Введение 5
1 Теоретический обзор по вопросам исследования тревожности 8
1.1 Тревожность как социально-психологическое явление 8
1.1.1 Понятие тревоги и тревожности 8
1.1.2 Особенности проявления тревожности у студентов 17
1.2 Обзор средств автоматизации методик исследования 21
1.2.1 Компьютерная психодиагностика 21
1.2.2 Языки программирования 23
2 Обзор методик для исследования тревожности и описание средств
автоматизации методики 26
2.1 Описание диагностического материала для исследования
тревожности 26
2.2 Описание среды разработки Sublime Text 3 28
3 Описание структуры автоматизации пакета методик и результатов
психологического исследования 29
3.1 Минимальные системные и аппаратные требования для
использования автоматизированного пакета методик 29
3.2 Интерфейс автоматизированного пакета методик 29
3.3 Анализ результатов исследования тревожности 34
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А Методика измерения уровня тревожности
(Шкала Дж. Тейлора, Т. А. Немчинова) 47
Приложение Б Шкала оценки уровня реактивной и личностной
тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин) 49
Приложение В Результаты письменного опроса «Личностная шкала
проявления тревоги» Дж.Тейлора, Т. А. Немчинова 51
Приложение Г. Результаты автоматизированного опроса «Личностная
шкала проявления тревоги» Дж.Тейлора, Т. А. Немчинова... 52 Приложение Д Результаты письменного опроса «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера,Ю. Л. Ханина 53
Приложение Е Результаты автоматизированного опроса «Шкала
оценки уровня реактивной и личностной тревожности»
Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина 54
Приложение Ж Код программы автоматизации «Исследование
тревожности» 55
Феномен тревоги и тревожности - одна из важнейших проблем современного мира. Изучению этого феномена посвящено очень большое количество исследований, причем не только в социологии и психологии, но и в философии, психиатрии, биохимии, физиологии.
Анализируя теоретический материал по теме тревожности можно заключить, что большинство публикаций было сделано зарубежными авторами. Феномен тревоги и тревожности является одной из главных изучаемых проблем современной психологии и социологии. Его изучением занимались такие известные психологи, как З. Фрейд, К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, Р. Мэй и другие. Отечественные авторы так же обращали своё внимание на проблему тревоги и тревожности. Самыми известными исследователями в данной области были А. М. Прихожан, А. В. Петровский, Н. Д. Литвинов, Г. М. Бреслав и другие. Вместе с таким многообразием исследователей описываемых в данной работе явлений, существует большое количество классификаций видов тревожности. Однако, самую первую из них, принадлежащую З. Фрейду, можно назвать основной, а все последующие лишь базируются на ней.
Многие исследователи и практические психологи отмечают, что именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических и социальных трудностей человека, в том числе многих нарушений развития и адаптации к социуму или новым жизненным обстоятельствам. Тревожность в психологии и социологии рассматривается как показатель «преневротического состояния», а так же как фактор эффективного приспособления к действительности.
Актуальность исследования тревожности главным образом состоит в том, что данный феномен в настоящее время изучается всё больше как отечественными, так и зарубежными авторами. Подчеркивается, что достаточный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально - волевой регуляции и в целом является существенным личностным фактором, обусловливающим формирование умений адаптации у зрелой личности. Так же большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования объективного представления о себе и своих личностных качествах.
Цель дипломной работы: автоматизация пакета методик исследования тревожности.
Задачи дипломной работы:
1. Изучить теоретический материал по феномену тревожности;
2. Осуществить обзор программных средств, применяемых для разработки автоматизации методики;
3. Подобрать диагностические методики для исследования тревожности;
4. Описать разработку автоматизации пакета методик с помощью редактора Sublime Text 3;
5. Разработать автоматизацию пакета методик для исследования тревожности;
6. Провести психодиагностическое исследование тревожности;
7. Проанализировать и обработать результаты проведенного исследования.
Цель исследования: изучить тревожность студентов высшего учебного заведения.
Объект исследования: индивидуальные психологические особенности студентов высшего учебного заведения.
Предмет исследования: личностная тревожность студентов.
Методы, используемые в исследовании:
1. Метод количественной обработки и качественной интерпретации полученных данных;
2. Метод письменного опроса;
3. Метод автоматизированного опроса.
Методики, используемые в исследовании:
1. Методика Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности»;
2. Методика Дж. Тейлора в адаптации Т. А. Немчинова «Методика измерения уровня тревожности».
Исследуемая группа студентов в количестве 30 человек. Из них: 12 человек - студенты первого курса, 9 человек - второго, 6 человек - третьего, 3 человека - четвёртого. Все респонденты студенты Лесосибирского Педагогического Института, филиала Сибирского Федерального Университета. Исследование проводилось в период с 10 апреля 2016 года по 10 мая 2016 года.
Понятие «тревожности» можно раскрыть как неизменно или эпизодически проявляемое свойство личности испытывать состояние повышенного беспокойства, страх или тревогу в определённых социальных ситуациях связанных со стрессовой ситуацией: собеседование на работе, проявление ситуации, стимулирующих развитие фобий или ощущение повышенной эмоциональной или физической загруженности, вызванной причинами другого характера.
Определенный уровень тревожности - нормальная и совершенно естественная особенность жизнедеятельности личности, которая, мало того, является необходимой для нормального функционирования индивида в обществе. Превышение оптимального уровня тревожности даёт право говорить о проявлении повышенной тревожности. Это может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной адаптации к различным социальным ситуациям. У студентов с повышенным уровнем тревожности наблюдается негативное отношение к себе как к слабой и неумелой личности. Повышенная тревожность так же являет негативное проявление ко всем аспектам жизни - не только к себе, но и к окружающим и к действительности в целом.
В ходе представленной выпускной квалификационной работе было организовано и проведено исследование уровня тревожности студентов ВУЗа, произведена автоматизация двух методик исследования тревожности.
Автоматизация методик исследования тревожности позволяет значительно сократить время исследования, упрощает процесс подсчёта и анализа результатов ответов респондентов. Язык написания автоматизации предполагает возможность выложить программу в общий доступ, что позволит любому человеку пройти тестирование на предмет личной тревожности в любой момент времени. Кроме того, автоматизированный пакет методик помогает решить проблему погрешности ответов, связанных с вопросами личного характера, так как ликвидирует «эффект интервьюера».
В перспективе представленная автоматизация может быть дополнена другими методиками исследования тревожности, может быть организована система хранения результатов прохождения тестов с автоматическим переносом их в базу данных.
1. Тревога и тревожность : сборник статей / под ред. В. М. Астапова. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 256с.
2. Мэй, Р. Смысл тревоги. / Р. Мэй ; пер. М. И. Завалов, А. Ю. Сибурина. - Москва : Класс, 2010. - 250 с.
3. Перлз, Ф. Гештальт-терапия дословно / Ф. Перлз // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - №13. - с. 145
4. Тейлор, Дж. Личностная шкала проявлений тревоги / Дж. Тейлор ; адаптация Т. А. Немчинова // Диагностика эмоционально-нравственного развития. / ред. И. Б. Дерманова. - Санкт-Петербург, 2012. С.126-128.
5. Диагностики эмоционально-нравственного развития : уч. пособие / ред. и сост. И. Б. Дерманова. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 248 с.
6. Имедадзе, И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. / И. В. Имедадзе. - Тбилиси : Мецнисреба, 1960 - 234 с.
7. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. / А. М. Прихожан. - Воронеж : НПО МОДЭК, 2014. 304 с.
8. Психология : словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Политиздат, 2012. - 494с.
9. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека. / Н. Д. Литвинов. - Москва : Просвещение, 2014. - 343 с.
10. Бреслав, Г. М. Психология эмоций: учебное пособие для вузов. / Г. М. Бреслав. - Москва : Смысл, 2007. 544 с.
11. Айзенк, Х., Психологические теории тревожности : учебник для вузов / под ред. В. М. Астапова. - Санкт-Петербург : Питер, 2001.-247с.
12. Немов, Р. С. Общие основы психологии : учебник. / Р. С. Немов. - Москва : Владос, 2010. - с. 687.
13. Ханин, Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - с. 94-106
14. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию : учебное пособие / Э. Аронсон - изд. 7. - Москва, 1998. - 517 с.
15. Прихожан, А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: книга для учащихся. / А. М. Прихожан. - Москва : Просвещение, 2010 - 191с.
16. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. - Москва : Прогресс, 1992. - 364с.
17. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики : Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. - Москва: URSS, 2015. - 238 с.
18. Самостоятельная деятельность студентов в условиях негосударственных и государственных вузов : учебное пособие / под ред. С. М. Годника, В. И. Хлоповских. - Воронеж, 2012. - 120 с.
19. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия. / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. - Липецк : Медицина, 2012. - 156 с.
20. Библиотека Якова Кротова. Связи для свободы [Электронный ресурс] : Психология и педагогика высшей школы. - Режим доступа: http: //krotov.info/lib_sec/shso/71 _rost2. html
21. Корсакова, Н. К. Связь тревожности и продуктивности познавательной деятельности / Н. К. Корсакова, И. А. Володарская // Психология в вузе. - 2010. - № 4. - С. 84-94.
22. Бондарева, С. В. Влияние тревожности на адаптацию студентов- первокурсников / С. В. Бондарева, Н. А. Бондарева // Инновации в науке и образовании. - Новосибирск : ООО ЦСРНИ, 2015. - C. 103-107.
23. Информационные технологии в психологии [Электронный ресурс] : Научная и популярная психология. - Режим доступа: http://kak- bog.ru/informacionnye-tehnologii-v-psihologii
24. Червинская, К. Р. Компьютерная психодиагностика : учебное пособие для ВУЗов. / К. Р. Червинская. - Санкт-Петербург : Речь, 2003 - 336 с.
25. Шляпентох, В. Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический
потенциал : учебник. / В. Э. Шляпентох. - Москва : ЦСП, 2006. - 664 с.
26. Современный учебник JavaScript [Электронный ресурс] : учебное пособие для изучения языка программирования JavaScript. - Москва, 2016. - Режим доступа: https://learn.javascript.ru/
27. Всё о PHP [Электронный ресурс] : портал по PHP, MySQL и другим
web-технологиям. - Москва, 2016. - Режим доступа:
http: //www.php. su/php/?opport
28. Основы HTML [Электронный ресурс] : изучение HTML. - Москва,
2016. - Режим доступа: http://html-exp.narod.ru/base.htm
29. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие. / под ред. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2011. - 672 с.
30. Sublime Text [Электронный ресурс] : Записки программиста. - Санкт-Петербург, 2015. - Режим доступа: http://eax.me/sublime-text
31. Курс лекций по экспериментальной психологии [Электронный ресурс] : Информационный ресурс для студентов. - Харьков, 2014. - Режим доступа: http: //studopedia. org/3-57596.html
32. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента : учебное
пособие / Р. Готтсданкер. - Москва : Издательство Московского университета, 1982. - 464 с.
33. Мурсалбекова, Л. Влияние стрессовой ситуации и психического состояния на познавательную деятельность студентов / Л. Мурсалбекова // Education Sciences and Psychology. - 2008. - № 2. - С. 49-54.
34. Аверьянов, Л. Я. Социология: искусство задавать вопросы / Л. Я. Аверьянов - изд. 2, перераб. и доп. - Москва, 1998. - 357 с.