Введение…………………………………………………………………………..5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы школьной тревожности у
первоклассников………………………………………………………………….8
1.1 Тревожность: понятие, виды. Школьная тревожность…………………...8
1.2 Проявление школьной тревожности у первоклассников………………..13
1.3 Направления работы педагога-психолога с первоклассниками с высоким
уровнем школьной тревожности……………………………………...………..17
2 Экспериментальное изучение школьной тревожности у первоклассников и
специфики работы педагога-психолога с детьми с высоким уровнем
школьной тревожности………………………………………………………….20
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….20
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..23
2.3 Специфика работы педагога-психолога с первоклассниками с высоким
уровнем школьной тревожности………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников…………………………………………37
Приложение
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную
возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках,
формах проявления и компенсации. Каждый возрастной этап характеризуется
определенными ситуациями, которые способны вызвать тревожность.
Состояние тревожности личности является центральной проблемой
современной цивилизации и рассматривается как характерная особенность
внутреннего мира человека.
Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которой
сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому,
что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка,
отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу,
но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий
уровень психологического благополучия.
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике
школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее
«удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся
выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе.
С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной
тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые
оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые»,
«невнимательные», «невоспитанные». Такое разнообразие проявлений
школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин. Вместе с тем,
несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в основе
лежит единый синдром – школьная тревожность, которую не всегда бывает
просто распознать.
Актуальность исследования обусловила цель работы: изучение
психолого-педагогических аспектов работы с первоклассниками с высоким
уровнем школьной тревожности.6
Объект: тревожность как психологический феномен.
Предмет: психолого-педагогические аспекты работы с первоклассниками
с высоким уровнем школьной тревожности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения проблемы
тревожности.
2. Описать особенности проявления школьной тревожности у
первоклассников.
3. Изучить направления работы педагога-психолога с первоклассниками
с высоким уровнем школьной тревожности.
4. Провести экспериментальное исследование школьной тревожности у
первоклассников, проанализировать результаты исследования.
5. Охарактеризовать специфику работы педагога-психолога с
первоклассниками с высоким уровнем школьной тревожности.
В рамках экспериментального исследования нами были использованы
следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Определение
тревожности у детей» (Р. Тэмл, М. Дорки, В. Амен); методика «Школьная
тревожность» (Филлипс).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов
исследования.
Теоретико-методологическим основанием работы являются научные
исследования А. В. Микляевой, А. М. Прихожан, В. Б. Шапарь по проблеме
изучения школьной тревожности.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:7
Первый этап (октябрь - ноябрь 2015 г.) – теоретический анализ
литературы по проблеме тревожности, школьной тревожности у
первоклассников.
Второй этап (декабрь 2015 г. – январь 2016 г.) – подбор диагностического
инструментария, определение базы и выборки исследования.
Третий этап (февраль – март 2016 г.) – проведение экспериментального
исследования, направленного на изучение школьной тревожности у
первоклассников.
Четвертый этап (апрель – май 2016 г.) – количественный и качественный
анализ результатов исследования, оформление ВКР.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе
МБОУ Отношинской СОШ Казачинский район, Красноярский край,
с. Отношка, ул. Школьная 2а. Школа малокомплектная. Выборка исследования
представлена группой детей младшего школьного возраста в количестве
17 человек, возраст испытуемых 7-8 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
систематизирован теоретический материал по теме «Психолого-педагогические
аспекты работы с первоклассниками с высоким уровнем школьной
тревожности», который может быть использован при написании студентами
курсовых и дипломных работ. Представленный материал может быть
использован педагогами для работы с первоклассниками с высоким уровнем
тревожности.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к
выводу, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта,
связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее36
различные аспекты устойчивого школьного эмоционального
неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в
учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе,
отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на
изучение школьной тревожности у первоклассников. В качестве
диагностического инструментария мы использовали следующие методики:
«Определение тревожности у детей» (авторы - Р. Тэмл, М. Дорки,
В. Амен), «Школьная тревожность» (автор - Филлипс).
Проанализировав результаты экспериментального исследования, мы
пришли к выводу, что у 82,3 % первоклассников выявлен высокий уровень
тревожности по методике «Определение тревожности у детей». Кроме того, у
70,5 % опрошенных (12 человек) выявлен высокий уровень школьной
тревожности, нормальный уровень школьной тревожности характерен для 17,5
% испытуемых (3 человека), повышенный уровень был отмечен у 11,7 %
первоклассников (2 человека).
Работа педагога-психолога с первоклассниками с высоким уровнем
школьной тревожности предполагает несколько направлений: психологическое
просвещение родителей, психологическое просвещение педагогов, обучение
родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у
детей, коррекционно-развивающая работа с первоклассниками.
Таким образом, цель и задачи, стоящие перед нами, достигнуты.
Авдеева, Н. Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на
возникновение страхов у детей / Н. Н. Авдеева // Психологическая наука и
образование. – 2012. – № 4 . – С. 35 – 47.
2. Аксенова, Л. И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь /
Л. И. Аксенова // Дефектология. – 2016. – № 3. – С. 69 – 76.37
3. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников /
Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – Москва :
Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
4. Андреева, И. Н. Личностная тревожность как проблема психического
здоровья подростка (гендерный аспект) / И. Н. Андреева // Гуманизация
учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы научной
конференции, 29–30 марта 2013 г. – Бобруйск, 2013. – С. 12 – 16.
5. Аракелов, Н. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности /
Н. Е. Аракелов, Е. Е. Лысенко // Психологический журнал. – 2014. – № 17. – С.
15 – 21.
6. Аракелов, Н. Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции /
Н. Е. Аракелов, Н. В. Шишкова // Психология. – 2014.– № 1.– С. 8 – 14.
7. Бороздина, Л. В. Увеличение индекса тревожности при расхождении
уровней самооценки и притязаний / Л. В. Бороздина, Е. А. Залученова //
Вопросы психологии. – 2013. – № 15. – С. 20 – 26.
8. Габдреева, Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии
/ Г. Ш. Габдреева // Тонус. – 2015. – № 5.– С. 8 – 14.
9. Гаус Е. А. Определение готовности детей к обучению в школе:
диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям,
развивающие игры и игровые занятия. – (Из опыта работы школьного
психолога), Волгоград, 2013. – 300 с.
10. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей.
Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 688 с.
11. Егорова, Т. Е. Психологическая культура и саморегуляция состояний
тревожности / Т. Е. Егорова // Психологическая наука и образование. – 2013. –
№ 3. – С. 68 – 76.
12. Ермолаева, М. В. Психология развития / М. В. Ермолаева. – Москва :
Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2000. – 336 с.38
13. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы (2-е изд.) /
Серия «Справочники» / О. Н. Истратова. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2014.–
448 с.
14. Козлова, Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у
ребенка в процессе социализации / Е. В. Козлова // Теоретические и
прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 2014. – С.
45 – 51.
15. Кочубей, Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? / Б. Кочубей // Семья
и школа. – 2014. – № 7. – С.13 – 17.
16. Кузнецова, Н. И. Как снять тревожность / Н. И. Кузнецова // Воспитание
школьников. – 2014. – № 3. – С. 47 – 50.
17. Левина, И. Л. Школьная адаптация, и ее нарушения / И.Л. Левина. –
Новокузнецк : ИПК, 2012. – 314 с.
18. Лютов, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми /
Е. К. Лютов. – Санкт-Петербург, 2012. – 140 с.
19. Лубовской, В. И. Специальная психология / В. И. Лубовской. – Москва :
Академия, 2012. – 245 с.
20. Маленкова, Н. Л. Педагог учит школьников справляться с
агрессивностью и тревожностью / Н. Л. Маленкова // Народное образование. –
2013. – № 8 . – С. 253 – 260.
21. Малкова, Е. Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у
школьников / Е. Е. Малкова // Вопросы психологии. – 2016. – № 4. – С. 24 –
32.
22. Малофеев, Н. Н. Современный этап в развитии системы специального
образования в России: результаты исследования как основа для построения
программы развития / Н. В. Малофеев // Дефектология. – 2015.– № 4.– С. 43 –
47.39
23. Макшанцева, Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей /
Л. В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 2. –
С. 14 – 19.
24. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика,
коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – Санкт-Петербург : Речь, 2014.
– 248 с.
25. Милославова, И. А. Понятие и структура социальной адаптации:
автореферат дисс. ... канд. филос. наук. / И. А. Милославова – Л., 2014. – 24 с.
26. Мирошников, В. В. Как избавить школьника от тревожности при выборе
профиля / В. В. Мирошников // Директор школы. – 2013. – № 10 . – С. 37 –
39.
27. Мухаметова, Р. М. Психология. Занятия с подростками /
Р. М. Мухаметова. – Волгоград : Учитель – АСТ, 2014. – 112 с.
28. Мэй, Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. Гладкова А. Г. / Р. Мэй. – Москва,
2001. – 350 с.
29. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая
психология и психодиагностика / Р. С. Немов. – Москва : Просвещение, 1995. –
512 с