Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ У ПОДРОСТКОВ. СКЛОННЫХ И НЕ СКЛОННЫХ К СУИЦИДАЛЬНОМУ РИСКУ

Работа №26989

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
595
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования проблемы суицидального
риска и психологического благополучия 9
1.1 Суицидальный риск: понятие и формы проявления 9
1.2 Понятие и компоненты психологического благополучия 17
2 Экспериментальное исследование склонности к суицидальному риску
и психологического благополучия у подростков 25
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 25
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
Заключение 42
Список использованных источников 46
Приложение

Проблема суицидального риска и суицидального поведения в последние десятилетия все больше привлекает внимание различных специалистов - психиатров, социологов, педагогов, психологов, суицидологов. Данная проблема особенно актуальна для изучения в подростковом и юношеском возрасте. Это связано с неуклонным ростом суицидальной активности молодежи.
Во всем мире количество подростков, совершающих самоубийства, постоянно увеличивается. В России ежегодно добровольно уходят из жизни 2800 детей и подростков. По данным статистики, за последние пять лет покончили жизнь самоубийством свыше 14 тысяч несовершеннолетних. От 6% до 13% подростков указали при опросах, что они хотя бы раз в жизни пытались покончить с собой [26, 33, 34].
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов, утраты смысла жизни, психологического неблагополучия [16].
Низкий уровень психологического благополучия в подростковом возрасте приводит к трудностям в общении и установлении доверительных контактов, возникновению чувства зависимости и несамостоятельности, неспособности справляться с повседневными делами, появлению чувства бессмысленности существования, возникновению недовольства самим собой, повышению уровня суицидального риска.
Вопрос о психологическом благополучии, его различных аспектах зародился в рамках психологии здоровья. Как отмечает П.П. Фесенко, «причинами широкого распространения и употребления термина «психологическое благополучие» в России могли выступить следующие обстоятельства: назрела необходимость в создании термина, который помимо различных аспектов психического здоровья или нездоровья, отражал бы еще то переживание, которое в обыденном языке принято называть счастьем».
Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбурна. Он впервые ввел понятие «психологическое благополучие», отгораживая его от термина «психологическое здоровье» и приближая к пониманию субъективного ощущения счастья и общей удовлетворенности жизнью. Сам термин «счастье», конечно, весьма неоднозначен, и не поддается строгому определению. В этой связи интересен факт, отмеченный в работах Брэдбурна: по эмпирическим данным психологических исследований понятие «счастье» и «несчастье» почти полностью свободны друг от друга.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах склонности к суицидальному риску и психологического благополучия у подростков.
Объект исследования: суицидальный риск и психологическое благополучие как психологические феномены.
Предмет исследования: склонность к суицидальному риску и психологическое благополучие в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для подростков, склонных к суицидальному риску, свойственен низкий уровень психологического благополучия; в то время как для подростков, не склонных к суицидальному риску, характерен средний и высокий уровень психологического благополучия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие и формы проявления суицидального риска; охарактеризовать понятие и компоненты психологического благополучия.
2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования склонности к суицидальному риску и психологического благополучия у подростков.
3. Осуществить констатирующий эксперимент, проанализировать полученные результаты и определить взаимосвязь между склонностью к суицидальному риску и психологическим благополучием у подростков.
Методы исследования:
1) анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: опрос, тестирование, констатирующий эксперимент;
3) количественный и качественный анализ результатов, методы математической статистики (автоматический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена).
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики:
тест-опросник «Выявление суицидального риска у детей» (авт. А.А. Кучер, В.П. Костюкевич);
- методика К. Рифф «Шкала психологического благополучия» (адапт. Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).
Теоретико-методологическими основаниями исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме суицида (Амбрумова А.Г., Бек А., Погодин И.А. и др.); исследования в области суицидального поведения подростков (Васильченко М.В., Вроно Е.М., Жезлова Л.Я., Корнетов А.Н., Сакович Н.А. и др.); исследования в области изучения проблемы психологического благополучия (Воронина А.В., Идобаева О.А., Литвинова Н.Ю., Рифф К., Фесенко П.П., Шевеленкова Т.Д., Ширяева О.С. и др.).
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Лесосибирска Красноярского края. Выборка исследования представлена подростками в возрасте 15-16 лет. В констатирующем эксперименте принимали участие 30 респондентов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
I этап (сентябрь - декабрь 2015 г.) - анализ литературы по теме исследования; отработка понятийного аппарата, определение цели, объекта и предмета исследования; постановка задач и выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
II этап (январь - май 2016 г.) - подбор диагностического инструментария и проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов; выявление взаимосвязи между уровнем психологического благополучия и склонностью к суицидальному риску у подростков; оформление выпускного квалификационного исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что нами получены диагностические данные о склонности к суицидальному риску и психологическом благополучии у подростков МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирска; выявлена взаимосвязь между склонностью к суицидальному риску и уровнем психологического благополучия в подростковом возрасте.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы можем отметить, что под суицидом понимается осознанное лишение себя жизни. Термин суицидальный применяется для описания человека, который имеет интенсивные и серьезные мысли о самоубийстве.
Более широким является понятие «суицидальное поведение», так как помимо суицида оно объединяет все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения, проявления.
Суицидальное поведение - это вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой, т.е. любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли; представления; переживания; а также суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения. Внешние формы - это истинные и демонстративно-шантажные суициды.
Суицидальным риском обозначают вероятность совершения самоубийства; склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение. Среди факторов, повышающих суицидальный риск, выделяют три группы:
1. Биологические факторы - наличие суицидов среди биологических родственников.
2. Психолого-психиатрические факторы: наличие психического; индивидуально-психологические особенности; суицидальные попытки или эпизоды самоповреждающего поведения в прошлом.
3. Социально-средовые факторы: стрессовые события; определенные социальные характеристики; доступность средств суицида.
Можно выделить также и другие «.факторы склонности к суицидальному риску: предшествующие попытки суицида; семейная история суицида; кризисная ситуация (неизлечимая болезнь, развод, смерть близкого человека, безработица, финансовые проблемы и т.п.); семейный фактор (депрессивность родителей, детские травмы, хронические конфликты); эмоциональные нарушения; психические заболевания; социальное моделирование (демонстрация суицида в СМИ, литературных произведениях); нахождение в группе риска: молодежь, пожилые люди, сексуальные меньшинства, ветераны военных конфликтов и др.» [5].
Риск становится особенно высоким, если одновременно исчезают (или ослабевают) один или несколько факторов, которые в норме обеспечивают некоторую степень защиты.
К факторам, повышающим суицидальный риск в подростковом возрасте, прежде всего, относятся особенности семьи, в которой воспитывается ребенок, психотравмирующие (стрессовые) события его детства, а также личностные особенности подростка, наличие психических и поведенческих расстройств.
Мы предположили, что одним из факторов, повышающих суицидальный риск в подростковом возрасте, может также выступать уровень психологического благополучия подростков.
Современная отечественная психология не располагает общепризнанным понятием «психологическое благополучие личности». Не смотря на широкую распространенность термина в научной литературе, не существует его единого значения.
Чаще всего психологическое благополучие рассматривается как одно из проявлений позитивного функционирования человека, сбалансированность эмоциональных процессов, развитая способность к волевому саморегулированию и оцениванию своих возможностей. Исследователь Кэрол Рифф выделяет шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.
Психологическое благополучие носит субъективный характер, обусловлено степенью удовлетворенности жизнью, соотношением положительных и отрицательных эмоций и уровнем личностного роста человека.
Нами было проведено экспериментальное исследование психологического благополучия и склонности к суицидальному риску у подростков. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что для 23,3% подростков характерен низкий уровень по шкалам «Позитивные отношения», «Автономия», «Управление средой» и «Личностный рост»; у 36,6% испытуемых выявлены низкие показатели по шкале «Цели в жизни»; для 26,7% подростков характерен низкий уровень по шкале «Самопринятие».
Всего лишь 10% подростков, принявших участие в исследовании, чувствуют себя психологически благополучными; 56,7% испытуемых оценивают собственное психологическое благополучие на среднем уровне, а у 33,3% подростков уровень психологического благополучия низкий. Они часто испытывают чувство одиночества, не способны устанавливать и поддерживать доверительные отношения, озабочены ожиданиями и оценками других, ориентированы на мнение других людей при принятии важных решений; испытывают недовольство собой, обеспокоены некоторыми чертами собственной личности, не принимают себя; для них характерно желание быть другими, не такими, каковы они есть на самом деле.
В результате обследования подростков по опроснику «Выявление суицидального риска у детей» нами было выявлено, что в данной группе испытуемых 33,3% (10 чел.) подростков склонны к суицидальному риску; их суицидальное поведение может быть вызвано такими факторами как: несчастная любовь; противоправные действия; деньги и проблемы с ними; семейные неурядицы; потеря смысла жизни; чувство неполноценности, ущербности, уродливости; школьные проблемы; отношения с окружающими. Необходимо отметить, что у этих же подростков диагностирован низкий уровень психологического благополучия.
У подростков со средним и высоким уровнями психологического благополучия склонность к суицидальному риску не выявлена, по всем факторам получены количественные показатели, не превышающие нормативные для этой возрастной группы значения.
В результате расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена нами была выявлена статистически значимая отрицательная взаимосвязь между индексом психологического благополучия и склонностью к суицидальному риску.
В ходе исследования подтвердилась выдвинутая нами гипотеза. Для подростков, склонных к суицидальному риску, характерен низкий уровень психологического благополучия; подростки со средним и высоким уровнем психологического благополучия не склонны к суицидальному риску.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что чем выше уровень психологического благополучия у подростка, тем в меньшей степени ему свойственна склонность к суицидальному риску.


1. Амбрумова, А. Г. Возрастные аспекты суицидального поведения / А. Г. Амбрумова // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. Труды Московского НИИ психиатрии. - Москва : Наука, 1989. - С. 45-56.
2. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. - 1981. - № 4. - С. 91-102.
3. Амбрумова, А. Г. Суицидальное поведение в ряду других девиаций у подростков / А. Г. Амбрумова, Е. М. Вроно, Л. Э. Комарова // Комплексные исследования в суицидологии. - Москва : Наука, 1986. -
С. 96-114.
4. Аптер, А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи / А. Аптер // Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. - Москва : Смысл, 2014. - С. 192-208.
5. Бек, А. Методы работы с суицидальным пациентом / А. Бек // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2013. - № 1. - С. 14-19.
6. Бессонова, Ю. В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / сост. Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 30-36.
7. Брэдбурн, Н. Структура психологического благополучия / Н. Брэдбурн. - Ярославль : Инфа, 2015. - 130 с.
8. Васильева, О. С. Осознание смысла жизни как средство профилактики суицидального поведения подростков / О. С. Васильева, И. Е. Андрущенко // Журнал практического психолога. - 2012. - № 10. -
C. 103-107; № 11. - С. 25-36.
9. Волкова, А. Н. Психолого-педгогическая поддержка детей-суицидентов / А. Н. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - № 2 - С. 36-43.
10. Воронина, А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы / А. В. Воронина. - Томск : ТГУ, 2014. - 202 с.
11. Вроно, Е. М. О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков / Е. М. Вроно, Н. А. Ратинова // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. Труды Московского НИИ психиатрии. - Москва : Наука, 1989. - С.38-44.
12. Дружинина, Э. Л. Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков / Э. Л. Дружинина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 130-132.
13. Жезлова, Л. Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков / Л. Я. Жезлова // Актуальные проблемы суицидологии. - Москва : Эксмо,
2012. - С. 93-104.
14. Замятина, А. А. Проблема взаимосвязи адаптационного потенциала личности и психологического благополучия / А. А. Замятина // Гуманитарные исследования. - 2015. - № 1(53). - С. 99-104.
15. Иванова, А. Е. Смертность российских подростков от самоубийств. Аналитический отчет-исследование Министерства здравоохранения и социального развития России, ФБГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» совместно с ЮНИСЕФ / А. Е. Иванова [и др.]. - Москва : ЮНИСЕФ, ООО «БЭСТ-принт», 2014. - 133 с.
16. Корнетов, А. Н. Профилактика суицидального поведения в учебных заведениях / А. Н. Корнетов [и др.]. - Томск : ООО «Рекламная группа Графика», 2013. - 56 c.
17. Корнетов, А. Н. Суицидальное поведение в подростково-юношеском возрасте / А. Н. Корнетов // Социальная и клиническая психиатрия. -
2013. - Т. 9. - № 2. - С. 75-90.
18. Литвинова, Н. Ю. Психологические факторы субъективного благополучия / Н. Ю. Литвинова // Известия Саратовского ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 4. - Вып. 2(14). - С. 147-150.
19. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - Ленинград: Медицина, 1983. - 256 с.
20. Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» / под ред. Т. П. Кузьминой. - Ижевск : АОУ «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики», 2012. - 24 с.
21. Погодин, И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты / И. А. Погодин. - Москва : Флинта: МПСИ, 2013. - 330 с.
22. Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / гл. ред. И. О. Логинова. - Красноярск : Версо, 2012. - 460 с.
23. Рифф, К. Психологическое благополучие / К. Рифф // Энциклопедия геронтологии. Т. 2. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - С. 365-369.
24. Рифф, К. Структура психологического благополучия / К. Рифф // Личность и социальная психология. - 2015. - Т. 69. - С. 719-727.
25. Розанова, В. А. Превенция самоубийств / В. А. Розанова, А. Н. Моховикова. - Одесса : ОНУ им. И. И. Мечникова, 2013. - 125 с.
26. Смедович, С. Г. Самоубийство в зеркале статистики / С. Г. Смедович // Социс. - 2010. - № 4. - С. 13-17.
27. Фесенко, П. П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций / П. П. Фесенко // Научные труды аспирантов и докторантов. - Москва : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2013. - С. 35-48.
28. Церковникова, Н. Г. Психологические особенности личности подростка, склонного к суицидальному поведению / Н. Г. Церковникова // Суицидология. - 2011. - № 2. - С. 25-27.
29. Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. - 2013. - № 3. - С. 95-129.
30. Шевеленкова, Т. Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (опыт гуманистического направления в современной психологии) / Т. Д. Шевеленкова. - Москва : Институт психологии РАН, 2014. - 316 с.
31. Ширяева, О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / О. С. Ширяева. - Хабаровск : ДВГУПС, 2014. - 423 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
32. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] : Словари
и энциклопедии на Академике. - Режим доступа:
http://psychology.academic.ru/
33. Гилинский, Я. Ю. Основные тенденции динамики самоубийства в России [Электронный ресурс] / Я. Ю. Гилинский, Г. А. Румянцева. - Режим доступа: http://www.narcom.ru/ideas/socio/
34. Детский суицид: «черная» статистика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/press_video/20120210/562226591.html
35. Идобаева, О. А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности [Электронный ресурс] : дис. . докт. психол. наук : 19.00.07 / Идобаева Ольга Афанасьевна. - Москва, 2013. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont
36. Клиническая психология [Электронный ресурс] : словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. - Режим доступа: http://www.insai.ru/slovar/
37. Линч, М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения самодетерминации личности [Электронный ресурс] / М. Линч. - Режим доступа: hse.ru >data/2011/04/28/1210639599/137-142.pdf
38. Панина, Е. Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности [Электронный ресурс] : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.01 / Панина Елена Николаевна. - Красноярск, 2006. - 22 с. - Режим доступа: http://www.lib.ua- ru.net/diss/cont
39. Понятие феномена «психологическое благополучие» в современной психологии личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://1www.ucoz.ru/load/ponjatie_fenomena_psikhologicheskoe_blagopoluchi e/1-1-0-18
40. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/zdorove.
41. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности [Электронный ресурс] : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.00 / Фесенко Павел Петрович. - Москва, 2005. - 19 с. - Режим доступа: http://childpsy.ru/dissertations/id/19919.php
42. Цветкова, И. В. Проблема психологического изучения внутренней картины здоровья [Электронный ресурс] / И. В. Цветкова. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/612-tsvetkova21.html .
43. Шкала психологического благополучия К. Рифф и ее адаптированный
вариант [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://psyfac.com/blog/72.html. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ