Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий при изучении окружающего мира
|
Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1 Сущность универсальных учебных действий в начальной школе
1.1 Формирование универсальных учебных действий при изучении окружающего мира 10
1.3 Методика использования игровых технологий как средство формирования универсальных учебных действий 21
ГЛАВА 2. Использование игровых технологий по формированию универсальных учебных действий при изучении окружающего мира 31
2.1 Анализ использования игровых технологий при изучении окружающего мира как средства формирования универсальных учебных действий 31
2.2 Система заданий по использованию игровых технологий в формировании универсальных учебных действий при изучении окружающего мира 34
2.3 Рекомендации по использованию игровых технологий как средства формирования универсальных учебных действий 46
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение 1 57
Приложение 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1 Сущность универсальных учебных действий в начальной школе
1.1 Формирование универсальных учебных действий при изучении окружающего мира 10
1.3 Методика использования игровых технологий как средство формирования универсальных учебных действий 21
ГЛАВА 2. Использование игровых технологий по формированию универсальных учебных действий при изучении окружающего мира 31
2.1 Анализ использования игровых технологий при изучении окружающего мира как средства формирования универсальных учебных действий 31
2.2 Система заданий по использованию игровых технологий в формировании универсальных учебных действий при изучении окружающего мира 34
2.3 Рекомендации по использованию игровых технологий как средства формирования универсальных учебных действий 46
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение 1 57
Приложение 2
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования акцент в содержании образования перемещается с предметных знаний, умений и навыков учащихся как основной цели на развитие универсальных учебных действий, метапредметных и личностных результатов.
В этих условиях актуальной становится проблема формирования универсальных учебных действий и возникает вопрос: «какой инструментарий использовать учителю для их формирования?»
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать увлекательными и интересными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и изучение основных предметов начальной школы.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.
Данные положения позволили нам сделать выбор темы выпускного исследования: «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий при изучении окружающего мира.
Исходя из актуальности, проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: как игровые технологии способствуют формированию универсальных учебных действий при изучении курса «Окружающий мир».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, как игровые технологии формируют универсальные учебные действия при изучении окружающего мира.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий при изучении курса «Окружающий мир».
Предмет исследования: игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий при изучении курса «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий при изучении курса «Окружающий мир» будет эффективным, если на уроках будут применяться игровые технологии.
В соответствии с вышеизложенным взглядом на проблему исследования, его целью, объектом и предметом были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность универсальных учебных действий;
2. Выявить особенности формирования универсальных учебных действий при изучении окружающего мира;
3. Рассмотреть использование игровых технологий как средства формирования универсальных учебных действий;
4. Проанализировать использование игровых технологий при изучении окружающего мира как средства формирования универсальных учебных действий;
5. Разработать систему заданий по использованию игровых технологий в формировании универсальных учебных действий при изучении окружающего мира;
6. Разработать рекомендации по использованию игровых технологий как средства формирования универсальных учебных действий.
Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; методы опроса, наблюдение, анкетирование; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования являются школы Пировского района.
Методологической основой исследования послужили труды М. С. Азаровой, К. Д. Ушинского, А. Г. Асмолова, А. В. Федотовой, Г. К. Селевко, З. А. Кокарева, П. И. Пидкасистого и т.д.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут использовать студенты, проходящие педагогическую практику в школе, а также учителя начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 43 наименований. Общее количество страниц - 55.
В этих условиях актуальной становится проблема формирования универсальных учебных действий и возникает вопрос: «какой инструментарий использовать учителю для их формирования?»
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать увлекательными и интересными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и изучение основных предметов начальной школы.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.
Данные положения позволили нам сделать выбор темы выпускного исследования: «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий при изучении окружающего мира.
Исходя из актуальности, проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: как игровые технологии способствуют формированию универсальных учебных действий при изучении курса «Окружающий мир».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, как игровые технологии формируют универсальные учебные действия при изучении окружающего мира.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий при изучении курса «Окружающий мир».
Предмет исследования: игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий при изучении курса «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий при изучении курса «Окружающий мир» будет эффективным, если на уроках будут применяться игровые технологии.
В соответствии с вышеизложенным взглядом на проблему исследования, его целью, объектом и предметом были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность универсальных учебных действий;
2. Выявить особенности формирования универсальных учебных действий при изучении окружающего мира;
3. Рассмотреть использование игровых технологий как средства формирования универсальных учебных действий;
4. Проанализировать использование игровых технологий при изучении окружающего мира как средства формирования универсальных учебных действий;
5. Разработать систему заданий по использованию игровых технологий в формировании универсальных учебных действий при изучении окружающего мира;
6. Разработать рекомендации по использованию игровых технологий как средства формирования универсальных учебных действий.
Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; методы опроса, наблюдение, анкетирование; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования являются школы Пировского района.
Методологической основой исследования послужили труды М. С. Азаровой, К. Д. Ушинского, А. Г. Асмолова, А. В. Федотовой, Г. К. Селевко, З. А. Кокарева, П. И. Пидкасистого и т.д.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут использовать студенты, проходящие педагогическую практику в школе, а также учителя начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 43 наименований. Общее количество страниц - 55.
Сущность универсальных учебных действий определяется комплексом действий учащегося, открывающие возможность широкой их ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, т.е. это означает саморазвитие и самосовершенствование учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения предмета. Рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников, мы пришли к выводам: познавательные УУД - это активная познавательная деятельность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности; занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов и формированию УУД младших школьников.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Анализ опыта работы учителей дал возможность установить, что педагоги уделяют внимание формированию познавательных универсальные учебные действия, но данная работа не всегда носит системный характер, и
На основе проведенной опытно - экспериментальной работы разработаны система заданий в форме игровых технологий, направленная на формирование УУД у младших школьников, а также методические рекомендации по использованию игровых технологий в курсе «Окружающего мира».
Таким образом, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения предмета. Рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников, мы пришли к выводам: познавательные УУД - это активная познавательная деятельность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности; занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов и формированию УУД младших школьников.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Анализ опыта работы учителей дал возможность установить, что педагоги уделяют внимание формированию познавательных универсальные учебные действия, но данная работа не всегда носит системный характер, и
На основе проведенной опытно - экспериментальной работы разработаны система заданий в форме игровых технологий, направленная на формирование УУД у младших школьников, а также методические рекомендации по использованию игровых технологий в курсе «Окружающего мира».
Таким образом, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования у младших школьников универсальных учебных действий на уроках «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (на примере 6-х классов)
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ИЗУЧЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Игровые технологии как средство развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста (Тамбовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024



