Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Работа №27024

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
711
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 5
1 Теоретические основы использования дидактических игр и занимательных
заданий в процессе изучения геометрического материала 8
1.1. Значение дидактических игр и занимательных заданий в процессе
изучения математике в начальной школе 8
1.2. Геометрический материал в курсе начальной школы и его значение
для математического развития в начальной школе 16
1.3. Анализ методических рекомендаций по использованию
дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала в начальной школе 20
2 Использование дидактических игр и занимательных заданий в процессе
изучения геометрического материала на уроках математике в начальной школе 29
2.1. Диагностика математических знаний и умений учащихся на начало
опытно-экспериментальной работы 29
2.2. Апробация дидактических игр и занимательных заданий,
направленных на изучение геометрического материала 32
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 38
Заключение 43
Список используемых источников 45
Приложение

Огромную роль для детей младшего школьного возраста в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей младшего школьного возраста, в процессе их обучения и воспитания с самого раннего возраста.
Математическое образование - один из важнейших факторов развития и формирования личности, которые во многом опирается на эмпирический опыт ребенка, приобретенный в дошкольный период и на этапе начального обучения. В целях обеспечения преемственности между начальным, и средним образованием необходимо познакомить детей с основами геометрии, используя их жизненный опыт и развивая математическую интуицию, пространственное воображение, логическое мышление.
В настоящее время общепризнанна необходимость более широкого включения геометрических знаний в систему математического образования, подготовка школьников к усвоению систематического курса геометрии. Именно поэтому в начальной школе геометрический материал служит в качестве опорной базы для освоения основных математических понятий, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при его изучении, станут необходимым фундаментом обучения в средней общеобразовательной школе. При этом вопросы геометрии затрагиваются достаточно неглубоко, на них выделяется мало времени для изучения [26, с. 25].
Известно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности детей в образовательном процессе. В настоящее время педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у младшего школьника познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием занимательного материала для математического развития учащихся. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Цель исследования: изучить теоретический и практический опыт использования занимательных заданий и дидактических игр при изучении геометрического материала в начальной школе, апробировать его применение на практике.
Объект исследования: процесс изучения геометрического материала в курсе начальной школы.
Предмет исследования: приемы и способы применения дидактических игр и занимательных заданий на уроках математики при изучении геометрического материала.
Гипотеза исследования: если на уроках математики организуется целенаправленное и грамотное использование дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала, то это способствует повышению у младших школьников качества математических знаний, расширяет смысл математических понятий и благоприятно сказывается на развитии интереса к математике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить значимость дидактических игр и занимательных заданий для математического развития младших школьников.
2. Выявить значимость геометрического материала для математического развития младших школьников.
3. Проанализировать методические рекомендации по использованию дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала младшими школьниками.
4. Провести опытно - экспериментальную работу по теме исследования.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и научно-теоретической литературы по данной проблеме, цитирование.
Методологическую основу проведенного исследования явились основные положения о математическом развитии учащихся начальной школы, нашедшие отражения в работах Е.А. Кальта, Н.С. Подходова, В.А.Гусева, и др.
Опытно-экспериментальная база исследования: город Ачинск, МБОУ «Средняя школа № 5». В исследовании приняли участие учащиеся второго класса в количестве 25 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (ноябрь - февраль 2015 - 2016) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап (март - апрель 2016) - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (май 2016) - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована научная статья на тему: «Использование дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала с младшими школьниками» в научном журнале «Наука и цивилизация» (Великобритания).
Практическая значимость исследования заключается в подборе и разработке дидактических игр и занимательных заданий, направленных на изучение геометрического материала в начальных классах. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников (47 наименований), приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив, и проанализировав учебно-методическую и научную литературу по теме исследования, мы выявили значение дидактических игр и занимательных заданий для математического развития младших школьников. Что с помощью дидактических игр и занимательных заданий у школьников вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Отмечая значение занимательных и игровых заданий в структуре урока математики, можно заметить, что увлекшись их выполнением, дети не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Помимо этого данные задания способствуют развитию у младших школьников логического мышления, пространственного мышления и воображения. Благодаря им ведется подготовка младших школьников к систематическому изучению курса геометрии в средней школе.
Проведя и проанализировав результаты опытно-экспериментальной работы, мы констатировали, что наиболее действенное влияние на процесс изучения геометрического материала в начальном курсе математики оказывают такие виды игровых заданий, как игры-лото, занимательные упражнения. В ходе исследования нашла подтверждение выдвинутая гипотеза: что если на уроках математики организуется целенаправленное и грамотное использование дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала, то это способствует повышению у младших школьников качества математических знаний, расширяет смысл математических понятий и благоприятно сказывается на развитии интереса к математике.
Анализируя результаты использования дидактических игр и занимательного материала в работе с младшими школьниками по изучению геометрического материала, нами были сделаны некоторые выводы, суть которых сводится к следующему.
Во-первых, дидактическая игра способствует многократному повторению изучаемого геометрического материала с различных позиций (получение новых сведений, закрепление и обобщение пройденного, выполнение заданий тренировочного характера).
Во-вторых, удачно включенная в структуру заданий по изучению геометрического материала дидактическая игра позволяет ребенку сделать самостоятельные суждения об изучаемом объекте, увидеть его особенности строения, предложить свой путь выполнения задания.
В-третьих, дидактические игры и задания занимательного характера развивают у младших школьников интерес и желание к систематическим занятиям математикой, учат учащихся самостоятельно определять суть выполняемого задания, анализировать рациональность и логичность способа его выполнения, позволяют лучше усваивать материал и делают учебную деятельность разнообразной и интересной [36, с. 29].
Использование дидактических игр и занимательных заданий практически во всех случаях дают положительный результат, что способствует более глубокому и прочному усвоению геометрического материала младшими школьниками.


1. Амелина, М.В. Разноуровневые задания на уроках математики при изучении геометрического материала /М. В. Амелина // Начальная школа. - 2010. - N 8. - С. 57-59
2. Амонашвили, Ш.А. В школу - с шести лет: учебник /Ш. А. Амонашвили. - Москва: Педагогика, 1986. -176 с.
3. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: учебник / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - Москва: Просвещение, 1984. - 235 с.
4. Беспалова, В.Р. Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающей общественной жизнью: учебник / В.Р. Беспалова. - Москва: МГУ, 2008. - 98 с.
5. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры: учебник/Ф. Н. Блехер. - Москва: Просвещение,1984.- 286 с.
6. Виленкин, Н. Я. Методика обучения геометрии: учеб. пособие / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чеснокови. - Москва: Мнемозина, 2007. - 280 с.
7. Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков: учеб. - метод. пособие / Д. И. Водзинский. - Москва: Просвещение, 2006. -138 с.
8. Воронина, М.А. Дидактические игры и игровые упражнения как
средство формирования познавательного интереса у младших школьников к математике. [Электронный ресурс] / М. А. Воронина // Статья - 2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-
mo/2013/04/04/didakticheskie-igry-i-igrovye-uprazhneniya-kak-sredstvo.
9. В стране занимательной математики. [Электронный ресурс]: метод. работа педагогов средней школы № 5 г. Лысково Нижегородской области -
2015. - Режим доступа: http://nachalo.lyssch5.edusite.ru/p71aa1.html.
10. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учеб. - метод. пособие / И. С. Гринченко. - Москва: ЦГЛ, 2002. - 78 с.
11. Гусев, В.А. Новый курс геометрии для средней школы // Проблемы и перспективы развития методики обучения математики (сборник научных трудов). - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 27-39 с.
12. Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики / И. К. Данилов // Математика в школе. - 2005. - № 1. - С. 93-95
13. Запорожец, А.В.Психология и педагогика игры: учебник / А. В. Запорожец, А. П. Усова. - Москва, 1966 - 341 с.
14. Зенкевич, И. Г. Эстетика урока математики: пособие для учителя / И. Г. Зенкевич. - Москва: Просвещение, 1981. - 127 с.
15. Кальт, Е.А.Дидактические игры на уроках математики в классах повышенного педагогического внимания [Электронный ресурс] /Е. А. Кальт // «Вестник государственного педагогического университета».-2006. - Режим доступа: http:// WWW eduhmao.ru > var/db/files/16209.matem-osh4.doc.
16. Клочай, Л.М. Роль элементов занимательности, игры в учебном процессе. [Электронный ресурс] /Л. М. Клочай // - Режим доступа http://nsportal.ru/klochay-larisa-mikhaylovna.
17. Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики: учебник / В. Г. Коваленко. - Москва: Просвещение, 1990. - 96 с.
18. Колягин, Ю. М. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения / Ю. М. Колягин, О. В. Тарасова // Начальная школа. - 2000. - №
4. - С. 104-111
19. Кругликов, В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика / В.Н. Кругликов; Воен. инж.-техн. ун-т. - Санкт- Петербург: ВИТУ, 1998. - 308 с.
20. Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу/ B. И. Метельский // Начальная школа. - 2004, - С. 54 - 80
21. Морозова, Е. В. Сборник дидактических игр для начальной школы.
[Электронный ресурс] / Е. В. Морозова // метод. разработка - 2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/26/sbornik-
didakticheskikh-igr-dlya-nachalnoy-shkoly.
22. Мусейибова, Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. / Т. А. Мусейибова, Г. А. Корнеева. - Москва, 1989. - 159 с
23. Мышкина, Е. В. Актуализация познавательной деятельности младших школьников. [Электронный ресурс] /Е. В. Мышкина// статья 2014. Режим доступа: http: // videouroki.net / filecom.php? fileid = 98679749.
24. Пастухова, Е. А. Дидактические игры на уроках математики. [Электронный ресурс] / Е. А. Пастухова, // Статья по математике (2 класс) - 2014 - Режим доступа: http: // nsportal.ru / nachalnaya-shkola / matematika / 2014 / 04 / 08 / didakticheskie - igry - na - urokakh - matematiki.
25. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя. - 2 издание, переработанное / М. Н. Перова. - Москва: Просвещение, 1996. - 142 с.
26. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды: учебник / Ж. Пиаже. - Москва, 1969. - 660 с.
27. Подходова, Н. С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников /Н. С. Подходова //Начальная школа. - 2005. № 1 - С. 90 - 93
28. Подходова Н. С. Подготовка учащихся к изучению геометрии / Н.
С. Подходова // Начальная школа. - 2002. №1 - С. 66 - 68
29. Покровская, Т.А. Формирование у младших школьников представлений о геометрических фигурах: Пособие для учителя начальной школы. / Т. А. Покровская. - Москва: БИНОМ, 2007. - 428 с.
30. Рыдзе О. А., Степанова О.А. Дидактические игры в начальной школе: методическое пособие / О. А Рыдзе., О.А. Степанова. - Москва: Сфера. 2013.-140 с.
31. Сахарова, С. М. Рабочая программа внеурочной деятельности по научно - познавательному направлению для начальных классов «Наглядная геометрия» (1 - 4 классы). [Электронный ресурс]. /С. М. Сахарова// Рабочая программа. - 2015 - Режим доступа: http: // videouroki.net / filecom.php? fileid=98715136.
32. Спиваковская, А. С. Игра - это серьезно: учебное пособие / А.С. Спиваковская. - Москва: Педагогика, 1981.- 144 с.
33. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям: учебник / В. А. Сухомлинский. - Москва,1987.- 245с.
34. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей: учебник / А. П. Усова. - Москва: Просвещение, 1976. - 94 с.
35. Ушинский, К. Д. Сборник сочинений: учебник / К. Д. Ушинский. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР - 1949. - т. 6. - 507с.
36. Филатова, Е. А. Использование дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала с младшими школьниками /Е. А. Филатова // Materials of the XII International scientific and practical conference, «Science and сivilization», - 2016. Volume 10. Pedagogical sciences. Sheffield. Science and education LTD - 80 стр.
37. Филиппова, С. А. Использование геометрического материала в начальной школе / С. А. Филиппова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - N 5. - С. 54-56
38. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие / под ред. Столяра А. А. - Москва: Просвещение, 1988. - 330 с.
39. Царева, С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий /С.
Е. Царева // Начальная школа - Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
- № 4 - С. 75-76
40. Цукарь, А. Я. Элементы исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики: метод. пособие /А. Я. Цукарь. - Киев: Рад. школа, 2000. - 192 с.
41. Шарапова, М. Ю. Работаем по-новому /М. Ю. Шарапова // Начальная школа - 1995. - №7, - С. 25 - 27 с.
42. Шарыгин И. Ф. Первые шаги в геометрии: учеб. пособие / И. Ф. Шарыгин, Т. Г. Ерганжиева. - Москва: Открытый мир, 1995. - 38 с.
43. Шмырева, Г.Г. Развитие познавательных интересов учащихся на уроке математики / Г.Г. Шмырева, С.М. Нестерович // Начальная школа - 2003.
- №2 - С. 118-121
44. Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: метод. пособие / М.Ю. Шуба. - Москва: Просвещение, 1995. - 225 с.
45. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: метод. пособие / Е. И. Щербакова. - Москва: Академия, 2002. - 270 с.
46. Эльконин, Д.Б. Психология игры: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 2004. - 210 с.
47. Юнанова, Ю.В. Дидактические игры на уроках математики. [Электронный ресурс] / Ю. В. Юнанова // Статья. - 2014. - Режим доступа:

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ