РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения аддиктивного поведения в подростковом возрасте 8
1.1 Понятие аддиктивности и основные подходы к изучению аддиктивного
поведения подростков 8
1.2 Форма аддиктивного поведения - химическая зависимость и причины ее
появления у подростков 13
Глава 2 Изучение склонности к аддиктивному поведению подростков - учащихся Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Крутоярская средняя общеобразовательная школа» 22
2.1 Характеристика исследовательских методик 22
2.2 Результаты исследования 23
Г лава 3 Разработка веб - сайта «Аддиктивное поведение в подростковом возрасте» 29
3.1 Программный пакет для создания web - сайтов профессиональный редактор
Adobe Dreamweaver 29
3.2 Описание интерфейса программы Dreamweaver 32
3.3 Описание структуры веб - сайта 37
Заключение 41
Список использованных источников 41
В современной России большое внимание уделяется формированию человеческого потенциала страны. Именно он сегодня должен стать источником экономического роста и социального прогресса общества. Основой такого потенциала являются современные подростки и молодежь. Среди задач государственной молодежной политики: помощь социальному, духовному, культурному и физическому развитию молодежи, построение условий для наиболее широкого участия молодых людей в социально - экономической, культурной и политической жизни общества, развитие возможностей подрастающего поколения в достижении личного успеха и выборе своего жизненного пути.
Тем не менее, одной из самых насущных проблем современного общества стала проблема аддиктивного поведения молодежи и подростков, что представляет собой угрозу, как для расширения человеческого потенциала, так и для здоровья населения всей страны. В настоящее время врачи и демографы фиксируют высокую смертность, которая сопровождается низкой рождаемостью, так же замечено ухудшение репродуктивного здоровья населения, приводящее к депопуляции. Причиной данной проблемы специалисты считают массовое употребление алкоголя населением страны. Проблемы, связанные с такими зависимостями как алкоголизм, курение, токсикомания, наркомания, находятся сейчас на одном уровне с некоторыми распространенными заболеваниями, такими как онкологические и сердечнососудистые, а по социальному и экономическому урону даже преобладают над ними. Разумеется, что население страны, у которого низкий уровень здоровья, не может обеспечить экономику продуктивными человеческими ресурсами, хорошими предпринимателями или народными деятелями, которые своими верными решениями могут в большей степени наполнять бюджет страны и делать его более целесообразно используемым.
В наши дни, формы такого рода аддиктивного поведения, как алкоголизм, токсикомания, наркомания, распространяются по территории России с угрожающей скоростью. По докладу ФСКН (Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков), ежедневно в России от употребления наркотических изделий умирает около 80 человек, более 250 человек становятся наркозависимыми [31]. В итоге большинства общественных опросов выявлено, что в нашей стране 8 % молодежи, время от времени употребляют наркотики. Среди студентов наркозависимы в той или иной мере от 30% до 40 %, а в отдельных регионах эта цифра значительно выше [31].
Подростковые аддикции - это одна из важнейших социальных проблем, которая в ярко выраженной форме может обладать такими негативными последствиями, как потеря трудоспособности, появление конфликтных ситуаций с окружающими, совершение преступлений. Большое количество экспериментов и изучений говорят о том, что аддиктивное поведение в период подросткового возраста быстро вызывает формирование зависимости, которая в свою очередь ведет ко многим негативным последствиям, таким, как неудачный процесс социализации подростков, правонарушениям, распространению ВИЧ-инфекции.
Из-за трудностей аддиктивного поведения необходимой стала системная работа, направленная на применение всего запаса профилактических, медицинских, воспитательных и правоохранительных мер основанных на знаниях науки аддиктологии.
Значительный вклад в науку аддиктологию и исследование вопросов аддиктивного поведения внесли зарубежные исследователи: Д. Р. Меерс [27], Л. М. Доддс [12], а так же В. Миллер, M. Ландри и Л. Вёсмер чьи теоретические положения и практические выводы были объединены ещё одним зарубежным аддиктологом С.М. Даулингом в научной публикации «Психология и лечение зависимого поведения» («Психология и лечение зависимого поведения: монография / под ред. Даулинга С. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 240с)
В середине XX века учёные из США M. Ландри и В. Миллер ввели понятие «аддиктивное поведение», под которым понимали период частого употребления веществ, изменяющего психическое состояние до того, как от них появляется зависимость [32].
На первом этапе изучения данного явления исследование было продолжено врачами наркологами, так как аддикция считалась синонимом зависимости, и рассматривались преимущественно её химические виды. Вплоть до конца 1980-х годов во многих зарубежных странах термин «аддиктология» обозначал раздел медицины, занимающийся изучением и лечением химических зависимостей. И лишь в начале 1990-х годов к исследованию аддиктивного поведения подключились учёные психологи и социологи, продолжая развивать концепцию об аддикциях как о заболевании.
В нашей стране понятие аддиктивного расстройства впервые было предложено профессором Ц.П. Короленко в начале 1970- х гг. Он же в 2001 г. предложил первую в России классификацию нехимических аддикций [21]. Наука «аддиктология», которая в России занимается изучением всех зависимостей, возникла в конце 90- х годов ХХ века.
Главное отличие отечественной научной концепции об аддиктивном поведении, это взгляд на него, как на одну из форм отклоняющего разрушительного поведения. Поэтому изучения этой проблемы в отечественной науке началось в трудах психологов и социологов: Б. Д. Карвасарского [18], А.О. Бухановского [5], Т. А. Донских [23], Н. В. Дмитриева [22], Н. Л. Бочкарёва [25], В. Д. Менделевича [28,29] В. С. Битенского [26], С. А. Кулакова [24], А. Е. Личко [26], А. Е. Войскунского [7], Е. В. Змановской [16].
Далее к изучению проблемы аддиктивного поведения присоединились учёные, исследовавшие отклонение поведения в подростковом возрасте: Е.П. Ильина [17], В. Поликарпова [40], Н. Залыгина [40], Я. Обухова [40] и д.р. Особо большой вклад в разработку данного вопроса внесли также: Ц.П. Короленко, А.С.Тимофеева [23,38], Т.А. Донских и Бочкарева Н.Л.
В настоящее время аддиктивное поведение подрастающего поколения - это не только проблема, касающаяся здоровья, благополучия и безопасности всего населения, это проблема, разрушающая общество страны изнутри; она уносит жизни тысяч возможных российских защитников и создателей - это личная проблема отдельных лиц - подростков и их семей.
Присутствие аддиктивного поведения у подростка указывает на плохую адаптацию к переменчивым условиям микро и макросреды. Подросток не понимая того сам, то есть неосознанно, призывает своим поведением к необходимости оказания ему экстренной помощи, по большей степени в этих случаях требуются воспитательные и психолого - педагогические меры, чем профилактические и медицинские, так как аддикция в данном случае не заболевание, а нарушение поведения.[29]
Учёные аддиктологи считают, что во время проведённая коррекция аддиктивного поведения в частности склонности к химической зависимости социопсихологическими мерами, поможет не только прекратить его дальнейшее развитие, но и перенаправить энергию ребёнка в позитивное русло [23]. Этим обусловлена практическая значимость изучения аддиктивного поведения подрастающего поколения.
Цель исследования: изучение особенностей личности подростков, склонных к химической зависимости, как одной из форм аддиктивного поведения.
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков.
Предмет исследования: особенности личности подростков, имеющих склонность к химической зависимости
Цель дипломной работы: изучение особенностей личности подростков, склонных к химической зависимости, как одной из форм аддиктивного поведения и разработка веб-сайта.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные подходы к исследованию аддиктивного поведения в зарубежной и российской науке, и дать понятие аддиктивности;
2. Рассмотреть основные виды химической зависимости и причины их распространения среди подростков;
3. Подобрать психодиагностические методики для исследования особенностей личности подростков для выявления склонности к аддиктивному поведению;
4. Провести исследование аддиктивного поведения подростков - учащихся 7 классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Крутоярская средняя общеобразовательная школа» поселка Красная Сопка Назаровского района Красноярского края;
5. Создать веб - сайт «Аддиктивное поведения в подростковом возрасте».
Гипотеза: изучение личностных особенностей учащихся создаст в учебном заведении условия для расширения форм и методов проведения психопрофилактических мероприятий аддиктивного поведения.
Для проведения исследования был подобран психодиагностический комплекс методик:
«Тест - опросник Р.Б. Кеттелла для подростков». Подростковый вариант многофакторной методики Р.Б. Кеттелла (Кеттела) предназначен для диагностики школьников в возрасте от 12 до 16-18 лет. Подростковая 14 факторная методика содержит 142 вопроса с тремя вариантами ответов с выбором наиболее близкого, каждому проходящему тест. Позволяет выявить особенности характера, склонностей и интересов личности. Согласно теории личностных черт Р.Б. Кеттелла, человек описывается как личность, состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (черт, свойств), определяющих его поведение и внутреннюю сущность. Различия в поведении людей объясняется различиями в выраженности личностных черт.
Опросник «Склонность к отклоняющему поведению» автор А.Н. Орёл. С его помощью можно определить склонность к девиантному поведению. Раскрываются разные формы отклоняющегося (девиантного) поведения, в числе которых и аддиктивное.
Анкета для раннего выявления родителями химической зависимости у подростка Е.В. Змановской. С помощью анкеты, состоящей из 37 вопросов, на которые отвечают родители подростков, можно увидеть склонность детей к химической зависимости (курение, алкоголь, наркотики). Если устанавливается существование более чем 10 признаков и их оценка в сумме достигает 2000 баллов и больше, то с большой вероятностью можно предполагать химическую зависимость
Таким образом, аддиктивное поведение - предмет изучения и споров учёных как зарубежных, так и российских. Зарубежные и российские учёные внесли большой вклад в изучение вопросов аддикции. Однако именно российские учёные способствовали тому, чтобы вопрос аддиктивного поведения вошёл в подростковую психологию. Российские ученые, рассматривая термин «аддикция» по отношению к подросткам, определяют её, как некие психологические отклонения, но не заболевание или же зависимость. Современные психологи убеждены, что аддиктивное, отклоняющееся от нормы, поведение у подростков в некой степени является нормой для весьма сложного периода их жизни - взросления, переходного возраста. И, наверное, только в крайних случаях, особо выделяющихся, следует говорить о девиантности поведения подростка как об отклонениях, серьезных нарушениях.
Изучение всей совокупности факторов, предрасполагающих к возникновению химической зависимости как одной из форм девиантного поведения, позволило увидеть, что причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Но, тем не менее, ни одна из этих причин не является решающей, не может выступать как основополагающая в возникновении аддиктивного поведения конкретного подростка или юноши.
Результаты проведенных исследований показали - подростки 7-х классов МБОУ «Крутоярская СОШ» имеющие склонность к химической зависимости, имеют такие психологические характеристики личности, которые указывают на возбудимость и психологическую неустойчивость. Возможно такие личностные характеристики - это влияние особенностей возраста ведь многие негативные последствия этого периода проявляются именно сейчас.
В Adobe Dreamweaver CC 2015 был создан веб - сайт с удобным и доступным интерфейсом. На сайте представлен список актуальной литературы по проблеме. Сайт может быть использован для компактного хранения, быстрого извлечения, оперативного и всестороннего анализа, а также наглядного представления психодиагностической информации, автоматизации рутинных операций традиционного психодиагностического эксперимента, повышения уровня стандартизации, скорости и точности в получении выходных диагностических данных. Сайт может быть будет полезен студентам, преподавателям, всем кто интересуется проблемами аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
1. Александров, А.А. Психодиагностика и психокоррекция: науч. изд. // под ред. А.А. Александрова. СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
2. Бабаян, Э. А., Гонопольский М. Х. Наркология: учебное пособие / Э.А. Бабаян, М.Х Гонопольский - М.: Медицина, 1987. - 335 с.
3. Березин, С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости: монография. / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров - М.: МПА, 2001. - 192 с.
4. Братусь, В. С., Сидоров П. И. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма: монография / В.С. Братусь, П.И. Сидоров - М., 1984. - 144 с.
5. Бухановский А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика,
систематика, лечение, профилактика: пособие для врачей /А.О. Бухановский, А.С. Андреева - Ростов - на - Дону, 2002. - 60 с.
6. Большой психологический словарь / Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
7. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск - Терра, 2000, 100 - 131 с.
8. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика: учебнометодическое пособие - М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. - 240 с.
9. Головко А.И. Современные классификации психоактивных веществ // Биомедицинский журнал. 2007. №8, 622 - 636 с.
10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Астрель, 2001. - 983 с.
11. Дмитриева, Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения: монография / Н.В. Дмитриева, Д.В. Четвериков - Новосибирск,2002. - 278 с.
12. Доддс Л. М. Психическая беспомощность и психология аддикции. / Л.М.Доддс // Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С.Даулинга / Пер. с англ. P.P. Пер. Муртазина. — М: Независимая фирма "Класс", 2000. - 240 с.
13. Дунаевский, В.В. Наркомания и токсикомания: методическое руководство / В.В. Дунаевский, В.Д. Стяжкин - М.: Медицина, 1990. - 206 с.
14. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. Элиста: Джангар. 2010. - 864 с.
15. Захаров Н.П. Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости / Н.П. Захаров - М.: "ДеЛи - принт", 2004. - 288 с.
16. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
17. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: науч. изд. - СПб.: «Питер», 2000. -512 с.
18. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учебник для ВУЗов - М., 1985. -672с.
19. Клиническая психиатрия.: учебное пособие /Под ред. Т.Б.
Дмитриевой. - М.: гоэтар медицина, 1999, 112 - 113 с.
20. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь - справочник. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000. 448 с.
21. Короленко Ц.П. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография / Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В.. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006. - 448 с.
22. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия: монография / Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В - Екатеринбург, 2000. - 460 с.
23. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: науч. изд. / Короленко Ц.П., Донских Т.А - Новосибирск, 1990. - 224 с.
24. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: практическое пособие - М.: Фолиум, 1996. - 70 с.
25. Леонова Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: науч. изд. / Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. - Новосибирск: НМИ, 1998. - 48 с.
26. Личко А. Е. Подростковая наркология.: учебное пособие / Личко А. Е., Битенский В. С - Л.: Медицина, 1991. - 386 с.
27. Меерс Д.Р. Аддиктивное поведение глазами детского аналитика //Психология и лечение зависимого поведения/ Под ред. С. Даулинга М.: "Класс", 2000, - 169 с.
28. Менделевич В.Д. Психология зависимой личности: учебник - Казань, 2004. - 240 с.
29. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учебник - М.: МЕД пресс, 2001. - 432 с.
30. Морозов Г.В. Курение как фактор риска: науч. изд. / Г.В. Морозов, И.В. Стрельчук. - М. : Знание, 1983. - 96 с.
31. Россия сегодня [электронный ресурс] // Сетевое издание «РИА Новости» http://ria.ru/society/20090212/161898045.html
32. Психология и лечение зависимого поведения / под ред. Даулинга С. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 240 с.
33. Психоаналитические термины и понятия. Словарь / Мур Б. Э., Фаин Б. Д. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 304 с.
34. Публичный отчёт МБОУ «Крутоярская СОШ» [электронный ресурс] - 2015 г. http://krutoyar shcola.ucoz.ru/index /publichnyj_ otchet_2014_2015 _uch_ god/0 - 138.
35. Реабилитация и адаптация [электронный ресурс] Сайт реабилитационного центра «Реада» http://readaptation.ru/articles/drug-statistics/
36. Смельзер Н. Социальные отклонения: учебное пособие - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. лит. 2009. - 275 с.
37. Сельская школа - 2015/ публичный отчёт Управления образования Назаровского района [электронный ресурс] http://nazarovo.ucoz.ru/load/2
38. Тимошенкова Е.Д. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте. Смоленск, 2006.243с.
39. Шабалина В. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / В. Шабалина // Психология подростка. - М., 2003: Прогрессив. Био - мед. технологии, 2000. - 84 с.
40. Учебное пособие для студентов «Аддиктология» / под редакцией Мандель Б. Р. - М.: Директ - Медиа, 2014. - 536 с.
41. Хеник Бен HTML и CSS. Путь к совершенству: [эффективные технологии для построения современных веб - сайтов: пер. с англ.] Издательский дом "Питер"", 2011 - 333 с.
42. Дронов В. А. - Самоучитель Adobe Dreamweaver CS5.5 БХВ - Петербург, 2012. - 384 с.
43. Дунаев В.В. - HTML, скрипты и стили. 3 изд. БХВ - Петербург, 2011, - 816 с.
44. Ташков П А Веб - мастеринг: HTML, CSS, JavaScript, PHP, CMS, графика, раскрутка: Html, Css, Javascript, Php, Cms, Графика, Раскрутка. Издательский дом ""Питер"", 2013 - 514 с.