в школе».
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации первоклассников в школе.
Предмет исследования: формы работы по социально-психологической адаптации первоклассников в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных, полученных в ходе исследования, разработать и проверить эффективность форм работы по социально-психологической адаптации первоклассников в школе.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть проблему социально-педагогической адаптации
первоклассников в психолого-педагогической литературе;
2) Проанализировать формы работы по социально -психологической адаптации первоклассников в школе;
3) Осуществить диагностику уровня социально-психологической
адаптации первоклассников в школе;
4) Выявить и реализовать формы работы по социально¬психологической адаптации первоклассников в школе;
5) проверить экспериментальным путем эффективность выбранных форм работы по социально-психологической адаптации первоклассников в школе.
Гипотеза исследования: социально-психологическая адаптация
первоклассников к школе будет эффективной, если реализуются следующие формы работы: а именно, диагностика («календарь настроения»), беседы индивидуальные и групповые, арт-терапия (включающая изотерапию, сказкотерапию и музыкотерапию) и телесно-ориентированная терапия (задания на релаксацию, телесно-ориентированные игры и упражнения).
Методы исследований:
1. Теоретические - анализ, обобщение, синтез, систематизация.
2. Эмпирические методы - опрос, беседа, наблюдение, тестирование, эксперимент.
3. Методы математической статистики (угловое преобразование Фишера).
База исследования: МОУ Березовская СОШ. Челябинская обл. Аргаяшский р-он. В эксперименте принимали участие 25 учеников 1 «А» класса (экспериментальная группа) и 25 учеников 1 «В» класса (контрольная группа).
Новизна исследования: заключается в том, что разработаны и описаны формы работы по социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе, а также экспериментально доказана их эффективность.
Практическая значимость: исследования заключается в том, что разработанные и апробированные формы работы для успешной адаптации первоклассников к обучению в школе может быть использована в образовательных организациях, реализующих программу начального общего образования.
Этапы исследования: исследование проводилось в 2019-2020 годах и состояло из трех этапов:
На первом этапе (сентябрь 2019 г. - октябрь 2019 г.) был проведен анализ современного состояния проблем на основе изучения специальной психолого-педагогической литературы по вопросам исследования; сформулированы цель, задачи исследования, гипотеза.
На втором этапе (сентябрь 2019 г.). Была проведена диагностика социально-психологической адаптации первоклассников в школе, проанализированы данные, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента; проводилась проверка гипотезы; разрабатывались формы работы по социально-психологической адаптации первоклассников к школе.
На третьем этапе (ноябрь 2019 г. - март 2020 г.) были реализованы формы работы по социально-психологической адаптации первоклассников в школе, проверялась их эффективность; осуществлялось обобщение, систематизация, обработка результатов исследования; формулировались теоретические и экспериментальные выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Апробация результатов исследования: осуществлялась в виде докладов на педагогических советах. На базе Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Березовская .Челябинская обл. Аргаяшский р-он. »
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (61 источников) и приложений (2). Общий объем работы -99страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социально-психологическая адаптация первоклассника к школе является одной из актуальных и серьезных проблем, так как для первоклассника, приходит в школу, является ситуацией неопределенности, которая вызывает определенные эмоции. Успех социально - психологической активности ребенка зависит от благополучия периода адаптации к школе. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, разрыву межличностных отношений, развитию невротических состояний, девиантных форм поведения. Все это обусловило актуальность рассматриваемой проблемы.
В теоретической части исследования мы рассмотрели:
- Психолого - педагогические особенности младшего школьного возраста;
- Понятие и сущность социально-психологической адаптации младших школьников;
- Формы работы по социально-психологической адаптации первоклассников к школе, а именно: диагностика, беседы, арт-терапия и телесно¬ориентированная терапия.
Большое значение в процессе социально-психологической адаптации первоклассников к школе имеют формы работы.
Под формой мы понимаем внешнее очертание, фигуру, наружность, образ, а также план, модель, штамп. Форма работы по социально - психологической адаптации - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми, способствующий приспособлению к условиям школьной жизни.
Среди традиционных форм выделяют - консультации, беседы, обмен мнениями, психолого-педагогическая диагностика и др. Среди новых форм - телесно-ориентированную терапию, арт-терапию.
В практической части нашего исследования представлены результаты опытно - экспериментальной работы по социальной адаптации младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ Березовская СОШ Челябинская области Аргаяшского района. В
исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста: учащиеся 1 «А» класса в количестве 25 человек (экспериментальная группа) и 1 «Б» класса в количестве 25 человек (контрольная группа).
Мы определили уровни социально-психологической адаптации к школе, критерии и показатели, также подобрали на их основе диагностические методики.
По результатам диагностики на констатирующем этапе в экспериментальной группе 3 человека (12%) имеют низкий уровень социально-психологической готовности к школе. Средний уровень социально-психологической готовности к школе у 7 испытуемых (28%).15 человек с высоким уровнем социально-психологической готовности к школе, что составило 60%.
В контрольной группе - 4 первоклассника (16%) имеют низкий уровень социально-психологической адаптации к школе, что на 1 человека больше, чем в экспериментальной группе. Со средним уровнем 5 человек (20%). А с высоким - 16 (64%).
Полученные результаты дали нам основание для осуществления собственно-формирующего этапа эксперимента по реализации форм работы по социально-психологической адаптации первоклассников к школе.
Организуя собственно формирующий этап эксперимента мы реализовали формы работы по социально -психологической адаптации первоклассников к школе, а именно: диагностика, беседы, арт-терапия и телесно-ориентированная терапия. Занятия проводились регулярно 3 раза в неделю на протяжении школьной четверти. После проведения комплекса занятий по реализации вышеназванных форм мы осуществили контрольный этап эксперимента по тем же методикам, что и в начале. Оказалось, что в экспериментальной группе 1 человек (4%) имеет низкий уровень социально- психологической готовности к школе. 17 человек с высоким уровнем, что составило 68%. Средний уровень социально-психологической готовности к школе у 7 испытуемых (28%). В контрольной группе - 4 первоклассника (16%) имеют низкий уровень социально-психологической адаптации к школе. Со средним уровнем 4 человека (16%), а с высоким - 17 (68%). В контрольной группе изменения практически не произошли. Количество детей с низким уровнем осталось на прежнем месте. В контрольной группе - количество детей с высоким уровнем увеличилось на 8%. А с низким - уменьшилось на 8%.
Для проверки эффективности проделанной работы, мы использовали критерий Фишера. ф*эмп = 1.856. Полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне неопределенности. Гипотеза исследования доказана, задачи решены.



1. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Битянова М.Р. Москва:Лабиринт, 2017.56с.
2. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Учебник для студентов высших учебных заведений Т.В. Алейникова. Ростов -на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2016.128с.
3. Александровска Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе Э.М. Александровская. Москва: 2017. 153с.
4. Андрющенко Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения. Андрющенко Т.Ю. Карабекова Н.В. Вопросы психологии. 2018.234с.
5. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации.С.Д. Артемов. Москва: 2019. 180с.
6. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности Балл Г.А. Вопросы психологии,2018.354с.
7. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. Батуев А.С.Москва: 2016.345с.
8. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь М.М. Безруких. Москва :Эксмо, 2015. 464 с.
9. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте Л.М. Божович, Москва:2018. 267с.
10. Бисалиева С.К. Роль учителя в адаптации ребенка к школе.2018.54с.
11. Вершинина Т.И. Производственная адаптация рабочих кадров Т.И. Вершинина. Новосибирск: 2017. 354с.
12. Возрастные возможности усвоения знании Под ред. Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Москва:2018.352с.
13. Воликова Т.В. Учитель и семья. Москва: 2017.342с.
14. Волочков А.А. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка А.А. Волочков, Пермь: 2016. 262с.
15. Володин Л.С. Собрание сочинений. Л.С. Володи . Москва:2018. 251 с.
16. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология Под ред. А. В. Петровского. Москва: 2017.564с.
17. Данилова Н.Н. Психофизиология. Данилова Н.Н. Москва:2018.453с.
18. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога И.В. Дубровиной.Москва:2016.349с.
19. Дорожевец., Т.В. Изучение школьной дезадаптации Т.В. Дорожевец. Витебск: 2017.182с
20.Зимняя И.А. Педагогическая психология.Москва:Логос.2018.567с.
21. Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями ,Москва :2018.312с.
22. Изард.К.Э.Психология эмоций.Сантк -Петербург:2018.176с.
23. Ключникова Г.А. Методика изучения самооценки школьников. Г.А. Ключникова . Вопросы психологии.2017.78с.
24. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности .НГУ ,2019.ч.2.325с.
25. Ковалева Е.И.Школьная дезадаптация. 2015. 121с.
26. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста Я.Л. Коломинский[и др.]. Москва 2017. 265с.
27. Котова С.А. Педагогическая поддержка первоклассников с несформированной мотивацией к обучению .Москва: Проспект ,2019.54с.
28. Кон И.С. Социология личности. Новосибирск:2018.352с.
29. Краткий психологический словарь. Л.А. Карпенко. Ростов на Дону:2018.56с.
30. Кара Ж.Ю. Особенности арт-терапии .Северо-Кавказский
психологический вестник.2016.342с.
31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Москва: Проспект ,2018.65с.
32. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Леонтьев А.Н. Москва:2018.564с.
33. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти . Лурия А.Р.Москва: Педагогика, 2017.54с.
34. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего
школьника.Люблинская А.А. Моква:Просвещение, 2018.654с.
35. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Л.В. Мардахаев.Москва:2017. 234с.
36. Матвеева Л.Г. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. Матвеева Л.Г. Челябинск:Южный Урал 2018.320 с.
37. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников .Матюхина М.В.Москва:2017.654с.
38. Милославова И.А. Роль социальной адаптации .И.А. Милославова. 2019. 284с.
39. Мухина В.С. Возрастная психология. Москва:Проспект,2017.456 с.
40. Мухина В.С. Детская психология. Москва: АПРЕЛЬ Пресс, 2019. 352с.
41. . Налчаджян А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация. Налчаджян А.А.Ереван:2018.56с.
42. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации. Москва:2016. 85с.
43. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной. Москва: Проспект, 2020.208с.
44. Основы психофизиологии .Ю.И. Александрова. Москва: Инфра -
М,2017.56с.
45.Особенности психического развития детей 6-7 лет. Д.Б. Эльконина, под редакцией А.А. Венгера. Москва: 2018. 321с.
46. Педагогическая психология.Бахтин М.М. Москва:Лабиринт,2018. 288 с.
47. Петровский А.А. Личность, деятельность, коллектив. Москва:2017.34с.
48. Пилипк Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с
первоклашками. Практическая психология учителю. Пилипко Н.В., Громова Т.В. Москва: УЦ Перспектива, 2018.98с.
49. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. Москва: 2018.675с.
50. Психологическая диагностика. Санкт-Петербург :2017. 652 с.
51. Психологическое консультирование в школе. Коптева
Н.В.Пермь:2019.65с.
52. Рабочая книга школьного психолога. И.В. Дубровина [и др.]. Москва: Просвещение, 2018.45с.
53. Расти первоклашка. М.М. Безруких. Москва: Эксмо, 2018. 640 с.
54. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва: ВЛАДОС, 2016.542с.
55. Серов Н.В. Рисунок и цвет в арт-терапии. Санкт-Петербург:2018.76с.
56. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Москва:2018. 288 с.
57. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. Москва: Издательство Московского психолого-социального института,2017. 768с.
58. Ковалева Е.И. Школьная дезадаптация. 2018. 121с.
59. Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь. - Гродно: ГРГУ, 2017. 263с.
60. Яницкий М.С. Адаптационный процесс. Кемерово: Кемеровский
государственный университет, 2016. 184с.
61.Чащина О.В. Арт-терапия как средство нивелирования тревожности. Москва: 2018.65с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ