Введение 3
1 Психолого-педагогические основы разработки электронного сборника
физкультминуток для первоклассников 5
1.1. Возрастные особенности учащихся первых классов 5
1.2. Физкультминутки: сущность, виды, особенности
использования 23
1.3. Электронный сборник: особенности, сущность 38
Выводы по первой главе 45
2 Разработка электронного сборника физкультминуток для
первоклассников 47
2.1 Описание электронного сборника 47
2.2 Результаты экспертной оценки электронного сборника 60
Выводы по второй главе 66
Заключение 67
Список использованных источников 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Сегодня, как никогда, остро стоят проблемы снятия утомления школьников в процессе урока и повышения их двигательной активности. Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно, для лиц, занятых умственной деятельностью. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учёба.
Основная задача начальной школы - так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и изучение образовательной практики определили необходимость разработки электронного сборника физкультминуток для первоклассников.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы «Разработка электронного сборника физкультминуток для первоклассников».
Цель исследования: разработать электронный сборник физкультминуток как малых форм физической активности первоклассников и провести его экспертную оценку.
Объект исследования: учебно-методическое обеспечение физической активности первоклассников.
Предмет исследования: содержание физкультминуток как малых форм физической активности первоклассников.
Гипотеза исследования: электронный сборник физкультминуток для первоклассников будет частью учебно-методического обеспечения физической активности учащихся первых классов, если комплекс
разновидовых физкультминуток соответствует возрастным психофизиологическим особенностям обучающихся.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования поставлены основные задачи:
1. Описать психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста 6-7 лет (первоклассников).
2. Проанализировать учебно-методическое обеспечение физической активности первокласников.
3. Разработать электронный сборник разновидовых физкультминуток для первоклассников.
4. Организовать экспертную оценку разработанного электронного сборника.
Методологической основой исследования явились: теория психофизиологического развития личности (А. Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И. Бажович, Л.С.Выготский), законодательные документы о современной школе (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, постановления об утверждении СанПиН).
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.); анализ существующих физкультминуток в образовательных учреждениях и практики их использования; метод экспертной оценки.
Исследование выполнялось в 2015 - 2015 уч. г.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, библиографический список, приложение.
В современном обществе проблема снятия утомления школьников в процессе урока и повышения их двигательной активности стоит крайне остро. Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учёба, в особенности младшие школьники , у которых только формируется организм.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и изучение образовательной практики показали, что необходимость разработки электронного сборника физкультминуток для первоклассников определяется объективно существующим противоречием между современными потребностями в обогащении учебно-методического обеспечения малых форм физической активности, с одной стороны, и недостаточно разработанным учебно-методическим обеспечением физкультминуток в школе с применением информационно-коммуникационных технологий - с другой.
В своей выпускной квалификационной работе мы предложили свое видение разрешения вышеозначенной проблемы. Позитивные результаты, полученные в итоге экспертной оценки, позволяют признать теоретическую и практическую значимость гипотезы: электронный сборник физкультминуток для первоклассников будет частью учебно-методического обеспечения физической активности учащихся первых классов, если комплекс разновидовых физкультминуток соответствует возрастным психофизиологическим особенностям обучающихся.
Таким образом, в настоящем исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
1. Баранов, А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. - 1999. - №8. - С. 41-44.
2. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей и подростков в
современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. - 1998. - №1. - С. 5-8.
3. Баранов, А.А. Универсальная оценка физического развития младших школьников / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др. - М.,2010. - 34 с.
4. Барков, В. А. Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классов вспомогательной школы [Электронный ресурс] : метод. пособие / В.А. Барков, А.М.Полещук, Д.В.Тихон; Под ред. В.А. Баркова. - Гродно: ГрГУ,
2003. - 107 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0200/index.shtml
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
6. Бродкина, Г.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании / Г.В. Бродкина, И.И. Зубарева - М.: АПКРО, 2012. 542 с.
7. Бетелева, Т.Г. Механизмы обработки непроизвольно воспринимаемой зрительной информации у детей // Физиология человека. - 1995. - Т. 21. - № 5. - С. 58.
8. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А.Родионова. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 320 с.
9. Департамент образования администрации города Липецка. [Электронный ресурс]: Постановление от 15 мая 2013 года N 26, Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 // Режим доступа: http://www.doal.ru/node/1652
10. Здоровьесберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе. [Электронный ресурс]: Методическая разработка // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/584086/
11. Кошбахтиев, И. А. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста для занятий футболом в группах начальной подготовки / И. А. Кошбахтиев, Н. А., Кайпов, И. Ю. Разуваева // Молодой ученый. -2015. - №2. - С. 101-104.
12. Кураев, Г.А. Возрастная психология : курс лекций [Электронный ресурс] / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону : УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0466/2_0466-1. shtml
13. Киленкова, Л. М. Значение игры в обучении и воспитании
младших школьников [Электронный ресурс] // Экстернат.рф - Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/5577-l-r-sp-26364.html
14. Кожухов, М.В. Сравнительная характеристика состояния здоровья и уровня физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / М.В. Кожухов, Е.В. Семикина, Н.Н. Заброда // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 1. - С. 65-66.
15. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - Москва: Педагогическое общество России, 2001. - 160 с.
16. Литературная энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://dic. academic.ru/contents. nsf/enc_literature/
17. Лутовинова, И. С. Основные типы словарей в отечественной русистике // Лексикография русского языка. Учебник для высших учебных заведений Российской Федерации. И. С. Лутовинова, А. С. Герд, Л. А. Ивашко. - Санкт- Петербург.: Факультет филологии и искусств СПбГУ,
2009. - 672 с.
18. Любомирский, Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков // Л.Е. Любомирский. -М.: «Педагогика», 1999. - 76 с.
19. Образовательно-научный портал «Рудана». [Электронный
ресурс] // Режим доступа: http://www.rudana.in.ua/train_aids.htm
20. Образовательный портал «Энциклопедия практической
психологии [Электронный ресурс] : «Психологос» / Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/relaksaciya
21. Сайт-база данных психологических документов «Релаксация - путь к здоровью» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psihdocs.ru/relaksaciya--pute-k-zdoroveyu.html
22. Суслова, В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления / В.Суслова. - Москва: Гардарики, 1993. - 90 с.
23. Сухомлинский, В.А. О воспитании // В.А. Сухомлинский : М., 1973. - 24 с.
24. Тараканова, В.В. Здоровье человека в условиях окружающей среды // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3. - С. 22-26.
25. Толковый словарь Даля. [Электронный ресурс]: Словарь// Режим доступа: http://slovardalya.ru/
26. Трегубов, А.Л. Сердечная деятельность у детей ясельного возраста / А.Л. Трегубов, Е.И. Иванова, Л.М. Бажанова // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М.: 1981. - С. 125-126.
27. Тузлукова, В. И. Типология педагогических лексикографических источников в международной педагогической лексикографии // Сборник трудов Второй Международной научно-практической конференции - с.45 Цит. по: Кашеварова И. С. - Электронный словарь как новый этап в развитии лексикографии - Молодой ученый - 2010.
28. Электронный журнал «Экстернат.рф». [Электронный ресурс]: метод.разработка// Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09- 03-14/89-2011-11 -24-19-25-06/1460-2012-08-01-19-45-44.html
29. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд.,срет. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
30. Яшина, Г.А. Школа здоровья: стратегия и тактика/ Г.А. Яшина, А.С. Сиденко. // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №1. - С. 31-34.
31. Turina E.V. Age and sexual features of mental health of children of primary school age / E.V. Turina, T.M.Paranicheva, Е.А.Babenkovа // Family health in the XII century: Proceedings of the XV International Scientifuc Conference 30 April-7 May 2011. - Torremolinos, Spain. - Р. 187-190.