Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ И НЕ СКЛОННЫХ К СУИЦИДАЛЬНОМУ РИСКУ

Работа №26990

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
507
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы деятельности социального
педагога по работе с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида
1.1 Характеристика семей, имеющих детей-инвалидов 7
1.2 Система социальной помощи и защиты семей,
имеющих детей-инвалидов 16
1.3Формы и методы работы социального педагога с семьейребенка-инвалида 21
2Особенности практической работы социального педагога с семьями,воспитывающими ребенка-инвалида
2.1 Диагностика семей, имеющих ребенка-инвалида 28
2.2 Программа психолого-педагогической работы с
семьями, имеющими ребенка-инвалида 31
3 Психосоциальная работа
3.1 Психосоциальная работа с семьей ребенка-инвалида 36
3.2Взгляды исследователей на проблему воспитания и
обучения детей с особыми нуждами 40
3.3 Компетенция родителей, как условие успешного
воспитания особого ребенка 47
3.4 Социально-психологическая реабилитация родителей,
как решающее условие их подготовки к воспитанию особого ребенка 55
3.5 Основные задачи и формы взаимодействия специалистов
и родителей 63
Заключение 72
Список использованных источников 75


Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время инвалиды, а особенно дети-инвалиды - это одна из наиболее незащищённых категорий населения. Детская инвалидность рассматривается как проблема не только одного человека и семьи, а всего общества в целом. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной. В Российской Федерации официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек. И каждый год эта цифра увеличивается. Численность населения России ежегодно сокращается примерно на миллион граждан. Только семь процентов детей рождается здоровыми, из-за чего увеличивается количество детей-инвалидов. В тоже время число детей и подростков в возрасте до восемнадцати лет ежегодно снижается и в последний год остается примерно на уровне двадцати четырех процентов от общей численности населения. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояло сто пятьдесят одна тысяча таких детей, то сегодня детей-инвалидов насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых - особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич и другие). Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. В настоящее время численность детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, составляет шестьсот пятьдесят восемь тысяч человек.
Изучением данной работы занимались многие авторы такие как Айшервуд М.М.,Бабенкова Р.Д., Мамайчук И.И., Оботурова И.А., Маллер А.Р., Мастюкова Е.М., Ткачева В.В., Холостова Е.М. и многие другиеспециалисты. Айшервуд М.М. в своих работах делала акцент на то, как сделать жизнь инвалида полноценной. Мамайчук И.И. занималась изучением психологической помощи детям с проблемами в развитии. Агильдеева Е.Ф. в сборнике статей повествует об образе жизни семей с нетипичным ребенком и о положении ее в российском обществе.
Цель исследования: изучение психолого-педагогической работы
Объект исследования: психолого-педагогическая деятельность
Предмет исследования: технология социальной работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе;
2. дать характеристику психолого-педагогическим особенностям детей- инвалидов;
3. охарактеризовать технологию социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов;изучить и проанализировать опыт социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
Методы исследования:
1. анализ теоретических источников;
2. метод сбора эмпирических данных: опрос, тестирование, анкетирование;
3. метод качественной и количественной обработки данных.
Этапы исследования:
Первый этап (январь 2016г.) - изучение психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, отработка понятийного аппарата, определение объекта и предмета исследования, формулирование гипотезы, подбор методов исследования, проведение первичного исследования, обработка полученных результатов.
Второй этап (февраль-март2016г.) - разработка и апробирование программы психолого-педагогического сопровождения.
Третий этап (апрель - май 2016г.) - повторное исследование, обработка результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов моей работы социальными педагогами и психологами, работающими с семьями, имеющими детей-инвалидов, а также родителями, которые озабочены особенностями развития своих детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив современное состояние проблемы, можно сказать о том, что в настоящее время постоянно увеличивается количество детей с отставанием и различными дефектами в физическом или психическом развитии.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса.
Иными словами, цель социального педагога - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка- инвалида.
Организация социально-педагогической работы осуществляется поэтапно. Возможно, более эффективных результатов можно достичь, если проводить такую форму работы с родителями и детьми систематически и в комплексе к сюжетным играм.
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что родителей, имеющих особого ребенка, следует подготовить к тому, что его воспитание в семье потребует много духовных и физических сил. Надо чтобы они на протяжении жизни сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Общение родителей с ребенком в процессе всех форм взаимодействия и отношений должно быть эмоционально комфортным и развивающим. Важно создать такую обстановку теплоты и доверительности, когда ребенок естественно включается в различные отношения.
От уровня нравственных отношений между родителями и ребенком во многом зависит отношение ребенка ко всем старшим. Несправедливое отношение к ребенку со стороны взрослых может проявляться не только в откровенной неприязни, ненависти, но и в виде безразличного отношения. В результате он становится подозрительным, у него вырабатывается недоверие к людям, переходящее постепенно в озлобленность.
Взрослый выступает по отношению к ребенку важнейшим фактором и условием его физического и душевного здоровья, которое зависит от преобладания определенных жизненных норм в поведении ребенка, а это, особенно на ранних ступенях возрастного развития, полностью зависит от родителей. Чем богаче человеческая личность духовно, тем серьезнее и ответственнее она относится к детям.
Повышение уровня педагогической компетентности родителей помогает оказывать психолого-педагогическую помощь ребенку на качественно новом уровне, со знанием особенностей возрастного развития ребенка, закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. Основанием для оценки результатов труда родителей являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду.
Взрослея, ребенок должен постепенно приобретать способность управлять своими желаниями, ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности, что приобретенные знания окажутся полезными в последующем трудоустройстве, подготовить к доступным ему видам деятельности.
Исследования физиологии мозга и детской психологии показали, что усвоение ребенком общественного опыта и закладка основ различных способностей происходит наиболее эффективно в период до трех лет, когда поступающая идет интенсивное развитие нервных клеток.
Задача родителей, имеющих детей с теми или иными дефектами, не упустить эти возможности. Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии в новых организационных формах показывает, что раннее включение родителей в коррекционно¬воспитательный процесс позволяет не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.
Известны семьи, в которых один или оба родителя нестандартного ребенка становятся высококвалифицированными специалистами в области специальной педагогики и психологии, пишут книги, создают сайты в Интернете, делятся опытом с другими семьями и полностью реализуют свои способности в этой области.



1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001 -192 с.
2. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. - М., 1991 - 198с.
3. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. - 1998 - №3 - с.24-27
4. Бабенкова Р.Д., Ишюлктова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., Инфра-М, 1999 -340 с.
5. Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Пособие для родителей. - М., Владос, 2003 - 250с.
6. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей- инвалидов Социальное обеспечение. - 1995. №9 - с. 11-12.
7. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 1996 - 335с.
8. Кавокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость населения. - М., 1997 -145с.
9. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЭРСЭ, 2002- 192 с.
10. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Магомедова А.Н. «Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями.- М.: СМУС «Академия», 2008 -176с.
11. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития), Дефектология. - №4 - 1997 - с.25-28.
12. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Они ждут нашей помощи. - М.: Педагогика, 1991 - 160 с.
13. Методика и технологии работы социального педагога Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002 - 254с.
14. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, Дефектология. -1998 -№ - с.26-30.
15. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально- педагоги-ческая поддержка детей группы риска. — М., 2002 - 335с.
16. Панов А.Н. Если ваш ребенок не такой как другие. - М., 1997 - 223с.
17. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998 - 165с.
18. Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. Социальная работа. - 2003. №1 87-С. 33-34.
19. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. - Саратов, 1996. -187с.
20. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, А.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд., стериотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002, - 400 с.
21. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. - М:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко».-2002.-340 с.
22. Лазарев В.Ф., Долгушин А.К. Модель центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. - М., 2012.
23. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: медико-социальные аспекты Под ред. Кривцова Л.Н., Красотина Л.И., Цуканова Е.В., Гребенникова Н.В. - М.: Социально - технологический институт, 2012.
24. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012.
25. Ялпаева Н.В. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями. - М., 2012. 23. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. - М., 1996 - 26.Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание - М : Просвещение, 2005. - 272 с.
27.Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь М.: ACADEMIA, 2006. - 238 с.
28.Зальцман, Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушение зрения и интеллекта. Дефектология. - 2006. - №2. - С. 31 - 35.
29.Закрепина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 94 -101.
30.Закрепина, А. В. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 1. - С. 21 - 28
31. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: издательский центр «МарТ». - 2005- 448 с.
32. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства - М,: ACADEMIA, 2007. - 206 с.
33. Мастюкова, Е. М. Воспитание детей с отклонениями в развитии Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 408 с.
34. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
35. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью учебное пособие А.Р Малер, Г.В.Цикото. - М.: ACADEMIA, 2003. - 202 с.
36.Овчарова, Р. В. Психология родительства учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Издательский центр «Академия», 2005 - 362 с.
37. Половинкина, О. Б. Педагогическая поддержка семьи в процессе комплексной реабилитации ребенка с органическим поражением центральной нервной системы в условиях стационара Дефектология - 2005 - №1 - С. 15 - 20.
38. Панкратова, М. А. Социально - психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развитияМ. А. Панкратова, С. А. Андреева Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009, - №2.- С. 52 - 55.
39. Павлова, Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС развития Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3. - С. 42 - 47.
40. Педагогика Большая современная энциклопедия составитель Е. С. Рапацевич. - Мн.: «Соврем. слово». - 2005. - 720 с.
41. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина Дефектология. - 2005. - №1. - С. 3 - 10.
42. Сумарокова, И. Г. Психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей незрячего ребенка раннего и дошкольного возраста Дефектология. - 2008. - №4. - С. 33 - 44.
43. Ткачева, В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями Дефектология. - 2005. - №1. - С. 25 - 34.
44. Хайртдинова, Л. Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта Дефектология. - 2005. - №1. - С. 11 - 15.
45. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами Е. Р. Ярская - Смирнова, Г. М. Наберушкина. - М.: ПИТЕР, 2005. - с.315.
46. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии Дефектология. - 1997. - №1.
47. Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго- Надежда» Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. - С. 43-50.
48. Боброва Л.П. Положение детей в РФ Защити меня. - 2003. №2. - С. 3.
49. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей Дефектология. 1998. №3


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ