Введение 5
1 Лингвометодические основы работы над сочинением-описанием
1.1 Сочинения как письменные речевые упражнения 8
1.2 Описание как тип речи 15
2 Обучение младших школьников сочинению-описанию
2.1 Анализ программы и учебников по русскому языку
образовательной системы «Гармония» по теме исследования
2.2 Упражнения для обучения младших школьников написанию
сочинений-описаний
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение 1 39
Приложение 2 42
Актуальность исследования. Работа по развитию речи учащихся в начальной школе многогранна. Одно из ее направлений - написание сочинений разных видов.
Сочинение - это основное упражнение по развитию речи. Работая над сочинением или изложением, дети учатся грамотно и выразительно излагать свои мысли, учатся проявлять самостоятельность суждений, тем самым развивая свою речь. Обучение сочинению - это актуальный вопрос современности. Используя сочинения, учителю легче проникнуться и окунуться во внутренний мир школьника, познать его.
Сочинение - это первые попытки определить и описать окружающий мир ребенка во внутреннем своем отображении, выказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает словарный запас и учит грамотности.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования [21].
«В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: ... формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе...»[21]. Требования к предметным результатам начального общего образования нацеливают учителя на формирование у младших школьников умений создавать тексты разных типов речи. Это возможно достигнуть, обучая также написанию сочинений-описаний в начальной школе.
Цель этого исследования: подобрать упражнения, направленные на формирование умений у младших школьников, необходимых для написания сочинений - описаний.
Объект исследования - процесс обучения сочинениям-описаниям на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования - упражнения для обучения написанию сочинений - описаний на уроках русского языка в начальных классах.
Гипотеза исследования: если на уроках русского языка для обучения написанию сочинений - описаний систематически использовать упражнения, направленные на формирование умений создавать текст, соблюдая композицию, а также употреблять имена прилагательные в художественном описании, то это будет способствовать правильному написанию сочинений такого типа речи.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать сочинения как письменные речевые упражнения.
2) Рассмотреть описание как тип речи.
3) Произвести анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Гармония» в аспекте работы над сочинением - описанием.
4) Предложить упражнения по обучению младших школьников написанию сочинений - описаний.
Методологической основой исследования являются работы Л.М. Лосевой, Г.А. Золотовой, М.С. Соловейчик, М.Р. Львова и др.
Методы исследования: анализ лингвистической, методической и учебной литературы.
Практическая значимость исследования. Мы полагаем, что упражнения, представленные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы в практике преподавания русского языка в начальной школе, учителями и студентами-практикантами.
Структура выпускной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений
В данной работе мы, проанализировав методическую литературу по написанию сочинений, выяснили, что сочинение - это основное упражнение по развитию речи. Тем самым мы охарактеризовали сочинения как письменные речевые упражнения.
Изучив лингвистическую литературу, мы выяснили, что текст-описание - это особый тип речи. Тексты-описания не содержат событий, в них нет сюжета, а также редко бывают действующие лица (обычно действующим лицом бывает сам автор, наблюдатель). В описаниях раскрываются признаки предметов, их связи, живописуются целые картины. Чаще всего они невелики по объему, далеко не всегда они составляют самостоятельные произведения.
Также в данной работе мы произвели обзор анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Гармония» в аспекте работы над сочинением - описанием. При анализе учебников по русскому языку УМК «Гармония» 1 - 4 классов мы выяснили, что содержание программы предполагает наличие упражнений, которые направлены на развитие и совершенствование умений работать над сочинением-описанием.
В практической части нашей работы представлены две группы упражнений по обучению младших школьников написанию сочинений описаний, направленных на формирование умений у младших школьников, необходимых для написания сочинений - описаний.
1. Балашова, Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению- описанию животного/Т.Ю.Балашова//Начальная школа. —№10- 1998. — с.70-75.
2. Баранов, М.Т. Русский язык: Справочные материал ы/М.Т. Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-9-е изд., перераб.- Москва: Русский язык, 2012.
3. Граудина, Л.К. Культура русской речи. Уч-к для вузов. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев - Москва, 2011.
4. Гусев, Д.А. От народных ремесел - к духовным идеалам культурного наследия/ Д.А.Гусев, М.И.Зайкин // Высшее образование сегодня. -2014. -№ 1. - С. 80-83.
5. Дубравина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И.В. Дубравина, Е.Е. Дарилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубравиной. - 4-е изд., стереотип. - Москва: Изд. Центр "Академия", 2013. - 464 с., с. 169
6. Елисеева, М. Т. Работа над изложением и сочинением/ М.Т.Елисеева// Начальная школа. - № 5. - 1981.-е. 26.
7. Закожурникова, М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе./ М.Л.Закожурникова - Москва, 1953.
8. Золотова, Г.А. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтаксис текста / Отв. ред. Г.А. Золотова. - Москва, 2009.
9. Иванов, С.В. Русский язык. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС./ С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова; Под ред.Л.Е.Жуковой и С.В.Иванова. - 2-е изд., испр. - Москва: Вентана-Граф, 2012.
10. Иванов, С.В. Русский язык. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Часть 1. ФГОС./С.В.Иванов,
А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова; Под ред.Л.Е.Жуковой и С.В.Иванова. - 4-е изд.,перераб. - Москва: Вентана-Граф, 2012.
11. Иванов, С.В. Русский язык. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Часть 2. ФГОС./ С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова; Под ред.Л.Е.Жуковой и С.В.Иванова. - 4-е изд.,перераб. - Москва: Вентана-Граф, 2012.
12. Косолапова, Т.И. Методика написания сочинения: Методические указания [Электронный ресурс] / Т.И. Косолапова, И.В. Филиппова. - Ухта: УГТУ, 2004. - Режим доступа: http://lib.LiutLi.net/sites/default/files/books/2004/kosolapova t.i. rnetodika napisan iya sochineniya_2004.pdf
13. Лекция. Методика обучения сочинению [Электронный ресурс] - 2015 - Режим доступа: http://www.stndfiles.ru/preyiew/4470532/
14. Лосева, Л.М. Как строится текст. / Л.М Лосева. - Москва: Наука, 2013.
15. Львова, М.Е. Игрушка - источник связного высказывания первоклассника./ М.Е. Львова// Начальная школа. - 1988. - №2. - С.30, с.36
16. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш.проф.образования [Электронный ресурс] / М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. Режим доступа: http://www.academia- moscow.ru/ftp_share/books/fraginents/fragment17651 .pdf
17. Львов, М.Р. Методология становления речи младших школьников: Пособие для педагога. / М.Р. Львов - 4-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 2011. - 176 с., с. 144
18. Львов, М.Р. Методология преподавания русского языка в исходных классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - Москва: Издательский центр "Академия", 2012. - 464 с., с. 404
19. Львов, М.Р. Учебное пособие для педагогических университетов. / М.Р. Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н. Светлове кая - Москва: Просвещение, 1987. - 468 с., с.374
20. Львов, М.П. Речь младших школьников и пути ее развития. / М.Р. Львов - Москва: Просвещение. 2013.,с.114
21. Министерство образования и науки Российской Федерации.
Приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]: Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) / Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа:
11Цр://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.рбГ
22. Надеина, Н.А. Методика обучения написанию сочинения-
рассуждения [Электронный ресурс]/ Н.А.Надеина // nsportal, 2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/21 /metodika-
obucheniya-napisaniyu-sochineniya-rassuzhdeniya
23. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. / О.А. Нечаева - Улан-Удэ, 1974.
24. Пленкин, Н.А. О работе над сочинением/ Н.А. Пленкин //Рус. язык в шк. - Москва: Просвещение., 1980. - 3., с. 5
25. Розенберг, Л. А, Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников/Л.А.Розенберг// Начальная школа. —№ 2-1995.-с. 25-28.
26. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений/ М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. - 5 изд. исп.идоп- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
27. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников / В.А.Синицын //Начальная школа. -2011. -№2. - С. 10-14.
28. Система обучения сочинения/ Под ред. Т.Л. Ладыженской. - Москва, 2013, с.285
29. Словарь лингвистических терминов: сочинение-описание [Электронный ресурс]/ Т.В. Жеребило. Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим", 2010. - Режим доступа: http://lingvistics_dictionary.academic.ru/3960/co4HHeHne-onHcaHne
30. Словарь лингвистических терминов: сочинение-описание по личным наблюдениям и впечатлениям [Электронный ресурс]/ Т.В. Жеребило. Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим", 2010. - Режим доступа: http://lingvistics_dictionary.academic.ru/3962/co4HHeHne-
описание по личным наблюдениям и впечатлениям
31. Соловейчик, М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка./ М.С. Соловейчик // Начальная школа. -2012. - № 7.
32. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса, общеобразоват. учреждений, в 2 ч. / М.С. Соловейчик - 7 изд. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, - 144 с.
33. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. / М.С. Соловейчик - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 144 с.
34. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений, в 2 ч. / М.С. Соловейчик - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.-160 с.
35. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальной школе. / М.С. Соловейчик - Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. -383 с.
36. Соловейчик, М.С. Программа «Русский язык» для четырехлетней начальной школы. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - Москва: Просвещение, 2011. - 386 с.
37. Русский язык и литература в школе. Сочинение описание
[Электронный ресурс] / О.П.Синюкова. - 2016. Режим доступа:
http://www.sinykova.ru/faqs/sochinenie-opisanie/
38. Усмонов Р.А. Функционально-смысловые типы речи в текстах
публичного характера [Электронный ресурс] / Р.А.Усмонов // Вестник МГОУ. - 2010. - №6. - Режим доступа: http://vestnik-mgo u. ru/A rti с 1 es/Doc/1438
39. Токмакова О.А. Методика обучения написанию сочинения [Электронный ресурс] /О.А.Токмакова // Учебно-методический кабинет. - 2011 - 2016. - Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-aHatolevna- tokmakova/metodika-obuchenija-napisaniyu-sochinenija.html
40. Черноморова Н.С. Сочинение в исходных классах. Пособие для педагога. / Н.С.Черноморова - Москва, Просвещение, 2011. - 175 с., с. 104
41. Электронные книги - источник знаний XXI века [Электронный ресурс]: Русский язык. Справочные материалы. - Режим доступа: http://eknigi.org/gunianitamye_nauki/178558-russkiy-yazyk-spravochnye- materialy.html