Введение 5
1 Теоретические аспекты проблемы расширения круга чтения младших
школьников 8
1.1 Чтение как вид речевой деятельности 8
1.2. Понятие «круг чтения» и его признаки 14
1.3. Приемы формирования круга чтения младших школьников 18
2 Экспериментальная работа по исследованию и формированию круга
чтения младших школьников 23
2.1. Выявление круга чтения младших школьников 23
2.2. Использование литературных предпочтений младших
школьников для расширения их круга чтения 35
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 48
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение 1 Анкета 64
Приложение 2 Конспект занятия 65
Приложение 3 Экспериментальные данные литературных предпочтений учащихся 4 «Б» класса 69
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своём распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как книга.
Значение книг в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако психологи и педагоги, такие как Л.С. Выготский, А.В. Петровский, А.А. Леонтьев, М.И. Оморокова констатируют, что интерес к чтению, литературе как таковой, у взрослых, а главное у детей отсутствует, либо низок. И это при организованном доступе разного рода, вида, объёма и качества информации.
Остро стоит проблема формирования круга чтения современного младшего школьника, влияние взрослых на детский круг чтения. Мы должны способствовать расширению детского круга чтения с раннего возраста, а также его «правильному» и полноценному формированию.
Своеобразное лидерство литературы в семье искусств связано с её эстетическими свойствами,познавательно-коммуникативными возможностями. Ведь слово - это всеобщая форма человеческого сознания и общения. И литературные произведения активно способны воздействовать на читателей даже в тех случаях, когда они не обладают яркостью и масштабностью в качестве эстетических ценностей.
Воспитательное воздействие книги на ребёнка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредовано действительностью. «Искусство, - писал Л.С. Выготский, - никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только подготавливает организм к этому действию» [7; с. 305].
От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
По мнению С.Я. Маршака, литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник - автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель [6].
В современной школе литературное чтение в начальных классах является составной частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы, чтение объединяет в себе цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Формирование навыка чтения и интереса к нему идёт одновременно с развитием мышления и речи школьников, расширением их знаний и представлений об окружающем мире. Формирование интереса к чтению - это процесс, охватывающий разные сферы учебной деятельности. В приобщении учащихся к книге большое значение имеют уроки чтения, но особую роль играет и внеклассное чтение.
Таким образом, вопрос формирования особенностей круга чтения современного младшего школьника является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
По мнению Колесниковой О.И., уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова [15; с. 6].
Объект: круг чтения младших школьников.
Предмет: процесс формирования литературных предпочтений младших школьников.
Гипотеза: круг чтения современных младших школьников расширится, если будут учитываться их литературные предпочтения.
Цель: выявить возможности использования литературных предпочтений учащихся младших классов в расширении их круга чтения.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы расширения круга чтения младших школьников
2. Определить круг чтения младших школьников.
3. Подготовить и реализовать программу формирующего эксперимента.
4. Выявить эффективность разработанной программы на основе результатов, полученных в ходе эксперимента.
Методы исследования: анализ методической литературы;
эксперимент, беседа с учителем и учениками, с работниками библиотек.
Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе 4 «Б» класса МОУ СОШ № 9 города Лесосибирска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 57 наименование.
Результаты работы представлены в 21 таблице, в 3 приложениях. Общий объем работы - 69 печатных листов.
Литература как один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором органически сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Следовательно, цель литературного образования - становление духовного мира человека, развитие чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, внутренней потребности личности к самосовершенствованию, к реализации творческих возможностей человека.
Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определённой начитанностью.
Успешно реализовать эти цели можно при условии соблюдения принципа преемственности в процессе изучения литературного материала в начальной и средней школе.
Для того чтобы решать эту задачу успешно, необходимо учитывать, с одной стороны, умения и навыки, которые должны усвоить ученики на каждом этапе литературного образования, с другой - особенности психологического развития младших школьников. Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как учебному предмету, но и к чтению вообще.
В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, получены следующие выводы:
- уроки внеклассного чтения способствуют расширению круга чтения учащихся;
- на различных этапах обучения круг чтения современных младших школьников существенно расширяется и изменяется.
Для выявления литературных предпочтений учащихся был проведен констатирующий срез в 2015-2016 учебном году на базе СОШ № 9 г. Лесосибирска. В эксперименте принимали учащиеся четвертого класса в количестве 20 человек, обучающиеся по программе - «Начальная школа XXI века». Констатирующий срез включал в себя ответы на вопросы анкеты. Результаты проделанной работы показали следующее:
1. Большинство учащихся уделяют ежедневному чтению до 30 минут, техника чтения учащихся в начале года находится на высоком и среднем уровне - более 80 слов.
2. В выборе литературы большинство учащихся полагаются на мнение учителя или библиотекаря.
3. Среди любимых авторов и произведений преобладают авторы русской литературы и произведения жанра - басня, предусмотренные школьной программой.
4. Большинство учащихся не знают ни светской, ни духовной Литературы.
5. В выборе детских журналов появились журналы развлекательной направленности.
6. В выборе читательских предпочтений ведущее место занимают стихи.
7. Ведущее место по посещаемости и выбору литературы занимает школьная библиотека.
С целью расширения круга чтения посредством проведения уроков внеклассного чтения был проведен формирующий эксперимент.
После проведения формирующего эксперимента был проведен второй констатирующий. Проанализировав результаты второго констатирующего среза после проведения формирующего эксперимента мы сделали следующие выводы:
1. Большинство учащихся стало уделять ежедневному чтению до 60 минут, техника чтения учащихся в конце года находится на среднем уровне более 90 слов в минуту.
2. В выборе книг учащиеся стали ориентироваться самостоятельно.
3. Среди любимых авторов и произведений появились представители зарубежной литературы и произведения таких жанров, как сказка, повесть, рассказ.
4. Большинство учащихся знают светскую и духовную литературу.
5. В выборе детских журналов появились журналы научно-познавательного характера.
6. В выборе читательских предпочтений ведущие места стали занимать сказки и повести.
Сравнение результатов первого и второго срезов доказывают, что литературные предпочтения учащихся, а также уроки внеклассного чтения, взятые за основу в данном исследовании, способствуют расширению круга чтения современных младших школьников.
Итак, наша гипотеза о том, что круг чтения современных младших школьников расширится, если будут учитываться литературные предпочтения младших школьников.
1. Адамович, Е. А. Чтение в начальных классах. Адамович, Е. А. Яковлева, В. И. Москва : Просвещение, 1967. - 263 с.
1. Афанасьев, П. О. Методика чтения и работа с книгой в начальной школе. Москва : Просвещение, 1932. - 205 с.
2. Бакушинский, А. А. Художественное творчество и воспитание. - Москва : Новая Москва, 1925. - 245 с.
4. Беленькая, Л. И. Ребёнок и книга. О читателе восьми - девяти лет. Москва : Просвещение, 1969. - 167 с.
5. Васильева М. С., Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М. С. Васильева, М. И Оморокова, Н. Н. Светловская, Москва : Педагогика, 1977. - 215 с.
6. Встреча с писателем. А. И. Куприн, А. С. Пушкин, А. П. Гайдар, В.
В. Бианки и писатели его школы / Сост. Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. Москва : Просвещение, // ж. Начальная школа. 1998, №1, - №2, №5, №6.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства. - Москва : Просвещение, 1989.-315 с.
8. Граник, Г. Г. и др. Когда книга учит / Г.Г., С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. 2-е изд., доп. Москва : Педагогика, 1991. - 89 с.
9. Детская литература, под ред. Е. Е. Зубаревой. Москва : Просвещение, 1989. - 399 с.
10. Джежелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников. Москва: Просвещение, // ж. Начальная школа, 1989, - № 1.-С.33-38.
И. Дмитриева, С. Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. В кн. Сб. метод материалов по преподаванию учебных предметов в 2008-2009 учебном году: Метод. Рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. Саранск, 2008. - 186 с.
12. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. Москва: - Воронеж, 2001. - 201 с.
13. Игнатьева, Т. В. Предмет «чтение» в период перехода на четырехлетнее начальное обучение // ж. Начальная школа: плюс, минус, 1999, -№ 10.-С. 14-17.
14. Козырева, А. С. Виды работы над тестом на уроках чтения. Москва : Просвещение, // ж. Начальная школа, 1990, - № 3- С. 67- 69.
15. Колесникова, О. И. Филологические основы работы над произведением на уроках чтения. Москва : Просвещение, //ж. Начальная школа, - 2000, -№ 11. - С. 6- 13.
16. Крупская, Н. К. Детская книга - могущественное орудие социалистического воспитания // Сбор. Соч.: В 6-и томах. Москва : Просвещение, 1980. - Т.5. - С. 67-69.
17. Левин, В. А. Когда маленький человек становится большим. Москва: Ланда, 1994. - 192 с.
18. Леонтьев, А. А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. Москва : Просвещение, 1981. -215 с.
19. Леонтьев, А. А. Избранные психологические произведения в 2-х томах. Москва: Педагогика, 1983. Т.1. - 392 с.
20. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. Москва : Смысл, 1997. -288 с.
21. Линкова, И. Я. Что может книга. Москва: Просвещение, 1972. - 198 с.
22. Лупан Сесиль. Поверь в своё дитя. Москва : ACT, 2006. - 256 с.
23. Малахова, Е. П. О восприятии книги детьми младшего возраста. - В кн.: Вопросы детской литературы. Москва : Детгиз., 1955. - С. 208- 232.
24. Миронова, Н. П. Как научить ребёнка любить литературу? // ж. дошкольное воспитание, 2005, - № 5. - С. 21-23.
25. Монтессори, М. Мой метод. Москва: ACT, 2006. - с. 352.
26. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва: Академия, 2004. - 456 с.
27. Оморокова, М. И. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Книга для учителя. М. И. Оморокова, И. А Рапопорт, И. В. Постоловский. Москва : Просвещение, 1990. -280 с.
28. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Москва : АРКТИ, 2001. - 187 с.
29. Оморокова, М. И. Чтение в начальных классах. - Тула. 2003. - 201с.
30. Оморокова, М. И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студ. Педвузов. Москва Вентана - Граф, 2005 - 128 с.
31. Петровский, А. В. Общая психология. Москва : Просвещение, 1986. - 463 с.
32. Полозова, Т. Д. Учить читать и любить литературу. Беседа с С.В. Михалковым. Москва : Просвещение, // ж. Начальная школа, 1998, - № 3. -С. 15-16.
33. Полозова, Т. Д. «Всем лучшим во мне я обязан книгам» : Книга для учителя. Т. Д. Полозова, Т.А. Полозова Москва : Просвещение, 1990. - 250 с.
34. Программы общеобразовательных учреждений. // Начальные классы 1- 3. Москва : Просвещение, 1994. - 160 с.
35. Романовская, 3. И. Чтение и развитие младшего школьника. Москва : Просвещение, 1982. - 150 с.
36. Рубакин, Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиографию / Н.А. Рубакин; (вступит., статья Ю.А. Сорокина, канд. Филолог. Наук) Москва : Книга, 1977. - 180 с.
37. Светловская, Н. Н. О некоторых нерешённых проблемах чтения, // ж. Начальная школа. Москва : Просвещение, 1965, - № 7. - С. 28-32.
38. Светловская, Н. Н. Самостоятельное чтение. Москва : Просвещение, 1980.- 120 с.
39. Светловская, Н. Н. Ещё раз о любви к книге, к чтению...к профессии учителя, // ж. Начальная школа. Москва Просвещение, 1989, - №7. -С.15- 17.
40. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: Кн. для учителя. -2-е изд., перераб. Москва : Просвещение, 1991. - 207 с.
41. Светловская, Н. Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 3 классе: Н. Н. Светловская, О.В. Джежелей. Пособие для учителя. 2- е изд., перераб. Москва : Просвещение, 1984. - 175 с.
42. Светловская, Н.Н., Пиче - оол Т. С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учеб, пособие для студ. Педвузов. Москва : Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.
43. Светловская, Н. Н., Пиче - оол Т. С. Как помочь детям, которые
не хотят учиться читать: Практическое пособие. Москва : АРКТИ, 2007. - 56 с.
44. Соловьёва, Е. Н. Методические возможности урока внеклассного чтения. Москва : Просвещение, // ж. Начальная школа, 2001, № 9 - С. 63- 67.
45. Сухомлинский, В. А. О воспитании. Москва : Просвещение, 1985. - 308 с.
46. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974. - 206 с.
47. Талызин, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Москва : «Академия», 1998. -201 с.
48. Тихомирова, И. И. Методический словарь - справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я», 2003, - № 5. - С. 7 -9.
49. Ткачёва, Т. А. Методы сбора и обработки и Представление информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. Т. А. Ткачёва, А.А. Толмачёв. Красноярск : Издательство КГПУ, 1992.-158 с.
50. Трыкова, О.Ю. Детская литература: основные функции, особенности восприятия, феномен бестселлера // Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду», под ред. Н.А. Ветлугиной, Москва : Просвещение, 1978. - С.23-24.
51. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. Москва : Просвещение, 1968. - 557 с.
52. Фролова, В. Д. Развитие интереса к чтению. Москва: Просвещение, //ж. Начальная школа, 1989,-№7.-С. 24-27.
53. Щепетова, Н. Н. Методика чтения в начальной школе. Москва : Просвещение, 1950. - 160 с.
54. Юшкова, Л.М. Совершенствование техники чтения // ж. Начальная школа, 1989, - № 5. - С. 15-17.
55. Юный книголюб. Москва : Книга, 1978. - С. 97-98.
56. Безруких, М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. [Электронный ресурс] : Российская государственная российская библиотека. - Режим доступа: http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
57. Шевякова, А. В. [Электронный ресурс] : По материалам сайта Образование. Ру - Режим доступа: http://www.danilova.ru/publication/read metod 05.htm